1640 . Святитель и поэт: Стихотворный диалог о смысле жизни между митрополитом Московским и Коломенским Филаретом и поэтом А.С. Пушкиным/Подгот. монахиня Серафима (Розова К.А.). – М., 1998. – 21 1641 . Симон (Новиков), архим. Основоположник русской экзегетической школы//Журнал Моск. Патриархии. – 1968. – 1. 1642 . Смирнов А. А. Детство, отрочество, юность, годы учения и учительства в Троицкой Лаврской семинарии митрополита Филарета (1782–1808). – М., 1893. – 75 с, 3 л. факс. 1643 . Смирнов А. П. Митрополит Филарет как автор «Начертания церковно-библейской истории». – М.: Тип. Снегирева, 1883. – 77 с. 1644 . Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. – М.: Тип. Мамонтова, 1868. – 294, 164 с, 1 л. портр. 1645 . Филарет как истинный друг и товарищ: Сост. по письмам митрополита Филарета к Гавриилу, архиепископу Тверскому и Кашинскому. -Тверь: Тип. Губ. правл., Ценз. 1894. – 146 с. 1646 . Хронологический указатель слов и речей митрополита Филарета и некоторых других иных произведений его, доселе неизвестных. – М.: У нив. тип., 1868. – 94 с. – Отт. из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1869. 1647 . Чепин М.А. Митрополит Московский Филарет как гоми-лет. – Тверь: Тип. Губ. правл., 1892. – 49 с. То же. – 2-е изд., испр. и доп. – Пинск, 1894. – 59 с. 1648 . Явления благодати Божией через святителя Филарета, митрополита Московского. – Сергиев Посад. 1896. – 48 с: портр. Юнгеров Павел Александрович (1856–1921) Павел Александрович Юнгеров родился в 1856 году. По окончании Казанской Духовной Академии был оставлен на кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1882 году Павел Александрович защитил магистерскую диссертацию на тему «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни», а в 1897 году за труд «Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение» ему была присуждена ученая степень доктора богословия. Профессор Юнгеров оставил большое количество трудов по истории, критике и толкованию Священного Писания. Его курс «Общее историко-критичес-кое введение в Священные Ветхозаветные книги», удостоенный премии митрополита Макария, явился своего рода итогом русской ветхозаветной апологетической исагогики. Профессор М.И. Богословский , подробно изучивший эту работу, называл ее «капитальнейшим трудом в нашей библейской исагогической литературе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Филарет Дроздов Филарет Дроздов (1782–1867) – святой (память 19 ноября/2 декабря), митрополит Московский и Коломенский. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, талантливый преподаватель, проповедник и богослов, крупный общественный деятель. Покровитель русского воинства. Автор знаменитого «Катехизиса», по которому обучалась вся русская молодежь. По просьбе императора Александра П составил манифест об освобождении крестьян. В стихотворной форме переписывался с А.С. Пушкиным. Пушкин написал полное глубокого отчаяния стихотворение: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною, Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучной жизни шум. Митрополит Филарет возразил ему: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана; Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум И созиждется Тобою Сердце чисто, светлый ум! И поэт ответил святителю знаменитым стихотворением «Стансы»: В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Серафима В священном ужасе поэт. (Первоначально последняя строфа выглядела так: Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Однако по требованию цензуры Пушкин убрал из текста имя великого иерарха.) Митрополит Филарет был окружен любовью народной: толпы людей собирались на каждое его богослужение, ждали благословения, веря в особую силу этого благословения, и видели необыкновенные подтверждения этой веры. Незадолго до кончины явился митрополиту в видении его покойный отец и сказал: «Береги 19-е число». Филарет сообщил об этом наместнику Троице-Сергиевой Лавры и попросил приготовится к похоронам. 19 ноября (по старому стилю) 1867 года, в воскресный день, митрополит с особой бодростью и одушевлением совершил литургию, причастился, после службы прилег отдохнуть и безболезненно отошел в вечность. Вся Москва сошлась на поклонение усопшему, который был перевезен в Троице-Сергиеву Лавру и схоронен в церкви Святого Духа. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Овдовев, отец Василий 8 октября 1876 года принял монашество с именем Виталий и 22 октября был возведен в сан архимандрита. В 1879 году архимандрит Виталий был возведен в сан епископа и определен епископом Острожским, викарием Волынской епархии, а в 1882 году переведен на Могилевскую кафедру. За два с небольшим года святитель благоустроил Духовную семинарию, открыл двести восемьдесят шесть церковно-приходских школ, восстановил деятельность Богоявленского Братства. Под руководством епископа Виталия стали издаваться «Могилевские епархиальные ведомости». «Он был прекрасно образованный законоучитель, неутомимый труженик богословской науки, знаток Священного Писания, проповедник и бдительный страж религиозно-нравственных основ общественной жизни... Он явился ревностным поборником и распространителем религиозного просвещения в духе Православной Церкви особенно в такое время, когда ложное просвещение и несдерживаемый либерализм подрывали основы веры и благочестия». – писал биограф. По мнению митрополита Антония (Мельникова), «в трудах отца Виталия виден опытный катехизатор, глубоко понимающий Священное Писание и умело раскрывающий его перед паствой, особенно те места евангельского учения, которые требуют практического исполнения». Епископ Виталий скоропостижно скончался 14 мая 1885 года и был погребен в Спасской церкви архиерейского дома в Могилеве. Печатные труды 354 . Божественная литургия с применением к ее священнодействиям и молитвословиям всех Евангельских воспоминаний. – Житомир: Тип. Соколова, 1882. -VI, 276 с. 355 . Всенощное бдение: Дух и значение богослужения. – СПб.: Кн. маг. Луковникова, 1901. – 44 с. 356 . Всенощное бдение: (Из собеседований законоучителя с детьми): Говорено в церкви Николаевского сиротского института. – СПб., Ценз. 1859. – 16 с. То же. – СПб., 1861. – 39 с. – Из: Странник. – 1861. 357 . Две речи и три слова, сказанные преосвященным Виталием, епископом Острожским. – Почаев: Тип. Почаевской Успенской Лавры, 1882. – 32 с. 358 . Две речи по случаю выпуска воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц. – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1867. – 5 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А так мы, убогие и окаянные, вместо дара представляем Тебе Матерь Деву Чистую, Тебя, Бога, нам родившую, Которая достойнее всех тварей небесных и земных, Которую Ты Сам Себе, как Дар благоприятнейший, от всего рода человеческого изволил избрать. Ее представительством помилуй нас; возобнови вновь вседейственною Твоею благодатью растленный храм наш, очисти его огнем Твоим невещественным. Сердце чисто созижди в нас, Боже, и дух прав обнови во утробе нашей (ср. Пс. 50:12 ), и так «прииди и вселися в ны», и Ты один царствуй в нас и над нами с Отцом и Пресвятым Твоим Духом, никому не попуская владеть нами. Тогда и мы с радостью и весельем воззовем: Мы обрели Мессию, что значит: Христос. Аминь. Святитель Филарет Московский (Дроздов) Два слова на Рождество Христово Святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский (1782, Коломна – 1867, Москва) – выдающийся архиерей, богослов и духовный писатель Русской Православной Церкви XIX века. Святитель Филарет Московский (в миру – Василий Михайлович Дроздов) родился в Коломне, в семье диакона. Учился в Коломенской духовной семинарии, затем в Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде, которую окончил в 1803 году. Находился под особым покровительством выдающегося российского церковного иерарха того времени – митрополита Платона (Левшина) . В 1808 году принял монашеский постриг; в том же году стал иеродиаконом и иеромонахом, после чего был переведен в Санкт-Петербург. С 1811 года – архимандрит, с 1812-го – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Затем занимал различные церковные должности в Новгороде и в Москве. В 1817 году святитель Филарет стал епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии, а с 1819 года – архиепископом Тверским и членом Святейшего Синода. С 1820 года – архиепископ Ярославский. Назначение святителя Филарета на Московскую митрополичью кафедру совершилось в 1821 году. За долгие годы своего пребывания в Москве святитель сделал очень многое для древней русской столицы, для ее монастырей и церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

1062 . О политическом самосознании Христианской Церкви.– Ярославль, 1913. 1063 . О православном приходе как юридическом лице. – Ярославль, 1913. 1064 . Обзор русских духовных журналов: Статьи по Священному Писанию Ветхого Завета//Богослов, вестник. – 1901. – Окт. – С. 379–392; Дек. – С. 773–787. 1065 . Ответ архимандриту Фаддею (По поводу замечаний на статью «Раб Иеговы»)//Богослов, вестник. – 1905. – Нояб. 1066 . Отзыв о книге Вигуру «Руководство к чтению и изучению Библии»//Богослов, вестник. – 1897. – Нояб. – С. 328–333. 1067 . Очерк содержания Книги Екклезиаст//Вера и разум. – 1894. – 2. 1068 . По церковно-общественным вопросам: Сборник статей: Вып. 1–2. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1905–1906. – Описано по обл. 1069 . Политические партии и их идеалы: (С точки зрения социальной политики и конституционного права). – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1906. – 111 с, 1 л. табл. 1070 . Раб Иеговы: ( Ис. 40–66 )//Богослов, вестник. –1905. – Т. 2. – С. 425–435. 1071 . Связь антиномизма с учением Лютера. – М.: Тип. Снегиревой, 1891. – 48 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1891. -Авг. – сент. 1072 . Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих//Вера и разум. – 1894. – 1. 1073 . Устройство христианской Церкви в первые два века. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1909. -XVI, 475 с. – Библиогр.: с. XIII-XV. 1074 . Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. – XVI, 264 с. 1075 . Церковное устройство по Посланиям св. Игнатия Богоносца //Богослов, вестник. – 1908. – Июль – авг. – С. 473–508. Олесницкий Аким Алексеевич (1842–1907)  Аким Алексеевич Олесницкий родился в 1842 году на Волыни в семье протоиерея. С 1857 по 1863 год обучался в Волынской Духовной семинарии. В 1867 году окончил Киевскую Духовную Академию и в том же году определением Святейшего Синода был назначен на кафедру еврейского языка и Библейской археологии. В 1868 году за сочинение о Канте был удостоен степени магистра богословия. С введением в Академии устава 1869 года А.А. Олесницкии получил звание доцента, а в 1873 году был утвержден в звании экстраординарного профессора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа, ас 1821 года, после смены нескольких кафедр, в сане архиепископа получил назначение на Московскую кафедру, которую возглавлял до конца жизни. 22 августа 1826 года архиепископ Филарет был возведен в сан митрополита. Святитель Филарет занимает выдающееся место в истории русского богословия. Особо следует отметить «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви», который до сих пор служит учебной книгой Церкви. Основное богословское наследие святителя содержится в его «Словах и речах», проникнутых подлинно святоотеческим духом. Проповедь митрополит Филарет считал основной обязанностью епископа. И.Н. Корсунский о проповеднической деятельности святителя писал, что она касалась всевозможных предметов догматического, нравственного характера, затрагивала по возможности все события того времени... Не даром за Филаретом Московским утвердилось название «Филарета Мудрого». Поистине он вполне заслужил имя Учителя Церкви. «Можно сказать, что в течение более полустолетия не было ни одного церковного дела, в котором бы не принимал участия великий иерарх Московский», – писалось в Синодальном отчете за 1867 год. Уникальность деятельности святителя состоит и в том, что даже резолюции его были изданы после его смерти как образец духовной мудрости. С именем митрополита Филарета связано преобразование Московской Духовной Академии. По словам И.Н. Корсунского , «Академия была его любимым детищем». В 1842 году по благословению святителя Филарета в Академии начали выходить переводы Творений св. Отцев. Был создан и печатный орган Академии – «Прибавления к изданию Творений св. Отцев». Академия в этот период взрастила выдающихся ученых, которыми вправе гордиться русская наука. Митрополит Филарет по праву считается подлинным основоположником русской Библейской науки и экзегетической школы. «В русской литературе по Библейской науке, писал Н. Троицкий , – едва ли есть такая ученая книга и книжка учебная, такая статья специальная и статейка популярная, которые бы не стояли в связи с трудами митрополита Филарета». «Записки на Книгу Бытия», являясь лучшим пособием в преподавании Священного Писания, вошли большей частью в состав учебных пособий по изучению законо-положительных книг Ветхого Завета. Труды святителя Филарета по истолкованию Псалтири легли в основу таких работ, как «Изображение Мессии в Псалтири» священника Н. Каменского (Казань, 1878), «О происхождении Псалтири» Н. Вишнякова (СПб., 1875).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

841 . Состояние церковных дел в греческом королевстве//Христиан, чтение. – 1863. – Ч. 2. 842 . Судьба Православной Церкви на Ионических островах//Христиан, чтение. – 1864. – 4.1. 843 . Физическое происхождение и библейское значение радуги//Странник. – 1865. – Окт. 844 . Храм Св. Софии в Константинополе//Духов, беседа. – 1867. – 26. 845 . Христианин – хозяин//Духов, беседа. – 1859. – 846 . Чудесные солнечные явления при Иисусе Навине и пророке Исайе//Странник. – 1861. – Сент. Переводы, издание 847 . Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. – 2-е изд., испр. – СПб., 1861. – 11. 242 с. То же. – 3-е изд., пер. на рус. яз. – СПб., 1875. 848 . Две беседы Патриарха Фотия по случаю нашествия Россов на Константинополь/Пер.//Христиан, чтение. – 1882. – 4.2. 849 . Илия Минятий , епископ. Камень соблазна, или изложение начала и причин отпадения Церкви Западной от Восточной и предметов несогласия между ними/Пер. с новогреч. – СПб., 1854. 850 . Патриарха Фотия Тайноводственное слово о Св. Духе//Духов, беседа. – 1866. – 20. 851 . Святой Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви Ш-го века. Полное собрание его творений/Пер. с греч. – СПб., 1877. – XXIII, 259 с. 852 . Св. Роман Сладкопевец . Кондак и икос в честь святых Апостолов/Пер.//Христиан, чтение. – 1876. – Ч. 2. 853 . Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: Вып. 1–5/Пер. профессоров Глориантова Н.И. , Ловягина Е.И. , Троицкого И. Е. //Христиан, чтение. – 1874–1878 (в прил.). 854 . Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе Е.И. Ловягина :  1–2. – СПб.. 1907–1908. 855 . Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского в русском переводе: В 12 т. – СПб., 1896. Примечание: Ловягин Е.И. редактор 1-го тома. 856 . Шикопп, Юлиус. Апологетические беседы о лице Иисуса Христа/Пер. с нем. – СПб., 1870. – 276 с. Литература о жизни и деятельности 857 . Профессор Евграф Иванович Ловягин //Христиан, чтение. – 1910. – Сент. – С. 1147–1162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важное значение в жизни святителя имело его участие в переводе Священного Писания на русский язык. «Дело перевода было, можно сказать, делом едва ли не всей жизни святителя Филарета, составляло предмет самых заветных его помыслов, желаний и забот, ... было причиною и великих скорбей для него, и великой славы», – писал И.Н. Корсунский , уделявший этому крайне сложному вопросу большое место в своих исследованиях. «Богатое наследие оставил после себя великий святитель и в своей многолетней и многодеятельной жизни, и в своих многочисленных и многоразличных писаниях», – писал биограф. «Отныне он становится неистощимым предметом изучения, которое не преминет внести новые силы в наше сознание, в наше просвещение», – писал М.Н. Катков. По словам священника В. В. Воронцова, «его труды, как толкователя Священного Писания, велики и имеют значение капитальное. По строго православному и вместе глубоко научному, самобытному характеру библейские ученые труды знаменитого иерарха являются богатою сокровищницею, которою всегда будет пользоваться православный экзегет». Архив святителя Филарета не сохранился как единое целое. Отдельные его части хранятся в нескольких хранилищах Петербурга и Москвы. Наиболее значительный комплекс архивных материалов хранится в Российской государственной библиотеке, фонд 316, здесь же хранится и собрание, фонд 317. Последние дни своей жизни митрополит Филарет провел в Москве на Троицком подворье. 19 ноября 1867 года великий иерарх мирно скончался. Тело святителя после трогательного прощания было предано земле в специально устроенной часовне на южной стороне Свято-Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры. На Архиерейском Соборе 2 декабря 1994 года святитель Филарет был причтен к лику святых. Печатные труды 1525 . Беседа о благодарности к Богу. – 1842,– 17 с. СПб.: Тип. Бородина. 1526 . Беседа о трудолюбии. – М.. 1847. – 10 с. – Отт. из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1847. 1527 . Беседа о милосердии к бедным. – М.: Тип. Готье, 1848. – 12 с. – Отт. из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 . О греческой Кормчей Московской Синодальной библиотеки, последней четверти IX века, под 393//Археол. вестник. – 1867.– Вып. 1. 29 . О греческом Кондакарии XII-XIII веков Московской Синодальной библиотеки сравнительно с древним славянским переводом. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1869. – 37 с. – Прил. к Зап. Имп. Акад. наук. – Т. 16. – 4. 30 . О древних иконах в Московском Даниловом монастыре: св. Апостолов Петра и Павла, Владимирской Божией Матери, с Акафистом по полям, и семи Вселенских Соборов. – М.: Тип. «Рус. ведомостей». 1871. – 8 с., 4 л. ил. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. 31 . О Кондакарии XII-XIII веков по рукописи Московской Синодальной библиотеки 437: С древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе и с приложением выписок кондаков и икосов из служебных греческих рукописных Миней, с славянскими древнейшими переводами и из славянских служебных Миней рукописных с греческим текстом и без оного и с разночтениями на обоих языках: С приложением снимков. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1876 (обл. 1879). -VIII, 260 с. Загл. обл.: Кондакарии в греческом подлиннике XII-XIII вв. Дополнение к Кондакарию XII-XIII вв. – 1879. – 103, 13 с. Снимки из Кондакария XII-XIII веков, сделанные архимандритом Амфилохием в 1879 году. – М.: Лит. Гаврилова, – 227 с. 32 . О лицевом греческом Акафисте Божией Матери (2-й половины XIV века) Московской Синодальной библиотеки 429. – М.: Тип. «Рус. ведомостей», 1870. – 8с., л. факс. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1870. – Кн. 10. 33 . О лицевом славянском Акафисте Божией Матери XVII века//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 8.-С. 29–33. 34 . О миниатюрах и украшениях в греческих рукописях Императорской Публичной библиотеки, одной рукописи 1072 года библиотеки Московского университета и одной из библиотек г. Норова, хранящейся в Московском публичном музее. – М.: Тип. «Рус. ведомостей», 1870. – 64 с., л. факс. 35 . О миниатюрах славянской Псалтири XIII века//Древности: Тр. Имп. археол. о-ва в Москве. – 1870. -Т. 3. – С. 1–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . Евгений Казанцев (1778–1871), архиепископ Ярославский и Ростовский (1837–1853), Рязанский (1831–1837), Тобольский и Сибирский (1825–1831), Псковский (1822–1825); епископ Курский и Белгородский (1818–1822). Инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1809). Профессор философии (там же). 9 . Макарий Глухарев (1792–1847), архимандрит, духовный поэт, переводчик. О своем опыте миссионерской деятельности оставил описание под названием «Извлечения из путевых заметок миссионера» (1834–38). 10 . Тереза Авильская, Тереса Санчес де Сепеда-и-Аумада (Teresa Sànchez de Cepeda у Ahumada), Тереза Иисуса (лат. Teresia a Jesu, исп. Teresa de Jesús), Тереза Великая (1515–1582) – испанская монахиня-кармелитка (1533), реформатор ордена кармелиток, писательница, богослов, поэт, учитель Церкви, католическая святая. Одна из лучших авторов испанского «золотого века». 11 . Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – святитель, богослов, епископ Православной Церкви, митрополит Московский (1782–1867). Действительный член Императорской Академии наук (1818). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994. 12 . Владимир Петров (1828–1897), архиепископ. В 1865 получил назначение в Алтайскую духовную миссию, за время служения в которой открыл более 10 начальных школ. Через два года основал Центральное миссионерское училище. Содействовал построению 28 церквей. Описал путь своего миссионерского служения во многих статьях: «Письма старого и нового миссионера к молодому иноку-миссионеру», «Записки алтайского миссионера за 1865–67» и др. 13 . Макарий («Парвицкий-Невский») (1835–1926), митрополит Московский и Коломенский – миссионер, просветитель алтайцев; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». В состав Алтайской духовной миссии поступил в 1855. 14 . Нил (Исакович Николай Федорович) (1799–1875), архиепископ Ярославский и Ростовский, миссионер, ученый. Занимался подвижнической миссионерской деятельностью среди вотяков и черемис. С 1836 по 1837 приняло православие 5325 человек. С 1838 успешно продолжил свою духовную миссию в Иркутске, где был возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010