Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич; 1805–1866), архиепископ, церковный историк. Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867), святитель, митрополит. В 1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1819 г. архиепископ Тверской. С 1820 г. архиепископ Ярославский, с 1821 г. архиепископ Московский. С 1826 г. митрополит Московский и Коломенский. Святитель Филарет занимался переводом текстов Священного Писания на русский язык, составил краткий и пространный православные катехизисы. Филарет (Линчевский Андрей Константинович; 1873–1941), архиепископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Черкасского и Чигиринского, викария Киевской епархии. Арестован в 1923 г., сослан в Уральскую обл. С 1932 г. архиепископ Винницкий. С 1933 г. архиепископ Уманский, викарий Киевской епархии; с 1934 г. архиепископ Волынский и Житомирский. Умер в заключении. Филарет (Раменский Феодосий Евграфович; 1880–1937), епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Бобруйского, викария Минской епархии. До ареста в 1937 г. служил в различных храмах Минской епархии. Расстрелян. Филарет (Яценко Лаврентий Тарасович; 1864–1951), обновленческий «митрополит». С 1914 г. наместник Симонова монастыря в Москве. С 1922 г. в обновленческом расколе. В 1924 г. хиротонисан в обновленческого «епископа Ахтырского, викария Харьковской епархии», занимал ряд обновленческих кафедр. С 1943 г. обновленческий «митрополит». Скончался в расколе. Филипп (Гумилевский Сергей Николаевич; 1877–1936), архиепископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Арестован в 1923 г., был в заключении и ссылке. С 1927 г. архиепископ Звенигородский, временно управляющий Московской епархией. С 1927 г. член Временного Патриаршего Св. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . В 1931–1934 гг. находился в заключении в лагере. С 1936 г. архиепископ Владимирский. Арестован в 1936 г. Умер в Ивановской тюрьме. Филипп (Перов; 1877–?), архиепископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа Валуйского, викария Воронежской епархии. С 1923 г. епископ Нижне-Ломовский, временно управляющий Пензенской епархией. С 1927 г. епископ Пензенский. Арестован в 1927 г., сослан. С 1929 г. епископ Саранский. С 1934 г. архиепископ Саранский. С 1937 г. архиепископ Сталинградский и Астраханский. Дальнейшая судьба неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

72 Филагриевский Вячеслав Сергеевич. Окончил Ярославскую ДС (1903) и Киевскую ДА (1907), к. б. С 17 октября 1907 – учитель латинского языка, а 12 сентября 1908–1918 – церковной истории Угличского ДУ. С 1918–19 преподаватель истории в школе 2-й ступени г. Углича (бывшая женская гимназия). В 1920-х гг. – заведующий и преподаватель 7-летней школы в с. Диево-Городище Ярославской губ. Приводим характеристику, данную ему в период «чистки» преподавательских кадров: «Характеристики преподавателей школ повышенного типа, требующих замены. Заведующий и преподаватель обществоведения Диево-Городищенской семилетки. Духовного звания, кончил духовную академию, на работе учителя с 1907 г., обществоведение преподает с 1925 г. Как методист неудовлетворительный». Ваганова И. В. Религия, образование, печать по рассекреченным документам Госархива Ярославской области (1926–1928 гг.).//Советские архивы. 1990. 6. С. 61–66 (о нем на с. 64). 176 Филарет св. (Дроздов Василий Михайлович); (26 декабря 1782 – 19 ноября 1867). Окончил Троицкую (в Троице-Сергиевой лавре) ДС (1803), оставлен в ней преподавателем. 16 ноября 1808 пострижен в монашество и 21 ноября рукоположен во иеродиакона. В декабре 1808 вызван в С.-Петербург. С 1 марта 1809 – инспектор С.-Петербургской ДС с занятием в ней кафедры философских наук; 28 марта рукоположен во иеромонаха. С 9 августа 1809 – одновременно ректор Александро-Невского ДУ. С 8 февраля 1810 – бакалавр богословских наук С.-Петербургской ДА. 8 июля 1811 возведен в сан архимандрита. С 11 марта 1812 – ректор С.-Петербургской ДА, ординарный профессор. Первый в России доктор богословия (13 августа 1814 удостоен степени за курсы лекций, проповеди и печатные труды). 5 августа 1817 хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии, с оставлением ректором ДА. С 15 марта 1819 – архиепископ Тверской и Кашинский, член Св. Синода, с 26 сентября 1820 – архиепископ Ярославский и Ростовский. С 2 июля 1821 – архиепископ, а с 22 августа 1826 – митрополит Московский и Коломенский. Выдающийся богослов, церковный администратор, духовный писатель, один из главных участников дела перевода Библии на русский язык. Член Российской Академии Наук с 5 октября 1818, почетный член Академии Наук с 29 декабря 1827, ординарный академик по Отделению русского языка и словесности с 19 октября 1841. Причислен к лику святых на Архиерейском соборе 29 ноября – 2 декабря 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фламмарион, Камиль (1842–1925) – французский астроном. Крукс, Уильям (1832–1919) – английский физик и химик. Уоллес, Алфред Рассел (1823–1913) – английский естествоиспытатель. Римман, (Риман) Бернхард (1826–1866) – немецкий математик. Цольнер, (Цельнер) Иоганн Карл Фридрих (1834–1882) – немецкий астроном. Вагнер, Николай Петрович (1829–1907) – профессор, русский зоолог и писатель. Юркевич, Памфил Данилович (1826–1874) – философ, профессор. Даль, Владимир Иванович (1801–1872) – русский писатель, знаменитый лексикограф и этнограф. Остроградский, Михаил Васильевич (1801–1861/1862) – русский математик и механик. Академик С. Петербургской АН (1830). Бутлеров, Александр Михайлович (1828–1886) – русский химик-органик. Аксаков, Александр Николаевич (1832–1903) – публицист, переводчик и популяризатор спиритизма. Блавацкая, Елена Петровна (1831–1891) – теософ. Св. Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (1782–1867) – знаменитый русский богослов, с 1826 г. – московский митрополит. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994 г. Никанор (Александр Бровкович, 1827–1890) – архиепископ херсонский. Богослов и проповедник. Сведенборгианцы – последователи учения шведского мистика Сведенборга Эмануэля (1688–1772). Гартман, Эдуард (184–1906) – немецкий философ. Известен книгой «Философия бессознательного». Буткевич, Тимофей Иванович (1854-после 1917) – протоиерей, профессор богословия. Основное сочинение – «Религия, ее сущность и происхождение» (Обзор философских гипотез)». В 2-х книгах. Харьков, 1902–1904. Св. Исаак Сирии (VIII в.) – духовный писатель и православный аскет. Паисий Величковский (1722–1794) – схиархимандрит Нямецкого монастыря. Знаменитый подвижник. Св. Симеон Новый Богослов (949–1022) – знаменитый православный аскет. Св. Григорий Синаит (60-е гг. XIII в. 40-е гг. XIV в.) – знаменитый богослов, возродивший традиции исихазма. Патриарх Каллист I – патриарх Константинопольский. Призывался дважды на патриарший престол с 1350 г. до 1354 г. и с 1355 г. по 1363 г. Причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Преосв. Феофан отличался крайней нестяжательностью, широкой благотворительностью, совершенным постничеством, даром богомудрого совета и рассуждения, бесстрастием. На могиле его происходили исцеления, и сам почивший являлся страждущим, утешая и исцеляя их. Причислен к лику святых в 1988 г. Память 10 января. – 63, 216, 228, 267. Феофан – архимандрит, настоятель Калужского Лаврентьева монастыря в 1786–1799 гг. Сперва управлял монастырем в сане игумена. В 1798 г. возведен в сан архимандрита Платоном, митрополитом Московским и Калужским. В 1799 г., когда монастырь был обращен в архиерейский дом, о.Феофан остался в Московской епархии. Сначала управлял Можайским Лужецким монастырем, а потом Спасо-Андрониевым, который он возобновил и благоустроил после пожара 1812 года. – 8. Филарет – св.праведный, Милостивый, † 1 декабря 792. Память 1 декабря. – 76, 154. Филарет – св.митрополит Московский и Коломенский. 26 декабря 1782 † 19 ноября 1867. В мире Василий Михайлович Дроздов. Родился в городе Коломне Московской губернии. Отец его был соборным протоиереем. Учился в Коломенской и Троицкой лаврской семинариях, в последней по окончании преподавал греческий и еврейский языки. Здесь рано проявились его блестящие способности проповедника. В 1808 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона. В 1809 г. вызван в Петербург, определен на должность инспектора Петербургской духовной семинарии и посвящен в иеромонаха. В этом же году назначен ректором Александро-Невского духовного училища, в 1810 г. перемещен в духовную академию. В 1811 г. за «отличие в проповедании слова Божия» пожалован наперсным крестом и возведен в сан архимандрита. В 1812 г. назначен ректором Петербургской академии, настоятелем Новгородского Юрьева монастыря и сделан присутствующим членом С.-Петербурской духовной консистории. В 1816 г. определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря. За эти годы о. Филарет был удостоен многих знаков монаршей милости. В 1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – рус. церк. деятель, митрополит Московский с 1826 Филипп – апостол из числа 12 Филипп II (1527–1598) – исп. король с 1556 Фихте Иоганн Готлиб (1762–1814) – нем. философ Фишер Куно (1824–1907) – нем. историк философии Фокс Джордж (1624–1691) – основатель секты квакеров Фома – апостол Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) – философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христ. аристотелизма Фотий (ок. 810–90-е гг. IX в.) – константиноп. патриарх в 858–867, способствовавший распространению визант. влияния в Болгарии, Моравии, Руси, автор богослов. сочинений и писем Франк Себастьян (1499–1542 или 1543) – нем. гуманист, философ и историк, выступавший против католицизма Фридрих Каспар Давид (1774–1840) – нем. живописец Фридрих II (1712–1786) – прус. король с 1740; из династии Гогенцоллернов Фридрих II Штауфен (1194–1250) – герм. король и император Священной Рим. империи с 1212, активно боровшийся с папством Хам – один из трех сыновей Ноя Хеопс (XXVII в. до н. э.) – егип. фараон IV династии Хлодвиг I (ок. 466–511) – король франков из рода Меровингов, основатель Франкского гос. Хомяков Дмитрий Алексеевич – сын А.С. Хомякова Хомяков Степан Алексеевич (1837–1838) – старший сын А.С. Хомякова Хомяков Федор Алексеевич (июнь – окт. 1838) – второй сын А.С. Хомякова Хомякова (в девич. Языкова) Екатерина Михайловна (1817–1852) – жена А.С. Хомякова Хун Сю-Цзюань (1814–1864) – руководитель и организатор Тайпинского восстания 1850–64 в Китае, с 1852 гос-ва тайпинов Цвингли Ульрих (1484–1531) – деятель Реформации в Швейцарии, основатель цвинглианства Цезарь Гай Юлий (102 или 100 – 44 до н. э.) – рим. диктатор, полководец Цейс Иоган Каспар (1806–1856) – нем. филолог, историк Цицерон Марк Туллий (106 – 43 до н. э.) – рим. оратор и писатель Челышевский – см. Корш Е.Ф. Чингисхан (Тэмуджин, Темучин; ок. 1155–1227) – основатель и великий хан Монгольской империи с 1206 Чичерин Борис Николаевич (1828–1904) – рус. юрист, историк, философ Шампольон Жан Франсуа (1790–1832) – фр. египтолог, основатель египтологии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

16 февраля 2007 г. 19:00 16 февраля 2007 года Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Московское подворье Троице-Сергиевой лавры проведут в Митрополичьих naлamax XIII Филаретовский семинар. Темы выступлений: А.А. Мастеркова «Женское монашество в Московской епархии в эпоху свт. Филарета (Дроздова) митрополита Московского и Коломенского»; Свящ. Павел Хондзинский «Жизнь и служение свт. Филарета (Дроздова) митрополита Московского и Коломенского. 1782-1800 гг.». Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (1821-1867) — один из ярчайших деятелей Русской Православной Церкви XIX столетия, необычайно много сделавший для реформирования и развития русской академической учености. С его именем связан перелом в истории русского богословия: оно обрело самостоятельный характер и стало оказывать влияние на богословие западных стран. Таланты богослова, писателя, поэта, ученого, церковного администратора сочетались в нем с высокой духовной подвижнической жизнью. Филаретовский семинар действует в течение трех лет. В 2003 году по инициативе свящ. Павла Ходзинского, Г.В. Бежанидзе и проф. А.И. Яковлева, руководящего Филаретовской группой на историческом факультете ПСТГУ, а также настоятеля Московского подворья Троице-Сергиевой лавры игумена Дионисия был организован семинар, посвященный изучению наследия и жизни митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Семинары проводятся четыре раза в год. На заседаниях с докладами выступают не только известные ученые, но и студенты старших курсов. Место проведения семинара — Митрополичьи палаты подворья Троице-Сергиевой лавры — выбрано не случайно, здесь располагалась резиденция святителя в Москве. По материалам докладов, сделанных на Филаретовском семинаре, и исследовательской работы Филаретовской группы Свято-Тихоновского университета издается «Филаретовский альманах», подготовленный в издательстве ПСТГУ. Начало вечера в 19:00. Адрес: м. Цветной бульвар, 2-й Троицкий пер., д. 6-А стр.9. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/193568.htm...

Святые Новомученики влияют на решения Русской Церкви В сентябре 2022 г. Святейший патриарх Кирилл произнес проповедь, в которой содержались важные богословские положения об участи павших воинов: «...Сегодня многие погибают на полях междоусобной брани» и Церковь молится о прекращении этой брани, сказал Патриарх. «И одновременно Церковь осознает, что если кто-то, движимый чувством долга, необходимостью исполнить присягу, остается верным своему призванию и погибает при исполнении воинского долга, то он, несомненно, совершает деяние, равносильное жертве. Он себя приносит в жертву за других. И потому верим, что эта жертва смывает все грехи, которые человек . Сказанное Патриархом относится к исполнению воинского долга не только в СВО, но и к воинскому служению в целом. Это и другие высказывания Патриарха о войне, сделанные в последнее время (2022– нач. 2023 гг.) вызывают дискуссию как в светской, так и в православной среде. Некоторые обвиняют нашего Предстоятеля в отходе от традиции и даже в новой ереси – «богословии джихада». В православной публицистике уже появлялись статьи с доказательством безосновательности такой критики. Однако, не будет лишним продолжить эту тему и для примера рассмотреть суждения известных святых Русской Церкви XIX века о войне, воинском служении и посмертной участи павших воинов. Святитель Филарет (Дроздов) (1782–1867). В своих проповедях святитель нередко проводит прямые аналогии между воинским служением царю и Отечеству и служением христиан Богу. Так в одном из своих Слов свт. Филарет говорит: «Мы обязываемся служить Царю, с готовностию жертвовать жизнию даже до последней капли крови; и действительно верный воин с радостию за Царя сражается и побеждает; и, по другому жребию брани, с радостию за него сражаясь умирает. Так и обязанность к Богу исполняли Святые Мученики, которые против врагов царствия Христова сражались не оружием, а только словом Христовой истины, и которых победа в том только и могла состоять, что они умирали за истину, не изменяя .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/24/ru...

Большую роль в деле духовного просвещения и отстаивания интересов Церкви сыграл в XIX веке святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский и Коломенский (1782–1867). Он много потрудился над переводом Священного Писания на русский язык, боролся с чуждыми Церкви влияниями, заботился об улучшении духовного образования и поддерживал близкие отношения со многими видными представителями образованного общества того времени. Тяжелое положение сельского духовенства . В XVIII веке положение духовенства, особенно сельского, было довольно тяжелым. При крепостном праве сельский священник был в зависимости от помещика, который часто относился к нему, как к своему слуге. А в 60-е гг. XIX в., когда крепостное право было отменено, сельское духовенство во многом лишилось материальной поддержки. Сельский священник, получая приход, должен был зарабатывать на жизнь свою и своей семьи, как крестьянин, обрабатывая земельный участок, который он получал при церкви. Из-за полевых работ у священника оставалось мало времени, чтобы заниматься просвещением своего прихода. В 1764 г. Екатерина II провела секуляризацию земельных владений монастырей и архиерейских домов. Теперь эти земли принадлежали государству, и из них Императрица наделяла поместьями тех, кого она жаловала дворянским званием. Тогда же из имевшихся в России девятисот шестидесяти трех монастырей более половины было закрыто, двумстам двадцати четырем монастырям правительство стало выдавать скудное содержание, а еще сто шестьдесят один монастырь был оставлен даже без такового. Позднее секуляризация монастырских владений была проведена также на Украине и в Белоруссии, где в результате было закрыто свыше сорока монастырей. Только архиереи получали жалование от государства. Лишь при императоре Николае I (царствовал в 1826–1855 г.) бедным приходам, стали оказывать небольшую материальную помощь из казны, но впоследствии было решено просто закрывать самые бедные приходы, приписывая их храмы к соседним более состоятельным приходам. Духовное образование .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

  Павел Лунгин . « Я верю в тех людей, которым некомфортно » . Режиссер «Острова» снял новый фильм на музыку митрополита Ил ариона. Подготовила Оксана Головко . Ил.: Кадр из фильма Павла Лунгина «Дирижер»//Фома. - – март 2012. – С.70-71. – (раздел « Культура »). См. также отклик: Юлия Варенцова , специальный корреспондент НТВ. Музыка веры //Фома. - – март 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).   Патриарх Гермоген: Фигура, залитая светом . Рассказывает доктор исторических наук Дмитрий Володихин . Беседовал Виталий Каплан . Ил.: Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря (февраль 1612 г.). Р. Штейн. Фото – Чудов монастырь в начале ХХ века//Фома. - – март 2012. – С.72-73,74-75,76. – (раздел « Культура »). Имеется историко-биографическая справка « Патриарх Гермоген » (Ил.: Икона святителя Гермогена Патриарха Московского). – С.73. На врезках к статье – справочная подборка:   «Святые во главе Московской кафедры». [Краткие биографические справки]. Ил.: Икона каждого святого//Фома. - – март 2012. – С. 74, 75. 76. (раздел «Культура»). Представлены: Митрополит Петр (вторая половина XIII в.-21 декабря 1326). С.74; Митрополит Феогност (конец XIII в. – 11 марта 1353). – С.74; Митрополит Алексий (конец XIII- начало XIVb. – 12 февраля 1378). – С.74; Митрополит Иона (90-е гг. XIV в. – 31 марта 1461). - С.74,75; Митрополит Макарий (ок. 1482 – 31 декабря 1563). – С.75; Митрополит Филипп ( Колычев ; 11 февраля 1507 – 23 декабря 1569). – С.75; Патриарх Иов (ок. 1525 – 19 июня 1607). – С.75; Митрополит Филарет ( Дроздов ; 26 декабря 1782 – 19 ноября 1867). – С.75-76; Митрополит Иннокентий ( Попов-Вениаминов ; 26 августа 1797 – 31 марта1879). – С.76; Патриарх Тихон ( Белавин ; 19 января 1865 – 7 апреля 1925). – С.76.   Реклама : С.77.   Галерея : Плач по казачеству. Художник Сергей Гавриляченко: вспоминая об утраченном /Автор статьи – Оксана Головко . Ил.: Репродукции живописных работ художника//Фома. - – март 2012. – С.78-81. – (раздел « Культура », рубрика « Галерея »). Имеется биографическая справка « Сергей Александрович Гавриляченко » (С.79).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-107-...

И находит их в переоценке самой себя. Парадоксально это соединение робости и превозношения: но необычайно часто... Не веруя в подвиг, рассчитывая на автоматическую необходимость «прогресса», греховный человек заслоняет от себя свою «язву», утверждая действительность и своей силы. Этому «розовому» христианству противостоит завет подвига: в тоске ощущая бездейственность своей воли, верующий знает, что в молитвенном озарении ему «все возможно», что ему помогает «Тот, Кто, действующий в нас силой, может сделать несравненно больше, нежели то, чего мы просим или о чем помышляем». И потому, не смущается его сердце и не устрашается: ибо имеет обетование: «Снами Бог ! разумейте языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог!» И, взирая на злое томление мира, на соблазны и плевелы, в умилении взывает: «Призри с Небеси, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди, и его же насади Десница Твоя!» Прага Чешская 1923. I. 30 242 Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (1782–1867) – церковный деятель, с 1826 г. Московский митрополит; участник составления Манифеста 1861 г. об отмене крепостного права (подробнее см. статью Флоровского, посвященную Филарету Московскому , в наст. изд.). 243 Иоанн Златоуст (между 344 и 354 – 407) – Один из отцов Церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398 г.), представитель греческого церковного красноречия. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира; в 403 г. он был отправлен в ссылку, из страха перед народом – возвращен, но снова в 404 г. низложен и сослан. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400 г. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя; канонизирован Русской Православной Церковью. 247 Некоторые последователи Вл. Соловьева на основе его «софиологии» предполагали возможность создания новой христианской церкви, в которой центральную роль должен был играть образ Св. Софии. 248 Несторианство – течение в христианстве, основано в Византии Несторием, Константинопольским патриархом в 428–431 гг. Несторий утверждал, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу; осуждено как ересь на Ефесском соборе 431 г. Пользовалось значительным влиянием вплоть до XIII в. в Иране и от Средней Азии до Китая. Несториане ныне имеются в Иране, Ираке, Сирии. Халкидонское постановление – знаменитое вероопределение Вселенского собора, открывшегося 8 октября 451 г. в Халкидоне (отсюда это название), в котором было осуждено несторианство и сформулирован догмат о двух природах Христа. 251 Ультрамонтанство (от лат. ultra montes – за горами, т. е. в Риме) – направление (с XV в.) в католицизме, отстаивающее идею неограниченной верховной власти римского папы, его право вмешиваться в светские дела любого государства. С XVI в. активными поборниками ультрамонтанства стали иезуиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010