Севастьянов занемог, и надобно на подворье другого. Не очень желал бы его возвращения, если и будет здоров. У него перебит язык. Когда не спешит в чтении, сие не приметно: но хотя я и подтверждал ему не спешить, он спешит и спотыкается. Пригласить в Москву предлагают мне из Петербурга увольняемого преосвященного Кавказского 9 , и я на сие решился прежде вашей мысли о преосвященном Иеремии, только написать еще не успел. Пригласить преосвященного Иеремию рад бы я, если бы можно было надеется, что это будет к миру его и моему. Но по особенностям его характера, и по особенностям его даже в священнослужении, опасаюсь, что его поступки могут причинять затруднение, а напоминаний он не примет. Ответствуйте мне на сие. О чем происходит изследование в Нижнем, до сих пор не знаю; и не понимаю, почему нужно было послать чужого архиерея, неознакомившагося еще со своей епархиею, когда на Нижегородскую епархию идет свой новый архиерей 10 , непричастный делам предшественника, и следственно способный разбирать их безпрестрастно. С графом А.П. я виделся только четверти на три часа, и потому не успел говорить о всем, о чем желал и имел нужду. Ожидаю большего удобства по его возвращении. Небытие ваше в Берлюковой пустыне не требует прощения. Я сего не требовал, а отдавал на вашу волю, думая, с одной стороны, что , может быть, неудобно вам отлучиться, с другой, что, может быть, захотите взглянуть на пустынь. Меня так ознобили в квартире в Богородске, что я и в пустыне т сего терпел, и в Москве первыя сутки в келие ходил в шубе. На четырех освящениях церквей был: еще на три зовут. Кажется, надобно будет отказываться. Помолитесь преподобному Сергию, чтобы благословил меня прийти к стопам его. Сентября 16-го 1857. 1179 Отцу наместнику и братии мир. Известия о путешествии Государя Императора переменчивы. Последнее то, что он изволил прибыть в Москву 13 дня вечером. Потому, как врачи не хотели допустить Государыню Императрицу до Киевской Лавры, вероятно, будут и теперь советовать ускорить окончание путешествия. Однако думайте о вожделенном посещении, с готовностью сретить оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Господь да управит оное в мире, к пользе обители. О какой ставропигии говорите вы, я не знаю, и мне о ней вопроса не было. У меня есть дело по сведениям г. Игнатьева о безпоповщине, правда умедлившее, которое спешу представить Св. Синоду вскоре. А о ставропигии не имею понятия. Если что слышите более ясное, напишите мне.       Декабря 10-го 1857. 1190 Божье благословение отцу наместнику и братии обителей. Искренне благодарю вас, отец наместник, за труды для Лавры и за помощь мне больному. Божия то милость, что вы так благовременно явились на трудное для меня время. При другом враче борьба с болезнью, по всей вероятности, продолжалась бы долее. Теперь надеюсь в праздник в церквах благословите Бога Господа от источник Израилевых. К г. Вишневскому я написал; и написанное отдал благочинному. Жаль, что с чиновником вы разъехались. Надлежало бы с его отъездом послать кого-нибудь из Лавры, чтобы ловить вас на дороге, или известить в Москве, если бы он приехал в нее до вашего выезда. Господь да дарует вам в радости славить рождество Господа Спасителя, чистым гласом Ангельским, смиренным сердцем Вифлеемских пастырей. Помолитесь, да не лишено будет сей радости и мое недостоинство. После стакана содовой воды утром при вас, я выпил другой в 5 часу пополудни без приметной пользы. Сегодня какой-то инстинкт требовал, чтобы чай пил я с миндалем: и притом действие давно принятой магнезии, которое казалось неоконченным, докончилось с ощутительным для меня облегчением. Вчера, и ночью и утром боль в зубах и деснах по временам приходила; левая сторона головы при прикосновении чувствовала некоторую боль; и вся левая сторона тела была слаба: теперь все приближается к обыкновенному положению. По прилагаемой бумаге скажите казначею, чтобы дал от меня 3 р. с. и возвратил свидетельство. При сем же прилагаю вклад в скит 100 р. с. 1191 Прочитайте прилагаемую тетрадь, и скажите мне ваше мнение.       Поспешно больным глазом писал я, и колебался послать: но решился послать, сказав владыке Новгородскому, чтобы, если найдет предположения сомнительными, то и не показывал бы другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Какия речи эконома разсказываются в письме служителя, видите. Сии, и прочие случаи в ясночть привести трудно: но и принебречь их нельзя.       В письме вашем читаю согласие ваше, что продолжительное время экономства в Петербурге вредит. Андрей Николаевич прибавляет, что вы и преемника Г. называли: А. Вот причины, на которых основана последняя часть моего предписания. Не посетуйте, что предлежит труд избрать новаго эконома; потрудитесь избрать со вниманием, чтобы достойно мог прдставлять Лавру вдали от нея. Ноября 11-го 1860. Андрей Николаевич рассказывает много разнообразнаго неожиданнаго. В первую неделю великаго поста и в страстную, когда устав церковный сосредоточивает внимание на покаянии и страданиях Христовых, и устраняет посторонния службы, эконом совершает в церкви Акафисты. Неудовольствие благотворителя подворья А.Н. объясняет тем, что благотворитель обещал 7,000 р., а эконом употребил 22,000 р. Трудно представить, чтобы разность была так велика? – Откуда эконом мог взять деньги, чтобы покрыть такую передержку? – 1351       Отцу наместнику и братии мир. Сей час извещен я, что Прусский принц Алберт в следующий понедельник посетит Лавру. Вероятно, он выедет из Москвы часов в 9 утра, и прибудет в Лавру часу во втором. На вопрос князя Горчакова, где будет ему помещение, я сказал, что найдется порядочное помещение в гостинице. Но он возразил: прилично ли? – Приготовьте ему помещение в Лавре, и если нет другаго удобнаго, назначьте мои келии. Он пробудет, вероятно, часа два, для обозрения примечательнаго. Может ли кто из братии говорить понемецки или пофранцузски? Если нет: пригласите из Академии, по соглашению с о. ректором.Скажите ему, что принц, вероятно, посетит и Академию. Ноября 11-го 1860. 1352 Мир вам, отец наместник, охранямый терпением, и не нарушимый смущением. Не спорю против того, что я поторопился: но я так обременен был тяжелыми сведениями, что находил нужным искать скораго исхода. Теперь вы представляете сведения противоположныя полученным мною: но жаль, что вы не присовокупили, как полагали бы вы исправить сделанное, без большой неблаговидности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Февраля 6-го 1860. 1314 Благодарю, отец наместник, за слово утешения. Но думаю, что скорблю мало в соображении с тем, что видится и представляется угрожающим. О известной записке озабочивало меня то, не слишком ли сильно я выразился, и таким образом сам подал причину к немирному на нее взгляду. Но я думал, что если выражусь слегка, не почувствуют важности и вреда сделанной неправильности; и что письмо, которое теперь у вас, умягчит действие записки. Но есть признаки, что письмо не помогло сему. Дело о снятии сана много озабочивает потому, что против мнения первенствующего члена все прочие, а его мнение неудобно защищать; а противное мнение вредно. В таком виде дело должно придти к Государю. С некоторого времени он имеет обычай предлагать сомнительныя дела Комитету Министров. В сем Комитете нет ныне человека, подобнаго покойному князю Александру Николаевичу Голицыну, который бы отделил в деле собственно церковное не подлежащее светскому суждению. Итак может случится, что Комитет пересудит все дело по своему: и таким образом станет над головою С.Синода. От нещастнаго примера может родится нещестный обычай. Я сообщил мои мысли владыки Новгородскому 40 и, благодарение его правдивости и самоотвержению, он мирно принял мои мысли, дал иное направление делу, и обещал в домашнем совещании стараться достигнуть лучшаго решения дела. Впрочем, я в отношении к графу действую, как прежде. Третьего дня послал к нему (также и ко владыке) окончательное мое мнение по делу о снятии сана. Завтра надеюсь послать разсмотрение проэкта Миссионерскаго общества для обращения евреев. Проэкт составлен новокрещенным евреем протестантом. Составитель проэкта представляет о еврееях сведения странныя и постыдныя для правительства. Число прописаных он полагает более числа записанных в ревизию. В молитве, которую в синагогах произносят о благоденствиях Государя, в той же молитве просят разрушения всех нееврейских царств, и покорения всех народов престолу Давидову. Составитель проэкта предлагает между прочим разные меры гражданския и финансовыя, которых принятие трудно надеятся, а также и вернаго исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В греческой иерархии есть болезнь не легче ересей. Недавно при выборе в патриарха, в собрании патриашаго местоблюстителя, членов Синода и национальнаго собрания, по точным словам известия, архиерей архиерея взял за ворот, архиереи архиереям наносили удары, крик привлек посторонних. Донесли Турецкому правительству; и на другой день прислан был военный отряд на случай нужды – прекратить войну избирателей патриарха. Простите меня, что я высказал сие горькое известие, и не передавайте его другим. – Преосвященный Нижегородский 49 обещает доброе. Мир вам и братии. Октября 30-го 1860. 1350 Отцу наместнику и братии мир. Есть обычай, и оправдание обячая: не безпокоить. Так не безпокоят легкими ударами, и наконец наносят тяжелый. Это случилось со мною в день архистратига Михаила, непосредственно по Литургии. Андрей Николаевич протяженно изложил мне свою жалобу на лестницу и на эконома, и еще много неприятнаго, что замечал на Фонтанном подворье в течении нескольких лет, изявляя готовность написать формальное прошение. Я отклонил сие последнее: но, все не довольно понимая дело о лестнице, хотя он мне и планы чертил, предложил написать ему записку, почему именно лестница не терпима. Вместо того он написал мне длинное письмо, с преизбыточествующими подробностями, и с приложением контракта, письма вашего и письма служителя его. Обстоятельства, что лестница загораживает половину двери в комнаты, что хождение полушников и солдат по сей лестнице из верхних комнат, при неимении черной лестницы, не благоприятствует опрятности, что охранение входа при разных хозяевах также соединено с неудобством, убедили меня, что жалоба требует внимания. Посему я велел выписть из письма то, что ближе относиться ку делу, и написал распоряжение, которое при сем получите. По желанию просителя, собственно о лестнице, эконому уже подписано. Андрей Николаевич столько неприятных сведений доставил мне о экономе, что нельзя было оставить их без внимания, между прочим и потому, чтобы оставленная без внимания жалоба не послужила к распростронению оных в столице.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Что за выражения не соответствующия мысли Евангельской? Как могут быть такия выражения в Евангелии? Откуда же мы можем знать мысль Евангельскую, если не из выражений Евангельских? – Не понимаю, и потому не могу ничего отвечать. Спрашиваете, отчего в новом переводе есть отступления от словенскаго? – Не помню, есть ли в главах св. Марка, до ныне переведенных. Если бы указали места: то дал бы я ответ. Но не прежде ли исправления читали в переводе? Например комитет поставил было: начинается Евангелие. Я предложил не отступать от греческаго и словенскаго и поставить: начало Евангелия. Так и сделано. Спрашиваете: почему есть отступления от прежняго русскаго перевода? Ответствую: потому, что прежний перевод, при пересмотре котораго духовные члены комитета были в борьбе с светскими, в некоторых местах не довольно близко к подлиннику и к словенскому: нынешний перевод ближе и точнее. Желал бы я видеть указанными места перевода, которыя сделали на вас тяжкое впечатление, чтобы еще их исследовать. Некоторыя думают, что светские хотят проволочь дело перевода: сии не признаются в том: Господь ведает истину. Если бы поручить Московской академии перевод всего Евангелия, и можно было бы ожидать твердости сего дела: то конечно хорошо было бы составить для сего совет не только из людей знания, но и людей благочестиваго чувства: но теперь, когда делается опыт, который может быть поставлен в верх дном, не удобно было сделать более того, что сделано. Что касается до меня, я ни однаго слова в перевод не поставил по своему решению, я предлагал мои мнения комитету, и неоднократно внушал, что отдаю их на свободное разсуждение. – Подлинно примечательно, что Киевская академия потерпела похищение в тот самый день, в который она должна была стать на молитвенную службу в память своего благодетеля; но продремала! Увы! Зараза светских училищ едва ли не переходит в духовныя. Слышу из вернаго источника, что между студентами Петербургской и Киевской академии есть секретная переписка. Скажите сие о. ректору, чтобы он знал сие один, и чтобы бдел над вверенным ему стадом. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Известныя письма не уничтожал я по предположению, что могут понадобиться. Это и случилось. Н.Г. 76 был у меня, доставил мне новое письмо, новаго лица, с новыми требованиями. Посему я нашел не излишним еще раз обратиться и к первому письму, и буквально указать то, почему не почитаю сих сообщений правильными, и вновь советую не продолжать их. Он не противоречил моим замечаниям: но кажется, ему не хочется разстаться с тем, что в письмах примечательно и для него приятно. ЗА исм письма уничножены. – Наименованных можете представить к рукоположению. Августа 4-го 1864. 1550 Поздравляю отца наместника с праздником. – Прочитайте прилагаемое письмо. Видите, как деятелен предприниматель. И требует, и торопит. А действует, кажется, только произволение, а не потребность. Скажите вашу мысль. Августа 6-го 1864. 1551 Отцу наместнику и братии мир. Ища облегчения моей немощи на трудный день, посылаю Вениамина, чтобы вы прислали с ним облачение, в котором я служил в день преподобнаго Сергия, и, кроме того, один саккос от облачения шереметьескаго пунцоваго бархата. Августа 13-го 1864. 1552 От Господа, при предстательстве преблагословенныя Божия Матери, мир и утешение в священном празднестве Ея, отцу наместнику и братии. Благодарение Богу, праздник Успения Божией Матери мы совершили в мире. И встретил я Государя Императора, и литургию совершил, и к святителю Алексию проводил, среди воскликновений народа. Но бы в приглашен на молебствие в Измайловскую военную богадельню, не нашел себя в силах принять сие. Е. отпустить на ярманку я не согласился потому, что он не имеет права сделаться сыщиком, и войдя в сие дело без законнаго права, может сам подвергнуться неприятностям; а также и потому, что, как говорят, ярманка превратилась в болото всяких порочных нечистот. Но о самозванцах сборщиках я писал и Петербург и к преосвященному Нижегородскому. Августа 17-го1864. 1553 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю за благословение от праздников Божией Матери. Преосвященный Дмитровский конечно уведомил вас, что Государь Император наведывался о вас и послал вам поклон. Он был на Измайловском празднике вместо меня; очень хорошо принят Государем; и я доволен, что мог поставить его в сие положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мир Господень отцу наместнику и братии обителй. Сего дня после обеда полуцчил я письмо ваше о предполагаемом вами путешествии. За несколько дней я слышал о сем; и почитал это решенным; и ожидаю вас. Не помню, что вы писали о сем прежде. Может быть я принял писанное за известие, и не почел нужным отвечать; или прочитав ваше письмо, и не успев отвечать вскоре, потом забыл. Бог благословит путь ваш. Ожидаю собеседования с вами; тогда как многое писать не удается. О скудости моей памяти, и о нужде напоминать мне, о чем замедлю, кажется говорил я и прежде, и теперь прошу. О. Филарету желаю помощи Божией. Сынов его, по одобрении вами поведения их, рукоположить можно; а хорошо было бы усилить их приспособление у церковной службе. Сперва, на время, одного рукоположить в иеродьякона, чтобы потом надежней было произвесть в иеромонаха, и с тем вместе другаго в иеродьякона. Генваря 6-го 1862. 1423 Отцу наместнику и братии мир. Облегчили вы меня, отец наместник, письмом от 5 дня сего Генваря. Об охранении капиталов надобно заботится, но не так, чтобы завязывать новые трудные узлы. – О Дивееве не помню, писал ли я вам, что пишет преосвященный Феофан. Елисавета возстановлена в начальство только 17 Ноября. Денег не нашла в монастыре ни копейки. Саровский строитель хотел было отказать Дивееву во всякой помощи: но благодарность преосвященному Феофану; он велел помагать. Некоторых сестер нет в монастыре; начальствующия прежде не называют, куда отпущены. Из Петербурга слышу, что партия Г. успевает; и следователи оклеветаны. Спаси нас, Господи. – Не думал я, что клевета Гуслицкаго иеромонаха может произвести много смущения. На Гуслицкаго строителя есть такая же клевета: но он продолжает свое дело; и клевета теперь опровержена дознанием. – Показание Ф. отделил я от вашего письма, к делам оффициальным: но теперь не нахожу. Оно без сомнения, между ими в скромном месте: но, забыв место, не скоро найду; напишите оное в другой раз и пришлите. Я приму скромно меры против клеветы. – О М. меня уведомили, что он хочет идти в Петербург; и я писал к Генерал-губернатору, чтобы отъискать его: а оказывается, что он уже в Петербурге. – Как же он не умоповрежденный, когда подписывается: патриарх Иисус? – Что он, находясь в Петербурге, посылает письма из Сергиевскаго посада, это вероятно так, чтобы они были не от его имени. – Петербургская Консистория, вероятно, не пошлет его за присмотром: а получив билет, он будет в том же положении, как и прежде с просроченным паспортом. Но если он взят: то теперь уже что нибудь сделано. Увидим. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не обрадовал он меня вестями из Петербурга. Он хочет ехать в Лавру, и вероятно, в следующий понедельник. Примите его, как повелевает долг, и благословите иконою от обители и настоятеля. Генваря 22-го 1858. 1195 Отцу наместнику и братии мир. Приветствую вас в преддверии поста. Благословен да будет вход, и бодренно шествие, и плод подвига душепитателен и радостен. Молитвы ваши да возбудят меня от лености. Агапит возвращается иеродьяконом. Его рукоположение следовало ныне за освящением церкви: потому что не хотелось удерживать его в Москве. Возвращаю письмо, в котором изречения о духовном устроении располагают в доверию изречениям предвидения. И то, что видим оком обыкновенного наблюдения и разумения, к прискорбию соответствует угрозам прозрения дарованного. Согрешихом, беззаконовахом: но не предаждь нас до конца, отцев Боже. Желаю узнать ожидаемые на вопросы ответы. Книга об отношениях Римской церкви к другим, сочинение, по заглавному листу, Авдия Востокова, а в самом деле преосвященного Анатолия была бы полезна, если бы писана была с должною осмотрительностью. Но в ней есть недосмотры, которые ослабляют доверие к ней, и подают оружие врагам православия. Например, он приписывает султану утверждение избрания патриарха, как Божественное. И вот странности относительно сей книги. Это сочинение Богословское, полемическое, посему требующее особенно внимательного разсмотрения Богословскаго: но оно в цензуре разсматривано было светским лицем, Карповым. Уверяют, сто члены Св. Синода читали сию книгу прежде напечатания, и одобрили: а когда, по напечатании, показаны им были в ней погрешности, они признали их так немаловажными, что сие неблагоприятно подействовало на мнение о достоинстве сочинителя. Прочитав сию книгу, возвратите: может быть, она еще мне понадобится. Притом я еще не читал ее вполне, а только местами просматривал. Генваря 26-го 1858.       Письма о браке требовал я в том предположении, что на поступившей после онаго записке дано разрешение, и к вам препровождено. Оказалось, что я намерен был сие сделать, и думал, что уже сделано.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Желал бы я слышать ваше о таком стечении обстоятельств разсуждение. Но слово о сем только между мною и вами, и не далее. О деле университетских студентов довольно рано говорено было начальству, что на оное надобно смотреть глубже, и искать основания его в земле. Не знаю, не верели ли сему мнению, или не проникли в дело. Сего дня слышал я, что между ими есть из них же Комитет, который угрозами и насильственными мерами держит их в повиновении из страха. Кажется, должностные лица не знают, что знает молва. Печально то, что видим; и паки печально то, что видящие не видят. – Не предаждь нас до конца, Отцев Боже! Октября 18-го 1861. 1411 Мир и спасение отцу наместнику и братии обителей. Поистине требуем мы покаяния пред Богом и умилостивления правосудия Его. Благодарю за напоминание. Прочитайте два письма при сем прилагаемыя, и возвратите мне. Что во втором отмечено карандашем: то буквально обращено Св. Синодом в резолюцию указа его. Но странная судьба Дивеевскаго монастыря! Вчера я послал следователям сей указ: а сего дня получил я от них известие, что они кончили дело, и возвращаются. Следственно дело все произведено под властию новой незаконной начальницы. Молитвы отца Серафима да устроят полезное обители. Государя и Государыни при Их приезде я не видал. Только Государыня прислала мне слово своего воспоминания. Октября 24-го 1861. 1412 Отцу наместнику и братии мир. Горьки вести не только из Польскаго края, но и из Петербурга. Но о сем неудобь сказаемое слово. – Возвратились Дивеевские следователи. Истина открылась достаточно, не смотря на то, что незаконная начальница, затрудняла следователей, и поставила при них свою поверенную, чтобы не допускать к ним сестер, а призываемых подговаривать. Но вот что требует предосторожности от новых неприятностей. О казначее, которая была при начальнице Елисавете, и в деле, и кроме дела есть показания, которыя подвергают сомнению ея нравственное достоинство; а между тем Елисавета сильно к ней расположена, чему некоторыя сестры дивятся. Если можно, не безполезно было бы предостеречь Елисавету, чтобы она прежнюю казначею (кажется Г.) не брала вновь в казначеи, и не принимала ее в особенную к себе близость.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010