Как богословствует московский святитель Филарет, вопрос Господа «Где Авель, брат твой?»:    Исповедание грехов повседневное (в молитвах на сон грядущим).    Быт.4:4.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII. 5, 155. С. 163.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162.    Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем Сост. игумен Марк (Лозинский). М. СПб.. 1995. С. 92 29).    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162.    Приведем одно из авторитетных мнений: «Моисей не говорит ясно, почему две жертвы не одинаково были приняты, а только, упоминая о неодинаковом их успехе, обращает внимание сперва на приносивших, а потом уже на приношения, и тем дает разуметь, что Бог по расположениям сердец судит внешние действия благочестия. Согласно с сим, апостол полагает преимущество жертвы Авелевой в вере, которою он получил свидетельство в том, что он праведник (Евр.11:4). Посему несовершенство жертвы Каиновой состояло в том. что дух его не был жертвою Богу; что он не веровал в жертву Искупителя и что мнил обрести правду не в вере и усвоении правды Господней, но в себе и делах своих» [Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.4:3—5. С. 129].    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 5, 156. С. 164.    Быт.4:4—7: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господ Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»:    Также см.: Окружное послание единой Святой. Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.), § 17 (где речь идет о «самом теле Церкви, то есть самом народе» церковном)/Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. [Б.м.:] Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 233.    Прежде всего, потому, что Божественная литургия «сама по себе есть одно из величайших общественных богослужений нашей Церкви, как показывает и самое наименование ее — «общественное дело», «общественная служба " ». Кроме того, совершая некое богослужение в одиночестве и придавая ему, таким образом, частное значение, священник обязательно должен опускать в нем те части, которые придают ему общественный характер (а именно, ектении); на Литургии же «нельзя пропустить ни одного слова» (см.: Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 759—760). Как говорит «Известие учительное» (С. 436), «в начале святыя литургии да соберутся вси в церковь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - август 2009 г.   Не кажется ли Вам, что в христианстве нередко можно видеть некоторое высокомерие по отношению к внешнему знанию и культуре, и даже презрение к земной жизни и к жизни тела? Кажется, и Священное Писание (особенно апостол Павел) и многие святые отцы не скрывают этого. Столько в мире тьмы и страданий, и разве культура и знание не являются неким просветом и утешением среди них? Дроздов И. В., г. Сергиев Посад Разумеется, у христиан нет ни превозношения, ни презрения к внешнему знанию и культуре. Но все существующее должно быть поставлено на свое место в свете всеразрушающей смерти и абсолютной победы над ней Воскресением Христовым. «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа», - говорит апостол (Фил. 3, 10-11). В греческом тексте вместо слова «сор» стоит «экскременты». Без Христа ничто не свято. Все знания, все культуры, все ценности - только сор, навоз или только то, что бросается псам (таково второе значение слова, переведенного как «сор») - в этом свете. В самом деле, приобрести Христа - все приобрести с Ним и в Нем. Смысл жизни - «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». Пусть это всепревосходящая ценность познания Христа будет у нас. Ради этого мы собираемся в Церкви, чтобы утвердиться в истинном общении с Богом и друг с другом. Наша цель, свидетельствуют все святые, - не в том, чтобы знать все о Христе, но чтобы знать Христа, лично знать Его. Это и означает «познать силу Его воскресения». Потому что для нас Воскресение - не просто победа, одержанная в прошлом, в далекой истории, какой бы ослепительной она ни была. И это не то, что относится только ко Христу, как бы ни было это важно для Него. И не только к Божией Матери в Ее светоносном Успении. Это великая сила, которая действует в жизни каждого христианина. Каждый из нас знает, о чем идет речь. Мы не в состоянии описать это чудо, совершившееся в жизни миллионов и миллиардов людей.

http://moral.ru/dom_0809.html

  День четвертый 14. Потом Бог сказал: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю: и стало так. 16. И создал Бог два светила великие; светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; 17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светили на землю; 18. и чтобы управляли днем и ночью, и чтобы отделяли свет от тьмы: и Бог увидел, что это хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый. В описании четвертого дня творения излагаются сотворение светил, их назначение, их различие. Повеление Божие о бытии светил изображается словами: будь светила. Свойство языка счастливо приближается здесь к свойству изображаемого понятия и показывает, что бытие столь многочисленных, столь великих и величественных тел небесных всемогуществу Божию не более стоило, как произведение одной малой твари на малой земной планете. Действие, которым произведены светила, по всей вероятности, есть сосредоточение в определенных местах и совершеннейшее образование первосозданного света, с утверждением для сих органов его постоянных законов и круга деятельности. Светила назначаются для знамений не только разумевательных, вместе с прочими тварями, являющих Божество ( Puм. I. 19,20 ), но и проразумевательных о действиях естественных ( Mф. XVI. 2. 3 ) и указательных на действия Промысла в роде человеческом ( Mф. XXIV. 29 . Лk. XXIII. 45 . Дeяh. II. 20 ). Только в сем последнем отношении светила должны быть знамениями в руке Вседержителя, а не в произвольных гаданиях человеческих. Также для времен постоянных: . Таковые времена суть естественные, как то: четыре времени года, время сеяния, время жатвы, общежительные, гражданские и священные, каковы суть в особенности, по приспособлению Моисея к обычаям евреев, праздники. То же и для дней и годов: да положится число и мера бытию мира и всего в нем содержащегося, и событию и Божиих предопределений и обетований, долженствующих в нем совершиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А Ревекка любила Иакова. Почему? Дело в том, что на Востоке приготовление мяса – это мужское дело. И, конечно же, Ревекку никогда не допускали до этого дела. А почему она чаще общалась с Иаковом? Так ведь он чаще сидел в шатре, занимался с дедом Авраамом, пока тот был жив, а потом Исаак обязан был его обучать. Ревека могла любить и те занятия деда и внука, сына и отца, так как напрямую обучение женщин не предполагалось. И мы читаем: И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом (Быт. 25, 29–30). Блаженный Иероним Стридонский так истолковал слова Исава: «Красный”, или рыжий”, на еврейском языке будет edom (). Таким образом, из-за того, что Исав продал своё первородство за пищу красного цвета, он получил имя Едом, то есть рыжий”» . Но! Возможно, ситуация была значительно сложнее… Святитель Филарет (Дроздов) писал в своем Толковании на Книгу Бытия: « Накорми меня красным, красным этим . Исав не называет кушанья свойственным ему именем потому, может быть, что не знал, из чего оно сделано... Повторение же в речи его выражает торопливость и жадность. Эдом . – То есть красный». – То есть, прикидываясь в глазах отца человеком внимательным к вопросам «дозволенного» и «недозволенного», он сам не придавал этим вопросам серьезного значения. Так, лицемеря, он и проник в сердце собственного отца Исаака! Он любит красное, вид крови возбуждает этого человека. Он пришел с поля, он не поймал ничего в этот день, а Иаков приготовил красную чечевицу, похлебку! И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого ,– ему хочется этого! Мы тоже в погоне за счастливой жизнью в России в конце XIX – начале XX века увлеклись идеями социализма, тоже захотели этого: красного, красного . С красными флагами бегали, с транспарантами бегали – ради чего? Ради счастливой жизни! «Мы будем жить во дворцах! – говорили революционеры.– Все будут сыты, обуты, одеты!» И вот этот Исав, этот духовный потомок Нимрода, красного, красного хочет! Его последователи тоже готовы отказаться от первородства, от преимуществ веры ради чечевичной похлебки.

http://pravoslavie.ru/111168.html

Авраам поспешно вошел в шатер свой и приказал Сарре испечь хлебы, а сам побежал к стаду, выбрал самого лучшего теленка и приказал рабу приготовить его в пищу. Предложив пищу странникам, он сам служил им, стоя перед ними. После обеда они спросили его: «Где Сарра, жена твоя?» Он отвечал им: «В шатре» (Скромность Сарры не позволяла ей явиться перед мужчинами). Тогда Господь, устами одного из странников, сказал Аврааму: «Я опять приду к тебе через год в этот же час, и тогда у Сарры, жены твоей, будет сын». Услышавши это, Сарра, стоявшая за дверью шатра, рассмеялась, говоря себе самой: «Мне ли и мужу моему родить детей в такой старости?» Но Господь, от Которого не укрылась мысль Сарры, сказал Аврааму: «Для чего это рассмеялась Сарра? Разве есть что-нибудь трудное для Бога?» И снова подтвердил, что через год, в это же время, у ней будет сын. Потом странники встали и направили путь свой к Содому, а Авраам пошел провожать их. И сказал Господь: «Скрою ли Я то, что хочу сделать, от Авраама, который должен быть родоначальником племени великого и могущественного, и в котором благословятся все народы земные? Вопль беззаконий Содома и Гоморры усилился, и грехи их тяжки». Между тем два Ангела пошли в Содом, а Авраам остался с третьим – это был сам Господь. Авраам сказал Ему: «Ужели Ты погубишь и праведника с нечестивым? Если есть в этом городе пятьдесят праведников, ужели и они погибнут вместе с другими? Ужели Ты не пощадишь города, если в нем найдутся пятьдесят Праведников? Нет! Ты этого не сотворишь; Ты не погубишь праведника вместе с нечестивым, Ты не сравняешь добрых со злыми! Судья всей земли поступит ли неправосудно?» – Господь отвечал ему: «Если Я найду во всем Содоме пятьдесят праведников, то ради них пощажу весь город». Авраам сказал: «Дерзну еще вопросить Господа моего, хотя я не более, как прах и пепел, если найдешь не более сорока пяти праведников, погубишь ли город?» – Господь отвечал каждый раз, что помилует. – «Господи, – сказал наконец Авраам, – не гневайся, если я еще раз попрошу Тебя: что будет, если Ты найдешь только десять праведников в этом городе?» – «И тогда не погублю» – Авраам не дерзнул вопрошать более: Господь удалился, а Авраам возвратился в жилище свое. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Апологеты «теологии освобождения» цитируют евангельскую притчу о богатых и богатстве: « Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,24) , однако не понимают, что само Евангелие предостерегает людей, стоящих на службе у Златого Тельца, что им не видать вечной жизни. Что еще необходимо коммунистам? Само Священное Писание обличает поклонников богатства, говорит об их наказании. Получается даже, что бедные в некоторой степени находятся в лучшем положении, потому что им проще «пройти через игольное ушко» и получить жизнь вечную. Но теологов освобождения это не устраивает. Ввиду неверия в жизнь будущего века, их не удовлетворяет такое наказание - утрата возможности вхождения в жизнь вечную. Им нужно здесь и сейчас наказать богатых и осчастливить голодных. Встать на место Бога и вершить суд здесь и сейчас. И для этого совершается бунт, революция, вооруженное восстание, убийства и экспроприация. Христианское же сознание несовместимо с такого рода борьбой. «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44), - говорит Христос, «любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божьими и сокрушайте врагов Отечества» - раскрывает смысл учения Христа святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Какой борьбе учит коммунистическая доктрина, хорошо видно из строк известного произведения «Интернационал»: «Вставай, проклятьем заклейменный, голодный, угнетенный люд!... Рабы восстанут, а затем. Мир будет изменен в основе: теперь ничто - мы станем всем!... Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». А вот что говорит по этому поводу Священное Писание: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6:5-9).

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Апостол Иаков пишет, что у Отца светов «нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ). Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:25 ). Он же именует Бога: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» ( 1Тим. 6:15 ). 88. Почему Священное Писание приписывает Богу телесные органы? Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце , очи , уши , руки . Священное Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость , или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки – всемогущество. 89. Где обитает Бог? Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях. Иисус Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф. 18:20 ). 90. Как понимать слова символа «Верую во единаго Бога Отца»? Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. 91. Как говорит Священное Писание о Святой Троице? Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5:7 ). 92. О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). 93. Можно ли постигнуть триединство Божие? Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Апостол Павел советует и не говорить христианам об этих мерзостях (см. Еф 5:3 ). Только по необходимости, для предохранения от этих грехов, нужно поименовать некоторые из них: блуд , или плотская любовь между людьми, не находящимися в супружестве; прелюбодейство , когда находящиеся в супружестве обращают супружескую любовь к посторонним; кровосмешение , когда союзом подобным супружескому соединяются близкие родственники. 582. Что относится к прелюбодейству? Спаситель так учит судить о прелюбодействе: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5:28 ). 583. Как следует избегать внутреннего прелюбодейства? Чтобы не впасть в тонкое, внутреннее прелюбодейство, следует избегать всего, что может возбудить в сердце скверные желания: сладострастных песен, танцев, сквернословия, легкомысленных игр и шуток, пьянства, бесстыдных зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь. Следует, по Евангелию, вовсе не смотреть на то, что соблазняет. «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5:29 ). 584. Что означает вырвать соблазняющий глаз? Вырвать соблазняющий глаз – это значит, что надо вырвать его не рукой, а волей. Кто не смотрит на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз. 585. Что противоположно греху прелюбодейства? Когда запрещается грех прелюбодейства, то предписываются следующие добродетели: супружеская любовь и верность, а для тех, кто может вместить, совершенная чистота и целомудрие. 586. Какие взаимоотношения должны быть между мужем и женой? Священное Писание так говорит об обязанностях мужа и жены: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ). «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела» ( Еф. 5:22–23 ). 587. Каким образом следует избегать блуда?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Артаксеркс, царь Персидский, по наветам первого вельможи своего, злодея Амана, повелел истребить всех евреев, находившихся в царстве его. Верный Мардохей, дядя супруги царевой, евреянки Эсфири, узнав об этом, явился к ней и умолял ее просить у царя помилования своим собратьям. «Аман, второй по царе, – говорил он ей, – замышляет погубить нас. Вспомни дни сиротства твоего, вспомни, как я воспитывал тебя: призови Господа в помощь, поди к царю – и твоим ходатайством спаси нас от погибели». Эсфирь повелела ему собрать всех иудеев, живших в Сузах, столице Персии, и вместе с ними три дня и три ночи провести в молитве и посте, а сама со служанками своими облеклась в печальное платье и три дня провела в усердной молитве к Господу. На четвертый день Эсфирь в блестящем одеянии, с двумя прислужницами, пошла к царю, скрывая под веселым видом свою печаль и страх гнева царева, ибо никто, не быв им призван, не должен был входить к нему. В это время царь во всем блеске величия своего сидел на престоле; вид его был грозен. – Увидя Эсфирь, он бросил на нее гневный взгляд, и царица лишилась чувств и упала на руки своих служанок; тогда Бог переменил на милость сердце царево – он сошел с престола своего и старался ободрить ее. Эсфирь сказала ему: «Государь! Увидевши тебя, я помыслила, что вижу Ангела Божия – и сердце мое пришло в смятение от величия твоего». Сказавши это, она опять упала и снова готова была лишиться чувств. Тогда царь сказал ей: «Что ты хочешь, Эсфирь, и какая твоя просьба? Я готов дать тебе даже до полуцарства моего». Она отвечала ему: «Умоляю царя пожаловать завтра вместе с Аманом ко мне на пир». На другой день царь вместе с Аманом прибыл на пир. Во время пира, Артаксеркс обратился к Эсфири и снова подтвердил ей свою готовность исполнить ее просьбу и дать ей даже до полуцарства своего. Эсфирь отвечала ему: «Вот моя просьба: если я обрела милость перед очами царя, и если ему угодно исполнить мою просьбу, то пусть царь вместе с Аманом и завтра пожалует на пир мой; – тогда я открою царю мое желание». Аман с торжеством возвратился в дом свой; проходя, он увидел Марходея, который, сидя у дворца царского не только не поклонился ему, но даже вовсе не обратил на него внимания. Скрыв свою досаду, гордый вельможа возвратился в свой дом, и, призвав жену свою Зосару и друзей своих, изобразил перед ними свое богатство, свою славу и почести, оказываемые ему царем и царицей. «Но все сии почести для меня ничто, – присовокупил Аман, – пока я буду видеть еврея Мардохея сидящим на дворе царском». – Зосара и друзья его отвечали ему: «Повели поставить высокую виселицу, и испроси завтра утром у царя повеление повесить Мардохея – и тогда с полной радостью пойдешь на пир царицы». Этот совет был по сердцу Аману, и он приказал поставить виселицу. Но Бог защищал Мардохея от ярости врага его, и соблюдал Амана, дабы на главу его низринуть следствия его зависти. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«...Берегитесь любостяжания,- предупреждает Спаситель,- ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк 12. 15). Ап. Павел указывает на особую опасность сделаться рабом вещественного Б. вместо служения Богу, говорит о связи пристрастия к Б. с др. человеческими пороками: «...желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим 6. 9-11). Пристрастие к Б. может стать причиной развития в человеке мн., даже противоположных, пороков: с одной стороны, скупости, жадности, с др.- расточительности и мотовства. «...Дурное богатство,- говорит свт. Григорий Палама ,- идет в паре с еще более дурным спутником: высокомерием и надеянием на богатство...» ( Greg. Pal. Hom. 62. 9). Обольщение Б. является грехом и потому, что ввергает человека в излишнюю заботу о буд. материальном обеспечении. Любостяжание, по ап. Павлу, есть идолослужение (Кол 3. 5), т. е. удаление от Бога. Если Б. собирается с пристрастием, то, по словам свт. Филарета , делается «идолом сердца» ( Филарет (Дроздов), свт. С. 257). Чистая от страстей душа может и при Б. внимать словам Спасителя ( Clem. Alex. Quis dives salvetur 16). Любостяжатель же Царства Божия не наследует (Еф 5. 5). В Евангелии утверждается условный, преходящий характер земного Б. в противоположность истинным ценностям. Спаситель проповедует воздержание и умеренность, тщетность накопительства, необходимость ограничиться человеку пользованием тем имуществом, что есть: «...не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6. 19-21). Надменному богачу Господь говорит: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12. 20). «Непрочность изобилия в имуществе» ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 33) подчеркивают мн. св. отцы. «...Богатство не постоянно и, как волна, гонимая силою ветров, обыкновенно течет туда и сюда» (Ibidem). Тема тленности земного Б. присутствует также в покаянных молитвословиях: «                                  » (тропарь 7-й песни покаянного канона из Канонника).

http://pravenc.ru/text/149445.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010