Значительный объем духовной лит-ры публиковали частные типографии С. И. Селивановского, Семена, Снегирёвой, И. Д. Сытина и др. В 1902-1910 гг. «Товарищество И. Д. Сытина и Ко» выпустило 30 млн картин религ. содержания, 13 млн экз. духовно-нравственных изданий, 51 млн календарей, 34 млн лубков на православные сюжеты. Важным центром публикации нот и лит-ры, посвященной духовной музыке, было московское издательство П. И. Юргенсона (см. в ст. Издательства и издания духовно-музыкальные ). К 1900-1914 гг. относятся первые издания грамзаписей церковного пения в исполнении московских хоров - Синодального хора под упр. А. Д. Кастальского , хора И. И. Юхова, Чудовского хора под упр. Я. В. Никольского, хора Храма Христа Спасителя под упр. М. В. Карпова, хоров Л. С. Васильева и А. А. Андреева. Изданию духовной и просветительской лит-ры уделяли внимание большинство Московских архиереев XIX - нач. XX в.: митрополиты свт. Филарет (Дроздов), свт. Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Булгаков), Сергий (Ляпидевский), сщмч. Владимир (Богоявленский). Церковная периодическая печать Первые опыты издания духовных журналов в М. е. были осуществлены частным издателем Н. И. Новиковым. Его журналы «Утренний свет» (СПб., 1777-1779; М., 1779-1780) и «Вечерняя заря» (М., 1782) носили мистический характер. Прот. Иоанн Харламов в 1787-1789 гг. выпускал журналы «Беседы с Богом, или Размышления в утренние часы…», «Размышления о делах Божиих…», содержавшие переводы сочинений нем. пиетистов (см. Пиетизм ) К. Х. Штурма и И. Ф. Тиде. Гос. власть настороженно отнеслась к деятельности вольных типографий, поэтому в 1796 г. был создан цензурный комитет, в 1799 г.- Синодальная цензурная комиссия под рук. ректора Славяно-греко-латинской академии. На основе комиссии в 1814 г. при МДА начал работу цензурный комитет. Развитие церковной периодической печати в М. е. началось в 40-х гг. XIX в. (см. в статьях Журналы духовные и Журналистика церковная в России ). Первый журнал - «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе» (1843-1891) - был организован МДА при поддержке митр. Филарета (Дроздова). В 1892-1918 гг. он выходил под названием «Богословский вестник» . Максимального тиража журнал достиг в 1892 г. (2400 экз.), в 10-х гг. XX в. тираж снизился до 800-900 экз.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В 1794 г. И. исправил перевод бесед свт. Иоанна Златоуста, выполненный ранее архим. Авраамием (Флоринским) (в 1787 тираж перевода о. Авраамия был конфискован и 11 февр. 1793 сожжен по распоряжению имп. Екатерины II). Переводы святоотеческих толкований, в частности свт. Иоанна Златоуста, И. исправлял по греч. подлиннику. Исследователи отмечают «буквализмы, а также иностранные заимствования» в переводах И. ( Лепехин. 1999. С. 61). В своих толкованиях И. ориентировался в первую очередь на труды Беллармина. Так, при подготовке 1-го изд. «Толковой Псалтири» И. использовал перевод Беллармина (Рим, 1611). Во 2-м изд. (с авторским посвящением имп. Александру I), сокращенном и исправленном на основе евр. текста (Вена, 1757), были учтены комментарии на Псалмы блж. Феодорита , еп. Кирского, и Ж. Кальвина . На основании сличения двух псалмов Московский свт. Филарет (Дроздов) сделал вывод, что это «перевод толкования Калвинова, частью неточный, сокращенный и переиначенный» ( Андреев. 1908. С. 13). По мнению свящ. Н. Вишнякова, в 1-м изд. преимущественно объяснен «иносказательный и таинственный» смысл Псалтири, во 2-м и последующих - буквальный смысл. Его толкования «большей частью правильны и основываются на церковном предании», «отличаются простотой, ясностью, логической последовательностью и, по крайней мере во 2-м издании, не страдают схоластикой предшествовавших ему толкователей». Поэтому толкование И. сразу же получило одобрение Синода и до кон. XIX в. являлось «почти единственным полным и лучшим толкованием Псалтири». Вешняков отмечал и недостатки: И. опустил историю Псалтири, обращался к евр. тексту лишь в затруднительных случаях и преимущественно излагал «для общенародного употребления» священный текст в том виде, в к-ром он повторяется за богослужением ( Вишняков. 1873. С. 14). Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский. Литография А. О. Мошарского по рис. М. А. Каменцева. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский. Литография А. О. Мошарского по рис. М. А. Каменцева. 1-я пол. XIX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/674015.html

Из приведенных данных следует, что Федор родился в 1786 или 1787 году. А вот дальше начинаются непонятные метаморфозы. Документы за 1801 и 1802 годы в архиве отсутствуют, в относящихся же к 1803 и 1804 годам есть приписка, что в сентябре 1803 года Федор переведен сюда из Перервинской семинарии 4 ; ему уже 19 или 20 лет (то есть он – 1784 года рождения); фамилия его теперь – Александров, а не Некрасов (последняя в документе 1803 года перечеркнута и заменена новой); к тому же он уже студент философии 5 . Возникает только одно предположение: Федор решил побыстрее закончить обучение и завысил свой возраст на три года. В упоминавшихся выше статьях между прочим говорится, что Феофан, как и Василий Дроздов, будущий митрополит Московский Филарет, якобы перешел в 1800 году в открытую тогда Вифанскую семинарию. Подтверждения тому мы не нашли ни в архиве Троицкой семинарии 6 , ни в послужных списках архимандрита Феофана, ни в биографии Филарета. В книге С.К.Смирнова указывается лишь, что Федор Александров окончил Троицкую семинарию в 1808 году, то есть за 10 лет (обычный срок обучения – 11–12 лет). Последующие вехи жизни Феофана до 1850 года довольно четко зафиксированы как в указанных статьях, так и в послужных списках московского Донского монастыря (ЦИАМ. Ф. 421), настоятелем которого архимандрит Феофан был с 1832 по 1850 год. Еще до окончания семинарии Федор Александров назначается преподавателем латинского языка в младшем (низшем) грамматическом классе и тогда же – еще и регентом лаврского митрополичьего хора; в 1809 году вместе с уже иеродиаконом Филаретом (Дроздовым) переводится в Петербург, где преподает латинский и греческий языки, священную историю, партесное пение в высшем классе уездного Александро-Невского духовного училища и одновременно риторику, греческий язык и гомилетику в Армейской духовной семинарии; с 16 марта 1812-го до 16 марта 1814 года он – инспектор и наставник философии в Петербургской духовной семинарии 7 и ректор Александро-Невского духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

20 Адресовано священнику Г. И. Богоявленскому, мужу сестры митрополита Филарета Агриппины Михайловны. – Прим. сост. 29 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 32 Дворянка Харьковской губернии Ю. Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 33 Александра Федоровна, императрица (1798–1860), супруга императора Николая I. Известна обширной благотворительностью. Оказала нравственное и духовное влияние на формирование личности сына – будущего царя-реформатора Александра II. Тепло относилась к А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову. – Прим. сост. 35 Алексей Петрович Ахматов (1817–1870), обер-прокурор Святейшего Синода (1862–1865). – Прим. сост. 36 А. В. Горский (1814–1875), протоиерей, профессор. Награждение было произведено императором Александром II по представлению обер-прокурора. – Прим. сост. 37 Лев Карлович (Карл Людвиг) Боде (1787–1859), барон, обер-гофмейстер. Его отец эмигрировал во время Французской буржуазной революции (1789–1794) в Россию. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. С 1842 г. – гофмаршал и вице-президент московской дворцовой конторы. Надзирал за постройкой Большого кремлевского дворца. В 1853–1856 гг. – предводитель дворянства Подольского уезда Московской губернии. Был женат на представительнице рода Колычевых. Погребен под храмом Святителя Филиппа в с. Лукино (ныне Патриаршее подворье). – Прим. сост. 39 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском Подольского уезда Московской губернии. В архиве (Ф. 35, разд. III, к. 3, ед. хр. 2, л. 18) хранится письмо от 7 июня 1847 г. за подписью митрополита Филарета с сообщением о полученном от Святейшего Синода разрешении на строительство этого храма. – Прим. сост. 40 Внизу имеется надпись, выполненная рукой неизвестного: 16 июня 1855 г. Его Высокопревосходительству Г[осподину] Обер-Гофмейстеру Барону и кавалеру Льву Карловичу Боде. Последние пять слов и число месяца – рукой митрополита Филарета. НИОР РГБ. Ф. 35 (Фонд Боде-Колычевых), разд. III, к. 3, ед. хр. 2. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

16 Пётр, в монашестве Павел Полянский, Кандидат Духовной Академии 1-го выпуска, с 1838 года. Епископ Костромской, с 1836 Черниговский, в 1839 Архиепископ; умер в 1861 г. О. Б. 19 Михаил Леонтьевич, Магистр С.-Петербургской Академии 1-го выпуска, с 1819 г. Инспектор, с 1824 Ректор Киевской Академии; скончался Архиепископом Харьковским 1840 года. О. Б. 26 Евгений, в свете Андрей Казанцев, из Троицкой Семинарии, с 1804 г. Префект Вифанской Семинарии, 1800 Инспектор С.-Петербургской Академии, 1810 Ректор Троицкой, с 1814 Московской Семинарии, от. 1818 Епископ Курский, 1822 Архиепископ Псковский, 1823 Тобольский, 18.11 Рязанский, 1837 Ярославский, а с 1834 на покое, с пожалованием в члены Св. Сано­ла и управлением Московским Донским монастырём. О.Б. 41 Писано в ответ на записочку Архиепископа Гавриила, просившего назначить ему час, «в который бы посещение его было для него (Митрополита Филарета) менее обременительно. О. Б. 42 Серафим, в свете Стефан Глаголевский, из Калужской Семинарии, учился потом в Троицкой 1779 г., с I782 в Филологической Семинарии Московского Университета, 1785 Учитель в Троицкой же Семинарии, 1787 в Московской Академии и принял монашество, 1790 Префект, 1799 Ректор её и Викарий Дмитровский, 1804 Вятский, 1805 Смоленский, 1812 Архиепископ Минский, с 1821 г. Митрополит Новогородский и С.-Петербургский. О. Б. 43 Андрей Максимович, с 1809 г. Ректор С.-Петербургской Семинарии, с 1812 г. Епископ Полтавский и Переяславский, с 1836 Симбирский; умер в 1842 г. О. Б. 44 Фёдор Озеров, Москвич, Магистр С.-Петербургской Академии 5-го выпуска, инспектор Вифанской, Ректор Рязанской Семинарии, Викарий Новогородский, потом Архиепископ Симбирский; скончался 1838 г. О. Б. 45 В мире Александра Протопопова, Магистра С.-Петербургской Академии 1-го выпуска; с Августа 1814 г. Инспектор её, с 1816 Ректор Казанской Академии, потом был в разных местах, как то: в Твери и т. п., и умер Тобольским в 1842 году. О. Б. 48 Виталия, в свете Василия Шепегена, Магистра С.-Петербургской Академии 5-го выпуска, за тем c 1833 Ректора Московской Семинарии, потом с конца Июля 1837 г. Епископа Викария Дмитровского, с 1842 Костромского, где и скончался. О. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Однако настоящее начало перевода было связано с учреждением в 1812 г. Российского Библейского Общества. Первоначально перед Русским Библейским Обществом ставилась задача распространять Библию на славянском языке и языках народов России. В 1815 г. император Александр I (1777–1825 гг.), повелел Святейшему Синоду «Доставить и россиянам способ читать Слово Божие на природном своём российском языке, яко вразумительнейшем для них славянского наречия, на коем одном книги Священного Писания у нас издаются». Дело перевода Священного Писания на русский язык было поручено ректору Петербургской духовной академии архимандриту Филарету (в последствии митр. Московский) с прочими членами академии. Перевод был начат с Нового Завета. В 1821 г., когда перевод Нового Завета был окончен, приступили к переводу Ветхого Завета, начиная с Пятикнижия. Этот труд был разделён между четырьмя духовными академиями. В основу русского перевода Ветхого Завета был положен масоретский текст, но принималась во внимание и Септуагинта, а дополнительными источниками служили Вульгата и западные переводы Библии. Пока духовные академии занимались переводом Пятикнижия, свят. Филарет (Дроздов) и прот. Герасим Петрович Павский (1787–1863 гг.), профессор еврейского языка Петербургской академии, перевели на русский язык Псалтирь и издали её в 1822 г. В 1824 г. был окончен и напечатан перевод Пятикнижия, а в следующем 1825 г. в одном томе с Пятикнижием изданы в русском переводе книги Иисуса Навина, Судей и Руфь. Но это издание так и не дошло до читателей, т. к. деятельность РБО была сначала приостановлена, а после восстания декабристов в 1826 г. Общество окончательно закрыли. Но и после закрытия РБО прот. Г. П. Павский и алтайский миссионер архим. Макарий (Глухарёв, 1792–1847 гг.) независимо друг от друга продолжили переводить Священное Писание на русский язык. Прот. Г. Павский на своих лекциях переводил учительные и пророческие книги Ветхого Завета, которые были затем в 1839 и в 1841 гг. отлитографированы студентами.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_47003.html 01 ноября 2007 Сергей Фирсов Архиерей николаевской поры Источник:  http://journal.aquaviva.ru Вода живая В ноябре 2007 года исполняется 220 лет со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского Никанора (Клементьевского). Эпоха Императора Николая I – время во многих отношениях парадоксальное, до сих пор оценивающееся по-разному. С одной стороны, ее справедливо называют эпохой реакции, последовавшей после подавления движения декабристов, но, с другой, это – " золотой век " русской литературы, олицетворяемый гением Пушкина. В условиях господства принципов триады православие-самодержавие-народность архиерей должен быть администратором и решать задачи по окормлению паствы в рамках синодальной системы. Самодержцу на столичной кафедре нужны были исполнители, чья инициатива ни при каких обстоятельствах не выходила бы за синодальные рамки – и по форме, и по существу. Поэтому, прекрасно понимая масштабы личности таких иерархов как Филарет (Дроздов) и Филарет (Амфитеатров), Николай I не хотел ставить их во главе Священного Синода. Ярким доказательством этому и стало назначение в ноябре 1848 года митрополитом Новгородским и СанктПетербургским преосвященного Никанора (Клементьевского). Он родился 26 ноября 1787 года в семье сергиево-посадского священника Степана Алексеева, который и дал своему сыну фамилию Клементьевский – по названию села, где служил. Будущий иерарх учился в Троицкой семинарии, которую окончил в 1809 году, показав блестящие знания, особенно иностранных языков. Неслучайно, в дальнейшем он преподавал греческий и еврейский языки, писал богословские трактаты на латыни. Приняв постриг в 1812 году, всю свою дальнейшую жизнь Никанор связал с монашеством, достаточно быстро проходя различные ступени церковной иерархии. Уже в 1818 году он – ректор и профессор богословия Вифанской Духовной семинарии, член консистории; в следующем году – настоятель Высоко-Петровского монастыря. Неполных 39-ти лет архимандрита хиротонисают во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. Его учено-учебная деятельность не прекращается: в 1827 году преосвященному поручают контролировать духовные школы столицы.

http://religare.ru/2_47003_1_21.html

Полоцкую икону после пожара перенесли в придел церкви, а в 1726 году тяжело заболевший Меншиков потребовал ее к себе в Петербург. После его выздоровления икона осталась в домовой церкви знаменитого дворца светлейшего князя на Васильевском острове. В 1727 году, когда опальный Меншиков был сослан, образ пропал. Потом капитан лейб-гвардии Михаил Приклонский рассказывал, что видел эту икону в молельне императрицы Елизаветы Петровны, когда стоял в дворцовом карауле. Так, что возможно, образ находился потом и в Зимнем дворце. А мясницкий дворец Меншикова сначала был пожалован в вечное владение " бриллиантовому " князю А.Б. Куракину, увековеченному знаменитым парадным портретом кисти Боровиковского, затем от его семьи перешел к богатому армянину И. Лазареву, а от него, в свою очередь, к Московскому Почтамту. Ныне его здание на Мясницкой улице вобрало в себя старинный дворец Меншикова. А вот Архангельская церковь так и оставалась недостроенной. Лишь в 1787 году ее восстановил после пожара известный московский масон Гавриил Захарьевич Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой. Тогда и появился ее винтообразный купол, напоминающий горящую свечку. Церковь была украшена масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями, которые только в 1852 году повелел уничтожить митрополит Московский Святитель Филарет (Дроздов).   Церковь во имя св. Архангела Гавриила и церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата. Фото: hram.codis.ru Церковь во имя св. Архангела Гавриила и церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата . Фото: hram.codis.ru В 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как его летний (неотапливаемый) храм. Еще в 1806 году Директор Московского Почтамта Федор Ключарев построил рядом с ней зимнюю теплую церковь св. Феодора Стратилата, освященную по его именинам. Обе почтамтские церкви несильно пострадали в 1812 году, потому что за взятку, полученную от директора Почтамта, французские солдаты перед отступлением не сожгли их, а только для виду разбрасывали вокруг горящую солому, и здания не загорелись.

http://pravoslavie.ru/164.html

Незадолго до смерти М. написал имп. Александру I, находившемуся на конгрессе Священного союза в г. Лайбах (ныне Любляна), письмо, откровенно указав в нем на опасности, которым подвергается правосл. Церковь от «слепотствующего министра» Голицына. М. был награжден орденами св. Анны 1-й степени (1803), св. Александра Невского (1816; алмазные знаки - 1820). В 1820 г. внес 12 тыс. р. (из них 10 тыс. р. получены за сданные им бриллиантовые знаки ордена св. Анны) «на вечное обращение из процентов на пользу бедных учеников» Вифанской, Черниговской, Новгородской и С.-Петербургской семинарий. Неск. выпускников последней, учившихся на стипендию, учрежденную М., получили двойную фамилию: Михайлов-Алиенов (выпуск 1823 г.), Михайлов-Георгиевский (1827), Михайлов-Флоринский (1835) ( Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. XI, 278). М.- действительный член Академии Российской (с 1841 II отд-ние инженерной АН) и Совета Человеколюбивого об-ва; почетный член Медико-хирургической академии, СПбДА и МДА, московского общества «Любителей российской словесности» и казанского - «Любителей отечественной словесности». В 1816 г. кнг. С. С. Мещерская испросила Высочайшее повеление «издать на счет кабинета [ЕИВ]» поучения М. Они вышли в 10 томах в 1817-1820 гг. под заглавием «Беседы, в разных местах и в разные времена говоренные». Отпевание М. в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили митр. Варлаам (Эристави), архиеп. Филарет (Дроздов) и еп. Владимир (Ужинский) в сослужении многочисленного духовенства. Погребен под жертвенником Свято-Духовской ц. лавры; эпитафия была краткой: «Помяни, Господи, митрополита Михаила». (В последующие 40 лет эта церковь служила усыпальницей преемников М. по С.-Петербургской кафедре.) Установленная на наружной стене алтаря доска с бронзовым барельефом-портретом М. не сохранилась. Надгробные слова произнесли свящ. Алексий Малов (1787-1855) (Речь на кончину его высокопреосв. Михаила, митр. Новгородского и Санкт-Петербургского. СПб., 1821) и ректор СПбДА архим. Григорий (Постников) (Слово в Троицком Александро-Невском соборе, пред погребением тела... высокопреосв. Михаила, митр. Новгородского... марта 29 дня 1821 г. СПб., 1821).

http://pravenc.ru/text/2640894.html

Беда пришла в 1723 году. 13 июня священник церкви Архангела Гавриила, выйдя на паперть после вечерни, упал замертво. Когда его тело понесли на отпевание, над храмом нависла большая туча, прогремел гром, и с его ударом молния зажгла купол. Пожар продолжался два часа - огонь не могли залить из-за большой высоты колокольни. Её верх целиком сгорел, и на землю обрушились полсотни колоколов, которые придавили людей, спасавших богослужебную утварь. Лишь в 1773-1787-х годах Архангельскую церковь восстановили после пожара, после чего она стала использоваться в качестве церковного помещения для масонских собраний. В восстановлении храма активную деятельность произвёл некий масон Г. К. Измаилов. Тогда и появился её винтообразный купол, напоминающий горящую свечку. Церковь украсили символами и эмблемами с латинскими надписями, которые в 1852 году повелел уничтожить святитель Филарет (Дроздов). В первой четверти XIX века Меншикову башню причислили к почтовому ведомству и именовали церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний храм. Директор московского Почтамта Фёдор Ключарев построил рядом с ней зимнюю тёплую церковь во имя святого Феодора Стратилата, освящённую по его именинам. Обе церкви несильно пострадали в 1812 году, потому что за взятку, полученную от директора Почтамта, французские солдаты перед отступлением не сожгли их, а только для вида разбрасывали вокруг горящую солому, и здания не загорелись. Храм Архангела Гавриила, как и соседний Стратилатовский, закрыли в 1923 году. Но уже после войны, в 1947 году в нём разместили Антиохийское Патриаршее подворье, и храм стал действующим. Ныне существующий в храме иконостас перенесли в него в 60-х годах минувшего столетия из разрушенной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе. А старый иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь Махачкалы. Из газеты " Церковная жизнь " . Издание Покровской епархии. Выпуск (244)./Татьяна Уютова/Церковь Архангела Гавриила

http://sobory.ru/article/?object=02179

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010