О личных мотивах царевны говорят посвящения двух (!) престолов этого уникального храма «иже под колоколы». Престол, освященный во имя свв. Варлаама и Иоасафа Индийских (в первом ярусе) можно считать данью памяти старшего брата - Феодора Алексеевича и их общего учителя - Симеона Полоцкого. В культурной традиции конца XVII века они прочно отождествлялись с индийским царевичем Иоасафом и его наставником в христианском учении - пустынником Варлаамом. Некоторые ученые находили даже черты портретного сходства на двух иконах святых в иконостасе маленького храма. Престол во втором ярусе освятили во имя апостола Иоанна Богослова. Один из дней его памяти приходится на 26 сентября. Если учесть, что Софья Алексеевна родилась 27 сентября, то она вполне могла почитать святого апостола как своего покровителя. Таким образом, правительница в некоторой степени возродила традицию строительства маленьких храмов-колоколен, выполнявших роль личных молелен (поминальных или обетных). Самым первым столпообразным храмом-колокольней, предназначенным для уединенной молитвы, можно назвать северо-западную башню собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 годы) Антониева монастыря в Великом Новгороде. Под ее главой, в толще стены, в 1122 году устроили придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского. Согласно движению винтовой лестницы, один за другим расположили проемы для колоколов, а также нишу, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время. Наиболее известны из них: поминальная церковь великого князя Иоанна I Калиты во имя св. Иоанна Лествичника (1329 год) на Соборной площади Московского Кремля, храм Рождества Иоанна Предтечи (первая треть XVI века) в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня в соседнем ему Покровском монастыре. Весьма глубоки и важны символические аспекты возведения колокольни. Первый из них – расположение с восточной стороны от храма.

http://sobory.ru/article/?object=02280

Подобных храмов-тройников, состоящих из летней церкви, зимней церкви и колокольни, осталось не более пяти, а когда-то на Севере такие комплексы часто можно было увидеть по берегам рек и озер. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Деревня Филипповская, Почеозёрский храмовый ансамбль.   Находится на Почозере, соединенном рекой Поча с озером Свиное. Шатровая церковь Происхождения (точнее, изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. 1783 г. (летняя). Двойные небеса - в алтаре и молельном зале (аналог только в Порженском). Церковь Обретения главы Иоанна Предтечи, 1880-83 гг. (зимняя). Шатровая колокольня, не позднее нач. XIX в. Рубленая ограда ансамбля. Рубленая ограда кладбища, 18 в. Часовня Иоанна Предтечи, 18 в. - на кладбище (сгорела в 2007 г.). Часовня Кирика и Иулитты, начало 19 в. - в 300 м от кладбища. Поклонный крест около часовни Кирика и Иулитты, 18 в. Деревня Филипповская стоит на высокой гриве, которая с трех сторон омывается водой. Домов в ней не более десяти. Постоянно живут в нескольких. Дома стоят свободно. Подъезд к деревне - через деревянный мост, который был когда-то ряжевым (по Ушакову). Перед мостом стояла еще недавно Троицкая (предположительно) часовенка, которую сохранил на снимке А. В. Ополовников. Часовню уже давно собираются восстановить. На видном месте деревни стоит древний храмовый ансамбль из двух деревянных церквей и шатровой колокольни. Это один из трех сохранившихся в Архангельской области и один из пяти в России ансамблей – тройников. А вот как описал Г. П. Гунн этот ансамбль в 70-х годах XX в.: " Шатровая церковь отличается прекрасным, стройным силуэтом. Впечатление вознесенности сооружения ввысь усиливается еще и тем, что церковь стоит на вершине высокого холма, господствующего над местностью, четко рисуясь на фоне северного неба с его переменчивым состоянием. Природное расположение великолепное, о каком только может мечтать зодчий: простор, леса и с трех сторон вода. У шатровой церкви нет традиционной трапезной, есть небольшой притвор, в который ведет крытая лестница поздней пристройки " . Вторая церковь " своей восточной стеной близко подходит к углу четверика шатровой церкви, и между ними сооружен крытый переход " . На старых фотографиях и на рисунке И. Билибина " церковь эта красиво перекрыта бочкой (редкое покрытие клетских церквей, бочками традиционно перекрывались апсиды) " . Ансамбль " живописен необычайно: создавался ритм бочек алтарей и покрытия второй церкви, игра криволинейных форм; заглавная вертикаль шатра дополнялась вертикалью шатра колокольни, прирубленной вплотную к западной стене второго храма " .

http://sobory.ru/article/?object=10114

Потому что некомфортное состояние чаще всего наша объективная реальность, а вот иллюзия, что все хорошо и нормально при полном разладе во всей жизни, – это самообман, причем очень опасный. И единственный вопрос, который Господь может помочь решить в осознании себя в этом мире, – это вопрос: что я могу сделать? Не вопрос Чернышевского в пустоту к кому-то: что делать, а именно что я могу сделать. И в этом смысле все то, что связано с постом, те действия, которые мне в нем даны: воздержание, терпение, смирение, – это вспомогательные инструменты. Другое дело, что из них мне будет нужнее. Если с больным желудком человек не может без молочного, то зубовный скрежет и упорство «а я все равно не буду есть или пить» может привести к унынию и обиде. Потому что сохранить себя от невидимой глазу грязи иногда проще со стаканом молока, чем при помощи упрямства и неумного, строгого следования букве. Потому что пост – это упражнение в сохранении равновесия, а не длительный марафон к бутерброду в день праздника. Можно прекрасно и исправно ежедневно читать Псалтирь где-нибудь при тусклой лучине, но если глаз слеп при дневном свете к боли другого человека, если ухо реагирует на колокольный звон, но при этом не слышит просьбы ближнего, то всякий пост – это в лучшем случае ролевая игра, а в худшем язва лицемерия на душе. И для уврачевания ее нужны будут не сотни поклонов или строгая епитимья от батюшки, а те уроки, которые иногда преподает Сам Господь. Разве не было печально тем, кто расставался с Богородицей Успенский пост предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. Церковь вспоминает об окончании земной жизни Божьей Матери и Ее исходе в мир горний. А еще это напоминание о том, что сама жизнь Пречистой Девы по сути своей была постом в истинном смысле этого слова. Предсказанное Симеоном пророчество было тем знанием, с которым Она прошла через всю Свою жизнь. И знание это было Ее крестом, прежде чем на Кресте голгофском был вознесен от земли Ее Сын. Неслучайно и сам Успенский пост начинается с воспоминания о Кресте праздником Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. И где-то в своей строгости этот пост повторяет саму жизнь Богородицы. Жизнь – венцом которой была встреча с Сыном и Богом, вознесение от которой стало свидетельством о том, что род человеческий обретает особую Молитвенницу, присутствие Которой на земле не завершилось с Ее земной кончиной.

http://pravmir.ru/uspenskiy-post-povtory...

Придите, все скорбящие, к этому Кресту, воззрите на него и обрящете покой душам вашим. Как древле воздвигнутый Моисеем медный змей исцелял уязвленных змеем, когда на него взирали, так и Крест Христов подает уврачевание душам людским, когда к нему прибегают и с любовью перед ним молятся. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Крест есть великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Это благодать Божия: знамение для верных, и страх для злых духов». Знаменуя себя крестом, мы предаем себя водительству Самого Господа и, как щитом, ограждаем себя от козней и сил вражиих. Так, например, в житии святого апостола Иоанна Богослова повествуется: один бедный христианин, не имея, чем заплатить долг своему заимодавцу, просил волхва-иудеянина дать ему яд. Дважды он принимал его, но яд не действовал, потому что христианин каждый раз знаменовал сосуд с ядом крестным знамением. Или другой пример: некоторый пастух умирал от змеиного уязвления. Но, когда некий благочестивый старец влил по кресту воду в уста его с призыванием великого имени Святой Троицы и имени великомученика Георгия, пастух выздоровел. Также: напал однажды диавол на святого Киприана, стал бить и душить его. Киприан не мог ничем защититься от него, он только поднял руку и перекрестился – и диавол тотчас, как стрела, отскочил от него, потом, как лев, рыкнул и исчез. Такова сила крестного знамения, которое мы должны налагать на себя благоговейно и с живым воспоминанием о распятом на Кресте Спасителе мира. Когда мы налагаем на себя крестное знамение, то облекаемся Божественной силой, которая в это время осеняет и ограждает нас от всякого зла. Поэтому-то крест возлагается на нас при рождении, с крестом на груди и в руках переплываем мы бурное море житейских треволнений, с крестом провожают нас до места последнего упокоения, и на самой могилке нашей поставлен будет крест, как знамение нашего спасения. Совершая сегодня поклонение Животворящему Кресту Господню, будем лобызать его с искренней любовью и сыновней преданностью Господу, веруя, что распятый на Кресте Христос не простой человек, но Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Речь шла об уникальном пятиярусном иконостасе XVIII века, входящем в государственный музейный фонд РФ. Увы, это соглашение так и не увидело свет, в связи с чем мы вынуждены по-прежнему отвечать за Богородицерождественский собор. И не только формально: музей, несмотря на ежедневные богослужения в соборе, отслеживает состояние иконостаса и за свой счет восстанавливает его поврежденные фрагменты. Недавно, к примеру, наши штатные сотрудники отреставрировали икону Рождества Богородицы. Не стоит забывать и о декларированном Конституцией принципе доступности культурного наследия для народа. Раз иконостас входит в музейный фонд, любой экскурсант, и не только паломник, имеет право его посмотреть, а мы ему в реализации этого права помогаем. Разумеется, не слагаем с себя обязательств по обеспечению сохранности иконостаса. Утреннее богослужение в монастыре начинается, когда музейные сотрудники еще не пришли на работу, а вечернее заканчивается, когда они уже дома. Поэтому мы вместе с монастырским руководством пошли на беспрецедентный шаг: со стороны алтаря иконы оснащены пожарно-охранными датчиками, сигналы с которых выведены на главный пункт полицейской охраны музея " . Разумные уступки не выглядят противоестественными и в столичном контексте. Так, храм Всемилостивого Спаса в Кускове (главный престол в 1991 году после научной реставрации переосвящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) государство с согласия директора Государственного музея керамики передало Русской Православной Церкви. К сожалению, не обошлось без ложки дегтя. Туристы потеряли возможность посещать памятник в будние дни: храм удален от жилых кварталов, и богослужения там совершаются только по субботам и воскресеньям (вход для верующих на территорию усадьбы свободный). Вариант 2. " Добрососедские отношения " Иначе поступили в Государственном музее-памятнике " Исаакиевский собор " , главные объекты которого (помимо заглавного храма-топонима это еще три знаменитых собора Северной столицы: Воскресенский Смольный собор, Сампсониевский собор и храм Воскресения Христова — " Спас-на-Крови " ) несколько месяцев назад перешли из федеральной собственности в городскую.

http://e-vestnik.ru/analytics/hram_i_muz...

Храм в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской стал первой за последние 170 лет новопостроенной церковью в Смоленске. 28 августа 1994 г. в парке имени 1100-летия Смоленска митрополит Кирилл заложил камень в его основание. В 1996 году на месте строительной площадки был поставлен и освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня временный деревянный храм. 25 сентября 2001 г. белоснежный каменный храм был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Для Смоленска освящение нового храма стало событием, сопоставимым с воссозданием Храма Христа Спасителя в Москве. По совершении чина великого освящения владыка Кирилл обратился к верующим: «Мы освятили храм в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских — первый новопостроенный храм в Смоленске за почти два столетия... Пришел этот светлый день в жизни нашего Отечества, когда новопостроенными православными храмами вновь стала украшаться земля Русская, ибо так восхотел Бог и так задумал народ. Сегодня мы являемся самовидцами и участниками чуда воскрешения нашей веры, нашей молитвенной жизни. Пройдя через десятилетия убиения и распятия веры, мы сегодня свидетельствуем перед Богом о том, что сохранили Его в своем сердце». В 1999 г. было принято решение о строительстве в Десногорске (Смоленская область) — городе смоленских атомщиков — храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . 20 ноября митрополит Кирилл в присутствии сотен жителей заложил в центре Десногорска символический камень и капсулу с текстом соглашения о содействии возведению храма, которое было подписано Его Высокопреосвященством, главой администрации города и директором Смоленской атомной электростанции. 5 июня 2010 г., будучи уже Предстоятелем Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Десногорск, дабы освятить новопостроенную церковь . В память об этом знаменательном событии он подарил приходу Казанскую икону Божией Матери со словами: «Пусть Царица Небесная, простирая над нами Свой Покров, укрепляет единство России, а также единство всех тех, кто живет и трудится на этом месте. У образа этого памятная дощечка, которая свидетельствует о том, что это подарок Патриарха, а потому всех, кто будет подходить к этому образу, прошу вспоминать меня, недостойного, в своих молитвах».

http://patriarch.patriarchia.ru/vosstano...

Церковь Спаса на Городу была закрыта в 1929. В 2003 — храм передали в ведение Русской Православной Церкви, в этом же году накануне престольного праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил в летней церкви первую литургию. Владыка тогда благословил посвятить возобновляемый южный придел преподобному Серафиму Саровскому. В день преставления и второго обретения мощей святого, 2/15 января 2004 года, здесь прошла первая торжественная литургия с крестным ходом. В честь этого события владыка Кирилл на время отдал прихожанам церкви свою икону преподобного, а вскоре храм обрел и собственную икону Саровского чудотворца с частицей его мощей — в преддверии 250-летия со дня рождения преподобного Серафима ее подарила московская учительница. Еще до этого в церковь Спаса на Городу торжественным крестным ходом из Федоровского кафедрального собора был перенесен старинный список с иконы Ярославской Богоматери, найденный под Ростовом и восстановленный мурманским реставратором Сергеем. Необычна история Обретения этой иконы. Мастер подарил его своей крестной матери. Она вложила обновленную святыню в Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, настоятель которого протоиерей Геннадий Беловолов привез ее на Леушинское стояние. Архиепископ Кирилл увидел образ в Вауловском скиту и обратился с просьбой о его возвращении. На Покров в 2003 году икона была привезена в Ярославль и передана Ярославской епархии. По решению владыки икона находилась в Спасонагородском храме до завершения строительства кафед­рального Успенского собора, где определено ее пребывание, как в свое время и первообраза. Икона Ярославской Богома­тери в специальном киоте стояла слева перед иконостасом в южном приделе храма (именно в нем совершаются богослу­жения, поскольку четверик с северным приделом нуждаются в проведении капитальных реставрационных работ). Каждое воскресенье в церкви «при большом стечении народа перед образом Небесной Защитницы земли Ярославской служились водосвятные молебны, возносились молитвы о здравии и долгоденствии всех православных христиан».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_на_...

Часовни: часовня в д. Труфановской (см. выше); во имя мучч. Флора и Лавра, построена в 1854 г. на приходском кладбище; во имя свт. Николая, построена в 1884 г.; в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, на берегу р. Двины, по Устюжскому тракту (4 версты от прих. храмов). По устному преданию, последнюю построил Петр I. Застигнутый в 1702 г. бурей на Двине, он вынужден был остановиться со своими судами и близ того места построил вместе с боярами часовню. Поставил в ней им самим сделанный крест. Часовня и в конце XIX в. называлась " царевой " или " Петровской " . С течением времени часовня была перенесена дальше от берега ввиду опасности, создаваемой ледоходом. К ней 1 августа совершался крестный ход. В приходе имелась особо чтимая икона сщмч. Власия, молебны перед которой служились в день освящения Власиевского храма 6 июля. Богомольцы приходили как из соседних приходов, так и из дальних, в т.ч. из Вологодской губернии. В 1885 г. приход был включен в состав Селецко-Тулгасского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). Жертвователи: приходской крестьянин Иван Киткин пожертвовал капитал в 2675 руб.; приходской крестьянин Матвей Гагарин 10.5.1861 - колокол в 25 пуд. 23 ф. Священники: Стефан Попов 1751-1763 г.г.; Феодор Стефанов Попов, в 1764 г. отдан в солдаты за неблаговидное поведение; Лукиан Евфимов Тушев до 1778 г.; Андрей Матвеев Большаков до 1787 г.; Иосиф Иаковлев до 1798 г.; Иоанн Иосифов Яковлев до 1813 г.; Димитрий Андреев Галактионов 1814-1865 г.г., вышел в отставку и скончался в 1874 г. в Шенкурске; Михаил Иоаннов Макаров до 1876 г., скончался в 1881 г. в должности епархиального миссионера; Василий Иоаннов Новиков до 1880 г., скончался от простуды, полученной им при служении в холодной церкви зимой после того, как в 1876 г. сгорела теплая церковь; Стефан Васильев Гурьев до 1884 г.; Петр Иоаннов Ручьев 25.9.1884-1893 г. Псаломщик Прокопий Ручьев (1884-1886) г.г.

http://sobory.ru/article/?object=05075

«Что соберет мужик в августе – тем и зиму-зимскую сыт будет!», «Овсы да льны в августе смотри!», «Август – ленорост, припасает бабе льняной холст!» – можно было слышать в любой поволжской деревне. «В августе и жнет баба, и мнет баба, а все на льны оглядывается!», «Бывает, что и жато, и мято, да ничего не добыто!» Были и др. поговорки о льнах да о «бабьей заботе». «Не домнешь мялкой (снаряд, которым мнут лен и конопель, очищая волокно) – так не возьмешь и прялкой!», «Не домнешь – так и за прялкой вспомянешь!», «Без черев собачка, да – вяк, вяк; без зубов тетка Матрена, да кости гложет!» Хоть август и называли «густоедом», а половину его занимал пост. Но «Успенский пост мужика досыта кормит!» Поспевали к этому времени не только хлеб, но и овощи. «От первого от Спаса накопит и мужик запаса!», «В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед: дни короче – дольше ночи, ломота в спине – да разносол на столе!» Первый Спас меда заламывает; он, по народному присловью, и бабьи грехи замаливает: «На Спаса в ердани купаться – незамоленные грехи простятся». После крестного хода на воду в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1 авг.) совершалось купание. В старину на этот праздник погружались в освященные воды реки и мужчины, и женщины, и старые, и малые – одновременно, в одном и том же месте. В этот день русские вспоминали Крещение Руси при равноап. кн. Владимире (988). Во второй августовский день воспоминалось «перенесение мощей Стефана святаго» и «Василия юрода» (блаженного) дивна московскаго». За днем Стефана Первомученика стояли в народном месяцеслове «Антоны-вихревеи» (3 авг., день св. Антония Римлянина, чудотворца новгородского), «Семь Отроков – сеногнои» с «Евдокеями-огурешницами» (4 авг.). «Семь Отроков» (Дионисий, Иоанн, Антонин, Максимилиан и другие три), по народной примете, «семь дождей несут»; «Евдокея-огурешница», заставляющая собирать огурцы, в то же самое время напоминала бабам с ребятами и о поспевшей в залесье малине-ягоде («Авдотьи-малиновки»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После многих новых страданий и унижений Господь восходит на Голгофу, неся тяжелый Крест, здесь пригвождается ко Кресту и испускает дух, вися посреди двух разбойников. Такое безмерное унижение, такая страшная смерть! И спрашивается: зачем эта ужасная жертва? Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, язвою Его мы изцелехом ( Ис. 53:5 ), – отвечает святой пророк Исаия. Весь род человеческий ко времени пришествия на землю Спасителя пребывал во грехе, люди забыли Бога, забыли Его Божественный Закон, извратил и забыл Закон даже избранный Богом еврейский народ. Все согрешили, все преступили заповеди Божии, а потому и заслуживали вечного проклятия и смерти. Бог всеблаг и всемилостив, но Он же и бесконечно правосуден. Правда Божественная была возмущена человеческой неправдой, людскими грехами. Необходимо было удовлетворить эту святую Правду. Но кто же из людей мог принять на себя ходатайство пред Правосудием Божиим, когда каждый человек сам заражен грехом? Притом и согрешения людские были чрезвычайно велики, и жертва за них должна была быть величайшей. И вот такою-то высочайшей жертвой сделался Сын Божий. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин. 3:16 ). Крестной смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На Кресте пролита Кровь Неповинного, чтобы виновные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия. Какое неизреченное милосердие, какая благость Божия преподается со Креста грешному человеческому роду! Христос умре грех наших ради ( 1Кор. 15:3 ). Грехи всего мира пригвождены ко Кресту. Вознесшийся на Крест и пролиявший Свою пречистую Кровь стал вечным Ходатаем за нас пред Богом Отцом. Изъязвленные Его длани с любовью обнимают весь род человеческий и приводят всех желающих к Отцу. То, что раньше отделяло тварь, непокорных сынов человеческих от Творца, уничтожено Голгофской Жертвой. И Крест из позорного орудия смертной казни соделался для верующих драгоценнейшим, почетнейшим орудием в руках их для борьбы с врагами нашей души. Воздвигнутый на Голгофе, он ярко светит над всей землей, согревая своими лучами охладевшие и очерствевшие сердца людские.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010