Освящение церкви состоялось 14 октября 1862 г. На современников она произвела исключительно благоприятное впечатление: «Храм этот, как в художественном, так и в техническом отношении построен с большим искусством. По указаниям талантливого архитектора производивший работы подрядчик И.О. Леднев с умением и усердием исполнил свое дело. Резной дубовый иконостас, паркетный дубовый пол, шпиль колокольни из английского кирпича, золотые грани и звезды купола церкви, вызолоченные главы, бронзовые, осмиконечные, вызолоченные через огонь, кресты, словом, все частности сделаны с безукоризненной отчетливостью и чистотой, и церковь поражает зрителя согласием целого с подробностями: изящному стилю соответствует чистота и тщательность отделки». http://вноводевичий.рф/churches В поселке Лисино-Корпус на живописном возвышенном месте рядом с лесом на берегу реки Лустовки расположена церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Монументальная, впечатляющих размеров, церковь объединена в выразительном по силуэту объеме с высокой стройной колокольней — это одно из самых поэтичных и проникновенных творений выдающегося зодчего Николая Бенуа. В 1834 году в Лисино по инициативе Министра финансов графа Е.Ф. Канкрина высочайше утверждено устройство учебного лесничества и при нем — Егерского училища для воспитания и образования людей, сведущих в лесном хозяйстве. Это было первое в России казенное лесничество, впоследствии ставшее опытной базой крупнейшего в мире лесного вуза — Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии. В учебном лесничестве все было преобразовано для изучения всех отраслей лесного хозяйства. На территории, которая в настоящее время является охранной зоной, еще в XIX веке были искусственно созданы насаждения величественных деревьев уникальных пород, аллеи из дубов и лиственниц — вся европейская Россия обеспечивала лисинское лесничество семенами и саженцами. Министр государственных имуществ граф П.Д. Киселев в 1846 году разрешил устроить в Егерском училище домовую деревянную церковь, освященную во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Когда церковь погибла в пожаре, было разрешено построить каменную церковь, посвященную тому же празднику. Антиминс из домового храма был перенесен в новый каменный храм. Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, расположенная в 18 км от Тосно, была построена на средства Лесного Департамента для его учебных заведений: воспитанников и служащих учебного лесничества и учащихся Егерского училища.

http://sobory.ru/article/?object=00110

Церковь размещается в первом ярусе монастырской звонницы, стоящей к с юго-востоку от церкви Ярославских Чудотворцев. Первоначально двухшатровая, звонница надстроена в 1809 г., венчающая ротонда поставлена в 1824 г. Первоначально Происхожденская (Спасская), церковь была упразднена в конце XVIII в., восстановлена в 1825 г., переосвящена в Печерскую в 1860 г. в честь чудотворной иконы, написанной на стене здания. С юга к церкви были пристроены приделы Нила Столобенского (1877) и Святых Праотцев (1896). В 1918 г. повреждена обстрелом, в 1920-х г.г. разобраны поздние приделы. В настоящее время принадлежит музею. Церковь под звонницей Спасо-Преображенского монастыря изначально была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. В 1680-х г.г. при архимандрите Алимпии церковь была украшена стенописью. В XIX в. она дважды поновлялась. Отдельные фрагменты живописи XIX в. сохранились на восточной стене, отделяющей высокое и светлое помещение главного храма от низкого и полутемного алтаря. Здесь написан на стене иконостас, включающий местный, праздничный, деисусный и пророческий ярусы. В местном ярусе помещены изображения Алексея Человека Божия, Богоматери Тихвинской, Распятия и Происхождения Честных древ. Подобные «рисованные» иконостасы обычные для ростовских церквей времен Ионы Сысоевича, являются большой редкостью в стенописях Ярославля. Такие же иконостасы, написанные на стене, имелись в ярославской церкви Петра Митрополита и Владимирской Богоматери на Убогих Домах. На стене южного придела написаны «Николай Чудотворец», «Богоматерь Печерская», «Вседержитель на троне» и «Ярославские князья Федор, Давид и Константин», во втором ярусе «Праздники», вверху в овальных медальонах погрудные изображения апостолов со свитками в руках. В самом верху в люнетах «Похвала Богоматери», «Царица небесная» и Знамение " . В 1824 г. по распоряжению архиепископа Авраамия в церковь Происхождения Честных древ был устроен бронзовый иконостас (не сохранился). В 1860 г. живопись церкви была основательно переписана. Эта реставрация проводилась по распоряжению архиепископа Нила, задумавшего сделать храм своей усыпальницей. Стены храма, за исключением алтарной преграды, были заново оштукатурены и расписаны в академической манере художником Егором Константиновичем Дьяконовым. На своде написаны Новозаветная Троица и 7 ангелов с орудиями страстей, на стенах в трафаретных рамах, имитирующих колонные портики и лепнину, «Преображение», «Преподобный Нил», «Преподобный Сильвестр» и «Ярославские чудотворцы». После завершения реставрационных работ, 30 октября 1860 г. церковь Происхождения Честных древ была заново освящена архиепископом Нилом во имя Богоматери Печерской.

http://sobory.ru/article/?object=16926

Нелишне отметить, что Спасские престолы существовали в монастыре уже в XV веке. Павел Алеппский, перечисляя церкви Симонова монастыря, отдельно называет церкви «в честь Преображения» и «в честь св. Креста». В своём исследовании «Архитектура Московской Руси середины XV века» В.П. Выголов приводил доказательства, что более ранний Спасский храм был создан около 1433 года, несколько позже сооружения собора, и находился «у Святыя Богородицы на полатех», то есть храм был придельным и помещался на хорах Успенского собора. В 1540-х годах в сооружённую церковь-колокольню были перенесены приделы из собора, в том числе во имя Спаса Преображения. Новая колокольня, возведённая вместо старой, разобранной в 1835 году, «не сохранила прежних храмовых престолов, что привело к их полному забвению в последующей истории монастыря». Возможно, именно в это время в западном надвратном храме появился престол во имя Спаса Всемилостивого. Таким образом, двойное наименование надвратного храма в работах исследователей нашего времени кажется вполне оправданным. Первое сообщение в литературе об основании храма, в работе Н.Д. Иванчина-Писарева, не имеет даты и связывает его постройку со временем Иоанна IV: «В некоторых исторических замечаниях сказано, что Иоанн IV в приношениях своих Симонову был щедрее всех своих предшественников: кроме храма во имя Происхождения Честных Древ (ныне перестроенного в неизвестном вкусе), там была сооружена колокольня, сходная с Ростовскою...». К. Тромонин считал, что она «устроена около 1590 года, в царствование Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича, в присутствии коего освящена Иовом Патриархом всея России, Августа 1 дня 1593 г.». Более подробные сведения о надвратном храме приведены у В.В. Пассека: «Церковь над западными святыми вратами Происхождения честных древ животворящего креста Господня, об одной главе, устроена около 1591 года в царствование Государя, Царя и Вел. Князя Феодора Иоанновича и освящена в присутствии его, как написано было на старом антиминсе сей церкви, Святейшим Иовом, патриархом Московским и всея России 1593 года Августа 1 дня, па память святых седми мученик Маккавей. Длина ея с олтарем, кроме трапезы шесть, ширина пять саженей, а вышина с крестом 14 саженей. Она соединена одною дверью с настоятельскими келиями...». В описании монастырских стен и ворот - дополнительные сведения о храме: «...2-е Западный (ворота), под Спасскою церковию, подле настоятельских келий для входа и въезда в монастырь. Над ними издревле написано Успение Божия Матери, и по сторонам внизу Святые Угодники». И.Ф. Токмаков, практически повторяя сведения В.В. Пассека, уточняет: «Церковь Всемилостивого Спаса, над западными вратами, основана в памятный отражением крымского хана 1591 год (когда и с башен Симонова монастыря гремели пушки), в царствование государя, царя и вел. князя Феодора Иоанновича и освящена в присутствии его...».

http://sobory.ru/article/?object=39880

Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов, мэр Козельска И.М.Богачев. За малым входом Божественной литургии Патриарх Алексий наградил настоятельницу обители игумению Никону (Перетягину) правом ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, – образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Его Святейшество совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Казанском соборе Оптиной Пустыни 13 августа по пути из Шамордина в Оптину Пустынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Его Святейшество поздравил настоятеля храма протоиерея Леонтия Никифорова с 75-летием со дня рождения и побеседовал с прихожанами храма. Затем Патриарх Алексий ознакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а также посетил подсобное хозяйство обители. Вечером, в предпразднество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в Казанском соборе Оптиной Пустыни. По окончании всенощного бдения Его Святейшество, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/14266.html

О Кресте Господнем - Вы родились 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня. Что значит для Вас Крест? - Для меня огромное значение имеет всё, что с ним связано, все дни, посвященные прославлению Креста Господня. Это и 14 августа, когда празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, и Крестопоклонная неделя Великого поста, и т.д. Бывая на Кипре, я старался посетить все места, где находится Частица Животворящего Древа, и помолиться там. Для меня это совершенно особое ощущение. - Небесный покровитель ОПВ СПб – святитель Лука – работал земским врачом в Переславле-Залесском, где находится Никольский женский монастырь. На подворье монастыря в Годеново хранится великая Святыня – Небоявленный Животворящий Крест Господень. С точной копией этого Креста в 2020-2021 гг. я ездила по всей России вместе с Крестным ходом «Святая Русь». Благодарю за эти незабываемые поездки Елену Андрееву, Виталия Даниленко, Василия Кухаря и других крестоходцев. В крестный ход я попала вскоре после того, как впервые приложилась к самому Небоявленному Кресту. А Вы поклонялись этой великой святыне? - У меня есть иконы, масло и вода из Годеново, где я не раз молился сам и куда периодически ездят молиться мои духовные чада. Я знаком с игуменией монастыря. Матушка Евстолия (Афонина) очень почитает святителя Луку. В год его юбилея она организовала в Переславле-Залесском конференцию, посвященную врачу-архипастырю. - 600-летие со дня сошествия Небоявленного Животворящего Креста Господня мы будем отмечать, если Бог даст, 11 июня 2023 года, в день памяти святителя Луки Крымского. В том же году мы отметим 100-летие со дня его хиротонии и 100-летие со дня его ареста. Случайно ли это совпадение? - У Бога случайностей нет. Наш церковный календарь так интересно устроен, что когда праздники пересекаются, мы понимаем: это не случайное пересечение, не накладка одного праздника на воскресный день или на день памяти Креста Господня. Сочетание праздников всегда глубоко символично.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/11/...

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Все отметили солнечную, теплую погоду, что объяснили историческим событием — в залив Креста впервые в истории прибыл ковчег с частицей Животворящего Креста Господня. Ковчег со святынями передан в дар и благословение Дальнему Востоку Святейшим Патриархом Алексием, и кроме Хабаровска и Анадыря побывал уже на самом восточном приходе Чукотки в пос. Лаврентия. Сразу договорились о ближайших службах — на Происхождение Честных Древ и на следующее воскресение. В этом году исполняется 280 лет со дня открытия залива. Название поселка — Эгвекинот — происходит от чукотского «острые камни». На черных вулканических сопках, которые плотным кольцом окружают поселок, действительно видны обнажения твердой породы острой пирамидальной формы. А залив получил свое название оттого, что был открыт Витусом Берингом в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Рядом с поселком Полярный круг пересекается со 180-м меридианом. Правее по карте — уже Западное полушарие.   Чукотские дороги Запись из августовского дневника: «Чудесное времечко сейчас на Чукотке — солнечно, сухо, прохладно. Синее облачное небо, море. Тундра порыжела от заморозков, листья голубики и брусники — ярко-красные, а у шикши — еще зеленые. Ясный чистый воздух. В Белгороде такая красота ближе к концу октября начинается, а здесь вот сейчас. Этакий осенний бонус… Вверх по реке Анадырь, к селам Усть-Белая, Краснено и Снежное, ушла в рейс самоходная баржа “Мадина”. Вместе с капитаном В.А. Курочкиным отправлена собранная за последние месяцы детская одежда и игрушки. Капитан “Мадины” уже 10 лет помогает православным прихожанам анадырских храмов переправлять теплые вещи детям из малоимущих семей коренных жителей Чукотки перед началом холодов». Всего на попечении государства находятся 650 детей жителей Чукотского автономного округа. Органы опеки испытывают затруднения с подбором семей воспитателей. Списка желающих просто нет, поэтому рады каждому кандидату. Немалая часть семей воспитателей на Чукотке — православные христиане, хотя есть и пятидесятники, евангелисты. Для многих семей воспитание приемных детей — это еще и возможность хоть какого-то заработка. Государственная дотация составляет около 14 тысяч рублей на каждого ребенка, и в ближайшее время будет повышаться. Опекуны и дети пользуются всеми социальными льготами по летнему отдыху, бесплатному проезду в центральные районы страны, снабжению канцелярскими товарами.

http://e-vestnik.ru/church/zemlya_i_vera...

Церкви принадлежит каменная сторожка, построенная в 1861 году. При церкви имеется усадебной, сенокосной и пахотной земли 44 десятины 1,920 кв. саж. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает годового дохода: 300 р. процентов с причтового капитала, 120 руб. от крестных ходов с иконою Архистратига Михаила по вышеуказанным приходам и 70 руб. за требоисправления, а всего до 500 рублей. – Дом для священника имеется церковный, деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом; построен в 1876 г. средствами церковного старосты, купца Н. А. Кокушкина; псаломщик живет на квартире. Приход составляют: село и деревни: Медведково, Кунеевка, Высоково и Кудреватик; расстоянием от церкви деревни не далее 4 верст. – Всех дворов в приходе 44, душ мужеского пола 165 и женского пола 202 души. С 1889 года в селе существует церковно-приходская школа и помещается в особо устроенном деревянном, на каменном фундаменте, крытом железом, доме; при училище имеется квартира для учителя и сторожа. Березовики Село Березовики, при реке Вязьме, находится от уездного города в 70 верстах, а от Владимира в 80 верстах. Село со всех сторон окружено березовым лесом, изобилующим грибами – «березовиками», от чего, вероятно, и получило свое название. В XVIII столетии в селе существовала деревянная церковь – в честь Святителя и Чудотворца Николая; в конце же столетия, в 1779 году, тщанием помещика, Надворного Советника Андрея Ивановича Хметевского, построена была каменная церковь – в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня с придельным престолом во имя Архангела Михаила. В 1809 г. средствами прихожан над этой церковию построен верхний этаж с престолом в честь Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость»; в 1854 г. усердием помещицы Натальи Ивановны Чихачевой устроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. Таким образом, в настоящее время в церкви четыре престола: в нижнем теплом этаже – в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и придельный престол – во имя Архангела Михаила; в верхнем холодном этаже – в честь Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость» и придел – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

С самого начала в монастыре был храм Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь. 8 июня 1716 года храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь стал называться Крестовоздвиженским. В 1809 г. пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий, кроме того строения уже давно подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. Это стало причиной ходатайства о перенесении обители на новое место. 20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монастырю была выделена обширная площадка на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви. Вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года сестры переселились в новую обитель. 6 ноября 1815 года была освящена больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного. Так как собор на новом месте еще не был готов было разрешено совершать богослужения в престольный праздник в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798-1799 годах на средства нижегородского купца Я.С. Стешева. 17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пятиглавый собор в форме правильного креста был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырь был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам. Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами. В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=01815

Душу может очистить Крест Господень, Распятие. Прославляя святой Крест, мы одновременно прославляем и Воскресение, к которому привел Крест. Когда мы поем тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!», то понимаем, что Крест неразрывно связан с Воскресением. Несение каждым из нас своего Креста приведет к радостному воскресению наших душ от духовной смерти, которую неизбежно влечет за собой нераскаянный грех. Вся жизнь святителя Луки от начала до конца – это сплошное Крестоношение. Его приговаривали к расстрелу, не раз он был на грани жизни и смерти, но этот мужественный человек пронес свой Крест от начала до конца. Святитель Лука – истинный «крестоносец» во всех смыслах этого слова. И его Крестоношение благодатно облагородило не только его душу, но и души тех людей, которые узнали о его жизни, страданиях, подвигах и его святости. - Вы родились 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня. Что значит для Вас Крест? - Для меня огромное значение имеет всё, что с ним связано, все дни, посвященные прославлению Креста Господня. Это и 14 августа, когда празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, и Крестопоклонная неделя Великого поста, и т.д. Бывая на Кипре, я старался посетить все места, где находится Частица Животворящего Древа, и помолиться там. Для меня это совершенно особое ощущение. - Святитель Лука работал земским врачом в Переславле-Залесском, где находится Никольский женский монастырь. На подворье монастыря в Годеново хранится Небоявленный Животворящий Крест Господень. С его точной копией в 2020-2021 гг. я ездила по всей России вместе с Еленой Андреевой, Виталием Даниленко, Василием Кухарем и другими участниками крестного хода «Святая Русь». А Вы молились у Небоявленного Креста? - В Годеново ездят мои духовные чада. Я не раз молился там сам. Знаком с игуменией монастыря. Матушка Евстолия (Афонина) очень почитает святителя Луку. В год его юбилея она организовала в Переславле-Залесском посвященную ему конференцию.

http://radonezh.ru/2022/04/27/krest-gosp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010