Общ. ист. и древн.», 1846 г., 1, смесь, 10; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 121; “Опис. монаст.», 1817 г., 14; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1877 г., 29 (приют на 15 сирот павш. воин.); 1884 г., 237 (школа); “Рязан. губ. в.», 1847 г., 2 (кратк. ист. опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 425, 4; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 18; “Акты истор.», I, 134 (Гр. 1533 г. о высылке с земли м-ря крестьянина Ив. Батурина за неплатеж оброка; игум. Афанасий); “Дополн. к Акт. истор.», XI, 33 (Дорожн. дневник 1684 г. от Москвы до Нижнего); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 2 руб.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», I, 306, 55 (Гр. 1677 г. о размежев. земли села Федоровского; архим. Иоасаф), 334, 55 (Гр. 1682 г. о дозволении монастыр. служкам и крестьян. пользоваться казен. лесом), 352, 55 (Три грам. архим. м-ря о сборе сена с монаст. вотчин, 1687 г. архим. Иоасаф; 1689 и 1690 г. архим. Антоний), 457, 63 (Данная 1661 г. на вотчинную землю; игум. Авраамий); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 3.794 душ. крестьян); 1863 г., IV, Отд. I, 239 (опис. в церков. истор. отнош.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 2.906 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 83, (в 1722 г. имел в Москве дворов. место без строения); III, 113 (донос 1723 г. на архим. Аарона), прилож., CLXVII, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в вотчин. м-ря в 1723 г.); VI, 48 (на м-ре с 1716 по 1721 г. накопилось недоимки 5.949 руб.), 151 (прошение ген.-майора Сенявина на крестьян м-ря о захвате земли), 474 (дело 1726 г. об убийстве монастыр. крестьян); VII, 36 (архим. Аарон в 1727 г. был поставлен кандидатом на Воронеж. еписк. кафедру); VIII, 1728 г., 521, 535 (доношение архим. Аарона об отдаче ему в жалованье приказчичьего оклада м-ря); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2416 (межевая книга 1689 г. вотчиной земли на рч. Ржавце, Окологородн. стана Рязап. у.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 472 (древн. Рязан. епархии); “Труды Рязан.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1052. Петропавловский на Синичей горе или Петровский с Белого костра, женский, ныне кладбищенская церковь во имя Петра и Павла в Новгороде, на Софийской стороне. В рукоп. летописи Николо-Дворищского собора в Новгороде на листе 36 сказано: «в лето 6600, т. е. 1092 по Р. Хр., заложиша 2 церкви кам. Вознесения на Прусской улице, другую церковь св. ап. Петра и Павла на Синичьи горы, за земляным большим валом и монастырь девичь устроиша». В Новгородских летописях это событие, составлявшее в то время крупное явление, не занесено, а под 6693 (1185) год. значится: «Месяца того же (мая) в 6 заложиша Лукиници церковь камяну св. ап. Петра и Павла, на Сильнищи (вариант – на Сенище и на Синилищи)“. Про эту же церковь далее говорится под 6700 (1192) год.: «В тоже лето концяша церковь св. Апостол на Силинищи, и святи ю архиеп. Григорий, на Петров день». Таким образом, остается невыясненным одно ли и тоже эта церковь представляет с упомянутою в 1092 г. и был ли при последней монастырь. Во всяком случае монастырь принадлежал к числу древних, и сохранившаяся кам. церковь, о которой упоминается в 1615 г. после разорения Новграда, сохранила свое первоначальное устройство. В 1691 г. монастырь приписан к Воскресенскому, что на Мячеве мон., но вскоре опять сделан самостоятельным. В 1764 г. упразднен и обращен в кладбищенскую церковь с припискою к тому же Воскресенскому мон. В юго-зап. углу церкви почивают под спудом мощи преп. инокини Харитины, княжны Литовской и настоятельницы монастыря; она преставилась в 1492 г. 5 октября, в каковой день и чтится ее память. “Ист. Росс. Иер.», V, 537; Ратшин, 396 (здесь перепутан с Павловым мон.); “Словарь истор. о свят.», 270; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 244; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгр.», I, 550; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 64; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 83; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 18; Вихров, “Новгор. свят. места», 1860 г., 29; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 47, 142; Строев, “Спис. иер. и наст.», 128; Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 75; “Чтения в И. Общ. ист.», 1861 г., II, Отд. 3, 39 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Новгород. писцов. кн.», II, 628 (владения в Курском присуде 1495 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 30; “Полн. собр. лет.», III, 18 (в 1185 г. постр. кам. дерк. на Сильнищи), 20 (в 1192 г. кончали верх на церкви, на Силинищи), 126 (в 1185 г. постр. церк. Петра на Сенище); IV, 16 (тоже о построении церк. на Синилищи 1185 г.); VI, 285 (до 1528 г. управлялся игуменами); XV, 272 (в 1186 г. залож. церк. Петра и Павла на Силнищи), 280 (в 1192 г. кончаша цер. П. и Пав. на Силници); “Опис. докум. и дел архива св. Син.», VIII, 1728 г., 383 (о починке церквей в м-ре).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С 1607 г. значился приписным к Тихвинскому Большому мон.; в 1663 г. от него отчислен. В часовне находится крест, сделанный из клади, на которой сидела Божия Матерь при явлении ее Георгию, а в церкви Иоанна Предтечи сохраняется икона Господа Саваофа, писанная на деке из той же самой клади. “Тихвинские монаст.», изд. 1854, 111 – 116; “Ист. Росс. Иер.», III, 350; Ратшин, 387; “Ист.-статист. опис. Тихвин. Больш. мон.», 9, 131; “Матер. для стат. Росс. Имп.», 1841 г., Отд. I, 47; “Опис. монаст.», 1817 г., 73; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 60; “Новгор. губ. в.», 1853 г., 28 (ист. памятн.); 1858 г., 41 (по духов. зав. 1626 г. цар. Дарьею Алекс. отказано в Никольской м-рь что на Тихвине, в старую пустыню, 5 руб.); Строев, “Спис. иер. и наст.», 94, 24; “Акты юридич.», 355 (Память 1655 г. о даче подвод под Цесар. послов; строитель Иосиф), 384 (Настольная 1687 г. игум. Флавиану); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 35; “Писцов. кн. Обонеж. пят. 1583 г.» во “Временн. И. Общ. ист. и древн.», 1850 г., VI, 67, 68 (игум. Иона); 1856 г., XXIV, запись о ружн. церкв. и м-рях 1577–89 г., 35 (игум. Иона и Феодотий); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 143, 133 (Межевая книга третейская 1640 г. по челобитью Николы чудотв. старой пустыни Беседного м-ря игум. Закхея), 156, 136 (Отказная книга 1637 г.: игум. Закхей); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имел 81 душ. крест.); 1882 г., I, смесь, 27 (воспомин. крестьянина Артынова). 972. Николаевский – Богоявленская пустынь, мужской, ныне приходская церковь в гор. Веневе, Тульской губ. Существовал в 1666 г., когда в нем упоминается первый поп Гавриил, а в 1676 – 1698 г. им управлял строит. Авраамий. В 1764 г. упразднен и тогда в нем были 2 камен. церкви. “Ист. Росс. Иер.», III, 516 (Богоявленская пустынь), 517 (Николаевский м-рь); Бакмейстер, “Топогр. известия», 239; Афремов, “Ист. обозр. Тульск. губ.», 68; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 797 (города Венева, Богоявлен. пуст.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вн. Дел», 1840 г., XXXV, 256 (обозр. древн. Русск. памятн.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1791 г., XVIII, 98 (архим. Вениамин Григорович, с 1748 г. еписк. Нижегород.); “Русск. Истор. Библиот.», III, 194 (4 декаб. преставися Гурий, еписк. Казан. и Свияж., и положен бысть в Казани в м-ре Преображ. Госп.); IV, 850 (Палинодия, 1621 г.; 4 октяб. память обретения мощей Варсонофия, еписк. Твер., нового чудотворца), 850 и 851 (там же: 4 окт. память обретения мощей св. Гурия, а 5 декаб. тоже его память), 852 (там же; 11 апреля память св. Варсонофия, еп. Твер.). 1170. Спасо – Преображенский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Белеве, Тульской губ. Полагают, что основан в 1523 г. удельным князем Белевским Иоанном Васильевичем, и царь Иоанн Грозный поставил в обязанность игумену монастыря поминать вседневно Белевских князей, а в день их смерти служить соборно и раздавать милостыню. Каменным зданием воздвигнут во время управления монастырем (1680–1709 г.) архим. Иовом, из рода дворян Марковых, скончавшимся в 1718 г. и погребенным в трапезе. В 1723 г. к м-рю были приписаны Введенская Жабын. и Оптина пустыни. В церкви сохранился древний образ св. Иоанна Крестителя. “Ист. Росс. Иер.», III, 466; VI, 206 (с грамотою); Ратшин, 525; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 178; “Опис. монаст.», 1817 г., 18; “Воен. стат. обозр. Туль. губ.», 128; Афремов, “Ист. Обозр. Туль. губ.», 54, 69; “Журн. Мин. Вн. Д.», 1836 г., XX, 111; “Памят. кн. Туль. губ.», 1864 г., прибавл., 4; “Ист. опис. Козель. Введен. Оптиной пуст.», 1862 г., 42, в примеч.; Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 347 (в 1700 г. имел 235 двор. крест.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 790, 1; “Акты к истор. Ю. и З. Р.», III, 10 (Указ 1638 г. о водвор. монахов, вышедших из Литов. земли); “Дополн. к Акт. истор.», IX, 5 (Ц. гр. 1676 г. о недозволении помещикам Белев. уез. Хлоповым и кн. Ив. Волконскому держать перевоз на р. Оке, принадлежащий м-рю; архим. Иов); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 20; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 2.329 душ крест.); 1862 г., II, Отд. I, 76 (основ. кн. Сонцовыми-Засекиными), 113 (в 1759 г. дозволено архимандритам служить с набедренником и палицею, на ковре, и носить шелковую мантию); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 473 (дело 1722 г. о Павлове, держав. раскольников), прилож., LXVII, XVIII (в 1678 г. за м-рем было 217 двор. крестьян); VI, 1726 г., 300 (прошение вкладчиков Оптиной пустыни о неприписке ее к м-рю, что и удовлетворено); VII, 1727 г.. 325 (архим. Тихон был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1855 г., XIV, Отд. 3, 113 (известие о гор. Белеве; история м-ря); “Матер. для ист. г. Белева XVII и XVIII ст.», 3 (опись м-ря и его вотчин 1624 – 25 г.), 17 (опись монаст. слободки 1646 г.), 28 (роспись 1643 г. Спасского м-ря бобылей), 97 (сказка 3-ьей ревизии 1763 г. о муж. и жен. поле по семействам, вотчины Белев. Преображ. м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

856 Собр. л. III, 4, 214; V, 166; VII, 23; II, 7. Надеясь на настенной иконе Спасителя в Иоанновском доме. «образ в 1116 г. по летописи». События с князьями 1136 и 1142 г. показывают, что тогда на дворе владыки новгор. был не один Никитский дом. Дом с иконой, пред которой молился в 1169 г. св. архиепископ, уже в сказании назывался Иоанновским, как называется поныне. Все это показывает, что дом построен епископом Иоанном попиным тогда же, как кн. Мстислав (в 1116 г.) строил новую крепость. Опис. новгор архиеп. дома стр. 9–11, 29, 30, 45. Спб., 1859 г. 857 Собр. л. 3, 4, 214. Ист. иер. 4, 136–138. По 4 новгор. летоп. (собр. л. 4, 123) «того же (1446) лета архиепископ Евфимий заложи монастырь св. Георгия в городке, в Ладоге, и стену каменную понови и церковь св. Георгия понови и подписи, идеже отпало, и покры во чешуею (черепицею) и бысть крестьяном прибежище». След. только храм, а не монастырь, принадлежал блаж. кн. Мстиславу. Свед. о мон. стр. 479, 480. Фрески с горнего места георгиевской церкви XII в. у Прохорова, в христ. древн. 1863 г. т. 2, стр. 103. Там же – изображение самого храма и описание его. Т. 2. 859 Собр. л. 1, 131; 2, 12; VII, 26–28. Синаксарь по сербск. сп. Румянц. и по белградскому 1340 г. «в Киеве же созда церковь св. Феодора и святи ю священием великим, с митрополитом Михаилом – сотвори честный монастырь св. Феодора». Монастырь Феодоровский потомки Мстислава называли «вотчим» – отцовским и здесь погребены были многие князья. Кальнофойский, описывая старый Киев, говорил « церковь св. Феодора Тирона, только стены стоит». Остатки Феодоровского храма ныне – в саду Королева, в андреевском отделении. Закревского Киев § 32, М., 1858 г. 860 Грамота в доп. к ист. акт. 1, 2, с объяснениями м. Евгения в 3 т. труд. общ. ист. г. Крезневского в извес. акад. наук 8, 348–353. Летопись: 1119 г. «заложи Кюрьик игумен и кн. Всеволод церковь камену, монастырь святого Георгия, Новегороде» Собр. л. 3, 5, 214. 863 Писец евангелия называет кн. Мстислава благоверными и христолюбивым. Наслав, устраивавший оклад по воле князя, говорит: «много труда подъял и печали: но Бог утеши мя доброго князя молитвой… Дай Бог его молитву всем христианам и мне худому Наславу, правящи его орудия в правду», т.е. дай Бог, чтобы по его молитве успешны были все христиане и я худой Наслав, обязанный честно исправлять дела его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3Цар.3:4 .  И пошел царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознес Соломон на том жертвеннике. Одним из чтимых мест богослужений в данное время был Гаваон, «ибо там был главный жертвенник» (евр. (габ) бама (гаг) гедола), слав.: «высота велия». Гаваон – некогда столица евеян ( Нав.9:2,3,7,11:19 ), после левитский город в колене Вениаминовом ( Нав.18:25,21:17 ), севернее Гивы и в 1 1/4 географич. мили от Иерусалима (И. Флав. Иудейские Древн. VII, 11, 7; Иудейская Война, II, 19, 1); по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 296), – в 4 римских милях к западу от Вефиля; теперь деревня el-Dscbob из 40–50 домов, ок. 500 жителей (Robinson. Palastinall, 351). Здесь евреи по вступлении в Ханаан поставили скинию Моисееву и жертвенник ( 1Пар.16:39,21:29 ; 2Пар.1:3 ). Обилие жертвоприношений при торжественных случаях обычно было у народов Востока (Herodot. I, 50; VII, 43). – «Тысячу всесожжений» – вероятно, жертв вообще, включая сюда и жертвенные пиршества при мирных жертвах; по ( 2Пар.1:3 ), с Соломоном в Гаваон отправилось множество людей, и праздник продолжался несколько дней. Без сомнения, здесь нет указаний на жреческие функции царя, как думали некоторые. 3Цар.3:5 .  В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. «Явился (нира) Господь»: не в каком-либо образе, а в смысле откровения вообще, имевшего место во сне (ст. 15, блаженного Феодорита вопр. 13). 3Цар.3:6 .  И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; 3Цар.3:7 .  и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; 3Цар.3:8 .  и раб Твой – среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 1–3. Содействие правителя Сирии построению храма. 4–9. Освящение храма. 10–15. Празднование Пасхи. 2Езд.7:1 Тогда Сисинни, правитель Келе-Сирии и Финикии, и Сафравузан и товарищи их, следуя повеленному от царя Дария, 1 . Гл. VII представляет изложение 1Езд VI13–22. 2Езд.7:2 усердно принялись за святое дело, помогая старейшинам и священноначальникам Иудейским. 2Езд.7:3 И успешно шло святое дело, при пророчествах пророков Аггея и Захарии. 2Езд.7:4 И совершили всё по повелению Господа, Бога Израилева, и по воле Кира, Дария и Артаксеркса, царей Персидских. 2Езд.7:5 Окончен святый дом к двадцать третьему дню месяца Адара, на шестом году царя Дария. 5 . В 1Езд VI15 временем окончания храма представляется 3 день месяца адара. 2Езд.7:6 И сделали сыны Израиля, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, которые были приставлены, всё по написанному в книге Моисея. 2Езд.7:7 И принесли в жертву на обновление храма Господня сто волов, двести овнов, четыреста агнцев, 2Езд.7:8 двенадцать козлов за грехи всего Израиля, по числу двенадцати колен Израильских. 8 . Греческий текст в первой половине стиха неясен; в русском тексте перевод свободный. 2Езд.7:9 И стояли священники и левиты по племенам, в облачении, при делах Господа Бога Израилева, согласно с книгою Моисеевою, и привратники при каждых воротах. 9 . Ст. 9 отличается от парал. 1Езд VI16. 2Езд.7:10 И устроили возвратившиеся из плена сыны Израилевы пасху в четырнадцатый день первого месяца, когда очистились священники и левиты вместе, 2Езд.7:11 и все сыны пленения, потому что очистились, ибо левиты все вместе очистились. 11 . Мысль стиха неясна. Возможно, что текст стиха испорчен. Слов потому что очистились ( τι γνσθησαν) нет в рукоп. 58, 71; ибо левиты, все вместе очистились ( τι ο λευται μα πντες γνσθησαν) также отсутствуют в рукоп. 52, 64, 74, 106, 119, 120, 121, 134, 276, 278. Таким образом, от ст. 11 остаются только слова: и все сыны пленения, которые удобно можно бы соединить со ст. 10. В сир. древн.-лат., Вульг. и рукоп. 55, 19, 108 вместо τι γνσθησαν (потому что очистились ) читается οχ γνισθ, «не очистились».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.9:18 .  и Ваалаф и Фадмор в пустыне, «Ваалаф» – в Дановом колене ( Нав.19:44 ) недалеко от Газера и Вефорона (ср. И. Флав. Иудейские Древн. VII, 6, 1). «Фадмор» (Thadmor, LXX: Θωμθ, Onomastic. 515: по Евсевию: Θερμθ; по блаж. Иерониму: Thermoth) – по предположению, «большой богатый город между Ефратом и Дамаском» (Кейль), в горах Ливанских, нынешний Баальбек (И. Флав. Иудейские Древн. VII, 6, 1). В пользу этого предположения может говорить то обстоятельство, что в ketib масоретского текста имя Фадмор написано: Тамар (собств. пальма): Пальмира-Баальбек. Но в параллельном месте ( 2Пар. 8:4 ) имеется Thadmor, так читают древние переводы и массоретское qeri 9 в кодд. 30, 113, 115, 246, 249, 251. Главное же, что не позволяет здесь видеть Пальмиру или Баальбек, сирийский город, состоит в том, что Соломон не мог владеть этим городом по отдаленности его местоположения от границы его владений. Вероятнее поэтому «Фадмор в пустыне» искать на юге царства Соломонова, тем более, что у пророка Иезекииля ( Иез.47:19,48:28 ) город этого имени назван в числе южных пограничных городов Палестины. 3Цар.9:19 .  и все города для запасов, которые были у Соломона, и города для колесниц, и города для конницы и все то, что Соломон хотел построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле своего владения. «Города для запасов» – вроде египетских Пифома и Раамсеса ( Исх.1:11 ; ср. 2Пар.8:4,17:12 ), где были хлебные склады или магазины ( 2Пар.16:4 ); «города для колесниц, и города для конницы»: конница и колесницы Соломона были размещены по разным городам, жители которых содержали конницу и хранили колесницы ( 3Цар.4:26,10:26 ). 3Цар.9:20 .  Весь народ, оставшийся от Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Хананеев,] Евеев, Иевусеев и [Гергесеев], которые были не из сынов Израилевых, 3Цар.9:21 .  детей их, оставшихся после них на земле, которых сыны Израилевы не могли истребить, Соломон сделал оброчными работниками до сего дня. 3Цар.9:22 .  Сынов же Израилевых Соломон не делал работниками, но они были его воинами, его слугами, его вельможами, его военачальниками и вождями его колесниц и его всадников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1244 Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII в., стр. 111–112. 119. 121. 1257 Из позднейшего времени (XVII в.) известно, что русские мужчины любили «на главе власы витии, (не разборчиво) кудрити, или шарите, и чуждыя плетеницы – накладныя власы налагати». Мужчины «украшали себе женовидными власы плетеными и чуждими и накладными, и инако многоухищренными, лица натирали шары и вонями». Два поучения патриарха Адриана в рук. Соф. биб. 1503. л. 249. 263. 1258 Буслаев. Древнерусская народная литература и искусства т. II. СПБ. 1862. Древнерусская борода. 216–237. 1259 Послание Максима Грека к Иоанну Васильевичу. Рук. Кирилл. библ. (не разборчиво) л. 23–27. Приложение XXVII. Послание неизвестного к царю Иоанну Васильевичу. Чтен. в Общ. Истор. и Древн. России 1874, отд. I, 86. Здесь говорится: «возненавидихом по созданию Божию свой образ, строимся женскою подобою на прелесть блудником, главу и браду и ус бреем». Неизвестный автор статьи о неисправлениях пред эпохою Стоглавого собора обличает своих современников в том, что они бороды бреют и усы рвут, то образу Божию поругаются» Рук. М. Д. А. (не разборчиво) л. 218–219. Летописи русской литер. и древн., изд. Тихонравовым, т. V, 1863. отд. III. Взгляд на бороду, как на одно из внешних выражений образа Божия известен был в России еще в XV веке. Русск. Ист. библ. т. VI, ч. I, 126. Послание неизвестного ростовского архиепископа к князю о брадобритии. 1260 Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII в., 72. Рущинский Л. Религиозный быт русских в XVI и XVII в., по свидетельствам иностранцев. Чтен. в Общ. Истор. и Древн. 1871 г., кн. III. 100. 1261 Карамзин. Истор. Государства Росс. т. VII, 196, изд. 1817. Г. Герберштейн. Записки Московии в переводе Анонимова. 194. 1262 Приложение XXVII. Рассуждение Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Истор. и Древн. Росс. 1859 г. кн. III, 13. Никоновская летопись, ч. VII, 111, 113. Послание митр. Макария в Свияжск. Акты Истор. т. I, 139. Рук. М. Д. Акад. (не разборчиво), л. 218–219. Чтен. в Общ. Истор. и Древн. Росс. 1874, кн. I. Сильвестр и его писания – статья архим. Леонида, 85. Стоглав, изд. при Казан. Д. Акад. гл. 40, 160–164. В сводной Кормчей, в составлении которой принимал участие митр. Даниил (об этом см. ниже) находится правило св. апостол русское: «аще кто браду бреет и преставится, тако не подобает над ним служити». Розенкампф. Обозрение Кормчей книги, М. 1829 г. 209–312. Запрещение бритья бород находится в выписи, сделанной, по указу И. Васильевича (IV), московскому воеводе Андрею Берсеневу от апреля месяца 1552 года. Рук. Моск. Син. библ. 927, л. 181–186. Приложение XXIV. Взгляд на брадобритие как еретичество проводится у п. Адриана, Рукоп. Соф. биб. 1503.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

—348— по обмене 5% облигаций Московского Городского Кредитного Общества, в которых заключался означенный капитал, на свидетельства Государственной 4% ренты, – в количестве 1.000 рублей), назначенные «на дополнительные к жалованию пособия членам академической корпорации», каждогодно распределяются в декабрьском заседании Совета на пять равных частей, из коих ежегодно не менее трех выдается семейным, и не менее одной – бессемейным лицам. – Право на пособие получают те лица академической корпорации, которые прослужили не менее 5 лет, а при Академии не менее двух лет, причем включается сюда и год профессорского стипендиатства». Определили: 1) из процентов с капитала П.А. Мухановой за 1906 год, в количестве 1.000 рублей, выдать пособия следующим лицам: экстраординарному профессору С.И. Смирнову, исправляющему должность доцента Д.Г. Коновалову, вольнонаемному лектору немецкого языка В.П. Лукинину, библиотекарю Академии К.М. Попову и помощнику секретаря М.И. Бенеманскому, по равной сумме – 200 рублей – каждому. – 2) Постановление сие представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1907 г. янв. 16. Смотрено». 2090 Так нек. вм. больш. и слав. дне Ал. дни. Древнеслав. же вм. убо Ал. и поздн. Ал. совещася. Никол. како вм. да всех друг. Остр. Гал. Мст. да и бышя убили, – Мар. Зогр. Асс. б, – Мар. Ник. би Ал. и поздн. (Острож. Киев.): да убиют. 2091 Ал.: не еще с дерзновением – отиде – глемыи. Все древнесл. и Ал.: живяще вм. поздн. и тепер. хождаше, следуя одному греч. чт.: διτρβεν, – но у Св. Кир. др. чт.: μεινεν. Своим чит. Кир. и слав. согл. одн. греч. 2095 Убо Конст. и поздн. вм. же древн. и Ал. друг с другом точно у Ал. вм. древн.: к себе. Вм. в храме древн.: в церкви, Ал: в святилищи. Древн. и Ал: что ся мнить вам. Древн.: не имать ли (ли опуск. Гал.) прити, Ал. сочнее: придет ли. Вм. бо древн. Ал. точно: же (после даша), увесть – точно Ал. вм. древн. ощутит. Ал. точно: где есть вм. древн. будет. Ал. поведает вм. повесть древн. яко да Ал. точно, вм. древн. да без яхо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010