Новости В Сирии в 40 км к северу от Алеппо боевики осквернили церковь святого Марона 12.02.2013 12:46 Бейрут, 12 февраля. Вооруженные экстремисты, действующие на севере Сирии, осквернили церковь Святого Марона - сирийского отшельника IV века, который является покровителем Маронитской католической Церкви восточного обряда. Как передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на новостную службу " Аль-Ватан " , древняя обитель, расположенная в Браде, в 40 км к северу от Алеппо, подверглась нападению боевиков. Ворвавшиеся туда экстремисты повредили внутреннее убранство храма, разбили витражи, осквернили алтарь. Разрушена статуя Святого Марона, украдена церковная утварь. Нападение на храм носит явно провокационный характер и совершено в момент визита в Дамаск маронитского патриарха Бешары Ар-Раи. Предстоятель маронитской Церкви присутствовал в воскресенье на интронизации Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна Х (Язиджи), которая состоялась в православном кафедральном соборе Дамаска. В церемонии принял участие также глава католической мелькитской Церкви патриарх Гpuropuй III Лахам. Духовные лидеры христианского Востока совершили совместное молитвенное служение " о прекращении кровопролития и воцарении мира и согласия на сирийской земле " . Они высказались против иностранного вмешательства в дела Сирии и выразили надежду на успех национального диалога. Визиту патриарха Бешары региональные СМИ придают " историческое значение " . Это первая поездка главы маронитской Церкви в Дамаск за последние 70 лет, которая, по мнению газеты " Аль-Ахбар " , свидетельствует " о единении христиан Сирии и Ливана перед общими угрозами " . Большинство сирийских христиан принадлежит к Антиохийской Православной Церкви, численность маронитской общины составляет примерно 60 тысяч. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники История [ править править код ] Первое летописное упоминание храма относится к 1305 году, когда посадник Семен Климович поставил каменную церковь на воротах от Прусской улицы (т.е. церковь была надвратная, пристроена к деревянной башне). В 1389 году по приказанию посадника Григория Якуновича старая церковь была разобрана и на ее месте поставлен новый храм. В конце XVI века церковь Покрова построена заново, так как древняя кладка памятника относится именно к этому времени. В 1692—1693 годах церковь Покрова перестраивается: сделаны новые барабаны, пробиты новые окна, сделана южная двухэтажная пристройка — работы велись по проекту архитектора Семена Ефимова. С этого времени церковь Покрова становится одной из главных церквей Кремля и домовым храмом новгородских воевод. В конце XVIII века Покровская башня превращена в тюрьму, а церковь Покрова становится тюремным храмом. Вероятно, в это время устроен переход из церкви в башню. В 1832 году храм приписан к церкви Флора и Лавра на Софийской стороне. В 60-х годах XIX века Покровская башня и церковь приспособлены под губернский архив. В 1889 году Покровская башня и церковь приспособлены под богадельню. Южный придел церкви Покрова назывался приделом Рождества Иоанна Предтечи, северный — приделом святителя Николая Чудотворца. До Великой Отечественной войны с юго-востока к церкви примыкала стенообразная трехпролетная колокольня (не сохранилась). Памятник серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны (утрачена глава, крыша, часть кладки). Памятник относится к типу бесстолпных, одноапсидных, одноглавых храмов. Четверик церкви окружен с юга и севера приделами, а с запада трапезной (притвором). Центральная кубическая часть церкви несет на себе восьмерик, венчающийся восьмигранным барабаном с главой. С юга и севера к трапезной примыкают две пристройки, которые являются продолжением приделов. Кроме того, с юга к трапезной примыкает еще двухэтажная пристройка, тянущаяся параллельно кремлевской стене. Фасады оформлены скромно. Восьмерик церкви имеет на углах плоские лопатки, соединенные прямыми уступами. Между лопатками расположены большие окна прямоугольной формы. Храм является памятником архитектуры двух эпох — XVI века и конца XVII—XIX веков. Церковь относится к типу «восьмерик на четверике» и является одной из немногих церквей такого типа, сохранившихся в Великом Новгороде. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время храм не является действующим. Как добраться [ править править код ] Адрес: Великий Новгород, Кремль, д. 10 Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Покров...

Пянтег. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская (Богородицкая) церковь Карта и ближайшие объекты Старейшая деревянная церковь Пермского края. Возможно, перестроена из крепостной башни. Богоявленская церковь в селе Пянтег самая древняя деревянная постройка Урала. Уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. До недавнего времени загадочным оставалось время создания памятника. Предполагались различные даты, даже 1500 год. В 1982 году исследователям удалось в дозорной книге Чердынского уезда 1707 года встретить точную дату - 1617 год. XVII веком датируется и материал, полученный в 1983 году при археологическом изучении памятника. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. На западной стороне, обращенной к реке, - крыльцо. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным. Шестерик на подклете (он убран в начале XX века) завершался открытым ярусом звона и высоким шатром. Зная об этом, можно воспроизвести вид этого памятника местного зодчества. С севера, запада и юга церковь опоясывала открытая галерея, на которой возле северной стены стояла лестница для подъема на чердак. От этой конструкции сохранились только дверь в верхней части сруба и остатки балок выносной площадки. Шестериковая форма сруба, часто используемая в оборонительном зодчестве, и верхняя дверь на чердак наводили некоторых исследователей на мысль, что для церкви была приспособлена сторожевая башня. Считалось, что дверь могла служить для подъема на дозорную вышку. Предположение о первоначальном использовании здания в оборонительных целях подкрепляется и всем обликом памятника - очень редкой для церкви формой и слишком удобным для обозрения местонахождением - в излучине Камы, откуда река далеко просматривается в двух направлениях. С сайта www.perm1.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02961

Курск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты История возникновения Благовещенской (Воскресенской) церкви на Московской улице неразрывно связана с Благовещенским и Воскресенским соборами, существовавшими в Курске на Красной площади почти до конца XVIII века. После их упразднения (в связи с ветхостью), вновь выстроенная двухэтажная Благовещенская церковь (1801-1809 гг.) стала преемницей этих двух древнейших и лучших храмов города и хранительницей их ценностей, среди которых: серебряный крест с частицами святых мощей - дар царя Алексея Михайловича Курскому Воскресенскому собору; древняя икона Божией Матери “Живоносный Источник”; старинный образ Воскресения Христова; икона Благовещенского собора (использованы в иконостасе нижнего этажа) и иконы Воскресенского собора (в иконостасе верхнего этажа); колокола обоих соборов и др. Храм двухэтажный, кирпичный, одноглавый, в классических формах. В основе композиции - тип центрического храма “триконх " - три полукруглые апсиды примыкают к четверику под купольного объема с севера, востока и юга (достаточно редко встречается в России, распространен в храмовом зодчестве Армении и Грузии с VI века). Центральная часть выполнена по типу восьмерик на четверике, с западной стороны которой примыкает средний неф под четырехскатной кровлей, увенчанной двухярусной колокольней. В нижнем храме церкви было два престола - Благовещенский и великомученицы Параскевы Пятницы (освящен в 1801 г.), в верхнем - Успения Богородицы (освящен в 1802 г.). В 1898 году при церкви была открыта церковноприходская школа для мальчиков, просуществовавшая до 1906 года. На ее месте в том же году на средства инженера Конопатова была построена двухэтажная, кирпичная церковноприходская школа для девочек. 20 ноября 1934 года церковь была закрыта, храм подвергся разрушению в годы Великой Отечественной войны и крупным реконструкциям в 1930-х - 1940-х годах. В настоящее время в обоих зданиях объединенных современным переходом располагается музыкальное училище. От Благовещенской церкви сохранились восточная апсида и центральный подкупольный объем в двух уровнях, окруженные современными пристройками училища. Автор публикации: Е.В. Холодова. Источник: " Курск. Краеведческий словарь-справочник " , под ред. Ю.А. Бугрова, изд. ГУИПП " Курск " , Курск, 1997 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37610

всеправославного обговорення теми 1 березня 2019 р. 16:44 Об этом Патриарх Константинопольский Варфоломей написал Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви . Как сообщалось ранее, Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн неоднократно  обращался  с  призывом  к диалогу по украинской церковной ситуации при участии всех глав Поместных Православных Церквей. В ответном послании Патриарха Константинопольского Варфоломея говорится: «С великой радостью обращаемся к Вам, братски лобызая Ваше Блаженство в Господе! Мы получили и читали внимательно письмо Вашего Возлюбленного Блаженства, 100 от 31 декабря прошлого года, в котором Вы просите собрать Собор Предстоятелей Православных Церквей для того, чтобы уладить проблему в Украинской Церкви. В ответ Мы Вас информируем, что после того, когда четыре Православных Церкви, с церковной и богословской точки зрения без причины, отказались присутствовать в деле Вселенского Священного Собора, чему нет оправданий, и Ваша древняя Церковь была одной из них, Вселенский Патриархат имеет серьёзное основание воздержаться от такого собрания на общеправославном уровне, которое будет бесполезным, поскольку приведет к согласию только в том, что участники будут несогласны друг с другом. Великая Святая Церковь Христова, взирая в любви и самопожертвовании, без своего интереса или давления, с одной целью единства украинского народа и прекращения разделения и раскола в собрании миллионов верующих, к объятиям канонической Церковью после того, когда они были вне ее несправедливо, следуя церковной традиции и канонам, наградила автокефалией Церковь Украины тем же способом, как получили внутреннюю администрацию все другие новосозданные Автокефальные Церкви, которые утверждены тем же методом без Православного Собора или общего обсуждения с братскими Автокефальными Церквами, признаны в их положении всеми Церквами, и имена их новых Предстоятелей добавлены в диптих. Итак, мы просим Основателя Церкви и Ее Предстоятеля, дабы Его благодать и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа были с Вами, с преосвященными архиереями, с духовенством и с верующим народом, находящимся в Антиохийской Церкви в испытании. Завершаем в необъятной братской любви о Господе с огромным уважением. Любящий Ваше Блаженство брат во Христе Вселенский Патриарх Варфоломей» Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5382263...

Патриарх Варфоломей отказался от всеправославного обсуждения темы Украины Москва, 1 марта 2019 г.      Об этом Патриарх Константинопольский Варфоломей написал Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн неоднократно обращался с призывом к диалогу по украинской церковной ситуации при участии всех глав Поместных Православных Церквей. В ответном послании Патриарха Константинопольского Варфоломея говорится: «С великой радостью обращаемся к Вам, братски лобызая Ваше Блаженство в Господе! Мы получили и читали внимательно письмо Вашего Возлюбленного Блаженства, 100 от 31 декабря прошлого года, в котором Вы просите собрать Собор Предстоятелей Православных Церквей для того, чтобы уладить проблему в Украинской Церкви. В ответ Мы Вас информируем, что после того, когда четыре Православных Церкви, с церковной и богословской точки зрения без причины, отказались присутствовать в деле Вселенского Священного Собора, чему нет оправданий, и Ваша древняя Церковь была одной из них, Вселенский Патриархат имеет серьёзное основание воздержаться от такого собрания на общеправославном уровне, которое будет бесполезным, поскольку приведет к согласию только в том, что участники будут несогласны друг с другом. Великая Святая Церковь Христова, взирая в любви и самопожертвовании, без своего интереса или давления, с одной целью единства украинского народа и прекращения разделения и раскола в собрании миллионов верующих, к объятиям канонической Церковью после того, когда они были вне ее несправедливо, следуя церковной традиции и канонам, наградила автокефалией Церковь Украины тем же способом, как получили внутреннюю администрацию все другие новосозданные Автокефальные Церкви, которые утверждены тем же методом без Православного Собора или общего обсуждения с братскими Автокефальными Церквами, признаны в их положении всеми Церквами, и имена их новых Предстоятелей добавлены в диптих. Итак, мы просим Основателя Церкви и Ее Предстоятеля, дабы Его благодать и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа были с Вами, с преосвященными архиереями, с духовенством и с верующим народом, находящимся в Антиохийской Церкви в испытании. Завершаем в необъятной братской любви о Господе с огромным уважением. Любящий Ваше Блаженство брат во Христе Вселенский Патриарх Варфоломей» 1 марта 2019 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/119661.html

Новости Опубликован список разрушенных исламистами христианских церквей и учреждений в Мосуле 30.07.2014 15:46 Мосул, 30 июля. С момента захвата Мосула на севере Ирака «Исламским государством» в районе были разрушены или оккупированы и приспособлены под нужды исламистов все 45 христианских объектов в Мосуле, сообщает «Седмица» со ссылкой на AINA. Ассирийская служба новостей приводит полный список церквей и учреждений разных конфессий, подвергшихся нападению в Мосуле. Сиро-Яковитская Церковь: 1. Сирийский архидиоцез – район Шурты 2. Древняя церковь св. Аходини – район Баб Аль Джадид 3. Церковь св. Фомы и кладбище – район Карзай 4. Церковь Иммакулаты (Непорочного зачатия) – район Майдан 5. Церковь Иммакулаты – район Шифаа 6. Церковь св. Априм – район Шурта 7. Церковь св. Иосифа - район Нового Мосула Сиро-католическая Церковь: 1. Сиро-католический Диоцез – район Майдан 2. Древняя церковь Иммакулаты (VIII в.) – район Майдан 3. Новая Церковь Иммакулаты – район Майдан 4. Церковь св. Фомы – район Карзай 5. Музей св. Фомы 6. Церковь Благовещения – район Мухандисин 7. Церковь св. Девы Фатимской – район Файзалиа 8. Часовня Богоматери Освобождения – район Шифаа 9. Дом Сестёр Иисуса – район Даваса 10. Дворец архиепископа - район Даваса Ассирийская Церковь Востока: 1. Епископия Ассирийской Церкви Востока – район Нур 2. Ассирийская церковь – район Даваса 3. Церковь Девы Марии – район Вихда Халдейская католическая Церковь Вавилона: 1. Халдейская епархия – район Шурта 2. Церковь Мискинта – район Майясса 3. Древняя церковь Симона Аль Сафа – район Майясса 4. Церковь св. Вифиона – район Шахар аль Сук 5. Собор св. Ефрема – район Вади Аляйн 6. Церковь св. Павла – район Маджму Аль Такафийя 7. Церковь Иммакулаты с архидиоцезом (был разбомблен) – район Шифаа 8. Церковь Святого Духа – район Бакир 9. Церковь Девы Марии – район Дракзилья 10. Древняя Церковь св. Исайи с кладбищем – район Рас Аль Кур 11. Церковь «Матерь в помощи» – район Даваса 12. Древняя церковь св. Георгия – район Карзай 13. Монастырь св. Георгия с кладбищем – район Араб 14. Монастырь Аль-Насир (Победы) – район Араб 15. Халдейский женский монастырь – район Майясса 16. Монастырь св. Михаила – район церкви Хави 17. Древний монастырь св. Илии – район Газлани Армянская Апостольская Церковь: 1. Армянская церковь в районе Майдан 2. Новая армянская церковь в районе Вихда Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Брустури. Церковь Вознесения Господня. /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1785. Адрес: Украина, Ивано-Франковская область, Косовский район, Брустури Координаты: 48.295, 24.872778 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь в селе появилась в начале XVIII в. Вместо нее в 1785 году построили, а в следующем году посвятили новую церковь, также из дерева, которая сохранилась до сих пор. Церковь была парафяльною (приходской). В середине 1970-х г.г. к ней достроены два крыльца. Теперь церковь самая древняя по возрасту среди сохранившихся деревянных в районе. 21 мая 2015 года община Брустуров посвятила новопостроенную каменную церковь - в старой теперь будут проводить богослужения несколько раз в год. Церковь относится к памятникам архитектуры национального значения (охранный 1160-Н). Расположена в центре села, недалеко к востоку от главной дороги, на участке с пологим уклоном, возле кладбища. Алтарем ориентирована к северо-востоку. К алтарю по оси церкви пристроена захристия, с востока - ризница. Их стены, как и крылец и под опасением церкви обили пластиком, а над галереей - жестью. Снаружи церкви деревянными являются только окна и двери. Не возможно не обратить внимание на граненой формы помост стене бабинца, завершенный фонарем с куполом. К югу от церкви, у кладбища, сохранилась деревянная трехъярусная колокольня, первый ярус которой под пластиковой вагонкой, а второй и третий - под жестью. Г. Процак, «Церкви Прикарпатского края». Ивано-Франковск, 2006 г. Перевод с украинского, орфография сохранена. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=35534

Смолигов. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Согласно надписи над входной дверью в церковь, ее датируют 1743 годом. В стенах притвора нет ни одного окна. Завершение нави сделано во время ремонта в конце XIX - начале ХХ века. Колокольня перестроена в ХХ веке (возведена в XVIII в.). Церковь и колокольня являются памятниками архитектуры национального значения, в пользовании УПЦ Московского патриархата. Расположена в южной части Смолигова, при главной дороге, на возвышении. Алтарем ориентирована на юго-востока. Скромных форм тризрубна одноэтажная церковь на каменном фундаменте с пристроенным к бабинцу преддверием. Поражает формой, размером и цветом современная маковка на маленьком верхе нефа. Окна в стенах церкви заменены пластиковыми. С севера от церкви стоит деревянная одноярусная колокольня. Источник: Деревянные храмы Западной Украины http://decerkva.org.ua/vol/smolyhiv.html Памятник относится к архаичному типу деревянных волынских церквей. Характерный трехсрубный план церкви отличается несимметричностью – апсида значительно длиннее бабинца (одинаковые по высоте). Последний не имеет окон – редко встречающаяся в настоящее время древняя особенность деревянной церкви. Высокий центральный сруб перекрыт потолком, увенчан ложным восьмигранником с низкой шатровой крышей (XIX-XX в.в.). Срубы сложены из брусьев, горизонтально ошалеваны (обшиты), поставлены на каменный фундамент. Колокольня квадратная в плане, двухъярусная (четверик на четверике). Нижний ярус – рубленый (XVIII в.), верхний – каркасной конструкции (XX в.). «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, издательство «Будивэльник», 1983-1986 г.г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50218

Это было единственное в средневековой Европе аграрное государство с необычайно развитой городской жизнью, безусловной, полной собственностью на землю и разветвленной, очень живучей налоговой системой. Государство, в котором императорами долгое время становились не по монархическому праву наследства, а с помощью игры случая, интриг, предательств, жестокости. Государство, в котором Церковь обладала огромной властью, равной власти императора, что не мешало императорам, избегая личного обожествления, являть видимость всемогущества. Государство, столица которого определяла действие чиновников по всей стране и направляла обшее равитие по всем направлениям. Государство, в котором культивировался дух традиций прошлого. Государство, где царил диктат права, причем частное право четко отделялось от публичного и не доминировало, как на средневековом Западе. В этом государстве были рабы, но не было рабовладельческого строя, были знатные фамилии, имевшие с XI в. огромное вляние, но так никогда и не ставшие по настоящему феодалами. Эта была неповторимая древняя христианская Империя – и этим все сказано. Она удивительным образом отразила преемственность и изменчивость в своем развитии, то что историки называют мудреными словами континуит и дисконтинуитет. Первое проявлялось в сохранении централизованной бюрократии, норм римского права, функций города, внешних черт быта, второе – в переменах типов собственности, социальной структуры, системы ценностей мировоззрения, то есть в глубинных, медленно складывавшихся преобразованиях. Прямая наследница греко-римского мира и Востока эпохи эллинизма, Византийская империя стала центром весьма своеобразной и блестящей культуры. Впитав в себя культурные традиции Запада и Востока, ромеи создали яркую и оригинальную цивилизацию с мощным и продуктивным зарядом, которую можно по разному оценивать, но которой нельзя не восхищаться. Этот заряд позволил стране просуществовать как весомому политическому фактору более тысячи лет в таких сложнейших внешних условиях, в каких не смогло бы просуществовать ни одно государство, ныне претендующее на роль сверхдержавы. Внутренние недостатки византийской модели развития, с одной стороны, мешали, но так и не смогли помешать ей удерживать заметное место в мировой политике, с другой стороны, они, как ни парадоксально, стали фактором, до поры укреплявшим ее государственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010