Османская империя Мусульм. гос-во эпохи средневековья и Нового времени (ок. 1300-1923); крупнейшее и наиболее могущественное мусульм. гос-во в истории. Его историческое ядро находилось в сев.-зап. районах М. Азии, но в период своего наибольшего расширения О. и. охватывала страны Вост. и Юж. Средиземноморья (М. Азия, Балканский п-ов, Сирия, Палестина, Египет, Ливия, Тунис, Алжир, часть совр. Марокко), большую часть стран Ближ. Востока (Кавказ, Закавказье, Ирак, Сев.-Зап. Иран, Аравия, Йемен), часть Вост. Европы (Венгрия, Валахия, Молдавия, Трансильвания (ныне Румыния ), Сев. Причерноморье). На ранних этапах истории столицами гос-ва Османов были Бурса (древняя Пруса; 1326 - ок. 1369), Эдирне (древний Адрианополь; ок. 1369-1453), но после захвата Константинополя в 1453 г. он стал неизменной столицей О. и. Основу идеологии и правовых отношений в О. и. на протяжении большей части ее истории составляло вероучение ислама , в к-ром отношение к христ. вере и культуре диктовалось в духе жесткой сегрегации, подчинения христиан как неверных. О. и. вела многочисленные войны с христ. странами; для оправдания этих войн широко использовались идеи джихада, священной войны против неверных. Однако О. и. никогда не ставила перед собой цели уничтожить христ. мир, используя религ. лозунги скорее для пропаганды, нежели в качестве действительной политической программы. На протяжении всей своей истории О. и. управляла не только мусульманами, но и огромным и разнообразным христ. населением, которое составляло в разное время от трети до половины подданных империи. Христ. общество О. и., объединенное в один, а позднее в неск. миллетов , к-рые возглавляли церковные иерархи, за долгие столетия османского правления создало особую разнообразную культуру, сохраняя свои веру, язык, самосознание, традиции. Эпоха О. и. внесла значительный вклад в историю большинства Церквей христ. Востока и так или иначе существенно повлияла на их совр. облик. Под управлением О. и. в течение ряда столетий находились Константинопольская , Александрийская , Антиохийская , Иерусалимская , Кипрская , Грузинская , Болгарская , Сербская Православные Церкви, православные общины Албании , Валахии, Молдавии, Трансильвании, ряд нехалкидонских вост. Церквей ( Армянская Апостольская Церковь , Коптская Церковь , Сирийская яковитская Церковь , Ассирийская Церковь (см. Церковь Востока ), ряд вост. Церквей, находящихся в унии с Римско-католической Церковью ( Мелькитская католическая Церковь , Маронитская католическая Церковь , Халдейская католическая Церковь и др.), общины христиан-католиков Венгрии, Хорватии, Далмации, региона Эгейского м. (бывш. Латинской Романии ) и др. стран.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Рекомендуя русским читателям русский перевод Руководства Вигуру, мы должны однако указать и на некоторые отрицательные в нем стороны, происшедшие по вине отчасти переводчика, а отчасти автора. Задача переводчика Руководства Вигуру не могла ограничиться и не ограничилась простой передачей на русский язык французского подлинника. Вигуру – католик, и, как такой, конечно воспользовался случаем, где можно, высказать и защитить принятые католическою церковью взгляды. С этими то взглядами и пришлось иметь дело переводчику. В предисловии он сам говорит об этом следующее: „мы необходимо должны были подвергнуть в большей или меньшей степени переделке все те места книги, в которых так или иначе отразились католические тенденции автора, каковы напр. отделы о вдохновении, о каноне, о правилах истолкования священных книг и т. п. Затем нами опущены параграфы: „об авторитете Вульгаты“ и „о влиянии её на западную цивилизацию“, как имеющие интерес лишь для католических читателей и могущие подать повод к недоразумениям“ (предисловие). Мы совершенно согласны с автором, что не следовало давать места в русском перевод католическим взглядам. Но прием, употребленный для этого переводчиком, нам не нравится. Мы сомневаемся даже в нравственной позволительности такого приема, по которому переводчик, оставляя на заглавной странлце имя автора, без разрешения последнего делает в переводе изменения, совершенно противные взглядам автора, не указывая точно, что принадлежит автору, а что переводчику. Так на стр. 53 мы читаем: «так все имевшие случай рассуждать о ветхозаветном каноне Отцы церкви христианские писатели, не исключая и католических до XVI-ro века, хотя и допускали употребление в церкви неканонических книг вместе с каноническим, но никогда не осмеливались ставить первые в один и тот же разряд с последними. Они с очевидностью признают в собственном смысле каноническими только 22 книги Ветхого Завета, и тем не пререкаемо свидетельствуют, как строго держалась древняя церковь Востока и Запада канона иудейской синагоги. Лишь в 26 веке католическая церковь порвала связь с этой древне христианской традицией о ветхозаветном каноне, провозгласив в соборе Тридентском неканонические книги боговдохновенными и имеющими одинаковое достоинство с каноническими. Этого учения, как мы видели, не знала древняя Церковь “. Странно читать это в книге, носящей имя аббата Вигуру. Думаем, что переводчик не был бы доволен, если бы подобное нечто случилось и с ним. Следовало в данном случае употребить один из двух способов: не изменяя текста подлинника, подвергать его критике в подстрочных примечаниях, или изменить текст, где и как угодно переводчику, озаглавив однако таким образом: ,,Руководство – составленное по Вигуру “ .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Каменец. Церковь Симеона Столпника. Карта и ближайшие объекты Симеоновская церковь г. Каменца, каменная, была построена в 1914 году на месте старой деревянной церкви (16 в.) на том же фундаменте. По ходатайству священника Льва Поевского перед императором Николаем II, который в то время находился в Беловежской пуще, выделил 50 тысяч золотых рублей на строительство храма и ремонт башни. Является памятником архитектуры ретроспективного русского стиля. Храм-памятник 300-летия дома Романовых. По материалам официального сайта Каменецкого благочиния Древняя земля Каменца, который назывался Каменец Руський, Каменец Литовский, теперь просто – Каменец, когда-то была богата православными храмами. Согласно Ипатьевской летописи, в 1276г. построен Каменецкий оборонительный столп и на горке «Кладуча» - первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее была возведена церковь Рождества Христова, ещё позже - Воскресения Христова, при ней был открыт мужской монастырь, с 1711 по 1885 год действовала Спасо-Преображенская церковь. История Свято-Симеоновского храма началась ещё во второй половине 16 века, более 450 лет назад (1562г.). Для его строительства прихожане выбрали холм, который с востока омывался безымянным притоком реки Лесная. 14 сентября в день церковного новолетия, т.е. церковного Нового года, был освящён престол во имя Симеона Столпника. Церковь была построена из дерева, имела прямоугольную форму, состояла из алтаря, солеи с клиросом, среднего храма, притвора. Гонтовую двускатную крышу венчала небольшая главка, осиянная крестом. Отдельно от храма располагалась деревянная, четырёхугольная в плане колокольня. Церковный погост ограждала изгородь из толстых круглых брёвен. К храму вела вымощенная булыжниками дорожка. После утверждения в 1596г. Брестской унии среди прихожан стало насаждаться униатство. Службы проводились на униатский лад. В XVIII в. в приходе Свято-Симеоновской церкви насчитывался 171 двор и 826 прихожан. 29 сентября 1839г. указом Литовской духовной консистории Симеоновский приходской храм был переименован в соборную церковь. В 1865г. к приходу было приписано 3 511 прихожан. В этом же году государственной комиссией было установлено, что собор обветшал и требует капитального ремонта. 50 тыс. золотых рублей на его строительство и ремонт башни выделил император Николай II по ходатайству настоятеля Льва Паевского. Но только в 1912г. началось строительство новой кирпичной церкви на месте старой, деревянной. Все заботы по строительству легли на плечи настоятеля о. Константина Тарановича. Весной 1914г. новый храм высился во всей своей красе, а его престол (как и престол деревянного храма) освящён 14 сентября во имя св. Симеона Столпника. Рождение новой церкви пришлось на начало Первой мировой войны. Народ стал отъезжать в беженство, церковь закрылась. И только после возвращения людей из беженства в храме возобновились богослужения. Он стал приукрашаться, пополняться богослужебной утварью, книгами.

http://sobory.ru/article/?object=09598

Астрахань. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождество-Богородицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1707 и 1722. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Астраханская область, г. Астрахань, сквер им. Пушкина Координаты: 46.349277, 48.042423 Проезд:Церковное место находится в центре города, на территории сквера имени А.С.Пушкина Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Белый город располагался к востоку от кремля и заключал в себя сравнительно небольшое пространство: ограниченное с севера улицей Эспланадной (ул. Трусова), с юга – Белгородской (ул. Ленина) и с востока – Малой Демидовской (ул. Михаила Аладьина). С 1630 года Белый город был обнесён каменною стеною, а до этого был ограждён деревянным тыном из заострённых на конце и врытых в землю брёвен и назывался острогом. Этот острог был устроен в 1559 году присланным для строительства астраханского кремля дьяком Иваном Выродковым. Им же была построена и первая церковь в остроге – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Предположительное время её построения – 1560 год. Была она первоначально деревянною и однопрестольною. Само построение этой церкви имело особые для того причины. Правивший в это время в Русском государстве царь Иоанн Васильевич Грозный, как и многие образованные люди на Руси, в первую очередь святой митрополит Московский Макарий, был убеждён, что Астрахань – это древняя Тмутаракань, один из уделов русских князей. Посылая русских ратников на покорение Астраханского ханства в 1556 году, царь Иоанн Грозный вспоминал, как древний и славный его предок святой князь Владимир Киевский, просветивший русскую землю святым крещением, раздавая области детям своим, эту Астрахань, именовавшуюся тогда Тмутаракань, дал сыну своему Мстиславу, который воздвиг здесь храм в честь Пречистой Богородицы. Помня об этом и давая наказ о строительстве города Астрахани дьяку Выродкову, царь повелел ему выстроить церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, подобно той, что стояла в Тмутаракани. Этим закреплялась духовная преемственность прежней Тмутаракани – древнего удела русских князей и новоустроенной Астрахани.

http://sobory.ru/article/?object=41494

Судьба арки HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Наталия Крашенинникова Судьба арки В архитектуре зальной церкви Церовани в Восточной Грузии есть элементы, которые в дальнейшем стали широко использоваться в строительстве других, более известных и более пышных храмов. Зодчий, построивший церковь в небольшом селе, намного опередил собственное время. Церовани (нач. XI в.) – зальная церковь во имя Святой Троицы. Она является наиболее ярким воплощением декоративного направления грузинского зодчества, которое получило особое распространение в X-XI вв. в грузинской архитектуре. Село Церовани расположено на южной окраине Мухранской долины (Картли, Восточная Грузия), ограниченной протянувшейся с востока на запад горной грядой, на южной стороне которого находится монастырь Шиомгивме, а на северной – села Схал-таба, Горовани и Церовани. Церковь Самеба (Пресвятой Троицы) стоит на ровной площадке с западной стороны села. Это обычного типа зальная церковь, строительство которой было совершено в пределах рубежа X-XI вв. и второй четверти XI века. Фасады облицованы тесаным камнем, в то время как стены и свод интерьера сложены из булыги и колотого камня. Местами сохранилась достаточно древняя известковая штукатурка. Интерьер. Описывая интерьер церкви, исследователь Р. Шмерлинг отмечает, что церковь была снабжена северным приделом, который позже разрушился, о чем свидетельствует заложенный впоследствии за ненадобностью проем северной двери, находящийся рядом с алтарем. Однако другой ученый, Н. Чубинашвили, основываясь на анализе материала застройки, утверждает, что эта закладка была сделана не ранее второй половины XVIII – первой половины XIX века. Это фрагменты алтарной преграды, разобранной после присоединения Грузинской Церкви к Русской по примеру многих других церквей Грузии, с целью замены грузинских алебастровых и низких каменных алтарных преград русскими деревянными глухими иконостасами. Вероятнее всего, считает Н. Чубинашвили, дверь действительно предназначалась для планируемого северного придела, который, однако, так и не был построен.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Всестороннее, экклезиологически обоснованное рассуждение по этому поводу предлагает прот. Г. Флоровский . «Название “отцы Церкви”, – замечает он, – обычно применяется только к учителям древней Церкви. Как бы подразумевается, что их авторитет зиждется на “древности”, на их сравнительной близости во времени к “первозданной Церкви”, к ее первым временам. Спорить с этим пришлось уже блж. Иерониму. Ведь с течением христианской истории не происходит никакого оскудения “авторитета”, оскудения духовного опыта и значения. Однако идея “оскудения”, – продолжает Флоровский, – властно воздействует на наше богословское мышление. Слишком часто мы, сознательно или бессознательно, соглашаемся, что древняя Церковь находилась, так сказать, ближе к источнику истины». Такое мнение может быть, как считает протоиерей Георгий, полезно лишь в одном случае: если мы хотим показать себя недостойными ленами Церкви. Если же на этом мнении мы начинаем строить богословие Церкви, то это неизбежно приводит к большим ошибкам. Проблема осложняется еще и тем, что нами зачастую некритически воспринимается западное понимание развития церковной мысли. «Согласно западной точке зрения, – пишет Флоровский, – за “веком отцов” следует “век схоластов”: последние сделали решительный шаг вперед и превзошли своих предшественников. С расцветом схоластики святоотеческое богословие устарело, осталось в прошлом, превратилось в какое-то архаическое предисловие. Это мнение, обычное для Запада, к величайшему сожалению, слепо и некритически приемлется многими и на Востоке. Остается одно из двух, – иронически замечает прот. Г. Флоровский , – или стенать об отсталости Востока, не создавшего собственной схоластики, или зарыться в “древность” и заняться той археологией, что в наши дни остроумно названа “богословием повторения”» 141 . Поскольку так называемый «Золотой век святоотеческой письменности» «уже миновал», то нам остается сказать, с не меньшей иронией продолжает отец Георгий, что «мы живем в Железном веке, стоящем несравненно ниже на лестнице духовного горения и опыта». Свое рассуждение о «веке отцов» Флоровский завершает довольно серьезным предостережением. «Наше богословское мышление, – пишет он, – опасно заражено идеей упадка, принятой на Западе со времен Реформации для истолкования всей истории христианства. В результате наше соотношение с древностью (понимается. – М. И.) искаженно и превратно. В конце концов, не так уж важно, каким веком мы ограничиваем авторитет Церкви – первым, пятым или восьмым. Здесь (в любом случае. – М. И.) не должно быть никаких ограничений. Значит, и нет места для “богословия повторения”. Церковь и сейчас обладает не меньшим авторитетом, чем в прошедшие столетия, ибо Дух Истины живит ее не менее, чем в былые времена» 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке Непосредственно после древних мозаик Равенны и Рима мы решаемся поставить, в числе древнейших мозаик греческого Востока и наряду с росписью церкви св. Димитрия в Солуни, Кипрскую мозаику, открытую и изданную Я. И. Смирновым близ Ларнаки, в деревне Кити, в храме Панагии «Ангелозданной» ( Παναγα γγελτιστος ), в 1895 году 157 . Не довольствуясь эскизными фотографическими снимками замечательного памятника, Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи заказал в 1907 году художнику Н. К. Клюге акварельную копию мозаики, приобретенную впоследствии Русским Археологическим Институтом в Константинополе, ныне издавшим эту копию в красках 158 . Тем не менее, в виду открывшегося научного разногласия в определении времени этого памятника и явной недостаточности расследований, приходится некоторые вопросы пересмотреть снова и в заключение вновь пожелать дополнительного освещения некоторых данных на месте. Так, затруднение в определении времени памятника представляет само здание церкви – благодаря пристройкам и позднейшей переделке главного корпуса и двух абсид (южная была снесена). Я. И. Смирнов, осмотрев храм на месте, пришел к заключению, что хотя храм Панагии византийского типа X–XI в., он, однако, не древнее владычества франков или лузиньянов (1192–1302), но «при виде восточной части церкви снаружи, поражают непомерно малые размеры абсиды, которые совсем не соответствуют величине церкви». «Это, по мнению Я. И. Смирнова, объясняется тем, что ныне существующая церковь пристроена к значительно древнейшей, чем она сама, абсиде». «Причиной этому была конечно, лишь древняя мозаика, сохранившаяся в конхе ее». Григорович Барский свидетельствует, что он видел «вне града Ларна», «в веси Ките храм лепотен, иже бяше прежде престол архиерейский, тамо и чудотворный образ Богородицы, каменцами от мусий насажден и от Арапа некогда ударен, кровь источити повествуется» 159 . Греки доныне дорожат абсидами старых церквей, имеющими «синфронон» или архиерейское сопрестолие, и, расширяя церкви, сохраняют древнюю абсиду, хотя она мала для служения. Тем более естественно думать, что в этом особенном положении повлияла мозаика, со времени падения Византии ставшая на Востоке недоступной редкостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1192. Ссылки:   Адрес: г.Владимир, ул. Большая Московская, дома 68, 70, 70а. Координаты: 56.131854, 40.413455 Проезд:Исторический центр города. Пешком можно подняться наверх с привокзальной площади (автостанция междугородных автобусов, ж/д станция Владимир), монастырь в прямой видимости. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рождество-Богородицкий монастырь, в городе Владимире, близ реки Клязьмы; ныне архиерейский дом. Основан великим князем Всеволодом Юрьевичем в 1192 году. Древняя обитель вместе с городом много пострадала от татар в 1238 году и после от пожаров, но каменная церковь ее, построенная князем Всеволодом, осталась доныне и сохранила некоторые остатки своей древности; в 1858 году была возобновлена и реставрирована. С 1774 года монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь был погребен святой Александр Невский (см. 23 ноября и 30 августа). В монастыре хранится икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242 году. Под крестовой церковью находятся: церковно-историческое древлехранилище, заключающее в себе множество памятников древности, библиотека и иконно-книжный склад Александро-Невского Братства. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ), сер. 17 в.-2-я пол. 19 в., ул. Б. Московская, 68, 70, 70а. Расположен в центре города, на холме над долиной протекающей к югу от него Клязьмы. В средневековье находился на границе Печернего города, вал и ров которого примыкали к его территории с востока. С севера выходит на ул. Б. Московская, с запада ограничен комплексом Николо-Кремлевской церкви. Играет важную градостроительную роль, в том числе определяет силуэт города, хорошо просматривается с низкой речной поймы. По преданию, мужской монастырь был основан в 1175 г. владимирским князем Андреем Боголюбским. В 1192 г. князь Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) основывает здесь же общежительство и возводит в 1192-96 гг. белокаменный собор - четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм в традициях владимиро-суздальского зодчества кон. 12 в. (не сохр.). До 1219 г. в соборе велись еще какие-то работы, так как именно в этом году состоялось " великое священие " храма.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Митрополит Онуфрий: Все, кто с Христом, должны прекратить кровопролитие Каждый день умножает человеческие трагедии. 18 июня, 2014 Каждый день умножает человеческие трагедии. Кровь продолжает литься на Украине. О причине кризиса, своем отношении к евроинтеграции и о том, как будет отмечаться День Крещения Руси на Украине, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. — Владыка, Украина сегодня, как фронтовое государство, главные новости — с полей сражений: три дня назад погибло 250 человек, два тому — 49, сегодня — более ста… — Вы правы: каждый день умножает человеческие трагедии. Мы хороним наших солдат во всех областях Украины, мы хороним и ополченцев Донецка и Луганска, потому что и те, и другие — наши единоверцы и братья. Церковь ежедневно молится о мире, призывает к нему. В Киеве наши монахи становились между враждующими сторонами и прекращали бойню, на Донбассе невозможно этого сделать, поскольку никто не знает, где и когда она начнется. Я встречался с нашим президентом Петром Алексеевичем Порошенко, и мы обсуждали эти проблемы. У президента есть желание и стремление прекратить кровопролитие, но, как я понимаю, пока никто не может предложить приемлемые механизмы мирного урегулирования. Президент собой, своей личностью, авторитетом не сможет закрывать все проблемы. Нужно собрать команду людей, на которых можно положиться, которым можно доверять, как самому себе. Тогда может осуществляться политическая воля к миру. — Но пока эти механизмы найдут, сколько крови еще прольется! — Поэтому мы призываем и православных военных, и православных ополченцев не совершать грех убийства, не ожесточаться, искать взаимопонимание, уступать друг другу, вести диалог. На всех уровнях. Ради одного — не убивать и не калечить друг друга. Христос — это мир. И все, кто с Ним, должны прекратить братское кровопролитие. — А в чем, по-вашему, причина нынешнего общественно-политического кризиса в Украине? — Мы видим столкновение интересов экономических, политических, если хотите, духовных Запада и Востока, и трещина эта прошла по Украине. В этом наша трагедия. К сожалению, срабатывает древняя пословица о том, что когда паны спорят, у мужиков чубы трещат. Восток имеет свои ценности, Запад — свои, мы буферная зона между Западом и Востоком. Но я все же верю, что здравый смысл возьмет вверх над страстями взаимной брани и люди поймут, что не стоит приносить такую высокую жертву ради геополитики. Она не стоит человеческой жизни.

http://pravmir.ru/mitropolit-onufriy-vse...

Так будем чествовать Господни праздники не пышно, но божественно, не по мирскому, но премирно. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, украшать лица, нежить слух свирелями и гуслями, облекаться в легкие ризы и в блеск золота. Не будем праздновать козлогласовании и пиянствы (Рим.13:31). Не разоряй дела Божии ради снеди; не нарушай Божия священнослужения ради ненасытного чрева, трудясь в поварне. Но предоставим сие тем, им же бог чрево и слава (Фил.3:19). Мы же все вкупе, малые и большие, мужи и жены, и монахини, будем чествовать Господни праздники, как научены, по христиански и благочестно, во псалмех и пениих и песнех духовных. Увенчаем преддверия, как христиане, а не как Еллины, увенчивающие их лавровыми ветвями и цветами и другими веществами, как в обычае у Еллинов и Иудеев. Сень законная прешла, процвела же истина, как слышим от Апостола, который говорит: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор.5:17). Идольская лесть упразднена, смерть лишена своей добычи, пленники ада изведены, царство многобожия сокрушено, человек освобожден, воцарился Бог, веселится тварь, властвует крест, которому покланяются все племена и народы, колена и языки, которым хвалимся, говоря с блаженным Павлом: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси, и на все члены наложим себе сей животворящий крест; вооружимся сим непобедимым оружием христиан, сим победителем смерти, сею надеждою верных, сим светом кротких, сим оружием отверзающим рай, низлагающим ереси, сею опорою православной веры, спасительною похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять его, повсюду нося с собою и без него не станем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, - все члены свои будем украшать животворящим крестом. И не убоимся от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни: от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (Пс.90:5.6). Если его, брат, всегда будешь брать себе в помощь; то не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему (10). Ибо сопротивные силы, видя его, трепещут и удаляются. Крест упразднил идольскую лесть. Он просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь, к единой вере и единому крещению, связал их любовию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/854/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010