Великие князья (М.: Белый город, 2008); Петрунин В. Древняя Русь (М.: Дрофа-Плюс, 2008); Сказки православных народов (М.: Приход храма Святого Духа сошествия, 2009). Справочные издания: – Православные монастыри и храмы Москвы: Библиографический указатель. 1988–2007 (М.: ГПИБ, 2008); – Нетужилов К.Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия (СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008); – Кобак А.В. Исторические кладбища Санкт-Петербурга (М.: Центрполиграф, 2009). Издания для широкого круга читателей: – Обычаи и обряды русского народа: от крестин до поминок (Авт.-сост. И.А. Панкеев. М.: Олимп, 2008); – Девятова С. Великие старцы XX столетия (М.: Артос-Медиа, 2007); – Максимчук Л.В. Три ангела: Духовная поэзия (М.: Петит, 2009). Все перечисленные издания служат делу нравственного просвещения и воспитания общества, способствуют духовному возрождению общества, и прежде всего подрастающего поколения. Православная литература, в том числе православно-художественная литература, – это тот живительный родник среди средств массовой культуры, без которого невозможна настоящая жизнь не только православного христианина или впервые приходящего к вере человека, но и каждого мыслящего современника, пытающего увидеть ход времени, желающего ближе познакомиться с национальной духовной культурой, с ее истоками и корнями, познать святость древней, да и настоящей Руси. Однако следует сказать несколько слов по поводу издательской культуры во время подготовки издания к выходу в свет. Так, издательство «Русская миссия» (приход храма Святого Духа сошествия) при публикации романов Л. Чарской заявляет, что данное издание является полным собранием сочинений автора, игнорируя при этом те требования, которые предъявляются к данной категории научного издания (наличие редакционной коллегии, научного редактора, авторской вступительной статьи, комментариев и т.д.). А при издании антологий или сборников стихотворений необходимо использовать полные (научные) собрания сочинений поэтов-классиков, указывая использованный источник и дату написания стихотворения.

http://pravoslavie.ru/32137.html

Впрочем, в «варяжском вопросе» одним зомбированием читателя не обойтись. Приходится идти на прямые подлоги и откровенные умолчания. Дело в том, что для автора жизненно важно поддержать концепцию того, что «государство, в котором мы с вами живем, зародилось во второй половине IX века, и место его рождения – новгородская земля» (с. 13). И лишь затем создатель единого государства Олег захватил Киев, где до того правили бежавшие от Рюрика дружинники. Для того чтобы отстоять эту концепцию – государственность на Русь принесли скандинавы с севера – Чхартишвили приходится обманывать и морочить читателя, делая вид, что он не знает ничего о свидетельствах, говорящих о существовании русского государства в первой половине IX века и о локализации его как раз в Киеве и Среднем Поднепровье, а не в не существовавшем тогда Новгороде. Автор, демонстрирующий великолепное презренье к любым археологическим данным, без которых изучение древнейшего периода русской истории сегодня невозможно, почему-то не знает или не рассказывает читателям, что города Новгорода как населенного пункта во времена Рюрика попросту не существовало – он возник лишь в правление Ольги или, быть может, в конце правления Игоря (см. работу крупнейшего археолога В.Л. Янина «Очерки истории средневекового Новгорода», М., 2008). Чхартишвили ни словом не упоминает «Бертинские анналы», точнейшую хронику франкского императорского двора IX века, под 839 годом рассказывающую, что к императору Людовику от византийского императора Феофила прибыли послы народа Рос. «Он прислал еще неких, утверждавших, что они, то есть народ их, называются рос и что король их, именуемый хаканом, направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы» («Древняя Русь в свете зарубежных источников». Хрестоматия. Т. 4. Западноевропейские источники М., 2010, сс.19-20). Из этого сообщения мы узнаем, что в 839 году уже существовал народ рос, у которого был властитель, именовавший себя «хакан» по аналогии с хазарским или недавно разгромленным аварским каганом. Этот восточный титул закрепился в ранней русской традиции наряду с «князем», и еще митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» именует св. Владимира «великим каганом нашей земли» (1030-40-е годы). Что этот хакан посылал послов в Константинополь, а оттуда в Ингельгейм к франкам. И что послы эти были свеонами, то есть, возможно, шведами – подобно тому, как в основном шведами были послы, заключавшие договор Руси с Византией в 911 году. Рюрик в тот момент если и родился, то был очень молодым человеком и, разумеется, никакого отношения к этому государству не имел и иметь не мог. Это государство, скорее всего, локализовалось в среднем Поднепровье, в Киеве, поскольку только в хазаро-аварском окружении имело смысл присваивать себе титул «хакан». На севере это делать было незачем.

http://pravoslavie.ru/66108.html

Аллилуия. 2001–2005 Виктор Дронников (1940–2008) Орел Молитва Мать Мария, Великая Мати, Да святится дыханье Твое! Ниспошли мне на теплом закате Материнское слово свое. Из груди вырываются звуки Благодарной сыновней любви. Возложи осиянные руки На незримые раны мои. Богородица, свет, упованье, Проведи через пустынь и тьму, Чтобы я возвратил, как дыханье, Просиявшее слово Ему… Милая Родина, что с нами было? Как завязать нам сумели глаза? Но неужели душа разлюбила Эти идущие в ночь небеса? Грустно гляжу на родное кочевье Звезд, рассиявшихся в медленной мгле. Свете таинственный, Свете вечерний, Дай долюбить мне на этой земле. Дай дожалеть мне святые могилы, Скорбные ивы, поля без огней. Родина, Родина, где наши силы, Гордая поступь твоих сыновей? Чувства, как угли, горят под золою. Сколько хранить нам под пеплом тепло? Верую, Свете: над русской землею Время сияния не истекло! Прости мне в пречистом сиянье За темные годы мои. На теплой заре покаянья Не поздно молить о любви. Не поздно в березовой чаще Заплакать, не чувствуя слез, О всех над землей просиявших Сияньем соборных берез. Когда над бесовством и срамом, Как древняя совесть земли, На крыши порушенных храмов Босыми березы взошли. Прости мне их крестную муку, Где страшно и глянуть в провал. Как будто им светлую руку Скорбящий Господь подавал. Дом Ипатьева Ты гори, гори на заре, свеча. Ты еще с краев не оплавлена. Убиенного свет-царевича Ты еще, душа, не оплакала. Белы косточки где искать его? И нательного не найти креста. Ты, Россия, вся дом Ипатьева, Где безчинствует дух антихриста. И стоит густой над землею стон – Это русский люд на Руси теснят. Колокольный звон – похоронный звон, Это Русь мою до сих пор казнят. Венок Пошли, Господь, и мне отраду, Когда земной истает срок, Войти в небесную ограду Сложить у ног твоих венок. В печалях мира скоротечных Я собирал тебе цветы… Пути земных с Путями Вечных Соединяешь только Ты. Но если бездной или адом Грехи разверзнутся мои, – Позволь мне кинуть за ограду Взгляд, преисполненный любви.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Студийский монастырь и древняя Русь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55; 2008, 2009 10 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55; 2008, 2009 (Из истории русско-византийских церковных связей) Влияние Византии на процесс христианизации Руси проявлялось во всех сферах жизни. По словам исследователя, “Древ­няя Русь восприняла всю византийскую культуру как непосредственный источник и фундамент, на котором и стала воздвигать здание своей культуры” 1 . Обзор истории Студийской обители Особое место в этом процессе принадлежало Студийскому монастырю святого Иоанна Предтечи, основанному в Константинополе около 463 г. при патриархе Константинопольском Геннадии (458–471) и императоре Льве Великом (457–474). Этот самый известный в истории Византии монастырь получил название “Студийского” по имени своего основателя — патриция и консула Романа Студиона, прибывшего в Константинополь из Рима в 454 году 2 . Обитель была основана вне стен Константинополя; по её храму, воздвигнутому в честь святого Иоанна Предтечи, ближайшие ворота городской стены первоначально назывались воротами Иоанна Предтечи 3 . Монастырь был расположен на берегу Пропонтиды в юго-западной части города; от Большого дворца по прямой до него было около четырёх километров 4 . С давних времён Студийская обитель была под непосредственным покровительством императоров. Студийские настоятели принимали активное участие в церковных делах; их имена занимали почётное место в грамотах и правительственных актах 5 . Настоятель Студийского монастыря издревле считался первым из всех игуменов; ему усвоялось звание архимандрита и протосинкелла, что было даровано настоятелям лишь наиболее знаменитых византийских монастырей 6 . Поскольку монастырь располагался сравнительно недалеко от дворца, он был особенно часто посещаем императорами. Императоры ежегодно присутствовали за богослужением 29 августа, в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи 7 . В конце VIII века в Студийском монастыре уже насчитывалось около 700 насельников; к этому времени обитель обладала большим духовным авторитетом и влиянием. В 790 г. студийские насельники активно протестовали против распоряжения императора Константина VI (780–797) об избрании на патриарший престол Никифора, заявив, что “не должно от мирян непосредственно возвышаться до епископства” 8 ; они порвали отношения с патриархом Никифором.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XVI — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 16-й  том «Православной  энциклопедии», опубликованный в 2008 г., вошли статьи на буквы «Д» и «Е» —  от «Дор» до «Евангелическая церковь союза». Всеготом содержит 320 богословских, философских, исторических, культурологических, страноведческих и церковно-искусствоведческих статей и материалов, связанных с историей Христианства, Русской Православной Церкви, других Поместных Православных Церквей и различных конфессий. В том включены специально составленные для издания подробные карты, отражающие церковную историю, более 450 иллюстраций. Главная особенность 16-го тома – фундаментальная статья «Евангелие». В ней говорится о Благой вести (Евангелии), возвещенной Иисусом Христом, о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, являющейся основным содержанием проповеди Христианской Церкви. Тема эсхатологии представлена в разделах о пришествии Царствия Божия в будущем и настоящем, о сущности Царствия Божия, образе будущего мира. Обширно представлена евангельская этика: покаяние, неупование на свою праведность, отношение к ветхозаветному закону и заповедям. В том вошла обширная статья «Душа». Душа вместе с телом образует состав человека, будучи при этом самостоятельным началом. Бессмертная душа человека заключает образ Божий и возможность богоподобия, которые получается как дар Божий вместе с бытием. Из исторических статей наиболее примечательны – «Древняя Русь», «Древняя Греция» и «Древний Рим». В статьях дана исчерпывающая информация об истории, археологии (в томе присутствует отдельная статья «Древней Руси археология»), религии, культуре данных государств. Статья «Дохиар» рассказывает о древнем, афонском, мужском, общежительном монастыре, посвященном св. Архангелам Михаилу и Гавриилу. Он расположен на южном побережье полуострова Афон (Святая Гора — Айон-Орос). В статье рассказывается о его истории, архитектуре, библиотеке. В статьях, посвященных чудотворным иконам Божией Матери («Достойно есть», Дубенская (Дубицкая) Красногорская, Дубенская Острожская, Дубовичская, Дуниловская Казанская), даны описания икон, история их прославления и бытования. Впервые на русском языке в столь полном объеме изложен материал об известнейших деятелях христианского мира — Дорофее Газском и Евагрии Понтийском. В этом томе большое число персоналий, посвященных отечественным и зарубежным духовным и светским деятелям, хронологически включающих и современный период.  В их числе и статья «Достоевский».

http://pravenc.ru/shop/657818/

Проректор по учебной работе Московской духовной академии, доктор богословия, заслуженный профессор Михаил Степанович Иванов представил доклад «Богословское своеобразие патристики Древней Руси», в котором рассказал об особенностях древнерусского богословия, таких, например, как коллективный автор, что является, по мнению докладчика, проявлением соборного сознания Церкви. Говоря о значимости русской патристики, Михаил Степанович обратил внимание на то, что ограничивать творчество святых Отцов первыми веками христианства неуместно, так как неизменен Святой Дух, живущий в Церкви и почивающий равно как на ее подвижниках первых веков христианства, так и на подвижниках времени нового. Несмотря на то, что древнейший период русской письменности изучен мало, и его богословская ценность не определена, М.С. Иванов с уверенностью отметил, что все христианское наследие, которым обладала Древняя Русь, осваивалось творчески. Древнерусская богословская жизнь преисполнена радостью открытия нового и оттого наполнена духовным сопереживанием русских святых Древней Руси. Кандидат исторических наук, старший научный редактор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Елена Владимировна Романенко представила доклад «Творения Нила Сорского в контексте греческой патристики». По наблюдению Елены Владимировны, целью преподобного Нила было переложение опыта святых отцов для своих духовных чад. Уникальной явилась попытка Нила совместить учение о борьбе с восьмью страстями с учением об умной молитве: первая рассматривается как подготовка к последней. Особенный акцент преподобный Нил делает на нестяжании, рассматривая его как условие для умной молитвы. Доклад доктора филологических наук, профессора Государственной Академии славянских культур Владимира Ивановича Мельника был посвящен отношению святителей Филарета Московского и Игнатия Брянчанинова к современной им русской культуре. Святитель Филарет выступал за ограничение безверия в литературе, при этом поддерживая образцы высокого искусства, и вместе с тем выступал против смешения культуры и религии. Святитель Игнатий придавал большое значение художественному слову, полагал главной задачей писателя соединение духовного и художественного начала, вдохновение к чему учил находить в молитве.

http://drevo-info.ru/news/5897.html

В Киеве прошла пресс-конференция, посвященная 1020-летию Крещения Руси 18 февраля 2008 г. 20:56 В пятницу 15 февраля в праздник Сретения Господня в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Украина» прошла пресс-конференция, посвященная 1020-летию Крещения Руси. Мероприятие освещали журналисты более 50 изданий и телеканалов, велась прямая трансляция на «Радио Эра» FM и «5 канале». Участие в конференции приняли: Василий Горбаль, народный депутат Украины, почетный президент ОАО АБ «Укргазбанк»; Дмитрий Табачник, народный депутат Украины, доктор исторических наук; Юрий Кармазин, народный депутат Украины; Юрий Молчанов, генеральный продюсер телеканала ENTER; епископ Переяслав-Хмельницкий Александр , викарий Киевской митрополии . В начале пресс-конференции владыка Александр от имени Блаженнейшего митрополита Владимира поздравил присутствующих с праздником Сретения Господня и передал благословение владыки Владимира участникам пресс-конференции и оргкомитету, который занялся этим богоугодным делом. Он отметил, что первое празднование Крещения Руси состоялось в прошлом году, в торжествах приняли участие около ста тысяч киевлян. Было принято решение сделать эти торжества ежегодными. «Как Древняя Русь 1020 лет назад вышла из нового Иордана (так называли Днепр-Славутич) очищенной, предстала перед миром новой могучей державой, так и Украина после празднования должна стать иной — единой и процветающей», — подчеркнул владыка. Ведущий пресс-конференции Юрий Молчанов отметил, что празднование юбилея Крещения Киевской Руси в этом году охватит все города и все страны, объединит все регионы и все поколения граждан Украины вокруг выдающегося события в истории народа. Это будет духовно-просветительский праздник, в котором примут участие священнослужители, историки, музыканты, благотворители, чтобы все, от мала до велика, смогли приобщиться к истокам веры и культуры. Планируется Всеукраинский крестный ход с великой святыней — мощами святого равноапостольного князя Владимира, которые находятся в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, чудотворными иконами великих монастырей Украины. Они будут выставлены для поклонения в кафедральных соборах областных центров. Пройдут богослужения, конференции, будут демонстрироваться фильмы, посвященные Крещению Руси. Участники торжеств посетят детские дома, приюты, тюрьмы. Перед молодежью выступят музыканты из православных стран (Украины, России, Белоруссии, Сербии).

http://patriarchia.ru/db/text/365300.htm...

Оторвать митрополию всея Руси от Константинополя смогла лишь сама византийская элита, когда она сначала попыталась использовать русское Православие в качестве разменной монеты в отчаянной попытке заставить Запад прийти на помощь гибнущему Константинополю, а затем позволила униатскому митрополиту узурпировать титул первоиерарха «всея Руси». Восстановление полноценного церковного общения между Москвой и Константинополем не могло не поставить вопроса о том, кто в действительности имеет право на титул первоиерарха «всея Руси», а объективный ход истории дал на этот вопрос исчерпывающий ответ, закрепленный в целом ряде церковно-канонических документов, для пересмотра которых нет никаких законных оснований. Священник Михаил Желтов Автор – кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, член Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной богослужебной комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 3 См. списки архиерейских кафедр Константинопольского Патриархата: Darrouzès J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. P., 1981. P. 333, notitia 10 [recensio a] (681); p. 343, notitia 11 (62). Упоминание Киева в титуле митрополита Руси – τ Κυβ τς ωσας – появляется только в поздних вариантах списков (Ibid. P. 335, notitia 10 [recensio d] (701); P. 403, notitia 17 (136); p. 481, notitia 20 (50)). 4 См. Поппэ А. Русские митрополии Константинопольской Патриархии в XI столетии//Византийский временник. М., 1968. Т. 28. С. 85–108; 1969. Т. 29. С. 95–104; Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во второй половине XI века//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2007. 1 (27). С. 85–103; Цукерман К. Дуумвираты Ярославичей. К вопросу о митрополиях Чернигова и Переяславля//Дьнєслово: Збipka праць на пошану дiйchoro члена Haцiohaльhoї akaдeмiї наук України Петра Петровича Толочка з нагоди його 70-piччя. К., 2008. С. 40–50. 5 Прецедент с поставлением в 1051 г. митрополита Илариона без согласования с Константинополем нас в данном случае не интересует, поскольку он не был связан с разделением Русской митрополии на части.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Впрочем, будучи тонким исследователем политической истории Руси, Александр Васильевич предостерегал и против абсолютизации политического фактора в истории Русской Церкви, старался каждый раз продемонстрировать сложное соотношение разных факторов, включая сугубо канонические, в церковно-политической истории. В историко-церковных работах Александра Васильевича еще раз проявилась, быть может, наиболее яркая его черта как исследователя: способность за, казалось бы, не связанными друг с другом крупицами информации увидеть целостную картину. При этом Александр Васильевич всегда обосновывает свои выводы тщательно, пошагово, всякий раз обсуждая и отметая возможные альтернативные объяснения того или иного факта, – так что итоговая картина оказывается строго доказательной. Разумеется, аргументы и выводы Александра Васильевича могут быть подвергнуты критике (что случалось, и он сам к ней всегда относился очень спокойно и конструктивно), однако эта критика, чтобы достигнуть цели, должна быть поднята на тот же уровень доказательности и тщательности погружения в источниковедческие детали, что характерен для работ самого Александра Васильевича. В 1999 г. Александр Васильевич перешел в Институт всеобщей истории РАН, где возглавил проект «Россия и страны Центральной Европы в IX–XV вв.». С 2012 г.он являлся руководителем Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН. С 2001 г. Александр Васильевич был председателем Научного совета РАН «Роль религий в истории», длительное время возглавлял Российскую комиссию по сравнительной истории Церкви (в рамках Commission internationale d’histoire ecclésiastique comparée). Александр Васильевич Назаренко внес большой вклад в установление плодотворного сотрудничества между РАН и научными учреждениями Русской Православной Церкви, за что был удостоен нескольких церковных наград. Его выдающиеся заслуги в исследовании церковной истории Руси и его организационная деятельность были высоко оценены священноначалием Русской Православной Церкви: в 1997 г. он был награжден орденом Сергея Радонежского 2-й степени, в 2008 – орденом равноап. кн. Владимира 3-й степени, патриаршими грамотами в 2000 и 2006 гг. За монографию «Древняя Русь на международных путях» ученый в 2001 г. получил премию митрополита Макария (Булгакова) 1-й степени. На протяжении многих лет деятельность Александра Васильевича была тесно связана с Императорским Православным Палестинским обществом, членом которого он был с 1997 г. В 2003 г. он стал членом Совета, а в 2004 г. — Председателем Научной секции ИППО, членом редакционной коллегии Православного Палестинского Сборника.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120837/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИТОМИРСКАЯ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ Житомирская и Новоград-Волынская епархия Житомирская и Новоград-Волынская епархия УПЦ, учреждена летом 1940 г., с 1944 г. Житомирская и Овручская на территории Житомирской обл. Украины, с 1994 г. имеет совр. название и границы. Территория Ж. и Н.-В. е. включает Андрушёвский, Барановский, Бердичевский, Житомирский, Коростышевский, Любарский, Новоград-Волынский, Попельнянский, Романовский, Ружинский, Червоноармейский, Черняховский, Чудновский р-ны Житомирской обл. Епархия разделена на благочиннические округа: Андрушёвский, Барановский, Бердичевский, Житомирский городской, Житомирский районный, Коростышевский, Любарский, Новоград-Волынский, Попельнянский, Романовский, Ружинский, Червоноармейский, Черняховский, Чудновский. Кафедральный город - Житомир (до XV в. Житомель). Кафедральные соборы - в честь Преображения Господня (Житомир), во имя Св. Троицы (Новоград-Волынский, до 1795 город назывался Звягель). Правящий архиерей - архиеп. Гурий (Кузьменко ; на кафедре с 31 июля 1994, с 21 апр. 2007 в сане архиепископа). К 1 янв. 2008 г. в Ж. и Н.-В. е. насчитывался 341 приход, клир епархии составляли 248 священнослужителей (235 священников, 13 диаконов). Православие на Житомирщине в X-XVIII вв. В период образования Древнерусского гос-ва (см. Древняя Русь ) на территории совр. Житомирской обл. жили древляне, окончательно подчинившиеся киевским князьям к кон. X в. Племенным центром союза древлян являлся г. Искоростень (ныне Коростень, Житомирская обл.). Ок. 945 г. повторный сбор дани в нарушение договора вынудил древлян поднять восстание против киевского кн. Игоря . Находки археологов подтверждают известие «Повести временных лет» о том, что в сер. X в. столица древлянского союза подверглась нападению, после осады была разрушена и сожжена. Центром власти киевских князей на Древлянской земле стал г. Вручий (ныне Овруч, Житомирская обл.). Попытка древлян в 977 г. при помощи кн. Олега, 2-го сына вел. кн. Святослава Игоревича , выйти из-под контроля Киева окончилась неудачей. В 980 г. древляне признали власть Киевского вел. кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича , княжеским наместником здесь стал его сын кн. Святослав Владимирович, убитый в 1015 г. по приказу киевского кн. Святополка Ярополковича . После этих событий древляне лишились последних прав автономии и окончательно вошли в состав владений правителей Киевского княжества.

http://pravenc.ru/text/182321.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010