656 . Толкование на книгу Исход. С. 403–459. [T. VI. С. 338–386.] (сир.) 657 . Толкование на книгу Левит. С. 461–479. [T. VI. С. 386–402.] (сир.) 658 . Толкование на книгу Чисел. С. 480–506. [T. VI. С. 402–424.] (сир.) 659 . Толкование на книгу Второзакония. С. 507–538. [T. VI. С. 424–450.] (сир.) 1854 ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО . ЧАСТЬ 4 ТСО 23. Кн. 1. 660 . Послание к Маркеллину об истолковании псалмов С. 1–38. [T. IV. С. 3–35.] TLG 2035/59. Epistula ad Marcellinum de interpretatione Psalmorum. CPG 2097. PG 27. 12–45. 661 . Предуведомление о псалмах. С. 39–42. [T. IV. С. 36–39.] TLG 2035/60. Argumentum in Psalmos [Sp.]. CPG 2238. PG 27. 56–60. 662 . Толкование на псалмы 1–60. С. 43–228. [Т. IV. С. 40–203.] TLG 2035/61. Expositiones in Psalmos. CPG 2140. PG 27. 60–273. TCO 23. Кн. 2. 663 . Толкование на псалмы 61–146. С. 229–472. [Т. IV. С. 203–422.] TLG 2035/61. Expositiones in Psalmos. CPG 2140. PG 27. 273–545. 664 . Из бесед на Евангелие от Матфея. С. 473–495. [T. IV. С. 423–444] 656 . Ex sermonibus sive commentariis in Euangelium Matthai. CPG 2141. PG 27. 1364–1389. 665 . Из толкования на Евангелие от Луки. С. 495–506. [T. IV. С. 445–454] 657 . Ex commentariis S. Athanasii in Lucam. CPG 2141. PG 27. 1392–1404. 666 . Слово пространнейшее о вере. С. 506–526. [T. IV. С. 455–476.] TLG 2035/23. Sermo major de fide [Sp.] 658 . CPG 2803. PG 26. 1264–1292. 667 . Послание к подвизающимся в иноческой жизни. С. 527–528. [T. IV. С. 476–477.] TLG 2035/55. Epistula ad monachos. CPG 2108. PG 26. 1185–1188. 668 . Символ. С. 528–530. [T. IV. С. 477–479.] TLG 2035/106. Symbolum «Quicumque» [Sp.]. CPG 2295. PG 28.1581–1592. —332— УКАЗАТЕЛИ 1. TLG – РУССКИЙ ПЕРЕВОД 659 Творения св. Афанасия Великого TLG 2035/1–127 660 TLG Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 606–608 624–627 662, 663 62–105 107–109 111–116 120–123 637, 638 23 [Sp.] 125–127 Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. —333— TLG Рус. пер. Рус. пер. Рус. пер. 159, 204– 208, 268– 270, 272– 281, 283, 58–61, 73–74, 160, 161, 197–201, 209–212,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

719 Требн. печ. Острож. 1606 г., Вил. 1624 г., Долгоп. 1635 г., Льв. 1645 г. В рук. Требн. Киево-Соф. б. 98, символ веры в данном месте опущен, предание земле указано совершать при произнесении стиха «Господня земля и исполнение ея...», причем, указано еще поливать мощи елеем от кадила и посыпать их пеплом от кадила, при пении тропарей: «Со духи праведных» – л. 93 об. 723 В требнике П. Могилы Чин погребения имеет такое надписание: «Последование погребения тел правоверных мирских человек, по уставу и древнему обычаю иже сдержит святая великая церковь святыя София Киевская, и святая Великая Лавра Печерская». стр. 585. 725 Требн. Син. б. 265. л. 152 об., К. Д. А. Аа 193, стр. 249; Солов. б. 1085, л. 95 (Опис., стр. 108); Кир. 520 (777), л. 410; и старопечатные требники. 726 Εχολγια, стр. 1013. У Гоара эта молитва надписывается так: εχ π τελευτσαντος ερως, р. 465. 728 Требн. стрпч. 1621 г., л. 590; 1625 г., 1633 г., 1636 г., л. 377; 1639 г., л. 186; ркп. Кир. б. 537 (794), л. 120. Такую же строгость в отношении к иноческой «наготе» замечаем и в древнегреческих рукописных евхологиях δυουσιν ατν (т е. умершего инока) μηδας την γρονωσιν ϑεασμενοι – Εχολγια, стр. 282, 516. 731 Требн. ркп. Рум. муз. (собран. Ундольск.) 62, л. 216; Кирилл.-Бел. мон. 528 (785), л. 121; староп. трб. 1624 г., л 590 об., Иноч. Потребн. 1639 г., л. 186 об. В последних двух потребниках, при этом, добавляется: «аще поп пред пострижением отложит иерейство (?), то патрахель нань не возлагати». 733 В рукоп. требн. XVI в. Кир.-Белоз м. 528 (785) есть «вкратце указец, как погребсти священника (разум. священноинока), и диакона, и епископа». О иеромонахах сказано все то, что и в Потребн. 1639г., о иеродиаконе замечено: «а диакони погребаеми бывают яко и велицыи скымницы без стихарий своих», л. 89. 735 Рукоп. Хиланд. б 158. л 227–228 об.; Рукоп. Сербск. требн. Син. библ. 307, л. 50–51 об.; 324, л. 155 об. 736 Εχολγια, стр. 283. То же и в Сербск. рукоп. требн. Хиланд. библ. 158, л. 228; Требн. рукоп. Сербск. Син. б. 307, л. 52; 324, л. 155.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

507 Пресвитер Исаак прогнал из церкви монаха, который пришел не в полном иноческом одеянии (Дост. сказ. С. 94). 508 Rosw. L. 6. Р. 649,658. 509 Hist. Lavs. P. 38; Sozom. L. 3. P. 13; Doroth. de doctr. 1. 510 Pall. Lavs. P. 143; Дост. сказ. С. 275. 511 Дост. сказ. С. 286. 512 Epist. 283 ad Caesar. 513 Prat. Spirit. Moschi. P. 79. 514 Cass, de coen. inst. L. 3. P. 11. 515 Дост. сказ. С. 97. 516 Фот. Пат. 69; Rosw. L. V. Р. 627. 517 «Отдай имение в братскую трапезу, — говорил Пимен, — там делают вечери» (Дост. сказ. С. 197). 518 Арсений Великий завещавал: «Не заботьтесь делать по мне вечери любви» (Дост. сказ.). 519 Макарий однажды шел в скит с приношением аввы Памво (Дост. сказ. С. 134). Один брат засевал поле и потом, когда соберет плоды, делал вечери любви. Но старцы назвали это делом мирянина (Дост. сказ. С. 194). Агафон говорил: «Я никогда не давал вечери, но подавать и принимать советы было для меня вечерею любви. Ибо думаю, что польза брата заменяет приношение плодов» (Дост. сказ. Epist. Hist. Lavs. P. 18). 520 Дост. сказ. С. 15, 42; Фот. Патер. С. 72; Rosw. Vit. Patr. P. 625. 521 Фот. Патер. С. 69; Rosw. Vit. Patr. P. 627. 522 Дост. сказ. С. 134. 523 Дост. сказ. С. 257, 282. 524 Один пресвитер, муж великий, встал за трапезою, чтобы подать чашу воды, но никто не решился принять от него чаши (Дост. сказ. С. 104). 525 Раз на вечери любви один брат рассмеялся. Иоанн Колов сказал, что надобно плакать, ибо он ест милостыню (Дост. сказ. С. 102). Агапы в то время значили то же, что милостыня. Во время голода к одному старцу стал приходить народ, чтобы получить агапу, старец давал ему хлеб (Rosw. Vit. PP. P. 616). Кассиан замечает, что в Египте не было обычая читать во время обеда поучительные книги. Этот обычай, говорит он, получил начало в Каппа-докии (Cass. de coen. inst. L. 4. P. 17). 526 Фот. Пат. 69. 527 Дост. сказ. С. 170. 528 Дост. сказ. С. 97. 529 Дост. сказ. С. 15; Сравн.: Hist. Lavs. P. 31. 530 Cass. Collat. 2. P. 2, Collat. 16. P. 10, Collat. 18. P. 11. 531 Фот. Пат. 212.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

И глаголаше к нему: «Человче, что печалуешися? Нстьдобро, в безмрную печаль предавшися, изнемогати, но смиритися пред Богомъ пришедшая ради печали. „Возверзи бо, – рече, – на Господа печаль свою, и Той тя препитаетъ”. 528 Не даждь печали души твоей, многи бо погуби печаль, и нын нсть успха – от печали бо приходит смерть, печаль бо жжетъ сердца крпость, якоже бо моль в риз и червь в древ, сице печаль мужу вреждаетъ сердце. Тмъ о соб самъ не скорби, но Бога моли въ слезах и в воздыханиихъ, и люботруднй молитв, и крпцемъ бднии, и тако приимеши от Бога помощь и избавление печали твоея». Мужь же той слышавъ от блаженнаго Корнилия вся реченная ему, слово Божие учителне, ко спасению влечаше на исправление сердце его, от суетнаго мира сего Царствие Небесное показуетъ, уже бо не може терпти и, прослезився, рече: «Прости мя, отче Корнилие, исповдаю ти вся, реченная мною. Изгубихъ сына моего юнна злоинеобртохом лтъ 12, скорбяхом и плакахомся с подружиемъ своим без чадиа своего и до сего дне. И много раздахъ имния своего, аще кто гд ощутит, и повсть намъ таковаго отрока, но никакоже не обртоша. Нын же слышахомъ пришедшаго къ твоей святын и приемша от руку твоею иноческий образъ, хотящу ему спастися и наслдити Царствие Небесное. И азъ скоро въстах от дому моего и приидох къ твоей святыни на взыскание сына моего, хощу видти доброту лица его. Того ради приидох во обитель сию, токмо да вижу сына моего, и тако возвращуся в дом свой». Корнилий же рече: «То, аще хощеши видти, да видиши сына своего». Се слышавъ и отиде в гостинницу, радуяся зло о глаголанныхъ ему, и глаголаше в себ: «Обртох сына моего», чающи его видти во 2 день. Блаженный же Корнилий, вшед, возвсти вся блаженному Кирилу, и егда же сия услышавъ от Корнилия, сжаливси велми того ради, яко не возможе от родителю утаитися. Корнилий же много блаженнаго увщеваше, да видитъ отца своего. Блаженный же Кирилъ не хотяше оскорбити блаженнаго и иде скоро къ отцу своему. Отець же видвъ сына своего в таков скорби суща, б бо лице его измнилося от многаго труда и воздержания, скоро въста и стрте сына своего, и паде на выю его, и облобызастася, и плакашася горко, и едва мало утшишася.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имеются, впрочем, случаи, когда, при самостоятельном значении и как мирское, – настоящее поновление практиковалось и в большем сокращении (второй половины) против обычного своего извода, как напр., в Требн., ркп. Моск. Синод, библ. 310, л. 183 об. – 184 (для мирян, без надписания). К этой же категории надо отнести списки в ркп. Соф. библ. 846, л. 222–223 об. (с надп. «поновление») и в ркп. той же библ. 722, л. 124 об. – 125 об. (с надп. «чин исповеданию великому»). В последних двух случаях, впрочем, мы имеем дело с поновлениями сильно испорченными, сравнительно с основною редакциею. 818 Списки такого сочетания имеются в ркпп.: Требн. Соф. библ. 1061, л. 196 об. – 199 (без заглавия и с нечастым делением на рубрики); 1065, л. 36 об. – 28 (поновление миряном); 1067, л. 60 об. – 51 (сокращено); 1073, 20 об. – 23 (Поновление мирское); Служебн., той же библ. 1017, д. 106 об. – 107 об.; Требн., Импер. Публ. библ. (Q I) 595, л. 71 об. – 73 об.; (Q. I) 851, л. 184 об. – 187 об; библ. Троице-Серг. лавры 232, д. 18–22. 820 Тот и другой факт нами уже указаны выше; но в отношении первого имеют быть и еще указания в последующем изложении. 821 Нам известны в этом случае только списки в ркп. Служебн. с требн., Соф. библ. 838, л. 191 об. – 194; 869, л. 120–122; Требн., ркп. собр. Погодина 314, л. 166, об. – 170 об.; Кирилло-Белоз. библ. 528 / 785 л. 360–365; Импер. Публ. библ., 851, л. 148–153; Устав ркп. той же библ. 100 (F. I.), л. 159–160 + 160 об. – 162 об.; Соф. библ. 861, л. 158 об. – 161. 822 Требн. и Служебн., ркп. Моск. Дух. Акад. 184, л. 54–60; библ. Троице-Серг. лавры 224, л. 203 об. – 208; Соф. библ. 839, л. 185 об–190 об.; 890, л. 172 об. – 176 об.; 1090, л. 476–488 об.; 1023,л. 270 об. – 274; Сборн., ркп. Кирилло-Белоз. библ. 6 / 1083 л. 149–152 об. 823 Требн., ркп. собр. А. И. Хлудова 119, л. 246–250 об. (Поновление не имеет надписания). Относительно указываемого воззвания – «отче, прости мя», здесь при самом же начале поновления после вступления и первого стиха (л. 246 об. См. прилож. отд. V) замечено: «г л.и cia (т. е. че прости мя) на вся стихы. Нужно думать, что и вообще всякое поновление рекомендовалось читать таким именно методом, почему цитуемая заметка встречается и в других памятниках. Так, в Сборн., ркп. XVII в., библ. Троице-Серг. лавры 808, тотчас после иноческого поновления, которое само по себе ничего любопытного не представляет, замечено: «Боу ди же и се вдомо. Исдовдающем .ся ко всякому просити. оу ца сице. Прости мя г н.е че прости мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

15:9). Как же мы, будучи грешны, грешными устами похвалим того, как прославим того, о котором можем сказать, что не было лести в устах его!? Как грешным гласом достойно воспоем того, кто достоин быть воспетым голосами преподобных? Но знаем, что похвала каждого святого бывает похвалою Богу (как в похвале святому Афанасию написал святой Григорий Назианзин: " Афанасия хваля, восхвалю добродетели; хваля же добродетели, восхвалю Бога, от Которого истекают все добродетели. " Ибо нет лицеприятия у Бога " (Рим. 2:11). Поэтому мы, грешные и неразумные, дерзаем восхвалить своего преподобного, вспоминая его великие добродетели. Ибо Сирах говорит: " Восхвалим славных мужей и отцов нашего рода " (Сир. 44:1). Если люди восхваляют того святого, кто прославил жизнь свою одной какою-нибудь добродетелью, выделявшейся над прочими, по слову - " память праведника пребудет благословенна " (Прит. 10:7) то, тем более, особой похвалы от нас достоин преподобный отец наш Антоний Печерский, который прославил себя на земле не единой, но всеми добродетелями, украшающими инока. Прежде всего прославил он себя любовью к Богу. От юности отвергся мира, богатства и славы и всего, что обещал мир, и посвятил себя на служение Богу иноческим житием, говоря: " Сердце мое говорит от Тебя: " ищите лица моего " , и я буду искать лица Твоего, Господи " (Пс. 20:8). И знал он тогда, что иноческое житие есть жизнь подвижническая, мирская же жизнь суетна, иноческая жизнь - преподобна, мирская же полна клевет; иноческая жизнь - духовна, мирская же - плотская. Иноческая жизнь - небесная, мирская - земная, как говорят учители. Иной в юности старается угодить миру; старание же преподобного отца нашего Антония Печерского было в том, чтоб угодить единой Божией любви, которую избрал себе в невесты, говоря: " Ее возлюбил, ее возжелал я от юности моей, и искал ее, как невесту себе, и чтил я красоту ее " . И кому было ему в юности своей уневестить себя, как не любви Божией, так как и самое имя города Любеча, в котором он родился и был воспитан, возбуждало к любви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

   Послушаем и о том, чего Христос не делал, но нам следует делать: Христос не произносил, крестясь, Символ веры, то есть «Верую во единого Бога...», нам же подобает его произносить; Христос, когда принимал крещение, не обращался на запад, чтобы отречься от дьявола, и не поворачивался обратно, чтобы давать обет Богу, потому что Он Сам был истинным Богом, — но нам следует все это делать; Христос, крестившись, не причащался Своего Тела, нам же следует не только после крещения, но всегда причащаться Его Божественной Плоти и Крови; Христос, крестившись, не был помазан ни миром, ни маслом, но нам следует все это делать. И много есть такого, чего Христос не делал, нам же следует делать. Так и иноческий образ: Христос не носил его на Себе, но нам подобает носить.    Ты видишь, что образ иноческий не был лишен чести оттого, что Христос не имел его, и образ мирской не стал почетным оттого, что Христос пребывал в мирском образе, ибо Христос сотворил много такого, чего нам теперь не подобает делать, и не делал многого, что нам следует делать. И то, что Христос заповедал не Своей жизнью, но через божественных апостолов и святых отцов, нам подобает хранить, а тот, кто это отметает и хулит, — самый неверный из неверных и не может называться христианином.    Но кто-нибудь может сказать: «Даже если Владыке Христу не требуется ни покаяния, ни печального иноческого образа, то почему святые апостолы не имели его?»    Мы же ответим им, что святые и божественные апостолы, по Вознесении на Небеса Господа нашего Иисуса Христа и по Сошествии на них Святого животворящего и всесильного Духа, получили власть от Имеющего всю власть на Небе и на земле и пришли «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13), стали светом мира, уподобились самому Христу и сподобились такой благодати, какой не имел никто другой от начала мира и до сего дня. Ибо Господь сказал им: «Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28). И кто больше их? Или кто равен им? Они — боги по Боге, господа по Господе, судьи всей вселенной. И они не имели образа иноческого потому, что имели иной образ и иной сан — апостольский сан и образ, который выше и гораздо почетнее не только иноческого чина и образа, но и всех других, — сколько ни есть под небом царей, патриархов, святителей и иноков рукоположенных. Ибо они были поставлены Христом и рукоположены, чтобы просветить всех людей, обратить заблудших к познанию Бога и всех привести к покаянию. Всем, желающим каяться в своих согрешениях, они заповедали принимать иноческий образ, — тому, кто хотел принять его, — но сами апостолы не имели этого образа, потому что, будучи безгрешными, не нуждались в покаянии и плаче: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Святче Божий! Я и теперь еще боюсь гнева Божия за прежнюю медлительность; нет, во второй раз не буду изменником Христу, Владыке моему, – не будет сего, не будет вовеки! Я и в дом мой никогда не пойду и не явлю себя никому из своих, чтобы они не воспрепятствовали мне во святом стремлении моей воли. Затем вошел он в Рим, где решительно никто не знал его. Пред вшествием Петра в Рим святитель Христов Николай явился во сне папе, которому, держа Петра за руку и указывая на него, рассказал все подробно, причем объявил ему и самое его имя и вместе с тем повелевал ему представляемого им немедленно облечь в иноческий ангельский образ, при гробе святого верховного апостола Петра. Папа, встав от сна, долго размышлял о виденном им ночью. Когда же настало время Литургии, он отправился в церковь. День был воскресный. В числе многих других богомольцев в церковь верховного Апостола пришел и Петр. Папа прилежно рассматривал собравшихся молитвенников, желая узнать человека, виденного им во сне, и лишь только среди множества народа распознал его, тотчас подал ему знак, чтобы он подошел к нему. Папой сделано было это два или три раза, но Петр не понимал его. Заметив наконец, что Петр невнимателен к его помаваниям, папа начал звать его по имени: – Тебе говорю, Петр, пришедший теперь из Греции, которого изъял из темницы самарской великий чудотворец Николай! Почему не хочешь ты придти ко мне, когда я зову тебя? Петр изумился – как папа столь скоро мог узнать его, никогда прежде не видев, и со многим смиренномудрием отвечал: – Я раб твой, преблаженный владыко! – Не дивись, брат Петр, – говорит ему тогда папа, – что я зову тебя по имени: великий отец наш Николай в прошлую ночь явился ко мне во сне и подробно рассказал о твоих страданиях в темнице самарской и об освобождении тебя из оной, и объявил мне твое имя и твое желание принять на себя в Церкви верховного апостола Петра иноческий ангельский чин. Засим папа тотчас же, пред всем народом, облек Петра в иноческий чин. По принятии этого святого образа Петр пробыл у папы несколько времени, слушая душеполезные и спасительные его наставления. А потом папа, следуя открытой ему воле Божией, отпустил его из Рима и напутствовал святительским своим благословением. Итак, святой Петр, испросив себе у отца своего, преблаженного папы, святых молитв и, со своей стороны, пожелав ему вечного спасения и приветствовав весь его клир, вышел из ветхого Рима с усердной молитвой к Богу, да сопровождает Он его всюду всесвятой Своей волей, и скоро явился на берегу моря. Строением Божиим случился тогда корабль, идущий на восток, – и Петр, предавая себя Промыслу Божию, вошел в него. Скоро затем подул попутный ветер, и корабль понесся по своему направлению.

http://isihazm.ru/1/?id=1827

III. Приведем в заключение несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям: а) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду. Вот как об этом говорится в одной книге священного Писания: «Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов. 33, 14, 18). б) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимания на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверным и не подпасть опасности согрешить. в) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своей благодатью, т. е. от диавола. (Прот. Г. Дьяченко). Семнадцатый день Поучение 1-е. Преп. Зосима, Соловецкий чудотворец (О том, что иночество должно быть уважаемо) I. Npen. Зосима Соловецкий, память коего Св. Церковь совершает в настоящий день, был родом Новгородской области из села Толвуя, близ Онежского озера. От юности возлюбив иноческое житие, он отказался от супружества и искал уединенного места для жительства. По устроению Божию встретивши инока Германа, жившего (с преп. Савватием) на одном из Соловецких островов, Зосима узнал от него, что этот остров лежит на Белом море, на расстоянии двух дней плавания от берега, совершенно не населенный и только изредка в летнее время посещаемый рыбаками, в прочее же время недоступный по причине бурь и плавающих льдов. На этом острове и вознамерился преп. Зосима начать свое пустынное житие и упросил Германа довести его туда. Прибывши на остров, Зосима и Герман остановились близ одного озера, имеющего пресную воду и, построивши кущу, или шалаш, совершили всенощное бдение и молили Господа, да благословит их новое жительство. Утром. преп. Зосима, вышедши из кущи, был поражен необыкновенным светом, осиявшим место их остановки, и, поднявши взоры кверху, увидел на воздухе изображение великой и прекрасной церкви. Познав в этом видении Божие благоволение к предпринятому ими намерению, одинокие насельники пустынного острова, воодушевляемые примером подвизавшегося здесь прежде преп. Савватия, начали свое иноческое житие, пребывая в непрестанной молитве, в гладе и жажде, зиме и наготе, возделывая землю для своего пропитания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Господь свидетельствует, что мало людей, стремящихся к небу таким подкопом, и он говорит через Божественного Матфея: " ...тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их " (Мф. 7:14). О Господи, - мало в другом месте, но здесь пещеры, обитель полна таких людей, которые идут узкими вратами и тесным путем, подкопом и жизнью в пещерах стремятся к жизни вечной. Иные по смерти бывают забыты в мире, а преподобный отец наш Антоний Печерский трудами и подвигами, подъятыми в этих святых пещерах, исходатайствовал себе вечную память по всей Русской земле, по сказанному Давидом: " ...в вечной памяти будет праведник " (Пс. 111:6). И если прекратятся летописцы, не будет народов, то самые пещеры, в которых до смерти подвизался святой Антоний, будут гласить, что он был преподобен во всех делах своих. О преподобный отец наш Антоний, видя в тебе сочетание тех иноческих добродетелей, которые в прочих находятся обыкновенно в неравных степенях, воскликнем тебе по псалму: " Славим Тебя, Отче, потому что ты дивно устроен " (Пс. 138:14). Если бы кто забыл твои подвиги и труды, то забудь его десница его, прильпни язык его к гортани его (Пс. 136:5-6). Если же кто не захотел бы славить тебя, то эти святые пещеры, эта святая обитель возвестит все хвалы твои, всюду возглашая: " Таков и должен быть у нас первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников... " (Евр. 7:26). Удивляясь столь великим подвигам и добродетелям твоим и желая явственнее восхвалить праведность твою во всех делах, обращаемся к добродетели чистоты, которая есть сестра ангелов, одоление страстей, царица добродетелей и держава всех благ. От юности своей, среди других добродетелей иноческих, прилежал он и этой добродетели, зная, что чистота уподобляет человека не только ангелам, но и самому Богу, как говорит святой Василий: " Нечто великое и прекрасное есть девственная чистота, уподобляющая человека нетленному Богу; так что он являет в себе подобие Божие, как в чистейшем зеркале, исходящее от самого Бога и благодати Его, как благоприятное сияние " . Знал достоинство чистоты преподобный Ефрем, говоря на похвалу ей такие слова: " О, чистота, обуздание очей, ведущая все тело от тьмы в свет; о, чистота, смирение тела, порабощающая его и быстро стремящаяся к небесному; о, чистота, любящая мать и жилище ангелов; сделавшая людей достойными славословить с ангелами; чистота, колесница небесная, возводящая на высоту того, кто стяжал тебя! Некогда Соломон вопрошал, кто может сказать: я очистил мое сердце, или я чист от греха моего (Притч. 20:9)? На этот вопрос, не обинуясь, может отвечать преподобный отец наш Антоний: " Я чист сердцем " . Как же не было стяжать чистого сердца тому, кто от юности своей принес чистоту жизни как жертву Богу, говоря псаломски: " На Тебе утверждался от утробы " (Пс. 70:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010