«Исторический словарь и каталог, или Библиотеку, староверческой церкви», а также чины обручения и венчания. Последователи поморского согласия были наиболее многочисленны на севере и северо-западе России. В 20-х гг. XIX в. начался переход в поморское согласие мн. федосеевских общин в Псковской и Новгородской губерниях, на территории совр. Балтии, Зап. Белоруссии, Польши. В 1805 г. было известно о 8 купеческих старообрядческих семьях в Пскове, в 1-й четв. XIX в. действовали 2 поморские моленные в Запсковье, 2 воскресные школы, закрытые в 1843 г. В кон. 50-х гг. XIX в. на ул. Конной купец В. Н. Хмелинский устроил моленную и школу, в 1875 г. возродилась моленная в Запсковье. Разной степенью признания новоженских браков отличались многочисленные поморские общины Новгородчины, сосредоточенные вокруг Ст. Руссы, Сольцов и Пестова. Поморский храм в честь Знамения Богородицы на Тверской ул. в С.-Петербурге (1906). Фотография. 1912 г. Поморский храм в честь Знамения Богородицы на Тверской ул. в С.-Петербурге (1906). Фотография. 1912 г. Влиятельным поморским центром в Западном крае была дегуцкая община (1756-1851, до нач. 20-х гг. XIX в. федосеевская) (совр. пос. Дягучяй Утенского у. Литвы), где в 1823 г. состоялся съезд духовных отцов, иконописцев и прихожан (14 чел.), считающийся 1-м поморским собором в Балтии. В общине был создан «Дегуцкий летописец», в к-ром излагается история старообрядчества в Литве, Латвии и Зап. Белоруссии до сер. XIX в. Крупнейшим совр. сообществом поморцев является РГСО. Ее 1-й храм был освящен в 1760 г., к 1830 г. число членов общины возросло до 7904 чел. Первоначально община принадлежала к федосеевскому согласию, но после принятия молитвы за царя (1813) и чина бракосочетания (в нач. 30-х гг. XIX в.) она составила отдельное согласие «рижских федосеевцев», близкое к поморскому. Значительным влиянием и известностью пользовалась виленская (вильнюсская) община, основанная в 1830 г. (по др. сведениям, в 1825), изначально принадлежавшая к поморскому согласию и к 80-м гг. XIX в. насчитывавшая более 3,5 тыс. прихожан. В кон. XIX - нач. ХХ в. мн. поморцы из Виленской и Сувалкской губерний переселились в США.

http://pravenc.ru/text/180417.html

В первые же годы царствования Екатерины II по вопросу о приобретении епископа происходило в Москве у старообрядцев замечательное совещание, в котором участвовали не только поповцы московские и стародубские, но и раскольники главных беспоповщинских согласий – Поморского и Федосеевского 38 . Главною целью этого собрания представителей столь различных и враждебных между собою толков было взаимное обсуждение способов, какими можно было бы достигнуть превращения прискорбных и гибельных для старообрядчества раздоров и разделений на секты, восстановить в нем единство и подобающее „древлеправославной“ церкви устройство. Все согласны были, что единственным к тому средством служило бы приобретение „древлеправославного“ епископа, при котором их глаголемая церковь во всем согласовала бы древней, до лет Никона патриарха в неповрежденном православии и благочестии пребывавшей. Но каким способом приобрести „древлеправославного“ епископа? Старообрядцы поповского согласия, в виду благоснисходительности правительства к раскольникам, предлагали обратиться к „великороссийским архипастырям“ для поставления в епископы избранного общим советом старообрядцев кандидата, которого приняли бы потом по известному чину; на такую меру не соглашались и не могли согласиться беспоповцы, уже окончательно решившие вопрос об отношении к церкви Грекороссийской и в силу этого решения, признавшие незаконным принятие даже бегствующих от церкви священников, – и им-то, без сомнения, принадлежала мысль: нужды ради, которая „всех средств, какие ведут к точному исполнению всего в законе, хранить и исполнять не обязана, но свободна“, сделать применение закону, прибегнуть к чрезвычайному способу поставления епископа, на который однако же имелся бы в святоотеческих подобиях образец 39 . Именно предложили поставить избранное лицо, на основании бывшего в древлерусской церкви святоподобия 40 , главою св. Златоуста, а потом, когда это было признано неудобным, – рукою митрополита Ионы, или другого из почивающих в Москве святителей, каковое посвящение, как они рассуждали, уже несумнительно было бы древлеправославным 41 . Предложение это сначало принято было в совещании как мудрое, решающее все затруднения; но, по размышлении более зрелом, отвергнуто, как неудобоисполнимое и с существом дела не вполне сообразное. Этим и кончилось совещание 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

1989 г. учредительного съезда Древлеправославной поморской церкви . Первая община старообрядцев белокриницкого согласия была зарегистрирована в Магадане в 1993 г. В следующем году там же была зарегистрирована община последователей Истинно православной церкви (ИПЦ), но 11 сент. 1999 г. она перерегистрировалась как старообрядческая. В 2004 г. на территории М. о. имелись 3 зарегистрированные общины старообрядцев белокриницкого согласия: в Магадане, в пос. Ола и в пос. Палатка Хасынского р-на. В наст. время в Магадане без регистрации действует община в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Территория М. о. относится к Хабаровской и всего Дальн. Востока епархии Русской православной старообрядческой Церкви . Истинно православные христиане Истинно православные христиане и федоровцы были среди заключенных Северо-Восточного ИТЛ. В 60-80-х гг. XX в. местным властям была известна группа последователей ИПЦ, действовавшая на территории М. о. без регистрации. Римско-католическая Церковь Католическая ц. в честь Рождества Христова в Магадане. 2004 г. Фотография. 2011 г. Католическая ц. в честь Рождества Христова в Магадане. 2004 г. Фотография. 2011 г. К кон. 80-х гг. XX в., по офиц. данным, на территории М. о. проживали 12 католиков из числа репрессированных (ЦХСД Магаданской обл. Ф. 21. Оп. 41. Д. 1. Л. 118). В 1988 г. по приглашению уполномоченного Совета по делам религий по М. о. в Магадан из США прибыла католич. миссия архиепархии Анкориджа во главе с архиеп. Фрэнсисом Томасом Херли. Вскоре в городе была зарегистрирована католич. община из 12 чел. во главе со свящ. Майклом Шилдсом. В 2004 г. Иркутский еп. Кирилл Климович освятил новопостроенную магаданскую Рождественскую ц. По состоянию на тот же год в М. о. кроме этого прихода были зарегистрированы группа Дочерей милосердия св. Венсана де Поля в Магадане и община в пос. Ола. В наст. время при Рождественском приходе работают детская воскресная школа и благотворительный центр «Каритас» (см. ст. «Caritas Internationalis» ).

http://pravenc.ru/text/2561168.html

Древлеправославная Поморская церковь (ДПЦ, поморцы) К 1898 г. в Богородском у. действовали 3 моленные поморцев. В 1884 г. на ул. Кузнецкой в с. Зуеве (ныне г. Орехово-Зуево) местная община старообрядцев поморского брачного согласия завершила строительство Никольского храма, освященного 22 окт. того же года. Община была зарегистрирована в 1907 г., в 1913 г. храм был расширен и украшен звонницей, закрыт в 1936 г. В 1991 г. община поморцев в Орехово-Зуеве вновь была зарегистрирована, ее силами восстановлен и освящен в 1996 г. Никольский придел Рождество-Богородичного храма РПСЦ. Моленная поморцев имелась в с. Ионове, существовала до 30-х гг. XX в. В кон. 40-х гг. в Ионове нелегально совершал богослужения наставник Сергей Антонов из Орехово-Зуева, его деятельность власти пресекли. Поморцы проживали и в соседних селах Крутое и Будьково. В наст. время крупные группы согласия представлены в Орехово-Зуеве, в Ликино-Дулёве, Будькове и Ионове. По данным Российского совета ДПЦ, домашние моленные с небольшими незарегистрироваными группами поморцев существуют в городах Подольск, Сергиев Посад и Чехов. Филипповцы В нач. XIX в. жили в Клинском у. Московской губ. и в соседних с Подмосковьем уездах Тверской губ., часть их в сер. и кон. XIX в. присоединилась к федосеевцам. После создания М. о. в 1929 г. в ее составе оказались 5 общин филипповцев: в г. Кимры, в с. Ст. Савёлово (ныне не существует), на хуторе Сухово (близ совр. деревень Прислон и Мельгуново), в дер. Калинино Кимрского р-на. Общее число филипповцев оценивалось в пределах 200-300 чел. Об этом сообщается в отчете Комиссии по вопросам культов Московского облисполкома за 1932 г. Сохранила регистрацию только моленная в Мельгунове, остальные моленные были закрыты в 30-х гг. XX в. Неоднократные попытки наставника мельгуновской общины Ф. Яцкова в 1949-1950 гг. добиться открытия единственной уцелевшей моленной филипповцев в Кимрах не увенчались успехом. При участии кимрских филипповцев в авг. 1940 г. была возобновлена московская община (при часовне на Преображенском кладбище).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Войново. Старообрядческая моленная Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенская моленная Войновской староверческой общины Часовня. Действует.   Освящена в честь: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1923 и 1927. Адрес: Польша, Варминско-Мазурское воеводство, Повят-Пиский, Ручане-Нида, Войново 50 Координаты: 53.664487, 21.47755 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревня Войново (ранее Эккерсдорф) на Мазурском поозёрье основана в 1830 году. Она известна тем, что в двух километрах от деревни находился основанный в 1836 году духовный центр староверов-федосеевцев - Свято-Троицкий монастырь, который ныне прекратил свое существование. Во время Второй мировой войны многие старообрядцы из деревни Войново были призваны в немецкую армию, немало их погибло, а некоторые из тех, кто остался в живых, не вернулись из Западной Европы. Ныне прихожан в деревне немного, но службы в моленной проводятся регулярно, моленная продолжает действовать, однако наставник в нее приезжает из других мест. Первая деревянная моленная в Войново, построенная в 1840 году, сгорела в 1920-м. На ее месте был построен ныне существующий красный кирпичный храм. Объемно-пространственное решение моленной характерно для староверов-поморцев. Это лаконичный, прямоугольный в плане основной объем с двускатной крышей, к которому пристроена двухярусная колокольня. Но глав над храмом нет, крестами отмечены колокольня и восточная часть храма. Черепичная кровля и кирпичные стены со стрельчатыми окнами способствуют внешней схожести с лютеранскими храмами Восточной Пруссии. Источники информации : http://samstar.ucoz.ru/news/2009-08-19-2473 ,  http://kopajglubze.ucoz.ru/publ/21-1-0-91 Комментарии и обсуждение Свято-Никольский храм. Принадлежит общине староверов-поморцев (Древлеправославная Поморская Церковь Польши) Построен в 1922 г. вместо сгоревшего деревянного храма (сер. 19 в.) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23022

В наст. время перестроенное здание бывш. моленной на В. к. занято учреждением здравоохранения, др. старообрядческие постройки кладбища разрушены. Ист.: Словарь и Каталог, или Библиотека, Павла Онуфриева Любопытного. М.,1997; Циркулярное письмо Особенной канцелярии по секретной части МВД рижскому военному губернатору 29 мая 1820 г. «О злоупотреблениях раскольников феодосиевского согласия, или беспоповщины»// Агеева Е. А. Из истории староверов Зап. Причудья в XIX ст.: (По док-там Ист. архива Эстонии)//Очерки по истории и культуре староверов Эстонии. Тарту, 2004. С. 107-110. Лит.: Нильский В. , свящ. Раскол в С.-Петербурге: Моленная Косцова и Волковское федосеевское кладбище//Истина. Псков, 1877. Кн. 55. 11-12. С. 1-69 (2-я паг.); он же. О волковских совр. петербургских наставниках//Там же. 1878. Кн. 57. С. 1-48 (2-я паг.); он же. Из совр. жизни в расколе: Петербургские федосеевцы//ЦВ. 1892. 49. С. 774-776; Новое здание на Волковском кладбище//Там же. 1889. 2. С. 36-37; Животов Н. Н. Церк. раскол Петербурга в связи с общероссийским расколом: Очерки: старообрядцы беспоповцы, поповщинцы, сектанты разных толков и учений. СПб., 1891. С. 46-66; Землянский М. , свящ. О числе глаголемых старообрядцев С.-Петербургской епархии и обращении таковых на путь истины//СПбДВ. 1895. 18. С. 399-400; Шамарин В. В. 275 лет староверию в Петербурге: (Краткий ист. очерк)//Календарь Древлеправосл. Поморской церкви на 1998 г. [М., 1997]. С. 54-61; Расков Д. Е. Купцы-староверы в экономике С.-Петербурга//Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2000. Вып. 8. С. 53-57; Пивоварова Н. В. Старообрядческие моленные Петербурга XVIII - 1-й пол. XIX в.: (по мат-лам РГИА)//Три века синтеза церк. и светского искусства. Ораниенбаум, 2003. С. 150-156. Е. А. Агеева Рубрики: Ключевые слова: АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского

http://pravenc.ru/text/155154.html

В исходе 1863 года прибыли в Москву для примирения окружников с неокружниками уполномоченные от Кирилла посланники: Иоасаф, именовавшийся иеромонахом, и Филарет, архидиакон Кирилла 4 . Они расспрашивали у о. Онуфрия, где находится о. Пафнутий, и почему он в это смутное время не принимает участия в защите Окружного Послания и в примирении взволновавшегося изза оного Послания народа? О. Онуфрий ответил им, что о. Пафнутий не принимает никакого участия в судьбе Окружного Послания по той причине, что и он находит его неправильным, только с другой стороны, именно же: он говорит, что Окружное Послание, опровергая некоторые беспоповские тетрадки и противореча само себе в отношении догматствования нынешней грекороссийской церкви, злоупотребляет именем «древлеправославной кафолической церкви», потому что в основание оной рекомендует весьма недостойные сочинения, каковы: Поморские, Диаконовы и Никодимовы ответы. Затем о. Онуфрий в кратких словах сообщил им о взгляде о. Пафнутия на все глаголемое старообрядчество с его новоявленной иерархией, и о том, что он составил критический разбор всего старообрядческого учения. Этот ответ озадачил посланников, и они желали обстоятельнее разузнать от самого о. Пафнутия обо всем; но тогда они не имели для сего времени, по случаю предстоявшего отъезда их с Пафнутием Казанским в Белую Криницу с мирными грамотами. Возвратясь в Москву прежде Иоасафа, оставшегося в Яссах для напечатания мирных грамот, Филарет одновременно с Кириллом Загадаевым, именовавшимся протодиаконом Антония, в первых числах августа, при посредстве о. Онуфрия, вошли в личные сношения с о. Пафнутием. Когда последний открыл им все приобретенное им путем беспристрастных исследований относительно незаконности австрийской иерархии и всего глаголемого старообрядчества, тогда убеждения их сильно поколебались. Затем чтение указанных о. Пафнутием книг: «Беседы к глаголемому старообрядцу», «Истинно-древняя и истинно православная Христова церковь », «Выписки» Озерского и «Увещание во утверждение истины», с одной стороны, а происходившие у старообрядцев по поводу Окружного Послания смуты, неурядица, распри и анафемы друг на друга, с другой – окончательно убедили их в правоте православной церкви и в заблуждении старообрядчества. Таким образом составилось общество из пяти лиц (считая и о. Иустина) с православными убеждениями, готовое при первой возможности порвать все связи с расколом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

Афанасия Великого о пустынножителях, «иже в пустынях, и в горах и в вертепах и в разселинах живуще, кроме собрания церковного, делы благими, Божественным Духом просвещаеми, духом и истиною покланяются Богу и Отцу нашему», и проч. Но и это свидетельство нимало не оправдывает беспоповцев, пребывающих без иерархии и таинств и однако утверждающих, что они «пребывают в готовей древлеправославней церкви». Ибо пустынницы, и в пустынях живуще, веровали во святую церковь с её иерархиею и таинствами, от общения с нею не отлучались и святые тайны приимали, как свидетельствует об них св. Ефрем Сирин , говоря: «Совершенни суть и исполнени правды, зане суть уди церковнии, не разлучают себе от стада, зане чада суть святого просвещения, не закон разоряют, не приемлюще священничества держати (то есть сами не хотяще священниками быти), заповеди хранят, не противятся закону, тепли суще верою; егда же предстанут честнии священницы св. трапезе службу принести, тии первее простирают руки своя, приемлюще с верою тело того же Владыки» (сл. 111). А беспоповцы нигде в целом свете единоверной себе иерархии, у которой находились бы в духовном подчинении, не имеют и быти не исповедуют, к божественным таинам Владыки Христа, по св. Ефрему, рук своих не простирают, в своём обществе совершения оных не имеют и во всём свете быти не исповедуют. Посему и приведённое Денисовым свидетельство св. Афанасия о пустынножителях к оправданию беспоповцев служить никак не может. В конце своего предисловия к «Поморским Ответам» Денисов написал и ещё исповедание содержимой его обществом веры, которое заключил следующими словами: «Тако со священными богословцы веруем во святую Троицу и воплощение Сына Божия исповедаем; тако православно-кафолическую веру исповедаем и вся евангельская и апостольская заповедания всеверно приемлем, святоотеческая наказания всеговейно почитаем, святых соборов предания и поучения всепокорно лобызаем, вся таинства церковныя содеваемыя по предания св. Апостол и святых отец всеверно исповедаем и всеговейно приемлем и почитаем; и аще чего за нужными случаями не можем получити, обаче всеверно веруем и исповедаем, и в тех случаях тако пребываем, якоже древле святии во времена нужныя пребываху».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Войново. Троицкий Войновский старообрядческий монастырь. Monaster Zbawiciela i Trójcy witej w Wojnowie Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1836. Адрес: Польша, Варминско-Мазурское воеводство, Пишский повят, деревня Войново Wojnowo, Powiat piski, Województwo warmisko-mazurskie, Polska Координаты: 53.655487, 21.464565 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Древлеправославная Поморская Церковь Польши Приход в д. Войново (ранее Эккерсдорф). Деревню Войново основал Сидор Борисов (брат наставника Ефима Борисова) в 1830 году. Федосеевский монастырь Спасителя и Святой Троицы был основан в Эккерсдорфе в 1836 году группой монахов главе со старцем Лаврентием Растропиным (скончался в 1851 г.). Тогда же прибывает и мирянин Петр Леднев, который в 1850 году принял постриг с именем Павел, в 1852 году стал настоятелем монастыря и прославился как Павел Прусский. В 1867 году Павел Прусский с группой последователей перешел в единоверие и был изгнан из монастыря. Монастырь однако стал в итоге поморским и пришел в упадок. Последний монах (Макарий) в 1884 году его покинул и женился. В 1885 году монастырь был возрожден монахиней Евпраксией (Дикопольской) (скончалась в 1943 г.), однако уже в качестве женского. В 1897 году в монастыре проживало восемь монахинь. в 1909 году уже сорок, в 1913 г. - 46. Монастырь был значимым центром федосеевцев. В 1914 году немецкие власти арестовали монахинь с российским гражданством и интернировали в Ольштын, однако через две недели отпустили. В следующем году их арестовывали уже на два месяца. Война ударила по старообрядческим поселениям, что отразилось и на монастыре - в 1925 году в нем оставалось только 12 монахинь и столько же послушниц, монастырь угасал. В 1939 году проживало 7 инокинь, 10 сестер-послушниц. В межвоенный период монастырь перешел в поморское согласие. Второй настоятельницей монастыря в 1945 году стала матушка Антонина (Наталья Кондратьевна, скончавшаяся в 1972 г.). На 1968 год оставалось только две монахини и четыре послушницы. Перед своей смертью матушка Антонина подписала дарственную на часть имущества поляку-католику Л. Людвиковскому, который на протяжении многих лет помогал монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=23013

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество. Беспоповцы АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия БРЫСИН Андрей Иванович (ок. 1860 - 1940), старообрядец, иконописец, владелец собрания рукописных и печатных кириллических книг ВАРУНИН (род. 12.06.1961), председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии, Об-ва культуры и развития староверов Эстонии ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского ЕГОРОВ Егор Егорович (1862 - 1917), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев-федосеевцев, собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист КОВЫЛИН (Кавылин) Илья Алексеевич (20.07.1731 - 21.08.1809), деятель старообрядческого беспоповского федосеевского (старопоморского) согласия «КРАСНЫЙ УСТАВ» («Устав домашния молитвы и прочих христианских обрядов», «Московский устав»), свод догматических и церковно-бытовых установлений старообрядцев-федосеевцев ЛЮБОПЫТНЫЙ Павел Онуфриев (Светозаров Павел Львович; 1772-1848), деятель старообрядческого поморского согласия, историк, писатель, библиограф МАРАЕВА Анна Васильевна (урожд. Волкова; 1845-1928), деятельница старообрядческого федосеевского согласия МАТВЕЕВ (1687 (или 1688/89) - 1776), духовный наставник старообрядческого Выголексинского общежительства писатель, иконописец

http://pravenc.ru/rubrics/133896.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010