Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского, вероучение к-рого, как и вероучение др. беспоповских согласий, опирается на представления о воцарении духовного антихриста (см. разд. «Антихрист в представлениях старообрядцев» в ст. Антихрист ) и оскудении благодати священства. В отличие от большинства др. течений в беспоповщине ДПЦ допускает возможность мирянам (наставникам) благословлять браки (бессвященнословные браки; см. разд. «Брак у старообрядцев» в ст. Брак ). ДПЦ развивается, изменяя отдельные элементы своего вероучения, инкорпорируя в себя нек-рые малочисленные беспоповские согласия и постепенно осознавая себя «церковью, не имеющей духовной иерархии». Собор (съезд) является высшим органом управления ДПЦ. Согласно постановлению 2-го Всероссийского собора поморцев (1912), «верховное руководство, суд и управление Церкви Христовой, с падением священных чинов Ее, лежит на обязанности составляющих тело Церкви христианских приходов, избранники которых составляют собор Церкви» (Деяния 2-го Всероссийского собора христианского поморского церковного общества. М., 1912. С. VII). В отличие от др. беспоповских течений ДПЦ имеет региональные органы управления (духовные центры): Российский совет (РС) ДПЦ (Москва, учрежден в 1989), опекает поморцев в России и в странах, не имеющих духовных центров,- на Украине, в Молдавии, в Казахстане и в Киргизии; Центральный совет (ЦС) ДПЦ Латвии (Рига, учрежден в 1989), объединяет 51 из 67 поморских общин, зарегистрированных в Мин-ве юстиции Латвии; Высший совет (ВС) ДПЦ Литвы (Вильнюс, в 1922-1940 и 1942-1943 назывался Центральным старообрядческим советом (ЦСС) Литвы, в 1943-2002 - Высшим старообрядческим советом (ВСС) Литвы); Высший совет (ВС) Восточной старообрядческой церкви, не имеющей духовной иерархии, в Польше (Сувалки, действовал в 1925-1939, возобновил работу в 1983, до 1993 назывался Высшим старообрядческим советом (ВСС) Польши); Союз старообрядческих общин Эстонии (Таллин, учрежден в 1928, восстановлен в 1995); Центральный совет (ЦС) ДПЦ Белоруссии (Полоцк, учрежден в окт. 1998); Конференция поморских общин в США. При духовных центрах ДПЦ работают духовные комиссии или духовно-канонические отделы, в компетенцию к-рых входит разбор канонических и богослужебных вопросов.

http://pravenc.ru/text/180417.html

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] < автор название > А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ТЕМЫ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Библия, толкования Апологетика Богословие, догматика Основы православия Наставления, советы, проповеди Жития и жизнеописания Семья, брак, воспитание детей Православие и медицина Религии, ереси и секты Жизнь и смерть Конец света Наука и религия Культура, кино, СМИ О России Козни лукавого Православие и интернет Художественная литература Документы, справочники Разное ХРОНОЛОГИЯ КАТАЛОГ ПО ХРОНОЛОГИИ ПОСТУПЛЕНИЙ КАТАЛОГИ: по темам по названию по авторам по хронологии ФЕВРАЛЬ 2001 г. 27.02.01 Проповеди отца Иоанна (Крестьянкина). [сборник] Сборник проповедей и выступлений отца Иоанна (Крестьянкина). [ далее > > ] 27.02.01 Наша борьба - это пост и молитва [Выступление архимандрита Феогноста, наместника Свято-Троице-Сергиевой Лавры] Наше дело - пост, молитва, бдение. Нужно умолить Господа: в свое время Ниневия была прощена, потому что покаялась. И нам надо народ призывать к покаянию, а не к политическим демонстрациям. [ далее > > ] 26.02.01 Одни ищут спасения, другие - великих потрясений. [Доклад архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника московского Сретенского монастыря] Накануне Великого Поста, накануне дней покаяния будем смотреть правде в глаза: нас проверили на готовность к церковной смуте, и мы показали готовность Впереди дни уврачевания греха. [ далее > > ] 26.02.01 Ложная тревога как побочный эффект напряженного ожидания. [Доклад М.О. Шахова, профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ, директора Старообрядческого исследовательского центра] Древлеправославная Поморская Церковь вообще не обсуждает этот вопрос, при том, что для беспоповцев всегда был характерен эсхатологический радикализм. Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви в октябре 2000 года определил, что в ИНН не следует видеть печать антихриста и вопрос о том, принимать ли его, есть дело личных убеждений. Особняком стоят только так называемые " беглопоповцы " , или Древлеправославная Церковь, иерархия которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева). Ее Освященный Собор в августе 2000 года пришел к выводу, что ИНН - предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число. [ далее > > ]

http://zavet.ru/bhr0102.htm

Екатеринбург. Часовня Николая Чудотворца (поморская). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 2010 - 2012. Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Тверитина Координаты: 56.821073, 60.616679 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В Екатеринбурге заложен первый камень в строительство храма Древлеправославной поморской церкви во имя Святителя Николая Чудотворца (чудотворца Николы). Этого события поморцы ожидали более десятка лет. Древлеправославня поморская церковь является одним из направлений религии староверов. От других старообрядцев поморцев отличает подход к обрядам и соблюдению канонов. " Нас беспоповцами называют, - объясняет JM председатель екатеринбургской общины Древлеправославной поморской церкви Владимир Анненков. - Службы у нас проводятся настоятелем, духовником " . На сегодняшний день в екатеринбургской общине поморцев от 200 до 400 активных членов. В 80-е годы у поморцев не было своего храма. Им приходилось ютиться в молельном доме на Широкой Речке. В начале 90-х годов общине поморской церкви передали большой дореволюционный храм - нынешний Свято-Троицкий Кафедральный собор (где, кстати, сейчас находятся мощи Иоанна и часть креста Господня). Но радость старообрядцев по этому случаю была недолгой. Екатеринбургская община, в силу своей немногочисленности, была не в состоянии восстанавливать храм. Да и вообще, в обладании такой громадой не было необходимости. Тогда поморцы пошли на договор с РПЦ. Они заключили с правящим тогда Екатеринбургской и Верхотурской епархией Архиепископом Никоном соглашение об обмене Кафедрального собора на храм меньшего размера, но в лучшем состоянии. Пока Никон выбирал, какой из своих храмов отдать староверам, временно общине поморцев предоставили придел в Воскресенском соборе. Однако Никон, видимо, и не собирался выполнять свое обещание. На общину поморцев началось давление, с предложением присоединится к Русской Православной Церкви. В итоге часть прихожан-старообрядцев отказались молиться в непосредственной близости от РПЦ, даже в отдельном помещении, и вернулись в молельный дом на Широкой Речке. Другая часть с наставником начала проводить службы в Первоуральске. Осталась только небольшая активная группа, которой и удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Нынешний Архиепископ Викентий согласился построить для поморцев отдельный храм. " Викентий попросил некоего благодетеля помочь нам с деньгами. Мы благодарны ему за эту помощь, - поведал Анненков. - Раскрыть личность благодетеля мы пока не можем " .

http://sobory.ru/article/?object=20775

Старообрядцы разных течений проводят первый за несколько веков съезд в Москве 23 июня, 2016. Новостная служба На двухдневной встрече выступят духовные лидеры крупнейших Церквей 23 июня. ПРАВМИР. Съезд старообрядцев разных согласий из российских регионов и других стран сегодня начинает работу в Москве. Это первая за несколько столетий международная конференция, участники которой обсудят текущие вызовы и пути их преодоления, а также отношения с обществом и государством, рассказал РИА Новости секретарь предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополита Корнилия протодиакон Виктор Савельев. На двухдневной встрече выступят духовные лидеры крупнейших Церквей. С приветствиями к участникам форума обратятся предстоятель Русской древлеправославной церкви патриарх Александр (Калинин), предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов) и руководитель Российского совета Древлеправославной поморской Церкви Олег Розанов. Мероприятие проводится в рамках федерального грантового проекта «Старообрядчество в современном мире: социальное служение, диалог с государством», который ставит целью изучить проблемы во взаимоотношениях верующих с обществом и с органами власти, найти пути их разрешения и сформировать общедоступные знания о современном старообрядчестве. Участники мероприятия приедут из Улан-Удэ, Коми, Ржева, Ульяновска, Самары, Санкт-Петербурга, Москвы, а также из Латвии, Литвы, Румынии, Молдавии, Австралии, Украины. «Также приглашены представители власти, правительства российского и московского. Возможное сотрудничество всех наших согласий будет обсуждаться, будут вырабатываться пути взаимодействия дальнейшего на благо отечества и самих церквей», — сказал священнослужитель. Старообрядчество представлено тремя главными течениями, или «согласиями». Крупнейшей организацией старообрядцев является Русская православная старообрядческая Церковь (Белокриницкое согласие), которая была основана в 1846 году. Она насчитывает около миллиона прихожан. Ее центры расположены в Москве и в городе Брэила (Румыния). Существует также Русская древлеправославная Церковь, а Древлеправославная поморская Церковь с центром в Москве насчитывает порядка 200 общин. Старообрядцы оценивают встречу как историческое событие. Митрополит Корнилий (Титов) ранее заявил, что настало «благоприятное время», чтобы развивать между старообрядческими направлениями «добрососедский диалог».

http://pravmir.ru/staroobryadtsyi-raznyi...

Войново. Троицкий Войновский старообрядческий монастырь. Monaster Zbawiciela i Trójcy witej w Wojnowie Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1836. Адрес: Польша, Варминско-Мазурское воеводство, Пишский повят, деревня Войново Wojnowo, Powiat piski, Województwo warmisko-mazurskie, Polska Координаты: 53.655487, 21.464565 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Древлеправославная Поморская Церковь Польши Приход в д. Войново (ранее Эккерсдорф). Деревню Войново основал Сидор Борисов (брат наставника Ефима Борисова) в 1830 году. Федосеевский монастырь Спасителя и Святой Троицы был основан в Эккерсдорфе в 1836 году группой монахов главе со старцем Лаврентием Растропиным (скончался в 1851 г.). Тогда же прибывает и мирянин Петр Леднев, который в 1850 году принял постриг с именем Павел, в 1852 году стал настоятелем монастыря и прославился как Павел Прусский. В 1867 году Павел Прусский с группой последователей перешел в единоверие и был изгнан из монастыря. Монастырь однако стал в итоге поморским и пришел в упадок. Последний монах (Макарий) в 1884 году его покинул и женился. В 1885 году монастырь был возрожден монахиней Евпраксией (Дикопольской) (скончалась в 1943 г.), однако уже в качестве женского. В 1897 году в монастыре проживало восемь монахинь. в 1909 году уже сорок, в 1913 г. - 46. Монастырь был значимым центром федосеевцев. В 1914 году немецкие власти арестовали монахинь с российским гражданством и интернировали в Ольштын, однако через две недели отпустили. В следующем году их арестовывали уже на два месяца. Война ударила по старообрядческим поселениям, что отразилось и на монастыре - в 1925 году в нем оставалось только 12 монахинь и столько же послушниц, монастырь угасал. В 1939 году проживало 7 инокинь, 10 сестер-послушниц. В межвоенный период монастырь перешел в поморское согласие. Второй настоятельницей монастыря в 1945 году стала матушка Антонина (Наталья Кондратьевна, скончавшаяся в 1972 г.). На 1968 год оставалось только две монахини и четыре послушницы. Перед своей смертью матушка Антонина подписала дарственную на часть имущества поляку-католику Л. Людвиковскому, который на протяжении многих лет помогал монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=23013

Клайпеда. Старообрядческая моленная Успения Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела. Свято-Успенско-Михайловская моленная Клайпедской староверческой общины Часовня. Действует.   Освящена в честь: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2010 и 2016. Архитектор:Витянис Мазуркявичюс Адрес: Литва, г. Клайпеда, проспект Статибининку, 51 Координаты: 55.671285, 21.162305 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В последние годы Древлеправославная Поморская Церковь в странах Прибалтики переживает подъем. Возвращаются к вере отцов многочисленные русскоязычные жители этих стран, предки которых поселились здесь в XVII-XIX веках. Увеличивающееся число старообрядцев заставляет общины ДПЦ строить новые храмы, моленные, открывать духовные курсы и воскресные школы. Основной целью строительства новой церкви в Клайпеде является приобщение подрастающего поколения к христианским ценностям, издревле передаваемым из поколения в поколение, а также сплочение староверов-поморцев Клайпедского прихода, который по разным подсчётам насчитывает от 3 до 5 тыс. человек. В начале июня 2013 года в жизни прихода произошло праздничное событие: строящийся храм был оснащён двумя новыми золотистыми куполами и крестами. Вес каждого купола достигает 1 тонны, а вес каждого возведённого креста около 200 кг. В соответствии с исконными церковными традициями кресты направлены точно на восток. Председатель Клайпедской общины Евгений Бондарев сообщил, что работы идут по плану и уже к концу этого года в новом храме пройдут первые богослужения. Однако предстоит еще существенная работа по внутренней отделке храма, подготовка к открытию новой воскресной школы, в которой будут обучаться дети старообрядцев, а также будут проходить церковно-общественные мероприятия. Источник информации - сайт " Русская вера " Этот храм – типичный образец современного храмостроительства. Богато, качественно, а сакрального пространства не получилось. Традиционные формы реализованы механически, как декор, без понимания их гармоничной связи с древлеправославным вероучением, что привело к досадным ошибкам.

http://sobory.ru/article/?object=27793

Старообрядцы Латвии сообщают о резкой активизации преступников, похищающих старинные иконы 2 октября 2008 г. 11:31 В последние месяцы Латгалия подвергается массированному нападению охотников за старообрядческими иконами. Преступники не только обворовывают церкви, но и проникают в дома староверов, избивают пожилых людей и уносят ценные образа, стоимость которых у коллекционеров может достигать десятков тысяч долларов. Председатель Центрального совета Древлеправославной поморской церкви Латвии, духовный наставник Новостроенской старообрядческой общины отец Алексий Жилко в разговоре с «Телеграфом» сказал, что действуют бандиты организованно, выполняя конкретные заказы. При этом старообрядцы признают, что защитить себя от подобных нападений они, увы, не могут. Самый свежий случай произошел в деревне Ащуки Дубненской волости Даугавпилсского района: там в период с 26 по 29 сентября из молельного дома злоумышленники вынесли около 15 икон. Как сообщила «Телеграфу» пресс-секретарь Даугавпилсского управления полиции Ингуна Дунда, люди заметили, что на дверях храма сломан замок, и забили тревогу. За месяц до этого разграблению подверглась церковь в Субате, где были украдены три иконы. Метод проникновения — взлом входной двери. Есть подозрение, что действовала одна и та же преступная группа. В Субате также не сразу обнаружили кражу, ведь старообрядцы не каждый день посещают молельные дома. Четыре случая ограбления домов с целью похищения староверских икон произошли с мая по сентябрь в Резекненском районе. Буквально пару недель назад ночью подверглась избиению пожилая пара, из дома которой была украдена ценная икона. «Преступники определенно действуют не вслепую, они знают, что у кого можно взять, — говорит «Телеграфу» руководитель пресс-службы Управления полиции Резекне Илмар Логинс. — Значит, они объезжают деревни днем, расспрашивают местных жителей, наводят справки. Однако люди не особенно проявляют активность в помощи полиции — точных примет воров никто не дает, даже трудно установить марку машины, на которой они ездят. Это сильно осложняет расследование. Конкретных результатов пока у нас нет».

http://patriarchia.ru/db/text/468888.htm...

Сувалки. Моленная Николая Чудотворца. Свято-Никольская моленная Сувалкской староверческой общины Карта и ближайшие объекты Первые староверы-безпоповцы в Сувалкско-Сейненском и Августовском регионе современной Польши (тогда – Речи Посполитой) появились в последней трети XVIII в. Сначала староверы-безпоповцы принадлежали к федосеевскому согласию или, как неточно писали в светских документах, «филипповскому», «пилипонскому». Процесс постепенного перехода общин к брачному поморскому течению окончательно завершился к 1920-м гг. В настоящее время в Польше действуют четыре поморские общины: Сувалкская, Габово-Грондская, Водзилковская и Войновская с общим количеством верующих до 2,6 тыс. человек. Центральный в Польше поморский храм в Сувалках представляет собой монументальный сруб с высокой двускатной крышей, к которому пристроена не менее монументальная двухярусная колокольня. Над солеей установлена более крупная глава с крестом, над колокольней – невысокий шатер с маленькой главкой и крестом. В помещении моленной – плоский потолок, а над солеей – высокий деревянный свод, вписанный в пространство чердака. В конце XX века при храме построено вспомогательное здание с конференц-залом и квартирой наставника. Источник информации Этот храм принадлежит общине староверов-беспоповцев поморского согласия. Самоназвание объединения четырех польских общин - Древлеправославная Поморская Церковь Польши. Свято-Никольская моленная в Сувалках построена в 1910-1912 годах на пожертвования прихожан. Указ 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» позволил староверам строить храмы, по всей империи началось массовое строительство моленных. Крупную сумму Сувалкская община получила в дар от императора Николая II. Новый храм получился очень представительным и стал главным храмом староверов Польши. Планировочное решение моленной очень интересно. Монументальные внешние формы деревянного сруба в интерьере раскрываются анфиладой канонических пространств, которая строго соответствует традициям Выга и древним символическим смыслам восточного храмостроительства. Древние традиции были сохранены староверам в годы гонений и в окружении инородной культуры.

http://sobory.ru/article/?object=27688

Новости Минкульт Украины назвал религиозные организации, подлежащие переименованию 26.01.2019 20:59 Киево-Печерская лавра. Фото: http://pravlife.org Киев, 26 января. Министерство культуры Украины опубликовало полный перечень религиозных организаций, которые по новому закону должны изменить свое название, сообщает РИА Новости . Список опубликован в субботу в правительственной газете " Урядовый курьер " . В декабре на Украине вступил в силу закон, который может лишить УПЦ ее названия. В соответствии с документом, у Украинской Православной Церкви будет четыре месяца на то, чтобы изменить название и внести соответствующие изменения в устав. В УПЦ заявили, что намерены обратиться в Конституционный суд в связи с принятием документа. Министерство культуры в своем сообщении пишет, что была проведена религиоведческая экспертиза, в ходе которой были установлены подпадающие под переименование религиозные организации, которые действуют на территории Украины. " (Под переименование) подпадают религиозные организации, которые действуют на территории Украины и входит в состав: Русская (Российская) Истинно-Православная церковь (РИПЦ), Русская (Российская) Старообрядческая Церковь (Беспоповское согласие), другое название - Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ), Украинская Православная Церковь (в единстве с Русской Православной Церковью (УПЦ), Русская (Российская) Древлеправославная Церковь (РДЦ Новозыбковское согласие), Русская (Российская) Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) " , - говорится в сообщении минкультуры. Сообщается, что указанным религиозным организациям в срок не позднее трех месяцев нужно внести в свой устав (положение) предусмотренные законом изменения и подать их на регистрацию в установленном порядке. Также минкультуры публикует полный перечень религиозных общин, центров, монастырей, религиозных братств, миссионерских миссий, духовных учебных заведений, которые входят в указанные выше церкви и подлежат переименованию. Всего в перечне 566 таких объектов. В частности, в перечне указана Киевская митрополия УПЦ и управление Киевской епархии УПЦ по улице Лаврской, 15, а также все 53 региональных управления УПЦ по всей Украине.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Взаимодействие со старообрядцами Вопросом, требовавшим особого внимания митрополита Кирилла как председателя ОВЦС , было взаимодействие с общинами, придерживающимися старых обрядов. Акт снятия клятв на старые обряды, принятый на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1971 г. и подтвержденный Поместным Собором 1988 г., к сожалению, не внес существенных изменений в отношения между Русской Православной Церковью и различными старообрядческими согласиями. Понимая, что отношения определяются усилиями обеих сторон, Русская Православная Церковь постаралась исключить препятствия для братского сотрудничества и взаимодействия. В 1998 г. митрополит Кирилл инициировал обсуждение темы старообрядчества на декабрьском заседании Священного Синода . Обсудив доклад митрополита о состоянии православно-старообрядческих отношений, Синод признал важность развития сотрудничества между Русской Православной Церковью и старообрядчеством для укрепления традиционных духовных ценностей в жизни общества. ОВЦС было поручено тщательно изучить формы и перспективы дальнейшего сотрудничества Московского Патриархата и старообрядчества, подготовив соответствующие предложения по развитию диалога между ними. 3 июня 1999 г. митрополит Кирилл принял в ОВЦС делегацию Древлеправославной поморской церкви Латвии, на встрече с которой был намечен «план действий по выработке взаимоприемлемых договоренностей, не вносящих каких-либо кардинальных новшеств в то, что было определено Поместными Соборами Русской Православной Церкви 1971 и 1988 годов в отношении старообрядчества». В 1999 г. при ОВЦС была создана Комиссия по взаимодействию с представителями разных направлений в старообрядчестве и конструктивной проработке возникающих вопросов. 4 июня 1999 г. Священный Синод Русской Церкви принял определение , в котором призвал епархиальных архиереев и духовенство учитывать в практической деятельности общецерковные решения, отменяющие клятвы на старые обряды. Синод призвал церковные издательства «применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами». Синод отметил, что «имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола» стали результатом «вмешательства светских властей в дела Церкви».

http://patriarch.patriarchia.ru/vzaimode...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010