Упрекая членов Иерусалимской церкви за оставление первой любви, Господь вместе с тем хвалит первых христиан за то, что они ненавидят дела николаитов 4 – этих первых еретиков, извратителей учения Христова, причастных разврату и совершивших другие смертные грехи. А всем тем из христиан, кто был Ему верен и побеждал соблазны, Христос обещает первый из даров Своим церквам: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.2:7 ). Как известно, впервые в Иерусалимской церкви было установлено великое Таинство Евхаристии. Первому человеку Адаму вкушение от древа жизни давало бессмертие. Точно так же нового Адама – христианина – вкушение Тела и Крови Христовых приобщает к бессмертной жизни во Христе. Чему учит нас эта первая светлая страничка из истории Церкви – истории первой любви человечества к своему Спасителю? Ведь многие из членов Иерусалимской церкви лично видели при жизни Господа, слышали Его поучения, были свидетелями совершаемых Им чудес и Его крестных мук. Поэтому понятно, что как первая любовь эта любовь была вначале горяча. Она всецело захватывала души первых христиан: блекли мирские соблазны, житейское благо не занимало сердца, и в порыве веры и любви все продавали имения и несли деньги к ногам апостолов (см. Деян.4:32 ). Имущество у всех христиан стало общим, что впоследствии в христианском обществе имело место лишь в монастырях. А первый дар Господа церквам – Его животворящие Тело и Кровь – первохристиане принимали ежедневно, собираясь на ночные богослужения. В ответ на эту горячую первую любовь изобильно изливалась благодать на первохристианскую общину: многие из ее членов обладали дарами пророчества, «различения духов», чудотворения, «языков» и так далее (см. 1Кор.12:9 ) 4. Смирнская церковь (Откр 2:8–11) И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. ( Откр. 2:8–11 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. 21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. 27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 28 и дам ему звезду утреннюю. 29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. Несколько замечаний к приведенному тексту: Ирония заключается в том, что самое развернутое обращение адресовано Фиатирской церкви, о которой меньше всего известно, а самое короткое — в знаменитый город Смирну. Ничего плохого не сказано о церквах Смирны и Филадельфии, а о церквах Сардиса и Лаодикии — наоборот, ничего хорошего. О различных дарах, которые обещаются побеждающему, сказано на языке церковных Таинств. Так, белые одежды (3, 5), венец (2, 10; 3, 11), новое имя (2, 17) напоминают о Крещении, а манна (2, 17), плоды древа жизни (2, 7), Вечеря (3, 20) — о Евхаристии . Наиболее специфичные и интересные подробности связаны с географическими, политическими и даже коммерческими особенностями того города, в котором находится та или иная церковь. Можно привести наиболее яркие примеры. Так, в адрес Ефесской церкви говорится: Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2, 7). Здесь можно услышать отзвук того факта, что великий храм Артемиды — одно из семи чудес света в Древнем мире – был построен над примитивнейшей деревянной гробницей, а его притвор был своего рода приютом. Конечно, здесь обязательно нужно помнить и гораздо более значимые библейские аллюзии: древо жизни в Быт. 2, 9; 3, 22, а также и Древо Креста. Выражение «Венец жизни» в обращении к Смирнской церкви (Откр. 2, 10) может быть соотнесено с цепью красивых строений, окружающих и венчающих гору Пагус (Pagus). О Пергаме говорится как о городе, где есть «престол сатаны» и «где живет сатана» (Откр. 2, 13). Это может быть объяснено тем, что город имел статус важного центра имперского культа в Малой Азии. Храмы в честь римских богов стали появляться там еще с начала II века до Р. Х., а храм в честь Августа возник в 29-м году до Р. Х. (На самом деле имперские храмы имелись во всех упоминаемых городах, кроме Фиатир.) Возникает и другое объяснение: под «престолом сатаны» подразумевается жертвенник Зевсу, воздвигнутый на холме высотой около 250 метров над городом, а сейчас в превосходном состоянии хранящийся в Берлинском музее . Сатаной, возможно, именуется змея, изображенная в качестве эмблемы процветавшего там эскулапова культа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вопрос был не юридический, а сущностный, экзистенциальный: опытное личное соучастие не только в добре, но и во зле. Обратим внимание на дьявольский аргумент искушения: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? " И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая ( " дерево познания " ), сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете... " (Быт.3:2-4). Комментатор из " Библии сегодня " , забежав вперед и убедившись, что оба - и муж, и жена - съев запретный плод, не умерли, спрашивает: " Итак, змей был все же прав? " И продолжает: " Согласно книге Бытия, Бог никогда не обещал человеку бессмертие. Однако нередко высказывалась мысль, что именно в результате этого акта непослушания человек стал смертным " . На таких вот рассуждениях, в значительной своей части перешедших и к нам на Восток, строится вся история творения и грехопадения в западном христианском мире. Мысль не отходит от " мирского " , " юридического " . На Востоке, особенно в первые века, подход был иной. Святоотеческое восточное толкование исходило из следующих слов искусителя: " Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги... " (Быт.3:5). Вовсе не внешний акт повиновения и не обещание бессмертия, а самое существо дела: " будете как боги, знающие добро и зло " . Бессмертие было изначальным; " обещание " не было, потому что само творение было бессмертием, и именно так, как люди не знали еще добра и зла, они не знали и смерти; они пребывали во древе жизни. Бог предупредил людей даже не прикасаться к " древу познания добра и зла " , потому что соприкосновение с ним " открывало глаза " , как верно в данном случае выразился Сатана, открывало глаза на зло, которое в познании, в опытном переживании мгновенно нарушало сущность древа жизни в людях и они мгновенно оказывались " отсеченными от жизни " , то есть именно умирали. Жизнь вне Рая, в отлучении от Древа Жизни уже не была жизнью вечной, даже если бы тянулась годы и годы и даже века: " дурная бесконечность " не есть вечность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Никто не будет так безрассуден, чтобы отважиться утверждать, будто это сказано в другом смысле. Ибо вообще утверждающий, что эта плоть не способна к бессмертию, как поистине подверженный болезни безумия, богохульствует. Для чего же после устроения кожаных одежд Адам изгоняется, получив запрещение вкушать от древа жизни и жить, если бы совершенно было невозможно человеку жить вечно с телом? Но запрещение делается вследствие того, что он мог бы не умереть, если бы взял и вкусил от древа жизни. Ибо говорится: «и сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама» ( Быт.3:21–24 ). И так тело (человека) могло жить во век и быть бессмертным, если бы он не получил запрещения вкушать от жизни. А запрещение получил для того, дабы и грех был разрушен, умерщвленный вместе с телом, и тело восстало по истреблении греха. И так, чтобы человек не был бессмертным, как я сказал, злом, или вечно живущим, заключая в себе преобладающий, как бы прозябший в бессмертном теле и имеющий бессмертное питание, грех , – для сего Бог сделал его смертным, облекши мертвенностью. Такую цель и имели кожаные одежды, дабы чрез разрушение и распадение тела грех весь до основания погиб, как бы вырванный с корнем, дабы не осталось ни малейшей части корня, от которой опять пошли бы новые отрасли грехов. Глава 21 Подобно тому, как дикая смоковница, выросши на здании прекрасного храма, разросшаяся в ширину и в высоту и распространившаяся своими многоветвистыми корнями по всем связям камней, не прежде перестает произрастать, пока совсем не оторвется вследствие распадения камней на местах, на которых она росла (ибо по отторжении смоковницы камни могут опять быть сложены на своих местах, дабы храм сохранился, не имея уже при себе ничего из разрушающих его неблагоприятных условий, а между тем смоковница, отвалившаяся вся с корнем, засыхает): таким же образом и художник Бог разрушил храм свой – человека, произрастившего грех, наподобие дикой смоковницы, умерщвляя временными приражениями смерти, как написано, и оживотворяя, дабы по иссушении и умерщвлении греха плоть с теми же членами, подобно возобновленному храму, восстала бессмертною и неповрежденною, после совершенного и окончательного уничтожения греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

отцами, видит пагубное действие вкушения плодов дерева познания добра и зла, в связи с нарушением особенного Божия назначения (заповеди), т.е. в связи с непослушанием человека. Но, в отличие от большинства отцов, св. Филарет допускает и мысль о пагубном действии плодов дерева познания в связи с особым свойством самого дерева. Св. Филарет Московский : «Сие действие [опытное познание различия между добром и злом. – Г.Ф.] могло зависеть и от свойства древа, и от особенного назначения Божия. От свойства древа: если вообразим, что оно было, по естеству своему, противоположно древу жизни; что сколько живоносной силы заключено было в древе жизни, столько, сродной веществу, мертвенности скрывалось в древе познания; что сколько, совершенно, влияния первого соответствовали устроению человеческого тела, столько действия последнего были несообразны с оным и, потому, разрушительны. От особенного назначения: поскольку древо познания, быв избрано орудием испытания, представляло человеку, с одной стороны, непрестанно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой – познание и ощущение зла в преслушании» 206 . Доброе нравственное наставление о внимании себе и любопытстве о других, на основании рассуждения о древах жизни и познания добра и зла, дает св. Димитрий Ростовский : «Древо жизни есть внимати себе: не погубиши богооткровенного спасения, не лишишься вечныя жизни, егда самому себе внимати будеши; древо же ведения добра и зла есть любопытство, инех дела изследующее, ему же воследствует осуждение ближняго, осуждение же казнь вечныя смерти во аде: судяй богооткровенного брата своего антихрист есть " 207 . 4.3. Райские реки Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат ( Быт. 2:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Павла ( Гал. 6:7, 8 ; 2Кор. 9:6 ; 1Кор. 3:8 ). Ст. 22. Избранники Божии сами будут пользоваться от плода дел своих ( Пс. 127:2 ), и они будут подобны крепко укоренившемуся и цветущему дереву ( Пс. 1:3; 91:13 ). После евр.-м. сл. =в р.-с. дерево, 70 читали: , почему: το ξλου τς ζως=древа жизни, под которым бл. Иерон. и бл. Феод. разумеют райское древо; кроме сего, бл. Феод. в этом пророческом сравнении видит обетование вечной жизни. Об оном (райском) древе Бог сказал: да не когда прострет руку свою [Адам], и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век (Вт. 3:22); а для нас древом жизни стал спасительный крест: ибо он принял, как бы какой плод, животворящее тело; простирающие к которому руки и причащающиеся от плода живут вечной жизнью“. Послед. сл. ст. по евр.-м. т. =в р.-с. избранные Моя, 70 отнесли к началу ст. 23-го. 23. Избраннии же мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом, и внуцы их с ними будут. 24. И будет прежде неже воззвати им, аз услышу их, еще глаголющым им, реку, что есть; 25. Тогда волцы и агнцы имут пастися вкупе, и лев, яко вол снест плевы, и змия землю яко хлеб: не повредят, ниже погубят на горе святей моей, глаголет Господь. 23. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем благословенным от Господа и потомки их с ними. 24. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говоритъ, и Я уже услышу. 25. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет естъ солому, а для змия прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господъ. Ст. 23 ср. 61:8; Пс. 111:2, 127:4, 5 . Ст. 24 ср. Пс. 33:16 . Отец, Небесный знает о нуждах чад Своих, и посылает просимое прежде даже прошения ( Мф. 6:32 ). Ст. 25 ср. 11:6. На святой горе Божией будут господствовать мир и взаимная любовь; даже хищные звери будут безвредны и, вместо животной пищи, будут употреблять растительную. Бл. Феод. и бл. Иерон. видят здесь аллегорию: “сообразно этому, говорит бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Похвала Эфесской церкви, однако, сменяется упреком: «Но имею против тебя…». Церковь обвиняется в том, что она отошла от своей «первой любви», то есть от прежнего отношения к Богу, к Христу и друг к другу. Возможно, борьба с лжеучителями слишком занимала эфесских христиан, так что они стали пренебрегать самой сердцевиной христианства, личной связью с Богом, которая, естественно, должна выражаться в отношениях друг с другом. Охлаждение любви – одно из знамений наступающих «последних дней», когда «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» ( Мф.24:12 ). «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела» ( Откр.2:5 ). Образ падения с высоты взят из пророчества Исаии о Вавилоне: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!..» ( Ис.14:12 ). Этот образ делает наглядной ту большую опасность, в которой находится церковь . Выйти из этого состояния она может только радикальным поворотом («покайся») и возвращением к прежнему образу жизни («твори первые дела»). Увещевание заканчивается угрозой: «если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его» ( Откр.2:5 ). Этот «сдвиг» светильника, то есть Эфесской церкви, означает исключение ее из общения с Христом, который пребывает среди светильников ( Откр.1:13 ). Если церковь не покается, то есть не вернется к «первым делам любви», то она перестанет быть церковью Христа. Угроза и обетование побеждающему стоят всегда в непосредственной связи друг с другом. Дело в том, что церковь в Эфесе (как и всякая церковь) находится перед выбором: идет она к погибели или к спасению. Обетование «вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» восходит к популярному библейскому представлению. После грехопадения райский сад был закрыт и будет открыт только тогда, когда люди вернутся в их райское состояние. Так, например, в иудейском апокрифе «Завещание Левия» говорится: «И отверзнет Бог врата Рая и отвратит меч, угрожающий Адаму. И даст Он святым вкусить от Древа Жизни, и дух святости пребудет на них» (Завещ. Лев.18:10–11 ). Об исполнении этого обетования говорится в конце Апокалипсиса: «Среди улицы его [Нового Иерусалима] древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды… и листья дерева – для исцеления народов» ( Откр.22:2 ). 2. Церковь в Смирне (2:8–11)

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Этот вопрос – подлинно ли? – может и у каждого из нас найти отклик, но нормально должен сразу же быть снятым, так как ложен по существу. Человек хорошо знает, что Бог не запретил ему вкушать от всех плодов рая, то есть от всех радостей жизни, а только запретил вкушать от древа познания добра и зла, допускать в свою душу зло наравне с добром. Следовательно, тот, кто задает вопрос, явно лжет, и ему просто можно не отвечать. В душе каждого из нас может прозвучать такой искушающий вопрос, смысл которого в переводе на язык текущей жизни человека будет звучать так: Подлинно ли Бог запретил мне вкушать от всех радостей того райского блаженства, которое так желанно мне? И каждый честно может ответить: Все, что уготовал Бог для моей жизни: все радости, всю сладость общения как с Богом, так и с могши ближними и природой, все это принадлежит мне как дарованное Творцом. В самом слушании этого вопрошания змия еще нет греха. Это только то, что на святоотеческом языке называется прилогом, представление о чем-то. Но, как уже было сказано, поскольку тут же нормально в душе человека должно возникнуть возражение, ибо человек знает, что и как ответить, то этот прилог должен быть сразу отброшен. Однако плохо уже то, что он возник в душе. Это предполагает возможность ложного ответа. На это, видимо, и рассчитывает искуситель. Ответ был дан верный, но по существу не надо было допускать никакого контакта с явным лжецом. И сказала жена змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» ( Быт. 3:2–3 ). Душа человека дает верный ответ, который повторял ту заповедь Бога, которая звучит в его сердце. Ева даже добавляет к заповеди запрещение не только вкушать, но и прикасаться к плодам запретного древа. В переводе на язык душевных переживаний это означает, что человек не должен не только идти по пути смешения добра и зла в своей жизни, но даже и не помышлять о такой возможности. Смысл ее ответа, который должен был прозвучать только в душе, таков: «Господь Бог благословил все влечения нашей природы, которые Сам же вложил в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

4. " Откуда Вы взяли, что животные в рай не входили? " Я взял это из чтения Писания - см.Бытие, гл. 2, стихи 8-18 - о животных в Раю ни слова. В стихах 19-20 Бог приводит созданных животных к человеку для наречения- из чего следует, что в Раю их не было. Вообще человек был призван возделывать и ХРАНИТЬ Рай- который был садом. Если животные, как вы полагаете, свободно входили в Рай, то от кого же Адам хранил Эдем? 5. " Хищники и паразиты - следствие грехопадения человека. " Ваше мнение опровергают библейские образы- Бытие 3:1 " Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. "   Итак, змей - однозначно хищник. Я специально уточнял в справочниках- все строение змея приспособлено для хищничества и травоядных змеев в природе, вроде бы, неизвестно. Значит, хищники были до грехопадения. 6.Ну и, наконец, подтверждение указанного мной теологумена о том, что до грехопадения, в Раю, человек был ни бессмертным, ни смертным. Бытие гл.3:22  " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. " (В версии РБО: " Люди теперь подобны Нам: они знают о добре и зле.Как бы они не сорвали плоды с дерева жизни и не стали жить вечно " ). То есть даже человек не был бессмертным- что уж говорить о животных, у которых вообще не было источника бессмертия- древа жизни. Как бы ни трактовать эти образы- они однозначно не дают нам повода говорить о бессмертии до грехопадения. 7. " " Если не было эволюции ..., то о каком грехопадении может идти речь? " - это самое странное Ваше утверждение. Не понятно, что Вы имеете в виду. " Поясню. Здесь философская проблема. Есть ли свобода в нашем мире? В том числе свободная воля, свобода выбора, свободный разум? Или их нет? Если они есть- то философское понятие греха, проступка, промаха у разумного существа совершенно понятно и оправданно. Если же их нет, то и никакого греха нет. Природа, по учению св. Отцов - безгрешна. Она просто неразумна- у ней нет ни свободы выбора, ни свободы воли, ни свободы разума. Но тогда природа детерминирована Богом жесточайшим образом. Никакой случайности в мире нет.Есть только один-единственный вариант истории. В этом случае, пока люди не попробовали с древа добра и зла - они не имели свободы выбора (ведь они не знали, что есть добро, а что-зло). А значит, грехопадение создано самим Богом. Разве не так?

http://bogoslov.ru/article/3825071

   В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое — древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог заповедал, то есть повелел человеку: «от всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, то умрешь».    Потом, по повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью (телом). И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евою, то есть матерью людей.    Бог благословил первых людей в раю и сказал им: «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».    Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал нам, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными — любить и беречь друг друга.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию в кн. «Бытие» (Быт.2:7-9; Быт.2:15-25; Быт.1:27-29; Быт.5:1-2). Жизнь первых людей в раю    Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей — Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигром и Евфратом.    Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.    Среди животных не было вражды — сильные не трогали слабых, жили вместе и питались травой и растениями. Никто из них не боялся людей, и все любили и слушались их.    Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в молитве, то есть в частой беседе с Богом. Бог являлся им в раю видимым образом, как отец детям, и сообщал им все нужное.    Бог создал людей, так же как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010