Профессор Любен Пражков: " Каждый новый раскрытый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо " / ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ ЛЮБЕНОМ ПРАЖКОВЫМ, ОСНОВАТЕЛЕМ ШКОЛЫ ЦЕРКОВНОЙ РЕСТАВРАЦИИ В БОЛГАРИИ В далеком 1968 г. начинающий реставратор Любен Пражков работал в Рильском монастыре. Как-то к нему подошел священник из города Рила и сказал: " Давай к нам, Любчо! У нас церковь тоже старинная! " Пражков приехал, осмотрел храм, ковырнул штукатурку на стене и обомлел - нижний слой, по-видимому, довольно древний. С этого момента и до начала финансирования реставрации, раскрывшей фрески XI-XII вв., в 1995 г. прошло 27 лет. За последниие три-четыре десетилетия реставраторы открыли несколько уникальных средневековых памятников на территории современной Болгарии. В научный обиход были введены ротонда св. Георгия в Софии вв.), церкви св. мч. Дмитрия в с. Паталеница в.), св. Иоанна Богослова Земенского монастыря в.), в Колуше в.), базилика свт. Николая в Мелнике в.), раскрыты фрески в храме Севастийских мучеников в Велико Тырново (1230 г.), фрагменты живописи в Боянской церкви (1259 г.), росписи в соборной церкви в с. Иваново в.), в часовне Хрелевой кулы Рильского монастыря (1335 г.) и многие другие. В результате продолжительных и сложных реставрационных работ были обнаружены неизвестные части ансамблей Драгалевского (1476 г.), Кремиковского (1493 г) и Илиянского (1550 г., в.) монастырей, храмов св. Петки в Несебре, св. Дмитрия в Арбанаси (оба в.). Михаило-Архангельская кладбищенская церковь в Риле Самым потрясающим открытием последнего десятилетия стала живопись кладбищенской церкви арх. Михаила в г. Риле, в 20 км юго-западнее Рильского монастыря. В плане это крестово-купольный храм типа вписанного креста, типичный для Балкан в в. В вв. церковь перестраивалась (тогда уничтожили западную стену, а интерьер покрыли изображениями в стиле эпохи Возрождения). При обследовании и зондаже выяснилось - на северной стене под поздней живописью скрывается слой более ранних фресок. Это открытие посчастливилось сделать профессору Любену Пражкову - основателю школы реставрации в Болгарии.

http://pravoslavie.ru/40536.html

[серб. Job Шишатовац], серб. мон. (диак.), книгописец и переводчик, работавший в 1-й четв. XVII в. в Болгарии и на Афоне. Все биографические сведения об И. Ш. содержатся в приписках к созданным им книгам. Род. в г. Темешвар в Банате (ныне Тимишоара, Румыния), находившемся в церковной юрисдикции Печской Патриархии. Принял постриг в монастыре Шишатовац и там же получил образование. Не позднее 1607-1608 гг. И. Ш. переселился в Болгарию, география его пребывания там определяется расположением сербских колоний в городах и монастырях. В 1607-1608 (7116) гг. в Троицком мон-ре близ г. Враца он участвовал в написании по заказу игум. Варлаама комплекта Миней служебных, из к-рого сохранились тома на февр. и март (НБКМ. 141, 162; см.: Райков. 1969. С. 205-207; Христова, Караджова, Узунова. 2004. 256, 257). В 1612 г. И. Ш. жил («прилепихсе почити от труда путного») в Драгалевском монастыре под Софией, где переписал синодик-помянник с кодекса, содержащего поминания болг. царей эпохи Первого и Второго царств и именуемого по его позднейшему местонахождению Боянским (Городской музей, София. 1; 3 л.- РГБ. Григор. 31.6/М. 1711; см.: Станчев С., Станчева М. Боянският поменик. София, 1963). Между летом 1612 и 1614/15 гг. И. Ш. переселился на Афон; он жил и переписывал книги в келлии Дионисия Ритора Великой Лавры, в Карее (очевидно, в келлии св. Саввы), и, возможно, непосредственно в Хиландаре. В лаврской келлии в 1615 г. он переписал, отредактировав текст, по заказу иером. Дамаскина для мон-ря Студеница том «Бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея» в переводе прп. Максима Грека и троицкого инока Силуана (РНБ. F.I. 763; см.: Ангелов. 1981. С. 326-327). Судя по косвенному и не во всем правильному отражению в списке графических особенностей оригинала ( Загребин. 2003. С. 54-57), это была рукопись украинско-белорусского происхождения, возможно кодекс из Хиландарской б-ки 412, поступивший в нее из Речи Посполитой («Лехии») незадолго до этого, в 1611-1612 гг. (ср.: Д. Каталог рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 412). В пространном послесловии, являющемся небольшим самостоятельным произведением (Отчет. 1900. С. 107; Записи. 4. 6552; Ангелов. 1981. С. 327), И. Ш. жалуется на трудности копирования восточнослав. книги, поскольку он «невежда езыку тому». В кон. 1617 - марте 1618 г. И. Ш. переписал (наименовав себя в приписке диаконом) в Карее Триодь Цветную в 2 томах (Ath. Chil. 271, 272).

http://pravenc.ru/text/578200.html

ап. Иоанна Богослова Земенского мон-ря, Болгария 3-я четв. XIV в. К XV в. относится образ И. Р. из ц. арх. Михаила в с. Сапарево близ г. Кюстендил, где он впервые изображен вместе с 2 западно-болг. анахоретами. В ц. свт. Иоанна Богослова в Погановском мон-ре (ок. 1500) святой представлен на сев. стене наоса в ряду святых монахов: в рост, с непокрытой головой, с длинной раздвоенной на конце бородой. Сходное по иконографии изображение находится в юж. певнице (капелле) ц. свт. Николая в с. Вуково близ Кюстендила (XVI в.). В 1559-1560 гг. был создан фресковый образ И. Р. в нартексе ц. св. ап. Андрея на р. Треске (Македония). В ц. св. Феодора Тирона и Феодора Стратилата в с. Добырско близ Самокова (1614) сохранились 2 изображения И. Р.: на фасаде и в юж. нефе он представлен в числе преподобных; на голове куколь, в руке свиток. В церкви Сеславского мон-ря (1616) И. Р. изображен на юж. стене притвора, в ряду святых, в рост, с седыми волосами и длинной раздвоенной бородой, на голове куколь. Также с длинной раздвоенной бородой, но непокрытой головой И. Р. изображен на юж. стене Спасской ц. Алинского мон-ря (1626). Возможно, тем же мастером выполнен и образ святого в ц. св. Петки в с. Селник в Македонии (20-е гг. XVII в.) на юж. стене справа от окна. В 1-й пол. XVII в. был создан образ И. Р. на фасаде «старой» Успенской ц. Драгалевского монастыря - седовласый монах с раздвоенной бородой, с крестом в правой руке. В ц. свт. Афанасия в с. Журче близ г. Дебар в Македонии (1622) святой изображен в притворе, на зап. стороне сев. арки. XVII-XVIII вв. датируются близкие по стилю и иконографической схеме, но с разным расположением 10 клейм иконы И. Р., хранящиеся в Национальном археологическом музее в Софии и в Музее Рильского мон-ря (см.: Болгарская живопись. 1976. С. 70-71. 93, 94; об иконографии клейм, по сюжетам совпадающих преимущественно с позднейшими гравюрами, см.: Прашков Л. Икони от Рилския ман-р. София, 1974). Образ И. Р. представлен в ряде серб. храмов: среди отшельников на зап.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Святая Гора, считает проф. Бакалова, – это либо Синай, либо Витоша. КРЕМИКОВЦЫ Деталь фрески Кремиковский монастырь расположен в 25 км к северо-востоку от Софии, неподалеку от с. Кремиковцы на южном склоне Старой Планины; юридически относится к Софийской митрополии. По одному преданию, был построен во времена царя Ивана-Александра (1331-1371), который поставил себе целью создание 14 монастырей на Витоше. По другой легенде, был создан в 1382-1389 г. — в год падения Софии под турками. Однако эти данные не документированы. Из источников известно, что в 1493 г. по благословению софийского митрополита Калевита богатый боярин Радивой отреставрировал старую церковь св. Георгия и украсил ее в память об умерших во время эпидемии 1492 г. детях — Тодоре и Драгане. Их погребения были раскрыты во время раскопок 1987 г. В вв. в монастыре располагалась одна из крупнейших в Болгарии книжних мастерских. Во второй половине в. монастырь забросили. Новый период в истории обители наступил в 1879 г., когда здесь нашли себе приют 20 монахинь, бежавших из района Малашевцы. В 1901-1902 гг. был отстроен большой храм в честь Покрова Богоматери. Его резной иконостас завершен в 1907 г. Остальные монастырские постройки закончены в 1930-е гг. Монастырь никогда не закрывался. Церковь вмч. Георгия Церковь вмч. Георгия — это однонефная безкупольная базилика небольшого размера. Система ее росписи подобна Драгалевской. Из особенностей стоит упомянуть помещенные в притворе красочный ктиторский портрет Радивоя, его жены, умерших детей Тодора и Драганы, с митрополитом Калевитом, подробное житие вмч. Георгия, иллюстрацию рождественской стихиры “Что Ти принесем Христе”. Трижды в разных местах храма изображен покровитель монастыря Георгий. Нижний слой фресок датируют XV в, однако часть живописи — более поздняя XVI и XVII вв. Сейчас в Кремиковцах всего одна монахиня – матушка Хиония, сама из Харькова. Постриг приняла в Самоковском монастыре в Болгарии, потом направили сюда. Входишь в обитель – словно в райский сад попадаешь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В конце XV века в Рильском монастыре работали монахи-переписчики и составители сборников Спиридон и Петр Зограф; для хранившихся здесь Сучавского (1529) и Крупнишского (1577) Евангелий в монастырских мастерских были изготовлены уникальные золотые переплеты. Книгописная деятельность велась также в монастырях, расположенных в окрестностях Софии - Драгалевском, Кремиковском, Сеславском, Лозенском, Кокалянском, Куриловском и других. Драгалевский монастырь был возобновлен в 1476 году; инициатором его обновления и украшения стал зажиточный болгарин Радослав Мавр, портрет которого в окружении семьи был помещен среди росписей преддверия монастырского храма. В 1488 году иеромонах Неофит с сыновьями, священником Димитром и Богданом, на собственные средства построили и украсили церковь св. Димитрия в Бобошевском монастыре. В 1493 году Радивой, богатый житель пригорода Софии, возобновил церковь св. Георгия в Кремиковском монастыре; его портрет также был помещен в преддверии храма. В 1499 году была вновь отстроена церковь св. апостола Иоанна Богослова в Поганове, о чем свидетельствуют сохранившиеся ктиторские портреты и надписи. В XVI–XVII веках крупным центром письменности стал Этропольский монастырь Святой Троицы (или Варовитец), основанный первоначально (в XV веке) колонией сербских рудокопов, существовавшей в близлежащем городе Этрополе. В Этропольском монастыре были переписаны десятки богослужебных книг и сборников смешанного содержания, богато украшенных изящно выполненными заглавиями, виньетками и миниатюрами. Известны имена местных книжников: грамматика Бойчо, иеромонаха Данаила, Тахо Грамматика, попа Велчо, даскала (учителя) Койо, грамматика Иоанна, резчика Маврудия и других. В научной литературе даже существует понятие этропольской художественно-каллиграфической школе. Мастер Недялко Зограф из Ловеча в 1598 году создал для монастыря икону Ветхозаветной Троицы, а через 4 года расписал церковь расположенного неподалеку Карлуковского монастыря. В Этропольском и окрестных монастырях были написаны серии икон, в том числе с изображениями болгарских святых; надписи на них были сделаны на славянском языке. Аналогичной была деятельность монастырей на периферии Софийской равнины: неслучайно эта область получила название Софийская малая святая гора.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Профессор Любен Пражков: " Каждый новый раскрытый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо " HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александра Никифорова Профессор Любен Пражков: " Каждый новый раскрытый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо " В далеком 1968 г. начинающий реставратор Любен Пражков работал в Рильском монастыре. Как-то к нему подошел священник из города Рила и сказал: “Давай к нам, Любчо! У нас церковь тоже старинная!” Пражков приехал, осмотрел храм, ковырнул штукатурку на стене и обомлел — нижний слой, по-видимому, довольно древний. С этого момента и до начала финансирования реставрации, раскрывшей фрески XI-XII вв., в 1995 г. прошло 27 лет. / ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ ЛЮБЕНОМ ПРАЖКОВЫМ, ОСНОВАТЕЛЕМ ШКОЛЫ ЦЕРКОВНОЙ РЕСТАВРАЦИИ В БОЛГАРИИ В далеком 1968 г. начинающий реставратор Любен Пражков работал в Рильском монастыре. Как-то к нему подошел священник из города Рила и сказал: " Давай к нам, Любчо! У нас церковь тоже старинная! " Пражков приехал, осмотрел храм, ковырнул штукатурку на стене и обомлел - нижний слой, по-видимому, довольно древний. С этого момента и до начала финансирования реставрации, раскрывшей фрески XI-XII вв., в 1995 г. прошло 27 лет. За последниие три-четыре десетилетия реставраторы открыли несколько уникальных средневековых памятников на территории современной Болгарии. В научный обиход были введены ротонда св. Георгия в Софии вв.), церкви св. мч. Дмитрия в с. Паталеница в.), св. Иоанна Богослова Земенского монастыря в.), в Колуше в.), базилика свт. Николая в Мелнике в.), раскрыты фрески в храме Севастийских мучеников в Велико Тырново (1230 г.), фрагменты живописи в Боянской церкви (1259 г.), росписи в соборной церкви в с. Иваново в.), в часовне Хрелевой кулы Рильского монастыря (1335 г.) и многие другие. В результате продолжительных и сложных реставрационных работ были обнаружены неизвестные части ансамблей Драгалевского (1476 г.), Кремиковского (1493 г) и Илиянского (1550 г., в.) монастырей, храмов св. Петки в Несебре, св. Дмитрия в Арбанаси (оба в.).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Файл : Драгалевский монастырь, Coфuя1.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 650 × 487 (452 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Ширина 650 пикс. Высота 487 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CC 2019 (Windows) Дата и время изменения файла 20:25, 10 апреля 2020 Отношение размеров компонент Y и C Версия Exif 2.2 Цветовое пространство Некалиброванное Дата и время оцифровки 23:21, 10 апреля 2020 Дата последнего изменения метаданных 23:25, 10 апреля 2020 Уникальный идентификатор исходного документа 85EE56B069EA120BA6FD013AB09C37F1 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Драгалевс...

Власти Болгарии намерены привлечь внимание туристов к монастырям в окрестностях Софии 19 июня 2009 г. 16:49 Директор Национального исторического музея Болгарии Божидар Димитров предложил отреставрировать 23 монастыря близ Софии, известные как «Малый Афон» или «Софийская Святая гора», и сделать их основой культурного туризма в столице. «Из всего уникального ожерелья святых мест вокруг столицы полностью отремонтированы и отреставрированы только два монастыря — Кремиковский и Сеславский», — отметил Димитров. По его мнению, наряду со знаменитой Боянской церковью (X-XIII вв.) одна из главных достопримечательностей, расположенных близ болгарской столицы, — Драгалевский монастырь (XIV в.), где, в частности, находится одна из Патриарших резиденций. Он нуждается в немедленной и полной реставрации. Заместительница софийского городского головы Йорданка Фандыкова считает, что при должной рекламе проект будет иметь успех у туристов. «Ремонт монастырей не только от нас зависит: большинством из них владеет Церковь. Но мы можем подумать, как создать рекламу этому уникальному созвездию обителей около нашего города, мы можем помочь им, создав подходящую инфраструктуру. Мы готовы оказать помощь — в том числе и непосредственно в том, что касается ремонта и реставрации», — сказала она, напомнив, что город починил кровли в Подгумерском и Сеславском монастырях. В данное время город готовит рекламный альбом, посвященный девяти культурным туристическим маршрутам по столице, один из которых будет посвящен «Софийской Святой горе». Чтобы облегчить доступ к монастырям, предполагается проложить туристические тропы и велосипедные дорожки, разработать пешеходные и конные маршруты, которые свяжут между собой эти монастыри, расположенные у подножия Старой Планины (так в Болгарии называют Балканский хребет). Болгарская Церковь своего отношения к проекту еще не высказала. Православие.БГ/Двери.БГ/Regions.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/676460.htm...

Драгалевский женский монастырь Успения Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Драгалевский монастырь (болг. Драгалевски манастир) — действующий женский православный монастырь в пригороде Софии, у подножия горы Витоша. Монастырь был основан в 1345 году, вероятно, болгарским царем Иваном Александром. Монастырь является памятником культуры. Содержание Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Драгалевский_ж...

   001    002    003   004