1959. С. 182). По мнению Зимина, И. еще до публичного выступления в защиту монастырских «стяжаний» «рассматривал вопрос о монастырском землевладении с практической точки зрения игумена Волоцкого монастыря» ( Зимин. 1953. С. 168-169; Лурье Я. С. Иосиф Волоцкий как публицист и обществ. деятель//Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 54-56). По убеждению И., никто, даже носитель высшей власти, не имеет права отчуждать церковные владения. Такой порядок создавал твердый фундамент для существования сильной и независимой Церкви, которая, оказывая поддержку гос. власти, должна была брать на себя решение социальных задач. И. основал в дер. Спировской «Богорадный монастырь», при к-ром погребались тела людей, скончавшихся «нужными всякими смертями» (РГБ. Вол. 681. Л. 101 об.- 102). По всем погребенным совершались заупокойные службы, а имена, если их удавалось узнать, записывались в синодики. Тем самым И. показал пример христ. отношения к «заложным покойникам», чем изменил многовековую традицию ( Алексеев. 2002. С. 160-161). Сложившаяся в Волоколамском мон-ре система поминальной практики стала образцом для крупнейших русских обителей: ок. 1526 г. почти одновременно она была введена в Троице-Сергиевом (АРГ, 1505-1526 гг. 263) и в Кирилловом Белозерском монастырях (РНБ. Соф. 1152. Л. 27). Поступление вкладов в мон-рь создавало возможности для широкой благотворительной деятельности. В Послании кнг. Голениной И. объяснял: «А розходится на всякой год полутораста рублев денгями, а иногда боле, да хлеба по три тысячи четвертей на год розходится, занеж на всякь день в трапезе едять иногда шестьсот, а иногда семьсот душь, ино коли его Бог пошлет, тогды ся и разойдеть» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 182). По свидетельству Жития, в обители строго соблюдалось указание игумена «келарю и казначею, дабы никто не сшел с манастыря, не ядши» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 482). В период сильного голода мон-рь кормил от 400 до 700 чел. и принял на содержание 50 детей ( Досифей (Топорков). 1865. С. 174-175; ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Это и дает основание предполагать, что он является автором данной Повести. Повесть о кончине митрополита Макария обнаружена нами в рукописях XVII в. во всех списках Хронографа редакции 1599 года 596 . Данная редакция Хронографа интересна еще и тем, что в ней сохранилось послание митрополита Макария к своему преемнику по Новгородской кафедре, архиепископу Феодосию, о совершенном царском венчании Uoahha IV 597 . Это в свою очередь наводит на мысль, что редакция Хронографа 1599 г. имеет близкое отношение к литературному кругу митрополита Макария. В основу этой редакции и близкой к ней 1601 г. положен не дошедший до нас так наз. Пространный Хронограф, по классификации О. Творогова. Последний считает, что составитель данной редакции Хронографа принадлежал к категории тех книжников XVI в., которые выступали против «неполезных повестей» и «писаний внешних», предпочитая им «Божественные Писания» 598 . Тот же исследователь причисляет Пространный Хронограф к числу «централизующих мероприятий» середины XVI в., связанных с именем митрополита Макария (Великие Четьи Минеи, Стоглав, Степенная книга, Лицевой свод). «На этом фоне естественна и попытка создания новой пространной и одновременно исполненной духа христианского благочестия редакции Русского Хронографа» 599 . Кто же из числа макарьевских книжников мог осуществить эту работу? Естественно предположить, что это был митрополит Афанасий, составитель и редактор Степенной книги. Уйдя на покой в Чудов монастырь, он продолжал работать в историческом жанре. Создавая новую русскую редакцию Хронографа, он поместил в нее и свой труд о последних днях своего предшественника, митрополита Макария, а затем Житие преподобного Даниила Переяславского, взятое из Степенной книги 600 . Обращает на себя внимание такой интересный факт. Предыдущая редакция Хронографа в 20-х гг. XVI в. была составлена племянником преподобного Иосифа Волоцкого , иноком Досифеем Топорковым, по прозвищу «Осифитие» 601 . Но старца Досифея, как и митрополита Афанасия, следует также отнести к числу макарьевских книжников, так как, будучи в Новгороде, архиепископ Макарий благословил его исправить текст Синайского Патерика 602 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ма­кария. В настоящем случае мы имеем в своем распоряже­нии материал, значительно выступающий из рамок глав­ного источника. Дело в том, что имеются три списка Си­найского Патерика (Собрания гр. Уварова 960, И. Публ. Б-ки за 397 и Соловецкого собрания 465), которые сохранили нам имя одного сотрудника Новгородского Архи­епископа – инока Досифея: «По благословению, читаем здесь, преосв. архиепископа великого Новгорода и Пскова. —169— владыки Макария, аз грешный Досифеос Осифитие преписах» и т. д. При помощи тщательного текстуального анализа книги, в связи с биографическими чертами автора, мы имеем возможность уже определенно взглянуть на поднятый во­прос (в пределах исследуемого памятника, конечно). Тем большее значение приобретает предлагаемый мате­риал, что и нашему сотруднику так же пришлось иметь дело с теми «старыми и иностраньскими пословицами», исправление которых входило в прямую обязанность ре­дактора Миней. Руководящие принципы в том и другом случае едва ли были различны, почему и вскрыть подлинный смысл этих не совсем ясных, но в то же время и важных слов вкладной является для нас вполне воз­можным. Дело, оказывается, не настолько уж безнадежно, как это думал в свое время один из исследователей 882 . Кто такой был Досифей? Вопреки обычаю, исправщик Синайского Патерика (по скромности, или наоборот, благодаря своей известности в современных книжных кружках) не сообщает о себе никаких подробностей, скрываясь за кратким «Осифитие». Взятое само по себе, это последнее прозвание дает основа­ние говорить только о принадлежности носителя к извест­ной монашеской партии XVI в. «Госифлян»; и совершенно напрасно, поэтому, фантазирует Арх. Леонид, принимая «Осифитие» в смысле оказательства иноческого пострижения в Иосифовом (Волоцком) монастыре. Историческая справка с именем Досифея за данный период указывает двух 883 лиц, одинаково трудившихся в области агиографии. Один (бывший Соловецкий игумен) упоминается в качестве автора «Жития Зосимы и Савватия» 884 , с именем другого Досифея (Топоркова, племян —170— ника преп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По своему содержанию, по всему своему духу это чисто иосифлянское сочинение 201 . Обилие агиографии об Иосифе заставляет нас предполагать, что митрополит Макарий намеревался прославить Иосифа Волоцкого на Соборе 1547 г. Это видно и из того, что митрополит поручил иноку Фотию из Иосифова монастыря составить канон Иосифу и благословил петь его келейно «и до празднования соборнаго уложения» 202 . Иосиф Волоцкий преставился 15 сентября 1515 г., но на Соборах 1547 и 1549 гг. он не был прославлен, лишь 20 декабря 1578 г. состоялось местное прославление, то есть в его монастыре по нему больше не служились панихиды, а за богослужением ему молились как святому. Официальная канонизация Иосифа была совершена патриархом Иовом в 1591 г., он благословил составить канон Иосифу и внес его имя в Минею 203 . Восхваление иосифлянской аскезы содержится и в житии упомянутого выше монаха Кассиана Босого († 1542), сурового подвижника, который подвизался в перенесении жестокого холода. Его житие было написано вскоре после кончины Кассиана архимандритом Вассианом 204 . Завершает иосифлянскую агиографию Волоколамский патерик, написанный в 154748 г. монахом Досифеем Топорковым, возможно тоже под руководством митрополита. Патерик содержит 29 рассказов и введение, в котором кратко излагается история создания Волоколамского монастыря. Пять рассказов посвящены Иосифу и содержат его высказывания о монашестве, о монастырской жизни, об основах христианской аскезы, при этом подчеркиваются преимущества киновии перед другими видами монашеского жительства; эти высказывания внесены в патерик как собственные изречения игумена Иосифа. Другие рассказы написаны от лица игумена Пафнутия Боровского или самого Иосифа. Хотя все эти рассказы должны описывать иноческое житие в Волоколамской обители, они на самом деле не оригинальны по своему содержанию, в них заметно влияние древнехристианских патериков, которые были широко распространены и очень популярны в Древней Руси. Через весь патерик красной нитью проходит иосифлянское мировоззрение 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Местное празднование преподобному Пафнутию началось с 1531 г. Митрополит Московский Даниил 2890 с собором епископов благословил петь канон и читать на богослужении житие преподобного Пафнутия, то есть установил местное празднование ему. Собор же 1547 года постановил память преподобного Пафнутия праздновать общецерковно. Святые мощи преподобного почивают в главном монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе, посвященном его имени. Тропарь, глас 4: Жития светлостию просветив твое отечество в молитвах и постех, дарований божественнаго Духа исполнился еси: и во временней сей жизни добре подвизався, милости благоутробия всем скорбящим отверзл еси, и нищим был еси заступник. Тем молим тя отче Пафнутие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас 8: Божиим светолитием просвещен отче, постническое стяжав жительство преподобне, монахом предобрый наставниче, и постником благое украшение: сего ради Господь труды твоя видев, чудес даром обогати тя, источаеши бо исцеления. Мы же радующеся вопием ти: радуйся отче Пафнутие. 2862 Сведения о преп. Пафнутии содержатся: 1) в превосходной записке ученика его Иннокентия о последних днях преподобного, составленной в 1477 или 1478 г., т.е. очень скоро после кончины святого; 2) в древнем житии преп. Пафнутия, написанном другим учеником, родным братом преп. Иосифа Волоколамского, Вассианом Саниным между 1500 и 1515 г. в бытность Вассиана архимандритом Симонова подмосков- ного монастыря (с 1502 по 1506 г.) или архиепископом Ростовским (с 1506 по 1515 г.); 3) в воспоминаниях Досифея Топоркова, племянника преп. Иосифа Волоколамского, инока его обители; 4) в духовной преп. Иосифа Волоколамского и некоторых других грамотах; наконец, 5) в летописях. 2864 В переводе на русский язык это слово значит «давитель». Прямыми обязанностями баскаков были перечисление народа и сбор податей. В действительности же эти татарские чиновники, стоявшие выше русских князей и полководцев, были полными хозяевами Руси. Будучи отправляемы с войском и множеством разных мелких татарских чиновников, они заведовали и внутренними делами покоренной Руси: следили за поведением князей, вникая в их взаимные отношения, разбирая их тяжбы и наблюдая главным образом, за их отношениями к татарскому хану. Они появились на Руси вскоре после взятия Киева, бывшего в 1240 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

406  (Земной рай в юго-западной Руси, – Голубева С Т. Пётр Могила, т. I, стр. 175 fin., 177 примечание). 413  Автор выдаёт за факт событие в Дерпте с крестами; но это мог сделать и Симеон. Красноречие в Слове Симеоново. Если бы не он, то 6 Июня (день подписания акта) поправил бы на 6 Июля, как у составителя записок (следовательно, – не последний) и как в действительности. 414  (О сочинении неизвестного по поводу послания доктора Николая Немчина к архиепископу Ростовскому Вассиану см. статью В. Жмакина „Памятник русской противокатолической полемики XVI в.” в Журнале Министерства Народного Просвещения за 1880г., Октябрь, стр. 319–332). 415  Во введении везде о Зосиме в прошедшем времени, но один раз, – стр. 61, в настоящем (Введение из письма к кому-нибудь?). 420  Казанское издание стр. 184. (Теория преухищрения Богом диавола взята Иосифом у Григория Амиритского, из прения с Ерваном (рукопись Московской Академии фундам. беседа 4; у Миня в Патрологии t. 86, p. 621 sqq). 423  (Характеристика преподобного Иосифа Волоколамского как учёного, у Досифея Топоркова. Кем пользовался Иосиф в Просветителе, указано в статье: „Просветитель прп. Иосифа Волоколамского” в Православном Собеседнике 1859г., III (статья будто бы сильно врёт). О сочинениях по поводу ереси Жидовствующих см. в первой половине этого тома в тексте и в дополнениях). 424  Сам Даниил дал своему собранию трактатов название именно сборника. Он озаглавил его: „Грешнаго и худаго инока Данила, митрополита всеа Русии Съборник (в позднейших рукописях: Соборник), събран от божественных писаний”. 425  Одно преухищрение считает недостаточным и в пользу этого преухищрения приводит новые свидетельства из отцов. 426  Полное название или заглавие сочинения очень обширно и есть следующее: „Истины показание к вопросившим о новом учении и прерочно паки к вопросившим о правом мудровании и о двою заповеди, первой и второй, иже на богописанных скрижалех, и о божественней славе, иже в книзе Бытия и иже в ней о проображении грядущих, и о апостольских глаголех неких и о оправданиих, яже християнство имать, и о человеческом предании, еже писа Василие Кесарии, и о здравей вере и о благочестивей славе, иже в Постных его, и о иных сведениих, иже во християнстве”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Деревня была дана, по обыкновению, со всеми льготами, с освобождением от различных податей, от постоя людей и коней княжеских, от суда Волоцких наместников. Таким образом, с самых первых месяцев явилась новая забота по управлению деревней, где монах – приказчик Иосифа – должен был судить и распоряжаться. Конечно, эта дача была незначительна в сравнении с тем, чем владел Пафнутьев монастырь, чем впоследствии обладал Иосифов; но монастырь только что зачинался. Средства его стали быстро увеличиваться. Через 6 лет по основании обители, на месте деревянной возвышалась уже большая каменная церковь . В 1486 году она была совершенно окончена, расписанная Дионисием и его детьми Владимиром и Феодосием и старцем Паисием, да двумя племянниками Иосифа, Досифеем и Вассианом Топорковыми 72 . Церковь эта, по свидетельству самого Иосифа «с подписью и с иконами и с книгами и с ризами и сосуды боле тысячу рублей стала» 73 . О ценности этой постройки можно судить по тому, что в 1496 году, когда ставили церковь в Кирилло-Белозерском монастыре, было 20 мастеров каменщиков и стеньщиков, а издержали 250 рублей. Стоимость же рубля того времени видна из того, что большая волость Буи-город с деревнями стоила полтораста рублей; двенадцать деревень со всеми угодьями в Звенигородском уезде – 200 рублей; шесть деревень и несколько пустошей с лесом и с пожнями в Волоцком княженьи – 80 рублей; две деревни с пустошью, и с лесом, и с рыбною ловлею в Белозерском уезде – 15 рублей. Наволок, заложенный за 12 рублей, приносил росту четыре стога сена 74 . Лучший большой церковный колокол, при дороговизне меди и новизне литейного дела, стоил 100 рублей; лучший конь в седле 6 рублей, лучший конь княжеский – 10. Сокол для княжьей охоты стоил полтину, пара соколов – рубль 75 . Но за церковью воздвиглась колокольня и другие постройки. Главными жертвователями было семейство князя Волоцкого. Князь Борис Васильевич дал монастырю ещё одно село – Отчищево, а жена его, дочь князя Холмского, Ульяна Михайловна дала село Успенское и при нем двадцать деревень. Перед смертью Борис Васильевич (1494) дал ближнее к монастырю село Покровское.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Указав на источники, послужившие материалом для предпринятого мною труда, считаю нужным упомянуть о новейших писателях, которые разбирали сочинения Иосифа и сообщали сведения как о них, так и о жизни автора, а равно и о его литературных современниках. Карамзин, в своей Истории (т. VI, гл. IV), обозревая литературу времени Uoahha III , говорит о соборе на еретиков «жидовствующих» и излагает историю появления ереси. Он придерживается «Сказания Иосифа о ереси Новгородской». Местами приводит из этого сочинения меткие выражения Иосифа о еретиках, самого Иосифа называет историком, может быть, не совсем беспристрастным, но смелым, неустрашимым противником ереси (там же, стр. 200) и тут же говорит об обличительном послании Иосифа к Нифонту, епископу Суздальскому. Кроме этих двух памятников Карамзин упоминает о послании Иосифа к Митрофану, духовнику великого князя, откуда (в примечании 320) приводит замечательное место – слова, сказанные великим князем Иосифу о еретиках. Карамзин пользовался книгою Иосифа о ереси по списку синодальному, а «Сказанием» по напечатанному в Древней Российской Вивлиофике, m. XII. Другие литературные памятники, современные Иосифу, известны были историографу по напечатанным в Древней Росс. Вивлиофике. В указанном выше примечании он приводит замечательное место из послания Геннадия к Зосиме (о Курицыне, как о покровителе еретиков); в примечании 324 приводит отрывки из послания митрополита Геронтия к Геннадию. Митрополит Евгений в «Словаре писателей духовного чина» (2-е изд., М. 1827 г.) излагает вкратце главные события в жизни Иосифа. В своём сочинении он перечисляет Просветителя, Устав или духовную грамоту и два наиболее важных послания (к Митрофану, Андрониковскому архимандриту и к Нифонту, епископу Суздальскому); сверх того, приводит надпись на триоди, переписанной Иосифом и говорит о житии его, составленном Саввой Черным и о надгробном слове Досифея Топоркова. Митрополит Евгений удивляется памяти Иосифа и его «начетливости». Говоря о деятельности Геннадия, автор Словаря упоминает о писанной им Пасхалии, но не объясняет, к кому писал этот архиепископ свои грамоты и какое их содержание. По поводу соучастия в ереси бояр великого князя, митрополит Евгений приводит любопытное выражение о них довольно близкого к ним по времени писателя, инока Зиновия Отенского . – В статье «Серапион, архиепископ Новгородский» автор Словаря говорит о послании, написанным Серапионом к митрополиту Симону, по поводу распри с Иосифом, и указывает, что это послание находится между рукописями библиотек Иосифова Волоколамского монастыря и Новгородского Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Взгляды иосифлян на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники - сепаратисты старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о " нестяжании " - отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из " Устава " святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий " твое-мое " был положен в его основу. Шли годы. Процветала созданная трудами и подвигами преподобного Иосифа обитель, а сам ее основатель, старея, готовился к переходу в вечную жизнь. Перед кончиной он приобщился Святых Таин, затем созвал всю братию и, преподав ей мир и благословение, блаженно почел на 76-м году жизни 9 сентября 1515 года. Надгробное слово преподобному Иосифу было составлено племянником и учеником его иноком Досифеем Топорковым. Первое " Житие " святого аввы написано в 40-х годах XVI столетия пострижеником преподобного, епископом Крутицким Саввой Черным, по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария († 1563). Оно вошло в составленные Макарием " Великие Минеи-Четьи " . Другая редакция " Жития " принадлежит перу обрусевшего болгарского писателя Льва Филолога при участии инока Зиновия Отенского († 1568). Местное празднование преподобному было установлено в Иосифо-Волоколамском монастыре в декабре 1578 года, к столетию основания обители. 1 июня 1591 года при патриархе Иове установлено общецерковное празднование его памяти. Святитель Иов, ученик волоколамского постриженика святого Германа Казанского был великим почитателем преподобного Иосифа, автором службы ему, внесенной в Минеи. Учеником святителей Германа и Варсонофия был также сподвижник и преемник патриарха Иова священномученик патриарх Ермоген († 1612, память 17 февраля) духовный вождь русских людей в борьбе за освобождение от польского нашествия.

http://patriarchia.ru/db/text/913172.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010