В XVIII в. прп. Паисий (Величковский) сделал список с киевского издания Поучений ( Паисий (Величковский), прп. Автобиография, жизнеописание и избр. творения по рукоп. источникам XVIII-XIX вв./Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун. М., 2004. С. 187). По мнению К. Ханника ( Hannick. 1981. S. 262) и А. Э. Тахиаоса ( Ταχιος Α. Ο Πασιος Βελιτσκφσκι (1722-1794) κα σκητικοφιλολογικ σχολ του. Θεσσαλινκη, 1964. 19842. Σ. 85), прп. Паисий включил Поучения Д. Г. в одну из редакций слав. Добротолюбия. Известны 7 списков Поучений Д. Г. (2-й пол. XVIII в.) б-ки Нямецкого мон-ря; почерки 2 из них напоминают письмо Паисия ( Яцимирский А. И. Славянские и русские рукописи румынских б-к. СПб., 1905. С. 560. (СбОРЯС; 79)). За неск. лет до издания 1628 г. в Киеве был подготовлен к печати еще один список Поучений Д. Г., представленный в рукописи ГИМ. Син. 719 ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 219-225, 147), во всем тождественный предшествующей рукописной традиции и сопровождаемый прологом Захарии (Копыстенского) , архим. Киево-Печерской лавры (1624-1627). Однако это издание не состоялось. III. Русские. Из 3 рус. переводов Поучений Д. Г.- Ф. Орлова (М., 1701), Д. С. Вершинского (ХЧ. 1826-1830) и иером. Климента (Зедергольма) (М., 1856) - наиболее удачным является последний перевод, сделанный и подготовленный к изданию в Оптиной пуст. наряду с творениями преподобных Иоанна Лествичника, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и др. подвижников. Согласно записи, сохранившейся на полях оптинской рукописи с рус. переводом сочинений Д. Г., в подготовке ее издания принимали участие оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) и Амвросий (Гренков) : «Рукопись сия составлена в Козельской Оптиной пустыни. Переведена книга прп. Аввы Дорофея с греческого народного языка на российский в 1855 году Московского ун-та студентом Константином Карловичем Зедергольмом в Москве и в том же году в Оптиной пустыне перевод сей сличен со славянским переводом древним и исправлен… монахами Иувеналием Половцевым и Львом Кавелиным, а каталог составлен иеромонахами Макарием и Амвросием» ( Бушуев С. В. Иеромонах Климент (Зедергольм) и изд-во Оптиной Пустыни//Мат-лы 8-й междунар. науч. конф. (Москва 24-25 апр. 2003 г.). М., 2003. С. 135-156). Перевод, сделанный в Оптиной пуст. и сверенный по слав. печатному изданию, неоднократно переиздавался как в самой Оптиной пуст, так и в др. местах. Хотя творения Д. Г. не были включены ни в греч., ни в слав. Добротолюбие, свт. Феофан Затворник поместил в рус. Добротолюбие оптинский перевод Поучений Д. Г., разбив текст на 111 глав, подобно аскетическим сотницам, внеся ряд пояснений и устранив архаизмы (Добротолюбие. Т. 2. С. 601-642).

http://pravenc.ru/text/180299.html

(CPG, N 7355). В нек-рых рукописях наряду с сочинениями, бесспорно принадлежащими Д. Г., помещаются тексты, авторство к-рых вызывает сомнения. Так, в Paris. gr. 1093 (XV в.) содержится пространное поучение, начинающееся со слов «Велик труд» (Πολς πνος), а в Escorial. 21-R. II. 1 (XII в.) - произведение, имеющее надписание «Слово… к старшим и совершенным» (Λγος... ες ρχαους κα τελεους). 2 неизвестных по др. рукописям Поучения Д. Г. сохранилось в ГИМ. Син. греч. 428; в ГИМ. Син. греч. 363 под его именем помещены «Главы» прп. Зосимы. В рукописях Crypt. Β. α. XX (965) и Cassin. 431 (XI в.) к 19-му поучению добавлен текст, принадлежащий свт. Иоанну Златоусту . 2 афонские рукописи (Ath. Vatop. 1, 3) приписывают Д. Г. нек-рые произведения из традиции свт. Иоанна Златоуста. Неск. неизвестных по др. рукописям изречений Д. Г. имеется в Paris. Coisl. 260 (XI в.) ( Regnault, de Préville . 1963. P. 32-33). Приложения В начале основного аскетического корпуса Д. Г. в рукописной традиции часто помещаются 2 древних приложения. 1-е имеет заглавие «О двух Дорофеях и двух Варсонофиях» (Anonymi praefatio//PG. 88. Col. 1612-1613; CPG, N 7358) и принадлежит одному из учеников прп. Феодора Студита. 2-е - «Послание к брату» (Epistula ad fratrem de Dorothei vita et scriptis//PG. 88. Col. 1613-1617 - в этом издании отсутствуют § 5-7 послания; CPG, N 7359; BHGn, N 21162) - произведение неизвестного монаха, жившего не позднее VIII в. и собиравшего труды Д. Г. В этом вступительном послании, адресованном некоему почитателю Д. Г., именуемому «братом», кратко повествуется о жизни преподобного. Из содержания послания можно заключить, что монах-собиратель не входил в число монастырской братии (место подвигов к-рой после 634 г. неизвестно), ему были доступны лишь нек-рые творения Д. Г., собранные из разных мест (σπορδην) благочестивыми почитателями святого (Послание к брату. С. 17/Ep. ad fratrem 4). В рус. переводе 1-е вступление, более краткое, было опущено, возможно как утратившее полемическую актуальность, и заменено «Кратким сказанием о преподобном Дорофее», составленным, по всей вероятности, иером. Климентом (Зедергольмом). Русский перевод вступительного послания приводится без всяких сокращений. Свт. Феофан Затворник написал краткую заметку о прп. Дорофее во 2-м т. рус. Добротолюбия (C. 599-600). Рукописная традиция

http://pravenc.ru/text/180299.html

нравственные уроки, преподанные Христом в Нагорной проповеди (Поуч. 1. С. 38-39/Doct. 1. 6). Следуя традиции Евагрия и прп. Марка Пустынника, Д. Г. подчеркивает, что соблюдающий заповеди продолжает и завершает дело духовного совершенствования, начало к-рому было положено в Крещении (Поуч. 1. С. 39/Doct. 1. 7; ср.: Marc. Erem. De lege spir. 28-31//PG. 65. Col. 909). В отличие от ветхозаветного Закона, только запрещавшего грех, и даже от самого Крещения, «истребляющего всякий грех», заповеди Господни помогают преодолеть страсти, лежащие в основе и в корне греха (Поуч. 1. С. 38-39; 3. C. 65/Doct. 1. 6; 3. 40). Противопоставление страстей, побуждающих ко греху, и самих грехов как действий страстей (Поуч. 1. С. 38/Doct. 1. 5) имеет принципиальное значение для правильной ориентации в духовной жизни. Подобно тому как гордость и следование своей воле стали причиной падения Адама и всех грешников, кротость, смирение и послушание, примером совершенного исполнения к-рых был Христос, являются важнейшими средствами исцеления (Поуч. 1. С. 40/Doct. 1. 7). «Без смирения нельзя повиноваться заповедям» (Поуч. 1. С. 43/Doct. 1. 10). Страсти и борьба с ними Аскетическую жизнь Д. Г. описывает как борьбу с главным врагом и противником христиан - диаволом (Поуч. 2. С. 55/Doct. 2. 27) и с собственными страстями. Памятуя слова прп. Иоанна, что «страсти, как сказано, суть демоны» (Отв. 301/Ep. 311), Д. Г. чаще пишет о самих страстях или «страстных помыслах», искушающих подвижника (Поуч. 4. С. 78; 11. С. 145/Doct. 4. 54; 11. 120). При этом и соучастие человека в совершении греха, и преодоление им греха мыслятся Д. Г. как синергия с демонами или с ангелами: «Ибо кто вредит душе, тот содействует и помогает демонам, а кто приносит ей пользу, тот помогает святым ангелам» (Поуч. 6. С. 100/Doct. 6. 75). Смерть Христа победила диавола, бесы лишились власти над людьми и могут вернуть ее себе только в той мере, в какой они предаются собственным страстям (Поуч. 1. С. 38/Doct. 1. 5) и собственной воле (Поуч.

http://pravenc.ru/text/180299.html

Аскетика Д. Г. символически сосредоточена на величайшем христ. празднике - Пасхе, как видно из его пасхальных гомилий: духовная жизнь и соблюдение заповедей есть «пасха», переход от греха к добродетели (Поуч. 20. С. 205/Doct. 16. 166), от скорбных и очищающих дней поста к исполненной радости Пятидесятнице, к-рая, «как говорят отцы, есть покой и воскресение души» (Поуч. 15. С. 185/Doct. 15. 160). Влияние Д. Г. Аскетические творения Д. Г. оказали важное влияние на последующую христ. письменность. Прп. Иоанн Лествичник мог быть знаком с творениями Д. Г., хотя прямо и не цитировал их. В то же время сходство терминологии, используемой этими авторами, могло возникнуть благодаря общей аскетической традиции, на к-рую они опирались. Творения Д. Г. были знакомы автору схолий к Лествице, к-рый неск. раз прямо ссылается на Д. Г. (PG. 88. Col. 648=Doct. 13. 142; PG. 88. Col. 660=Doct. 1. 20; PG. 88. Col. 760=Doct. 4. 50). В вопросоответах, приписываемых прп. Анастасию Синаиту и сохранившихся в Ватиканской рукописи XIII в. (Vat. Vindob. Ross. 10), встречается ок. 10 вставок-цитат из Поучений Д. Г. Несмотря на то что определить точное происхождение вставок - сделаны ли они составителем вопросоответов или последующим редактором - не представляется возможным, данное цитирование имеет особое значение в связи с историей отношений между синайскими и газскими монахами. Скорее всего с начала VIII в. творения Д. Г. стали известны монахам-синаитам. В IX в. они были переведены на араб. язык в мон-ре вмц. Екатерины. В К-поле сочинения Д. Г. стали известны благодаря прп. Феодору Студиту, к-рый не только защищал Д. Г. от обвинения в приверженности к монофизитству, но и много раз цитировал его поучения в огласительных словах, позаимствовав у Д. Г. значительную часть своей аскетической терминологии ( Theod. Stud. Сатесн. magn. 1. 33, 43, 61; 3. 40; Idem. Сатесн. parv. 78. 547; 117. 869). После победы иконопочитания и возрождения монашеских традиций в старых и новых монашеских центрах корпус сочинений Д. Г. стал также хорошо известен на Афоне (Великая Лавра, Ивирон) и за его пределами.

http://pravenc.ru/text/180299.html

II. Славянские. Известны 2 перевода на слав. язык сочинений Д. Г. 1-й был выполнен, возможно, на Руси не позднее XIII в., 2-й - в XIV в. в Болгарии (вероятно, в рамках тырновской переводческой школы). 1. Перевод Поучений Д. Г., выполненный на Руси, представлен в 2 списках: ГИМ. Чуд. 164 (XIV в.; см. также: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 224) и Hamilton 381 (XIII-XIV вв.) Берлинской гос. б-ки ( Христова. 2001. С. 47-50). Перевод не имел особенного распространения и, по всей видимости, в XIV в. был вытеснен среднеболг. переводом. 2. Южнослав. (среднеболг.) перевод представлен в многочисленных болг., серб. и рус. списках XIV-XIX вв. Порядок расположения сочинений Д. Г. в этих списках тождествен порядку в рукописи Coisl. 260 (XI в.), принадлежащей к «студийской» группе греч. рукописной традиции и содержащей все известные к наст. времени послания Д. Г. (SC. 92. P. 100; за исключением пролога «О двух Дорофеях и двух Варсонофиях»): «Послание к брату», Житие прп. Досифея, Поучения 1-15, 22, 23, 16, 17, 18, 19, 20, Послания 1-8 (нумерация по изд. Ж. П. Миня.- Авт.). В 2 старших списках южнослав. перевода: болг. РНБ. Погод. 1054 (сер. XIV в.) и серб. сборнике Рильского мон-ря НМРМ. 3/11, т. н. Феодосиевой Лествице (1364),- Поучения Д. Г. следуют за «Лествицей» прп. Иоанна Лествичника . Древнейшим списком, содержащим полный корпус сочинений Д. Г. отдельно от «Лествицы», является рукопись, хранящаяся в Бодлианской б-ке в Оксфорде (Bodl. Crom. 4; 2-я пол. XIV в.). Оксфордской рукописи тождественны 2 серб. списка: Пловдивская Народная б-ка. 103 (XIV в.; содержит следы болг. правописания) и РГБ. Сев. 37 (1468) (XV в.; без начала). Все 3 рукописи содержат вслед за Поучениями Д. Г. еще 3 кратких текста. Совпадения в орфографии между оксфордской рукописью и пловдивским списком позволяют предположить либо происхождение этих рукописей от одного болг. протографа, либо прямую зависимость пловдивской рукописи от оксфордской ( Христова. 2001. С. 45). К старшим спискам следует также отнести сохранившийся не полностью, разделенный кодекс (3-я четв. XIV в.), написанный известным хиландарским книгописцем сер.- 3-й четв. XIV в. «таха монахом» Марком: одна часть кодекса находится в Твери (ТГОМ. Инв. 3062), другая - в Софии (Дуйчев. Cod. D. Slavo 16) ( Турилов. 2004-2005. С. 132-133; время и обстоятельства разделения неизвестны).

http://pravenc.ru/text/180299.html

Сочинения Д. Г. сохранились в многочисленных рукописях на греч., араб., древнегруз. и слав. языках. Известно не менее 200 греч. рукописей IX-XX вв., содержащих его творения. По составу и порядку расположения отдельных текстов эти рукописи разделяются на 2 группы - «студийскую» и «итало-греческую». Рукописи 1-й, наиболее многочисленной, группы происходят из к-польского Студийского мон-ря. Для них характерно наличие небольшого пролога и Поучений 22 и 23 (нумерация по изд. Ж. П. Миня.- Авт.), а также то, что Поучения 14 и 15 в них следуют одно за другим. В древнейшей рукописи этой группы (Paris. gr. 1089; датируется 990) сочинения Д. Г. расположены в следующем порядке: Поучения 1-15, 19, 20, пролог, Житие прп. Досифея, Поучения 22, 23, 16, 17. От нее зависят рукописи Coisl. 123, Bodl. Crom. 14 и 25, Bodl. Laud. 84, Vat. Palat. 69. К этой группе относится также Coisl. 260, содержащая все известные к наст. времени письма Д. Г. Рукописи 2-й группы в целом более древние, чем «студийские». Они содержат меньшее число Поучений Д. Г., к-рые в 4 наиболее полных рукописях (Crypt. Β α XX, Cassin. 431, ГИМ. Син. греч. 124, Paris. gr. 1093) расположены в следующей последовательности: 1-14, 18, 16, 17, 15, 19 и 20. Прототипом этой группы является рукопись Sinait. 416 (IX-X вв.), поврежденная во мн. местах и содержащая лакуны. Рукопись Crypt. Β α XX (965) является автографом мон. Нила, основателя мон-ря Гроттаферрата . Наряду с греческими имеются араб. и груз. рукописные традиции. Из 25 араб. рукописей, большинство из к-рых хранятся в б-ках Иерусалима, Ватикана и мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Graf. 1944. P. 405-406), особого внимания заслуживает Sinait. ar. 329 (IX-X вв.); по-видимому, она древнее всех известных греч. рукописей, содержащих сочинения Д. Г. Остальные араб. рукописи датируются XVIII-XIX вв. Груз. рукописная традиция представлена 8 манускриптами, хранящимися в библиотеках Афона (Ath. Iver. georg. 40, 41), Синая (Sinait. iber. 35, 85) и Тбилиси (Кекел. А 57, 116, 126, 146). Содержащийся в них перевод сочинений Д. Г. на древнегруз. язык был выполнен прп. Евфимием Святогорцем († 1028). Издания

http://pravenc.ru/text/180299.html

Феодор Студит. Послания ­­ Theodori Studitae Epistulae. Hrsg. von G.Fagouros. T.l-2. SB 311–2. Berlin – New York, 1992. Феодор Студит. Похвала преп. Платону ­­ Laudatio s. Platonis haegumeni. PG 99, 803–850. Феодор Студит. Ямбы ­­ Theodoros Studites. Jamben. Hrsg. von P.Speck. SB 1. Berlin, 1968. Феодорит Кирский . Вопросы на Восьмикнижие ­­ Quaes-tiones in Octateuchum. PG 80, 76–528. Феофил Антиохийский . К Автолику ­­ Theophile d " Antioche. Trois livres a Autolycus. Ed. G.Bardy, J.Sender. SC 20. 1948. Филофей Синайский. Главы ­­ Νηπτικ κεφλαια τεσσαρ– κοντα. Φιλοκαλα 2. Σελ.274–286. Фотий. Амфилохии ­­ Phot us. Epistulae et Amphilochia. Voll.IV-VI. Bibliotheca Teubneriana. Leipzig. 1986–1987. Фотий. Послания ­­ Photius. Epistulae et Amphilochia. Voll.I-III. Leipzig, 1983–1985. Агиографические, исторические и канонические источники Апостольские постановления ­­ Didascalia et constitutiones apostolorum. Hrsg. von F.X.Funk. Vol.!. Paderborn, 1906. Евсевий Кесарийский . Церковная история ­­ Eusebius Werke II, 1–2: Die Kirchengeschichte. GCS 91 – 92. Hrsg. von E.Schwartz. 1903–1908. Житие преп. Антония ( Афанасий Александрийский ) ­­ Athanase d " Alexandrie. La vie de saint Antoine. Ed. G.J.M.Barterlink. SC 400. 1994. Житие преп. Досифея ( Дорофей Газский ) ­­ Dorothee de Gaza. La vie de saint Dosithee. Ed. P.M.Brun. ОС 26. 1932. P.87–123. Житие преп. Марии Египетской ( Софроний Иерусалим ­ ский ) ­­ Vita Mariae Egyptiae. PG 873, 3697–3726. Житие преп. Феодора Студита ( монах Михаил ) ­­ Vita et conversatio sancti patris nostri... Theodori prepositi Studitorum. PG 99, 113–232; 233–328. Житие св. Андрея Юродивого ­­ Vita Andreae Sali. PG 111, 621–888. Житие св. Никифора Милетского ­­ Vita sancti Nicephori Miletii. Ed. H.Delehaye. Anallecta Bollandiana 14. 1895. Житие св. Николая Студита ­­ Vita Nicolai Studitae. PG 105, 863–926. Житие св. Пелагии ­­ Vita sancti Pelagiae. PL 73, 663–672. Житие св. Симеона Эмесского (Леонтий Неапольский) – Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Fou et Vie de Jean de Chypre. Ed. A.J.Festugiere, L.Ryden. Paris, 1974. P.55–104.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Автобиографический жанр не является распространенным в ранней святоотеческой литературе, но многие самые авторитетные духовные писатели (прп.  Иоанн Лествичник , авва Дорофей Газский) включали элементы биографического описания в свои книги. Побуждения прп.  Симеона Нового Богослова к описанию своего духовного опыта имеют сходство с теми, о которых говорил и архим. Софроний. Так, например, прп.  Симеон Новый Богослов пишет: «Вот что нашел я в Божественных Писаниях и чему научился в них, и теперь для убеждения и вас в том же не отложил написать то по любви моей к вам! Я все изложил вам, не скрыл таланта, не позавидовал спасению вашему. Я исполнил долг мой в отношении к вам» 244–245]. прп. Симеон ярко обличал тех, которые не верят в возможность обожения в «наше время», указывая, что скепсис в отношении современных святых имеет скрытой причиной вообще неверие и самомнение. Мало того, по мысли прп. Симеона, тот, кто не желает в смирении «соединиться» (почтить с любовью) с последними по времени святыми, тот не может соединиться и с древними, поскольку все святые связаны особым незримым преемством. Одной из самых важных идей, вдохновлявшей все творчество прп. Симеона, было то, что «Сын Божий для того сделался сыном человеческим, чтобы нас, человеков, соделать сынами Божиими» 547]. Пафос этой возвышенной идеи божественного предназначения человека свойственен и архим. Софронию, что роднит его с прп. Симеоном Новым Богословом. Указанную тенденцию можно обозначить как святоотеческую антропологию обожения, в отличие от более распространенной антропологической традиции, описывающей падшее состояние человека, его страсти и способы борьбы с ними. Вместе с тем, по слову прп.  Исаака Сирина , если подвижник будет размышлять только о падении и страстях, то его духовный опыт будет недостаточен: «… он только сосредоточен на страстях и упражняет ум свой. Но если он размышляет о Боге и изумляется свойствам Его и исследует одного лишь Бога, он просветляется… Ни красота служения, ни знание состязаний и борений, ни мысленное противостояние страстям не составляет цели надежды, которая нам проповедана… Как можем мы умудриться и ощутить это, если мы только в противостоянии и противоборстве страстным помыслам, в спорах с ними и постоянной заботе о них пребываем ночью и днем?» 305].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Определить, от кого явился тот или иной греховный прилог, от лукавого духа или от самого человека, бывает затруднительно даже и для опытных подвижников. Но здесь главное — успешно нейтрализовать сам прилог (подробнее о диавольских кознях см.:  Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни? ). Цитаты о бесовских кознях «Диавол искушает человека не настолько, насколько желает, а настолько, насколько ему попускает Бог; поэтому, попустив недолгое искушение, Он запрещает ему продолжать его ввиду нашей слабости». свт. Иоанн Златоуст «Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не столько неискусен в делании зла, чтобы стал внушать ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: иди, сотвори блуд, или пойди, укради; ибо он знает, что мы этого не хотим, а он не считает нужным внушать нам то, чего мы не хотим, но находит в нас одно пожелание или одно самооправдание, и тем под видом доброго вредит нам». прп. Дорофей Газский «Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким». прп. Иоанн Лествичник «Христианин, который часто присутствует при [евхаристической] Жертве и причащается этого Таинства, тем самым освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа». Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной «Что мы страдаем от собственного нерадения, это очевидно показывает опыт. Если бы мы немного захотели воспрянуть духом, мы отрясли бы, как прах, все его (дьявола) козни; так, когда падаем (в грех), не от насилия его (дьявола) терпим это, а от собственной беспечности. Он одолевает нас не силой и принуждением, а только обольщением. А в нашей власти – не увлекаться обольщением, если хотим только немного бодрствовать и трезвиться, не потому однако, чтобы мы сами по себе имели такую силу, но потому, что в таком случае мы удостаиваемся и помощи свыше. Когда мы со своей стороны покажем старание, тогда и от Господа все последует. Будем же, прошу, трезвиться, и, зная ухищрения лукавого, будем постоянно бодрствовать и молить Бога, чтобы Он подал нам Свою помощь в борьбе с дьяволом. Таким образом мы сделаемся неодолимы, и избежим его ухищрений, и будем пользоваться помощию Божиею».

http://azbyka.ru/kozni-besovskie

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дорофей Газский, преподобный (ум. в 6 в.) – род. в Антиохии, получил хорошее образование. Он начал свой иноческий подвиг в киновии, основанной Серидом на пути из Аскалона в Газу. Духовным руководителем обители был Варснофий (там же подвизался и Иоанн Пророк). Именно авве Дорофею мы обязаны составлению «Вопросоответами» Варсонофия и Иоанна (кстати, и сохранению наставлений св. Зосимы Финикийского). Постепенно вокруг аввы Дорофея начал образовываться круг учеников, ради которых он основал монастырь. Авва Дорофей один из самых авторитетных духовных наставников Православия. «Наставления» аввы Дорофея ценны как некий итог предшествующей аскетической традиции. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/dor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010