Впоследствии из роскошного дома генерала Дурново была устроена богадельня, а образ Спаса так и остался на стене в той комнате, которая потом отошла под церковь. Длинная гирлянда лампад горит пред громадным черным ликом, живопись которого можно еле разобрать после бывшего тут пожара. И в этой тихой церкви полно воспоминаний о таинственном мальчике, излившем свою новую и пламенную веру в создании этого лика и отлетевшего к Отцу света. Вокруг этой местности расположено много учебных заведений, мужских и женских. И ежедневно гурьба детей, отправляясь учиться, заходит к чудотворному образу, нарисованному около века назад непорочным чужеземным ребенком. Для верующего несомненно, что иконы являются часто теми орудиями, которыми Божество и небожители как бы беседуют с людьми. Лица, склонные к духовной жизни, несомненно наблюдали не раз, что какими-то непостижимыми путями люди иногда получают неожиданно те иконы, которых жаждут или которые, по некоторым обстоятельствам, им следует иметь. Некоторые почитатели великого старца Серафима Саровского, с нетерпением ожидавшие его церковного прославления, передают, что не раз им совершенно неожиданно доставались старинные изображения старца, именно такие, о которых они мечтали. В одной православной семье молодой человек, читавший превосходную книгу графа М. В. Толстого «Рассказы из истории Русской Церкви», находился под сильным впечатлением повести о явлении Феодоровской иконы и особенно желал иметь ее, так как родные его были костромские помещики. У этого молодого человека с раннего детства была небольшая икона в золоченом окладе, с которою он никогда не расставался и которую он считал за Владимирскую. В те самые дни, когда более года длившееся желание иметь у себя Феодоровскую икону не давало ему уже покоя, эта его любимая икона упала, причем от нее отделился оклад, и на доске он прочел ясно: «икона Божией Матери Феодоровская». Так как эта семья хоронилась в Москве в Донском монастыре, то сестра этого молодого человека захотела иметь Донскую икону. И что же, как-то осенью по возвращении из летнего отсутствия, чистя иконы, она заметила на иконе, висевшей в ее комнате, которую она считала за Смоленскую, не замеченную ее доселе надпись на краю: «икона Донская».

http://pravoslavie.ru/2261.html

Память основательницы Дома ветеранов сцены Марии Савиной молитвенно почтили в день 100-летия ее кончины сентября 2015 Память основательницы Дома ветеранов сцены Марии Савиной молитвенно почтили в день 100-летия ее кончины, 21 сентября.  Божественная литургия была совершена в домовом храме святителя Николая Чудотворца . Ее возглавил настоятель храма протоиерей Богдан Жук в сослужении клира.  За богослужением пел Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга под управлением Игоря Грибкова. В храме молились ветераны сцены, прихожане храма и известные актеры. В проповеди отец Богдан напомнил о дивном и чудесном Рождестве Божией Матери, Ее малолетстве и жизни в храме. Он отметил, что для ветеранов сцены этот праздник особенный: в этот день отмечается 100-летие кончины его основательницы. " Сто лет прошло, а мы помним ее и ее дела. В сегодняшнем евангельском чтении сказано, что блаженны слушающие Слово Божие и поступающие по этому Слову. Мария Гавриловна была христианкой, слышала слово Божие, хранила его в сердце и совершала дела по Слову Божию. Она думала о состарившихся служителях сцены, которым нужна была поддержка. И основала дом для таких людей. Это доброе дело милосердия является великим Божиим деланием. В этом доме она воздвигла храм, потому что без храма нет жизни вечной, нет духовности. Храм приносил прихожанам радость и вдохновение от открытия и до 30-х годов прошлого века, когда был закрыт. Сама Мария Гавриловна молилась в этом храме, когда проводила здесь последние годы жизни " . Житель дома Андрей Бобыльков преподнес в дар храму Донскую икону Божией Матери, которая была привезена из Свято-Алексиевской пустыни. Затем верующие проследовали на могилу основательницы дома и возложили цветы. Была отслужена заупокойная лития. Одна из обитательниц дома - заслуженная артистка Удмуртской Республики Ольга Львова-Краева прочитала свое стихотворение, посвященное Марии Савиной. Народный артист России Евгений Стеблов отметил, что часто светские журналисты задают провокационный вопрос: не греховно ли занятие актерством? На этот вопрос хорошо ответил Патриарх Кирилл: если актеры дарят зрителям любовь и в ответ получают от них любовь, это не может быть греховным, наоборот, это благое дело. " Мария Гавриловна - это пример такого служения. Ей самой ничего не надо было, но она болела душой за общее дело и, будучи вторым руководителем Театрального общества, вывела его на высокий уровень, в результате оно получило покровительство Императорского Дома. Покровительство властей, помимо благотворительности, важный аспект. То, что Дом ветеранов сцены находится под патронажем правительства нашей страны, свидетельствует о том, как важны для России театр и люди театра " , - сказал актер.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Это бегство сразу приписали чудодейственной помощи Пресвятой Богородицы, явленной через Донскую икону. В благодарность за Ее милость и заступничество в 1592 г. на том месте, где находилась в стане икона, был основан Донской монастырь, а в нем помещен список с сей чудотворной иконы. Его основание определялось и стратегической потребностью, дабы перекрыть свободное пространство между Даниловым и Новодевичьим монастырями на подступах к Москве, завершив им создание южного оборонительного пояса столицы. Донская икона еще не раз сопутствовала русскому воинству. Так было в походе против татар в 1646 г., против поляков в 1654 г. и против турок в 1677 г. Основание монастыря было положено строительством храма в 1592–1593 гг. во имя Донской иконы Божией Матери, возведенного на месте нахождения иконы в стане русских войск. Он построен предположительно архитектором Федором Конем, в типичном стиле годуновской эпохи. Росписи храма осуществлял итальянец А. Клаудио, резной иконостас – русские мастера. Сохранились сведения, что в иконостасе находилось портретное изображение Годунова, свидетельствующее, что ктитором храма являлся не царь Федор Иоаннович, а Борис Годунов. Во времена Федора Алексеевича монастырь становится одним из мест богомолья царской фамилии, и при нем начинается (1676–1679 гг.) большое строительство. К самому храму пристраивается трапезная, колокольня и два придела, а росписи поновляются русскими изографами Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым. Устанавливается и новый иконостас. Строительство велось почти 10 лет, и, по преданию, оно продолжилось благодаря пожеланиям царевны Екатерины Алексеевны, сестры Петра I, и ее тетки Ирины Михайловны. В 1684 г. началось возведение нового собора, окончательная отделка которого продолжалась также много лет. Это было во многом связано и с тем, что новый царь Петр I запретил возведение церковных зданий за счет государственных средств, поэтому все работы осуществлялись за счет жертвователей. Пятиглавый собор бьш поставлен на высокий подклет и окружен двухъярусной галереей. Возведенный из красного кирпича в стиле нарышкинского барокко, он сразу стал хорошо заметной доминантой в окружающем пространстве. Семиярусный иконостас был изготовлен в посольском приказе и расписан итальянцем Антонио Клаудио. Под алтарем собора в 1711 г. на средства имеретинского царя-поэта Арчила Вахтанговича была устроена церковь Сретения Господня, где он будет позднее упокоен сам со своими сыновьями. К концу века подклет собора станет усыпальницей для многих других грузинских политических и культурных деятелей. А на средства царицы Дарьи Арчиловны в 1724 г. собор будет вымощен железными плитами. В 1686 г. приступили к возведению каменной ограды, которую закончили в 1692 г. на средства вдовы думного дьяка Я. Кириллова. В 1713 г. на средства царицы Прасковьи Федоровны и царевны Екатерины Иоанновны возвели церковь Тихвинской иконы Божией Матери над северными въездными воротами.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан. В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход. 7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья. Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря. Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах. Тропарь, глас 4 Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

http://pravoslavie.ru/1920.html

Взятие Казани еще более возвеличило Донскую икону Божией Матери. Ее перенесли в Москву, в кремлевский Благовещенский собор, и отныне цари, собираясь в поход против супостатов или готовясь отразить их натиск, возносили свои молитвы именно перед .нею. Так поступил в 1591 году и сын Ивана Грозного, благочестивый царь Феодор. Основывая Донской монастырь в честь победы над Казы-Гиреем, Феодор Иоаннович повелел написать для него точный список с Донской иконы — «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския». Сто лет этот список находился в Малом соборе обители, потом его перенесли в новопостроенный Большой собор. В 1695 году изографы Иродион Спиридонов и Иван Иванов создали икону «Корень Иессеев», в среднике которой и поместили Донской образ Божией Матери. Мощи святителя Тихона, патриарха Всероссийского [ править править код ] Патриарх Всероссийский Тихон Святитель Тихон родился в тихом погосте Клин Торопецкого уезда. Псковской губернии. Малой родины своей Патриарх, должно быть, не запомнил: в 1869 году, когда ему минуло четыре года, семья переехала в уездный Торопец. Здесь и прошло его детство. Здесь он учился в духовном училище, сюда приезжал на каникулы из Псковской семинарии. Четверо детей было у священника торопецкой Спасо-Преображенской церкви Иоанна Беллавина и его матушки Анны — Павел, Иван, Василий и Михаил. Жили скромно, много трудились, не чуждались, как и большинство провинциальных священнических семей, крестьянских работ. Однажды, утомившись, отец Иоанн заснул на сеновале. Когда проснулся, рассказал, что покойница мать явилась ему и говор ила о судьбе его детей. Указав на Василия, она произнесла: «А этот будет великим». Потом, уже в семинарии, к нему приклеилось: «архиерей». А в Санкт- Петербургской духовной академии, куда Василия Беллавина отправили продолжать образование как лучшего ученика, — его называли Патриархом. Хотя вообгще-то прозвища здесь были не в чести. Вскоре после пострига и рукоположения во иеромонаха отцу Тихону при-шлось расстаться со своей alma mater: его направили инспектором в Холмскую духовную семинарию. А на 33-м году жизни он — уже епископ Люблинский, викарий Варшавской епархии. Впереди епископа Тихона ждала одна из самых далеких и «экзотических» епархий Русской Православной Церкви, за океаном.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

Уроки кончились Еще один музей, с которым сотрудничает Донской монастырь, - Третьяковская галерея. Оттуда вот уже на протяжении пятнадцати лет раз в год для Патриаршего богослужения передают чудотворную Донскую икону Божией Матери. Для ее перевозки на «Московском заводе полиметаллов» был сделан специальный киот. - Во время пребывания иконы в монастыре за температурно-влажностным режимом круглосуточно следят специалисты завода и галереи, - рассказывает владыка Кирилл. - Мы же, со своей стороны, обеспечиваем москвичам доступ к иконе, а также осуществляем ее охрану. Разговоров о ее передаче в собственность мы принципиально не ведем: Донская икона уникальна, и специалисты сохраняют ее не только для нашего поколения, но и на будущие века. Конечно, Донской монастырь нельзя назвать эталоном без единого изъяна. Разумеется, и проблем за прошедшие годы было много - и по части реставрации, и по части отношений между монастырем и музеями. Однако без ошибок обрести нынешний опыт было бы невозможно. Вопрос лишь в том, пошли ли эти неудачи впрок. Безусловно, в Донском монастыре это действительно так. - В следующем году мы отметим двадцатую годовщину передачи обители Церкви, - говорит владыка Кирилл. - За эти годы многое произошло. В 90-е в России вообще было нелегко - и было бы самонадеянным утверждать, будто мы избежали всех ошибок. Но теперь, вооружась опытом прошлых лет, мы стараемся делать все правильно и надеемся, что, с Божией помощью, у нас все получится. СОКОЛОВ Алексей Фото Владимира Ештокина Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Хранящаяся в Третьяковской галерее святыня будет находиться в обители до 4 сентября 29 августа. ПРАВМИР. 1 сентября 2016 года, в день чествования Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального мужского монастыря. В этот день по сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери, сообщает пресс-служба патриархии. Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке правительства Москвы и Государственной Третьяковской галереи. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 31 августа до 4 сентября. Все это время перед иконой будут совершаться молебны с чтением акафиста. Как ожидается, 1 сентября Божественную литургию в Большом соборе Донского монастыря совершит Патриарх Кирилл. Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях сказано, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» — «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву было начато строительство Малого собора, первого каменного сооружения будущего Донского монастыря. С этого времени ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией. После возрождения Донского монастыря была возрождена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/v-donskoy-monastyir-pr...

   Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия — удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она — неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.    Наиболее почитаемые у нас иконы — Владимирская и Казанская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов (†1857) назвал Казанскую икону «Русским Покровом» — Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.    В смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконе, совершаемое 22 октября. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение.    Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского.    Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа.    А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3258...

Видимо и святой мученик Иосиф Муньос совершенно не понимал смысла православного иконопочитания, когда путешествовал по всему миру с чудотворной Иверской Монреальской иконой Божией Матери. Можно было бы воскликнуть, вторя сегодняшним критикам, что за язычество, стремиться прикоснуться «к тому самому образу»?! В сентябре 2008 г . Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр культуры РФ Александр Авдеев обсудили возможность временного принесения иконы в Троице-Сергиеву лавру для поклонения верующих. Затем Патриарх направил соответствующую просьбу директору Третьяковки, сообщает агентство РИА новости . Некоторые из корпорации музейных работников «возмутились самой идеей просьбы». Священник Владимир Вигилянский руководитель пресс-службы Московской патриархии напомнил, что Рублев писал «Троицу» не для музея, а именно для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Разгоревшийся вокруг временного переноса святыни в родную обитель конфликт, по словам Вигилянского, поднял очень серьезную проблему. В Третьяковской галерее находится 8 тысяч икон — лучших икон, собранных из церквей, в залах вывешены 100-200. «Значит, тысячи икон находятся в тюрьме, нигде и никогда не выставляются. А я точно знаю, что там есть чудотворные иконы. Они в темноте, на железных полозьях, на расстоянии 10 сантиметров смотрят друга на друга. Это самая страшная тюрьма», — сказал собеседник агентства. «Надо искать компромисс взаимоотношений с музеями», — отметил руководитель пресс-службы патриархии. И Третьяковка, по его словам, как раз показывает пример: на протяжении 14 лет предоставляет Донскую икону Божией Матери в день ее праздника, 1 сентября, — для службы в Донском монастыре и поклонения верующих. Несколько раз из храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее вывозилась и знаменитая Владимирская икона Богородицы. Отец Владимир Вигилянский подчеркнул, что церковь заинтересована в сохранности икон не меньше музея и никто не хочет, чтобы они пострадали при переносе. «Никто не требует: дай и все! Безусловно, это нужно делать с соблюдением всех самых строгих требований», — убежден представитель РПЦ.

http://pravmir.ru/v-opasnosti-li-troica/

- Есть несколько примеров удачного сотрудничества РПЦ и музеев. Например, в Смоленск недавно вернулась икона Божией Матери " Одигитрия " . Ученые раскрыли икону, изучили ее, теперь все желающие могут поклониться образу в первоначальном облике. При этом икона находится в специальной климатической капсуле, за ней ведется постоянное наблюдение. Можно ли в том же направлении двигаться, например, в случае с Донской иконой Богоматери, к которой верующие имеют доступ лишь изредка? - Донская икона Богоматери никогда не хранилась в Донском монастыре, она лишь была явлена на месте основания будущей обители. В монастыре есть ее прекрасная копия. Когда приносят Донскую икону, в честь которой и был основан монастырь, одна из капсул-киотов, изготовленная специалистами на московском заводе полиметаллов, переносится в обитель для нее. Вопрос о передаче Донской иконы церкви пока не поднимался. Однако если церковь имеет возможность сделать для образа хороший климатический киот и правильно потом его обслуживать, думаю, проблем с ежегодным использованием иконы в день ее праздника не будет. - Бывают еще ситуации, когда конфискованные у церкви при советской власти здания сегодня пытаются разрушить. Например, здание епархиального дома в Москве , в котором прошел судьбоносный Собор 1917-18 годов, хотели снести, и церкви пришлось пройти 30 судов, прежде чем здание вернули. Можно ли как-то упростить процедуру передачи исторических зданий? - По поводу этого здания была большая борьба. В духовном плане храм должен оставаться храмом. Православные люди верят, что если в храме была совершена на протяжении столетий хотя бы одна Божественная литургия, то навсегда это место святое. Был передел собственности, и многие храмы и церковные здания уже принадлежат другим людям, которые заплатили за них свои деньги. Это требует каких-то компенсаций либо компромиссов. Например, если вы идете по нашему переулку, то все дома, которые расположены напротив нашего храма Николы в Толмачах, построены на средства храма. Теперь же они куплены частными организациями. Конечно, мы можем поднять архивы, но новые владельцы их уже отреставрировали и сделали это хорошо.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010