К древним иконографическим изводам (типа Печерской иконы Божией Матери) восходит образ Богоматери на престоле с предстоящими З. и С. посл. трети XVI в. из ц. свт. Леонтия Ростовского в Вологде (ВГИАХМЗ, см.: Иконы Вологды. 2007. С. 701-707). Подобное изображение с расширенным составом предстоящих - на иконе нач. XVII в. строгановского мастера Н. Савина (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 321. 795). Изображения З. и С. дополняют на боковых полях Ярославскую икону Божией Матери кон. XV в. (?) (Sotheby " s: Russian Pictures, Icons and Works of Art. L., 1991. P. 108), Корсунскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 29-30. 372), Шуйскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Там же. С. 43. 388), Донскую икону Божией Матери с шестодневом и избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ, см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. [СПб.], 2000. С. 283. Кат. R-35). В группе припадающих святых З. и С. представлены на иконе «Моление о народе» кон. XVII в. работы А. Фёдорова из Донского мон-ря в Москве (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 421. 922. Ил. 149). Вместе с прп. Елеазаром Анзерским З. представлен (в 1-м ряду) на ростовской иконе избранных святых 3-й четв. XVII в. из Борисоглебского на Устье муж. мон-ря , за ними - блж. Иоанн Большой Колпак и прор. Илия (ГТГ, см.: Icônes russes. 2000. P. 92-93. Cat. 27). Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 29. Кат. 17) представляет основателей Соловецкого мон-ря вместе с прп. Антонием Сийским и св. Марией Египетской перед образом обретения главы св. Иоанна Предтечи; северная икона XVII в. (?) (ГЭ) - вместе с прп. Александром Ошевенским (в центре). На складне-кузове 2-й пол. XVII в. из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 242-249. Кат. 156) в среднике помещена икона «Деисус (Седмица), с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (на створках - праздники); на 3-створчатом складне 1671 г. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 298-299. 767) Соловецкие преподобные находятся на левой створке, напротив Устюжских юродивых. В варианте извода «Спас Смоленский, с предстоящими и припадающими святыми» возле ног Спасителя З. и С. написаны вместе с преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским (икона 1728 г. из Благовещенской ц. дер. Турчасово Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Митрополит Ставропольський Кирил очолив з нагоди престольного свята Донського монастиря 2 вересня 2013 р. 16:49 1 сентября 2013 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Накануне из Государственной Третьяковской галереи в обитель была принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 1 сентября, день Донской иконы Божией Матери, был  объявлен главным праздником православного казачества. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Донского монастыря игумен Парамон (Голубка), ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, братия Донской обители в священном сане, войсковые священники реестровых казачьих войск. На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов, атаманы и представители казачьих организаций, сотрудники Синодального комитета. Пел хор Донского монастыря (регент — архимандрит Агафодор (Маркевич)). За Литургией митрополит Кирилл освятил список Донской иконы Божией Матери, привезенный из Татарстана. Икона, освященная в Донском монастыре у чудотворного подлинника, будет находиться в отделе по делам казачества Татарстанской митрополии. По окончании богослужения митрополит Кирилл поздравил верующих с престольным праздником обители. Председатель Синодального комитета напомнил о случаях чудесного заступничества Божией Матери. «Это и победа на Куликовом поле, когда донские казаки передали Донскую икону великому князю Димитрию, и она как военная хоругвь воевала наравне с русскими ратниками. И все вместе совершили победу, преступив через многовековое иго, которое могло стереть и народ, и традиции, и веру. Святой образ Донской иконы был снова с нами, когда с горячим молитвенным словом о спасении от нашествия неприятеля на южнорусские земли обращался царь Федор Иоаннович. В 1591 году в память о чудесном покровительстве был основан Донской иконы Божией Матери московский монастырь», — сказал владыка. Митрополит Кирилл поблагодарил председателя Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглова за сотрудничество и вручил по случаю приближающегося дня тезоименитства икону святого благоверного князя Александра Невского. А.Д. Беглов передал собравшимся поздравления Президента России В.В. Путина . В приветственном адресе глава государства поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за молитвы о казачестве и пожелал российскому казачеству всегда быть готовым защищать Отечество. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3203681...

Перед Владимирской иконой молился царь Иван Грозный накануне своих походов: Казанского в 1552 году и Полоцкого в 1563 году. После победного возвращения царь всякий раз совершал перед иконой благодарственные молебны. Составляя духовное завещание, Иван IV молитвенно обращался именно к Владимирской иконе, называл ее «державы Руския заступление» и завещал своим детям жить так, чтобы Бог был с ними «молитвами... Богородицы... и милостию честнаго Ея образа иконы В конце XVI века явился новый завоеватель — крымский хан Казы-Гирей. В 1591 году он подошел к самой Москве. Собирая войска против Казы-Гирея, Федор Иоаннович молится в Кремле перед образом Владимирской Божией Матери, спасшей Русь от Тамерлана, а в стан русских воинов он отправляет Донскую Ее икону, что помогла одолеть татар на Куликовом поле. И вновь Бог даровал победу: Казы-Гирей бежал с поля боя, потеряв до двух третей воинов от изначальной численности своего войска. А русский народ прославлял Божию Матерь и Ее чудотворные образы — Владимирский и Донской. В военной кампании против Казы-Гирея особо отличился Борис Годунов, хотя главным воеводой был не он, а князь Федор Мстиславский. Царь отметил большими дарами Годунова за этот поход. После смерти Федора Иоанновича в 1598 году, когда страна осталась без государя, к Борису Годунову явилось посольство бояр, и он, пав ниц перед Владимирской иконой, дал согласие на царствование перед ликом Самой Пречистой В начале XVII века, в дни смуты и интервенции, когда народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского пришло к стенам Кремля, чтобы освободить Москву от иноземных завоевателей, ополченцы выступили с лозунгом «лучше нам умереть, нежели предать на поругание Пречистый Богородицы образ Владимирский». Освобождение святыни, попавшей в руки интервентов, было делом огромной важности для русского народа. В летописях победа ополчения приписывается не в последнюю очередь и Владимирской иконе наряду с Казанской, которую принесли в Москву полки Минина и Пожарского. Слава Владимирской иконы была столь велика, что в XVII веке царский иконописец Симон Ушаков пишет икону «Прославление Владимирской иконы Божией Матери» (или «Насаждение древа Государства Российского»). В центре иконы изображен образ Владимирской как прекрасный цветок на древе, которое вырастает из Успенского собора — Дома Пресвятой Богородицы. Это древо поливают митрополит Петр и князь Иван Калита, заложившие основы московской государственности. На ветвях древа, подобно плодам, изображены святые подвижники. Внизу, за кремлевской стеной, стоят государь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична «со чады». Так Симон Ушаков увековечил и прославил палладиум Русской земли — Владимирскую икону Богоматери. Никакая другая икона такой чести не удостаивалась.

http://patriarchia.ru/db/text/5826493.ht...

Майкова; 2) икона Божией Матери, называемая Павская, похожая отчасти на иконы Федоровскую, Донскую и Жировицкую. Она отличается от них тем, что здесь Спаситель представлен обнимающим Матерь своими ручками за ее ланиты; 3) Икона Божией Матери «Всех Скорбящих радости», особенно уважаемая крестьянами Волковой деревни; 4) икона Божией Матери Кульминская, похожая отчасти на икону Купятицкую и на икону Богородицы «Благодатное Небо», но отличается от них тем, что изображена не на кресте, не в сиянии и не в короне и не имеет скипетра в руках. По сторонам ликов Богородицы и Спасителя есть надписи. На одной написано: «Мария, Мати Царя Христа Назорея»; другая надпись повествует, что Богородица явилась в 1643 г. новгородцам Димитрию и Василию Воскобойниковым, когда они носимы были бурею по волнам, и обещала им спасение, если возьмут ее образ из страны неверных и привезут его на Русь. Выброшенные на Верезай остров они нашли у латинского попа, икону, поставленную, вместо дверей, у чулана и, выкупив ее за 15 ефимков любских, взяли икону на судно; 5) напрестольный сребропозлащенный ковчег (весом 9 ф. 16 зол.), в виде гроба Господня, устроенный в 1788 г., частью из привесок к разным иконам, частью на деньги, в количестве 130 р., собранных богаделенкой Агрипиной Ивановой; 6) напрестольное Евангелие (весом 5 ф. 40 зол.) с финифтяными иконами в серебряном окладе. Пожертвование кн. Петра Трубецкого в 1820 г. Находящийся над притвором придел Арханг. Гавриила представляет отдельную церковь и известен под именем верхней церкви. Церковь занимает пространство в 4 кв. саж., а алтарь 3 саж. с небольшим. Остальное пространство занято ризницею и справочным отделением архива. Церковь высока и светла; алтарь низок (около 3½ арш.) и темен, освещаясь одним окном, выходящим на лестницу, и светом из ризницы и церкви. Пол покрыт войлоком и клетчатою в виде паркета, клеенкою. Церковь отапливается изразцовою печью. Амвона нет, иконостас, в виде досчатой перегородки, высотою в 4 аршина, имеет два ряда икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В день Куликовской битвы (21 сентября по н.ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою. В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершён крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Фёдор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее. Владимирская икона Божией Матери 8 сентября (26 августа ст. ст.) Богоматерь Владимирская. Начало XII b.   По преданию, икона Божией Матери Владимирская была написана евангелистом Лукой на доску того стола, на котором трапезовал Господь Иисус Христос с Пречистою Матерью и Иосифом праведным, и подарена Пресвятой Деве при Её земной жизни. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Царьград, а в XI веке патриарх Константинопольский прислал ей в дар князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Когда сын его, Андрей Боголюбский получил в удел Ростов, то уезжая, он взял с собой эту икону и по повелению Божией Матери поставил её во Владимире в построенном храме. С тех пор образ этот стал называться Владимирским. Летом 1359 года в русские пределы вторгся хан Тамерлан. Он уже взял город Елец и двигался на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич спешно собрал войско и ждал у Коломны грозного «гостя». Велено было принести из Владимира в Москву прославленную Владимирскую икону. Жители Москвы с великокняжеской семьёй и со всем духовенством вышли на Кучково поле навстречу иконе. В час встречи иконы Тамерлан спал в своём шатре. Во сне он увидел высокую гору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Слово Святейшего Патриарха Алексия после богослужения в день Донской иконы Божией Матери в московском Донском монастыре 1 сентября 2005 г. 16:23 В день праздника Донской иконы Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви по совершении Божественной литургии и торжественного молебна в Большом соборе Донского монастыря обратился к молящимся с первосвятительским словом: Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Поздравляю всех вас с престольным праздником Донской обители — празднованием в честь иконы Божией Матери, именуемой «Донская». Так именуется эта икона в память того события, которое произошло 625 лет назад на поле Куликовом. На берегу Дона решалась судьба нашего Отечества. Куликовская битва была началом объединения разрозненных, удельных княжеств вокруг Москвы. Это сражение положило начало российской государственности. Мы молимся сегодня перед тем образом Царицы Небесной, перед которым в течение шести веков молились наши предки в периоды вражеских нашествий, в моменты наибольших испытаний. Эту икону с полным основанием можно называть намоленным чудотворным образом. И мы благодарны, что сегодня, в день празднования Донской иконы Божией Матери, мы имеем возможность молиться перед той иконой, которая в 1591 году находилась среди воинства российского и оградила Москву от нашествия крымского хана. И сегодня мы с верой и упованием молимся перед этим чудотворным образом и просим, чтобы Покров Царицы Небесной всегда простирался над Отечеством нашим, над нашей Святой Церковью, над нашим многострадальным народом. Много милостей на протяжении всей истории Государства Российского имели мы благодаря предстательству Пречистой Богоматери. И ныне мы не можем не возлагать надежду на предстательство Пресвятой Богородицы. Сегодня, когда мы «едиными устами и единым сердцем» обращаемся к Божией Матери, мы верим, что Ее ходатайственный Покров пребудет с нашей страной, со Святой Церковью, с нашим народом, со всеми, кто с верой и упованием притекает к благодатной помощи Царицы Небесной. Еще раз поздравляю всех вас с престольным праздником главного храма монастыря, освященного в честь Донской иконы Божией Матери. Поздравляю Донскую обитель и всю ее братию во главе с наместником, всех прихожан, которые собираются в этом монастыре на общую молитву. Милость Божия да укрепляет, помогает и охраняет всех нас на нашем жизненном пути! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. С праздником всех вас!   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/38303.html

Вскоре был построен соборный пятиглавый каменный храм в честь Успения Божией Матери. Почему и название монастырь получил Колочевский Успенский Можайский мужской монастырь. А на Соборе в 1547 году при митрополите Московском Макарии († 1563; память 30 декабря) было установлено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери 9/22 июля. Множество богомольцев привлекала чудотворная икона обители. Сам царь Иоанн Грозный, собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, в числе других святынь взял и Колочскую икону Божией Матери: «Изволи же с собою царь и великий князь взятии непобедимую воеводу чудотворную икону Пречистыя Богородицы, сиречь Донскую, прежде того стояла в соборном храме Успения Пречистыя на Коломне, да Пречистую Богородицу чудотворную Колотцкую и иные многие чудотворные образы и кресты» . Монастырь в то время занимал особое положение: настоятели его в сане игуменов неоднократно присутствовали на Соборах в Москве, а игумен Корнилий в 1567 году был хиротонисан в архиепископа Ростовского. Принимали участие игумены монастыря и в политических актах: под Соборной грамотой 1566 года о продолжении военных действий против польского короля стоит подпись игумена Германа, а под грамотой об избрании на престол Бориса Годунова в 1598 году – игумена Никандра. К 1609 году в монастыре было уже две каменные церкви: Успения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца и Богоявленская церковь. Под колокольней находилась церковь святителя Алексия, митрополита Московского. Надпись, сделанная на чудотворной иконе, гласит: «В лето 7119=от Р.Х. 1611 пречестныя и великия обители Пресвятой Богородицы Колочского монастыря…» Великой обителью назван был монастырь, хранивший чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Располагалась обитель на Смоленском тракте, ведущем от пограничного тогда города Смоленска к столичному граду Москве. Именно по этому пути совершали свои походы литовские и польские войска, пытавшиеся завладеть нашими землями, а позже и наполеоновская армия.

http://pravoslavie.ru/4416.html

Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь . Для него сделали список чудотворной иконы - «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15). Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Арматийская Празднество сей чудотворной иконе установлено в память избавления от иконоборства. Она находится в Арматийской обители при Чёрном море; название своё получила от Арматия, воинского магистра, племянника тирана Василиска и современника императора Зинона (474–491). 19.08. Донская 91 Донская Донская икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во все продолжение войны оставалась при русском войске. В день славной Куликовской битвы, бывшей в 1380 году между реками Доном и Непрядвою, икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против рати татарской, литовской и рязанской. Когда неприятели были поражены, казаки принесли икону в дар великому князю Димитрию, который перенёс её в Москву и поставил её сначала в Успенском соборе, а по сооружении Благовещенского собора перенёс её туда. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою. В 1591 году крымский царевич Нурадын с братом своим Мурат-Гиреем и с многочисленными полчищами вторглись в пределы России и подступили к Москве. Царь Феодор Иоаннович не надеялся отразить своими силами внезапное нашествие и обратился с молитвою о помощи к Небесной Заступнице. Он приказал с иконою Донской Богоматери и другими иконами совершить крестный ход вокруг города и потом поставить Донскую икону в походной своей церкви среди воинских рядов. Целую ночь царь усердно молился и просил Пресвятую Богородицу послать помощь на одоление врагов. Он получил извещение, что силою Христа и предстательства Его Матери он одержит победу над врагами. При наступлении дня татары с ожесточением устремились на русских и целые сутки бились с ними, но вдруг, устрашённые невидимою силою, обратились в бегство, оставив на поле сражения множество убитых, раненых и весь свой стан. В том же 1591 году был основан Донской монастырь на том месте, где среди воинов во время битвы стояла Донская икона. В монастырской церкви была поставлена чудотворная икона, и установлен 19 августа ежегодный праздник в честь иконы Божией Матери («бывшаго ради милосердия от святыя Ея иконы») с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь. Царь Алексей Михайлович утвердил установление этого крестного хода в благодарность за победу над татарами, опустошавшими курские пределы. В 1686 году 7 мая Донская икона отпущена была в полк В. В. Голицына и по возвращении, сентября 10-го дня 1687 г., встречена была государями Иоанном и Петром и царевною Софьею. 22.08. Грузинская 92

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Директор Третьяковской галереи назвал условия временной передачи «Троицы» Андрея Рублева в Троице-Сергиеву лавру 20 ноября 2008 г. 16:58 Генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов заявил, что согласен передать для временного поклонения в Троице-Сергиеву лавру икону Андрея Рублева «Святая Троица», для которой она была написана, но лишь при согласии реставраторов. «Мы можем рассматривать вопрос о выдаче этой иконы на несколько дней, как просит Святейший Патриарх. Но перед этим необходимо решить три вопроса. Если хотя бы один из них не решается, то вывозить нельзя», — заявил В. Родионов в среду корреспонденту «Интерфакс-Религия». По словам директора, во-первых, необходимо изготовить специальную капсулу, в которой икона будет перевозиться и где будут поддерживаться необходимый температурный режим и режим влажности. Как сообщил собеседник агентства, Московский завод полиметаллов «обещает сделать такую капсулу или витрину». В. Родионов напомнил, что уже 14 лет галерея выдает Донскую икону Божией Матери столичному Донскому монастырю в капсуле, которую изготовил этот завод, «и никаких проблем не возникало». Второй момент, продолжил он, заключается в том, что «везти икону довольно далеко, поэтому необходимо иметь специальный автомобиль на очень мягком ходу». «Такие машины (для перевозки музейных экспонатов) производят зарубежные фирмы. Ее стоимость составляет около 200 тысяч долларов. Я думаю, что такую вещь мы можем приобрести при помощи наших благотворителей либо взять в аренду», — сказал директор Третьяковки. Кроме того, по его словам, необходимо «тщательно исследовать весь маршрут, дорогу, по которой будет перевозиться икона, — все выбоины и так далее». «Третий вопрос — самый главный: наши специалисты-реставраторы должны сказать, смогут ли они укрепить икону, чтобы она не пострадала при транспортировке. Я такую задачу перед своими реставраторами поставил, сказал, что можно приглашать любых специалистов — не только из Москвы, но и со всей России, а может быть, даже и мирового значения, чтобы они внимательно проработали вопрос», — заявил В. Родионов.

http://patriarchia.ru/db/text/491459.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010