на Минской кафедре Могилёвским «епископом» Сергием Иванцовым (впосл. в РПЦ еп. Софроний). После освобождения 25 июня 1923 г. из-под ареста свт. Тихона находившийся в Москве М. был принят им в общение. 18 авг. патриарх Тихон выдал свидетельство: «В[ысокопреосвященного] Мелхиседека признаю православным и находящимся в каноническом общении с Нами; почему беспрепятственное совершение им богослужений в православных храмах Москвы разрешаем и благословляем» (Акты св. Тихона. С. 295). 24 сент. М. участвовал в совещании правосл. архиереев под председательством свт. Тихона в московском Донском мон-ре, на к-ром решительно выступил против перехода Церкви на новый календарный стиль. Под протоколом собрания М. вопреки возражениям свт. Тихона подписался как митрополит Минский и Белорусский. В сент.-окт. 1923 г. власти запрещали М. вернуться в Белоруссию, что вызывало массовые протесты верующих в Минске, где прихожане собора отказались допустить в храм «архиерея»-обновленца. В нояб. 1923 г. М. вернулся в Минск, где публично высказался против обновленчества. Его поддержали викарии и большинство духовенства и верующих. Обновленческий «епископ» Сергий Иванцов был фактически отстранен от управления епархией. Неудачи обновленцев в Белоруссии вызвали беспокойство советских властей. В сводке 6-го («церковного») отделения Секретного отдела ОГПУ от 1 янв. 1924 г. говорилось о ситуации в Белоруссии: «Почти все городское духовенство принадлежит к Тихоновскому движению. В Минске нет ни одной обновленческой церкви. Обновленческое духовенство по уездам начинает замирать под влиянием Тихоновщины. Тихоновцы организовали при участии Минского духовенства и черносотенных пятерок свое Епар[хиальное] Управление, и им руководит Мелхий Седекс (так в документе.- Ред.), назначив своим заместителем Епархии Мозырского епископа Иоанна, быв[шего] обновленца, перешедшего к Тихоновщине» (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 375). В то же время власти еще надеялись на возвращение М. в обновленчество и на возможность использовать его в своих интересах.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИАНСКИЙ РАСКОЛ в РПЦ (кон. 1925 - сер. 40-х гг. ХХ в.), назван по имени Свердловского архиеп. Григория (Яцковского) - инициатора создания и первого руководителя т. н. Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС). Второе, менее распространенное название раскола - «борисовщина» - происходит от имени др. организатора ВВЦС - Можайского еп. Бориса (Рукина) . Так же как и обновленчество , Г. р. был инициирован ОГПУ, к-рое использовало в собственных целях устремления части епископата к высшей церковной власти, представляемых как восстановление в Церкви коллегиального управления. Особое недовольство этих епископов вызывала практика передачи полномочий Патриарха через назначение преемников. Такое право, не предусмотренное церковными канонами, в силу исключительно трудных условий церковной жизни было предоставлено Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Патриарху свт. Тихону . После кончины свт. Тихона в соответствии с оставленным им завещанием Архиерейское совещание РПЦ 12 апр. 1925 г. признало Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . 10 дек. того же года митр. Петр был арестован. Согласно его завещательному распоряжению, патриаршие полномочия по управлению Церковью перешли к Нижегородскому митр. Сергию (Страгородскому , впосл. Патриарх). Из-за запрета на выезд из Н. Новгорода митр. Сергий не имел возможности прибыть в Москву и сообщил о принятии на себя функций временно исполняющего обязанности Патриаршего Местоблюстителя письмом, отправленным управляющему Московской епархией. Еще до ареста митр. Петра представители ОГПУ вели переговоры об условиях легализации церковного управления с архиеп. Григорием (Яцковским) и др. архиереями, недовольными твердой позицией Местоблюстителя в отношениях с гос. властями. 11 нояб. 1925 г. Комиссия по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от гос-ва (Антицерковная комиссия) ЦК РКП(б) поручила начальнику 6-го отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову «ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев» ( Цыпин. История РЦ. С. 137). 22 дек. с согласия ОГПУ в Донском иконы Божией Матери московском муж. мон-ре , где до того находилась резиденция Патриархии, состоялось совещание 10 архиереев. Остальные епископы РПЦ либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Ист.: Акты свт. Тихона; Док-ты, относящиеся к образованию Временного Высш. Церк. Совета в Москве/Сост.: архиеп. Григорий (Яцковский). М., 1926; Борис (Рукин), еп. О современном положении Рус. Правосл. патриаршей Церкви. М., 1927; Послание епископов-староцерковников, признающих Временный Высш. Церк. Совет, собравшихся в Донском мон-ре г. Москвы 11-13 мая 1927 г., ко всем верным чадам Святой Правосл. Церкви. М., 1927; Правда о Высш. Церк. Временном Совете и о Нижегородском митр. Сергии. Новочеркасск, 1927; Правосл. церк. календарь на 1927 г./Под ред. архиеп. Григория (Яцковского). Свердловск, 1927; Сосуд избранный. Т. 1. С. 340-342. Лит.: Долотов А. С. Церковь и сектантство в Сибири. Новосиб., 1930; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970; Польский. Ч. 1; Иоанн (Снычев). Церк. расколы; он же. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995; Стратонов И. А. Рус. церк. смута//Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 29-172; Боже В. С. Очерк церк.-религ. жизни Челябинска нач. ХХ в.//Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1996. Вып. 1. С. 23-64; он же. Мат-лы к истории церк.-религ. жизни Челябинска (1917-1937 гг.)//Там же. Вып. 2. С. 142-152; Цыпин. История РЦ; Лавринов В. , прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001; Митрофанов Г. , прот. История РПЦ, 1900-1927. СПб., 2002; Ореханов Г. , свящ. На пути к собору: Церк. реформы и первая рус. революция. М., 2002; Каплин П. В. Григорианский раскол на Урале в 1926-1938 гг.//Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2004. Вып. 4. С. 22-32. П. В. Каплин, прот. Валерий Лавринов Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ

http://pravenc.ru/text/166503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля, домовый храм рус. вел. князей и царей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) (в XVI в.- «что у великого государя в верху» или «на сенях», в XVII в.- «что у государя во дворце»). История собора Строительство в XIV - нач. XV в. Время возникновения первого престола в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Московском Кремле неизвестно. Принятая в старой лит-ре дата, 1291 г., основана на легендарных сведениях соч. «Книга о древностях Российского государства» Т. Каменевича-Рвовского (диак. Афанасьевского мон-ря на Мологе) кон. XVII в., подвергнутого еще Н. М. Карамзиным резкой критике. В. И. Фёдоровым и Н. С. Шеляпиной была сделана попытка отождествить с этой легендарной церковью фрагменты открытой ими в 60-х гг. XX в. бутовой фундаментной кладки. По их мнению, храм был деревянным на каменном основании. Однако Б. Л. Альтшуллером были высказаны справедливые сомнения в такой идентификации найденных кладок. Остается недоказанной и др. датировка основания первого деревянного храма - 1383 г. С большей определенностью датируют возведение первой каменной ц. Благовещения Богородицы на дворе вел. князя. Полагают, что она возведена до 1394 г. Однако эта временная граница условна. Ее основанием явилось предположение, что домовый каменный храм вел. князя не мог быть построен после возведения каменной церкви на дворе вел. княгини, т. е. ц. Рождества Пресв. Богородицы, освященной 1 февр. 1394 г. Др. распространенная датировка, 1397 г., связана с известием нек-рых летописей о принесении вел. кн. Василию Димитриевичу из Царьграда иконы «Спас в белорисцех». Но поскольку в тексте летописи не говорится о поставлении иконы в храме, то это сообщение не может рассматриваться как безусловное свидетельство существования самого собора в 1397 г. В наст. время строительство первого белокаменного храма датируют (М. Х. Алешковский, Альтшуллер) периодом между сер. 60-х гг. XIV в. (возведение стен московского Кремля при вел. кн. Димитрии Донском) и 1393 г. (начало строительства ц. Рождества Богородицы на Сенях).

http://pravenc.ru/text/149295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХУШТИ БАГРАТИОНИ [груз. ] (1696, Тбилиси - 1757, Москва), груз. историк, географ и картограф; сын царя Картли Вахтанга VI Багратиони . Получил традиц. духовное и светское образование при дворе, у миссионеров-католиков изучал латынь и европ. языки, математику, астрономию, историю, географию и др., много путешествовал. В. Б. знал сочинения не только средневек. вост. (мусульм.) летописцев, но и античных мыслителей (Платона, Цицерона), средневек. историков Церкви (Цезаря Барония) и совр. ему европ. историографию. Карта, составленная Вахушти Багратиони (Кекел. А–717. Л. 4v — 5r) Карта, составленная Вахушти Багратиони (Кекел. А–717. Л. 4v — 5r) В 1717-1721 гг. В. Б. командовал войском, посланным против мятежного ксанского эристава, неоднократно участвовал в сражениях с персами. В 1721 г. был назначен воеводой Картли, где по поручению царя провел перепись населения. В 1722 г., когда Вахтанг VI находился в Гяндже, временно управлял страной. Был хорошо знаком с экономическим положением Грузии, устройством чиновничьего аппарата, делопроизводством и документами гос. секретариата. В. Б. собирал материалы по истории и географии страны, составлял карты. Во время пребывания вместе с Вахтангом VI в России (1724) изучал труды российских и европ. историков, много переводил. Наряду с М. В. Ломоносовым В. Б. считался одним из основателей Московского ун-та (до нач. XX в. его имя было указано на мемориальной доске на стене здания ун-та, по нек-рым сведениям, в актовом зале стоял его бюст). В. Б. был похоронен в московском Донском мон-ре, в наст. время место, где находится его могила, неизвестно (последним ее видел в 1929 поэт Г. Леонидзе). Проведенные в 80-х гг. археологические раскопки результатов не дали. Основным фундаментальным сочинением В. Б., написанным в Москве в 1742-1745 гг. на основе собранных ранее материалов, является описание царства Грузинского, включающее исторические события «от сотворения мира» до 1745 г. и подробное описание географии страны.

http://pravenc.ru/text/149959.html

Амвросий (Полянский), еп.Подольский и Брацлавский Родился 12.XI.1878 года в Тамбовской епархии. В 1899 году окончил Тамбовскую духовную семинарию. 1901 пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. 1902 – рукоположен во иеромонаха. 1903 – окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Назначен преподавателем Киевской духовной семинарии и иеромонахом в Киевскую Лавру. 1906 – ректор той же семинарии в сане архимандрита. 22.X.1918 хиротонисан во епископа Винницкого. В 1922 был перемещен на кафедру Подольскую и Брацлавскую. Скончался летом 1927 года в Казахстане. В своем «Синодике» епископ Афанасий (Сахаров) утверждает, что он скончался в 1932 г. Еп.Амвросий был горячим противником обновленческого раскола. На собрании православных епископов, происходившем в сентябре 1923 года в Донском мон-ре, он резко осудил действия обновленцев и не желал признавать Евдокима (Мещерского) законным архиереем, как отступившего от Христовой Церкви. До конца дней своей жизни еп.Амвросий твердо стоял на страже св.Православия и неусыпно боролся с обновленческим расколом. Литература: ФПС III.cmp.I. «Именной список ректор, и инспектор.Дух.Академ, и семинарии на 1917 г.» стр.73. «Вест.Св.Син.Прав.Цер.» 1927, 4, стр.231. Von 1923 bis 1926 befand er sich im Soloveckij-Lager (M. Pol " skij, Novye mueniki 1,168). Er ist 1934 an Sonnen­brandwunden und Magenleiden in der «Hungersteppe» Kazachstans auf dem Weg von ikment in eine entfernte Siedlung gestorben. Vgl. M. Pol " skij, Novye mueniki 1,180. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

СЛУШАЛИ: 4 . Ходатайство сектантов молокан о разрешении в Самаре в сентябре месяце всесоюзного молоканского съезда и печатании библии (т. ТУЧКОВ). ПОСТАНОВИЛИ: 4 . а) Съезд разрешить. б) В печатании библии отказать. СЛУШАЛИ: 5 . О пересмотре решений АРК от 22 июня о разрешении специальных женских молитвенных собраний в мечетях (тов. Тучков). ПОСТАНОВИЛИ: 5 . В отмену постановления АРК от 22/VI – с.г. (прот. 114 п.6) подчинить мусульман общим правилам закона о запрещении устройства специально женских молитвенных собраний. СЛУШАЛИ: 6 . Ходатайство Всесоюзного Совета уполном[оченных] старообр[ядческих] общин о разрешении съезда в Москве в сентябре м[есяце] с.г. (тов. Тучков). ПОСТАНОВИЛИ: 6 . Съезд разрешить. СЛУШАЛИ: 7 . О выселении сектантов – «краснодраконовцев» 564 (тов. Тучков). ПОСТАНОВИЛИ: 7 . а) Принимая во внимание, что «краснодраконовцы» являются крайне вредной сектой, во главе которой стоят чуждые нам элементы (кулаки, б[ывшие] урядники и т.д.), совершенно не выполняют государственных и общественных повинностей; не признают советской власти и ее законов; разлагающе действуют своей пропагандой на отдельные отсталые элементы крестьянства и что применяемые репрессивные меры к отдельным руководителям этой секты не дали положительных результатов, признать необходимым в качестве меры воздействия применить высылку в одну из отдаленных местностей по усмотрению ОГПУ до ста отдельных семейств. б) а Вопрос этот провести через ЦК ВКП(б). СЛУШАЛИ: 8 . О закрытии церквей в б[ывшем] Донском м[онасты]ре, в том числе и церкви, где похоронен Тихон 565 (тов. Смидович). ПОСТАНОВИЛИ: 8 . Не возражать против закрытия всех церквей, находящихся в б[ывшем] Донском монастыре. СЛУШАЛИ: 9 . О закрытии церквей т.н. «Красный звон» 566 (Юшков пер.) и «Большой крест» 567 (рядом с ЦКК) (тов. Смидович). ПОСТАНОВИЛИ: 9 . Признать необходимым закрытие обеих церквей. ЗАМ. ПРЕД. АРК: (СМИДОВИЧ) П. Смидович СЕКРЕТАРЬ: Е. Тучков (ТУЧКОВ) РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 871. Л. 40–41. Машинописный подлинник. Подписи – автографы, рядом машинописью. В левом верхнем углу л. 40 простым карандашом помета Е. А. Тучкова: « В ЦК. 18/VII Е. Тучков».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Вместе с тем признать политически нецелесообразным ликвидацию религиозных центров других культов, как, например – православного, старообрядч[еского], мусульманского и т.п. церковных объединений, по отношению которых продолжать взятую ранее комиссией линию. в) Наследующем заседании АРК заслушать доклад тов. ТУЧКОВА о положении церковных организаций. Слушали: 6 . О выселении Высшего вр[еменного] церковн[ого] совета из помещения б[ывшего] Донского монастыря (т. Тучков). Постановили: Ввиду того что выселение из помещения ВВИС может повлечь за собой прекращение сушествования этого органа, что политически нецелесообразно, поручить т.т. Тучкову и Кузнецову договориться с секретарем Замоскворецкого райкома т. Рябовым об оставлении этого церковного центра в занимаемом помещении. Если же в б[ывшем] Донском м[онасты]ре оставить ВВЦС нельзя, то подыскать другое соответствующее помещение. Слушали: 7 . О меннонитах и духоборах. Постановили: а) Считать необходимым, чтобы АПО ЦК и Союз безбожников дали указания местным организациям, где сосредоточено меннонитское и духоборческое население, о принятии мер по противодействию эмигрантского движения. б) В тех же целях использовать имеющийся материал об избиении американской полицией духоборов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АРК: Ярославский (ЯРОСЛАВСКИЙ) СЕКРЕТАРЬ: Е. Тучков (ТУЧКОВ) «17 ж » ноября 1929 г. Отпечатано в количестве 4 экземпляров и разослано: 1) Подлинник – в Секретариат ЦК. 2) Копии: – т.т. КРАСИКОВУ, СМИДОВИЧУ и ОГПУ. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 871. Л. 47–50. Машинописный подлинник. Подписи – автографы, рядом машинописью. В левом верхнем углу л. 47 помета Е. А. Тучкова: « Т. Ярославскому. Прошу подписать и вернуть обратно. Е. Тучков. 17/XI». Примечания а Номер протокола вписан от руки. б Вписано от руки. в Далее зачеркнуто (т. Тучков). г Зачеркнуты первоначально проставленные кавычки. д Вписано над строкой от руки. е Вписано от руки в специально оставленное место. ж Вписано от руки. 140 Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. 6 февраля 1922 г. ВЦИК РСФСР принял постановление об упразднении ВЧК и образовании на его базе ГПУ. Возглавлялось коллегией при председателе ГПУ, которым в 1922–1926 гг. являлся Ф.Э. Дзержинский. В ноябре 1923 г. преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. В состав центрального аппарата входило Секретно-оперативное управление (СОУ), имевшее 10 отделов, в том числе Секретный отдел (СО), которым до мая 1922 г. руководил Т.П. Самсонов. VI отделение СО, которое с мая 1922 по октябрь 1929 г. возглавлял Е.А. Тучков, занималось борьбой с Православной Церковью, а также иными конфессиями и сектами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под репрессивным давлением ГПУ Патриарх вынужден был снова обещать ввести новый календарь. Об этом говорят материалы, отложившиеся в следственном деле Патриарха Тихона. В одном из них указано: «С 4/17 фев[раля] Тихон переходит опять на новый стиль Со всех концов России пишут, что принятие нового стиля в церковном приходе проходит крайне болезненно. С косностью деревни не могут справиться и живоцерковники, так например обновленцы, господствующие на Кубани, вынуждены держаться там старого стиля. Все это делается с благословения Евдокимовского Синода. Узнав об этом Тихон сказал: “ну вот… я теперь скажу Тучкову, что же Вы на нас то наседаете со стилем-то…”. Ввести новый стиль Тихоновский Синод думает пока до 6 августа с/г. когда этот вопрос вновь будет поднят в Константинополе» 53 . Позднее, осенью 1924 г. обновленческий синод вынужден был даже разрешить служение по старому стилю 54 . Лицом из близкого окружения Патриарха сообщалось также, что решение о принятии нового стиля он принял “окончательно”, хотя это еще не сообщено духовенству 55 . Введение нового стиля в феврале должно было практически совпасть с введением его в Константинопольской Патриархии. 23 февраля 1924 года на Синоде Константинопольского Патриархата было постановлено введение нового (григорианского) календарного стиля. Соответствующее послание было передано “митрополиту” Евдокиму новым представителем Константинопольской Патриархии в России иеромонахом Василием (Ди­мопуло) 56 . В начале января 1924 г. ГПУ докладывало Сталину: “Однако, в декабре Тихон вновь подтвердил необходимость перехода на новый стиль. Вообще в последнее время наблюдается, что Тихон под давлением своих епископов всячески старается добиться доверия у Советской власти. Так, им уволился на покой североамериканский епископ Платон за к[онтр]-[р]еволюционную деятельность. Этот акт, несомненно увеличит число недовольных Тихоном консервативных церковников и усилит оппозицию. Это же содействует усилению позиции обновленцев” 57 . Однако в начале февраля (с 6 по 11 число), воспользовавшись отъездом Тучкова в Петроград, Патриарх отправляется на прием к наркому юстиции Д. И. Курскому. О посещении Патриархом Курского повествует одно из донесений ГПУ: «С Курским будто бы был разговор, гл[авным] образом о введении нового стиля. Тихон будто бы заявил, что т. Тучков требует от меня введения нового стиля и т. д., на это Курский будто бы сказал: “Как так? Да кто такой Тучков?” Тихоновцы видят в этом просто насмешку со стороны Курского и конечно неискренность. Следствием посещения было то, что Тихон будто-бы сговорился нового стиля не вводить, а просто изменить числа месяцев двунадесятых праздников, напр[имер] Рождество праздновать не 25 дек[абря], а 7 янв[аря] и т. далее. Против этого Курский будто-бы ничего не имеет. После посещения Курского должно было, с разрешения НКЮ, состояться в Донском м-ре собрание тихоновских епископов, но вернувшийся из Петрограда Тучков это собрание отменил» 58 .

http://pravmir.ru/antireligioznyie-mudre...

Голубцов Николай Александрович, протоиерей Родился в 1900 г. в семье известного профессора Московской духовной академии Александра Петровича Голубцова , брат епископа Сергия (Голубцова). Окончил в 1924 г. Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, 25 лет трудился по специальности. В 1949 г. был рукоположен во иерея. С этого времени и до конца жизни служил в храме Ризоположения и в малом соборе Донского монастыря. Известный в Москве пастырь. Скончался в 1963 г. 1. 13 октября (?) 13/Х (? г.) Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Весьма тронут В[ашим] драгоценным подарком, напомнившим мне день памяти святых, в земле Российстей просиявших. Когда начинал свое служение в Донском храме, не имеющем тогда икон, то монтировал икону русских святых, собирая под большое стекло в одну рамку наиболее любимых святых – в центре Великого Владимира, преп[одобного] Сергия, пр[еподобного] Серафима, Киево-Печерских чудотворцев и др. Глубокая Вам благодарность за составление службы русским святым – в наше время нам нужны их молитвы как никогда. Ведь православие победит! Прилагаю каноны и стихиры из начатой составлением, но не оконченной службы Донской Б[ожией] Матери. Сам я, к сожалению, не имею слуха и способности к пению, почему это «сочинительство» не может, конечно, б[ыть] положено даже как начало составления службы. К сожалению, наш левый хор не мог исполнить стихир, кроме «Красуйся, златоглавый град Москва» и «Преславная днесь... ». и я не могу судить о звучании прочих стихир. Канон составлен по молитвам о покаянии Ефрема Сирина с небольшими добавлениями. В основу канона было положено желание, чтобы его можно было петь, почему и составлен по образцу «Отверзу уста моя... » – но это, конечно, жалкое «творение». Но что поделаешь, если нет канона и службы, специально составленной, Донской Б[ожией] М[атери] (по крайней мере, я их не нашел, а что есть у Ив[ана] Серг[еевича] 292 , то это отдельные только стихиры). Акафист составлялся почти 2 года и был просмотрен Святейшим и утвержден для чтения в Донском м[онасты]ре. Конечно, и там много несовершенного. Составление акафиста дело сложное. Если отражаются благодеяния, оказанные предкам, то потомкам они кажутся далекими, разве только народные бедствия не заставят их вспомнить. Если же писать по образцу – акафиста молитвенного, умилительного содержания, то, конечно, имеющиеся акафисты Спасителю и Божией Матери все превосходят и превзойдут.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010