Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ («Даниловская оппозиция»), распространенное в церковно-научной лит-ре обозначение архиереев РПЦ, близких к настоятелю Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского муж. мон-ря Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому) , к-рые не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх) и прекратили его поминовение за богослужением (см. ст. «Непоминающие» ). В 1-й пол. 20-х гг. XX в. вокруг Данилова мон-ря и архиеп. Феодора, авторитетного ученого-богослова, бывш. ректора МДА, существовало многочисленное сообщество пребывавших в Москве архиереев. В этот круг входили митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Варшавский сщмч. Серафим (Чичагов) , архиепископы Угличский сщмч. Серафим (Самойлович) , Черниговский Пахомий (Кедров) , Иркутский Гурий (Степанов) и др. Связанные с Даниловым монастырем архиереи активно выступали против обновленчества и вмешательства гос-ва в дела Церкви. После освобождения из-под ареста в июне 1923 г. Патриарха свт. Тихона среди епископата РПЦ возникли разные суждения о целесообразности продолжения управления Церковью Патриархом, к-рый по-прежнему находился под угрозой суда. Однако на состоявшемся вскоре в Даниловом мон-ре архиерейском совещании архиереи-«даниловцы» настояли на обращении к Патриарху с просьбой остаться во главе Церкви. Позиция «даниловцев» послужила основанием для Патриарха выразить даниловскому настоятелю признательность (Акты свт. Тихона. С. 737-738). Уважавший и ценивший архиеп. Феодора Патриарх Тихон предлагал ему должность управляющего Ленинградской епархией. Архиеп. Феодор отказался от этого назначения. Видимо, на это решение повлияло неодобрение архиеп. Феодором проводимой Патриархом Тихоном после освобождения более гибкой линии в отношениях с властями и, в частности, допущение возможности переговоров с обновленческим синодом. Против такой возможности архиереи-«даниловцы» активно выступили на состоявшемся в кон. сент. 1923 г. в Донском мон-ре архиерейском совещании, большинством голосов отвергнувшем предложение о компромиссе с обновленцами. Самостоятельная позиция архиеп. Феодора и его сторонников дала основание Патриарху шутливо назвать их «конспиративным Синодом» ( Цыпин. С. 105). Однако не следует считать, что архиеп. Феодор и единомышленные ему архиереи образовали какой-то самочинный орган церковного управления, существовавший одновременно с учрежденным Патриархом Временным Священным Синодом , и создали к.-л. структуры, обособленные от Патриаршей Церкви. «Оппозиционность» архиереев-«даниловцев» выражалась в полемике, не выходившей за пределы канонического повиновения Патриарху.

http://pravenc.ru/text/171335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 23.08.1851, г. Луцк Волынской губ.- 24.05.1940, Харьков), сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Харьковский. Род. в семье диакона. Окончил 4 класса Волынской ДС, служил учителем народной школы. Рано потеряв родителей, вел рассеянную жизнь. Во сне ему явилась покойная мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». В 1900 г. принял монашеский постриг в Донском в честь иконы Божией Матери мон-ре в Москве и был рукоположен во иеромонаха. Вскоре был назначен наместником Донского мон-ря с возведением в сан архимандрита. С 1903 г. эконом и казначей туркестанского архиерейского дома, член Туркестанского учительского совета, консистории и имп. Палестинского об-ва. В 1906 г. назначен казначеем жировицкого Успенского мон-ря , в 1910 г. переведен настоятелем Лубенского мон-ря. В 1911 г., после прославления свт. Иоасафа Белгородского , А. организовал крестный ход из Лубенского мон-ря в Белгород, в к-ром участвовало неск. сот человек. С 1917 г. настоятель Псково-Печерского мон-ря , с 1919 г. настоятель скитской церкви бывш. Козельщинского жен. мон-ря Полтавской губ. В 1932 г., после закрытия храма, А. уехал в Киев. 30 окт. 1932 г. в Киеве хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, 7 сент. 1933 г. назначен епископом Винницким. В 1934 г. был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , с 2 июня 1937 г. архиепископ Харьковский. К 1937 г. в Харькове сохранилась единственная Никольская ц. на Холодной горе. Представители властей предложили А. поделить храм с обновленцами, чтобы в одно воскресенье служил А. с правосл. клиром, в другое - обновленцы. Паства была категорически против обновленцев, и, чтобы избежать столкновения, А. предложил поделить храм: отдать обновленцам один из его приделов, с тем чтобы он был отделен стеной. Несмотря на запрет властей, через 2 недели стена была сооружена. Радея о богослужении, церковном пении, А. умел передать свою любовь прихожанам. Во время пения ектении «Подай, Господи» А. говорил: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все!»

http://pravenc.ru/text/64132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Виноградов Дмитрий Петрович; 1823 г., Москва - 24.11.1898, Данилов моск. муж. мон-рь), архим. Род. в семье диакона, служившего на моск. Даниловском кладбище. В 1846 г. окончил МДС, его сокурсниками были Костромской еп. Игнатий (Рождественский) , протоиереи Г. П. Смирнов-Платонов , В. П. Рождественский и др. С 1846 г. преподавал в Донском ДУ в Москве. В 1850 г. принял монашество, был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, в 1857 г.- в сан игумена, служил смотрителем Заиконоспасского ДУ. Указом Синода от 21 марта 1874 г. Д. был назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого можайского мон-ря . 30 марта 1874 г. в Москве, на Саввинском подворье, еп. Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) был возведен в сан архимандрита. По инициативе Д. в Лужецком мон-ре было установлено особое почитание основателя обители прп. Ферапонта Белозерского , напечатано Житие (1876), составлены акафист (1877; установлено его еженедельное пение у гроба преподобного), служба (1878), молитва святому (1883), собраны архивные материалы о преподобном, о лицах, с ним связанных. Вероятно, именно Д. составил и стихотворное житие прп. Ферапонта. В соборе и на паперти были выполнены настенные изображения, иллюстрирующие Житие святого. В 1877 г. по инициативе настоятеля была отреставрирована древняя икона прп. Ферапонта. С 1883 г. записываются чудеса, совершаемые предстательством прп. Ферапонта, а с 1873 г. по благословению еп. Можайского Игнатия (Рождественского) возобновлено двукратное в году празднование основателя обители: 27 мая и 27 дек. Также Д. установил соборное поминовение почившей монастырской братии - 15 янв.- и день пам. кн. Андрея Дмитриевича Можайского - 2 июня. С 1878 г. имя кн. Андрея стали регулярно поминать на заупокойных ектениях. В соборе мон-ря у юж. столпа была установлена копия изображения кн. Андрея из Архангельского собора в Москве, а на сев. столпе изображен сюжет основания Лужецкой обители прп. Ферапонтом и кн. Андреем. При Д. обитель посещали еп. Можайский Мисаил (Крылов), митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) .

http://pravenc.ru/text/178371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВВЦС), коллегиальный орган григорианского раскола (по имени архиеп. Екатеринбургского Григория (Яцковского) ). Возникновение ВВЦС представляло собой попытку захвата высшей церковной власти, учреждение и работа его осуществлялись при активной поддержке ОГПУ. После ареста 10 дек. 1925 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) временное исполнение обязанностей Местоблюстителя (согласно завещанию митр. Петра) возложил на себя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). К этому моменту ОГПУ подготовило самочинную группу епископов во главе с Екатеринбургским архиеп. Григорием и Можайским еп., вик. Московской епархии Борисом (Рукиным) , ведшим переговоры с ОГПУ еще до ареста митр. Петра. Они взяли на себя инициативу по созыву собрания епископов и, обратившись с этой просьбой к власти, получили на это разрешение. По приглашениям в Москву прибыло только 10 архиереев; остальные либо отказались, либо не были поставлены в известность. 22 дек. 1925 г. в Москве, в Донском мон-ре, состоялось совещание, на к-ром группа архиереев, основываясь на неправильно понятом принципе соборности, решила узурпировать высшую церковную власть, сосредоточив ее в руках группы епископов. Создание ВВЦС было прямым нарушением церковных канонов, а при наличии законных преемников Патриарха Тихона - захватом высшей власти в РПЦ. Первоначально в состав ВВЦС, также именовавшегося Малым собором епископов, вошли 7 архиереев из числа присутствовавших на совещании: Екатеринбургский архиеп. Григорий - председатель, бывш. Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв) , Можайский еп. Борис (Рукин), Симбирский еп. Виссарион (Зорнин) , Переяславский еп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) , Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин) , Усть-Медведицкий еп. Тихон (Русинов) . Остальные епископы - сщмч. Вассиан (Пятницкий) , бывш. Егорьевский, Митрофан (Русинов) , Уразовский, и Иоанникий (Соколовский) , бывш. Омский,- признали и подчинялись ВВЦС. В кон. 1925 - нач. 1926 г. к ВВЦС присоединились еще 5 архиереев: Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) , Елабужский еп. Ириней (Шульмин) .

http://pravenc.ru/text/155434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИАНСКИЙ РАСКОЛ в РПЦ (кон. 1925 - сер. 40-х гг. ХХ в.), назван по имени Свердловского архиеп. Григория (Яцковского) - инициатора создания и первого руководителя т. н. Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС). Второе, менее распространенное название раскола - «борисовщина» - происходит от имени др. организатора ВВЦС - Можайского еп. Бориса (Рукина) . Так же как и обновленчество , Г. р. был инициирован ОГПУ, к-рое использовало в собственных целях устремления части епископата к высшей церковной власти, представляемых как восстановление в Церкви коллегиального управления. Особое недовольство этих епископов вызывала практика передачи полномочий Патриарха через назначение преемников. Такое право, не предусмотренное церковными канонами, в силу исключительно трудных условий церковной жизни было предоставлено Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Патриарху свт. Тихону . После кончины свт. Тихона в соответствии с оставленным им завещанием Архиерейское совещание РПЦ 12 апр. 1925 г. признало Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . 10 дек. того же года митр. Петр был арестован. Согласно его завещательному распоряжению, патриаршие полномочия по управлению Церковью перешли к Нижегородскому митр. Сергию (Страгородскому , впосл. Патриарх). Из-за запрета на выезд из Н. Новгорода митр. Сергий не имел возможности прибыть в Москву и сообщил о принятии на себя функций временно исполняющего обязанности Патриаршего Местоблюстителя письмом, отправленным управляющему Московской епархией. Еще до ареста митр. Петра представители ОГПУ вели переговоры об условиях легализации церковного управления с архиеп. Григорием (Яцковским) и др. архиереями, недовольными твердой позицией Местоблюстителя в отношениях с гос. властями. 11 нояб. 1925 г. Комиссия по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от гос-ва (Антицерковная комиссия) ЦК РКП(б) поручила начальнику 6-го отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову «ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев» ( Цыпин. История РЦ. С. 137). 22 дек. с согласия ОГПУ в Донском иконы Божией Матери московском муж. мон-ре , где до того находилась резиденция Патриархии, состоялось совещание 10 архиереев. Остальные епископы РПЦ либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля, домовый храм рус. вел. князей и царей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) (в XVI в.- «что у великого государя в верху» или «на сенях», в XVII в.- «что у государя во дворце»). История собора Строительство в XIV - нач. XV в. Время возникновения первого престола в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Московском Кремле неизвестно. Принятая в старой лит-ре дата, 1291 г., основана на легендарных сведениях соч. «Книга о древностях Российского государства» Т. Каменевича-Рвовского (диак. Афанасьевского мон-ря на Мологе) кон. XVII в., подвергнутого еще Н. М. Карамзиным резкой критике. В. И. Фёдоровым и Н. С. Шеляпиной была сделана попытка отождествить с этой легендарной церковью фрагменты открытой ими в 60-х гг. XX в. бутовой фундаментной кладки. По их мнению, храм был деревянным на каменном основании. Однако Б. Л. Альтшуллером были высказаны справедливые сомнения в такой идентификации найденных кладок. Остается недоказанной и др. датировка основания первого деревянного храма - 1383 г. С большей определенностью датируют возведение первой каменной ц. Благовещения Богородицы на дворе вел. князя. Полагают, что она возведена до 1394 г. Однако эта временная граница условна. Ее основанием явилось предположение, что домовый каменный храм вел. князя не мог быть построен после возведения каменной церкви на дворе вел. княгини, т. е. ц. Рождества Пресв. Богородицы, освященной 1 февр. 1394 г. Др. распространенная датировка, 1397 г., связана с известием нек-рых летописей о принесении вел. кн. Василию Димитриевичу из Царьграда иконы «Спас в белорисцех». Но поскольку в тексте летописи не говорится о поставлении иконы в храме, то это сообщение не может рассматриваться как безусловное свидетельство существования самого собора в 1397 г. В наст. время строительство первого белокаменного храма датируют (М. Х. Алешковский, Альтшуллер) периодом между сер. 60-х гг. XIV в. (возведение стен московского Кремля при вел. кн. Димитрии Донском) и 1393 г. (начало строительства ц. Рождества Богородицы на Сенях).

http://pravenc.ru/text/149295.html

Некрасов А. И. Фотография. 1949 г. Алексей Иванович (7.03.1885, Москва - 25.09.1950, с. Венгерово Новосибирской обл.), российский историк отечественного искусства (Др. Руси, XVIII-XIX вв.), а также народного художественного наследия, один из крупнейших искусствоведов советского периода. Отец Н.- литератор, дед - священник в храме Христа Спасителя в Москве, семья состояла в родстве с поэтом Н. А. Некрасовым. Н. учился на историко-филологическом отделении Московского ун-та, занимался историей искусства под рук. проф. А. С. Орлова. Его кандидатское сочинение (1909; опубликовано - Некрасов. 1913) было посвящено новгородскому рукописному орнаменту XIV в. После окончания ун-та с дипломом 1-й степени в 1910 г. был оставлен при нем на 2 года для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории и теории искусства. Тогда же он начал печатать первые статьи и принимал участие в работе Славянской комиссии МАО, Об-ва древней письменности и искусства и др. В 1913 г. Н. защитил магистерскую диссертацию в С.-Петербургском ун-те, но его основная педагогическая и научная деятельность была связана с Московским ун-том, где он с 1914 по 1918 г. работал приват-доцентом. Глубокие научные знания Н. сочетались с огромной трудоспособностью и энергией. Еще будучи студентом, он начал читать лекции по истории искусства в иконописной мастерской-школе им. Н. Д. Селезнёва при Донском мон-ре (вероятно, с 1908 по 1915). В 1913-1916 гг. параллельно работе в ун-те преподавал историю и теорию искусства в Московской консерватории, где получил звание профессора (1916/17), а также преподавал рус. язык в 2 частных гимназиях (1910-1914) и в Ин-те Московского дворянства (1910-1917). Помимо этого он был профессором Нижегородского ун-та (1917-1918), зав. отд-нием древностей в Румянцевском музее (1918-1919), консультантом Кинокомитета по искусствознанию (1918), профессором в педагогических, музейных и музыкальных учреждениях Костромы (1918-1922), состоял членом Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Костромской губ. В нач. 20-х гг. XX в. стал действительным членом неск. академических ин-тов, в которых выступал с многочисленными докладами, участвовал в дискуссиях, оппонировал на защитах диссертаций, редактировал сборники и др. издания Российской академии истории материальной культуры, Научно-исследовательского ин-та археологии и искусствознания Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук, Гос. академии художественных наук; состоял членом Об-ва изучения рус. усадьбы (не позднее 1925-1930). Н. защитил канд. дис. «Ксилографический орнамент первопечатных московских книг» (1921).

http://pravenc.ru/text/2564844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681, г. Козелец, Черниговщина - 1745, Киев), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода. Род. в купеческой семье. Монашество принял в черниговском Троицком мон-ре, откуда был переведен в московский Богоявленский мон-рь. Возможно, в Москве нек-рое время жил и в Донском мон-ре. В 1717 г. был отправлен в С.-Петербург в Александро-Невский мон-рь. В 1722 г., не получив ожидаемого «увольнения в отечество» после обязательного 5-летнего служения в с.-петербургском мон-ре, Г. с клирошанином иером. Петром (Котляревским) попытался бежать из мон-ря, однако оба были схвачены и водворены обратно. Прослужил головщиком и уставщиком в Александро-Невском мон-ре еще 10 лет, в рукописном реестре мон-ря 1723 г. назван «композитором пения». В нач. 30-х гг. был переведен на придворную службу, в 1735 г. становится «при певчей музыке» царского двора начальником певчих. В 1741 г. возведен в сан архимандрита Межигорского мон-ря. Песнопения распева Г. вошли в печатный Обиход (М., 1772. Л. 147 об.- 148, 330 об.- 334). Герасимовский напев был достаточно распространен в рукописях, связанных с деятельностью клирошан Александро-Невского мон-ря и с.-петербургского Придворного хора. Были широко известны и партесные сочинения Г.: напр., в собрании Синодального уч-ща хранятся 12-голосные концерты «Богоотец убо Давид», «Бог нам прибежище и сила», «Воскликнути Господеви вся земля», «Днесь Владыко Творец», 8-голосные концерты «Не имамы иныя помощи», «На спасения стезю», «Многая множества моих прегрешений» (РГИА. Ф. 1119. Д. 66). В Кабинете рукописей Российского ин-та истории искусств (С.-Петербург) хранится рукописный сборник партесных концертов, написанный придворным певчим Гавриилом Головнёй , где помещено сочинение Г. (Ф. 2. Оп. 1. Д. 837. 1758 г.). Арх.: РГАДА. Ф. 14. Оп. 1. Д. 29. Л. 18; РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Д. 11; Д. 16. Л. 18 об., 62; Ф. 796. Оп. 26. Д. 428. Л. 1; Оп. 36. Д. 12. Л. 17; Ф. 815. Оп. 4. Д. 52. Л. 7, 7 об.; Д. 254. Л. 8; Д. 255. Л. 58 об., 64, 96 об.; Оп. 5. Д. 71. Л. 7 об.; Ф. 1119. Оп. 1. Д. 66. Л. 54.

http://pravenc.ru/text/164575.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 17.10.1708, г. Нежин - 16.09.1771, Москва), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель, переводчик Свящ. Писания, творений отцов Церкви. Род. в семье молдав. дворянина С. К. Зертиса, Амвросий (Зертис-Каменский), архиеп. Московский. Гравюра. А. Осипов. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Амвросий (Зертис-Каменский), архиеп. Московский. Гравюра. А. Осипов. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) служившего при гетмане Украины И. С. Мазепе переводчиком с румын., греч. и тур. языков. За противодействие Мазепе, стремившемуся отделить Украину от России, Петр I наградил Зертиса поместьем в Нежинском полку. После смерти отца в 1722 г. А. жил на попечении дяди - соборного старца Киево-Печерской лавры Владимира (Каменского), фамилию к-рого присоединил к своей при поступлении в КДА. Окончив ее, А. в 1728-1733 гг. учился в иезуитской Львовской академии, затем - в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1734 г. поступил в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге, где в 1738 г. принял постриг, в марте 1740 г. был рукоположен во иеромонаха. Назначен преподавателем, в 1742 г.- префектом Александро-Невской ДС, много сделал для ее устроения. С 5 апр. 1748 г. архимандрит Новоиерусалимского мон-ря , член Святейшего Синода; будучи знатоком церковной архитектуры, восстановил запущенные строения обители. В 1753 г. А. был хиротонисан во епископа Переславль-Залесского и Дмитровского с оставлением в должности архимандрита Новоиерусалимского мон-ря до окончательного восстановления обители. 7 марта 1761 г. переведен на Сарскую и Подонскую кафедру (с 1764 Крутицкая и Можайская), 7 окт. 1764 г. возведен в сан архиепископа. С 18 янв. 1768 г. архиепископ Московский и Калужский. Отличаясь незаурядными адм. и хозяйственными способностями, начал обновление соборов Кремля, запретил нанимать т. н. крестцовых попов, был опекуном московского Воспитательного дома, на содержание к-рого тратил личные и епархиальные средства. С духовенством обходился жестко, поэтому имел много недоброжелателей. А. переписывался со свт. Арсением (Мацеевичем) по вопросу о церковных имениях; по преданию, митр. Арсений предсказал А. мученическую кончину, сказав: «Ядый хлеб со мною, ты возвеличил на меня запинание и как вол ножом заклан будешь». 16 сент. 1771 г. А. был убит в Донской иконы Божией Матери мон-ре в Москве во время чумного бунта, по одной из версий, за то, что распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, а возмущенная толпа обвинила его в намерении ограбить казну Богородицы; по др.- за то, что ввиду эпидемии намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Определением Святейшего Синода от 28 сент. 1771 г. убийцы А. были преданы анафеме и повешены. Погребен 4 окт. 1771 г. в Донском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/114378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХУШТИ БАГРАТИОНИ [груз. ] (1696, Тбилиси - 1757, Москва), груз. историк, географ и картограф; сын царя Картли Вахтанга VI Багратиони . Получил традиц. духовное и светское образование при дворе, у миссионеров-католиков изучал латынь и европ. языки, математику, астрономию, историю, географию и др., много путешествовал. В. Б. знал сочинения не только средневек. вост. (мусульм.) летописцев, но и античных мыслителей (Платона, Цицерона), средневек. историков Церкви (Цезаря Барония) и совр. ему европ. историографию. Карта, составленная Вахушти Багратиони (Кекел. А–717. Л. 4v — 5r) Карта, составленная Вахушти Багратиони (Кекел. А–717. Л. 4v — 5r) В 1717-1721 гг. В. Б. командовал войском, посланным против мятежного ксанского эристава, неоднократно участвовал в сражениях с персами. В 1721 г. был назначен воеводой Картли, где по поручению царя провел перепись населения. В 1722 г., когда Вахтанг VI находился в Гяндже, временно управлял страной. Был хорошо знаком с экономическим положением Грузии, устройством чиновничьего аппарата, делопроизводством и документами гос. секретариата. В. Б. собирал материалы по истории и географии страны, составлял карты. Во время пребывания вместе с Вахтангом VI в России (1724) изучал труды российских и европ. историков, много переводил. Наряду с М. В. Ломоносовым В. Б. считался одним из основателей Московского ун-та (до нач. XX в. его имя было указано на мемориальной доске на стене здания ун-та, по нек-рым сведениям, в актовом зале стоял его бюст). В. Б. был похоронен в московском Донском мон-ре, в наст. время место, где находится его могила, неизвестно (последним ее видел в 1929 поэт Г. Леонидзе). Проведенные в 80-х гг. археологические раскопки результатов не дали. Основным фундаментальным сочинением В. Б., написанным в Москве в 1742-1745 гг. на основе собранных ранее материалов, является описание царства Грузинского, включающее исторические события «от сотворения мира» до 1745 г. и подробное описание географии страны.

http://pravenc.ru/text/149959.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010