В смутное время, когда не было на Руси законного царя и на престол вступали самозванцы, в Кострому отправилось посольство из знатных людей. Шли они в Ипатиевский монастырь, куда боярыня Марфа Иоанновна удалилась со своим сыном Михаилом. Костромское духовенство и московские послы шли к монастырю крестным ходом с иконой Божией Матери Феодоровской. Долго отказывались мать и сын, шесть часов уговаривали их, и только когда святитель Феодорит, архиепископ Рязанский, обратился к Михаилу Феодоровичу со словами: «Не противься, Государь, воле Божией; не мы предприняли сей подвиг, Сама Пречистая Матерь Божия возлюбила тебя», — только тогда при благословении матери согласился Михаил на царствование. Было это в 1613 году 14 марта (по старому стилю), с  того времени принято праздновать Феодоровской иконе Божией Матери кроме 16 августа ещё и 14марта. Когда-то эта икона находилась в Городце Нижегородской губернии, но Батый при нашествии разрушил Городец, и икона скрылась. Однажды в 1239 году на другой день праздника Успения Божией Матери, 16 августа, костромской князь, будучи на охоте, обнаружил её в лесу на сосне… Совершив молебен, духовенство в сопровождении множества народа поместило икону в соборном храме в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Поэтому она и называется Феодоровской. Не однажды храмы, где находилась эта икона, горели. Но икона чудесным образом спасалась от огня, а храмы отстраивались заново. Все цари дома Романовых любили икону Феодоровской Богоматери и поклонялись ей как своей покровительнице. Любит эту икону и простой народ. В Костромской области и по сей день Феодоровская икона «своя», и увидеть её можно во многих домах хоть в городе, хоть в деревне. Пресвятая Богородица незримо простирает Свой молитвенный Покров над всей Русской Землёй и неоднократно являла Свою чудесную помощь в святых Своих иконах. Иконы Божией Матери: Владимирская, Донская, Казанская, Тихвинская не раз спасали Россию от иноземных врагов и поработителей. Икона Божией Матери, именуемая «Державной», явилась в страшные дни, положившие начало уничтожению тысячелетнего православного царства. 2/15 марта 1917 года в самый день отречения от престола последнего русского государя Николая II явилась она в подмосковном селе Коломенское — древней вотчине русских царей.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

На оборотной стороне Донской иконы Божией Матери, которая, как предполагается, была написана знаменитым иконописцем Феофаном Греком, изображено Успение Божией Матери. В смысле иконописном это очень хорошо сохранившийся образ XIV века типа «Умиление». Богоматерь наклонила голову к Младенцу, сидящему на Ее правой руке и опирающемуся на Ее правое плечо. Ножки Богомладенца обнажены до колен. Икона выражает чувство радости, спокойствия и нежности, что создает совсем особое впечатление. В иконе видно зарождение новой русской иконописной традиции XIV века. Москва. Донской монастырь Праздник иконы: 19 августа ст.ст. 1сентября н.ст.) Икона Божией Матери «Казанская» Эта святая икона была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего дома. Матерь Божия указала во сне девятилетней девочке, где искать Ее икону. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии будущий святейший патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В том же году с нее был сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Васильевичу Грозному. В последствии, в 1594 году, святитель Ермоген составил сказание о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и написал тропарь. B 1612 году, когда русское ополчение, вдохновленное на защиту родины призывом патриарха Ермогена и под водительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освобождало Россию от поляков, Казанская икона Божией Матери прибыла под Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Нижегородское ополчение встретилось с непреодолимыми трудностями: нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, но и отбить приближающиеся свежие польские войска и смирить разбой, пьянство и измену, господствовавшие среди своих, раньше прибывших под Москву казаков и ополченцев. Что делать? Благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля. Москва. Казанский собор на Красной площади

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Митрополит вышел с духовенством к чтимому образу иконы Божией Матери «Донская», где и состоялась запись его обращения. Икона Божией Матери «Донская» Мои личные впечатления от услышанного были следующие: именно так должен реагировать и говорить пастырь Церкви в подобных ситуациях. Надо отметить, что донской архиерей был одним из первых лидеров в захваченном городе, кто адресовал своё слово к воинам, вошедшим в Ростов, и к жителям города. Очень проникновенным было увещевание к людям, которые захватили город. Митрополит обратился к ним и напомнил о том, что подавляющее большинство из них являются чадами Церкви, все они – наши соотечественники. И если была допущена роковая ошибка, то всё же есть ещё возможность принять единственно правильное решение – не допустить непоправимого. Это сохранит жизни многих людей и избавит от разрушения наш город. По-особенному сильно звучали слова тропаря: «Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави…». Все понимали – Пречистая здесь и слышит нас Все понимали – Пречистая здесь и слышит нас. Митрополит поднялся к иконе и, стоя рядом с Ней, обратился со своим словом. После все стали на колени перед чтимым образом Богоматери, и митрополит прочел молитву. Надо отметить, что во время молитвы люди плакали, и не только прихожане, но и те, кто выполнял свою работу – журналисты. Бывают ситуации, в которых человек отходит от своего привычного молитвенного правила и погружается в такую МОЛИТВУ, которая не может быть не услышана… Это была именно такая ситуация. Все разъехались по домам, но томительное ожидание непоправимого не оставляло. Через несколько часов после призвания заступничества Пречистой все услышали сообщение о том, что войска, занявшие город, уходят. Кто-то из бывших на том молебне сказал, что это какая-то мистика! Я же убеждён, что мы стали свидетелями реального действия Бога в нашей жизни. Мы ощущали молитвы тех, кто возносил их в разных уголках нашей страны: за монастырскими стенами, в храмах, в домах…

http://pravoslavie.ru/154527.html

Ее называли «Пояс Богоматери». Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры. Неожиданно на татар напал такой страх, что хан Ахмет не решился напасть на русскую рать и начал отступать. В память этого события до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь, воздвигнутый на том месте, где была встречена икона 26 августа 1395 года при нашествии Тамерлана. В 1521 году казанский хан Махмет Гирей, объединив татар казанских, крымских и ногайских в несметное войско, повел их на Москву. Московский митрополит Варлаам и весь народ усердно молились Богу перед Владимирской иконой Божией Матери о помиловании и об отвращении грозного нашествия. Великий князь Василий Иоаннович едва успел собрать рать, чтобы встретить татар на реке Оке. Однако силы были неравны. Сдерживая наступление татар, он медленно отходил к Москве. В ночь осады монахиня Воскресенского монастыря увидела, как через закрытую дверь Кремлевского Успенского собора вышли святители с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Эти святители были не живые современники, а жившие за два века до того святые митрополиты Петр и Алексий. Вот что монахиня видела дальше: у кремлевских ворот их встретили святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский (также уже почившие) и спрашивали их, куда они уходят. Святители же отвечали им, что уходят они из города, «так как люди здесь забыли заповеди Господни». «Пали тогда святые преподобные ниц перед чудотворной иконой Божией Матери и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не покинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступница в собор Успенский, и святители с Нею также, через дверь закрытую». Монахиня поспешила рассказать обо всем, что видела и слышала. Люди собрались тогда в соборе и стали горячо молиться. Татары вдруг отступили без сражения от Москвы: им привиделось, что вокруг города собралось «воинство великое, доспехами сияющее». Таким образом, предстательством Божией Матери по молитвам русского народа перед чудотворным образом Ее Владимирским Москва и отечество наше три раза чудесным образом, без кровопролития были спасены от врагов. В память этих чудесных избавлений были установлены празднества иконе Божией Матери «Владимирская»:

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Чудотворная Грузинская икона Божией Матери , согласно сказанию, была вывезена из Грузии во время завоевания ее шахом Аббасом I, а в 1625 г. выкуплена у персов Стефаном Лазаревым - приказчиком ярославского купца Григория Лыткина. В 1629 г. Лыткин послал образ в Черногорский (Красногорский) мон-рь на р. Пинеге под Архангельском. В настоящее время местонахождение первообраза неизвестно, но в 1654 г. во время эпидемии чумы его привозили в Москву, где по случаю чудесного выздоровления сына по молитве перед иконой купец Гавриил Евдокимов заказал список с нее, который был поставлен в центральном иконостасе Троицкой ц. в Никитниках, где находится и в наст. время. В Крестовоздвиженской ц. Алексиевского мон-ря на Пречистенке с 1654 г. также была известна чудотворная Грузинская икона Божией Матери (XVII в.?). После закрытия мон-ря она была перенесена в Воскресенскую ц. в Сокольниках. Еще один почитаемый список из Покровской ц. на Воронцовом поле в наст. время находится в ц. во имя св. Мартина Исповедника на Таганке. «Благовещение Московское икона Божией Матери» - чудотворный образ на стене Благовещенской ц. на Житном дворе в Московском Кремле. Согласно сказанию, образ чудесно возник на стене башни-тюрьмы, в которую был безвинно заключен некий воевода, помилованный после явления «самописанного» образа. В 1731 г. к башне была пристроена Благовещенская ц., а явленная икона оказалась внутри нее - на южной стене за правым клиросом. В XVIII-XX вв. «самописанная» икона была одной из самых прославленных московских святынь. Согласно описям ц. Благовещения (1831 и 1871), икона (190×120 см) была исполнена на штукатурке масляными красками. Храм с образом разрушен в 1932 г. Донская икона Божией Матери издревле почиталась как защитница от вражеского нашествия. В царствование Иоанна IV Грозного вел. кн. блгв. Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским, так же стали называть заложенную им перед Куликовской битвой Успенскую ц. в Коломне (1379-1382) и хранившуюся в ней икону Пресв. Богородицы (XIV в.). Перед ней молился Иоанн IV, выступая в 1552 г. в казанский поход (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). После победы образ стал гос. святыней и был перенесен в Благовещенский собор Московского Кремля. Во время Ливонской войны царь Иоанн IV брал его с собой в Ливонский и Полоцкий походы. Царь блгв. Феодор Иоаннович молился перед образом о спасении столицы от войск крымского хана Казы-Гирея (1591), в память о чем был основан Донской мон-рь, имевший список образа. Икона помогла царю Алексею Михайловичу отбить нападения крымских татар на Украину (1646), кн. В. В. Голицыну - в Чигиринских (1677-1678) и в Крымских (1687 и 1689) походах, царю Петру I - при взятии Азова (1696). В XIX в. почитались чудотворными список из Донского мон-ря (1591-1598) и список «с летописью» (1668) работы Ушакова из Малого собора Донского мон-ря. Первообраз из Благовещенского собора после раскрытия из-под записей в 1914-1919 гг. поступил в ГИМ, а с 1930 г. хранится в ГТГ.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился. Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2 Телефоны: +7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам); +7 903 670 64 74 (паломническая служба, Максим Лазарев) Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00. Подробнее... Донской мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Донской монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо. При монастыре действует гостиница. В Большом соборе чудотворная Донская икона Божией Матери - чтимый список с чудотворного образа (подлинник всегда находился в Благовещенском соборе Московского Кремля). Адрес : 117419, г. Москва, Донская площадь, 1 (м. «Шаболовская») Подробнее... Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь [ править править код ] Заиконоспасский монастырь основан царем Борисом Годуновым в Москве в 1600 г. Первое упоминание о нём в исторических документах относится к 1635 г. Известно, что располагался Спасский монастырь на Никольской улице за иконным рядом, где можно было выменять икону - отсюда название " Заиконоспасский " . Позднее монастырь стал известен как «учительский» благодаря созданной в его стенах просветительской школе, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение в России, давшее начало Московской духовной академии. Адрес: 103012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7. корпус 9. Телефон: +7(495) 921 03 78 Подробнее... Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (Москва) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

Аминь. Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. На ней изображена Богоматерь, которая склонила лик Свой к Младенцу Иисусу. Мыслью о материнской любви и заступничестве Божией Матери проникнут этот святой образ. На оборотной стороне иконы находится изображение Успения Пресвятой Богородицы. Множество славных страниц нашей отечественной истории связано с этим благодатным образом. Прославилась икона 8 сентября 1380 года на берегах Дона во время Куликовской битвы. Благодаря предстательству Божией Матери, явленному чрез икону, Русское войско разбило превосходившие силы врага и одержало славную победу. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, осенявшая Русское войско на поле Куликовом, стала именоваться Донской. Икона после сражения была передана донскими казаками в дар князю Московскому Димитрию, также прозванному Донским. Он принес святую икону в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля, а затем – в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Многие милости явила Божия Матерь христианам чрез Свой святой образ, утоляя скорби и печали, избавляя от болезней, бед и напастей. В 1591 году Русь подверглась новой грозной опасности. Крымский царевич Нураддин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском подступили к Москве, разбив свой стан на Воробьевых горах. Москвичи, возложив всю свою надежду на Бога и его Пречистую Матерь, совершили вокруг Москвы крестный ход с Донской чудотворной иконой. В день битвы, 4 июля, святой образ находился среди ратников в походной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского. Враги, устрашенные знамением Пресвятой Богородицы, обратились в бегство. В благодарность за Ее милость, явленную чрез Донскую икону, в 1592 году на том месте, где икона стояла среди воинов, был воздвигнут каменный храм в честь Божией Матери и основан Донской монастырь, а также установлено совершать празднество 19 августа. Чудотворный образ Богоматери, прославленный дивной силой Божией, привлекал к себе сердца верующих. Перед ним, как отечественной святыней, Святейший Патриарх Иов (1607; память 19 июня) совершил в 1598 году наречение на царство Бориса Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Икона: Православные иконы Казанская икона Божией Матери: справка об иконе Празднование Божией Матери 8 июля (сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Похищение образа: От иконы до рекламы В парадоксальной презентации Сергея Чапнина тесно переплетаются богословие, литургическое искусство, история, социология и реклама. «Новорусская Богоматерь»: богомыслие или недомыслие? Клеймо " Архангел Михаил побивает сатану на Красной площади " трактовано как проекция на события, связанные с приземлением Матиаса Руста в центре Москвы. Но это, по меньшей мере, странно! Горбачеву весьма далеко до Архистратига, и Матиас Руст, хотя и авантюрист, но вовсе не князь тьмы. Такое сопоставление отдает пошлостью на грани кощунства. Донская икона Богоматери. Камень нерукосечный и драгоценный Галька с острым краем сменилась бронзой и железом. Появились луки, колесницы, доспехи, мечи… Но по-прежнему останавливался взгляд жестокосердного человека на драгоценном камне, сияющим своими гранями, и человек хотел забрать его себе навсегда — чтобы согреть свое сердце, замерзающее под кожаной ризой. Выставка икон и картин из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ. Новые открытия Выставка необычна тем, что дает возможность не только полюбоваться произведениями искусства, но и узнать о сложном процессе их реставрации. В начале экспозиции размещены фотографии некоторых экспонатов, сделанные до, в процессе и после реставрации. Две иконы еще находятся в процессе реставрации — посетитель может посмотреть, как преображается икона в ходе работы специалиста. Зачем Богородице третья рука? Икона Богоматери «Троеручица»

http://pravmir.ru/tag/ikona/page/10/

Колокольня построена одновременно с храмом, четырехсторонняя квадратом на средства прихожан из кирпича обоженнаго 18-ти фунтоваго. Изображений нет. Шесть колоколов: 1-й в 156 пуд 32 фунта подпись: вылит сей колокол в Москве в заводе майорши Анны Петровны (Ред.- Венкович). Глас мой услыши Господи по милости Твоей и судьбе Твоей живи мя. 1843 года февраля 5 дня ко храму Живоначальныя Троицы на Воробьевых горах доброжелательством вкладчиками онаго храма при старосте церковном Иване Михайловиче Баранове при священнике Афанасии Скворцове и диаконе Николае Добронравове. Остальные колокола без надписей. Иконы старого русскаго письма имеется три: Донския Божия Матери, Троеручицы и икона Николая Чудотворца. Надписей на них нет. Кем подарены неизвестно, имени мастера и года написания нет, в деревянных вызолоченных рамах все за стеклом чем и обзначено дальнейшее их сохранение. Иконы Донския Божия Матери и угодника Божия Св. Николая сохраняются в первобытном виде. Священник Московской Троицкой на Воробьевых горах церкви Петр Петрович Соколов. Обучался «В Московской Духовной Семинарии. 45-ти лет священствует 21-й год». Метрика от «5-го февраля 1887-го года». В 1874 году протоиерей И. Благовещенский в книге о московских храмах сообщал, что «Троицкая на Воробьёвых горах церковь, построенная в 1811 году, имеет три придела — Святой Троицы, Святителя Николая и Преподобного Сергия. Дворов 114, душ мужского полу 506, женского - 600». Число прихожан в селе Воробьёве увеличивалось с ростом самого селения. Святыни: В храме находятся иконы XVII, XVIII, XIX веков - «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона - с изображениями Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи и Рождества Святителя и Чудотворца Николая, «Утоли моя печали» - перед иконостасом придела Преподобного Сергия. Все иконостасы церкви благолепно украшены иконами с изображением двунадесятых праздников, апостолов. Справа от иконостаса перед алтарем Святой Троицы - икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова, а слева находится икона Божией Матери «Донская», она является чтимым списком с чудотворной иконы, написанной Феофаном Греком. С той самой иконы, с которой русское воинство в день Куликовской битвы 8 сентября 1380 г. одержало победу.

http://sobory.ru/article/?object=02278

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_80038.html 26 октября 2010 В начале ноября в Москве пройдет IX выставка " Православная Русь " Источник:  http://www.patriarchia.ru Официальный сайт РПЦ МП С 4 по 8 ноября 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в центральном выставочном зале " Манеж " г. Москвы пройдет IX церковно-общественная выставка-форум " Православная Русь – к Дню народного единства " . Выставка-форум приурочена к двум праздникам, которые отмечаются 4 ноября в России: государственному – Дню народного единства и церковному – Казанской иконы Божией Матери. Выставка-форум является центральным событием празднования Дня народного единства в России и самым масштабным в России церковно-общественным проектом. Форум призван объединить усилия Русской Православной Церкви, светской власти, общественности по сохранению и развитию традиционных духовных ценностей отечественной культуры, искусства и нравственности, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, консолидации российского общества. Основная тема выставочного проекта 2010 года – " Народы-победители: вместе в истории, вместе в будущем " . В дни работы форума в Москве будет пребывать один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы – чудотворная икона Божией Матери " Жировицкая " , которая будет принесена из Белоруссии. Принесение святынь и чудотворных икон на выставку-форум " Православная Русь " является уже традицией. В прошедшие годы на выставку были доставлены Донская икона Божией Матери (2004 г.), Феодоровская икона Божией Матери (2006 г.), мощи Митрофана Воронежского (2007 г.) Великорецкая икона Николая Чудотворца (2008 г), Почаевская икона Божией Матери (2009 г.). Торжественное открытие выставки-форума состоится 4 ноября 2010 года, в 12.00. В мероприятии примут участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, представители органов государственной власти, видные общественные деятели. После открытия выставки состоится встреча Святейшего Патриарха Кирилла с лауреатами и участниками международных и всероссийских творческих конкурсов детей и юношества. Выставка будет открыта для посетителей 4 ноября – с 14.00 до 19.00; 5-7 ноября – с 10.00 до 19.00; 8 ноября – с 10.00 до 18.00. РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_80038_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010