Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь . Для него сделали список чудотворной иконы - «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15). Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178950.html

В конце XVIII - начале XIX века в Донском храме велись значительные работы по украшению его интерьеров: в 1785 году ярославский столяр Федор Зеркальников сделал резной иконостас в придел Артемия Веркольского, в 1806 - в центральный храм. Большой вклад в благоустройство внес живописец Андрей Денисов: в 1786-1798 годах он поновлял многие старые иконы, в 1803–1806 - выполнял стенное письмо в церкви, в 1808-1811 - писал новые иконы для иконостаса. Особо чтимой в приходе являлась икона Донской Богоматери. В 1899 году Донская церковь была «почти вся вновь перестроена» одним из владельцев Ярославской Большой мануфактуры А.А. Карзинкиным, израсходовавшим на ее расширение около 50 000 рублей. Донская церковь находилась на городской окраине, часть ее прихожан являлась жителями Бутырской и Донской слобод, а другая часть - крестьянами окрестных деревень, поэтому со времени основания храм имел двойственный статус. В одних источниках значится, что «оная церковь приписана к городским по благословению Преосвященного Авраама… Приход у нее - бутырские жители, притом и несколько деревень»; в других она числится в Ярославском уезде. Только в конце XIX века церковь была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда. Донской церкви принадлежала деревянная часовня на Донском кладбище, устроенная в 1905 году. С 16 ноября 1896 года в храме служил священник Константин Григорьевич Наумов, вместе с Федором Петровичем Успенским он основал журнал «Приходская жизнь» в 1898 году, но 23 декабря 1905 вышел из состава редакции. Донское приходское попечительство значится в Объединенном попечительстве закоторосльных церквей с момента образования последнего. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы - одна городская в Донской слободе, другая сельская - в деревне Осовых. Ежегодно неподалеку от Донской церкви, на Бутырском лугу, проводился трехдневный весенний праздник солнца - «Солонины», который жители всей закоторосльной части почитали «священным долгом посетить». Подобные праздники являлись отголоском язычества, они устраивались и в других русских городах, только назывались по-иному: в Костроме и Твери - Ерилы, во Владимире - Юнины, в Нерехте - Конюковки. Название праздника произошло от слова солнце (солон). Он совершался весело, оживленно. Любопытно отметить, что в начале XX века ярославцы уже не помнили, что они праздновали в эти дни. Вот как корреспондент местной газеты «Голос» объяснил происхождение слова: «Старики говорят, что в былые годы в это время здешние мясники начинали засаливать туши (для солонины) и этот торжественный момент проводили в веселии и питии».

http://sobory.ru/article/?object=20766

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан. В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход. 7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья. Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря. Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах. Тропарь, глас 4 Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

http://pravoslavie.ru/1920.html

1 сентября, в праздник иконы Божией Матери «Донская», митрополит Меркурий возглавил престольные торжества храма Донской иконы Божией Матери при казачьем кадетском корпусе имени атамана И.А. Бирюкова села Началово Астраханской области. Ранее утром того же дня епископ Ахтубинский Антоний совершил чин освящения храма. За Литургией главе Донской митрополии сослужили митрополит Астраханский Никон, епископ Ахтубинский Антоний, а также клирики Донской и Астраханской митрополий. В храме присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Сергей Пинчук, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, атаман Астраханского окружного казачьего общества Всевеликого войска Донского Константин Маркелов, депутат Государственной Думы ФС РФ Леонид Огуль, директор кадетского корпуса имени атамана И.А. Бирюкова Алексей Хаюров, а также представители городской администрации, атаманы и казаки Всевеликого войска Донского, преподаватели и воспитанники кадетского корпуса, прихожане и паломники. В этот день в храм была доставлена чтимая икона Божией Матери «Донская». По окончании богослужения митрополит Никон вручил церковные награды: во внимание к помощи в деле строительства храмов Астраханской епархии коммерческий директор «УГМК-Холдинг» Игорь Кудряшкин Патриаршим указом был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского II степени; в связи с освящением храма Донской иконы Божией Матери с. Началово епархиальной награды — медали в честь священномученика Иосифа, митрополита Астраханского и Тверского, III степени были удостоены председатель совета директоров ОАО «Астраханьгазсервис» Александр Жидовинов и сотрудник строительного отдела Астраханской епархии, директор ООО «Строй-Русь» Астраханской области Сергей Беспалов; архиерейские грамоты были вручены епархиальному архитектору Николаю Ермолину, инженеру производственных работ храма Илье Киселеву, предпринимателю Сергею Сычкову.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5496022...

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме. Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место. Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку. Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

http://pravoslavie.ru/1920.html

Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Грузии. Она была захвачена персами в 1622 году, когда персидский шах Аббас пленил грузинскую землю. Впоследствии ее купил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Во сне Лыткин получил от Бога откровение о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отправить ее в Красногорский мужской монастырь Архангельской епархии. По прибытии в Россию икона была помещена в Черногорскую обитель. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. В дремучих лесах икона прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой тогда же был снят точный список, поставленный в храме Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Смертоносная язва прекратилась.   Справка : Процесс возвращения церковных святынь начался в 90-е годы ХХ века, когда Русской Церкви было возвращено множество храмов, монастырей и движимого имущества. В 1996 году был принят Закон " О музейном фонде и музеях в РФ " , по которому, в частности, все иконы, находящиеся в государственных хранилищах как часть музейного фонда РФ, не подлежат отчуждению. То есть все, что находится в музеях, не может быть передано Церкви. А там, как известно, находятся выдающиеся святыни Русской православной Церкви: Владимирская и Донская иконы Божией Матери в Третьяковской галерее, в Ярославском художественном музее находилась Толгская икона Божией Матери, которая раз в год по разрешению светских властей и по запросу Церкви привозилась в Толгский монастырь на богослужения, посвященные этой иконе, а затем увозилась обратно. Был составлен договор между монастырем и музеем об ответственности за временное хранение. В нем прописывались и некоторые ограничения – например, не выносить икону в крестный ход во время дождя. В 2003 году ярославский музей вернул Русской Православной Церкви Толгскую Икону Божией матери. В Великом Новгороде уже в начале 1990-х годов, благодаря согласию местных властей и инициативе архиепископа Новгородского Льва, Церкви были возвращены мощи святителя Никиты Новгородского, а Софийский собор передан в совместное пользование Церкви и местного музея. Церкви также передана в пользование древнейшая святыня Великого Новгорода – икона Знамения Божией Матери. Она выставлена перед главным иконостасом Софийского собора в специальном киоте, защищающем ее от неблагоприятного температурного воздействия и от возможных актов вандализма. Тем самым она открыта для поклонения и в то же время выставлена как музейный экспонат.

http://pravoslavie.ru/17771.html

Принесение Колочской иконы Божией Матери в Москву. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 811) К. и. почиталась в Москве. Возможно, список с явленной иконы был создан еще во время принесения ее в столицу в 1-й четв. XV в. Какой-то список К. и. мог оказаться в семье государя в нач. XVI в., когда потомок удельного можайского князя был принят на службу к вел. кн. Иоанну III (Софийская I летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. Т. 39. С. 173; см. также: Волкова Л. П. Кн. Андрей Можайский и его потомки//Макариевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. С. 264-273). В Никоновской летописи упоминается, что К. и. наряду с чтимыми святынями царской сокровищницы была взята царем Иоанном Грозным в Полоцкий (Литовский) поход в начале дек. 1562 г. Среди святынь объединенного Московского гос-ва наряду с такими, как Донская икона Божией Матери , были и памятники удельной старины, напр. крест прп. Евфросинии Полоцкой (сер. XII в., мастер Лазарь Богша; см.: Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ). перед вступлением царских войск в завоеванный Полоцк 18 февр. 1563 г. вокруг города «от острожного рва по погорелому посаду» был совершен крестный ход с этими святынями, в т. ч. и с К. и. После Полоцкого похода К. и. заняла прежнее место среди святынь царских храмов в Москве (неизвестно - дворцовых или соборных). В описи Образной палаты 1669 г. упоминается икона «Явление Пречистые Богородицы Колоцкие… цка велика» в драгоценном окладе с венцами, исполненными в технике скани с эмалью ( Успенский. 1902. С. 11). Не исключено, что это была икона с сюжетом явления К. и., образцом для к-рой могли послужить композиции Лицевого летописного свода. В иконном собрании московских государей К. и. была не единственным памятником можайской святости. В описи упоминается икона с образом свт. Николая Чудотворца и кн. Андрея Можайского (Там же. С. 36). Сопоставление фигур князя, при к-ром была обретена К. и., и святителя, к-рому посвящен главный собор Можайска, указывает на неизвестные события, связанные с почитанием кн. Андрея Дмитриевича как царского «святого сродника». Князь умер в 1432 г. в Можайске, но по традиции был похоронен в московском Архангельском соборе (Ермолинская, Воскресенская летописи; ПСРЛ. Т. 23. С. 189; Т. 8. С. 96), где в 1564-1566 гг. была сделана монументальная роспись в т. ч. с его фигурой на зап. стене (к югу от входа в храм). Князь представлен в парадных одеждах, с нимбом, в 3/4-ном повороте, руки обращены в молении к круглому медальону с образом его святого покровителя, вмч. Андрея Стратилата. Этот надгробный портрет мог послужить образцом для подобной иконы (о портретах удельных князей см.: Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 167-169).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Небольшая икона Успения Б. М. над царскими вратами имеет следующую надпись; «Изображение и мера с чудотворного образа Успение Пресвятой Богородицы; обретается в Киево-Печерской лавре, над царскими вратами. Явилась в 6593 (1085) году». За правым клиросом, на боковой стене, Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая как чудотворная. Икона древняя, в серебряной вызолоченной, с таковым же венцом, ризе, весом в 9 фун. 81 золот. За левым клиросом иконы: св. Николая, в серебряной вызолоченной ризе; Неопалимой Купины, в серебряной вызолоченной ризе, со следующей надписью: «1803 года месяца ноября 1-го числа вризи весу 10 ф. 1 з., цена за фунт 36 рублей итого сумы 350 руб». Икона поступила из Николо-Сапожковской церкви. Небольшая икона Распятия и Благовещения и святителей Николая и Спиридона с частями св. мощей 132 . В трапезе иконы Божией Матери; 1) Абалакская Знамения, в серебряной вызолоченной чеканной ризе, древнего письма, бывшая храмовая Знаменского придела Николо-Сапожковской церкви; 2) Иверская и 3) «Всех Скорбящих Радость», над аркой, в серебряной вызолоченной ризе. В приделе св. Николая местные иконы из Николаевской, в Сапожках, церкви, все в серебряных вызолоченных ризах. Образ Спасителя в царском одеянии, в короне, со скипетром в левой руке и с благословляющей правой, поясной. На ризе по сторонам, на особых накладках, надписи: вверху слева: «Верен и истинен и правосудны и воинственный, очи же ему еста яко пламень огнен, и на главе его венцы мнози»; справа: «Имы имя написано, еже никто же весть, такмо он сам и облечен в ризу червлену кровию и нарицается имя его»; ниже, слева: «из уст его изыде оружие остро»; справа: «да тем избиет языки» 133 . Внизу иконы, с левой стороны, вырезана надпись: «1803 го месеца маия 1 числа, вризи весу 15 ф. 64 з., цена за фунт 38 рублей»; с правой стороны: «итого сум. всей 596 р. 66 коп». Образ Знамения Б. М., Храмовой образ св. Николая, меньшего сравнительно размера, вставлен в вызолоченную доску. Донская икона Б. М., в особом киоте, в серебряной вызолоченной ризе, с таковым же венцом. Убрус был, но ныне нет. Внизу на ризе следующая надпись: «1771 году октебря дня церквы Николая Чудотворца, что у Старого Каменного мосту, тоя же црквы при свещеннике Андрее Максимове на образ Тонской Пресвятой Богородицы сделана сия риза, весу 7 ф. 47 зол. фунтов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Одно время я занимался войной 1812 года. В частности Бородинским сражением. Этой темой 40 лет занимался покойный академик Иванов. Поле это он прошел вдоль и поперек сначала с войсками русскими, потом французскими. Говоря о сражении этом, Николай Иванович всегда утверждал, что только предстательство Смоленской иконы Божией Матери спасло наше государство и нашу армию от поражения. Об этом мало кто говорит. Еще меньше кто знает, что она была украдена в советское время на рубеже 33-38 годов. Никто не знает теперь, где она. Есть список. Сама икона более 100 лет находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля и там сейчас мы можем видеть один из величайших списков этой иконы. Это не шедевр, нельзя так об иконе, но это наивысшая красота духовного и божественного мира. Спустя столетия Смоленск вернулся под руку Москвы, после 1515 икона была перенесена в Смоленск, и с этого года каждый год совершается праздник иконе. 15 лет тому назад была принесена десница княгини Елизаветы Федоровны, крестный ход прошелся по всей нашей русской земле от Владивостока до Бреста. Эта икона все время находилась с мощами, возглавляла шествие. Надеюсь, когда потребуется, этот величайший образ займет свое место с войсками русской армии. Меня недавно спросили, зачем столько икон Богородицы, как это они так появляются. Это же просто! Если икона была явлена в Казани, то она Казанская. А есть Владимирская, которую спасал Андрей Боголюбский. Принес ее во Владимир, а потом она торжественно вошла в Москву и стала её охранять. А есть Донская, связанная с Куликовским полем. А есть Корсунская, которая связана с битвой на Курской дуге. Таких много. Божия Матерь нас любит, никогда не оставит, если мы будем соответствовать тому, что ей необходимо показать. Вернусь к учебникам. Они не отвечают на главные вопросы. Как можно не сказать о Сергии Радонежском, его воинах Ослябе и Пересвете, которые заложили фундамент русского государства, освободили. А Федор Ушаков, память которого недавно праздновали? А Серафим Саровский, как без него можно говорить об истории? А современные люди? Архимандрит Кирилл Павлов, например.

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-i-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010