Глава VIII. Положение монастырей в первой четверти XIX века (1797–1825) Содержание. Улучшение в материальном обеспечении монастырей: наделение их земельными участками и добавочным жалованьем. Возвышение некоторых монастырей на степень архимандрий и игументств. Учреждение общежития в Толшевском и Донецком монастырях. Недостатки в монастырской жизни, зависевшие от тесной связи монастырей с миром. Недостаток хозяйственности. Нестроения, зависевшие от совмещения настоятелями должностей по епархиальному управлению. Ревизия 1819 года. Инструкция казначеям. Заключение. С воцарением Императора Павла замечается поворот в отношении правительства к монастырям. 18 Декабря 1797 года состоялось распоряжение правительства об ассигновании архиерейским домам и монастырям добавочных окладов. Бедные монастыри постановлено было наделить земельными участками в размере 30 десятин на монастырь. Вместе с тем монастырям пожалованы были небольшие угодья, в виде мельниц и рыбных ловель. Одновременно с этим обнаруживается забота Св. Синода об упорядочении и возвышении монашества и монастырей. 24 марта 1799 года последовал указ Св. Синода, коим – для лучшего устроения монашеской жизни – во 1-х, во всех епархиях постановлено было учредить должность благочинных монастырей, и во 2-х, в каждой епархии постановлено было избрать по одному монастырю для введения в нем общежительного строя, с тем, чтобы этот монастырь служил показателем той нормы монастырской жизни, которая желательна для всех монастырей. Эти общие распоряжения должны были улучшить и материальное положение монастырей, и поднять в них дисциплинарный строй. В жизни придонского монашества замечается заметное улучшение, их материального быта. Монастыри приобрели себе угодья и земли: Алексеевский Акатов – близ деревни Парусной по р. Тамлыку из поляны, называемой Скупуха, в количестве 22 десятин (до 1798 г. монастырю принадлежало 8 десятин); близ р. Дона монастырю было пожаловано озеро Кужное – «для пропитания больных» (ранее там же ему принадлежало озеро Калач). Ему же дана мельница при с. Нижнем Студенце, Задонского уезда, о двух поставах и одной толчее. К прежнему денежному жалованью в 1311 р. 90 к. и 88 р. 58 к. на монастырских служителей, в 1797 г. 18 декабря прибавлено 1030 р. ассигн. Кроме того, по указам 1793 (40 р.) и 1797 г. (60 р.), отпускалось 100 р. на содержание монастырской больницы 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Дядин. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Построена в 1894г. как главный храм хутора Дядин и находящихся вблизи поселков и хуторов (Свинарев, Бородинов, Поцелуев). Строительство продолжалось более десяти лет. В его судьбе принимали участие известные зодчие — Карл Федорович Кюнцель - областной инженер-архитектор и начальник строительного отделения Области Войска Донского (с 1881 по 1892гг.) и сменивший его на этом посту в 1892г. архитектор Донской Епархии Петр Семенович Студеникин. Свято-Троицкая церковь, расположенная в хуторе Дядин Белокалитвенского района, является памятником архитектуры конца XIX века, редким на Дону образцом церковной постройки в византийском стиле. Здание требует проведения аварийно-спасательных работ, капитальной реставрации для воссоздания утраченных архитектурных элементов и исторического облика фасадов и интерьеров на период конца XIXb. Необходимо создание охранной зоны исторического места храмовой площади и церковного подворья. «Он все равно прекрасен. Вопреки времени и безвременью, войнам и революционерам, израненный полуразрушенный, и полузабытый на краю исчезающего хутора Дядин, но так и неутративший своей первозданной гордой стати. В храм Святой Троицы не приходят, а скорее приезжают — у нас нет прихода в обычном понимании. Архитектура здания храма напоминает Вознесенский собор Новочеркасска. История строительства Свято-Троицкого храма берет начало в конце 1882г., когда жители поселков Дядина и Поцелуева Усть-Белокалитвенской станицы Донецкого округа ОВД написали ходатайство о строительстве церкви Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Митрофану. В связи " с отдаленностью церкви от станицы Усть-Калитвенской, в приходе которой состояли граждане этих хуторов, а также в связи с пролегающим через хутор Дядин трактом " , казаки просили " благословения и разрешения постройки Храма Божия во имя Святой Троицы, в хуторе Дядином Усть-Белокалитвенской станицы на средства в три тысячи четыреста пятнадцать рублей серебром с семьюстами рублями сельскими суммами, пожертвованными гражданами поселка Дядина " .

http://sobory.ru/article/?object=14905

Епархия в эпицентре войны Интервью священника Георгия Гуляева 3 июня, 2015 Интервью священника Георгия Гуляева Пресс-секретарь Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, настоятель Свято-Игнатьевского храма протоиерей Георгий Гуляев – профессионал, и давать интервью, общаться с различными СМИ для него – привычное дело. Но ему всё равно трудно говорить про войну. Слушая отца Георгия, понимаешь, что если тяжело просто говорить, то каково же – жить там, где война… – Отец Георгий, когда лично для вас началась война? – Было определенное предчувствие еще до того, как начался вооруженный конфликт на Донбассе – в стране в целом накапливались противоречия, и люди не хотели решать их мирным путем. И то, что накапливалось, прорвалось в таком уродливом виде, как война. А это события, связанные со страданиями людей, с их болью, с ограничением их прав, с реальными смертями. Как священник, я и раньше сталкивался с разными сторонами жизни, не только с праздничными, и видел, как люди болеют, как умирают. Но война – это сосредоточение страданий и ужаса. Всех коснулась эта боль. Война – это состояние, это то, в чем находишься постоянно. И не важно, идет ли в данный момент обстрел или бой, ведь есть ещё экономическая блокада, ложь пропаганды, расставание с близкими, бедность, страх… Раньше про войну я знал из фильмов, где все это сконцентрировано в два часа экранного времени. Посмотрел в кинотеатре и вернулся к спокойной жизни. А здесь это состояние всегда с тобой. Особенно выпукло лично для меня война начала себя показывать, когда прилетели самолеты и начали бомбить Донецкий аэропорт. Тогда возник вопрос об эвакуации. Я пообщался с прихожанами, сказал: «Кто может, пожалуйста, выезжайте». Отправил в эвакуацию свою семью, собрал детей прихожан и на автобусе вывез в пансионат. Мы очень надеялись, что это все уладится за месяц-два. Но вот тянется уже год. Такой вот у нас неприятный юбилей – год войны. Иногда посмотришь на небо, цветущие сады, людей и думаешь: «Да вроде бы и нет войны». А потом пройдешь мимо уже частично позараставших травой воронок, потому что жизнь же все равно жительствует, и вспоминаешь все. От войны никуда не деться, и ты понимаешь, что уже живешь не так, как жил раньше.

http://pravmir.ru/protoierey-georgiy-gul...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В среду верующих вносится соблазн и недоверие к священноначалию» Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион выступил с обращением в связи с появившейся критикой решений Архиерейского собора 14.03.2013 1749 Митрополит Донецки й и Мариупольский Иларион выступил с обращением к пастырям, монашествующим, мирянам, всем верным чадам Донецкой епархии Украинс кой Православной Церкви в связи с появившейся критикой решений Архиерейского собора, сообщает «Донбасс Православный». Начав свое обращение с напоминания о том, что 2-5 февраля 2013 года в Москве состоялся Освященный Архиерейский собор епископов Русской Православной Церкви, принявший ряд важных решений, владыка отмечает, что к нему, как правящему архиерею, «стали поступать сведения о необоснованной критике соборных решений некоторыми мирянами, которые своими высказываниями ставят под сомнение соборный принцип церковного устроения». «В сложное для Церкви время, когда каждый из нас должен проповедовать Евангелие и хранить верность канонам, в среду верующих вносится соблазн и недоверие к священноначалию. Группы сектантского толка, ставящие во главу угла собственное учение о спасении и роли Таинств в жизни христианина, безапелляционно выдают свои заблуждения и лжеоткровения за волю Божью, прикрываясь принципом соборности и гласности. Эти люди, скрывающие имена своих лидеров, анонимно распространяют листовки и печатные издания, где, прикрываясь цитатами из Священного Писания и авторитетом святых отцов, смущают верующих», - говорится в обращении архиерея. По мнению митрополита Илариона, «одним из основных методов подобной сектантской активности служат участие во всевозможных " тайных молебнах " с чтением неканонических молитв, " паломничество " к тайным старцам, а также сбор подписей под различного вида прокламациями и обращениями. Последнее особенно активно используется некоторыми вербовщиками и сочувствующими им ревнителями». «Дорогие отцы, братья и сестры! Обращаюсь к Вам с архипастырским увещеванием относительно подобного рода, по сути антицерковной, деятельности.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/14/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > На Украине богомольцев обсервируют Украинские чиновники, возмущённые многолюдьем на пасхальных Богослужениях в Почаевской и Святогорской Лаврах, перекрыли Донецкую область и Почаев и завели пять дел на клириков УПЦ МП 22.04.2020 1510 Время на чтение 5 минут Торжественные богослужения праздничной Пасхальной ночи возглавил в Святогорской Лавре наместник обители, викарий Донецко й епархии митрополит Святогорский Арсений, сообщается на сайте Лавры . Накануне, 18 апреля, в 20:00 в Успенском соборе обители началось чтение Деяний апостольских, которое совершали попеременно братия монастыря. В 22:45 состоялась встреча митрополита Святогорского Арсения и были совершены входные молитвы. В 23:00 началась полунощница. Её возглавил благочинный обители архимандрит Галактион (Вуйченко). По 9-й песни канона Плащаница Спасителя была внесена духовенство в алтарь и положена на престоле. Ровно в полночь 19 апреля начался пасхальный крестный ход, который возглавил митрополит Арсений в сослужении епископа Иннокентия (Шестопаля) и всего лаврского духовенства. По троекратном обхождении Успенского собора у главного его входа митрополит Арсений возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во векивеков» начал пасхальную утреню. По совершении утрени были пропеты часы и состоялась встреча Благодатного огня, доставленного из Иерусалима. Затем была отслужена Божественная литургия. Под утро, по окончании Литургии, митрополит Арсений возглавил крестный ход, во время которого священнослужители освятили приношения паломников. Богослужебные песнопения исполняли два братских хора Святогорской Лавры. Трансляция пасхальной службы осуществлялась информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры на канале YouTube и на странице Facebook, а также украинскими телевизионными каналами «NEWSONE» и «ОРБИТА». Опубликованные на сайте Святогорской Лавры фотографии свидетельствуют о том, что даже коронавирус не помешал богомольцам в большом количестве собраться в обители в пасхальную ночь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/22/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Христианство нельзя использовать для политической борьбы» Православные священнослужители о высказывании протоиерея Георгия Коваленко, заявившего, что ополченцы Новороссии нарушают евангельские заповеди 15.09.2014 1441 Время на чтение 8 минут Глава синодального Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Георгий Коваленко считает, что жители юго-востока страны нарушают евангельские заповеди, передает «Интерфакс-Религия». «Сепаратизм - это раскол. Сепаратисты - раскольники. И наоборот. Раскол - это сепаратизм. Раскольники - это сепаратисты. Господь заповедовал своим ученикам единство. Поэтому раскол нужно уврачевывать», - написал священник на своей странице в соцсети. По его словам, Церковь призывает народ Украины к единству. «Целостность страны нужно сохранять и восстанавливать», - добавил представитель УПЦ. По его мнению, украинская власть сегодня защищает «добро от зла». Это уже не первая критика со стороны отца Георгия в адрес ополченцев. Недавно получило резонанс еще одно высказывание спикера Украинской Православной Церкви – он заявил, что Крым «должен быть возвращен в состав украинского государства». Отметим, что все публичные представители собственно Московского Патриархата подчеркнуто сохраняют нейтралитет в украинском вопросе, настаивая лишь на необходимости мирного разрешения конфликта и напоминая, что в Донецке и Ужгороде равно живут прихожане единой Церкви. «Как бы вы прокомментировали это высказывание о. Георгия? Кто для вас защитники Новороссии - сепаратисты или ополченцы? Что бы вы ответили на обвинения представителя УПЦ?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, напомнил, что на территории УПЦ есть такое место – Свято-Успенская Почаевская лавра. «И там жил, как бы сейчас бы сказали, один сепаратист, которого, правда, почему-то все-таки почитают в Православной Церкви как святого. Его зовут Иов Почаевский. Он отстаивал православие и боролся против попыток соединить Православную Церковь с Католической. Наверное, сегодня пресс-служба Украинской православной церкви и отец Георгий Коваленко назвали бы Иова Почаевского сепаратистом, так как он выступал за отделение православных от католиков. По моему разумению, он все-таки был Святым подвижником, который не дал возможность стереть православие с Украинской земли. А вот отец Георгий смешивает вещи, которые смешивать нельзя: политику и веру. Их нужно разделять. Нельзя планы людей, желающих уничтожить Украину, оправдывать евангельскими словами», - заключил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/15/hr...

заседание Священного Синода Русской Православной Церкви ЦВ 11 (456) июнь 2011 /  9 июня 2011 г. 17:25 Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви: итоги 30 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Луганский и Алчевский Иоанникий; архиепископы Берлинский и Германский Феофан, Петрозаводский и Карельский Мануил, Астраханский и Енотаевский Иона, Томский и Асиновский Ростислав. Церковные и церковно-общественные мероприятия Священный Синод заслушал сообщения Святейшего Патриарха Кирилла об участии Русской Православной Церкви в памятных мероприятиях, посвященных 25-й годовщине катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Члены Синода выразили благодарность украинской стороне за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху и сопровождавшим его лицам, за участие в подготовке и проведении в Киеве международной конференции «После Чернобыля: общая боль, общая забота, общая надежда. Осмысление итогов и уроков катастрофы» и сочли необходимым дальнейшие общецерковные усилия, направленные на помощь людям, несущим на себе последствия катастрофы. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о состоявшемся первосвятительском визите на Украину, в ходе которого Предстоятель Русской Церкви посетил Донецкую и Харьковскую епархии, члены Священного Синода выразили благодарность священноначалию Украинской Православной Церкви и представителям государственной власти за внимание и теплый прием, оказанные Первоиерарху и делегации Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/news/zasedanie_svyas...

Как Париж помогает Донбассу Кто и как собирает помощь для Донбасса во Франции и что известно там о событиях на Украине 12 января, 2015 Кто и как собирает помощь для Донбасса во Франции и что известно там о событиях на Украине «Правмир» неоднократно писал о том, как пострадавшим на Украине помогают Синодальный отдел РПЦ и частные фонды в России. Сегодня на ту же тему мы имеем возможность посмотреть с другой стороны. Гуманитарную помощь на Донбасс везут и из Франции. О том, как и кто собирает помощь для Донбасса во Франции и что известно там о событиях на Украине. Как проверить добросовестность получателей помощи и что из произведенного в Донецке вызывает у французов небывалый ажиотаж, мы говорим с Екатериной Матвиенко, президентом ассоциации AFOD – «Помощь семьям и сиротам Донбасса», действующей под покровительством Корсунской епархии. О том, как всё начиналось Собственно, AFOD – ассоциация молодая, она возникла летом 2014 года. По сути дела, за этим громким названием скрывается группа людей, неравнодушных к происходящему.  Рассказывает Екатерина Матвиенко: «С июля месяца я, уроженка города Краматорска, который был в эпицентре военных событий этого лета, стала собирать гуманитарную помощь для Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Донецкой области. До приезда во Францию в 2007 году, несколько лет я была на послушаниях в обители, поэтому хорошо знаю игуменью Анну Морозову и ещё многих, в том числе насельниц богадельни. Летом обитель приютила несколько сотен человек; раскладушки ставили в мастерских, места всем не хватало. Самому маленькому из переселенцев было всего пару месяцев. В июле Ольга, мама троих детей, которая находилась в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре, вся в слезах пришла к игуменьи Анне. Настоятельница подумала, что у той что-то случилось, но выяснилось, что просто закончились памперсы для ее маленьких детей. Эта мама жила в городе, который ежедневно бомбили, можно себе представить тот стресс, который она переживала. На тот период обители никто не помогал, кроме нас. Благодаря нашей помощи обитель могла купить не только памперсы, но также еду, печенье и конфеты.

http://pravmir.ru/parizh-donbassu/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945) И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ), ставшей переломным этапом во взаимоотношениях между гос-вом и большинством религ. объединений в СССР, гос-во продолжало проводить курс на построение «безрелигиозного общества», что выливалось в гонения против существовавших религ. общин и духовенства. В первую очередь это относилось к наиболее крупной из всех существовавших в СССР конфессий - РПЦ. Очередная масштабная волна закрытия молитвенных зданий и гонений на духовенство всех исповеданий пришлась на 1937-1941 гг. Только в 1937 г. было закрыто более 8 тыс. правосл. храмов, ликвидировано 70 епархий и вик-ств, расстреляны ок. 60 архиереев, замучены десятки тысяч правосл. священно- и церковнослужителей, а также верующих мирян ( Шкаровский. РПЦ при Сталине и Хрущёве. С. 92; см. также в ст.: Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период//ПЭ. Т.: РПЦ. С. 186-187). В 1940 г. число правосл. общин в СССР составляло 8279, из них большинство находилось на территории присоединенных в 1940 г. Прибалтики, Молдавии, зап. областей Украины и Белоруссии. В РСФСР к 1940 г. было зарегистрировано 950 общин, однако реально действовали ок. 100 храмов, находившихся в основном в крупных городах. На Украине были закрыты все правосл. церкви в Винницкой, Кировоградской, Донецкой, Николаевской, Сумской, Хмельницкой областях, по одной церкви действовало в Ворошиловградской, Полтавской, Харьковской областях. В Киевской епархии из 1710 приходов, существовавших до 1917 г., сохранились 2. Гос. политика в отношении общин др. религий и исповеданий (старообрядчество, католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм, буддизм и др.) также осуществлялась в форме гонений против «служителей культа» и через сокращение числа молитвенных зданий. В кон. 30-х гг. обычным явлением были судебные процессы над руководителями религ. объединений, к-рые обвинялись во «вредительско-шпионской деятельности», «связях со спецслужбами иностранных государств» и т. п.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Митрополит Онуфрий просит Петра Порошенко защитить священников Донбасса от неправомерных действий силовиков С лежащего и связанного священника силой сорвали крест, стреляли у головы и продолжали издеваться и осуществлять психологическое давление. 1 августа, 2014 С лежащего и связанного священника силой сорвали крест, стреляли у головы и продолжали издеваться и осуществлять психологическое давление. Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий обратился к президенту Украины Петру Порошенко с просьбой защитить священников Донбасса от неправомерных действий силовиков. Приводим перевод текста обращения с украинского языка. Ваше Высокопревосходительство! Глубокоуважаемый Петр Алексеевич! Свидетельствуя о своем искреннем уважении, обращаюсь к Вам по поводу таких событий. Ко мне, как Местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры, обратился управляющий Донецкой епархией Украинской Православной Церкви митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и сообщил о нарушении прав и свобод верующих и вмешательстве в деятельность приходов Донецкой епархии Украинской Православной Церкви. 13 июля 2014 в городе Красноармейск Донецкой области в Свято-Михайловском храме во время Божественной литургии зашли неизвестные вооруженные лица в форме защитного цвета и своими действиями мешали проведению богослужения. Прихожане попросили их покинуть храм. Эти же неизвестные лица на территории храма начали расспрашивать прихожан о налогах, о том, зачем на территории храма есть охрана, а в конце разговора пообещали вернуться снова. В тот же день, после Литургии, настоятель Свято-Михайловского храма города Красноармейска протоиерей Александр Кондратюк в устной форме обратился к начальнику Красноармейского ГО ГУМВД в Донецкой области В.В. Поляху с просьбой помочь в установлении личностей вооруженных людей, которые находились в храме. Священника заверили в том, что помогут. Вечером протоиерею Александру позвонил начальник СБУ Красноармейска В.В. Галузинец и попросил о личной встрече.

http://pravmir.ru/mitropolit-onufriy-pro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010