Но Маркову утвердили. И, опять же по стечению обстоятельств, именно с нее начались съемки фильма. Это были воспоминания Гали Четвертак, в кино такой режиссерский прием называется флэшбэк. В тот день Маркова снималась в образе Любови Орловой с партнером Кириллом Столяровым. По сценарию действие происходит в цирке, но снимали в павильоне киностудии. Опять же был мороз, но актрисе пришлось бегать в кадре босиком и в тонком платье. Чтобы Маркова после этого не выбыла из строя, ее растирали чем только можно. Пронесло. В тот раз она не заболела. Но эти первые испытания в ее актерской карьере оказались лишь цветочками по сравнению с тем, что ее ждало дальше на съемках у Ростоцкого. Об этом чуть позже. А пока перенесемся в приволжский город Саратов. В местное театральное училище. Студенты актерского отделения репетируют дипломные спектакли, в зрительном зале, в углу – малоприметная женщина. Кто она и что тут делает – молодых актеров не волнует. Они увлечены ролями. Среди них выделяется девушка Ирина, она темпераментна, легка, пластична. Женщина не сводит с нее глаз. Сама же Ирина даже не представляет, что в эти самые минуты решается ее будущее. Ирина Долганова После репетиции одинокая зрительница, а это была Зоя Курдюмова, приглашает студентку Саратовского театрального училища Ирину Долганову на пробы в Москву. «Зоя Дмитриевна Курдюмова – это удивительная женщина была, – делится воспоминаниями о втором режиссере фильма Ирина Долганова, – у нее всегда было потрясающее чутье на актеров. Она посмотрит на человека – и сразу понимает, куда и на какую роль его брать. И уже советует Ростоцкому. Тот с ней почти всегда соглашался!» Долганову Зоя Дмитриевна заприметила на роль интеллигентной Сони Гурвич. Но последнее слово – за режиссером, так что студентке еще предстояло показать себя на пробах. Пробы сложились неудачно. Подвел партнер, один из многочисленных претендентов на роль старшины. Имя этого актера Ирина Валерьевна за давностью лет запамятовала. Зато прекрасно помнит его лицо.

http://pravoslavie.ru/112757.html

Чтобы избежать дальнейших столкновений с обновленцами, В. решил принять на себя подвиг юродства, на этот поступок его благословил иеросхим. Алексий. Взяв в московской психиатрической клинике доктора Ганнушкина справку о том, что был на консультации по поводу «истероневрастении», В. вернулся в кон. окт. 1922 г. в Н. Новгород. 1 нояб. он представился умалишенным, 3 дня пробыл в психиатрической лечебнице, затем поселился в семье своего духовного сына Р. А. Карелина. Живя почти затворнически, В. написал свой первый труд - «Основы искусства святости (Опыт изложения православной аскетики)». Книга явилась плодом осмысления знаний, приобретенных В. за годы учебы в ДА и позднее благодаря чтению аскетической литературы. В книге цитируются произведения св. отцов, комментарии автора в основном касаются явлений светской культуры. Не имея в то время еще достаточного духовного опыта, В. плохо ориентировался в действительности, судил о ней во многом умозрительно, руководствуясь сиюминутным настроением, не выверенным житейским опытом. Эта духовная незрелость была, с одной стороны, причиной смятения В. перед обновленцами, вызванного неумением отличить послушание от беспринципности, с др. стороны, наложила печать на сочинение епископа. Впосл. В. предполагал исправить текст книги, но этот замысел остался неисполненным. В 1931 г. В. переехал в Москву, поселился в квартире брата своей келейницы В. Долгановой. 15 марта 1933 г. епископ был арестован вместе с Долгановой, ее сестрой Фаиной и иером. Киприаном (Нелидовым) , заключен в Бутырскую тюрьму. Епископа обвинили в создании тайного мон-ря, «куда вербовалась молодежь и обрабатывалась в контрреволюционном духе», последнее обвинение он категорически отверг. 10 мая 1933 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило В. и иером. Киприана к 3 годам ИТЛ, Долгановы были сосланы на тот же срок в Северный край. 12 июня 1933 г. В. прибыл в Алтайский край в 7-е Чуйское отд-ние 3-го лагерного пункта Сиблага ОГПУ, где заключенные занимались строительством дороги. От работы епископ отказался, получал штрафной паек. Его поселили в худшем бараке, среди отъявленной шпаны; чтобы не слышать сквернословия, В. целый день ходил вдоль стены лагеря. Владыка ни с кем не разговаривал, а если что говорил, то непонятное. Врач лагерной больницы М. К. Шитова, сжалившись над архиереем, выписала ему направление в Томскую психиатрическую больницу с диагнозом «шизофрения»; через 2 месяца В. вернули в лагерь, но вскоре его снова отправили в психиатрическую больницу в Томск.

http://pravenc.ru/text/154275.html

В итоге выбрали семью из Хакасии. Муж – учитель английского, жена – математики. Молодая пара, ребенку полтора года. Семейные люди надежнее, есть хоть какая-то гарантия, что человек не сбежит. Ребята прилетели к нам 2 августа. Муж уже пристроил к дому углярку, готовится к зиме. Для малыша нашли место в садике. До них еще один учитель из Тольятти приехал – семья осталась дома, но он обещал как минимум год проработать. Вернулась наша бывшая выпускница, один учитель из Дудинки и наш бывший педагог с Украины. Получается, шесть человек – теперь у нас полный комплект. Конечно, мы их подготовили заранее, чтобы не было неожиданностей, помогаем обустроиться. По закону края им будут возмещены все затраты на проезд и выплачены подъемные. Это уже немало. Волочанка – поселок в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Входит в городское поселение города Дудинка. Население – 530 человек. Расстояние от краевого центра, Красноярска – 1666 км по прямой, от Москвы до Волочанки – 3132 км по прямой. Поселок был создан искусственно во время коллективизации, объединением нескольких промысловых хозяйств. Команда «трактор» Волочанка входит в состав Таймырского и Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Это Крайний Север. Та часть России, которую обозначают как «Заполярье», зима здесь почти круглый год. Добраться до этого поселка из Красноярска просто так обычному человеку невозможно. Билет на самолет до Норильска в сезон отпусков стоит 36 000 рублей, потом на вертолет до Волочанки еще 9 000 рублей. Получается около 50 000 только в одну сторону. Покупать билеты нужно как минимум за полгода. На вертолет сначала записаться по телефону, а выкупить лишь за час-два до вылета. Будет он или нет, никогда точно неизвестно, все зависит от погоды. Ветер, туман, – и люди неделями не могут вылететь. Машинами по зимнику еще сложнее, можно месяц пробиваться через сугробы. Но семья директора школы Дениса Теребихина не испугалась и с энтузиазмом делает в экстремальных условиях то, что в обычных, на материке, кажется подвигом.

http://pravmir.ru/creative/direktor-shko...

Г. Лабутиной православного вероисповедания, м. Филарет, извиняя незаконный поступок последней (т.е. венчание в раскольнической часовне), как «дело погрешительной совести», вооружается против поступка беглого попа, повенчавшего этот брак, – как такого поступка, который «не есть терпимый». «Ибо если православный священник, рассуждает Московский святитель, наказывается за обвенчание лица чужого прихода, то раскольнический поп, только по снисхождению гражданского правительства терпимый, за обвенчание и совращение в раскол лица православного тем более от правосудия не ограждается; первое же действие правосудия против беглого есть не терпеть его более, как беглого, а препроводить к начальству, от которого он сделал побег» 679 . Таково же было решение м. Филарета по поводу брака мещанки Федосьи Ермолаевой, – православной, с раскольником мещанином Долгановым, совершенного на Рогожском кладбище. Когда Федосья Ермолаева обратилась к Московскому епархиальному начальству с прошением освободить ее от сожития с раскольником Долгановым и дозволить ей вступить в законный брак с лицом православного исповедания, м. Филарет, в резолюции по этому делу, признал этот брак «ничтожным, поскольку он совершен не в церкви, священником, не имеющим права священнодействовать, с совращением православного лица в раскол», и потому дозволил «просительнице вступление в законный брак». Вместе с тем «о обнаруженном поступке раскольничьего попа, совершающего (браки) без законного права, и особенно противозаконно принявшего лице, принадлежащее православной церкви», он велел «отнестись на рассмотрение Московского военного генерал-губернатора» 680 . Наконец, по делу о браке православного крестьянина Аксенова, заключенном с раскольницей на Рогожском кладбище, м. Филарет, в отношении к Московскому военному генерал-губернатору, просит «обратить действие начальственного внимания и справедливости» не только «на венчавшего» этот брак попа, но и «на самую часовню», «которые в нарушение прав господствующего вероисповедания и общественного спокойствия совратили и не по принадлежности в свое ведение приняли члена православной церкви» 681 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Итак, два очень умных друга, как говорится, «метель да вьюга», возомнившие себя спасателями России, порешили промеж себя освободить Царскую Семью, да и всю Россию от «страшного мужика-разбойника». Однако, результат получился обратный: своим неуемным темпераментом они понагородили столько, что разгребать созданные ими вокруг имени Григория Распутина завалы приходится до сих пор, а сколько неприятных переживаний они причинили обожаемым ими на словах монархам, наверное, не поддается описанию. Изложение С. С. Ольденбургом дальнейшего развития событий дает дополнительный штрих к характеру и манере поведения еп. Гермогена: «За это время епископ Гермоген, человек фанатически убежденный, но крайне неуживчивый, выдержавший в своей епархии борьбу с местными властями, был приглашен в состав Синода. Там он тотчас же вошел в конфликт с большинством иерархов и с обер-прокурором В. К. Саблером и обратился к Государю в Ливадию с телеграммой, резко обличая Синод в попустительстве ересям, за допущение молитв за «инославных» и за благожелательное в принципе отношение к учреждению должности «дьяконис». Видя, что епископ Гермоген мало подходит к коллегиальной работе в составе Синода, Государь, по предложению В. К. Саблера, издал распоряжение о том, чтобы епископ Гермоген вернулся обратно в свою Саратовскую епархию». 61 Вместо того, чтобы подчиниться распоряжению Государя и успокоиться, епископ Гермоген (Долганов) вместе с иеромонахом Илиодором (Труфановым) в присутствии Мити Козельского и Ивана Родионова 16 декабря 1911 г. на Ярославском подворье Санкт-Петербурга попытались обличить Григория Распутина-Нового и силой взять с него обещание никогда больше не бывать у Царя и Царицы. Все происходило в крайне грубой, вероломной и недопустимой форме насилия и принуждения, а по утверждению Григория Ефимовича, его пытались оскопить. 62 Описание того, что произошло на Ярославском подворье, приводит А. В. Герасимов: «... епископ Гермоген вместе с Илиодором завлекли Распутина, с которым они до этого состояли в дружеских отношениях, на квартиру Гермогена в Александро-Невской лавре [ здесь неточность: инцидент произошел на Ярославском подворье, Васильевский остров ] и, под угрозой насилия, требо­вали от него поклясться на кресте и евангелии в том, что он не будет больше посещать царский дворец и вообще поддерживать отношения с членами царской семьи. Но Распутин вырвался от них и изобразил дело Государю так, как будто бы это было покушение на его жизнь. Разгневанный Государь после этого отдал предписание о высылке епископа Гермогена, который до того вре­мени пользовался большим благорасположением царской семьи». 63

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/28/...

Думаю, что лучшие образцы духовного образования и воспитания, традиции, которые сохраняет и развивает Афон, должны оказывать влияние на все светские учебные заведения России. И все великие русские педагоги – Ушинский, Рачинский, Макаренко и многие другие – черпали свои знания из этого истока, который генерирует высшие духовные ценности и идеалы. Добрая традиция возрождается – А как практически сегодня можно продолжать эту традицию? – Все упирается в воспитателей. Должны быть критерии отбора будущих преподавателей и воспитателей. Здесь важно призвание: не всякий может быть монахом, священником, ученым, педагогом. Не все способны, а некоторым это просто противопоказано. Простая вещь – настоящий монах, священник отличается даже внешне (не говоря уже о внутреннем мире) от светского человека: он более благообразный, благожелательный, добрый, открытый, от него веет благодатью. Сегодня в школе начали преподавать Основы православной культуры. Это хорошо, но нужны квалифицированные кадры. Иногда учитель говорит, и дети замирают, сказанное захватывает. А если материал излагается скучно – ученики не знают, чем им заняться. Но и родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их дети изучали православие. Простой пример. Зайдите в любой музей: если человек не знает своей веры, не знаком с содержанием священных книг, что скажут ему великие произведения? А если он знаком со Священным Писанием, то при встрече с картинами великих мастеров он будет потрясен, получит новые ощущения, новые стимулы для творчества, для развития. А многие родители этого не понимают, потому что сами недостаточно образованы и воспитаны. Человек, не знающий Ветхого, Нового Завета, не образованный религиозно, духовно, не поймет искусства, классической музыки, литературы – Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Лескова, да и всего искусства в целом. В лучшем случае он усвоит произведения поверхностно. Все великие русские философы были глубоко религиозными, верующими. Как человек, не имеющий религиозного образования, поймет Соловьева, Лосского, Бердяева, Франка и других? А это суть достижений всей человеческой мысли. Ребенок должен получать религиозное образование и воспитание в детском саду, в школе, в вузе. И родители должны понимать необходимость этого.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=38&iid=252...

– В 2016 г. мы вспоминали 1000-летие присутствия русских монахов на Афоне. По документу – это так, хотя на самом деле русские поселились на Святой Горе гораздо раньше, и они действительно осуществляли духовное подвижничество в самом высоком смысле слова. И чем дальше развивается человеческое общество, тем большее значение приобретает Афон – как духовный центр мирового уровня, хранящий, вырабатывающий высшие духовные идеалы и ценности. И в этом смысле вся та гигантская работа, которая проводилась и проводится подвижниками Афона, изначально носит педагогический характер. Но не в узком смысле слова, когда мы рассматриваем педагогику как науку об образовании и воспитании, а в самом широком, универсальном понимании, когда богооткровенные истины ложатся в основу критериев, ценностей, и, если можно употребить в этом случае термин «универсальных моделей» – образования и воспитания человека. «Безумно критиковать воспитателя» Если мы откроем священные книги разных народов – Новый, Ветхий Завет, или учения Будды, Конфуция, то увидим, что опыт, мудрость и все самое высшее, что вырабатывает человечество, передается от человека к человеку, причем лично, а не просто, как сейчас, через какую-то трансляцию средств массовой информации. Возьмите индусов, древних египтян, народы, которые жили в Двуречье, – все у них персонифицировано, поименовано: такой-то учился у такого-то великого гуру, мыслителя, философа, духовного подвижника, а у него – следующий. В Древней Греции у Сократа учился Платон, у Платона – Аристотель и т.д. В иночестве духовный руководитель, духовник также – личностно – направляет монаха на праведный путь. Самые великие представители иночества, умные, талантливые, беспрекословно воспринимали то, что исходило от духовника. С древних времен считалось, что отношения «учитель – ученик», «воспитатель – воспитанник» не терпят никакой критики. Учитель, духовник, воспитатель – это представитель Бога на земле, он передает не свое, личностное, а Божественное слово. Сегодня – распространенная картина, когда ученик делает критические замечания в адрес учителя. Раньше это было исключено. Не потому, что люди не понимали, что у ученика может быть свое мнение, а именно потому, что учитель – это человек, передающий сокровенное знание свыше.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=38&iid=252...

Но ворвавшийся соглядатай, словно по подсказке, сразу достал нужный фолиант. «Бес указал», – говорил об этом случае епископ. После обыска часто увозили на Воробьевку. На допросах, между прочим, добивались, чтобы признался в контрреволюционной деятельности, в создании подпольной общины, регистрации которой требовали. (Блаженная Мария Ивановна передавала: «А Варнава пусть... не регистрируется...») В застенке он продолжал юродствовать и держал себя странно, «как больной». На вопросы отвечал проповедью (длившейся до утра) о спасении души. Чекисты двери откроют, слушают... – Замучили меня вопросами, – говорил, вернувшись. Как-то отправился владыка в ГПУ за панагией, забранной на обыске; обратно его не выпустили, задержали, и возвратился он только через неделю. Валентина ежедневно носила передачи. (Как опекунше больного, ей отдали и панагию.) При освобождении епископа Долгановой сказали: «Забирайте его, мы не нашли в нем ничего предосудительного. Он нам здесь интересные лекции читал». Решили как-то чекисты задержать и Валентину, продержали ее более суток. На допросах смеялись над домотканым крестьянским платком, покрывавшим голову послушницы (в нем она заснята владыкой в его доме на Сенной).«Почему замуж не выходишь?» – «Сами знаете, жених мой умер». Фаина Долганова ожидала сестру напротив здания ГПУ, сидя на завалинке... – Это жиды, евреи ненавистные, дай Бог их не видеть,волновалась Мария Ивановна. – Это жиды его брали. Долго его там держали под арестом?.. Зачем его сажали?.. Спаси меня, Господи, не подпишусь. Господь Бог мой, зачем его брали? – И перекрестилась. – Надо писать, чтобы святое его тело не трогали погаными руками, они не достойны, поганые евреи, с крестами его трогать. И, обращаясь к Валентине, которую таскали в это время на допросы, добавила: – Крест у Варнавы большой и крест у него жить; терпи, все терпи, коли к Варнаве пошла жить... Владыке велела сказать следующее: – Пусть молится; молиться надо о России, погибает она, война надвигается, плохо живется архиереям 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Культурное произведение может нести вред и разрушение, может взращивать чудовищ - но от этого не перестанет быть частью культурного наследия народа или эпохи. И как наследие - нести в себе опыт, негативный, но полезный для следующих поколений (чтоб не повторяли). Я так понимаю, что Ильфа и Петрова, к примеру автор " русской культурой " не считает, при том, что их книжки просто невозможны на другом языке. А Пушкина куда? А Чехова с Гоголем? К Фадееву или к Булгакову? Статья эмоциональная, но содержит в себе столько упрощений, шаблонов и голословных утверждений, что может быть отнесена к " масскультуре " - наряду с комиксом, плакатом, лубком. Тоже уважаемый жанр. Евгений 14 января 2015, 21:16 Очень интересный диалог! Соглашусь с Гериком, действительно не покидает ощущение, что автор полемизировал с собой, но от этого проблемы, поднятые в данном диалоге не стали менее болезненными. Наше общество разлагается и это, увы - бесспорная очевидность. Еще большую боль, конечно же, вызывает разложение русского общества; некогда могучий организм, который не сломили войны, не съела до конца ржа советской идеологии, разлагается под действием наркотика, так любезно предоставленного Западом, под именем - свобода! Страшно, когда такие " диалоги " уже совсем не диалоги, а чудовищная мораль нашего общества, эдакое ненасытное, с блудливыми глазами, чудище, для которого " православнутые " не больше, чем надоедливые мухи: жужжат да жужжат! Да и которых убить не жалко. Надо признать, что тем кабинетным идеологам Пентагона, которые, в свое время, уничтожили Советский союз, удалось вывести главную доктрину победы над любым народом и любой страной, которая активно используется сейчас - разорвать связь поколений, смешать историю с грязью, заставить людей поверить в то, что они быдло и, со спокойной совестью, на руинах раздавленных поколений, внедрять там свою демократию, с тяжелым ботинком присутствующего американского контингента войск. Герик Косьмачёв 14 января 2015, 16:11 Николай Долганов: " Не осилил. Слишком эмоционально и всё об одном и том же. Автору нет смысла оправдываться перед кем-либо, особенно, в условиях такого ожесточённого диалога. Наиболее мудро было бы уступить. "

http://pravoslavie.ru/76446.html

Поначалу Распутина считали настоящим юродивым, который заслуживал тем самым признания и уважения. Николай II, познакомившийся с Распутиным в 1906 г., видел в нем человека чистой веры  . Если сначала он и мог показаться таковым, то впоследствии поведение и речи Распутина о христианском аскетизме обнаружили его принадлежность к секте хлыстов. Широкому распространению этой секты епархиальное начальство, занятое главным образом борьбой с раскольниками, не придавало, к сожалению, особого значения  . В кружке, сложившемся вокруг Распутина, элементы хлыстовства проявлялись очень отчетливо. Для столицы в этом не было ничего нового. В начале XIX в., в период мистицизма, равно как и позже, болезненная религиозность хлыстов находила себе много приверженцев среди аристократии, поэтому почва для появления Распутина в высшем обществе была уже подготовлена. Подобно хлыстам XVIII в., он умел воздействовать на представителей белого и черного духовенства и находить опору в церковных кругах. Наиболее очевидно влияние Распутина в высших сферах и при дворе проявилось в так называемом деле Илиодора Труфанова. Иеромонах Илиодор Труфанов приобрел популярность своими проповедями в Царицыне (1910–1911). Это был фанатик, нападавший на интеллигенцию, евреев и Государственную думу, возвеличивавший самодержавие и вызвавший волнения в народе. Столыпин решил вмешаться, и по инициативе обер–прокурора Лукьянова Святейший Синод постановил удалить Илиодора из царицынского монастыря. Илиодор пренебрег этим распоряжением, которое в конце концов в результате заступничества Распутина, поддерживавшего с Илиодором хорошие отношения, было отменено государем. Илиодор пользовался также покровительством своего епархиального архиерея Гермогена Долганова. Месть Распутина вскоре настигла строптивого обер–прокурора: он был отставлен от должности. Его преемником оказался ставленник Распутина В. К. Саблер. В воспоминаниях Евлогия приводится много подробностей этого печального дела, которое дискредитировало в глазах верующих Святейший Синод и церковное управление  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010