Время расставило все по своим местам. Толстовские общества давно перестали существовать, а отец Иоанн Кронштадтский прославлен в лике святых. А в то время, после манифеста 17 октября 1905 года о свободе слова, нападки на отца Иоанна Кронштадтского усилились. В пьесе В.П. Протопопова «Черные вороны», созданной во время революции 1905 года, «пастырь был изображен как псевдоцелитель, а его сторонники - как сектанты» . Пьеса была представлена публике во многих театрах империи в декабре 1907 года. Духовенство выступило на защиту отца Иоанна. Снятию пьесы со сцены много способствовал Саратовский епископ священномученик Гермоген (Долганов; 1858-1918) . 11 декабря 1907 года, во время аудиенции у императора Николая II, священномученики Гермоген, Серафим (Остроумов) и Иоанн (Восторгов) подробно рассказали о травле пастыря. «Царь отдал приказ П.А. Столыпину снять пьесу с репертуара» . Для участвовавшего в аудиенции у государя священномученика Иоанна Восторгова отец Иоанн Кронштадтский был живым свидетельством благодати Божией, пребывающей в Церкви, утверждением и утешением всех ее чад: «Вот проявление силы Господней, - восклицает отец Иоанн Восторгов в одной из своих проповедей (после рассказа об исцелении по молитвам отца Иоанна Кронштадтского тяжело болящей женщины), - одно из многих чудес, совершающихся около дивного верою, кротостью и благостью всероссийского пастыря. Напечатали ли о нем газеты?.. Просим все правые газеты перепечатать это известие. О делах Божиих умалчивать грешно» . Для характеристики духовно-нравственного состояния общества предреволюционного периода весьма показательны замечания отца Иоанна, сделанные им в 1911 году: «Один из вдумчивых наблюдателей сказал о современной русской жизни, что она " насквозь пропитана ненавистью " . Безотрадная характеристика! Но если она верна относительно политических партий, сословий и бытовых групп русского общества и их взаимоотношений, то еще вернее она относительно чувств, питаемых ныне к Церкви» . Отец Иоанн Восторгов отмечал, что на страницах «прогрессивных» газет любая религия поддерживалась и уважалась. И только по отношению к православным епископам, священникам и монахам допускались в печати невероятно гнусные оскорбления и заведомо ложные обвинения, подрывающие всякий авторитет Церкви .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 25.04.1858, мест. Нов. Одесса Херсонского у. и губ.- 29.06.1918, близ дер. Карбаны Тобольской губ.), сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых), еп. Тобольский и Сибирский. Сын единоверческого прот. Ефрема Павловича Долганёва (впосл. архим. саратовского Преображенского мон-ря Иннокентий; † 1906), брат прот. сщмч. Ефрема Долганёва . Е. поступил в Николаевское мореходное уч-ще, но вскоре был определен отцом в Одесское ДУ, по окончании к-рого начал учебу в Одесской ДС. Затем покинул семинарию, избрав светское образование. Поступил в Новороссийский ун-т в Одессе, однако вскоре был отчислен как бывш. семинарист. Сдал экзамены на аттестат зрелости при гимназии г. Ананьева для поступления вновь в Новороссийский ун-т. Обучался на историко-филологическом, физико-математическом и юридическом фак-тах. Посещал медицинский фак-т Женевского ун-та. Неоднократно прерывал обучение, устраивался на службу, пытался заниматься хлебопашеством, путешествовал. Сщмч. Ермоген (Долганёв), еп. Тобольский. Икона. 2006 г. Мастерская «Храм декор», Москва Сщмч. Ермоген (Долганёв), еп. Тобольский. Икона. 2006 г. Мастерская «Храм декор», Москва Большое влияние на жизненный выбор Георгия Долганёва оказал Одесский и Херсонский архиеп. Никанор (Бровкович) , посоветовавший ему завершить обучение в ун-те и поступить в ДА. В 1889 г. Георгий был принят в СПбДА. Учеба в академии давалась с трудом. На 1-е место он ставил не академические науки, а духовное самовоспитание. В годы обучения называл своими духовными наставниками митр. Исидора (Никольского) и афонского иеросхим. Евгения. 1 дек. 1890 г., во время обучения на 2-м курсе академии, был пострижен в монашество с именем Ермоген в честь мч. Ермогена Александрийского. 2 дек. 1890 г. ректором СПбДА Выборгским еп. Антонием (Вадковским) рукоположен во диакона, 15 марта 1892 г.- во иерея.

http://pravenc.ru/text/190195.html

Имя К. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 25 марта 2004 г. В восстановленном рыбушкинском храме 10 мая 2007 г. был освящен придел во имя К., 9 июля 2010 г.- храм в Саратове. 29 дек. 2010 г. имя К. внесено в Собор Саратовских святых. Арх.: УФСБ РФ по Саратовской области. Д. ОФ-28147; ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6653; Архивная справка ГАСО 177-т вт от 16.03.2005. Лит.: Плякин М. Е. Новый саратовский святой - сщмч. Косма//Правосл. вера. Саратов, 2004. 6(258); Плякин М., диак., Волкова Н. Выбор св. Космы//Там же. 2010. 14(418), июль; Волкова Н. Сохраняя память семейную…//Там же. Свящ. Максим Плякин Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ Ефимович Щёголев (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ИОАНН Михайлович Днепровский (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ИОАНН Иванович Заседателев (1867-1942), свящ., сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Иванович Покровский (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 17 дек., в Соборе Саратовских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2458783.html

Кто знает, что сделает с ним твое милосердие? Может быть, оно возвратит его к жизни, спасет душу его от смерти?.. Ведь если будешь любить, молиться, то не один будешь, но со Христом; а Он чего не может?.. Может быть, Богу угодно спасти его именно чрез тебя, а ты отвращаешься, ссылаясь на свою немощь?.. Люби же, брат мой, возлюбленный Христом! Не отвращайся от страдающего, бедствующего!.. Пусть хоть одна слеза твоя капнет над несчастным. Довольно уже ты носился с собою. Займись теперь ближайшим своим, - о нем родственно позаботься; будь для него милосердным самарянином!.. Не изыскивай чего-либо особенного, помогай чем можешь тем, которые перед тобою, которые просят у тебя помощи, или только смотрят на тебя в безмолвной муке!.. Думали ли ты о том, что в их страданиях есть, может быть, часть и твоей вины?.. Ведь все мы так способны бываем причинить ближнему вред, сделать ему больно, даже и не замечая этого, - по своей рассеянности, беспечности, черствости и бессердечию... Если бы была Христова любовь в сердцах наших, то оно перерождала бы души окружающих нас, согрешающих и падающих, борющихся, страдающих... Она подобно солнечному, живительному лучу, касалась бы сердец их, просвещала бы и согревала; она давала бы жизнь, спокойствие, отраду и нам, оказывающим милость!.. Владыко и Господи жизни нашей! Научи нас любить, трудиться для блага ближних, - Сам насади в нас небесный росток святой любви Твоей, Сам согрей и просвети души наши!.. См. об издании: Мраморнов А.И. «Братский листок» епископа Гермогена и характер общественно-проповеднической деятельности саратовского духовенства в 1907 - 1911 гг.//Провинциальное духовенство дореволюционной России. Сб. науч. тр. Тверь: Тверской государственный университет, 2005. Вып. 1. С. 62 - 83 См. о ней: Лазарева С.И., Сергеев О.И., Горкавенко Н.Л. Российские женщины в Маньчжурии: краткие очерки из истории эмиграции. Владивосток, 1996. С. 64. См. о его письмах к епископу Гермогену: Мраморнов А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858 - 1918). Саратов, 2006. С. 191 - 193.

http://bogoslov.ru/article/557019

Архиепископ Новгородский Арсений . «25 иноков, тяжелораненых, скитались в лесах Новгородской епархии, покровительствуемые Владыкою Арсением Новгородским, из числа которых четыре монаха были приглашены на беседу с Государем Николаем II, пред лицом которых Государь со Своим семейством, прегорько рыдая, каялся в своём тяжком грехе, что солдаты, посланные им на Афон для усмирения «бунтарей-революционеров», как выявилось, избивали монахов – исповедников Державного Имени Божия. Прегорько рыдал Царь-Батюшка о пролитии крови мучеников во время ихнего молитвенного правила, когда около 10 монахов было убито насмерть, а 45 тяжело ранены одной ротой войска Его Величества 50-го Белостокского полка, кровью которых исповедников и мучеников за Имя Господне омыта Св. гора, земной жребий Богоматери. Ново-Священномученик Российский, архиепископ Гермоген Саратовский ( Долганов , 1858–1918), был на стороне имяславия. «Мученически погиб от руки большевиков в Тобольске» 1102 . «19 июня 1918 г. архиепископ Тобольский Гермоген утоплен в реке» 1103 . Он причислен к Лику святых новомучеников Российских на Архиерейском Соборе 2000 года, месяца августа. Епископ Феофан Полтавский ( Быстров , 1872–1940), бывший Ректор СПб., Дух. Акад.) – защитник имяславия, и Православия от крестоборческой ереси архиеп. Антония (Храповицкого) . С 1920 г. в эмиграции. Один из редких восприемников подлинного наследия великого святителя и духовного писателя Феофана Затворника ; бывший духовник Царской Семьи, один из величайших богословов своего времени и смиреннейший представитель распятой Святой Руси. Значение его, прежде всего, заключается в стоянии за чистоту Православия. Богословские труды святителя Феофана ещё недостаточно изучены и лежат под спудом 1104 . В последнее десятилетие своей жизни отошёл от всякой церковно-общественной деятельности и посвятил себя молитве и аскетическим подвигам. Жил в затворе в районе Лимерэ под Парижем. В России недавно издан сборник его трудов 1105 . Он написал редкую по глубине Богословских мыслей магистерскую диссертацию об Имени Божием 1106 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

( < < back) «Напомним, что прп. Серафим Саровский советовал причащаться не менее 17–18 раз в год: во все посты, в именины, во все двунадесятые праздники, то есть в среднем приблизительно раз в три недели». У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 — с. 535. ( < < back) В наше время «Предисловия» Василия Поляномерульского к книгам Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского опубликованы в книге «Сборник о молитве Иисусовой». Валаамский мон., М., 1994, с. 330. ( < < back) Страницы указаны по изданию: «Творения свт. Игнатия». Сретенский мон., М., 1996–1998 (репринт, 1904). В пяти томах. ( < < back) Святитель Макарий Московский (Парвицкий-Невский; 1835–1926) — причислен к лику святых в 2000 г. Выдающийся миссионер, духоносный старец. Митрополит Макарий занимал Московскую кафедру в период революции 1917 года и был одним из пяти иерархов, оставшихся верными Государю. В их числе — священномученик Гермоген (Долганов; 1858–1918), митрополит Петроградский Питирим (Окнов; 1868–1920), митрополит Антоний (Храповицкий; 1863–1936) и митрополит Нестор (Анисимов; 1885–1962). Святитель Макарий был принудительно уволен на покой определением Синода с 1.04.17. Имеется свидетельство о том, что святитель сообщался с Царственными Узниками в период их заключения и продолжал духовно окормлять Царя-Мученика до самой его кончины. Святителю было откровение от Господа о том, при каком духовном состоянии русского народа возможно было бы спасение Царской Семьи. Последние восемь лет жизни, после незаконного низложения, святитель-исповедник провел в изгнании и страданиях в подмосковном монастыре, где пребывал в неослабном аскетическом подвиге. Игум. Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик. «Паломник», М., 1997 — с. 709; Еп. Арсений (Жадановский). Воспоминания. Св.-Тихоновский Богословский институт, М., 1995. ( < < back) Преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков; 1718–1791) — старец высокой духовной жизни. Восстановитель и настоятель Санаксарского Темниковского монастыря, управлял также Алексеевским женским монастырем. Строгий подвижник, ревнитель жизни в традициях древнейшего монашества. Став жертвой клеветы, был удален на Соловки, где в числе рядовых членов братии провел 9 лет. Будучи оправдан митрополитом Гавриилом (Петровым; 1730–1801), вернулся в свою обитель, где продолжал духовно руководить братией. Почил 19.02.1791 г. и был погребен у стен созданного им храма. Рядом находится могила его племянника — прославленного флотоводца адмирала Феодора Ушакова. Среди многочисленных учеников о. Феодора широко известны архмандрит Феофан Новоезерский, архмандрит Игнатий Островский, схиархимандрит Макарий Пешношский и другие. Московский журнал. 4, 1994 – с. 43.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИГНАТИЙ (Депутатов Алексей Михайлович; род. 22 янв. 1977), митрополит Саратовский и Вольский, глава Сакратовской митрополии

http://pravenc.ru/rubrics/121666_13.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ЕПИПОДИЙ И АЛЕКСАНДР Епиподий и Александр († 178?), мученики (пам. зап. 22 и 24 апр.), пострадавшие в г. Лугдуне (ныне Лион, Франция) ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЕРМИПП сщмч. Никомидийский (пам. 26 июля) - см. Ермолай, Ермипп и Ермократ, священномученики Никомидийские ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЕРМОКРАТ сщмч. Никомидийский (пам. 26 июля) - см. Ермолай, Ермипп и Ермократ, священномученики Никомидийские

http://pravenc.ru/rubrics/122308_46.html

Гермоген (Долганов Георгий Ефремович), еп. Тобольский и Сибирский Родился 25 апреля 1858 года. Сын священника Херсонской епархии. Низшее и среднее образование получил в духовно-учебных заведениях Херсонской епархии. Затем он выдержал экзамен на аттестат зрелости при классической гимназии г. Ананьева, Херсонской губернии и поступил в Новороссийский университет, где и окончил полный курс юридического факультета. Здесь же, кроме того, он прошел курс математического факультета, слушал лекции на историко-филологическом факультете и оставил университет только в 1889 году. Глубоко религиозный с детских лет, он рано почувствовал влечение к подвижнической жизни, но решительный шаг сделал только под влиянием Херсонского архиепископа Никанора. Оставив университет, он поступает в С.-Петербургскую духовную академию и здесь в 1890 году принимает монашество, причем постригает его митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний, бывший в то время ректором Академии в сане епископа. Посвященный в сан иеродиакона, затем 15 марта 1892 года – во иеромонаха, о. Гермоген, кроме научных занятий в Академии, много потрудился в деятельности пастырской, принимая горячее участие в кружке студентов-проповедников. В 1893 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии. С тех пор, до последнего назначения, деятельность о. Гермогена была посвящена г. Тифлису и Грузинскому экзархату. В 1898 г. о. Гермоген был назначен ректором семинарии с возведением в сан архимандрита и затем почти одновременно определен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и председателем Епархиального Училищного Совета. Кроме того, он был редактором «Духовного Вестника Грузинского Экзархата» и исполнял многие другие поручения, возлагавшиеся на него епархиальным начальством. 14 янв.1901 года в Казанском соборе на Калужской площади в Москве хиротонисан во епископа Вольского, вик. Саратовской епархии. Чин хиротонии совершали: митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний, митр. Киевский и Галицкий Феогност, митр. Московский и Коломенский Владимир, архп. Холмский и Варшавский Иероним и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Услыхав, что при озере Беркут местоположение удобное, земля хлебородная, а леса непроходимые, и проверив всё это, некоторые из приехавших в нынешнее село Кривское поселились вокруг озера Беркут. На западной стороне его поселились Гаевы, Долгановы, Чучевы и Чащины; на северо–восточной – Берсенёв Илларион, а на южной – Буйнов. Деревня Ларина получила своё название от Илариона Берсенёва, а Скородумка – от Буйнова, которого за его сообразительность и быстроту прозвали Скородумом. Все эти первые поселенцы были русскими государственными крестьянами. Все ли они были прежде православные, неизвестно. В настоящее время в приходе числится православных м. п. 564 души, ж. п. 616; раскольников 210 м. п. и 224 ж. п. Главным занятием прихожан служит хлебопашество. Одна треть жителей в свободное время занимается чеботарством, некоторые катают «пимы» по подряду, получая с богачей – подрядчиков от 25 коп. до 1 р. 20 к. за пару из готовой шерсти. «Пимы» эти продаются по городам и ярмаркам. Храм с. Беркутского заложен в 1858 г., а окончен постройкою в 1863 году. Построенный из дерева, на каменном фундаменте, он пребывает и доселе в том же виде, в каком был первоначально устроен, а колокольня в 1870 году была расширена. В 1893 году в храме случился пожар – с 5-го на 6-е февраля, в 12 часов ночи. Загорелся свечной ящик. От жара свечи растопились, а иконы закоптели. Священник Иоанн Чернобровин с псаломщиком Кочневым в том же году собственноручно окрасили иконостас и стены внутри церкви. В 1898 году трёхъярусный, старинной работы, иконостас был переделан: полотно было снова переклеено, повреждённые доски заменены новыми, колонны заменены витыми позолоченными, так что прежний иконостас, купленный в Белоярской слободе Шадринского уезда, сделался неузнаваем. В это же время в церкви были выкрашены стены и полы. Из древних предметов в церкви хранится старинная оловянная дарохранительница со священными изображениями. Когда и как она приобретена, неизвестно. Причт, состоящий из священника и диакона, помещается в общественных домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010