Закрыть itemscope itemtype="" > Конфликт епископа Гермогена (Долганева) и губернатора гр. С.С.Татищева 16/29 июня - память сщмчч. Гермогена, еп. Тобольского 28.06.2019 1644 Время на чтение 94 минут Другие публикации астраханской исследовательницы Яны Анатольевны Седовой о скандально известном церковном и общественном деятеле предреволюционной поры иеромонахе-расстриге Илиодоре (Сергее Михайловиче Труфанове): « Непонятая фигура »; « Детство и юность Илиодора (Труфанова) »; « Преподавательская и проповедническая деятельность иеромонаха Илиодора (Труфанова) »; « Царицынское стояние» иеромонаха Илиодора (Труфанова) ; « Вклад иеромонаха Илиодора (Труфанова) в создание Почаевского отдела Союза русского народа» ; « Незадачливый «серый кардинал» II Государственной думы » ; « Иеромонах Илиодор на IV Всероссийском съезде Объединенного русского народа »; «Изгнание иеромонаха Илиодора из Почаева» , « К онфликт полицмейстера Бочарова и иеромонаха Илиодора ». Осенью 1908 г. конфликт царицынских полицмейстера М.К. Бочарова и иеромонаха Илиодора (Труфанова) перешел на более высокий уровень, влившись в конфликт между саратовским епископом Гермогеном (Долганевым) и губернатором гр. С.С.Татищевым. Эта печальная история уже неоднократно привлекала внимание историков , но все-таки необходимо вспомнить ее снова, для полноты воспроизведения тех плачевных обстоятельств, в которых оказался о.Илиодор. К тому же будет нелишним дополнить известную картину несколькими черновиками П.П. Извольского и гр.Татищева, упускавшимися ранее из виду. Этот «очень красивый, лет сорока, не более, высокий, очень хорошо сложенный шатен с редковатыми волосами и небольшой бородой и усами на тонком породистом лице» граф был протеже П.А. Столыпина и его непосредственным преемником на посту саратовского губернатора. Прощаясь с саратовцами, новоиспеченный министр внутренних дел заявил, что пришлет им вместо себя «самого лучшего, какой только будет находиться в его распоряжении» . И перевел к ним из Вильны Татищева, находя его и тогда, и после «лучшим из губернаторов» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

Е. Долганев Корсунский И.Н. Граф М.В. Толстой, Почетный Член Московской Духовной Академии (†.23 января 1896 г.) [Некролог]//Богословский вестник 1896 г. Т.1. Стр. 452–483. (3-я пагин.) —452— Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. Да возвестят, яко прав Господь Бог Наш, и несть неправды в Нем. Пс.91:14–16 Эти слова Псалмопевца весьма применимы к почившему 23 генваря сего 1896 года в старости мастите почетному члену Московской Духовной Академии Графу Михаилу Владимировичу Толстому , который, принадлежа, по происхождению, к высшему светскому обществу, по духу и направлению своей умственной и общественной деятельности был воистину одним из крепко насажденных в дому Господни, человеком духовным, церковным, процвел во дворех Бога нашего этой своей деятельностью, подлинно многоплодною и благоплодною, был и в маститой старости «плодовит, сочен и свеж» 414 , как юноша, дабы тем «возвещать, что прав Господь Бог наш, твердыня наша, и несть неправды в нем 415 ». Граф М.В. Толстой родился 23 мая 1812 года и, следовательно, скончался на 84-ом году возраста, – возраста подлинно Псаломского (Псалом 89:10). Он происходил из старинного дворянского рода, при Императоре Петре I получившего за свои заслуги перед престолом и Отечеством, графское достоинство. Отец его, граф Владимир Степанович Толстой, женатый на Прасковье Николаевне Сумароковой, почти все время после бракосочетания своего —453— жил в имении, доставшемся на долю его супруги по наследству от Сумароковых, в селе Каменках, Владимирской губернии Александровского уезда, в 20-ти верстах от Лавры Преподобного Сергия. Здесь-то, вблизи от святынь Лаврских и от Московской Духовной Академии, проведено было графом М. В. Толстым детство и юношество, – пора самых живых и сильных впечатлений, остающихся действенными нередко всю жизнь. Еще будучи ребенком, граф считал, как сам о себе свидетельствует по воспоминаниям, самою высшею для себя наградою – обещание родителей взять его на богомолье к Троице 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священник был особенно озабочен соблюдением порядка, для чего велел выбрать сотню «распорядителей», которых будут отличать белая коленкоровая лента через плечо и красный восьмиконечный крест на груди. Кроме того, наказал прихожанам во время крестного хода «вести себя с смирением и умилением» и не торопиться . Словом, организаторский талант о.Илиодора продолжал приносить плоды. Поначалу власти отнеслись к этой затее индифферентно. Узнав о возвращении неприятеля, гр.Татищев 1.X запросил Бочарова: «Телеграфируйте цели приезда Царицын Илиодора, его образ действий» . Полицмейстер ответил, что цели не установлены, «ведет себя обычно, видимо уверен, [что] останется Царицыне» . Но на следующий день вдруг спохватился: «Устройство Илиодором воскресного ночного крестного хода полагаю опасным: воскресенье функционируют музыка, увеселения, которые толпа праздничного люда, хулиганов будет, наущению Илиодора, прекращать силой; возможны столкновения, беспорядок. Прошу распоряжений» . Вдогонку полетела телеграмма городского головы В.В. Кленова того же содержания . Отчасти опасения полицмейстера были справедливы. При крестных ходах о.Илиодор и его паства, действительно, не могли пройти спокойно мимо зеваки, не желающего молиться. Но полиция-то на что? Вместо распоряжений гр.Татищев, по своему обыкновению, пошел на поводу у Бочарова и заразился его тревогой. До такой степени, что даже решился (3.X) написать ненавистному владыке: «То обстоятельство, что крестный ход устраивается о.Илиодором, заставляет меня опасаться возникновения беспорядков»... Но прямо настоять на отмене торжества губернатор не осмелился и лишь спросил, в какие часы оно состоится . Ответного письма не последовало. Лишь на словах через секретаря и полицмейстера преосвященный передал губернатору, что не разрешал крестного хода и ничего о нем не знает. Гр.Татищев оказался в трудном положении. Теперь он был вправе отменить крестный ход, но это право зиждилось на сведениях, переданных через третьи руки. Заподозрив, что устная форма выбрана с расчетом снять с преосвященного ответственность за дальнейшие события, губернатор настоял на письменном повторении ответа.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

После речей преосвященного о.Илиодору оставалось лишь объявить о возобновлении ежевоскресных бесед в аудитории, от имени собравшихся поблагодарить владыку за его присутствие и предложить всем вместе пропеть народный гимн. «Псов» газеты потом вырвали из контекста и склоняли на все лады. «Это слишком сильно сказано даже и для епископа Гермогена», - писала «Царицынская жизнь» Преосвященный письменно обратился к губернатору с просьбой оградить его от травли и наложить взыскания на газеты , что и было сделано . Еп.Гермоген порицал, наряду с духовенством, и местные власти, которые «обязаны защищать православную веру и церковнослужителей от поругания, а не поощрять хулителей нашей православной церкви» . Однако донести это мнение до царицынского начальства оказалось непросто. Вопреки этикету власти не явились встречать преосвященного. На пристани не было ни городского головы, ни полицмейстера. Бочаров прислал вместо себя своего помощника Неймана. Удивляясь этому обстоятельству, преосвященный говорил своей пастве: «город Царицын не стал похож на русский город, а на какой-то американский. Приезжает русский архиерей и не видит властей городских, как будто бы город без головы, да, кажется, и без ног, это возмутительно» . Получив донесение об этой проповеди, Бочаров поспешил представить начальству врачебное свидетельство - дескать, как раз к приезду владыки обострился гастрит . Таким образом, вопреки общим ожиданиям, преосвященный не пытался «реабилитировать» о.Илиодора. Больше интересовался общим фоном, на котором стало возможным печальное событие 10 августа, извращенной городской атмосферой. «Когда приезжаешь в Царицын, - говорил владыка в монастыре 8.IX, - то становится как-то жутко, так как народ совершенно не похож на русский. Когда проезжаешь по городу, то всегда можно нарваться на неприятности, что и было со мной, не говоря уже об отце Илиодоре, о нем уже и говорить нечего, его забросали грязью» . Следует отметить тактичность владыки. Условившись с губернатором дождаться результатов духовного следствия, он не торопил события и не спешил с оценками, хотя в душе, очевидно, сочувствовал гонимому иеромонаху.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

Там же. Л.292. Телеграмма Неймана губернатору 19.X.1908. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.28, 10 об. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Там же. Л.1. Письмо Извольского Роговичу 16.X.1908. Красный архив. 1935. 6 (73). С.178. Правда об иеромонахе Илиодоре. М., 1911. С.130; Ликвидация дела иер.Илиодора//Царицынская жизнь. 5 декабря 1908. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.104 об. Письмо еп.Гермогена Роговичу 29.X.1908. «Существо дела» - цитата из той телеграммы. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.305. Проповедь о.Илиодора 22.X.1908 после молебна. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.2-2 об. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Там же. Л.2 об. Там же. Там же. Л.3. В монастыре. (Проповедь иером.Илиодора)//Царицынская мысль. 9 мая 1910. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.11 об. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Правда об иеромонахе Илиодоре. С.130. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.7. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Там же. Л.6 об. Там же. Л.10-10 об. Там же. Л.114 об. Там же. Л.134-139. Прошение Роговичу рабочих Урало-Волжского металлургического завода 30.X.1908. Там же. Л.17 - 17 об. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. РГИА. Ф.796 Оп.189 (1908 г.) ч.1. Д.955. Л.58 об. - 59. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.10. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Цит. по: Братский листок. 1 октября 1908. Правда об иеромонахе Илиодоре. С.112, 113. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.318. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.10. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Там же. Л.6 об. Там же. Л.103 об., 103, 104 об. Письмо еп.Гермогена Роговичу 29.X.1908. Там же. Л.103-103 об., 104-104 об. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.23. Речь о.Илиодора в зале Саратовского музыкального училища 16.I.1911. Указание на соблюдение праздников, очевидно, анахронизм. Эту тему о.Илиодор стал широко затрагивать лишь в 1909 г. Что касается существа диалога, то в биографии иеромонаха он изложен иначе: о.Илиодор читал очередной обвинительный пункт, а сенаторы каждый раз отвечали, что это «пустяки» (Правда об иеромонахе Илиодоре. С.130).

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

Гр.Татищеву тогда было всего 34 года, так что его карьера обещала оказаться не менее головокружительной, чем столыпинская. Современники не жалеют красок, описывая его личные и служебные достоинства. «При первом же впечатлении, которое так потом и не изменилось, у меня создалось убеждение, что губернатор - прямой, искренний, несколько сдержанный человек», - вспоминал А.П. Мартынов, подкрепляя далее свои слова рядом примером . «...графа Татищева, - писал А.П. Рогович, - я имею честь знать лично более десяти лет по службе его в Юго-Западном и Северо-Западном крае как человека стойких и честных монархических убеждений и полагаю, что его служебная и личная репутация столь заслуженно и твердо установлена, что, стоя выше всяких подозрений, он не нуждается в хвалебных аттестациях» . И.Я. Славин отмечал, что преемник Столыпина «блестяще выдержал сравнение со своим ближайшим и выдающимся во многих отношениях предшественником. ... Суммируя все качества и свойства графа Татищева как администратора и человека и учитывая его выдающиеся дарования, можно было безошибочно предсказать ему блестящую карьеру большого государственного деятеля» . Преосв.Гермоген, хорошо ладивший с прежним губернатором, встретил его преемника со всей сердечностью. «...с своей стороны, я всегда питал к Сергею Сергеевичу самые простые и искренне задушевные дружеские чувства», - говорил владыка . Но в ответ неожиданно натолкнулся на неприязнь. «К удивлению, такое мое всегда доброжелательное и - скажу прямо - сердечное отношение к графу встречало с его стороны недружелюбное и даже какое-то высокомерно-пренебрежительное отношение ко мне, - писал еп.Гермоген. - Не знаю - в силу ли преувеличенного мнения его о своем графском достоинстве или вследствие идейного расхождения со мной или просто по причине личной антипатии ко мне, граф Татищев при встречах со мной - будь то в собраниях или на каких-нибудь торжествах, устраивавшихся в городе Саратове, как-то преднамеренно подчеркивал таковое свое отношение ко мне ... своими жестами и телодвижениями (отворачиванием от меня, закидыванием одной ноги на другую и проч.)» . Эти мелочи вскоре переросли в серьезные разногласия.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

Чтобы больше не ссылаться на товарища прокурора, Боярский 25 и 26.IX лично явился на подворье засвидетельствовать факт погромных речей, но был разочарован: «Илиодор, очевидно, считаясь [с] моим присутствием, вчера после всенощной ничего не говорил, сегодня - вполне корректно против Толстого [и] его последователей» . Наконец-то власти удосужились лично послушать о.Илиодора! Возможно, уже тогда он знал не только о присутствии в храме высокопоставленного лица, но и о цели этого присутствия. В декабре 1908 г. о.Илиодор вспоминал: «однажды вице-губернатор Боярский приезжал в Царицын арестовать меня» . «Царицынская жизнь» нагнетала атмосферу, в 23-х строках расписывая новые прегрешения о.Илиодора и лишь в конце упоминая о вызвавшем их «каком-то кощунственном изображении» «распятия Иисуса Христа» . 21.IX «Братский листок» напечатал статью «Травля на о.Илиодора». Автор, скрывшийся под псевдонимом «Сусанин», резко напал на местную администрацию во главе с гр.Татищевым. Власти преследуют о.Илиодора, хотя должны бы, наоборот, поощрять его патриотические труды. Автор статьи считал этот парадокс характерным не только для саратовской, но и для всей российской администрации, напоминая о безнаказанной травле других патриотов - одесского градоначальника Д.Б. Нейдгардта, ген.И.А. Думбадзе и ген.И.Н. Толмачева. Виной этому «раздвоению» - чувство «боязливости» и приверженность к формальному соблюдению законов, присущие «шатким представителям власти, склоняющимся то вправо, то влево, предающим своих друзей» . Этот публицистический демарш преосв.Гермоген объяснял тем, что 1) губернатор его так и не посетил, вопреки уговору, и 2) в газетах изображалось, будто все илиодоровское дело оставлено в Синоде без последствий . Но статья возражала не газетам, а губернатору. Очевидно, это был ответ на письмо гр.Татищева 19.IX. Разъяренный граф поспешил пожаловаться Столыпину, сначала телеграфно (24.IX) , а затем и письмом (26.IX), обвиняя преосвященного в том, что он «вступил в борьбу» с губернатором «путем печати». Злополучной статьей владыка «официально» «оповещает о полном несогласии между представителями духовной и светской власти в губернии».

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

«Агентурой устанавливается: [по-]видимому, приезд Царицын Илиодора знаменитой чудотворной иконой - результат нового плана Илиодора [и] Гермогена искус[ствен]но вызвать власти Царицыне активные действия против громадной молящейся толпы, икон, духовенства облачениях, использовать результат» . Только извращенное сознание Бочарова могло в факте встречи чудотворной иконы крестным ходом заподозрить провокацию! Единственное и самое призрачное основание для таких подозрений полицмейстер получил позже, когда в Царицын вернулся из Саратова насельник монастырского подворья иеродиакон Павел. Он объявил, что икону следует встречать с национальными флагами и фонарями, причем распорядители крестного хода должны иметь на себе трехцветные ленты. Эти сведения привели Бочарова к предположению, что «[по-]видимому, встрече предполагается придать характер патриотической манифестации» . Телеграфируя Столыпину 13.X о предписании епископа, гр.Татищев еще не знал про флаги и ленты. Но знал, кто повезет святыню. «Посылка иконой Илиодора, не другого, вызывает серьезные опасения исход крестного хода». Далее губернатор воспроизвел страхи Бочарова: беспорядки потребуют «активных действий полиции», которая окажется обвинена в «избиении молящихся». Поэтому просил министра запретить поездку о.Илиодора . Вечером того же дня Извольский сообщил еп.Гермогену: «По соглашению с председателем Совета министров прошу ваше преосвященство не отпускать иеромонаха Илиодора в Царицын впредь до уведомления» . Тогда владыка повез икону сам. А о.Илиодора захватил с собой. Выехали они пароходом 17.X, в тот самый царский день, которого так опасался гр.Татищев. В Царицыне (18.X) встречало духовенство и около 2 тыс. богомольцев. «Никакое описание не может дать той действительной картины, которая своей грандиозностью и торжественностью собрала многотысячную массу православного простого люда в непогожий, холодный, осенний будний день на набережную», - писал очевидец . Были и крестные ходы от всех городских храмов, и флаги, и ленты. Но, конечно, никаких манифестаций, беспорядков, провокаций и даже речей. «Пойдемте служить молебен», - только эти три слова произнес преосвященный по прибытии .

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

С преосв.Гермогеном Рогович беседовал несколько раз, в том числе дважды в присутствии о.Илиодора. Оба священнослужителя порицали полицию за потворство газетным клеветникам, избиение 10 августа безоружной толпы и застращивание свидетелей по этому делу. Еп.Гермоген находил, что светское расследование велось неправильно. Главным предметом суждений было оскорбление полицмейстера о.Илиодором, лишь косвенно связанное с самим инцидентом. Собственно вопрос об избиении полицией толпы богомольцев рассматривался следователем вскользь. Опрошены только «полицмейстер, несколько подчиненных ему лиц и два-три свидетеля», им же указанные. Поэтому и итоги благоприятны для Бочарова. Другие же очевидцы, точнее, потерпевшие, - «помятые и изувеченные полицией 10-го августа несчастные страдальцы», - будучи запуганы полицией, сами не давали показаний, а следователем спрошены не были . Желая установить истину, преосвященный и о.Илиодор предложили Роговичу самому допросить новых свидетелей, но он отказался, ссылаясь на необходимость согласия светской власти, и ограничился представлением их списка прокурору Саратовской судебной палаты. Владыка пытался противопоставить неправильному, по его мнению, светскому расследованию духовное, произведенное комиссией прот.Максимова, но выяснилось, что для светского суда полученные духовенством данные - все равно что филькина грамота. Еп.Гермоген также советовался с сенаторами о том, можно ли возбудить против Бочарова судебное преследование со стороны духовной власти или потерпевших богомольцев. Ответ был неутешителен - только через губернатора! Все эти вопросы обсуждались преосвященным 28.X с Роговичем и 29.X с Макаровым. Разговор, таким образом, шел в юридической плоскости, что понятно, если учитывать, что еп.Гермоген, как и сенаторы, имел юридическое образование. Подытоживая последние две беседы в письме Роговичу 29.X, владыка предложил следующее решение: « " инцидент 10 августа " , как глубоко печальное происшествие в г.Царицыне, должен быть тщательно и всесторонне обследован по особому и специальному распоряжению г. прокурора судебной палаты». Намереваясь возбудить соответствующее дело, еп.Гермоген просил Макарова помочь направить дело непосредственно к прокурору в обход губернатора. В случае неуспеха угрожал обратиться с ходатайством на Высочайшее имя. И закончил горьким упреком лично Роговичу, для которого «не оказалось законных оснований выслушать человек 10-15 из нескольких тысяч, глубоко обиженных и оскорбленных грубыми и бесчеловечными представителями полицейской власти в г.Царицыне ... Все это глубоко прискорбно, - больше, все это дышит чем-то безнадежным. А мы вс уповали, что с вашим приездом раскроется " существо дела " , как это и было выражено в моей телеграмме к вам» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.170. Там же. Л.185. Письмо гр.Татищева Столыпину 14.IX.1908. Там же. Л.186. Ответ 16.IX.1908. Любопытно, что в письме Столыпину гр.Татищев излагал свое распоряжение гораздо резче: «мною дается местной полиции приказание подобных собраний при участии о.Илиодора отнюдь не допускать, действуя в случае сопротивления силой, о чем доводится и до сведения владыки» (Там же. Л.185. Письмо гр.Татищева Столыпину 14.IX.1908). Там же. Л.200. Телеграмма гр.Татищева Бочарову 20.IX.1908; Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг. СПб., 1909. С.289. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.199 об. Письмо гр.Татищева еп. Гермогену 19.IX.1908. Царицынская жизнь. 23 сентября 1908. У иеромонаха Илиодора [перепечатка из " С.Л. " ]//Царицынская жизнь. 24 сентября 1908. Киевская мысль. Приложение к «Киевским вестям» за 11 сентября 1908. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.214 об. Письмо гр.Татищева Столыпину 26.IX.1908. Там же. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.156. Л.10. Телеграмма о.Илиодора епископу Гермогену 22.IX.1908. Вырезка из газеты была отослана еп.Гермогену в тот же день почтой (Там же. Л.11). ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.202. Телеграмма Бочарова губернатору 22.IX.1908. Там же. Там же. Л.211. Телеграмма Боярского гр.Татищеву 23.IX.1908. Там же. Л.213-213 об. Телеграмма гр.Татищева Боярскому 24.IX.1908. Там же. Л.210-210 об. Письмо гр.Татищева еп.Гермогену 23.IX.1908. Там же. Л.217. Телеграмма Боярского гр.Татищеву 26.IX.1908. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143з. Л.79. Телеграмма о.Илиодора Императору 19.XII.1908. Илиодор требует виселиц для евреев//Царицынская жизнь. 25 сентября 1908. Сусанин. Травля на о.Илиодора//Братский листок. 21 сентября 1908. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.105 об. - 106. Справка Роговичу от еп.Гермогена 30.X.1908. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.212-212 об. Там же. Л.214 об. - 216. Письмо гр.Татищева Столыпину 26.IX.1908. Там же. Л.221. Телеграмма Столыпина гр.Татищеву 26.IX.1908. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 б. Л.66. Письмо обер-прокурора еп.Гермогену 23.IX.1908.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010