В 1917 г. в К. м. поселился представитель новой власти, т. н. комендант мон-ря. 23 сент. 1918 г. в Сольвычегодскую ЧК поступило заявление от гражданина дер. Нарадцово Великоустюжского у., что в К. м. проживают «сомнительные типы, от чего-то укрывающиеся». Это заявление послужило поводом для поездки в К. м. представителей местных властей. 30 сент. военком и члены Сольвычегодской ЧК, прибывшие в обитель, потребовали от монастырских властей выдать все тайники, деньги и проч., но получили отказ. В тот же день на одном из островов по р. Вычегде преподобномученики - последний настоятель К. м. архим. Павел (Моисеев), сольвычегодский архим. Феодосий (Соболев), иеромонахи Никодим (Щапков), Серафим (Кулаков) - были расстреляны (пам. 17 сент.). В 1918 г. власти предоставили «по договорам» постройки К. м. в пользование «религиозного общества». Осенью 1926 г. новые власти провели проверку и оценку Благовещенской и Спасской церквей и всего, что в них находилось. Часть реквизированного имущества была передана в Сольвычегодский музей. В 2015 г., вероятно, неск. икон из К. м. находится в сольвычегодском Введенском соборе, в храмах Вел. Устюга, в московских и с.-петербургских гос. музеях и хранилищах ( Ноговицын. 2003. С. 165). С 20-х гг. XX в., после закрытия К. м., на его территории размещались детский дом-коммуна, контора Котласстроя, в 40-х гг. XX в.- штаб Котласского военного аэросанного уч-ща, после 1945 г.- дирекция строительства Котласского Целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) и склад отдела рабочего снабжения. 30 июня 1989 г. К. м. был возвращен РПЦ. 14 сент. 1990 г. еп. Архангельский и Мурманский Пантелеимон (Долганов) освятил возрожденный монастырский храм. В февр. 1997 г. началось строительство колокольни, 10 апр. 1998 г. привезены, освящены и подняты на звонницу 3 колокола, отлитые на Урале,- дар Котласского ЦБК. 13 июня того же года Коряжемскому приходу возвращены власяница и вериги прп. Лонгина Коряжемского, к-рые хранились в Сольвычегодском историко-художественном музее (Там же. С. 171).

http://pravenc.ru/text/2458767.html

1910 г. – хиротонисан во епископа Острожского. 1915 г. – епископ Челябинский. 1916–1919 гг. – епископ Барнаульский. 1919–1922 гг. – епископ Акмолинский. 1922 .1923 гг. – под давлением сибирских обновленцев уклонялся от Патриаршей Церкви. 1923 г. – подписал постановление о лишении сана и монашества Патриарха Тихона. В том же году принёс покаяние и был прощён. 1924–1927 гг. – архиепископ Ямбургский, викарий Ленинградской епархии. 1927 г. – архиепископ Полоцкий и Витебский. 1928 г. – ушёл на покой. 1938 г. – скончался в Боровичах (?). ГЕРМАН (Ряшенцев Николай Степанович), епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии. Брат епископа Варлаама Ряшенцева . 1874 г., 10 ноября – родился в г. Тамбове, в купеческой семье. 1906 г. – окончил Казанскую Духовную Академию. На четвёртом курсе Академии принял монашество. 1917 г. – ректор Вифанской духовной семинарии. 1918 г. – ректор Владимирской духовной семинарии (?). 1918 г. – совместно с епископом Феодором [Поздеевским] составил акафист благоверному князю Даниилу. 1919 г., 14 сентября – хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. 1923 г. – арест, ссылка в Тюменскую область. 1925 г. – арестован и приговорён к двум годам ссылки в Казахстан. 1928 г., 26 июня – назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. Епархией не управлял, находился в заключении вместе с епископом Серапионом недалеко от Усть-Сысольска Зырянского края, 1936 г. – проживал в с. Когиок (Копчок?). на Севере. 1937 г. – скончался. ГЕРМОГЕН (Долганов Георгий Ефремович), епископ Тобольский и Сибирский. 1858 г., 25 апреля – родился в Херсонской губ., в семье священника. В Новороссийском университете прослушал курсы юридического, математического, историко-философского факультетов. 1890 г. – принял монашество, иеродиакон. 1892 г. – иеромонах. 1893 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1901 г., 14 января – хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. 1903 г. – епископ Саратовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

6 февр. 1899 г. на Нарвскую кафедру переведен викарий Саратовской епархии Вольский еп. Никон (Софийский). В том же году он был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. 10 дек. 1901 г. перемещен на Вятскую и Слободскую кафедру, в тот же день на его место назначен Сумской еп. Иннокентий (Беляев), викарий Харьковской епархии. Ученик С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) по Казанской ДА, еп. Иннокентий был его ближайшим другом и единомышленником. Епископом Нарвским он оставался до 8 февр. 1903 г., когда получил в управление Тамбовскую епархию, где 19 июля должны были совершиться торжества прославления прп. Серафима Саровского. Геннадий (Туберозов), еп. Нарвский, свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, и митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) в Петрограде. Фотография. 1918 г. Геннадий (Туберозов), еп. Нарвский, свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, и митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) в Петрограде. Фотография. 1918 г. 22 февр. 1903 г. епископом Нарвским, 3-м викарием столичной епархии, был утвержден старший цензор С.-Петербургского духовно-цензурного комитета магистр богословия архим. Антонин (Грановский ; хиротонисан 2 марта 1903; с 10 мая 1904 - 2-й викарий, с 31 окт. 1905 - 1-й викарий). После издания имп. мч. Николаем II Александровичем манифеста от 17 окт. 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» выступал против использования правосл. Церкви в целях пропаганды и охраны самодержавия. По окончании революции 1905-1907 гг. он был уволен по личному распоряжению императора при вмешательстве епископов священномучеников Ермогена (Долганёва) и Серафима (Чичагова ; впосл. митрополит), представивших ему в дек. 1907 г. в обход Синода свое видение церковной обстановки и записку «О современном положении Церкви». Митр. Антоний (Вадковский) писал обер-прокурору Синода П. П. Извольскому : «Удалить человека, Государю неугодного,- дело правильное, но без вмешательства Гермогена и Серафима. Тут для меня самое непереваримое» ( Дамаскин (Орловский), игум. Еп. Гермоген (Долганёв). М., 2010. С. 67). Попытка епископов Ермогена и Серафима добиться увольнения самого митрополита успехом не увенчалась. Уход еп. Антонина на покой 8 февр. 1908 г. был оформлен как удовлетворение поданного им 29 янв. прошения «по приключившемуся нездоровью». Еп. Антонин проживал в санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни . 26 авг. 1908 г. император утвердил назначение ему пенсии в размере 1 тыс. р. в год с производством с 8 февр. 1908 г.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

13 апреля в архиерейских покоях и в обоих домовых храмах был произведен обыск. В поисках епископа красногвардейцы ходили по алтарю в шапках, дотрагивались до жертвенника и до святого престола, смеясь над православными святынями. На следующий день, во время богослужения, епископ Гермоген обратился к присутствовавшим в храме со словом; рассказав об обыске, он заявил, что его общественная деятельность чужда политике и находится в рамках обязанностей православного архиерея. 15 апреля 1918 года, в Вербное воскресенье, епископ Гермоген был арестован и под конвоем доставлен в штаб Красной гвардии, разместившийся в здании духовного училища. 17 апреля исполнительный комитет Тобольского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов опубликовал обращение к гражданам Тобольска и Тобольской губернии относительно ареста епископа, где его обвиняли в том, что он «нарушил данное обещание, обрушившись в проповеди на святотатство...» . Организованная впоследствии согласно постановлению патриарха Тихона и Священного Синода комиссия по расследованию акта насилия, учиненного над епископом Гермогеном, попросила Тобольский исполком предоставить ей документальный материал, на котором строились обвинения владыки, и произвела собственное расследование, на основании которого составила полный отчет об обстоятельствах ареста и смерти епископа. Председатель исполкома Дислер ответил, что епископ Гермоген арестован по распоряжению Центрального исполнительного комитета как черносотенец и погромщик, но у них нет никаких документальных данных, изобличающих его преступную деятельность. В час ночи 16 апреля красногвардейцы тайно вывезли епископа из Тобольска и повезли по испорченной весенней распутицей дороге в Тюмень, а затем в Екатеринбург, куда он прибыл в среду Страстной седмицы, 18 апреля, и был помещен в тюрьму вблизи Сенной площади, рядом с Симеоновской церковью. Дверь камеры, куда поместили владыку, выходила в особый коридор, перпендикулярный главному и отделенный от него глухой дверью с запором. Надзор администрации был очень строгим, камера постоянно находилась на замке, пронести можно было только обед, который доставлялся из местного женского монастыря, воду для чая и одну-две книги религиозно-нравственного содержания, но на это требовалось каждый раз разрешение комиссара.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance   Александр Мраморнов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Среди членов Великого Московского Собора 1917–1918 годов очень много неординарных людей и можно сказать, что часто таких людей ищут среди большого количества мирян, из которых в значительной степени и состоял Собор 1917–1918 годов. Надо сказать, что и архиереи, которые по должности участвовали в Соборе, в своей громадной массе тоже были совершенно неординарными, интересными и очень важными для церковной истории людьми. Сейчас мне хочется сказать об одном из членов Собора епископе Саратовском и Царицынском Досифее (Протопопове). Передо мной лежит подлинная открытка, посланная в 1911 году из города Вольска, где в то время служил викарным архиереем начинающий епископ Досифей (Протопопов), некой Людмиле Рафаиловне. Он так и обращается: «Глубокоуважаемая Людмила Рафаиловна», поздравляет ее и ее мужа с Пасхой Христовой и рассказывает, что ему было очень трудно отдохнуть на Страстной седмице, потому что были постоянные службы, вызовы для служения в Саратове и т.д. Казалось бы, простой эпизод из жизни провинциального архиерея, служившего даже не правящим, а викарным архиереем. Отталкиваясь от этого небольшого письма, мне бы хотелось сказать несколько слов об ее авторе – епископе Досифее. Наверное, он не принадлежит в Соборе к числу тех, о ком говорят чаще всего, тех, кто пострадал от безбожной власти, был гоним, расстрелян или погиб в лагере. Нет, его судьба была немного другой. Сначала достаточно стандартная карьера дореволюционного архиерея. Он пришел в епископат из вдовых священников, отслужил некоторое время ректором Смоленской духовной семинарии на своей родине (он родился в Смоленской губернии). И епископом Гермогеном (Долгановым), другим членом Собора, о котором я уже рассказывал, был приглашен для служения на викарной Вольской кафедре в Поволжье. Там он служил тихо, мирно и практически незаметно. Когда в 1917 году революционная стихия в ходе так называемой церковной революции снесла по всей России очень многих архиереев, в том числе и Саратовского епископа Палладия (Добронравова), епископ Досифей, до этого ничем ярко в общественном отношении себя не зарекомендовавший, становится совершенно очевидным и непосредственным кандидатом для выбора епархиального архиерея в огромной Саратовской епархии. Собственно, накануне проведения Собора в августе 1917 года он был избран и затем утвержден Синодом епархиальным архиереем.

http://academy.foma.ru/2017/05/25

24 Мандрыка А. Н. (26 мая 1876-?), с 27 декабря 1905 г. - флигель-адъютант Его Императорского Величества, а с 1 сентября 1908 г. - командир роты Его Величества, с 6 декабря 1908 г. - капитан. 25 Епископ Гермоген (Долганёв Георгий Ефремович, 1852-1918). С 1898 г. - ректор Тифлисской Духовной семинарии, подписал приказ об исключении из этого учебного заведения Иосифа Джугашвили. С 8 марта 1917 г. - епископ Тобольский и Сибирский. 15 июня 1918 г. утоплен большевиками в реке Туре. Останки захоронены в Тобольском Софийско-Успенском соборе. Канонизирован в августе 2000 г. Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора РПЦ в сонме новомучеников и исповедников Российских. В 2005 г. были обретены его мощи. См.: Софийско-Успенский собор. Тобольск//Православные храмы. Путешествие по святым местам. 2013. Вып. 24. С. 31. 26 Цит. по: Новиков А. П. Балашовский Покровский монастырь//Балашовский край. Краеведческий альманах. Приложение к «Российскому историческому журналу». 2001. 1. Указ. соч. С. 8. 27 Там же. 28 Антоний (Вадковский) (1846-1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Святейшего Синода, почетный член Петербургской академии наук, Казанской, Московской и Петербургской Духовных академий, почетный доктор богословия и права Оксфордского и Кембриджского университетов. Почетный член Императорского Православного Палестинского общества, Петербургского совета детских приютов, доктор богословия. Воспитанник Тамбовской Духовной семинарии (1866), выпускник Казанской Духовной академии (1870). 29 Размер иконы Божией Матери «Скоропослушница» 150 на 100 см (обмер произведен автором). 30 Так в тексте. 31 Так в тексте. 32 Цит. по: М. Б. Митрополит Антоний Санкт-Петербургский и Ладожский. СПб.: Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, 1915. Приложение. Письма митрополита Антония. С. 21. 33 Цит. по: Новиков А. П. Указ. соч. С. 8. 34 См.: Новиков А. П. Указ. соч. С. 8-14. 35 См.: Миссионерские курсы в г. Балашове//Саратовские епархиальные ведомости. 1917. 2. С. 66-67; Кунцевич Л. З. Миссионерские курсы для монахинь Саратовской епархии//Саратовские епархиальные ведомости. 1917. 6. С. 211-212.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Осуждение на смерть священномученика Вениамина и иных с ним пострадавших Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), а вместе с ним большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти. На высокой кафедре изображен судья, оглашающий приговор. На свитке в его руке — только имена обвиняемых: таким образом судья невольно свидетельствует об исповедническом подвиге святых. Святитель Вениамин изображен с благословляющим жестом. За стеной за спинами осужденных изображены печально знаменитая петроградская тюрьма «Кресты», купол Исаакиевского собора и море. Убийства священномучеников Андроника и Гермогена На клейме изображен мученический подвиг Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Соликамского, и Гермогена (Долганёва), епископа Тобольского и Сибирского. Первый, называвший себя открытым врагом советской власти, был живым зарыт в землю; второго утопили в реке Тобол с камнем на шее. Святитель Андроник был деятельным миссионером (трудился в Японии, Сибири), глубоким мыслителем и аскетом, святитель Гермоген — блестяще образованным церковным деятелем и подвижником. Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник — 20 июня 1918 года. Разорение Троице-Сергиевой лавры и осквернение мощей преподобного Сергия Радонежского Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, ставшее одним из главных событий широкой антицерковной кампании по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. На колокольне отсутствуют колокола, что символизирует разорение монастыря. Убийство преподобномученицы Елизаветы Федоровны и бывших с нею в Алапаевске В ночь на 5 (18) июля 1918 года великую княгиню Елизавету Федоровну, ее келейницу Варвару Яковлеву вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его управделами Федором Ремезом, князьями Иоанном Константиновичем, Игорем Константиновичем и Константином Константиновичем Романовыми, а также с сыном великого князя Павла Александровича Владимиром Палеем, которого Елизавета Федоровна воспитала как родного сына, скинули в пустующую шахту под Алапаевском, после чего забросали сверху гранатами.

http://foma.ru/kto-izobrazhen-na-ikone-s...

Пятый Всероссийский миссионерский Съезд проходил с 25 июля по 5 августа 1917 г. в Херсонской губернии, в Бирюзовском миссионерском монастыре. Делегатов на съезде было 93; из них архиереи: председатель съезда – архиепископ Тифлисский, Экзарх Кавказский Платон (Рождественский), архиепископ Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов), архиепископ Таврический и Симферопольский Дмитрий (Абашидзе) и архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) , епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский), епископ Чигиринский Никодим (Кротков) и епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганев) (все архиереи были впоследствии членами Собора). Кроме всех миссий, были представлены миссионерские братства и монастыри; епархии были представлены своими епархиальными миссионерами. На пятом Съезде действовали секции по старообрядчеству, рационалистическому сектантству, мистическим сектам, инославию, атеизму и неверию, по организации миссии и изысканию материальных средств, по преподаванию миссионерских предметов в духовных семинариях. Главным вопросом был вопрос о быстром распространении сектантства, к которому в то время относили и течения атеистические, и социалистические всевозможных толков. Другая направленность – проблема мусульманства на юге (в Крыму), Предкавказье, Ставропольском крае, Средней Азии. Резолюции Съезда были по вопросам протестантизма, единоверия, церковной миссии в приходах, в уездах и епархиях. По этим вопросам были намечены конкретные пути борьбы. Особо отмечалось, что современное положение Церкви, обуреваемой иноверием, инославием, сектами, расколом, неверием, социализмом требует высшего напряжения миссионерских сил Церкви и самого широкого развития и укрепления специальных миссий. Пятый миссионерский съезд закончился обращением к Святейшему Синоду с просьбой разрешить представительство миссионеров на готовящемся Поместном Соборе от миссий. Это представительство было утверждено, на съезде были избраны 10 делегатов на Поместный Собор. Роль миссионерских съездов была очень большой, потому что в это время Русская Православная Церковь жила без Соборов, были только епархиальные съезды. Миссионерские съезды, как съезды наиболее активных и деятельных православных епископов, священников и мирян в какой-то мере восполняли этот недостаток. На них обсуждались все основные проблемы жизни Православной Церкви, и они способствовали подготовке к Поместному Собору. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

417 Имеется в виду набатный звон на колокольне Ивана Великого (также известной, как колокольня «Иван Великий»), расположенной на Соборной площади Московского Кремля. – Примечание. 418 Речь митрополита Тихона была опубликована в газете «Московский листок»: «Молебен у мощей Святителя Ермогена. Вчера в Успенском соборе, согласно постановлению Собора, у мощей святителя Ермогена было совершено торжественное молебствие. В 4 часа вечера начался торжественный звон в Царь-колокол, и собор быстро наполнился толпой богомольцев, собравшихся со всей Москвы; среди них находились члены Собора – миряне; архиепископы, епископы и духовенство собрались в алтаре. В пятом часу вечера началось молебствие, которое совершали митрополит Тихон, архиепископ Арсений [Стадницкий] и Анастасий [Грибановский], епископы Ермоген [Долганев] и Сергий [Тихомиров]. Пел Синодальный хор. Перед началом молебна митрополит Тихон произнес проповедь по поводу кощунства над мощами святителя Ермогена. Указав на злую волю нечестивцев, он напомнил, что несколько лет тому назад злоумышленниками была похищена из Казани чудотворная икона Казанской Божией Матери, в прославлении которой принимали деятельное участие святитель Ермоген, а теперь совершено кощунство над его мощами! Теперь все привыкли к ужасам войны, бедствиям междоусобиц и погромов, к убийствам, воровству, грабежам, а за последнее время начинаются посягательства на народные святыни! Получаются известия о святотатствах, ограблениях церквей, похищениях чудотворных икон. “Пора народу очнуться, пора проснуться, прийти в себя, подумать о своих обязанностях! Покайтеся, братия! Священное Писание говорит, что виновен тот, кто совершал преступление, виноват и тот, кто допустил это! Теперь мы должны с сокрушением сердца вознести молитву о прошении прегрешений и стараться исправиться”. В заключение своей проповеди митрополит обратился к мощам святителя с словами: “Святителю отче Ермогене! Заступниче Божий, укрепи нас! Утверди в вере Христовой и научи нас соблюдать заповеди Божии и предания Церкви Христовой”.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В Жировицком монастыре будущий священномученик пробыл вплоть до Первой мировой. Потом он был переведен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где его застала революция. Претерпевший до конца Новая власть — Временное правительство — увидела в сосланном архиерее жертву царского режима. Его освободили и спешно поставили на Тобольскую кафедру. Надо ли говорить, что человек, не боявшийся ни Толстого, ни Распутина, не склонился перед безбожной властью узурпаторов? В то время, когда многие будущие мученики за Христа ликовали от падения монархии и начала «новой небывалой эры», владыка Гермоген сохранял трезвость рассудка. На Тобольской кафедре он делал то же, что и всегда: молился, миссионерствовал, помогал страждущим. Здесь же он примирился с бывшим императором и будущим страстотерпцем Николаем Романовым. Они взаимно испросили друг у друга прощения за все обиды, вольные и невольные. Особое попечение святитель имел о фронтовиках, которые были «распропагандированы», как тогда говорили, большевиками в духе атеизма. Забота епископа о духовном состоянии солдат приводила советскую власть в бешенство — как, впрочем, и всё, что он делал для своей паствы. 15/28 апреля 1918 года бесстрашный архипастырь возглавил крестный ход, в котором участвовало всё городское духовенство и тысячи мирян. Сразу же после шествия владыка был арестован. Начался его путь на свою Голгофу: заточение в Екатеринбургской тюрьме, смерть от рук большевиков его ближайших друзей — все, кто хлопотал об освобождении архиерея, оказались под арестом, и через несколько дней брат владыки протоиерей Ефрем Долганев, священник Михаил Макаров и присяжный поверенный Константин Минятов были расстреляны. Затем — этапирование в Тюмень, мрачный трюм парохода «Ермак», пароход «Ока», на котором его повезли обратно в Тобольск. Но ступить на твердую землю святителю было уже не суждено. Большевики утопили его в реке, привязав к шее тяжелый камень. До последней своей минуты священномученик творил молитву. Несмотря на старания безбожников, останки святого не были утрачены. Они оказались выброшены на берег и 3 июля 1918 года были обретены и погребены крестьянином села Усольского Алексеем Маряновым. Затем, после прихода войск адмирала Колчака, тело святого было доставлено в Тобольск. Останки подвижника были встречены многотысячным крестным ходом. Пять дней они пребывали в кафедральном Софийско-Успенском соборе, после чего были погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе этого храма.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/30/beskom...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010