Впрочем, все это пишу частно, доверительно, и, быть может, - и дай Бог, чтобы было так, - ошибаюсь. Простите за длинное писание. Может быть, что не связно: я ужасно устал. Вам покорный Протоиерей И. Восторгов Байкал. 17 апр[еля] 1908 г. Л. 28 - 31 об. 18   ПБГ ЛИТЕЙНАЯ 62 ОБЕР ПРАКУРОРУ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ГОФМЕЙСТЕР ПЕТР ПЕТРОВИЧ ИЗВОЛЬСКИЙ ПБГ КРАНШТАДТ Штамп: С.Петербург 8.10.08 (принято) 3.45 дня  ОТЕЦ ИОАНН ЗДОРОВ ПРИЕСД МОЙ СЮДА ОКАЗАЛСЯ КАК НЕЛЬЗЯ БОЛЕЕ НУЖНЫМ И СВОЕВРЕМЕННЫМ ВЧЕРАШНИЙ ВИЗИТ С ФРАНЦУЗСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ БЫЛ ОЧЕН ОПАСНЫМ ТЕПЕР ВСЕ РАЗЪЯСНЕНО ПРЕДУПРЕЖДЕНО ОСТАНОВЛЕНО БАТЮШКА ПОСЛАЛ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ В ОРЕЛ И САРАТОВ СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРЮ ЗА ДОВЕРИЕ ПРОТОИЕРЕЙ ВОСТОРГОВ Л. 32. Телеграмма  19   Ваше Высокопревосходительство Досточтимый Петр Петрович Не смею Вас беспокоить личным докладом. Вот копия телеграммы, которую Вы получите от фракции правых Госуд[арственной] Думы . Она сегодня вечером подписывается членами Думы, собравшимися для обсуждения Балканских дел . Препровождаю телеграмму, может быть, Вам полезно будет о ней знать заранее, до беседы с Петром Аркадьевичем и до заседания Синода. Телеграмму я получил чрез Пуришкевича . Она составлена вчера в 11 чac[jd] вечера. Вам покорный Протоиерей И. Восторгов 15 окт. 1908 г. СПб. Л. 33 - 33 об. РГИА. Ф. 796. Оп. 436, Д. 1526. Л. 9 об. Завьялов Алексей Александрович (1861 - 1907) - прокурор Московской Синодальной конторы и наблюдатель церковно-приходских школ, член комиссии по описанию архива Св. Синода, автор ряда церковно-исторических работ. Скончался вскоре после того, как упоминается в комментируемом письме. Четвертый Всероссийский съезд русских людей, проходивший в Москве в Успенском соборе 26 апреля - 1 мая 1907 г. Иеромонах Илиодор (С.М. Труфанов) - скандальный деятель начала XX в. Прославился крайне правыми проповедями антибюрократического характера, активно использовал антиеврейскую риторику. С 1907 г. служил в Саратовской епархии, где по благословению епископа Гермогена (Долганова) руководил царицынским архиерейским Свято-Духовым монастырем. Постепенно получил широкую народную поддержку своих выступлений, что позволяет говорить о целом феномене илиодоровщины. Резкие проповеди Илиодора вызывали недовольство у верховной власти. Св. Синод несколько раз пытался переместить Илиодора из Царицына в другие епархии, но эти попытки не увенчались успехом. В мае 1911 г. Илиодор был прощён лично Николаем II и даже получил у него аудиенцию (ср. с характеристикой, данной в комментируемом письме). Вскоре после знаменитого «дела» епископа Гермогена 1912 г. (о нем см.: Мраморнов А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858 - 1918). Саратов, 2006. С. 276 - 307) Илиодор снял с себя сан и монашество, отрекся от Православной Церкви. В 1917 г. издал антираспутинские воспоминания «Святой черт» (М., 1917). В 1918 - начале 1920-х гг. сотрудничал с большевиками, позднее жил в США, где и скончался.

http://bogoslov.ru/article/456983

Великая княгиня Елизавета Федоровна — профессору А. Дмитриевскому//Великая княгиня Елизавета Федоровна. О служении женщин в православнои церкви. С. 124. Доклад Святеишему Синоду Русскои Православнои Церкви проф. А. А. Дмитриевского «О диакониссах»//Там же. С. 135. Там же. Материалы к житию преподобномученицы великои княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. С. 225 (ссылка на РГИА ф.786. оп. 209. ед. хр. 2565 л. 291–292 об.). Гермоген (Долганев), епископ Саратовскии с 1903 по 1912 гг. 1858–1918. Кандидат богословия. В 1912 г. выслан на покои. В 1917 г. назначен на Тобольскую кафедру. В апреле 1918 г. арестован, в июне утоплен в р. Тура. Материалы к житию преподобномученицы великои княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. С. 226. Там же. С. 227. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 326. Подробно о деятельности Отдела о церковнои дисциплине см.: Белякова Е. В. Церковныи суд и проблемы церковнои жизни//Церковные реформы. Дискуссии в Православнои Россиискои Церкви начала XX века. Поместныи Собор 1917–1918 гг. и предсоборныи период. М., 2004. Сравнение двух докладов сделано в статье: Белякова Е. В., Белякова Н. А. Обсуждение вопроса о диакониссах на Поместном Соборе 1917–1918 гг.//Церковно-историческии вестник. 2001 г. No 8. С.139–161. Мы выражаем благодарность замечательнои исследовательнице Нине Павловне Зиминои, изучающеи церковную жизнь Уфы советского периода за это сообщение. Православная Москва в начале XX в. Сборник документов и материалов. М., 2001. No 154. С. 474. Еженедельник Совета Объединенных приходов г. Москвы No 10 от 27 мая/9 июня 1918 г. (гектограф)//Православная Москва в 1917–1921 годах. Сборник документов и материалов. Изд. Главархива Москвы/Сост. Казакевич А. И., Марковчин А. В. и др. М., 2004. No 56. С. 322–323. Еженедельник Совета Объединеннных приходов No 11 от 12/25 июня 1918 г. С. 324. Там же. Школа шелководства существовала и при Покровскои епархиальнои общине сестер милосердия. Здесь обучалось 120 детеи.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

612 ...пьесу «Черные вороны» сняли со сцены... – Имеется в виду пьеса В.В. Прото­попова «Черные вороны», рисующая закулисную сторону секты «иоаннитов». 25 октября 1907 г. епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв) послал обер-прокурору Св. Синода телеграмму, в которой просил походатайствовать о запрещении исполнения в саратовских театрах пьесы «Черные вороны», так как она «в карикатурной и крайне оскорбительной для религиозного чувства форме осмеивает монашество, отца Иоанна Кронштадтского , его почитателей» (Колокол. 1907. 514, 30 октября). Автор Протопопов ответил, что «написал свою пьесу для того, чтобы показать русскому народу ту грязь и тот ужас, в который превращается православное учение, как только он забывает великую заповедь: “не сотвори себе кумира!”» (Там же. 520, 6 ноября). 16 декабря 1907 г. распоря­жением председателя Совета министров П.А. Столыпина пьеса «Черные вороны» была снята с репертуара театров. 613 За наше поздравление его с назначением членом Святейшего Синода Батюшка поблагодарил... – 9 января 1908 г. открылась новогодняя сессия Святейшего Синода в обновленном и усиленном составе. К присутствию в Синоде были вызваны епископы Макарий (Невский) , Никон (Рождественский) , Алексий (Молчанов) , Гермоген (Долганёв), Серафим (Чичагов) , Митрофан (Симашкевич), а также «настоятель Андреевского собора в г. Кронштадте митрофорный прот. Иоанн Ильич Сергиев». Газета «Московские ведомости» по этому поводу писала: «Особенно знаменательно и радует его почитателей призвание к присутствию в Св. Синоде прот. о. Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского. Назначение его является как бы увенчанием с высоты Престола сего доблестного чрезвычайного служения . И хотя отцу Иоанну по немощам плоти едва ли Бог приведет много потрудиться на высоком поприще , но он своим духом горящим и славным именем украсит скрижали истории Св. Синода» (МВ. 1908. 3, 4 января). 614 ...как он смотрит на предстоящий церковный Собор... – Вопрос о созыве Поместного Собора Российской Православной Церкви активно обсуждался в церковных и общественных кругах в марте 1905 г. Однако на доклад Святейшего Синода от 31 марта 1905 г. о «созвании собора епархиальных епископов для учреждения патриаршества и для обсуждения перемен в церковном управлении» император Николай II наложил следующую резолюцию: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия, и обдуманности, каково созвание поместного собора. Предостав­ляю Себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров, дать сему великому делу движение и созвать собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления» (Русь. 1905. 3 апреля). Поместный собор Российской Православной Церкви состоялся только в августе 1917 – сентябре 1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

иеромонаха Павла (Козлова; 1879 †1938) иеромонаха Софрония (Несмеянова; 1870 †1937) иеромонаха Стефана (Кускова; 1870 †1937) протодиакона Сергия (Казанского; 1879 †1937) диакона Иоанна (Мельницкого; 1878 †1937) диакона Николая (Богородского; 1877 †1937) монаха Виталия (Кокорева; 1890 †1937) Сергия (Бородавкина; 1878 †1938) Сергия (Ведерникова; 1875 †1937) Сергия (Михайлова; 1882 †1937) Андрея (Гневышева; 1872 †1941) Василия (Виноградова; 1891 †1937) Василия (Шикалова; 1875 †1937) Веры (Трукс; 1886 †1942) Димитрия (Воробьева; 1873 †1937) Евгении (Доможировой; 1871 †1933) Симеона (Воробьева; 1871 †1937) Спиридона (Савельева; 1875 †1937) Петра (Жукова; †1918) Прохора (Михайлова; †1918) И святых новомучеников и исповедников Тобольских: Гермогена, епископа Тобольскаго (Долганева; 1858 † 1918) протоиерея Ефрема (Долганева; †1918) священника Петра (Карелина; †1918) священника Михаила (Макарова; †1918) Константина (Минятова; †1918) И святых новомучеников и исповедников Уфимских: Симона, епископа Уфимскаго (Шлеева; 1873 † 1921) протоиерея Евграфа (Еварестова; 1857 †1919) священника Аверкия (Северовостокова; †1918) священника Алексия (Канцерова; †1918) священника Петра (Варламова; 1897 †1930) священника Тимофея (Петропавловского; †1918) иеромонаха Максима (Попова; 1876 †1934) игумении Маргариты (Гунаронуло; †1918) Киприана (Яценко; 1878 †1935) И святых новомучеников и исповедников Черниговских: Василия, архиепископа Черниговскаго (Богоявленского; 1867 †1918) архимандрита Матфея (Померанцева; †1918) Алексия (Зверева; †1918) И святых новомучеников и исповедников Чимкентских: Николая, архиепископа Великоустюжскаго (Клементьева; 1873 †1937) Алексия, архиепископа Омскаго (Орлова; 1862 † 1937) Бориса, епископа Ивановскаго (Воскобойникова; 1875 †1937) схиархимандрита Елевферия (Печенникова; 1870 † 1937) протоиерея Владимира (Смирнова; 1885 †1937) протоиерея Николая (Толгского; 1886 †1937) священника Анатолия (Бержицкого; 1873 †1937) священника Афанасия (Милова; 1877 †1937) священника Василия (Бова; 1877 †1937)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Строительство шло весьма успешно, и уже в сентябре 1904 года газета " Саратовский Дневник " писала: " Постройка церкви в Солдатской слободке идет успешно: возведены стены, кладутся балки. По инициативе настоятеля церкви Красного Креста, священника М. Я. Дроздова предполагаются большие изменения в самом плане церкви. В настоящее время явилась возможность обложить церковь кирпичом, сделать майоликовый иконостас, воздушное отопление, фонарь на куполе предполагается сделать светлым и деревянные полы заменить терракотовыми " . Казанская церковь первоначально была приписана к приходу Иоанно-Предтеченской церкви, поэтому заботы о строительстве легли на настоятеля отца Михаила Дроздова. В 1905 году строительство Казанской церкви было завершено и 16 октября, в воскресенье, Преосвященный Гермоген (Долганёв) освятил новый храм. Был образован самостоятельный приход. Для новоосвященного храма Преосвященнейшим была пожалована икона Божией Матери " Казанская " (список с оригинала, находящегося в Казани), которая была установлена в новосооруженном киоте с правой стороны в церкви. Владыка Гермоген (Долганёв), впоследствии епископ Тобольский и всея Сибири, мученически скончался 16(29) июня 1918 года. 20 августа 2000 года Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В трудные для церкви 20-е годы прихожане не оставили свой храм. Было создано так называемое " Православное Христианское общество при Ново-Казанской церкви в Солдатской слободке г. Саратова " , зарегистрированное в Губисполкоме. Перед его созданием в 1923 году проводился сбор подписей прихожан. Подписалось 130 человек, указав адреса и социальное положение. Все они были жителями слободки, все рабочие. В 1923 году храм был закрыт. Последний настоятель — протоиерей Лев.  В 1928 году был варварски уничтожен уникальный фарфоровый иконостас. Его разбили кувалдами и ломами и превратили в черепки. Церковь была перестроена: снесен купол храма и уничтожена ажурная колокольня. Храм превратили в двухэтажный дом, где размещался детский сад Болто-заклепочного завода, расположенного напротив.

http://sobory.ru/article/?object=07136

После СССР Начиная с 1993 года общественные организации и потомки Вилькицких более 20 раз обращались к президенту, правительству России, и в другие органы государственной власти с просьбой выполнить последнюю волю великого русского первооткрывателя и вернуть «этим землям имена покойных Государя и Цесаревича». Но наиболее значимые события, касающиеся наименования архипелага и островов, произошли в 2006-2007 и в 2020-2021 годах. В 2006 году многие юридические и физические лица обратились в Думу Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (ТДНАО), на территории которого находится архипелаг, с прошениями о возвращении объектам первоначальных наименований. Во исполнение этих просьб в декабре 2006 Дума ТДНАО решила наименовать архипелаг - «Земля Императора Николая II», а крупнейшие его острова – «Святой Александры», «Святой Ольги», «Святой Татьяны», «Святой Марии» и «Святой Анастасии». Острову Малый Таймыр вернуть название «Цесаревича Алексея» . Принятие этого решения было обосновано недавним причислением расстрелянных в 1918 году членов царской семьи к лику святых. Это Постановление Думы ТДНАО было направлено в Правительство РФ. Но уже через месяц, в январе 2007 года, статус ТДНАО был понижен с автономного округа на муниципальный район в составе Красноярского края, Законодательное собрание которого отменило Постановление Думы ТДНАО. В следующие годы физические и юридические лица продолжили обращаться в органы власти России, всплески активности произошли в 2013 году – в столетний юбилей открытия архипелага, и в 2018 году – в столетний юбилей расстрела царской семьи. Осенью 2020 года в администрацию Красноярского края (КК) с просьбой вернуть исторические топонимы обратились знаменитый путешественник Федор Конюхов, епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, правнучка Андрея Вилькицкого Ирина Тихомирова, депутат Госдумы от КК Виктор Зубарев и председатель общества «Царьград» Константин Малофеев. Законодательное собрание (ЗакС) КК решило принимать решение по столь важному для всей России вопросу только на основе научных и экспертных мнений и после широкого общественного обсуждения, и отправило письма в Русское географическое общество, Российское историческое общество, Сибирский федеральный университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российскую академию наук, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, а также губернатору Красноярского края, главе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (ТДНМР), председателю районного Совета депутатов ТДНМР.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/06/...

8. Павлин (Крошечкин; 1879–1937), архиепископ Могилевский 9. Иаков (Маскаев; 1878–1937), архиепископ Барнаульский Лик святителей Правая сторона слева направо 1 ряд: 1. Петр (Полянский; 1862–1937), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола 74 2. Агафангел (Преображенский; 1854–1928), митрополит Ярославский 3. Серафим (Самойлович; 1881–1937), архиепископ Угличский 4. Петр (Зверев; 1878–1929), архиепископ Воронежский 5. Гермоген (Долганев; 1858–1918), епископ Тобольский и Сибирский 6. Андроник (Никольский; 1870–1918), архиепископ Пермский 7. Варсонофий (Лебедев; 1871–1918), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии 8. Неявленный архиерей 9. Амвросий (Полянский; 1878–1932), епископ Подольский 2 ряд: 1. Вениамин (Казанский; 1873–1922), митрополит Петроградский и Гдовский 75 2. Серафим (Чичагов; 1856–1937), митрополит Петроградский 76 3. Евгений (Зернов; 1877–1937), митрополит Горьковский 4. Мефодий (Красноперов; 1868–1921), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии 5. Феофан (Ильменский; 1867–1918), архиепископ Соликамский, викарий Пермской епархии 6. Александр (Щукин; 1891–1937), архиепископ Семипалатинский 7. Уар (Шмарин; 1880–1938), епископ Липецкий 8. Вениамин (Воскресенский; 1871–1930), епископ Романовский (Тута­ев­ский), викарий Ярославской епархии 9. Димитрий (Добросердов; 1865–1937), архиепископ Можайский, викарий Московской епархии 10. Макарий (Гневушев; 1858–1918), епископ Орловский и Севский 3 ряд: 1. Иувеналий (Масловский; 1878–1937), архиепископ Рязянский и Шацкий 2. Виктор (Островидов; 1875–1934), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии 3. Симон (Шлеев; 1873–1921), епископ Уфимский (единоверческий) 4. Сильвестр (Ольшевский; 1860–1920), архиепископ Омский и Павлодарский 5. Амфилохий (Скворцов; 1885–1937), епископ Енисейский и Красноярский 6. Никодим (Кротков; 1868–1938), архиепископ Костромской и Галицкий 7. Захария (Лобов; 1865–1937), архиепископ Воронежский 8. Неявленный архиерей 9. Пимен (Белоликов; 1879–1918), епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанской епархии

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Гаранин Тихон Максимович (ок. 1863–?), крестьянин, староста собора города Новоузенска. Член Собора по избранию как мирянин от Самарской епархии. Георгий (Ярошевский Григорий Григорьевич; 1872–1923), митрополит. Член Собора по должности как епископ Минский и Туровский и по участию в Предсоборном Совете. Председатель Отдела об епархиальном управлении. В 1897 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1910 г. хиротонисан во епископа. С 1916 г. епископ Минский и Туровский. С 1918 г. архиепископ. В 1919 г. эмигрировал с Добровольческой армией в Сербию, откуда переехал в Италию, затем в 1921 г. в Польшу. В 1922 г. Указом Патриарха Тихона архиепископу Георгию было поручено временное управление Варшавской епархией с одновременным назначением Патриаршим Экзархом в Польше. Возведен в сан митрополита. Под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на отделение православных епархий, оказавшихся на территории Польши, от Русской Церкви. В разгар церковной борьбы застрелен противником польской автокефалии. Гермоген (Долганёв Георгий Ефремович; 1858–1918), священномученик, епископ. Член Собора по должности как епископ Тобольский и Сибирский. В 1901 г. хиротонисан во епископа. С 1903 г. епископ Саратовский. В 1911 г. на сессии Синода выступил против введения института диаконисе и чина заупокойного моления за инославных, выступал против Г. Распутина. В 1912 г. уволен от управления Саратовской епархией с назначением пребывания в Жировицком Успенском монастыре Гродненской епархии. В 1912–1915 гг. проживал в Жировицком Успенском монастыре, затем в Николо-Угрешском монастыре Московской епархии. С марта 1917 г. епископ Тобольский и Сибирский. 6(19) декабря 1917 г. прибыл в Тобольск и вступил в управление епархией. 28 апреля 1918 г. арестован в Тобольске во время совершения городского крестного хода в Вербное Воскресенье, находился до июня 1918 г. в тюрьме г. Екатеринбурга, затем перевезен в г. Тюмень. Утоплен большевиками в р. Туре при приближении белых к г. Тобольску. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Г. был казнен вместе с прот. Андреем Шанским, свящ. Михаилом Платоновым и 10 мирянами на окраине саратовского Воскресенского кладбища. Ранее, 30 сент., на том же месте расстреляли прот. Геннадия Махровского, свящ. Олимпия Диаконова и 26 мирян. Почитание этих страдальцев как мучеников началось сразу после их гибели. Братская могила была отмечена крестом из рельсов. Впосл. верующие саратовцы почитали это место как «могилу пяти убиенных» - по числу погребенных священнослужителей (имена казненных были уточнены в 1998). Свящ. Синод РПЦ 26 декабря 2006 г. постановил включить имя Г. в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. Р-507. Оп. 1. Д. 255; Ф. 1132. Оп. 1. Д. 201; Ф. 507. Оп. 1. Д. 2. Л. 23-24. Ист.: Изв. Саратовского совета. 31 дек. 1918. 280; «Красный террор»//Изв. Саратовского губ. совета. 11 окт. 1919. 225. Лит.: Мельгунов С. П. Красный террор в России (1918-1923). М., 1990. С. 27; Польский. Ч. 1. С. 179; Ч. 2. С. 280; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 311. Свящ . Михаил Воробьёв,М . Е . Плякин, В . В . Теплов Рубрики: Ключевые слова: ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп.

http://pravenc.ru/text/164769.html

Уже с этой стороны, именно с формальной, теперешняя власть не может быть признана законною... хотя как христиане, и не боремся оружием и заговорами... Итак, самый декрет об отделении Церкви от государства, как данный не законным правительством и не утвержденный российской общенародной властью, всеми признанной, – является незаконным, необязательным, и мы можем подчиниться ему не по христианской нашей совести, а только по принуждению...» Естественно, что такой закон, фактически упразднивший Церковь, ею самой был осознан как открытое объявление о начинающихся против нее гонениях; при таком законе любые стороны жизнедеятельности Церкви – будь то благотворительность, просвещение, строительство храмов, дела милосердия – оказывались вне закона и совершавшие таковые действия подлежали наказанию. 25 января 1918 года Священный Собор Православной Российской Церкви квалифицировал изданный советской властью декрет как «злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения» . Особой заботой епископа Гермогена стали возвращавшиеся с полей сражений фронтовики. По существу они были брошены обществом, а власть имущие толкали их на грабежи и разбой. В конце февраля 1918 года в Тобольске в архиерейских покоях состоялось заседание Иоанно-Дмитриевского братства под председательством епископа Гермогена. На собрании владыка произнес горячую речь, в которой обрисовал психологию солдата-воина, отметив, что солдат-страдалец ждет от общества помощи, а не осуждения, и призвал всех помочь солдатам-фронтовикам. Решено было для этой цели организовать особый отдел при Братстве. Забота епископа о фронтовиках привела большевиков в бешенство: они старались разжечь в солдатах классовую ненависть, в то время как архиерей оказывал им материальную помощь и звал к миру. 11 апреля 1918 года в местной газете против епископа Гермогена была опубликована угрожающая статья. Близкие сообщили владыке, что против него что-то замышляется. 12 апреля, открывая заседание совета Иоанно-Дмитриевского братства, владыка сказал, что по имеющимся в его распоряжении сведениям, в одну из ближайших ночей он будет арестован и увезен из Тобольска.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010