Преодоление последствий русского церковного раскола XVII века остается предметом нашего постоянного внимания. Об этом говорилось на всех Поместных и Архиерейских Соборах, начиная с Поместного Собора 1971 года, когда был принят акт о снятии клятв на старые обряды. Однако в последнее время атмосфера наших взаимоотношений с основными старообрядческими согласиями существенно улучшилась. Проводятся регулярные встречи и консультации с предстоятелями и представителями старообрядческих согласий, делегации старообрядцев участвовали во многих церковно-общественных форумах. Все это способствует развитию добрых взаимоотношений, в том числе на местном уровне. Конечно, еще встречаются проявления нетерпимости. После столь длительного разделения не всегда легко находить общий язык. Но стремиться к этому нужно — на благо нашего народа, ради утверждения общих для нас ценностей православной традиции. Мы не можем оставить вне нашего внимания и заботу о тех приверженцах древнерусских церковных обычаев, которые сознательно стремятся к заповеданному Господом Иисусом Христом церковному единству при сохранении привычных для них обрядов и чинопоследований. Таким верующим надо идти навстречу — для этого в Русской Православной Церкви имеются старообрядные приходы. И нет ничего вредного в стремлении глубже познать дух древнерусского литургического благочестия, не погрешая при этом против любви и единения в вере. 19. Межхристианские связи. Русская Православная Церковь, руководствуясь принятыми Юбилейным Архиерейским Собором Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию, осуществляет диалог и взаимодействие с различными церквами и сообществами, считающими себя христианскими. Так, мы продолжаем поддерживать отношения с Древними Восточными Церквами дохалкидонской традиции. Русская Православная Церковь участвует во всеправославном богословском диалоге с этими Церквами, ведет двусторонние собеседования с отдельными из них — с Армянской Апостольской Церковью, а также с тремя дохалкидонскими Церквами Ближнего Востока: Коптской, Сирийской и армянским Католикосатом Великого Дома Киликии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

Несколько слов о так называемой «Русской зарубежной церкви». В связи с распространенном в средствах массовой информации «Обращением Архиерейского синода Русской зарубежной церкви к русскому православному народу» считаю важным подчеркнуть, что Московский Патриархат неоднократно на протяжении последних десятилетий выражал добрую волю к скорейшему восстановлению канонического единства в лоне Матери-Церкви с желающими этого иерархами, клириками и монашествующими, входящими в структуру «Русской зарубежной церкви», что к сожалению, не находило должного понимания у другой стороны. Состояние отделенности от Матери-Церкви, в котором пребывает ныне часть русской диаспоры, нельзя назвать нормальным, к нему нельзя привыкнуть, его должно переживать, по слову апостола, как острую боль в Теле Христовом. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виновны, как те, кто мучил тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви.... Я говорю и свидетельствую, что причинять разделение в Церкви есть не меньшее зло, чем впадать в ересь». Возлагая упование на неизмеримое милосердие Божие и на Его Всеблагой Промысл, приводящий человека многоразличными путями к духовному спасению, Русская Православная Церковь вновь и вновь призывает к обретению канонического единства всех православных верующих в диаспоре, связывающих свою церковную жизнь с духовными идеалами исторической России, но, по разным причинам, пребывающим вне канонического общения с Матерью-Церковью. Русская Православная Церковь заявляя о своей приверженности идее диалога во имя скорейшего преодоления разделения, порожденного исторической трагедией нашего народа в минувшем XX веке, обращает свой голос ко всем русским людям, пребывающим в рассеянии, с призывом к тому единству, которое завещал нам Иисус Христос: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). В последние годы в связи ухудшением экономической ситуации в нашей стране значительно увеличилось число русских людей, выезжающих на временное или постоянное проживание за границу.

http://patriarchia.ru/db/text/421863.htm...

ПОСТАНОВИЛИ: Берлинско-Германская епархия Иерея Максима Юдакова, клирика городской части Московской епархии, направить в распоряжение управляющего Берлинско-Германской епархией архиепископа Подольского Тихона.   ЖУРНАЛ 29 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступивших обращениях относительно перехода нескольких клириков в другие Поместные Православные Церкви. Справка: В заседании Священного Синода 17-19 июля 2006 года постановлено, что переход клирика в другую каноническую юрисдикцию осуществляется по представлению епархиального архиерея при одобрении Священным Синодом и на основании отпускной грамоты Святейшего Патриарха (журнал 53). Главный секретарь Священного Синода Иерусалимского Патриархата архиепископ Константийский Аристарх обратился к епископу Единецкому и Бричанскому Никодиму с просьбой благословить перевод клирика Единецкой епархии иерея Михаила Берковича в юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Епископ Единецкий и Бричанский Никодим в рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла изъявил согласие на удовлетворение данной просьбы. Преосвященный митрополит Керкирский, Паксийский и Диапонтийских островов Нектарий (Элладская Православная Церковь) в обращении на имя Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия просит благословить переход заштатного клирика Санкт-Петербургской епархии протоиерея Антония Витвицкого в клир Керкирской митрополии Элладской Православной Церкви. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий не возражает против перехода упомянутого клирика в клир Керкирской митрополии Элладской Православной Церкви. В соответствии с заявлением Священного Синода от 17 октября 2019 года (журнал 125) Русская Православная Церковь сохраняет молитвенное общение, каноническую и евхаристическую связь с теми иерархами Элладской Православной Церкви, кто не запятнает себя сослужением с раскольническими лже-иерархами. Иерарх Польской Православной Церкви епископ Лодзинский и Познанский Афанасий обратился к митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию с просьбой благословить перевод в штат Лодзинской епархии Польской Православной Церкви клирика Вологодской епархии иерея Алексия Лисенкова. Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий в обращении на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла изъявил согласие на удовлетворение данной просьбы.

http://patriarchia.ru/db/text/5605040.ht...

Епархиальное собрание Протоиерей Всеволод Чаплин: Еще со времен Патриарха Алексия Русская Церковь равняется на московские Епархиальные собрания Только что произошло очень важное событие в церковной жизни, которое имеет значение и для жизни светской, - это Епархиальное собрание города Москвы. Вроде бы идет речь об одной - хоть и центральной - епархии Русской Православной Церкви, но всегда, еще со времен Святейшего Патриарха Алексия, епархиальные собрания Москвы имели особое значение, поскольку по ним равнялись. Будет разработан чин поминовения самоубийц, лишивших себя жизни в состоянии аффекта или душевной болезни Сегодня многие люди находятся в отчаянии, страдают алкоголизмом и психическими заболеваниями. Для этих случаев будет разработан чин поминовения самоубийц, в молитве священник будет «просить Господа, чтобы Он пролил свою милость на несчастного человека и совершил праведный суд. Три новых сотрудника появятся в каждом приходе Три новые должности должны быть введены в храмах: социальный работник, активист по работе с молодежью и педагог-катехизатор, - сказал на епархиальном собрании Москвы Святейший Патриарх Кирилл. Каким должен быть пастырь? Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковились или оказались на пути к воцерковлению, скольких женщин я сумел отговорить от совершения аборта? Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы Все храмы должны быть открытыми в течение светлого времени суток для всех желающих прикоснуться к святыням, при этом всегда должен быть дежурный священник, способный дать ответ пришедшему к нему по всем вопросам духовной жизни и спасения. По новому приходском уставу руководство финансово-хозяйственной деятельностью прихода переходит от старосты к настоятелю Отстранение священника от руководства финансово-хозяйственной деятельностью прихода было ключевым направлением «хрущевской реформы», осуществленной в 60-х годах прошлого столетия.

http://pravmir.ru/tag/eparxialnoe-sobran...

Содетельная и Вседержительная Живоначальная Троица: Отец, Сын и Святой Дух, да укрепляет всегда Святую Православную Церковь в Молдове, да венчает ее славою и честию и да благословляет ее бытие на спасение благочестивой паствы ее. Подписано в граде Москве 1994 года, декабря, 2 дня Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 1.4.5. Русская Православная Церковь Заграницей О взаимоотношениях с Русской Православной Церковью Заграницей (определение принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 6 октября 2004 г.) 1. Признать делом исключительной важности шаги, направленные к преодолению разделения, в течение многих десятилетий существующего в теле Русской Православной Церкви. (...) 3. Одобрить содержание подготовленных комиссиями документов, представленных на рассмотрение Собора. 4. По завершении работы комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов поручить Священному Синоду на основе суждений, имевших место на настоящем Соборе, совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство. Утверждение Акта о каноническом общении (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 16 мая 2007 г., журнал 36) Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о результатах диалога с Русской Зарубежной Церковью. Справка: 17–22 ноября 2003 года Россию посетила делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком. 19 ноября 2003 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия прошли переговоры членов делегации с членами Священного Синода Русской Православной Церкви. При этом с обеих сторон была выражена готовность следовать по пути к церковному единству, опираясь на общее каноническое Предание и с уважением к церковно-административным реальностям, сложившимся в течение XX века. Священный Синод Русской Православной Церкви (журналы 66 и 67 от 26 декабря 2003 года) вынес решение образовать комиссию по диалогу с Русской Зарубежной Церковью под председательством архиепископа Корсунского Иннокентия. В том же месяце комиссия по переговорам с Московским Патриархатом была учреждена и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

  ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о праздновании 160-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Справка: С 25 по 29 октября 2007 года в Иерусалиме состоялись торжества 160-летия Русской Духовной Миссии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на празднование прибыла делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав делегации вошли митрополит Ижевский и Удмуртский Николай, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, епископ Балтийский Серафим, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, епископ Егорьевский Марк, епископ Якутский и Ленский Зосима, епископ Богородский Елисей. В ходе визита митрополит Кирилл имел встречи с Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Феофилом, Президентом Государства Израиль Шимоном Пересом, с мэром Иерусалима У. Луполянски, министром туризма Израиля И.Ароновичем, с главным раввином Израиля Йоной Мецгером, с заместителем министра туризма Палестинской Автономии Маруаном Тубаси, заместителем мэра Вифлеема Дж. Садом и другими официальными лицами Израиля и Палестины. В рамках торжеств в Иерусалимской мэрии прошла выставка фотографий и документов «Русские паломники на Святой Земле». Организаторами выставки выступили Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Российский государственный музей истории религии (Санкт-Петербург), издательство «Индрик» (Москва). Выставка проводилась при поддержке мэрии Иерусалима и Паломнического центра Московского Патриархата. В торжественной церемонии открытия экспозиции приняли участие глава и члены делегации Русской Православной Церкви, министр туризма Израиля И. Аронович, вице-мэр Иерусалима М. Леви, Посол Российской Федерации в Израиле П.В. Стегний, а также другие представители государственной власти, общественные и культурные деятели.

http://patriarchia.ru/db/text/343719.htm...

18. ... Особой сферой внимания должна быть миссия среди молодежи. Для ее активизации, а также для развития церковной деятельности самих молодых людей Собор счел нужным образовать Синодальный отдел по делам молодежи. О создании Синодального отдела по делам молодежи (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 28 декабря 2000 г.) Слушали: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об образовании Синодального отдела по делам молодежи. Постановили: 1. Во исполнение Определения Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви образовать Синодальный отдел по делам молодежи. Из Устава религиозной организации «Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (принят Священным Синодом Русской Православной Церкви 3 октября 2013 г.) I. Общие положения 1.1. Религиозная организация «Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (именуемый далее в тексте настоящего Устава – «Отдел») входит в иерархическую структуру Религиозной организации «Русская Православная Церковь » (именуемой далее в тексте настоящего Устава – «Русская Православная Церковь »), состоит в ее юрисдикции и является органом исполнительной власти Русской Православной Церкви. (...) 1.7. Полное наименование Отдела: – на русском языке – Религиозная организация «Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»; – на английском языке – Religious Organization «The Synodal Youth Department of The Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)». (...) II. Цели, задачи и основные формы деятельности Отдела 2.1. Основными целями деятельности Отдела как религиозной организации являются совместное исповедание и распространение православного вероучения. Задачами Отдела являются: – координация деятельности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи, осуществляемой религиозными организациями Русской Православной Церкви и иными организациями на основе вероучения и традиций Русской Православной Церкви;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Очевидно, что нынешний уровень межправославного взаимодействия оставляет желать лучшего. Разногласия во взаимоотношениях между отдельными Православными Церквами говорят о том, что, к сожалению, «дымное надмение мира» вопреки святоотеческим заветам вносится в Церковь Христову, «которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия» (Послание Африканского Собора к Келестину, Папе Римскому). Особенно опасные угрозы единству Церквей возникают тогда, когда некоторые из церковных деятелей под влиянием политических, националистических и иных факторов идут на прямое нарушение незыблемых норм межцерковных отношений, определенных священными канонами. Раны, нанесенные телу церковному посредством таких деяний, бывают весьма болезненными и долго не заживают. Приходится прилагать многотрудные усилия к их исцелению. Русская Православная Церковь делает для этого все возможное, заботясь о поддержании братских отношений со всеми Поместными Православными Церквами и проявляя готовность терпеливо, в духе христианской любви разрешать возникающие проблемы. Примером такого подхода являются отношения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, которые складывались в межсоборный период не без осложнений. В 2006 году Священный Синод Константинопольской Церкви, не запросив подобающей отпускной грамоты и вообще без всяких консультаций со Священноначалием Московского Патриархата, принял в свою юрисдикцию бывшего епископа Сергиевского Василия, незадолго до того уволенного от управления Сурожской епархией, а также ряд клириков этой епархии. Священный Синод Русской Церкви расценил данный шаг как канонически неправомочный, небратский и создающий угрозу для православного единства. В направленном всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей заявлении Священного Синода было указано на крайнюю опасность применяемого Константинопольским Патриархатом нового толкования канонов, согласно которому любой архиерей или клирик, находящийся за пределами географических границ своей Поместной Церкви, может быть принят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата без ведома рукоположивших его архиереев, без отпускной грамоты и помимо воли своего Священноначалия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

Необходимость направления этой Концепции была вызвана еще и тем, что при ее обсуждении в совместной с Министерством рабочей группе, потребовалось уточнение позиции Церкви по ключевым вопросам. Это приобрело особую актуальность после появления в СМИ информации о том, что Церковь может отказаться от поддержки предмета «Православная культура», «Основы православной культуры» в пользу какого-то единого для всех учащихся предмета «Духовно-нравственная культура», где будут изучаться все религии и мировоззрения. Следует четко и ясно указать, что Русская Православная Церковь никогда официально этого не утверждала. Основные положения Концепции, направленной в Министерство образования, были недвусмысленно изложены в заявлениях Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На прошлогодних Рождественских Чтениях Святейший Патриарх сказал: «Мы выступаем за то, чтобы дети, крещеные в Православной Церкви, могли знать основы своей религии». О том же самом говорилось и на всех предыдущих Чтениях. Выступая на сессии ПАСЕ 2 октября 2007 года , Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что в основе межрелигиозного диалога должно быть уважение к целостности вероучения, к традиции, к образу жизни друг друга, а не «смешение вер». В самом последнем по времени Заявлении Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с реформой школьного образования от 6 ноября 2007 года , в частности, указывается: «На основании многолетней практики преподавания Основ культуры Православия и других традиционных религий в разных регионах России с уверенностью можем свидетельствовать о положительном воздействии этого предмета на духовное и нравственное состояние школьников. Мы уверены, что дети из верующих семей не должны быть лишены законной возможности изучения своей религиозной традиции, к которой они принадлежат, равно как и неверующие — основ нерелигиозной этики. Такое право предусматривается как российским законодательством, так и международно-правовыми договорами, участницей которых является Россия».

http://patriarchia.ru/db/text/341367.htm...

Духовное окормление военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и заключенных предполагает взаимодействие с традиционными религиями - исламом, буддизмом, иудаизмом. Поиск путей сотрудничества с представителями других конфессий в области обеспечения права на свободу совести, предоставления верующим различных исповеданий возможности совершать религиозные обряды - все это должно быть задачей особой пастырской службы. В то же время Церковь твердо говорит о недопустимости прозелитизма и деятельности деструктивных культов в Вооруженных Силах, правоохранительных структурах и пенитенциарных учреждениях. 7. Церковная работа с молодежью Русская Православная Церковь осознает свою великую ответственность за молодежь, в среде которой наряду с очевидным духовным возрождением имеет место не менее очевидный мировоззренческий и нравственный кризис. В области пастырской и миссионерской работы с молодежью нам уже нельзя делать что-либо от случая к случаю. Необходима серьезная, глубоко продуманная программа, которую могло бы осуществлять Всецерковное православное молодежное движение в тесном взаимодействии с Отделом религиозного образования и катехизации и Миссионерским отделом. Главными целями, которые церковное Священноначалие ставит перед Движением, является привлечение детей и подростков, юношей и девушек в лоно Матери-Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в церковной жизни. Москва, Вятка, Кострома, Новгород, Новосибирск и Смоленск стали в последнее время местом проведения семинаров и конференций представителей епархиальных отделений Движения. Основными вопросами, поднимавшимися на этих встречах, были активизация миссионерской работы в молодежной среде, продолжение работы над концепцией Движения, противодействие тоталитарным сектам. Руководством Движения совместно с лидерами его епархиальных отделений намечены следующие основные направления развития церковной молодежной организации: продолжение создания епархиальных отделений, координация их деятельности; комплексное развитие Крутицкого подворья для создания там образцового православного молодежного центра; расширение программы летних лагерей и паломничеств; активизация информационной деятельности; усиление международных контактов; развитие Федерации православных следопытов как всероссийской специализированной детской организации; молодежная диакония, служение в больницах и приютах; работа по противодействию агрессии деструктивных культов; участие в программах образования детей и юношества; развитие сотрудничества с другими христианскими и иными неполитическими организациями молодежи, а также с государственными структурами, ведающими молодежной политикой.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010