Когда Иисус Христос приблизился, Закхей действительно увидел Его и радовался этому. Но, представьте себе, какой радостью забилось его сердце, когда признанный Мессия Своего народа остановился под деревом, взглянул вверх и, называя его по имени, велел ему скорее сойти вниз, потому что намеревался быть у него в доме. Ему, грешнику, презренному сборщику податей, дается возможность не только видеть Иисуса Христа – Света мира, Мессию, но и принять Его в своем доме, ужинать с Ним и предложить Ему ночлег у себя! С радостью поспешил Закхей слезть с дерева и повел Великого Гостя к себе в дом. Но народ единодушно и громко возроптал. Народу казалось непристойным и унизительным, чтобы Мессия, в самой восторженной среде Своих последователей, остановился в доме презренного грешника-мытаря, одно занятие которого было символом национального унижения народа. Но милостивое слово Иисуса для Закхея значило больше, чем ропот и оскорбления толпы. Слово Господне, с которым Иисус Христос обратился к мытарю, переродило грешника и с силой животворной воскресило в Закхее те добрые качества его души, которые были задавлены в нем жаждой наживы, своекорыстием и окружающим к нему презрением. В восторге от оказанных ему внимания и чести, Закхей, встав из-за стола, торжественно заявил: «Господи! половину имения моего отдам я нищим, и если кого чем-либо обидел, воздам вчетверо». Это благородное самоотвержение презренного мытаря, который с таким прямодушием низвергал кумир своей жизни, оправдало ему, Христом оказанную, честь и Спаситель благостно воскликнул: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама», сын отца верующих. Этими словами изобличил Господь тех, кто осуждал Его за то, что вошел Он в дом грешника, изобличил тех, кто и ныне не духовно, а физически воспринимает «сыновство Аврааму». И мы с вами «сыны Авраама», если храним веру в Бога Истинного, если сохраняем верность Тому, Кто для всего человечества является Светом Разума и Солнцем Правды – верность Господу Иисусу Христу. Слово Божие – слово вечное, Оно и ныне возрождает души грешников и всех, кто приуготовил сердце свое для встречи с Господом. Аминь. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Покайтесь и веруйте во Евангелие»

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Мы можем увидеть нечто подобное в сказанном: «Аморреи оставались жить среди них» – например, когда враждебная демонская сила, исходящая от скопления горечи, завладевает чьим-либо телом, расстраивает и усыпляет его ум, и тогда совершается много молитв, постов и изгнаний бесов, но, будучи глух ко всему этому, демон продолжает пребывать в теле одержимого, предпочитая переносить боль от изгнания и муки, причиняемые ему призыванием имени Бога, но не выходить из человека, которым он бесстыдно и беспутно завладел. Таким же образом должно понимать и тех, которые названы здесь аморреями, которые «оставались жить в Еломе и Саламине». И чтобы показало Писание, что они оставались, претерпевая боль и страдания, сказано: «Рука Ефремова одолела их». Как же рука Ефремова одолела их? Как мы уже говорили, рука Ефремова одолела нечистых духов, ибо рука изгоняющих бесов тяжело легла на них, поскольку добрые дела и благие поступки сдавили и ослабили род демонов и противные силы. Ведь чем больше мы делаем добра и стремимся к лучшему, тем тягостнее и обременительнее становится это для них. Живущий же в скверне и в нечестии любезен и приятен им и приносит им своего рода удовольствие. Но воистину, тот, кто благими делами одолеет их, даже если не сможет изгнать их совершенно, покорит их и сделает своими данниками. 2 . «И окончили сыны Ефремовы разделение земли по пределам ее» ( Нав.19:49 ). И когда Писание рассказывает эту историю, какое смирение и кротость в последующем повествовании показывает оно в благословенном Иисусе, который поистине достоин был носить имя Господа нашего и Спасителя. Ибо сказано: «Сыны Израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину: по повелению Господню дали ему город Фамнаф-Сараи, которого он просил, на горе Ефремовой; и построил он город и жил в нем» ( Нав.19:49–50 ). Он сам дал наследие всем сынам Иудиным, отделил его Ефрему и половине колена Манассии; именно он даровал наследство славному Халеву, сыну Иефоннии; именно он послал трех мужей из каждого колена обойти все земли, чтобы по возвращении своем они описали и показали их ему; и именно он бросил жребий для всех, а себя соделал последним. Как ты думаешь, почему он хотел стать последним из всех? Без сомнения, для того, чтобы стать из всех первым ( Мф.19:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Не только новозаветная письменность, но и все ветхозаветное Писание дано человечеству Богом, Который и до Христа промыслительно открывал Себя избранному народу, дабы в нем, жившем в условиях языческого окружения, сохранить истинное богопочитание, знание единого, истинного Бога, Творца неба и земли и тем создать условия для пришествия в мир воплотившегося Слова, Господа Спасителя мира: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» ( Евр 1.1–2 ). В соответствии с высочайшим божественным происхождением Священного Писания и также с божественной целью его преподания оно, естественно, должно быть предметом благоговейного почитания и использования по прямому назначению. Оба эти вида человеческого, прежде всего, церковного ответа на любовь Бога, на Его попечение о нашем спасении совпадают, ибо несомненно высшим, наиболее достойным выражением и способом почитания всякой святыни, тем более Слова Божьего является применение и употребление для цели, с какой святыня преподается, т.е. для спасения душ человеческих: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф 5:15–16 ). Но в жизни приходится различать внешнее от внутреннего, физическое от духовного, даже проводить границу между переживаниями при всей их взаимосопряженности и органическом единстве. Так, у апостола Павла мы находим одно из важнейших для нас разграничений: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» ( 1Кор 6:20 ). В нашей Православной Церкви Священное Писание, в частности и особенно Евангелие, является предметом богослужебного почитания. За каждым всенощным бдением священник выносит его на середину храма, и чтение его должно являться кульминацией и средоточием совершаемого богослужения. Чтение евангельского текста предваряется краткой молитвой: «И о еже сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим», за которой следуют два призыва к внимательному слушанию, сначала более пространный, сопровождаемый благословением: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия, мир всем!», другой предельно краткий: «Вонмем!» (т.е. будем внимательно слушать), между коими объявляется, какому автору (евангелисту) принадлежит подлежащий чтению текст. Ревностные священники, говоря о поведении в храме, не упускают случая сказать, что слушать Евангелие следует, склонив голову, что чтение не должно нарушаться разговорами, хождением по храму и другими отвлекающими внимание действиями. И в самом деле, во время евангельского чтения шум, нередко мешающий православному богослужению 9 , обычно несколько стихает: большинство присутствующих, включая даже случайных посетителей, осознает, что совершается нечто сугубо значительное, требующее уважительного отношения 10

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Необходимы ли для кающегося добрые дела, противоположные грехам, или, может быть, довольно для него одного покаяния для оправдания пред Богом? Бог, ниспослав единородного Сына Своего для очищения нас от грехов, со Своей стороны, предварительно, отпустил грехи всем. Но как у Бога «милость и суд» ( Пс.100:1 ), по слову Псалмопевца, и Бог «милосерд и праведен» ( Пс.111:4 ), то необходимо, чтобы нами самими было исполнено то, что пророками и апостолами сказано о способах покаяния, чтобы в отпущении грехов исполнились и суд Божией правды, и милосердие Божие. Господь сказал: «Подавайте милостыню из того, что у вас есть; тогда все будет у вас чисто» ( Лк.11:41 ). Неужели, сколько бы кто ни грешил, получит через милостыню совершенное очищение? Самый порядок речи предложенного места Евангелия объясняет смысл приведенного выражения. Прежде Господь сказал фарисеям: «Внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» ( Лк.11:39 ). Потом прибавил: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто». «Все» – то есть все то, что грабим и лихоимствуем, греша и лукавствуя. Это же выражает и Закхей, сказавший: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 ). Итак, «все» – это такие грехи, которые могут быть отплачены и за которые можно воздать в несколько раз больше; они очищаются таким способом. И таким способом, прибавлю, не самим по себе достаточным для очищения, но предварительно имеющим нужду в Божием милосердии и в крови Христовой, которою «имеем искупление» и от всех других грехов ( Еф.1:7 ), творя за всякий грех «плоды, достойные покаяния» ( Лк.3:8 ). Как следует относиться к тому, кто на словах исповедует, что кается, а на деле не исправляется в своем грехе? О таком человеке сказано: «Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» ( Притч.26:25 ). И в другом месте сказано: «Глупый повторяет глупость свою» ( Притч.26:11 ). Как следует относиться к искренно кающемуся? Так, как научил Господь в притче: хозяин, нашедший пропавшую овцу, возьмет ее на плечи свои с радостью и, пришед домой, «созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу» ( Лк.15:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Но апостол Иаков прибавляет: «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» – то есть если мы выстраиваем добрые отношения с представителями власти и олигархами не как с простыми людьми, но чтобы воспользоваться преимуществом их положения или урвать кусок от их богатств, то апостол Иаков, брат Господень, считает, что в этом случае мы становимся соучастниками их преступлений – грех делаем и пред Законом Божьим оказываемся преступниками, то есть такими же казнокрадами, грабителями собственного народа и безжалостными эксплуататорами. Слова « возьми его (то есть пойманный статир. – О.С.) и отдай им за Меня и за себя » показывают всю нелепость происходящего. Какою ценою можно оценить Бога? И какой выкуп человек может дать за свою собственную душу? Сказано: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь… в какую (то есть плату. – О.С.) они оценили Меня!» ( Зах.11:12–13 ); и еще: «…хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» ( Пс.48:7–9 ). Другое дело, когда человек зарабатывает своими руками, талантами и способностями и, как настаивают святые Отцы, «спасается обнищанием», то есть меценатством и благотворительностью. Такой становиться подобен Закхею, когда он, просвещенный светом Евангелия, воскликнул: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 ). Такие благотворители и меценаты не трубят перед собою, но именно с их помощью возрождаются храмы, ширится дело православной проповеди и, главное, возникает новая форма социального взаимоотношения между христианами, как и сказано: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6:10 ). Ну что же, апостол Петр, опрометчиво пообещавший от своего лица, и главное от лица Господа, заплатить сомнительный налог, сидит с удочкой на берегу реки и надеется поймать рыбу со статиром (монетой) во рту. Это для него – урок и наказание: ничего нельзя делать, не спросивши у Господа, то есть не выяснив с помощью Закона Божия, противоречит или не противоречит это воле Создателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

О девятой заповеди Декалога Девятой заповедью запрещается всякая ложь, ложное свидетельство в суде и клевета. Надо помнить о разнице между «рассуждением» и «осуждением». Сказать о человеке – «он солгал» — это рассудить о его грехе. Сказать «он лжец» — значит осудить человека. «Не судите, да не судими будете» ( Мф.7:1 ). Непозволительна и шутливая ложь. «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» ( Еф.4:25 ). «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Пет.3:10–11 ). О десятой заповеди Декалога Десятой заповедью запрещаются не только злые дела, но и недобрые желания и помышления. «Мерзость Господеви (перед Богом) помысл неправедный» ( Притч.15:26 ). Из желаний рождаются греховные дела: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Словами: Не желай дома ближнего твоего запрещается зависть. Словами Не пожелай жены искренняго твоего запрещаются сладострастные мысли и желания. Словами Не пожелай дому ближняго твоего и т.д. запрещаются корыстолюбивые и властолюбивые желания. Соответственно этим запрещениям десятая заповедь предписывает нам не завидовать, хранить чистоту сердца, т.е. часто и усердно молиться и быть довольным своей судьбой. Тема 45. Как использовать учение о вере и благочестии Чтобы получить духовную пользу от полученного учения о вере и благочестии, надо исполнять изученное на деле не только под страхом осуждения, но и из любви ко Господу, через осознание своей немощи и невозможности человеку без помощи Божией достичь нравственного совершенства. «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» ( Ин.13:17 ). Об искоренении греха Когда видим в себе грех, то надо не только немедленно принести покаяние и твёрдо решиться избегать греха впредь, но и постараться загладить причиненный грехом вред противоположными ему добрыми делами. Так поступил Закхей, сказав: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Обратимся к представителям народа. Это – старейшины, ученые книжники, первосвященники. Были между ними люди благомысленные и добрые: знаменитый член совета Иосиф Аримафейский, а также один из начальников иудейских Никодим. Но эти лица составляли собой в народном представительстве незначительное меньшинство. Большинство злобились и искали погубить Иисуса, пока действительно не погубили Его. И они по-своему руководствовались соображениями народного блага. Если оставим Его так, говорили они, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб ( Ин.11:4850 ). Народное благо они понимали в самом узком смысле: они отстаивали потребности земного благополучия, а не духовного и небесного. Их воззрения и настроение внешней жизни совпадают со взглядами тех, которые стоят за одну внешнюю земную культуру, забывая Небо и душу. Присмотримся к толпе народной. За шесть дней перед этим эта толпа взывала Иисусу: «Осанна», – а теперь она вопит: «Распни, распни Его». Толпа одинаково способна бывает как на самые высокие порывы, так и на самые жестокие проявления, смотря по тому, кто и как ее одушевляет. Первосвященники и старейшины наустиша народы ( Мф.27:20 ) вопиять на Иисуса. И потому величайшую ответственность взяли на себя эти вожди народные. Не к Небу они повели народ, но в землю втоптали. И получилось у них на словах и на деле: кровь Его на нас и на детях наших ( Мф.27:25 ). Однако после происшедшего необычайного солнечного затмения и землетрясения, когда Господь испустил дух, тот же народ возвращался с Голгофы, бия себя в грудь ( Лк.23:48 ). Имеется среди народа нарочитая половина более цельных и более восприимчивых натур, это – женщины. В то время как толпа со злорадным смехом провожала на Голгофу премирного Страдальца-крестоносца, многие женщины плакали и рыдали о Нем. О чем они плакали? Плакали некоторые по безотчетной чувствительности, но, несомненно, у многих была настоящая скорбь об Иисусе. Недаром Он под тяжестью креста приметил этот плач и дал им наставление: не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших ( Лк.23:28 ). Великий двигатель добра плач христианский: как он нужен и полезен о всех детях! Как он для всех спасителен во святом храме! Способные к такому плачу женщины явили мужество за Христа на суде у Пилата ( Мф.27:19 ), на крестном пути ( Лк.23:27 ), у креста Христова ( Ин.19:25 ), у Его живоносного гроба ( Мк.15:47; 16:7 ). Не потому ли женщина первой удостоена счастья видеть воскресшего Христа ( Мк.16:9 )? И ныне кто более наполняет собой святые храмы – мужи или жены?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Пост и Пасха     «Начало ада уже здесь на земле. Также и рай начинается в душе человека уже в земной жизни. Здесь уже бывают касания Божественного в день Светлого Воскресения и когда достойно причащаемся». Архиепископ Иоанн Закхей    Иисус вошел в Иерихон, и проходил чрез него. И вот некто Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он. Но не мог за народом, потому что мал был ростом. И забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нея. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И он поспешно сошел и принял Его с радостию. И все, видя то, начали роптать и говорить, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же став, сказал Господу: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус сказал: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он — сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1-10).    Кто такой Закхей?    Он начальник мытарей — «старейшина мытарем». Привычное противопоставление смиренного мытаря и гордого фарисея часто заслоняет в нашем сознании действительные очертания этих двух образов. Между тем, чтобы правильно понимать Евангелие, надо их ясно представлять.    Фарисеи действительно были праведниками. Если в наших устах наименование «фарисей» звучит как осуждение, то во дни Христовы и в первые десятилетия христианства это было не так. Наоборот, апостол Павел торжественно исповедует себя пред иудеями: «я — фарисей и сын фарисея» (Деян. 23:6). А потом христианам, своим чадам духовным, он же пишет: «Я из рода Израилева, из колена Вениаминова, еврей из евреев, по учению фарисей» (Флп. 3:5). И кроме св. апостола Павла многие фарисеи стали христианами: Иосиф, Никодим, Гамалиил.    Фарисеи (по древне-еврейски — перусим, по арамейски — ферисим, что значит «иные» — отделенные, иноки) были ревнителями Божиего закона. Они «почили на Законе», т.е. непрестанно о нём думали, любили его, стремились точно исполнять его, проповедовали, истолковывали его. И смысл Господних обличений против фарисеев заключается в том, что Господь предупреждает их, что весь свой подвиг, все свои действительно добрые старания они обесценивают в Божиих глазах, обращают в ничто и приобретают себе от Господа осуждение, а не благословение своим превозношением совершаемыми ими делами праведности, гордым самовозвеличением, и главное, осуждением ближних, яркий пример чего дает приточный фарисей, говорящий: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что я не таков, как прочие человеки».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» А антихрист это же человек или дух. Если это человек то он способен на покаяние и вообще на добрые поступки? Похожие вопросы 4 Ответа Согласно учению Церкви, антихрист – это человек, являющийся врагом Христа, который появится в конце времен и «будет стараться истребить христианство, но сам погибнет ужасным образом ( 2Фес. 2:8 )» (Простр. христ катехизис. О вере, о седьмом члене Символа веры; ср. Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 58). Указание на него можно видеть в словах Спасителя, обращенных к неверующим в Него иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Святой апостол Павел предвещает, что «откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес. 2:8–12 ). По словам прп. Иоанна Дамаскина , «не сам диавол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, да не будет!, но рождается человек от блуда и принимает на себя все действие сатанино.. тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает, и царствует. И в начале царствования своего, вернее же тирании, притворно усвояет себе наружность святости; когда же он сделается победоносным, то будет преследовать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу» (Точное изложение православной веры, кн. 4, глава 26 (99)). В книге Откровения Иоанна Богослова рассказывается о звере, выходящем из моря и отождествляемом с антихристом (13:1), о его всемирном правлении в течение трех с половиной лет и гонениях на верных (13:5–7), о его изображении и начертании, накладываемом на людей, и о числе имени его (13:14–18), о его бесчестной гибели от пришедшего во второй раз настоящего Христа (19:20). В то же время Писание дает это именование всем, кто «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» ( 1Ин. 4:3 ).

http://azbyka.ru/vopros/kto-takoj-antihr...

Один из героев «Братьев Карамазовых» говорит: «В России пьяные люди у нас и самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные. Добрыми становятся люди в ненормальном состоянии. Каков же нормальный человек? Злой. Пьют добрые, но плохо поступают тоже добрые. Добрые забыты обществом, жизнью правят злые. Если в обществе процветает пьянство, то это означает, что в нем не ценятся лучшие человеческие качества». По Достоевскому проблема пьянства — государственная. Государство никак не борется с пьянством: число кабаков только возрастает. В «Дневнике писателя» он пишет: «Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, т.е. по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, — стало быть вся народная будущность». Редактор отказался от предложения Достоевского. Роман «Пьяненькие» так и остался ненаписанным. Однако идею «Пьяненьких» Достоевский воплотил в истории семьи Мармеладовых. Вначале была повесть  Создание романа «Преступление и наказание» прошло три стадии. Поначалу Достоевский намеревался создать большую повесть, которая задумывалась как дневник-исповедь одного преступника. Повествование в ней шло от первого лица — от лица самого Раскольникова.    Повесть разрастается По мере создания текста объемы повести постепенно увеличивались: она превратилась в роман. Однако в ноябре 1865 года Достоевский сжигает рукопись произведения. Осталось только несколько черновиков романа. Писатель так объяснил свой поступок: «В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова». Также Достоевский решил изменить форму повествования от лица преступника на рассказ от лица автора: «Рассказ от имени автора, как бы невидимого, но всеведущего существа, но не оставляя его ни на минуту...».   С чистого листа Несмотря на то что Достоевский сжег вторую редакцию произведения, он не оставил свой замысел и взялся за создание третьей, окончательной редакции. И в декабре 1865 года прозаик уже отправил в печать (в журнал «Русский вестник») всю первую часть нового романа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010