2.2. Божественное установление молитвы Говоря о молитве, что она есть «глава всякого дела» 22 , святой Симеон, архиепископ Солунский, указывает также, что она «есть от Бога преподанное нам дело» 23 . О божественном установлении молитвы свидетельствуют и другие писатели. Так, святые Марк Подвижник 24 , Каллист патриарх и инок Игнатий 25 говорят, что молитва есть заповедь. Святой Исаак Сирианин приводит слова Господа, призывающего к молитве: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» ( Мф.26:41 ) и слова апостола Павла: «Молитесь – будьте не ленивы, во всякое время бодрствующе... и молящеся» ( Кол.4:2–3 ). 26 . Далее он говорит, что Иисус Христос к большей рачительности подвиг нас притчею о друге, просившем неотступно ночью о хлебе 27 . Каллист патриарх и инок Игнатий указывают 28 на ряд выдержек из слова Божия, где говорится о молитве как о заповеди Господней: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю...» ( Ин.14:14 ); «Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин.16:24 ). и т. д. Подобно этому и Симеон, архиепископ Солунский, говорит, что Господь Своими словами «научает нас внутренней молитве, вниманию ума и молитве непрестанной» 29 . По объяснению святого Феолипта, митрополита Филадельфийского, первая и главная заповедь о любви к Богу исполняется человеком тогда, «когда ум, слово и дух (сердце) припадают к Богу, первый – вниманием, второе – призванием, третий – умилением; тогда весь внутренний человек службу совершает Богу, как заповедует и Господь: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего» ( Лк.10:27 ) и прочее». Таким образом, осуществление этой главнейшей заповеди достигается при призывании Бога умом, устами и сердцем. Но призывание Бога не должно обязательно всегда заключаться в указанных трех видах. Часто бывает, что один из них заменяется другим, и все они равносильны искреннему мысленному возношению молитвы к Богу. «Если во время псалмопения или когда бываешь с людьми, – говорят святые Варсануфий и Иоанн, – случится тебе призвать Бога, – не подумай, будто без устного произношения ты не призываешь Его, но помни, что Он Сердцеведец и взирает на сердце, и призывай Его в сердце твоем. Это и есть сказанное в Писании: «Затвори дверь твою и помолись Отцу твоему... втайне» ( Мф.6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Никодим Святогорец: Мудрости благодатию украшенный 26.07.2012 728 Время на чтение 9 минут 27 июля Церковь вспоминает преподобного Никодима Святогорца, автора предисловия к «Добротолюбию», книги «Невидимая брань» многих других творений и переводов. Вспомним, как жил преподобный, и посмотрим, чему учил в своих творениях. Тропарь преподобному Никодиму: Мудрости благодатию, Σοφας χριτι, отче, украшенный, Πτερ κοσμομενος, труба богогласная σλπιγξ θεφθογγος, показался еси Духа φθης του Πνεματος, и добродетелей наставник, και αρετν υφηγητς, Никодиме Богоглаголивый, Νικδημε θεηγρε. всем бо подаеши Πσι γαρ παρθηκας, спасительная учения, σωτηρας διδγματα, жития чистаго βου καθαρτητος, показуя сияние διεκφανων την λαμψιν богатством Божественных твоих словес, τω πλοτω των ενθων σου λγων, имиже, яко свет, мирови возсиял еси. δι " ν ως φως τω κσμω λαμψας Преподобный Никодим родился не около 270 лет назад - в 1749 году, в Греции, на самом большом острове архипелага Киклады - Наксосе. Наксос Его крестили с именем Николай и дали хорошее образование: в Смирне Николай изучал иностранные языки и богословие. В 21 год (то есть в возрасте нынешнего выпускника вуза) он закончил учебу, ввернулся домой и стал секретарем митрополита Анфима. Проработав с владыкой около пяти лет, Николай решил, что его путь - монашество. И отправился на Афон. 26 летний юноша пришел на Святую гору и поселился в монастыре Дионисиат, где принял монашеский постриг. С этого момента жизнь по собственной воле закончилась - началось послушание. Бывший секретарь, он стал чтецом и письмоводителем. Афон. Монастырь Дионисиат. Фото http://www.photoline.ru/kiski/1285914869 Вскоре на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий. Так получилось, что буквально в это же время (совпадение ли?) в монастыре Ватопед была найдена рукопись «Добротолюбия». Митрополит познакомился с 28-летним монахом и поручил ему готовить одну из ценнейших рукописей Церкви к изданию. Это было начало литературных трудов Никодима.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

[Нитрийский; греч. Αββς Ησαας] (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. в субботу сырную), егип. подвижник, автор аскетического соч. «Слова подвижнические», или «Аскетикон» (Ασκητικν), фрагменты из которого вошли в сб. «Добротолюбие» . В источниках имя И. С. появляется в числе монахов, подвизавшихся в Ските (Вади-эн-Натрун); не всегда уверенно можно судить, идет ли речь об одном и том же человеке. Палладий Еленопольский ( Palladius. Lausiac. 14) упоминает о некоем Исаие, к-рый с братом Паисием удалился в Нитрийскую пустыню, где Паисий основал странноприимный дом, а его брат занимался аскетической практикой. После их кончины авва Памво (прп. Памва ) сказал, что их заслуги равны перед Богом. Ко времени посещения Египта Палладием (90-е гг. IV в.) этот Исаия скончался. Видимо, он вместе с Паисием упоминается в послании еп. Аммония 363 г. ( Ammonius. Ep. 35//Sancti Pachomii vitae graecae/Ed. F. Halkin. Brux., 1932. P. 120). О нем, возможно, говорится в сб. Apophthegmata Patrum (Изречения египетских отцов) как о знаменитом подвижнике рядом с Памво (Apophthegmata patrum. 11//PG. 65. Col. 372). В егип. «Истории монахов» отмечено, что И. С. видел еще первых подвижников, в т. ч. прп. Павла Фивейского (Hist. mon. Aeg. 11; Rufin. Hist. mon. 10). В Apophthegmata Patrum упоминаются Исаия, ученик и секретарь прп. Макария Великого ( ок. 390), подвизавшийся в Ските (Apophthegmata patrum. 27//PG. 65. Col. 273), Исаия, ученик аввы Амоя (Ibid. 2//Ibid. Col. 125), Исаия, ученик аввы Ахилия (Ibid. 3//Ibid. Col. 124), Исаия, ученик прп. Пимена Великого († 449) (Ibid. 20//Ibid. Col. 328). В неизданной версии Апофтегм (Ath. Karakal. 251) также назван авва Исаия, живший в Ските с учеником Петром в то время, когда настоятелем их монастыря был авва Исаак (ок. 400; Draguet. 1965). Все упомянутые Исаии, кроме ученика аввы Пимена, гипотетически могут быть названы одним и тем же именем - И. С. В таком случае И. С. в молодости вел жизнь странствующего аскета и посещал различных подвижников, мог видеть прп. Павла Фивейского, позднее мог быть учеником Амоя и Ахилия. Впосл. он постоянно подвизался в Ските, где его в 363 г. застал еп. Аммоний и где он нек-рое время был секретарем прп. Макария Великого. Здесь он жил еще ок. 400 г., будучи уже знаменитым подвижником, к которому приходили ученики. Впрочем, подобная реконструкция является не более чем гипотезой и не может служить надежным основанием для воссоздания жизненного пути И. С. Автор «Аскетикона» говорит, что был знаком с такими скитскими подвижниками, как Анув, Амун, Пафнутий, Сисой, Пимен, прп. Арсений Великий и прп. Иоанн Колов , однако их имена также мало что дают для реконструкции подробностей жизни И. С., поскольку, за исключением 2 последних подвижников, они не могут быть точно идентифицированы. Можно лишь с уверенностью сказать, что время подвижничества И. С. скорее всего 2-я пол. IV - нач. V в.

http://pravenc.ru/text/674860.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) День памяти: 14(27) июля    Никодим Святогорец (в миру Николай Калливурси) родился в 1749 году на острове Наксос. Получил образование в Смирне, затем был секретарем митрополита Наксосского Анфима. В 1775 году принимает постриг на Афоне, где начинает работу над изданием рукописи  «Добротолюбие» , обнаруженной двумя годами позднее. В 1783 году уходит в затвор на 6 лет, до того, как ему было поручено редактирование издание трудов  Симеона Нового Богослова . Затем занимался литературно-богословской работой, которую продолжал до своей смерти 1 июля 1809 года. Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 3 Мудрости благодатию, отче, украшенный,/труба богогласная показался еси Духа/и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/всем бо подаеши спасительная учения,/жития чистаго показуя сияние/богатством Божественных твоих словес,//имиже, яко свет, мирови возсиял еси.  Иной тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 1 Светило Афонское, и Наксии отрасль,/и Церкве всея богодухновеннаго учителя,/Никодима, вернии, да почтим,/иже, исполнялся мудрости Божественный,/учения бо небесная и обильная изливает вопиющим:/слава прославльшему тя Христу,/слава венчавшему тя,//слава подающему тобою нам помощь.   ГЛАВА 30. О том, что во всех своих проступках нам нужно винить не бесов, а самих себя. Потому что тем, кто усерден, даже бесы не могут повредить — столь велика помощь Божия. И о том, что по силе людей и Бог попускает им искушения    Авва Антоний сказал, что роду сему Бог не попускает тех браней, какие были у древних, потому что знает, что эти люди немощны и не снесут столько. 2. Авраам, послушник аввы Агафона, спросил авву Пимена.    – Что делать, если бесы внезапно нападают на меня?    – На тебя нападают бесы? — переспросил старец. — Они нападают на нас лишь тогда, когда мы не исполняем своих похотей. Потому что нашими бесами стали наши похоти — они-то и мучают нас, чтобы мы их исполняли. А если хочешь знать, на кого нападали бесы, так знай: на Моисея и подобных ему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2142

Предисловие к «монашеским установлениям» Святитель Феолипт Филадельфийский (1250 – ок. 1326 гг.) – одна из самых ярких личностей в истории святоотеческого богословия и византийской церковной письменности 1 . Его можно считать первым представителем поздневизантийского исихазма и учителем святителя Григория Паламы . К сожалению, до недавнего времени творения этого выдающегося подвижника и духовного писателя были практически неизвестны. Лишь одно из них, в неполном и некорректном виде, было опубликовано в греческом «Добротолюбии», а затем вошло в церковнославянское и русское «Добротолюбие». Лишь в самом конце XX века были обнаружены большое количество сочинений Филадельфийского святителя, которые были изданы независимо друг от друга двумя учеными: канадским Р. Синкевичем и греческим И. К. Григоропулу. Вместе со своим бывшим студентом Александром (теперь – иереем) Пржегорлинским мы начали труд по переводу корпуса творений святителя, разделив их на две части, хотя окончательная редакция переводов и комментирование их пришлись на мою долю 2 . Ныне мы продолжаем эти переводы. А.И. Сидоров. I. О послушании предстоятельнице 3 (MD 8) 1 . Сестры и матери! Тот, кто желает построить себе дом, [прежде всего] призывает зодчего, излагает ему свое пожелание и определяет размеры посильных для него издержек; [затем] он поручает зодчему заготовку [необходимых] материалов, и тот принимается за строительство дома. 2 . Теперь посмотрим, что делает мастер, начиная это строительство. Конечно, прежде всех других работ он полагает основание, и основание крепкое, так что дом, во всем своем объеме, обретает прочность [и на долгое время] сохраняет свою незыблемость 4 . Пусть этот пример станет образцом для жития нашего. Вы знаете, что каждая из вас, начиная [со времени принятия] святого крещения, соделалась жилищем Христовым. Ибо, как говорит [Апостол], те, которые «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); и еще: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Преподобный Герман Аляскинский родился в 1757 году в подмосковном Серпухове. Первоначально он поступил в Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии, но, желая полного уединения и безмолвия, вскоре удалился на Валаам под руководство многоопытного игумена Назария, принял монашеский постриг и подвизался в пустыни. Предположительно, он прибыл на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни на Валааме преподобного Германа напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно богоносному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием Священного Писания и творений святых отцов. Игумен Назарий ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Так благодатный строй саровского подвижничества, в котором возрастал святой Герман, сделал его удивительно близким к преподобному Серафиму. В 1793 году из монахов Валаамской обители была создана духовная миссия для проповеди Евангелия язычникам Северной Америки, в частности – Аляски. В ее состав вошел и святой Герман. К 1807 году по разным причинам из членов миссии отец Герман остался один, но посеянное евангельское семя уже давало обильный плод. Преподобный стал руководителем многочисленной общины новопросвещенных христиан, «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька» – так он выражался о своих пастырских трудах (18; стр. 197). Его хотели посвятить в священники, возвести в архимандриты, но смиренный инок отказывался и до конца своих дней пребыл простым монахом. Миссионерство отца Германа отличалось большой духовностью подлинного мистика, горящего апостольской ревностью. Его тайные подвиги и келейные молитвы оставались неведомыми миру, но народ ясно видел свет богоугодной жизни миссионера, которая была полным самоотречением ради Христа и Божьего народа. Божественная благодать, наполнявшая его душу, преображала сердца всех с ним соприкасавшихся. Молитва его стала чудотворной, а слова производили неизгладимое впечатление. Будучи учеником одного из советников при первом издании знаменитого «Добротолюбия» – игумена Назария, он с этой книгой прибыл в Америку, по ней жил и учил. Всем своим видом отец Герман живо напоминал древних отшельников. Это был дивный преподобный старец. Он блаженно почил о Господе на 81-м году своей многотрудной жизни 13 декабря 1837 года, оставив свои святые мощи, подобно драгоценному кладу, в американской земле. Уже в 1867 году было составлено его житие и описание чудес. 27 июля/9 августа празднуется день общецерковного прославления подвижника как всея Америки чудотворца. Преподобный Герман – первый канонизированный американский святой. На месте его подвигов устроен монастырь – Новый Валаам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

преподобный Никита Стифат НИКИТЫ ПРЕПОДОБНОГО МОНАХА И ПРЕСВИТЕРА СВЯТЕЙШЕЙ ОБИТЕЛИ СТУДИЙСКОЙ деятельных глав сотница первая 1. Четыре, полагаю, есть причины, побуждающие писать о душеспасительных вещах. Первая есть свобода, самое, разумею, бесстрастие души, чрез притрудное делание достигшее до естественного созерцания творения, и оттоле вступившее в мрак Богословия. Вторая, слезами и молитвою производимая, чистота ума, от коей рождается слово благодатное, и источаются струи спасительных разумений. Третья – вселение в нас Святые Троицы, от Коей исходит светолитие Духа на пользу всякому из очищаемых, для проявления тайн царствия небесного и откровения сокрытых в душе сокровищ Божиих. Четвертая, – лежащий на каждом, получившем талант «слова разума» ( 1Кор. 12, 8 ), долг, по смыслу угрозы Божией, гласящей: «рабе лукавый и ленивый подобаше тебе вдати сребро мое торжником: и Аз пришед, истязал бых свое с лихвою» ( Мф. 9, 25–27 ); по каковой причине, конечно, и Давид говорил: «се устам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа» ( Пс. 39, 10. 11 ). 2. Начало жизни по Богу – всецелое удаление от мipa. Удаление же сие есть отвержение пожеланий души и земного мудрования отменение: вследствие чего, востекая к Божественному мудрованию, делаемся мы из плотских духовными, умерщвляемы бывая плоти и мipy, оживотворяемы же в душе, во Христе и Духе. 3. Ведение о Боге неложное, вера глубоко-внедренная, при презрении всего видимого, и добродетельное действование, чуждое самолюбия – се «треплетная вервь,» которая, по Соломону, «не скоро расторгнется» ( Еккл. 4, 12 ) от духов лукавствия. 4. Верою чаем получить воздаяния за труды; потому легко переносим труды доброделания. Духом же Святым будучи в чем удостоверяемы, любовью воспаряем к Богу. 5. Не тогда, как терпим приражения нечистых помыслов, бываем мы уже принадлежащими и к части тех, кои делают непотребное. Но когда, по ослаблении в душе усилий ревности о добром и ум, вследствие небрежного и беспорядочного поведения, начнет вращаться в смутительных и омрачительных воображениях, и труды по добродетели, при лености к богомыслию и молитве, престанут. Тогда, и не делая непотребного, числимся мы на стороне произвольно валяющихся в блате нечистых сластей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Прп. Лев Оптинский. Фрагмент иконы на раке святого. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ц. Владимирской иконы Божией Матери) (Наголкин Лев Данилович; 1768, г. Карачев Орловской губ., ныне Брянской обл.- 11.10.1841, Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.), прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Происходил из мещан г. Карачева. Служил приказчиком в г. Болхове у купца Сокольникова, торговавшего пенькой и конопляным маслом. По роду деятельности общался с людьми различных званий и состояний, что помогало развить наблюдательность и обрести житейскую мудрость. Обладал прекрасной памятью и рассудительностью. Оценив способности своего приказчика, купец предложил ему жениться на своей дочери, но Лев Данилович отказался. В 1797 г., при игум. Авраамии († 1817), поступил в Оптину пуст. Отличался богатырской силой и здоровьем, к-рое, однако, успел расстроить в короткий срок из-за непомерных трудов. В 1799 г. перешел в Белобережскую Брянскую пуст. , чтобы пользоваться духовными советами прп. Василия (Кишкина) . 14 сент. 1801 г. пострижен в монашество с именем Леонид игуменом Чёлнского в честь Преображения Господня мон-ря Кесарием (Плюгиным). 22 дек. 1801 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 24 дек. того же года - во иерея. По благословению настоятеля нек-рое время пребывал в Чёлнском мон-ре, где проживал ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Феодор (Пользиков; 1756-1822), ставший его духовным наставником. Духовно сблизился с настоятелем Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и ректором Севской ДС игум. Филаретом (Амфитеатровым) . Со временем в Белобережской обители собрались ученики и последователи прп. Паисия: иером. Клеопа II (Антонов) , схим. Феодор (Пользиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом слав. «Добротолюбия», что способствовало духовному возрастанию иноков.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Тираспольская епархия Общие сведения о Тираспольской епархии Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 1995 г. было образовано Дубоссарское викариатство в составе Молдавской митрополии. На момент создания викариатства в Приднестровье существовало 27 действующих храмов, в которых несли службу 35 священников. В октябре 1998 г. Дубоссарское викариатство было преобразовано в Тираспольско-Дубоссарскую епархию. Она объединяет приходы и монастыри на территории Приднестровья. Входит в состав Православной Церкви Молдовы. Подробнее Читать дальше Посещение Вознесенского Ново-Нямецкого монастыря Предстоятель Русской Церкви проследовал в Вознесенский храм, где Святейшего Владыку приветствовал наместник монастыря архимандрит Паисий (Чекан). На месте упокоения епископа Доримедонта (Чекана) Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию. Его Святейшество сопровождали митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, члены официальной делегации Московского Патриархата, прибывшие с Предстоятелем в Молдавскую Православную Церковь. Предстоятель Русской Церкви проследовал в Вознесенский храм, где Святейшего Владыку приветствовал наместник монастыря архимандрит Паисий (Чекан). Приветствуя священноархимандрита обители митрополита Кишиневского Владимира, отца наместника и братию, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я бы хотел сердечно всех вас приветствовать и выразить радость в связи с посещением прославленной Ново-Нямецкой обители. Эта обитель связана с подвигами старца Паисия Величковского, который в конце XVIII века возглавлял Нямецкую лавру. Монахи этой лавры, уходя от преследований, основали здесь, на берегах Днестра, Ново-Нямеций монастырь, который был призван продолжать аскетическую традицию старца Паисия. Эта традиция имела огромное значение не только для молдавского, но и для русского монашества — достаточно напомнить, что именно преподобный Паисий перевел с греческого языка на церковнославянский «Добротолюбие» — книгу, которая лежала в основе духовного воспитания всего нашего православного народа.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Терновый мой венец 38. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам 17.04.2023 1154 Время на чтение 27 минут Фото: Алексей Алексеевич Сенин (7 октября 1945 — 6 октября 2013) Предисловие Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Глава 26 Глава 27 Глава 28 Глава 29 Глава 30 Глава 31 Глава 32 Глава 33 Глава 34 Глава 35 Глава 36 Глава 37 Глава 38 Беседа о «Русской цивилизации» с А.А. Сениным. – Святая Русь. – Добротолюбие. – Нестяжательство. – Народоправие. – Монархия. – Конфликт с Западом А.А. Сенин: В ваших книгах «Русская цивилизация», «Русский труд» и «Воспоминание о народном хозяйстве», а также в некоторых статьях вы постоянно проводите мысль о существовании особой русской цивилизации, путем которой должна следовать наша страна. Причину всех наших сегодняшних бед вы видите в отказе от своего пути и переходе на западные рельсы, которые, по вашему мнению, не подходят нам. О.А. Платонов: Да, идейной основой сегодняшнего общественного противоборства является борьба двух цивилизаций. С одной стороны, русской, преимущественно духовной цивилизации, во многом сродной с другими духовными цивилизациями – индийской, японской, китайской, исламской, а с другой стороны, западной цивилизации, основанной на ценностях Талмуда, погоне за деньгами, гонке потребления и хищническом расходовании ресурсов, принадлежащих всему человечеству... Русская цивилизация сильно деформирована в результате общественных катаклизмов последних 70 лет, но это не значит, что она погибла. Любой народ может существовать как народ только в силу принадлежности к родной цивилизации. Отказавшись от нее, он превращается в мертвеца. А.С.: А не слишком ли это отвлеченное понятие, каким образом это влияние может осуществляться в жизни? О.П.: Нет, это не отвлеченное понятие. Духовные ценности русской цивилизации выражаются в национальных стереотипах, народной психологии, народном сознании: без учета их мы не можем выбрать правильного пути. Отказываясь учитывать духовные ценности русской цивилизации, скажем, при разработке наших экономических и социальных планов, мы тем самым обрекаем их на неуспех, подводим под них мину замедленного действия. Все жизненные реакции, симпатии и антипатии, трудовая мотивация, способность к эффективному труду определяются национальными стереотипами и психологией и зависят от возможностей создания привычных условий существования.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/17/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010