222 D-1 согласно нумерации G 1 . Письмо написано из афонского Свято-Павловского монастыря, где отец Софроний был поставлен духовником. Письмо является ответом на письмо 5 Д. Бальфура от 8 апреля 1945 г. См.: Приложение II, 5: «Годы безбожия». 223 Ср.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 30. 224 3 A согласно нумерации G 1 . Письмо написано из пещерки-калибы во имя Св. Троицы, которая находится близ Св.-Павловского монастыря. Это письмо, как и следующее, является ответом на письмо 6 Д. Бальфура от 21 июля 1945 г. См.: Приложение II, 6: «Пробуждение». 225 Фридрих Эрнст Даниэль Шлейермахер (1768–1834) — немецкий протестантский богослов и философ. 226 Барух (Бенедикт) Спиноза (1632–1677) — нидерландский философ-материалист. 227 D-4 согласно нумерации G 1 . Это письмо, как и предыдущее, является ответом на письмо 6 Д. Бальфура от 21 июля 1945 г. См.: Приложение II, 6: «Пробуждение». 228 Огюст Конт (1798–1857) — французский философ, основатель «позитивизма». 229 D-5 согласно нумерации G 1 . 230 Греч. «подобно страждущий». 231 Письмо из коллекции G 2 . 232 Письмо-черновик не датирован, первые страницы утеряны. По этой причине отец Софроний не послал письма. О его намерении написать более подробно о послушании он упоминает в письме 11 к Д. Бальфуру от 3 (16) декабря 1932 г. (G 1 : А-10). 233 См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 8, 3. С. 102. 234 Продолжение письма 11 отца Софрония к Д. Бальфуру от 3 декабря 1932 г. ((G 1 : А-10), согласно M SB . 235 См.: Прп. Макарий Египетский. Беседа 33. — Духовные беседы, послание и слова. С. 247. 236 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 14. — Слова. В 2 т. Т. 1. С. 141. 237 Продолжение письма 12 отца Софрония к Д. Бальфуру от 12 (25) декабря 1932 г. (G 1 : В-11) согласно рукописи M SB , не вошедшее в окончательную версию. 238 См.: Сщмч. Диадох Фотикийский. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 68. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 3. М., 1900. С. 68. Текст дается в переводе самого отца Софрония.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

Св. Иоанн Златоуст. Похвала Максиму//Творения. СПб., 1897. Т. 3, кн. 1. С. 228–229. 21 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Ефесянам, 3//Творения. СПб., 1905. Т. 11, кн. 1. С. 26. 22 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Новый Завет. СПб., 1911. С. 640–641. 23 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 46//Творения. СПб., 1902. Т. 8, кн. 1. С. 304. 24 У святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Я есмь лоза, вы же рождие». — Ред. 25 Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 234, 428. 26 Слова. Вып. 1. С. 395–396, С. 386. 27 Евхаристия. С. 56. 28 Добротолюбие. М., 1889. Т. 3. С. 431; то же у аввы Исайи, у Иоанна Дамаскина и других святых. 29 Цит. по: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., 1897. С. 46 (далее: Дмитриевский. — Ред.). 30 Ср. другой перевод в кн.: Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Творения. М., 1855. С. 341. — Ред. 31 Св. Ириней Лионский. Против ересей. М., 1871. С. 285 (далее: Против ересей. — Ред.). 32 Св. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна, 46//Творения. СПб., 1902. Т. 8, кн. 1. С. 304–306. 33 Евхаристия. С. 33. 34 Цит. по: Дмитриевский. С. 48. «Где двое или трое собрались во Имя Христово — (там) Церковь, единение веры и любви» (Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 60). 35 Макарий Великий. О любви, слово 6//Макарий Великий. Духовные беседы, послания и слова. Сергиев Посад, 1904. С. 438 (далее: Духовные беседы. — Ред.). 36 Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии//Сочинения. СПб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1896. Т. 5. С. 319. 37 Точный текст: «В Божественной Евхаристии дана нам Голгофа в Таинстве» (прот. В. Свенцицкий. Диалоги. 2–е изд. М., 1995. С. 123. — Ред.). 38 Евхаристия. С. 44. 39 Все цитаты из древних литургий взяты из работ Н. Арсеньева: «Восточная Церковь и мистика» (Б. м., 1942, ч. 2: «О преображении мира и жизни в Евхаристии»; «О литургии и таинстве Евхаристии». (Париж), 1925. Уточненные выходные данные работ Н. Арсеньева см. ниже. Уточненный текст вышеизложенной цитаты из литургии ап. Иакова: «Ты соединил, Господи, Божество Твое с человечеством нашим, и человечество наше с Божеством Твоим; жизнь Твою со смертью нашей и смертность нашу с Твоей жизнью. Ты восприял наше (естество) и дал нам Свое» — приводится по: Арсеньев Н. Преображение мира и жизни. Нью–Йорк, 1959. С. 252 (далее: Преображение мира и жизни. — Ред.). 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

215. Газетный день. — Утро России, 28.07.1913 174). 216. Газетный день. — Утро России, 31.07.1913 176). 217. Га рязин А. Л. Дождались… — Дым отечества, 17.04.1914 15—16). 218. Га рязин А. Л. Малая опечатка или великое искушение. — Дым отечества, 1913 34). 219. Га рязин А. Л. Открытое письмо члену Гос. Думы епископу Анатолию. — Дым отечества, 1.05.1914 18). 220. Га рязин А. Л. Торжество правды. — Дым отечества, 22.05.1914 221. Гер ман, схимонах. Заветы о делании молитвенном. Берлин, 1923. 222. Гов орун С. Из истории «Добротолюбия». — Церковь и время 1 (14), 2001. С. 262—295. 223. Го готишвили Л. А. Между именем и предикатом (символизм Вячеслава Иванова на фоне имяславия). — Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999. 224. Гог отишвили Л. А. Платонизм в Зазеркалье XX века, или Вниз по лестнице, идущей вверх. — Лос ев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 922—942. 225. Гол лербах Е. Религиозно–философское издательство «Путь» (1910— 1919 гг.). —Вопросы философии 2, 1994. С. 123—165. 226. Гор бунов Д. А. Краткая история имяславских споров. — Церковь и время 3(12), 2000. С. 179—220. 227. Гор ский А. К., СетницкийН. А. Смертобожничество. Корень ересей, разделений и извращений истинного учения Церкви. Догматические очерки. Ч. 1. Борьба словом. —Гор ский А. К., Сетницкий Н. А. Сочинения. Издание Е. Н. Берковской (Сетницкой) и А. Г. Гачевой. М., 1995. С. 19—96. 228. Государственная дума (заседание 7 марта). — Колокол,.03.1914 2337). 229. Государственная дума (заседание 7–го марта). — День, 8.03.1914 65). 230. Государственная дума. 4–й созыв. Сессия 2–я. Стенографический отчет. Ч. П. СПб., 1914. 231. Государственная дума. 4–й созыв. Сессия 2–я. Стенографический отчет. Ч. III. СПб., 1914. 232. Государственная дума. Вторая сессия. 47–е заседание. — Биржевые ведомости, 8.03.1914 14 042). 233. Государственная дума. Вторая сессия, 68–е заседание. — Биржевые ведомости, 29.04.1914 14 125). 234. Государственная дума. Заседание 28 апреля. — Русские ведомости, 29.04.1914 235. Государственная дума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Симеону Новому Богослову «Методе священной молитвы и внимания»: Hausherr I. La méthode d’oraison hésychaste//OC. Vol. 9. 2.1927 (OCA, 36). P. 97—210 [рус. пер. в: Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов/изд. подг. А. Г. Дунаевым. М., 1999. С. 15—27]. Об этом упоминается у Паламы (Pro hesychastis, I, 2, 12 [Триады. С. 57]), а также у прп. Григория Синаита в «Главах о молитве и безмолвии» (рус. пер.: Добротолюбие. T. 5. С. 228—229) и у свв. Игнатия и Каллиста Ксанфопулов, со ссылкой на прп. Никифора (Там же. С. 334—335). Как известно, исихастский метод молитвы сохранился вплоть до нашего времени (см. книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» и мн. др.).     Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 585b; рус. пер. иером. Антония: Указ. изд. С. 52.    Ibid., col. 586а; рус. пер.: Указ. изд. С. 53; патриарх Филофей является и автором «Жития Исидора», где эти события также подробно описаны; см.: Житие патриарха Константинопольского Исидора//Пападопуло-Керамевс А. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб., 1905. С. 85.     Gregorius Palamas. Epistola ad Acindynum III/ed. J. Meyendorff//ΓΠΣ. T. Ι.Σ. 310—311.    Проект Варлаама напечатан в: Gianelli С. Un progetto di Barlaam per l’unione delle Chiese//Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. 3. Città del Vaticano, 1946 (ST, 123). P. 185—201. Cp. нашу оценку деятельности Варлаама в: Meyendorff J. Un mauvais théologien de l’unité au XIVe siècle… [см. наст, изд., с. 546—563].    См.: Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 589bc; рус. пер. иером. Антония: Указ. изд. С. 58.    PG 150, col. 1225—1236, перепечатка венецианского издания «Филокалии» прп. Никодима Святогорца 1782 г.; этот же текст издан в: Порфирий (Успенский), en. История Афона. Ч. 3: Афон монашеский. Отд. 2. [Кн. 2]: Оправдания. СПб., 1892. С. 683—688 [рус. пер. еп. Порфирия (Успенского) см.: Там же. [Кн. 1]. С. 227—233]; более исправное критическое издание В. Псевтонгаса см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

215  Добротолюб. I т. 175–176 стр. Быть может кто-нибудь подумает, что здесь собственно говорится об обращении апостола Павла в христианство , а не к аскетизму, и потому пример этот к делу не идет. Предвидя подобное недоумение, мы считаем необходимым заметить, что обращение Савла, впоследствии ап. Павла, к христианству есть в то же время и вступление его в подвижничество (три года в Аравии), а следовательно и ссылка на него значение имеет. 218  Ibid. Бесед. XXXVII, § 10; Срав. Григор. Нис. VII, 265 стр. («О цели жизни по Боге») Марк. Подвижн. 257–258 стр. (О рае и законе). 223  Твор. преп. Макар. Бесед. VIII, § 2; XXIV, § 4. Срав. Марк. Подвижн. 320 стр. (Слово о трезвении) 228  Вот образец состояния человека, находящегося под сильным влиянием решимости служить Христу, – образец, заимствуемый из наблюдений св.  Григория Богослова  над своею собственною жизнью. «Новое, новое что-то, о Божие Слово! Новое что-то происходит со мною! Глубина сердца моего опустела; не стало в ней ни мудрого слова, ни мудрой мысли. Правда, что лукавый дух стремительно бежит от меня; однако же его место не занято во мне ничем лучшим. Наполни меня Ты своими благами, чтобы опять не пришла ко мне зависть, и не обратила меня в свою рабочую храмину, – что будут хуже прежнего»! (V т., 4 стр. Молитва ко Христу) 229  Твор. преп. Макар. Бесед. XVII, § 6; XXVII, § 14–16, 553–554 стр. (Слово о возвыш. ума). Срав. Марк. Подв. 321–323 стр. (О трезвении). Григор. Богосл. IV, 296 стр. – (De rebus suis). «То простираю ум к Богу, то опять увлекаюсь в худую слитность мира». 230  Твор. преп. Макар. 584 стр. (Слово о любви). Бес. IX, § 7. Срав. с преп.  аввою Исаиею , который говорит: «Имя Амалик означает уныние. Ибо когда начнет человек убегать от пожеланий своих, и оставит грехи свои, и прибегнет к Богу, тогда уныние, – первое, – воюет против него, желая опять возвратить его на грехи его. Прогоняется сие уныние прилежным к Богу приседением, приседению сему благоприятствует воздержание, воздержание сохраняется телесными трудами; и чрез них-то освобождается Израиль. Тогда воздаст человек благодарение Богу, говоря: немощен я; но Ты мне помощник от рода родов». Добротолюб. I т. 305 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Ср. отдельные примеры в моей книге, например, прекрасный рассказ об авве Дорофее. Op. cit. S. 31–34. Василий Великий, в: PG. 31. P. 884 С, 632 В, 1388 В. Прп. Антоний Великий сказал однажды о послушании: «Когда ты увидишь молодого монаха идущим на небо по своей воле, держи его ноги, влеки его вниз, ибо это не полезно ему», в: Палладий, архим. Новооткрытые изречения по коптскому сборнику. Сказания о преподобном Антонии (1898). С. 14. Ефрем Сирин. Ук. соч. С. 226. Здесь уместно заметить: во многих древних православных сочинениях выражено мнение, что Христос был монахом, ср: Holl. Op. cit. S. 164. PG. 88. P. 706 C. Добротолюбие (Philokalia). 2 (1879). С. 229. См. прекрасный перевод этих «Гимнов»: Kirchhoff P. Kilian. O. F. M. Symeon der Theologe. Licht vom Licht. 2-е изд. 1951; послесловие представляет собой весьма ценное исследование о Симеоне. Meyer Ph. Die Haupturkunden (1894) и статьи, в: ZfKG. 11. 1890; а также работы Г. Вундерле и Порфирия Успенского (см. перечень литературы). Эти творения в: PG. 150. P. 1329–1346, 1313–1314, 1303–1304. Ср. мою книгу. Op. cit. S. 47 и след., 264. Об исихастах см. в библиографии работы Энгельхардта, Ф. Штейна, П. Сырку, монаха Василия; а также: Острогорский Г. Афонские исихасты и их противники, в: Записки Русс. науч. института в Белграде. 5 (1931) и новую работу архим. Киприана «Духовные предки Святого Григория Паламы», в: Богословская мысль. Труды Православного Богословск. института в Париже. Париж, 1942. С. 102–131; здесь автор дает очерк истории православной мистики от Ареопагита до Григория Паламы. О Никодиме Святогорце см.: Viller M. Nicodume l’Hagiorite, в: Revue d’ascйmique et de mystique. 5 (1926); 5. Grumel. Nicodume l’Hagiorite, в: ДТС. 11. 1. P. 487–490; ср. также: Ammann. Op. cit. S. 7–11. Голубинский. 1. 1. С. 571, 605–606, 625. Приселков. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси (1913). С. 168. Смирнов. Духовный отец. С. 487–492. Интересно, что и прп. Венедикт Нурсийский в своем уставе (гл. 21) говорит о «деканах» (decani), то есть об опытных пожилых монахах, духовному руководству которых вверялось по 10 послушников. PL. 66. P. 483.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

В другом своем стихотворении Хомяков призывал милосердие правительства к польским заговорщикам. – Имеется в виду стихотворение «Richterspruch – Ritterspruch» («Приговор судьи – приговор рыцаря», 1841). С. 225. «Хомяков, как средневековые рыцари, караулившие храм Богородицы, спал вооруженный». – Ср.: «Хомяков был действительно опасный противник; закалившийся старый бретер диалектики… Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие Богородицу, спал вооруженный» (Ге р ц е н А. И. Былое и думы. Ч. 4. Гл. XXX. II). Соханская Н.С. (1825–1884) – см. примеч. кс. 62 (Кохановская). «Если Я не уйду от вас, Дух Истины не придет к вам». – Ср.: Ин. 16, 7, 13 . …известный рассказ про Антония Великого … – Ср.: Изречения св. Антония Великого и сказания о нем. 14//Добротолюбие. М., 1895. Т. 1. С. 121–123. С. 226. «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов». – 1Ин. 4, 1 . « Церковь … есть Божия истина на земле». – Ср.: «…посильно выяснить моим западным братьям характер Церкви, то есть Божьей истины на земле» (Хомяков A.C. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях//Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 187. С. 229. Он считает, что Filioque может быть понято двояко… – С.И. Фудель пересказывает здесь аргументы Хомякова, высказанные во втором письме к Паль-меру от 18авг. 1845 г. «Из-за умножения беззаконий иссякла любовь многих " … – Ср.: Мф. 24, 12 . Христос перестал быть «единым безгрешным», – Ср.: «Мог светить злодеям даже как единый Безгрешный и не светил» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Ч. 2. Кн. 6. Гл. 3. Из бесед и поучений старца Зосимы). С. 231. «Боже, благодарю Тебя, чтояне таков, как прочие люди " … – Лк. 18, 11 . «Боже, будь милостив ко мне, грешному». – Лк. 18, 13 . С. 234. Толстой Александр Петрович (1801–1873) – граф, генерал-адъютант, обер-прокурор Святейшего Синода (1856–1862), член Государственного совета. С. 235. Хомяков Дмитрий Алексеевич (1841–1918) – философ и богослов, церковно-общественный деятель; участник заседаний Предсоборного Присутствия (1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Gedewn. Patriarcikoi Pinakez, 488. 220. Во второй раз: 1497–1498 г. См. там же, 492. 221. См. житие его 14 сентября. 221. См. житие его 26 октября. 222. Год кончины святителя Никодима в своем Синаксаристе указывает совершенно неверно — 1460-й. А Gedewn. Patriarcikoi Pinakez, 495) гадательно полагает кончину св. Нифонта между 1504–1508 г. Между тем, известно, что св. Нифонту, находившемуся в Молдавии в 1511 году, предлагали в третий раз занять патриарший престол (см. A. K. Yjhlantou. Ta meta thn alwsin. K. poliz. 1870, стр. 36). Принимая во внимание показания его жизнеописателя, что один из учеников его — Макарий — пострадал в Солуни еще при жизни святителя в 1527 году (14 сентября), а второй его ученик — Иоасаф — увенчался мученическим венцом вскоре после кончины святителя в 1536 году в Константинополе (26 октября), — год кончины св. Нифонта надо полагать около 1530–1535 года. 224. Из книги, заключающей в себе службу сему святому и жизнь его и отпечатанной в Венеции 1654 года. 225. Филарет, архиеп. Черниговский: «Святые южных славян». 226. Из Neon Eklogion. 227. Из Neon Martirologon. 228. См. слово похвальное Киприану, произнесенное в 1409 году племянником Киприана и согражданином, Григорием Цамвлаком (см. Собрание Летописей III, 106, V, 259), который был также монахом на Афоне, откуда взят на игуменство в Дечанскую обитель (в старой Сербии), потом перешел в Молдавию и около 1409 года в западную Россию, где в 1414 г. в Новгороде, собором южно-русских епископов, избран и посвящен митрополитом Киеву и Белой Руси, — умер в 1419 году. 229. Известны по своим писаниям в этом духе: Св. Григорий Палама, арх. Солунский; Григорий Синаит, распространивший на Афоне правила безмолвной, внутренней, или умной, молитвы; Максим Кавсокаливит — друг Григориев; патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулы; патриарх Филофей. Некоторые творения их собраны в «Добротолюбии». 230. Из них патриархи вселенские: Афанасий 1-й (1289–1293 г. и 1303–1311), Нифонт 1-й (1311–1314), Исаия (1323–1341), Исидор (1347–1350), Каллист 1-й (1350–1362 и 1365–1369), Филофей (1362–1365 и 1369–1376), Каллист 2-й (1397), Нифонт 2-й (1486–1489 и 1497–1498), Максим 4-й (1491–1497), и другие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Но этот образ молитвы, хотя и приводит к вышеуказанным результатам, еще не есть совершенный. Он только лучше первого образа, так как, по словам святого Симеона Нового Богослова, «ночь лунная лучше ночи темной, в которую не светит луна».    Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский).    Там же.    Т. 5. С. 389.    Т. 5. С. 230.    См.: (Сир.34:23).    Т. 5. С. 230.    Т. 2. С. 225.    Посторонними мыслями.    Т. 5. С. 133—134.    Т. 5. С. 387.    Т. 5. С. 387. Ср.: Т. 2. С. 214.    Там же.    Т. 2. С. 661.    Там же.    Т. 1. С. 541 (св. Марк Подвижник).    Т. 2. С. 477.    Т. 2. С. 139.    Нерассеянности и отсутствии посторонних мыслей.    Указание на обязательное участие сердца в молитве.    Т. 1. С. 216.    Т. 5. С. 464.    Т. 5. С. 465.    Там же.    Т. 2. С. 137.    Т. 5. С. 465. Глава 5. Третья степень молитвы — молитва благодатная, или д... 5.1. Третья степень молитвы как неизреченное действие благодати Святого Духа в смиренном сердце    Преуспевающий в молитвенном подвиге не останавливается на этой второй ступени молитвы. Его молитва, постепенно совершенствуясь, приходит, наконец, к третьему образу ее, к высшей молитве совершенных.    «Когда ум твой, — пишет святой Нил Синайский, — пламенея желанием к Богу, мало-помалу как бы отрешается от плоти и отвращается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радования, тогда заключай, что он приблизился к пределам молитвы». Этими словами указывается на то состояние молящегося, которого он достигает, пройдя все ступени общедоступной молитвы и подойдя к ее высшему пределу.    Одним из условий, способствующих совершенствованию молитвы, является чистота и спокойствие совести молящегося.    Святой Симеон Новый Богослов советует все делать так, как будто «ты был пред лицом Бога, и ни в каком деле не допускай себя до того, чтобы обличала и уязвляла тебя совесть, что ты не сделал это хорошо». Только при таком условии можно достигнуть дальнейших результатов в деле молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Как душа по природе лучше тела, так и дело душевное лучше телесного. И как душа по природе лучше тела, так и дело душевное лучше телесного. И как первоначально создание тела предшествовало вдуновению в него жизни, так и дела телесные предшествуют делу душевному» (Слова подвижнические. С.251, 410, а также с. 14, 276). 37 Аскетическая проповедь. С. 354—355 38 Аскетическая проповедь. С. 103, 358. «Тело, трудящееся над делом, — учит прп. Нил Синайский, — удерживает при себе мысль, которая не меньше глаз должна наблюдать за тем, что делается, и содействовать телу для непогрешительности в действии, а покоющееся тело дает мысли свободу кружиться; потому что во время покоя возбуждаются страсти, и при каждом похотливом воспоминании увлекают мысль и овладевают ею, как пленницею» (Слово о молитве " » Добторолюбие. Т. 2. С.228—229). 39 Приношение современному монашеству. С. 66 40 Аскетические опыты. Т. I. С. 258. Аскетические опыты. Т. II. С. 139, 306. Аскетическая проповедь. С. 103, 356. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 319. Соотнесение телесного и душевного подвигов представлено свт. Игнатием вполне в русле святоотеческой традиции. Именно так представляли это соотнесение все святые отцы, касавшиеся данной темы. Телесные труды сохраняют человека от возбуждения в нем греховных пожеланий, усыпляют в нем страсти, но не изглаждают их совершенно в естестве. Телесные труды освобождают от грубых плотских страстей, но чистоты сердцу сообщить не могут, и именно потому, что при одних телесных трудах к душе легко примешиваются человекоугодие, тщеславие. очистить ум и сердце — дело лишь Духа Святого, и Господь смотрит не на труды, но на то, рождается ли от них смирение. Поэтому достичь спасения можно через достижение именно смирения, без несения особых телесных подвигов, т.к. святость — не столько во внешней чистоте жизни и девстве тела, сколько во внутренней чистоте сердца и ума (Смотри: Антоний Великий, прп. Объяснение некоторых изречений//Добротолюбие. Т.1. С.148; Макарий Египетский, прп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010