34 . λη των παθν εναι η φιλαργυρα, γιατ αυξνει τις ηδονς. 35 . Η αποτυχα της ηδονς γενν τη λπη. Η ηδον εναι ζευγμνη μαζ με κθε πθος. 36 . Το μτρο που χεις στην αντιμετπιση του σματς σου, θα χρησιμοποισει ο Θες αντστροφα στην ανταπδοσ Του. 37 . Εναι ργα θεας κρσεως, οι δκαιες ανταποδσεις για σα διαπρχθηκαν με το σμα. 38 . Η αρετ και η γνση γεννον αθανασα. Η απουσα τους γενν το θνατο. 39 . Η κατ Θεν λπη εκτοπζει την ηδον. Η εκτπιση της ηδονς εναι ανσταση της ψυχς. 40 . Απθεια εναι η ακινησα της ψυχς προς την κακα. Εναι αδνατο να την αποκτσει κανες χωρς το λεος του Χριστο. 41 . Σωτρας της ψυχς και του σματος εναι ο Χριστς. ποιος ακολουθε τα χνη Του(Α Πτρ. 2, 21), ελευθερνεται απ την κακα. 42 . Αν θλεις να σωθες, απαρνσου την ηδον και ανλαβε εγκρτεια και αγπη, μαζ με αδιλειπτη προσευχ. 43 . Ιδωμα της απθειας εναι η αληθιν δικριση. Εκενος που χει δικριση, πρττει τα πντα με μτρο και καννα. 44 . Ο Κριος και Θες μας εναι ο Ιησος Χριστς. Και ο νους που Τον ακολουθε, δεν θα μενει στο σκοτδι(Ιω. 12, 46). 45 . Συγκντρωσε το νου σουκαι πρσεχε τους λογισμος σου. σους βρεις εμπαθες, πολμησ τους. 46 . Τρα πργματα εναι που σου προκαλον λογισμος. η ασθηση, η μνμη και η κρση του σματος. Βαρτεροι λογισμο εναι εκενοι που ρχονται απ την μνμη. 47 . Εκενος που του δθηκε σοφα, γνρισε τους λγους των ασματων ντων, και ποια εναι η αρχ και ποιο το τλος του κσμου. 48 . Μην παραμελες την πρακτικ αρετ και θα φωτιστε ο νους σου. Γιατ λει η Γραφ: “Θα σου ανοξω αρατους και απκρυφους θησαυρος”(Ησ. 45, 3). 49 . Εκενος που ελευθερθηκε απ τα πθη, βρκε χρη Θεο. Κι εκενος που καταξιθηκε και λαβε γνση, βρκε το “μγα λεος”. 50 . Ο νους που ελευθερθηκε απ τα πθη, γνεται φωτμορφος, καθς καταφεγγζεται αδιλειπτα απ τις θεωρες των ντων. 51 . Φγγος της ψυχς εναι η αγα γνση. ταν το στερηθε ο ανητος, βαδζει μσα στο σκοτδι(Εκκλ. 2, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

39. Когда совершаешь путь с тем, кто старше тебя, не заходи вперед его. Если старший тебя встанет, чтоб поговорить с кем, не оставайся сидящим и ты, но встань вместе с ним и стой, пока он не велит тебе сесть. 40. Когда войдешь в город или селение, взор твой опусти долу, чтоб иначе увиденное тобою не послужило тебе поводом к брани в келье твоей. 41. Не спи в том месте, где боишься согрешить сердцем. Не ешь с женщиною и не смотри на нее, даже на одежды ее, если можешь. 42. Если путь совершаешь со старцем, не допускай, чтоб он нес что-нибудь сам. Если будете юны, каждый неси свою часть. Если ноша мала, несите попеременно по часам. Несущий пусть идет впереди, равно как и немощный, и когда, уморившись, сядет он отдохнуть, садитесь и вы с ним. 43. Когда будешь спрашивать какого старца о помыслах своих, открывай их свободно, как они есть, тому, в ком уверен ты, что он сохранит тайны твои. В выборе старца не предпочитай того, кто преклонных лет, но кто убелен ведением и опытностью духовной, чтоб иначе не получил ты вреда и не размножились страсти твои. 44. Понуждай себя долго молиться ночью, да просветится ум твой. Помышляй о грехах своих и молись о них Богу, и Он простит тебе их. 45. Если кто начнет судить брата своего в твоем присутствии, то хотя судилый будет из числа тех, которые тебя самого судят, скажи ему со смирением: прости мне, брат мой, грешен я и немощен, и повинен сам тому, о чем ты говоришь, почему не могу этого слышать. 46. Предпочитай себе во всем других братий и, если какой друг при них окажет тебе честь, скажи: это ради вас оказал он мне такую честь. 47. Кто просит у тебя что-либо взаймы, не отказывай. 48. Не часто вращай в сердце своем память о тех, коих оставил ты любви ради Божией, но помни о смерти и суде, и что никто из них в то время не может помочь тебе. 49. Если, сидя в келье своей, вспомнишь о ком, сделавшем тебе зло, встань тотчас и помолись за него в сердце своем, да помилует его Бог, таким образом скоро исчезнет страсть, какую питаешь в отношении к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

39. Прп . Максима Исповедника четыреста глав о любви . Извлечение из Добротолюбия , т . 3, издание Свято - Троицкой Сергиевой Лавры , 1992 г . 40. « Повесть временных лет », Наука , 2007 г . 41. Н . Данилевский , « Россия и Европа », СПб .: « Глаголъ », 1995 г . 42. Домострой , Паломник , 2007 г . 43. « Замоскворецкий край в XVII веке ». Издание 1940 г . 44. И . Ненарокомова , « Павел Третьяков и его галерея », Арт - Родник , 1998 г . 45. И . Ильин . Полное собрание сочинений , Русская книга , 1996 г . 46. С . Булгаков , « Христианство и труд », журнал « Отечественные записки », 2004 г .,  6. 47. Н . Макашева , « Сергей Булгаков : к христианской политэкономии », « Общественные науки и современность », 1994 г . 48. П . Бурышкин , « Москва купеческая », М ., 1991 г . 49. В . Рябушинский , « Московское купечество ». 50. В . Даль , « Толковый словарь живого великорусского языка ». 51. Святой праведный Иоанн Кронштадтский , « Моя жизнь во Христе », Москва , 1894 г . Том 1- й . 52. Житие святого праведного Иоанна , Кронштадтского чудотворца , Оранта , 2006 г . 53. « Настольная книга священнослужителя », М ., изд . Московской Патриархии . 54. Пролог , М . Изд - во Сретенского монастыря , 2003 г . 55. С . Франк , « Духовные основы общества », М ., Республика , 1992 г . 56. В . Кандалинцев , « Учение Оптинских старцев », 2010 г . 57. Преподобный Иоанн Дамаскин , « Точное изложение православной веры », Сретенский ставропигиальный мужской монастырь , 2007 г . 58. Иоанн Лествичник , « Лествица », Сибирская благозвонница , 2009 г . 59. Е . Голубинский , « О реформе быта Русской Церкви », М ., 1913 г . 60. Иоанн ( Шаховской ), « Избранное ». Изд - во « Святой остров », Петрозаводск , 1992 г . 61. В . Коновалов , М . Сердюков , « Патриарх Алексий II. Жизнь и служение на переломе тысячелетий », — М .: ЭКСМО , 2010 г . 62. А . Осипов , « Свобода христианина , свобода церкви и религиозная свобода ». Журнал « Право и безопасность »,  4 (17), декабрь 2005 г . 63. А . Осипов , « Путь разума в поисках истины ». Издание Сретенского монастыря , Москва , 2002 г .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Αρχ της λεπτομερειακς διδασκαλας Κεφλαιο 26 – Πς πρπει να περνς απ τον ρθρο μχρι το πρω Κεφλαιο 27 – Πς πρπει να περνς απ το πρω μχρι την ρα τον φαγητο Κεφλαιο 28 – Προφλαξη απ την αργα. Εναι αναγκαο να τηρε και ο ησυχαστς την εκκλησιαστικ τξη Κεφλαιο 29 – Συνχεια στα περ προσευχς. Πρπει να προσευχμαστε πντοτε Κεφλαιο 30 – Η σωματικ δαιτα, πς δηλαδ πρπει να τρφεται ο ησυχαστς Κεφλαιο 31 – Πς πρπει να τρφεται ο αγωνιζμενος τη Δευτρα, την Τετρτη και την Παρασκευ Κεφλαιο 32 – Πς πρπει να τρφεσαι την Τρτη και την Πμπτη Κεφλαιο 33 – Πς πρπει να τρφεσαι το Σββατο. Για τις αγρυπνες, και πς πρπει να τρως κατ’ αυτς Κεφλαιο 34 – Πς πρπει να τρως τις Κυριακς. Διφορα λλα ζητματα. Επσης περ κπου και ταπεινσεως Κεφλαιο 35 – Πς πρπει να τρως και να πρττεις τις γιες Τεσσαρακοστς και μλιστα τη Μεγλη Κεφλαιο 36 – Η δικριση. Η εργασα με μτρο εναι ανεκτμητη. Η υποταγ Κεφλαιο 37 – Πς πρπει ο αγωνιζμενος να περν το διστημα μετ το γεμα ως τη δση τον ηλου. Πρπει να πιστεομε πως ανλογα με τον κπο και το μτρο της εργασας μας, μας δνονται τα θεα χαρσματα Κεφλαιο 38 – Η καθαρ προσευχ εναι αντερη απ κθε εργασα Κεφλαιο 39 – Ο αριθμς των γονυκλισιν του εικοσιτετραρου Κεφλαιο 40 – Η διανομ των θεων αγαθν δε γνεται μνο ανλογα με τον αγνα και την εργασα μας, αλλ και με την κατσταση, τη δεκτικτητα, την πστη και τη φυσικ μας διθεση Κεφλαιο 41 – Η καθολικ και τελειτατη δικριση. Ποιος εναι αυτς που ζει παρ φση και σαρκικ, ποιος ο κατ φση και ψυχικ, και ποιος εναι που ζει υπρ φση και πνευματικ Κεφλαιο 42 – Συνχεια για τη δικριση με παρδειγμα Κεφλαιο 43– Η μεταβολ και αλλοωση του καθενς και η υπερβολικ δξα της ταπεινσεως Κεφλαιο 44 – Η μετνοια, η καθαρτητα και η τελειτητα Κεφλαιο 45 – Οι πντε εργασες της πρτης και κατ κποιο τρπο προκαταρκτικς ησυχας των αρχαρων, δηλαδ η προσευχ, η ψαλμωδα, η ανγνωση, η μελτη και το εργχειρο Κεφλαιο 46 – Απ πο πρπει να κνουν αρχ εκενοι που θλουν να ησυχσουν ορθ, και ποι εναι η αρχ και η αξηση και η προκοπ και η τελεωση Κεφλαιο 47 – Η τξη της ησυχας των αρχαρων Κεφλαιο 48 – Η καρδιακ προσευχ που γνεται με προσοχ και νψη, και πς ενεργεται Κεφλαιο 49 – Πς παρδωσαν οι θεοι Πατρες να λμε την προσευχ με διφορους τρπους, και ποι εναι η προσευχ Κεφλαιο 50 – Τα λγια της ιερς και θεοποιο προσευχς χουν μυσταγωγηθε πνευματικ χι μνο απ τους αγους Πατρες που αναφραμε, αλλ και απ αυτος τους κορυφαους Αποστλους Πτρο, Παλο και Ιωννη Κεφλαιο 51 – Οι αρχριοι μπορον να προσεχονται λλοτε με ολκληρη την προσευχ, λλοτε με να μρος της, πντοτε μως μσα στην καρδι, και να μην αλλζουν συνεχς τα λγια της προσευχς Κεφλαιο 52 – Για να καρποφορσει η προσευχ μσα στην καρδι, χρειζεται καιρς πολς και αγνας και βα.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Ч. 4. 740. Ответ 177. 741. Мф. 22. 12–13. 742. Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, ответ 325. 743. Лествица. Слово 28, гл. 64. 744. Лествица Божественных даров инока Феофана. Добротолюбие. Ч. 1. — Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 54. Добротолюбие. Ч. 2. — Старца Серафима наставление 11. 745–746. Преподобного Варсонофия Великого и Иоанна Пророка ответы 264 и 274; Пс. 45, 11. Приведенные здесь ответы даны преподобному авве Дорофею, который по благословению этих Отцов занимался непрестанною памятию Божиею, т. е. умною Иисусовою молитвою. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждою, — ответ 263. 747.  Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 748. Лк. 12. 49. 749. Ис. 6. 7. 750. Притч. 3. 34. 751. Ответ 111. 752. Слово о трезвении, гл. 1, 3 и 5. Добротолюбие. Ч. 2. Блаженный Никифор. Слово о трезвении и хранении сердца. Добротолюбие. Ч. 2. 753. Преподобный Симеон Новый Богослов. О третьем образе молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 754. Слово 28, гл. 45. 755. Добротолюбие. Ч. 1. 756. Поведание Затворника описано во 2 т. Аскетических опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 757. Святой Исаак Сирский. Слово 68. 758. Лествица. Слово 28, гл. 51. 759. Лествица. Слово 28, гл. 16, 21 и 27. 760. См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети». Добротолюбие. 4.1. 761. Там же. О еже како подобает пети. 762. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 763.  …идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13. 44). 764. Письменный Отечник. 765. Слово 2. 766.  Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет (Еккл. 11. 6). 767. О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 3. 768. Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 769. О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 770. Кол. 4. 2. 771. Ср.: …хожу мрачен, ужас объял меня (Иер. 8. 21). 772. Мф. 11. 12. 773. О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

757. Святой Исаак Сирский. Слово 68. 758. Лествица. Слово 28, гл. 51. 759. Лествица. Слово 28, гл. 16, 21 и 27. 760. См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети». Добротолюбие. 4.1. 761. Там же. О еже како подобает пети. 762. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 763. …идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13:44). 764. Письменный Отечник. 765. Слово 2. 766. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет (Еккл. 11:6). 767. О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 3. 768. Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 769. О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 770. Кол. 4:2. 771. Ср.: …хожу мрачен, ужас объял меня (Иер. 8:21). 772. Мф. 11:12. 773. О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 774. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 775. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). 776. Лествица. Слово 7. 777. Ис. 21:3. 778. О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 779. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего (Пс. 37:7–9). 780. Св. Исаак Сирский. Слово 78. 781. Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 61. 782. Добротолюбие. Ч. 2. 783. Главы 19 и 45. 784. Глава 38. 785. Глава 53. 786. Техническое монашеское слово. 787. Глава 24. 788. Заглавие 24 главы. 789. Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои (Притч. 22:28). 790. …горе одному (Еккл. 4:10). 791. Глава 14. 792. Слово 55. 793. Патерик Алфавитный и «Достопамятные сказания» об Арсении Великом. 794. Слово 41. 795. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас (2 Кор. 13:5). Глава 52. 796. Лествица. Слово 4, гл. 121. 797. Слово 74. 798. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое (Мф. 9:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

294. Лк. 6. 36. 295. Мф. 5. 48. 296. Мф. 5. 45. Святой Исаак Сирский. Слово 1. 297. Святой Исаак. Слово 21. 298. …ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8. 26). 299. Рим. 8. 27. 300. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2. 11). 301. Ин. 14. 26. 302. Ибо мы не знаем, о чем молимся (Рим. 8. 26). 303. Преподобный Макарий Великий. Слово 6, гл. 11. Слово 7, гл. 12. 304. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 305. Алфавитный патерик. 306. Алфавитный патерик. Сисой Великий. 307. Руководство к духовной жизни преподобных Варсанофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 282 308. Преподобного Григория Синаита, о прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. 309. Лк. 11. 9–10, 13. Благовестник. 310. Мк. 13. 35–36. 311. Слово 28, гл. 64. 312. 1 Пар. 2. 9. 313. Мф. 11. 28–30. 314. Лествица. Слово 28, гл. 2. 315. Пс. 33. 12. 316. Притч. 15. 27. 317. Пс. 18. 10. 318. Пс. 88. 8. 319. Заимствовано из святых Отеческих писаний. 320. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 321. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 1. 322. …ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 17). 323. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7. 23–24). 324. Быт. 6. 3. 325. Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (1 Кор. 15 50). 326. Пс. 50. 6. 327. Лк. 16. 15. 328. Святой Исаак Сирский. Слово 44. 329. Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь… (1 Пет. 4. 12). 330. Время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4. 17). 331. Иов. гл. 1 и 2. Преподобного Макария Великого. Слово 4, гл. 7. 332. Ин. 6. 47. 333. Четьи-Минеи, 13 декабря. 334. Слушай, народ Мой, Я буду говорить: Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя… Моя есть вселенная и все, что наполняет ее (Пс. 49. 7–8, 12).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

3. 6). 43.  …кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, …или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5. 11). 44.  …худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33). 45.  Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего… дело преступное я ненавижу… клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими (Пс. 100. 2–7). 46.  Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! (Пс. 138. 17). 47. Алфавитный патерик. 48. Еккл. 4. 10. 49. Притч. 8. 19. 50. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания, статья 10. 51. 2 Кор. 4. 10. 52. Очевидно, что правила эти, в существенных началах своих, должны быть непременно соблюдаемы, как заключающие в себе постановления Апостолов и святых Отцов, как принадлежащие к нравственному преданию Церкви. Столько же очевидно, что в мелочных частностях, относящихся к наружному благочинию, должно применяться к требованию и положению каждого монастыря. 53. Четьи-Минеи, житие святого Василия Великого, 1 января. 54. Не Великий, но другой, позднейший инок Скита. 55. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 56. Притч. 15. 27. 57.  Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их (Лев. 15. 31). 58. Мф. 26. 23. 59. Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. Ответы на вопросы 256 и 258. 60. Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. Ответы на вопросы 256 и 258. 61. Святого Исаака Сирского Слово 9. 62. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. Статья о авве Агафоне. 63.  Положи, Господи, охрану устам моим (Пс. 140. 3). 64. Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч. 2. 65. «Тех, которые притворяются добродетельными и кожею овчею по наружному виду являют одно, а в сущности по внутреннему человеку суть другое, которые исполнены всякой неправды, исполнены зависти, ревности и злосмрадных страстей, почитают святыми и бесстрастными весьма многие, имеющие неочищенное душевное око и не могущие познать их от плодов их; пребывающих же во благоговении, добродетели и простоте сердца, истинно святых, пренебрегают как бы обыкновенных людей, оставляют их без внимания и презирают, вменяют за ничто.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

VII. В конце 1822 года, приобретя книгу Добротолюбие 43 , читал о сердечных действиях и, хотя с наслаждением, удивлялся оным, однако ж к формальному действию приступить не мог. В Н?. VII. В 1824 году (19 лет), во время приближения к смерти отца его 44 , он в первый раз начал чувствовать естественный механизм сердца – как какая-то тяжесть его давила или являлась тонкая занывающая боль. Просто сказать, он натурально, без силы воображения начал чувствовать сердце. Это было также в Н?. VII. В 1825 году (21 год) поступя в Симонов 45 , был наставляем старцем во внутреннем сердечном делании и в понятиях о книге Добротолюбие. Здесь открылось ему светлое познание об отыскивании сердечного места и возгревало дух в сем отношении. VII. В 1826 году (22 лет) пред Иконою Божией Матери творя Иисусову молитву, он внезапно почувствовал исступление и как бы сокрытие внутрь себя. По довольном времени очувствовавшись, удивлялся и ощущал радость. Это произошло в Ярославле. 46 VIII. В 1827 году (23 лет) по причине скорбей и обид от ближних ощущалось механическое сердечное действие и сердечное место, подобное бывшему (в 1824 году). В Симонове. IX. В 1827 году в дни Великого поста приступлено к формленному 47 исканию сердечного места, в особенности при церковных службах, стоя в клире и по лестовке входя в сердце, отчего чувствовалась теплота, и продолжительная служба не обременяла, и как бы сокращалась. В Симонове. 48 X. В 1828 году беседы с благоговейным иеродиаконом обращали к исканию сердечного места, вследствие чего при чтении псалмов он входил в сердце, а ум следил за чтением, в котором иногда открывались глубокие вещи. В Симонове. XI. В 1829 году (25 лет) практиковал ноздренное дыхание и вхождение в сердце, со старцем и в своей комнате, для сего садился в кресла с большими четками и углублялся в себя. Он иногда по неделе и по две бывал в затворе, также с целию вхождения в сердце. В Симонове. 49 XII. В 1830 году (26 лет) во время холеры открылось прежнее натуральное ощущение сердца, и прилежное чтение Добротолюбия с истолкованием искания места сердечного и о физическом языке сердца. Все это обращало к исканию места сердечного даже и при суетах. Сие было в Симонове.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Учись умной молитве сердечной, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к Небу, как учат святые отцы (в Добротолюбии). Иисусова молитва (непрестанно теплящаяся в уме и сердце) есть бич против плоти и злых ее похотений (особенно блудных и чревоугодных). К обычной молитве – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий – прибавляй: Богородицею помилуй меня грешного. Одна внешняя молитва недостаточна: Бог внемлет уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешнюю молитву с внутренней, – не монахи, а черные головешки. Тот монах не имеет печати Христовой, который не знает (или забыл) делание Иисусовой молитвы. Книга не научит молитве (только указывает прямой путь, как заниматься ею); надо иметь крепкое занятие в ней (молитве) ( 117, 44–45 ). К Господу надо обращаться, сходя вниманием ума в сердце и там взывая к Нему. Если бы мы неупустительно исполняли это небольшое правильце: утвердившись умом в сердце, стоять пред Господом со страхом, благоговением и преданностью, то никогда не возникали бы в нас не только страстные пожелания и чувства, но и голые помыслы ( 117, 45 ). О молитве Иисусовой читывали?.. И знаете ее делом. Она одна и может сделать, чтобы внутри крепок был должный порядок, и внешним хозяйским заботам не даст расстраивать этот порядок она же. Она только даст возможность исполнить предписание отцов: руки за работой, ум же и сердце с Богом. Когда она привьется к сердцу, тогда не бывает внутри перерывов, а все одно и одно... Систематическое что завести внутри едва ли возможно, но одно или одинаковое при разнообразии неизбежных дел удержать можно – и это даст молитва Иисусова, когда привьется к сердцу, как привьется?! Кто знает, как... а прививается. Трудящийся сознает это, не зная, как это совершилось. Труд... хождение в присутствии Божием с частым, насколько можно, повторением молитвы этой. Как только свобода, сейчас за нее... И дастся... Чтение принадлежит к числу способов поновления и оживления молитвы Иисусовой. Но советуется читать больше о молитве ( 117, 45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010