Время первоначального основания в Дежневе церкви неизвестно;   она весьма древнего происхождения. В 1588 году, когда село пожаловано было Королеве-инокине Марфе, здесь уже существовала церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с придельным престолом во имя св. еванг. Иоанна Богослова, зданием деревянная с таковою же колокольнею; в 1629 году эта церковь во время пожара сгорела и после того уже не возобновлялась. В настоящее время в селе существуют три каменные церкви: Христорождественская, Казанская и Знаменская и одна деревянная на кладбище – в честь Успения Божией Матери. Христорождественская теплая церковь основана в 1628 г. Сия церковь первоначально была деревянная. В 1725 году иждивением Лежневского крестьянина Андрея Петрова Любимова в селе начата была строением каменная церковь с таковою же колокольнею; чрез 14 лет церковь была построена и в 1789 г. освящена в честь Рождества Христова; в ней сделан был придел и освящен – во имя св. Андрея Критского . Впоследствии церковь эта оказалась тесною; поэтому в период времени от 1889 года по 1851 год она была расширена и в ней устроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, – в воспоминание некогда существовавшего в селе отдельного Николаевского храма. В этом виде церковь существует до настоящего времени. Колокольня при церкви каменная. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери – холодная, построена в 1745 году тщанием крестьянина Андрея Петровича Любимова. Престол в ней один. Со времени построения в церкви сделаны следующие изменения: в 1826 году в церкви устроен чугунный пол; в 1828 году стены в церкви расписаны священными картинами; в 1861 году сделан новый шестиярусный иконостас и вызолочен; в том же году, вместо деревянных царских врат, построены бронзовые и отволочены; в 1862 году на престол сделано облачение бронзовое, позолоченное, украшенное картинами из Евангельской истории. В этом виде церковь существует до нашего времени. Обе указанные церкви и колокольня обнесены каменною с железными решетками оградою.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Что касается Бабасовского причта и прихода того времени, то сведения об этом имеются в окладных Рязанской епархии книгах за 1678 г. «У церкви Рождества Христова в Бабасове, сказано здесь, двор попа Евсевия, двор просвирницын да приходских крестьянских 19 дворов, два двора бобыльских, деревня Малое Щелоково – в ней 3 двора крестьянских и 1 бобыльский, д. Большое Щелоково, в ней 13 дв. крестьянских и 3 бобыльских (в настоящее время в приходе одна деревня Щелокова, в которой 57 дворов), д. Щипачиха, в ней 20 дв. крестьянских и 3 бобыльских (в настоящее время здесь 74 двора), д. Степанково, в ней 9 дв. крестьянских и 3 бобыльских (ныне здесь 59 дворов), д. Зименки, в ней 4 двора бобыльских (ныне здесь 25 дворов). Церковной земли по сказке попа Евсевия из крестьянских дач по три четверти в поле; по окладу данных денег церковь платила рубль 13 алтын 3 деньги». В 1747 г. Рождественская церковь в Бабасове оказалась весьма ветхой («во время дождевного лияния происходит великая течь и Божественная служба отправляется с великою нуждою»), посему прихожане просили у архиепископа Рязанского и Муромского Алексия благословения на построение новой деревянной церкви во имя того же праздника с приделом Преп. Марии Египетской. Преосвященный разрешил построить церковь без придела, вместо же придела «написать образ добрым письмом и поставить в настоящей церкви». В 1782–84 гг. при Рождественской церкви была построена другая теплая деревянная церковь во имя св. пророка Илии; построена и освящена она уже с благословения Владимирских епископов Геронима и Виктора. В 1829 г. вместо деревянных церквей начат постройкою каменный храм; постройка его была окончена в 1852 году, а освящен настоящий храм в 1859 г. Трапеза в 1861–62 гг. перестроена. В 1870 г. устроена при храме каменная колокольня. Престолов в храме в настоящее время три: в холодном во имя Рождества Христова, в трапезе теплой во имя св. прор. Илии и Успения Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – В настоящее время сохранилось в церкви несколько древних и почитаемых в приходе за чудотворные икон; таковы иконы: 1) Казанской Божией Матери. 2) Владимирской Божией Матери в ризе жемчужной с венцом серебряным вызолоченным, по сторонам ее изображение двунадесятых праздников, 8) Смоленской Божией Матери и 4) две иконы Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Сарайская см. Крутицкая Севская Севской десятины жилые данные церкви: Материалы для истории церквей Орловской епархии. 1628–1746. М., 1904. Т. 1. См. также Орловская . Смоленская Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 1864. Редков Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Т. 1. Таврическая Гермоген (Добронравов), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887. Тамбовская Хитров Г. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Харьковская Историко-статистическое описание Харьковской епархии. М.; Харьков, 1852–1859. 5 кн. Холмская Корженевский И. История Холмско-Варшавской епархии со времени учреждения архиепископской кафедры в Варшаве до 1876 года. Варшава, 1881. Модест (Стрельбицкий), еп. Холмская православная епархия. Варшава, 1886. Черниговская Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1870–1873. 7 кн. (предисл. архиеп. Филарета (Гумилевского). Завьялов А. О браке и брачном разводе. М., 1892. Загоровский М. В. Разбор и описание дел православного духовного правления//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. 1902. Т. 4. Загоровский П. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884. Знаменский П. В. Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства//Прав. соб. 1863. Ч. 3. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого//Там же. 1872–1873; то же. Казань, 1873. Ивановский И. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб., 1883; 1900. Извлечения... за... год (см. библиогр. к Введению Б). Исполятов П. Консистория//ПБЭ. Т. 12. Ст. 834–843. Исторические сведения об епархиях в России с утверждения православного христианства в России и до нашего времени. М., 1881. Калашников (см. библиогр. к Введению Б). Книга о должностях пресвитеров приходских. СПб., 1775; 1798. Корольков К. Об открытии и закрытии епархий Русской Церкви. К., 1876. Кузнецов Н. Д. К вопросу о церковном имуществе (см. библиогр. к § 10).

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

В XVII в. поддержанию и развитию почитания Черниговских чудотворцев, отразившегося в посвящениях приделов вотчинных храмов, способствовали представители рус. аристократии - члены многочисленных княжеских родов, относящих свое происхождение к М. В. Внимание к образу князя-мученика прослеживается в ктиторской деятельности князей Воротынских, потомков черниговских Рюриковичей (возможно, одной из причин этого было участие воеводы кн. М. И. Воротынского в принесшем победу рус. войскам сражении с крымскими татарами при Молодях, после к-рого, по-видимому, мощи Черниговских святых были принесены в Москву). Уже в 20-х гг. XVII в. престолы и, соответственно, иконы Черниговских святых существовали в храмах принадлежавших Воротынским сел Мошок в Муромском (позднее Судогодском) уезде ( Добронравов. 1897) и Воротынец в Нижегородском у. ( Давыдова. 2008); по-видимому, они были основаны примерно в 10-20-х гг. XVII в. Несомненно, с вкладом Воротынских были связаны икона Черниговских святых, к 60-м гг. XVII в. находившаяся в усыпальнице этого рода - ц. во имя кн. равноап. Владимира Кириллова Белозерского мон-ря, и, возможно, икона из Успенского собора той же обители (Церкви и ризница Кирилло-Белозерского мон-ря. 1861. С. 162, 195). Вероятно, родством нек-рых княжеских родов и Романовых объясняется появление престола Черниговских чудотворцев в Покровском храме подмосковного с. Измайлова ( Холмогоров. 1887. С. 33-34). Храм и его придел (2-й придел посвящен Макарию Калязинскому) существовали уже в 1623 г. и были «строением» боярина Ивана Никитича Романова, дяди царя Михаила. По мнению А. В. Топычканова, датирующего деревянную церковь в Измайлове рубежом 10-х и 20-х гг. XVII в., освящение одного из приделов в честь Черниговских чудотворцев могло быть вызвано родственными связями И. Н. Романова: его жена происходила из рода князей Литвиновых-Мосальских, потомков черниговских Рюриковичей, а дочь была выдана замуж за кн. А. И. Воротынского ( Топычканов. 2015. С. 465-476). В каменном Покровском соборе царской усадьбы Измайлово (70-е гг. XVII в.) и в др. церквах этого села в посл. четв. XVII в. придела Михаила и Феодора уже не было, а его храмовые иконы оказались в ц. св. Иоанна Предтечи соседнего «приселка» Ивановское. Опись 1687 г. упоминает «образ князя Михаила Черниговского… образ князя Михаила Черниговского и болярина ево Феодора» (Опись дворца и хозяйственных заведений 8 марта 1687 года - Топычканов. 2004. С. 254). Эти данные свидетельствуют о совместном бытовании единоличных икон М. В. и его изображений вместе с Феодором.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Начиная с 1860-х годов в русской церковной печати появляются полноценные – как по охвату материала, так и по своему научному уровню (на то время) – учебные пособия по православной литургике. Первое из них – «Литургика или наука о богослужении Православной восточной Кафолической Церкви» (Киев, 1861) – принадлежало профессору Киевской Духовной академии протоиерею Даниилу Смолодовичу († 1870). В 1862 году в Санкт-Петербурге вышло «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви» члена Училищного Совета при Святейшем Синоде протоиерея Константина Никольского († 1910). В 1881 году в Москве – двухтомная «Наука о богослужении Православной Церкви» Петра Яковлевича Лебедева († 1885). В 1886 году – «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» архимандрита (впоследствии епископа Омского и Семипалатинского) Гавриила (Голосова) († 1916). В 1895 году в Курске – двухтомная «Литургика или наука о богослужении православной церкви» Епифания Григорьевича Нестеровского. Помимо учебных курсов для духовных семинарий выходили упрощенные пособия для светских гимназий и духовных училищ: священника Феодора Хорошунова, епископа Таврического Гермогена (Добронравова) и других. До русской революции 1917 года все эти учебные курсы неоднократно переиздавались, но к настоящему времени сохранило свою популярность лишь «Пособие...» прот. К. Никольского , которое выдержало еще несколько изданий после краха коммунистического режима в России, тогда как, например, замечательные пособия П. Я. Лебедева и Е. Г. Нестеровского оказались незаслуженно забыты 60 . Протоиерей Константин Никольский известен не только как автор популярного учебника по Уставу богослужения. Ему принадлежат фундаментальные работы по истории: чина Торжества Православия, совершаемого в первое воскресенье Великого поста (и, шире, истории практики анафематствования в Православной Церкви) 61 ; антиминсов и изображений на них 62 ; русских редакций богослужебных книг 63 и др. В 1869 году в Афинах был издан первый систематический греческий учебник по литургике, написанный профессором Афинского университета протопресвитером Панайотом Ромботисом (Π. Ρομπτης , † 1875): «Λειτουργικ» (с книгой можно ознакомиться здесь). В 1884 году книга была переиздана под редакцией профессора Афинского университета Иоанна Месолороса ( . Μεσολωρς, † 1942), который помимо целого ряда книг по догматическому и библейскому богословию подготовил и специальный словарь по литургике: «γχειρδιον λειτουργικς τς ρθοδξου νατολικς κκλησας».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Николай Владимирский, сщмч. - житие Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 в селе Игнатовка Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. В 1881 Николай Павлович окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1885 — Московскую Духовную академию и стал преподавать богословие и Священное Писание в Вифанской Духовной семинарии (Московская губ.). Женился. Был рукоположен в сан священника. Сначала, с 1889, служил в кафедральном соборе Перми, а затем, с 1890, в храме Александровского военного училища. С 1892 протоиерей и магистр богословия Николай преподавал Закон Божий в 7-й московской мужской гимназии, затем в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой. Служил в церкви Никиты-Мученика на Кузнецкой ул. После революции 1917 и закрытия Александровского военного училища о.Николай был переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Он был автором многих трудов и статей по богословским и церковным вопросам, и одним из активнейших участников Поместного Собора 1917/1918. Выступая сначала против восстановления патриаршества, после избрания Святейшего Патриарха Тихона он стал искренним и горячим сторонником, как патриаршества, так и Патр.Тихона. Летом 1918 власти приняли решение арестовать священника. 19 августа сотрудники ЧК во главе с комиссаром Реденсом пришли ко храму Всех Святых, чтобы произвести обыск. Церковь была закрыта, и чекисты, подойдя к настоятелю храма протоиерею Николаю потребовали, чтобы он выдал им ключи. Отец Николай ответил, что при обыске храма необходимо присутствие председателя приходского совета. После такого ответа о.Николай был арестован и отвезен в тюрьму ЧК на Лубянке. Во время обыска чекисты обнаружили дневники священника с краткими заметками касающимися, в частности, восстания большевиков 3-5 июля 1917 в Петрограде, а также сопротивления юнкеров большевикам в ноябре 1917. Под датой 2 (15) ноября 1917 в дневнике о.Николай записал: «Страшный день сдачи большевикам». Допрошенный относительно всех этих событий, протоиерей Николай ответил, что в июле 1917 он действительно выезжал в Петроград по вызову Святейшего Синода для принятия участия в предсоборных совещаниях. В подавлении восстания большевиков никакого участия не принимал, находясь в это время на совещании. В то время, когда на улице началась стрельба, председательствующий собранием архиеп.Сергий (Страгородский), обратившись к присутствующим, предложил не прерывать собрания и продолжать работу.

http://pravicon.com/info-3041

Лит.: Грешищев Н. Очерк жизни в Бозе почившего ржевского прот. о. Матфея Александровича Константиновского//Странник. 1860. 12. С. 245-292 (То же//Слово и речь при погребении в Бозе почившего прот. Ржевского Успенского собора о. Матфея Александровича Константиновского. М., 1890. С. 17-64; отд. изд.: Шамордино, 1915); Феодор (Бухарев), архим. Странники//Странник. 1860. 1. С. 1-11; Письма ржевского прот. о. М. А. Константиновского//Домашняя беседа. СПб., 1861. Вып. 49. С. 958-960; Вып. 50. С. 982-985; Вып. 51. С. 1015-1018; Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1894. Кн. 8. С. 563-572; Матвеев П. А. Н. В. Гоголь и его «Переписка с друзьями»: Ист.-лит. очерк. СПб., 1894; Скворцов Д. И. Очерки тверского раскола и сектантства. М., 1895; Субботин Н. Из истории раскола в первые годы царствования имп. Александра II//ДЧ. 1900. Ч. 1. 4. С. 587-602; Щеглов И. Л. Из записной книжки: Беседа с современником о. Матвея Константиновского//ИВ. 1904. Т. 98. Дек. С. 994-998; он же. Гоголь и о. Матвей Константиновский// Он же. Подвижник слова: Новые мат-лы о Н.В. Гоголе. СПб., 1909. С. 147-158; он же. Н. В. Гоголь. СПб., 1912. С. 154-170; он же. Лит. очерки и эссе//Среди великих: Лит. встречи/Сост. предисл., коммент.: М. М. Одесская. М., 2001. С. 147-158; Энгельгардт Н. А. О. Матвей в рус. критике: (Лит. справка)//Новое время. 1901. 9263, 16 дек. С. 4; Добронравов И. М., свящ. В защиту духовенства: (Голос в защиту о. Матфея, как духовника Гоголя, от клевет и нареканий светской печати)//Странник. 1902. 11. С. 670-681; А. Н. Ржевский прот. Матфей Константиновский и отношение к нему Н. В. Гоголя//Правосл.-рус. слово. СПб., 1902. 4. С. 275-293; он же. Еще нек-рые сведения о ржевском прот. Константиновском//Там же. 9. С. 694-701; Образцов Ф., прот. О. Матфей Константиновский, прот. Ржевского собора ( 14 апр. 1857): По моим воспоминаниям//Тверские ЕВ. 1902. 5. Ч. неофиц. С. 128-141 (То же, сокр.//Новое время. 1902. 9343, 9 марта; Пастырский собеседник. М., 1902. 12/13. С. 136-141); Письмо С.

http://pravenc.ru/text/2057120.html

Новое. Церковь Сошествия Святого Духа. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный пятиглавый храм с трапезной и колокольней. Четыре придела: Никольский, Ильинский, Владимирский, Константина и Елены. В годы советской власти в храме находилась мельница и склад. В 1990 году храм вновь стал действующей церковью. Село Новое, при речке Кубри, находится в 19 верстах от уездного города и в 140 от губернского. В начале XVII в. село Новое принадлежало разным помещикам, а с 1654 г. и по 1746 г. в патриарших окладных книгах оно значится за вотчинниками Голохвастовыми. Один из этих Голохвастовых был комнатным служителем ее величества царицы Прасковьи Федоровны. Церковь здесь существовала уже в начале XVII ст. В окладных книгах 1628 г. отмечено: «церковь Никола Чудотворец в селе Новом». Отметки подобного рода в окладных книгах свидетельствуют о существовании церкви до 1746 г. В 1760 г. в селе Новом построена новая деревянная церковь также во имя Николая Чудотворца. В 1824 г. дана была прихожанам храмозданная грамота на построение каменного храма. Этот храм строился до 1853 г.; в 1861 г. к нему пристроена теплая трапеза, в 1872 г. устроена каменная колокольня. Престолов в настоящее время в церкви пять: в холодной - в честь Сошествия Св. Духа, св. Николая чудотв. и св. равноапост. Константина и Елены, в трапезной теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. прор. Илии. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала 200 руб.; от земли пахотной и сенокосной до 60 руб.; от служб и треб 265 руб.; а всего 525 руб. в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный на церковной земле. Земли при церкви: усадебной, пахотной и сенокосной 36 десятин 525 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеются только на 15 десятин. Приход состоит из села Нового, сельца Деревкова и сельца Горок, в которых по клировым ведомостям числится 240 душ муж. пола и 298 жен.; все православные. В селе Новом есть церковно-приходская школа. Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Фотолетопись этого Храма и села есть в интернете по адресу: http://selo-novoe.narod.ru --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00686

Иваново. Церковь Николая Чудотворца при больнице мастеровых и рабочих. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1866. Год утраты:1990 Адрес: Иваново, проспект Ленина, 57А. Координаты: 57.018214, 40.968497 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь святителя и чудотворца Николая однопрестольная, каменная, с таковою же колокольнею, построена в 1866 г. средствами купцов Гарелина и Зубкова в память посещения Вознесенского посада и села Иванова государем цесаревичем вел. князем Николаем Александровичем. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. Годовой доход причта простирается до 1300 руб. Опись церковного имущества имеется, копии метрических книг с 1878 г. хранятся в целости. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. В 1853 году правительством было утверждено " Положение " , в котором говорилось: " Из слобод Вознесенской, Дмитровской, Ильинской, Троицкой, Березников и пустоши Ковригиной... со всеми принадлежащими к тем слободам землями образовать посад под названием Вознесенского " . На следующий год открылась Посадская дума. Поскольку рабочие составляли значительную часть населения, возникла необходимость оказания им медицинской помощи. В 1857 году Владимирский губернатор поручил посадскому голове составить проект " Положения о больнице " , которое через три года утвердило правительство. Этим было положено начало общественной медицине в городе. 12 июня 1861 года больница для " мастеровых и рабочих " на 50 мест начала работать. В 1863 году Иваново и Вознесенский посад посетил во время путешествия по России наследник престола, сын Александра II - Николай Александрович. Он осмотрел достопримечательности села и посада, посетил дом Н.Ф. Зубкова, где ему был оказан торжественный прием. В память об этом событии Н.Ф. Зубков, Я.П., И.Н. и С.Н. Гарелины решили открыть богадельню с Николаевской церковью при ней. В 1866 году здание пристроили к корпусу больницы. В оформлении фасадов церкви использовали мотивы древнерусской архитектуры. Здание венчалось декоративным шатром с главкой, а перед алтарной апсидой располагалась колокольня с часовней на первом этаже. Иконы для церковного иконостаса написал московский художник Н.Г. Степанов.

http://sobory.ru/article/?object=36999

Название Овчухов в первой грамоте селом дает основание думать, что уже и в это время здесь была церковь. В первой половине XVII ст. церкви почему-то здесь не было, и земля церковная числилась в числе «пустых». Причиной тому могло быть литовское разорение, во время коего исчезли не только церкви, но и целые селения. Построена была церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1650 г.; судьба этой, конечно, деревянной церкви неизвестна. В селе существует каменная церковь, трапеза ее выстроена в 1848 г., главная же церковь устроена в 1861 г. Каменная колокольня устроена на средства прихожан в 1873 г. Престолов в церкви три: в настоящей – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезе с правой стороны – в честь московских святителей Петра, Алексия и Ионы, с левой – в честь Архистратига Михаила. Над престолом в настоящей церкви устроена сень на четырех столбах. От прежней бывшей церкви сохранились: икона трех святителей московских, пожертвованная Московским Успенским собором, и Евангелие, обложенное малиновым бархатом и серебряными изображениями, приложено также Успенским Московским собором, печатано в 1663 г. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1804 г. и исповедные росписи с 1824 г. Земли церковной имеется: усадебной 1 дес., сенокосной 3дес. и пахотной 30 дес.; особого плана на землю не имеется, она значится в общем плане с крестьянами. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание причт получает от требоисправлений, хлебного сбора и земли до 470 руб. в год. Причт живет в собственных домах, на церковной земле. Приход состоит из одного села Овчухов, в коем по клировым ведомостям числится 424 души муж. пола и 441 жен. С 1885 г. в селе открыта церковно-приходская школа в доме священника. За обучение взимается плата от 1 до 2 руб. в зиму с ученика. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=01427

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010