Мой отец (Лев Герасимович Катанский) 10 был далеко небогатый человек, принужденный, по недостатку средств, самолично много работать по дому, в особенности над его ремонтом, даже иногда капитальным 11 , но он был богат другим – крепкою, непоколебимою верою в Бога и глубокою религиозностью. Был он очень кроткого, незлобивого характера и строгой жизни, усиленно боролся со своими недостатками и греховными склонностями, по временам и надолго предаваясь чисто аскетическим подвигам (посту, молитве и др.), которым мы все удивлялись. При этом был еще необыкновенно ревностным проповедником, не упускавшим ни одного праздничного дня без проповеди собственного сочинения, что в то время было далеко не обычным явлением, – даже и в среде городских священников и протоиереев нижегородских, не говоря уже о диаконах, каковым в ту пору, как сказано выше, был мой отец, – и что сделало его известным всему городу и местному епархиальному начальству, в особенности Преосвященным Иакову и Иеремии. В виду того, что моему отцу не всегда было удобно и даже возможно представлять свои проповеди местному цензору (которому обыкновенно носил их я), когда, например, скоплялось несколько праздников подряд, он нередко произносил непроцензурованные проповеди. За это однажды даже подвергся (вероятно, по чьему-либо доносу) наказанию, довольно правда легкому (кажется, сколько помнится, денежному штрафу – рублей в три-пять). Это было при Преосв. Иеремии, благоволившем к отцу за ревностное проповедничество и потому смягчившем наказание, при какой-то характерной по этому делу резолюции (какой – не помню). Посвященный в сан диакона (1834) Преосв. Амвросием (Моревым) 12 и прослужив 18 лет (1834–1853) в этом сане при епископах Иоанне (Доброзракове), Иакове (Вечеркове) и Иеремии (Соловьеве) , мой отец посвящен был этим последним во священника при следующих замечательных обстоятельствах. К 50-м годам у скромного диакона накопилась масса проповедей не только на воскресные и праздничные дни, но и поучений другого рода – катехизических и о христианских добродетелях и пороках.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В основу расположения «Биографических материалов» положена издателем последовательность событий в жизни Высокопреосвященного Архиепископа Никанора. Высокопреосвященный Никанор, в мире Александр Иванович Бровкович, был родом из Могилевской губернии и родился 20 ноября 1826 года. Восьмилетним мальчиком он поступил в Могилевское духовное училище и здесь, а потом в Могилевской духовной семинарии, оставался, состоя в то же время певчим Могилевского архиерейского хора, семь лет, до 1842 года. – Памятником этой домашней и школьной Могилевской жизни Александра И. Бровковича служат «Воспоминания бывшего альта–солиста», написанные в 1883 году. В 1842 г., когда для Петербургской, так называемой, образцовой Семинарии потребовались лучшие воспитанники из провинциальных семинарий, Александр И. Бровкович переведен был из Могилевской духов­ной семинарии в Петербургскую, где и учился до 1847 г. Иллюстрацией к этому пятилетнему семинарскому курсу служит статья «Правда против хулы» 1884 г. Как лучший воспитанник Петербургской семинарии, Александр Иванович Бровкович поступил потом в Петербургскую Духовную Академию (1847–1851 г.), где окончательно сложился его нравственный облик, вполне созрела любовь к научным занятиям и приведено было в исполнение решение принять монашество. «Памятная записка», имеющая отношение к академической студенческой жизни Высокопреосвященного Никанора, носит оригинальное название «Прежде смерти умерший иеромонах Валериан» 1880 г. Поводом к составлению ее послужила несчастная судьба инспектора Киевской Духовной Академии, иеромонаха Валериана, личность которого, однако, не составляет в «записке» центральной фигуры, – точнее – заслоняется другими историческими личностями из ученого монашества 60–х годов. Автобиографическое значение «записки» видно из того, что здесь сообщаются факты не только такие, очевидцем которых Высокопреосвященный Никанор был, но и факты, имевшие место в его личной жизни. Глубокий психологический анализ жизни ученого монаха 60–х годов, – копия с натуры, при чем автор не редко имел в виду самого себя. Как литературное произведение, эта «записка» характеризует условия жизни, идеалы, стремления, положение в обществе целого класса лиц, – ученых монахов 60–х годов. Прямым дополнением к «записке» можно считать «апологию» – «Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский», написанную в 1872 году, по поводу клеветы на покойных Архиепископов в статье Р. С. (Ростиславова) «Петербургская Духовная Академия до графа Протасова», помещенной в «Вестнике Европы» за 1872 год. «Апология» эта составлена на основании личного знакомства с внутренним бытом средних и высших духовно–учебных заведений в 50–60 годах, с личностями защищаемыми и с личностями (Архиепископ Донской Платон), прекрасно знавшими Архиепископов, которых Р. С. оклеветал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вступил я в училище, как сказано выше, в 1847 г. (конечно, осенью, в сентябре), в год перемены епархиального начальства. В этом году весной оставил Нижегородскую кафедру, назначенный архиепископом Донским, наш земляк, нижегородец, епископ Иоанн (Доброзраков), 11-й магистр II курса С.-Петербургской духовной академии, на котором первенцем оказался также наш земляк, нижегородец Иван Михайлович Скворцов, впоследствии профессор Киевской духовной академии и университета, сначала магистр, а потом доктор богословия, автор многих капитальных сочинений и учебника по канонике, который мы изучали в семинарии. Преосв. Иоанн 23 был также доктором богословия за свою «Священную герменевтику» (напечатанную в 1828 г.), и мы, нижегородцы, гордились ими обоими. Преосв. Иоанна я никогда не видал 24 , но много слышал о нем от отца, наших родных и знакомых 25 . Преосв. Иоанн, судя по портрету, очень красивый лицом (чисто русского типа), по рассказам, очень красноречивый и остроумный, добродушный, веселого характера и очень общительный, любивший посещать граждан, даже купцов 26 , пользовался в Нижнем большой любовью и уважением. К сожалению, его одолевали родные, которых было немало на его родине и которым он покровительствовал поневоле, в силу известной пословицы, и только это одно падало некоторой тенью на его блестящий образ, сохранившийся доселе таким именно в воспоминаниях нижегородцев. Его преемник, Преосв. Иаков (Вечерков) – кандидат С.-Петербургской духовной академии следующего за Преосв. Иоанном III курса 27 , представлял совершенную противоположность своему предшественнику. Высокий ростом, брюнет, еще без особенно большой седины, очень худощавый, аскетического вида, он производил впечатление древнего отшельника греческого Востока, и был очень почитаем нижегородцами за свою строгую жизнь. При нем я поступил в духовное училище. Он любил посещать семинарию и училище. Был однажды и в моем II классе и попал к нам на урок по арифметике. Вошел он в наш класс как раз в тот момент, когда я был вызван к доске. Помню, сам он задал мне решить нетрудную задачу на сложение и вместе вычитание, и я верно ее решил, за что после ухода архиерея похвалил меня учитель (В.В. В-ий), заметивший при этом, что он очень боялся, справлюсь ли я с заданной мне работой. Преосв. Иаков очень любил также, чтобы ему представляли работы учеников нашего низшего класса по каллиграфии, почему в числе прочих представляли и мои, хотя они и не выдавались особенным изяществом; некоторые мои товарищи писали красивее меня. Кроме борьбы с расколом Преосв. Иаков обращал особенное внимание на усиление проповедничества в местном духовенстве и поощрял ревностных проповедников, в том числе моего отца, который ему, кажется, первому из Преосвященных, представлял собрание своих поучений. Проповедовал и сам Преосв. Иаков, и проповеди его напечатаны, но я их не слыхал в его произношении с кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Нижегородская Основана 24.03.1672 по царскому указу в период междупатриаршества (выделена из Суздальской епархии). Митрополия в 1672–1719 гг. С 1719 г. кафедра замещалась епископами. С 1719 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Нижегородская и Алаторская; с 16.10.1799 – Нижегородская и Арзамасская; с 1921 г. – Нижегородская и Макарьевская; с 1932 г. – Горьковская и Макарьевская; с 1942 г. – Горьковская и Арзамасская. С 18.09(01.10)1990 – Нижегородская и Арзамасская. Викарные кафедры: Балахнинская, Лукояновская, Арзамасская, Васильсурская, Павловская, Печерская, Керженская, Краснобакинская, Сергачская, Городецкая, Йошкар-Олинская, Богородская, Лысковская. 02.06.1672 07.03.1686 07.03.1686 26.09.1696 17.01.1697 20.07.1699 23.07.1699 02.09.1708 14.09.1708 05.03.1719 23.03.1719 08.05.1738 25.02.1739 01.09.1742 12.09.1742 09.08.1748 14.08.1748 28.02.1753 14.03.1753 01.06.1773 09.07.1773 25.04.1782 Антоний Герасимов-Зыбелин 16.05.1782 22.09.1783 22.09.1783 12.01.1794 12.01.1794 06.02.1794 в/у Виктор Онисимов» 06.02.1794 26.10.1798 26.10.1798 17.03.1811 28.05.1811 28.05.1811 10.01.1825 28.02.1826 28.02.1826 19.10.1826 13.10.1826 24.01.1832 01.02.1832 19.01.1835 Амвросий Морев 19.01.1835 13.01.1847 Иоанн II Доброзраков 13.01.1847 20.05.1850 20.05.1850 19.12.1850 19.12.1850 17.06.1857 20.07.1857 29.08.1860 Антоний II Павлинский 22.09.1860 21.01.1869 28.02.1869 07.02.1873 03.1873 06.1873 13.06.1873 08.12.1877 08.12.1877 23.05.1879 23.05.1879 07.06.1885 Макарий Миролюбов 07.06.1885 25.11.1888 Модест Стрельбицкий 25.11.1888 07.05.1892 Владимир Петров 07.05.1892 29.12.1900 20.01.1901 13.08.1910 13.08.1910 15(28)03.1918 15(28)03.1918 25.09(08.10)1918 25.09(08.10)1918 22.10(05.11)1918 22.10(05.11)1918 03(16)06.1922 23.08(05.09)1923 05(18)03.1924 05(18)03.1924 14(27)04.1934 13(26)09.1929 29.01(11.02)1934 28.03(10.04)1934 20.04(03.05)1934 20.04(03.05)1934 22.10(04.11)1935 30.10(12.11)1935 12(25)07.1937 15(28)05.1942 18(31)05.1942 18(31)05.1942 09.1943 05(18)11.1948 05(18)11.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 Помню только, как теперь, раздавшийся в один действительно прекрасный день, кажется ранней весной, звон во всех церквах, по случаю, как мне сказали, отъезда Преосв. Иоанна на Дон. 25 Между прочим, немало нам рассказывал о нем его товарищ по семинарии, наш довольно близкий родственник (родной дядя моей матери и родной брат нашей бабушке), И. С. Беляев, диакон села Павлова – весьма замечательная личность. Первенец того семинарского курса, на котором состоял Михаил (Доброзраков) (Преосв. Иоанн), окончивший семинарию, кажется 5-м или 6-м студентом, И. С. Б-в почему-то не попал в академию, а посвящен в диакона богатого села Павлова и здесь прожил всю жизнь. У нас в родстве считали его чуть не гениальным, и действительно он производил на всех нас впечатление человека необыкновенно умного, с весьма выразительным лицом, несколько саркастического склада. Когда Преосв. Иоанн сделался нижегородским епископом, он вызвал к себе бывшего своего товарища и предложил ему место священника, но И. С. Б-в не принял этого предложения и на всю жизнь остался сельским диаконом. Не принял потому (как я понял из разговоров родных, – я был тогда очень мал), что не хотел одолжаться бывшему своему товарищу. Об этом сельском диаконе рассказывал мне, уже когда я служил в Петербургской академии, наш также родственник, Н. И. Розов (родной его племянник, докт. медицины, бывший директор медицинского департамента), вот какой случай: «Заезжаю я в с. Павлово навестить своего дядю и застаю его, уже старца, летом, в меховой шубе, за чтением французского романа в подлиннике, т. е. на французском языке, чем, конечно, я был крайне удивлен». Вот какие в старину были сельские диаконы! 26 Рассказывали, что и в наш приход он приезжал к одному купцу в гости и привозил с собой своих архиерейских певчих, для пения концертов во время трапезы, даже иногда и вечерней. 27 У Чистовича И.А. в его «Истории С.-Петербургской духовной академии. 1858–1888» (СПб., 1889) «с правом на магистра» поставлен, однако, под 20, среди магистров; 1819 – рект. Екатериносл. сем., 1832 – еп. Саратов., 1847 – еп. Нижегор., † в 1850 г. мая 20, в сане архиеп., в С.-Петербурге, во время присутствования в Св. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

учения в старой и новой академии; в 1814 г. прямо по окончании курса определен ректором Могилевской семинарии; после был ректором С.-Петерб. Дух. Академии, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии и наконец Олонецким архиепископом и членом св. Синода; скончался в 1850 году. Преосв. Павел Подлипский (1-го курса), с 1830 г. епископ Костромской, с 1836 г. Черниговский; в 1839 г. пожалован архиепископом. Преосв. Нафанаил Павловский (2-го курса), из ректоров С.-Петербургской семинарии, епископ Полтавский; скончался Псковским архиепископом в 1849 году. Преосв. Иоанн Доброзраков (2-го курса), с 1830 г. епископ Пензенский, с 1832 г. Нижегородский, с 1847 г. архиепископ Донской и Новочеркасский. Преосв. Иринарх Попов (2-го курса), с 1836 г. епископ Старицкий, викарий Тверской архиепископии и в том же году переведен в Ригу, викарием Псковской епархии; в 1841 г. переведен в Острогожск викарием к Воронежскому архиепископу; с 1842 г. Вологодский, с 1844 г. Кишиневский; в 1845 г. пожалован архиепископом. Преосв. Иоанникий Образцов (2-го курса), из ректоров Тобольской семинарии, с 1832 г. епископ Вятский, с 1835 Оренбургский, с 1849 Кавказский и Черноморский. Преосв. Иннокентий Александров (3-го курса), с 1832 г. епископ Харьковский, с 1835 г. Иркутский, с 1838 г. Екатеринославский; в 1853 г. уволен на покой. Преосв. Смарагд Крыжановский (3-го курса), из ректоров С.-Петерб. Дух. Академии, в 1831 г. посвящен в епископа Ревельского, викария С.-Петербургской митрополии; в 1833 переведен в Полоцк, в 1836 г. пожалован архиепископом; в 1837 г. переведен в Могилев, в 1840 г. в Харьков, в 1841 г. в Астрахань, в 1844 г. в Орел. Преосв. Иаков Вечерков (3-го курса), проходил служение в разных местах, везде украшаясь кротости и незлобием, в поучениях теплотой христианского чувства и безъискуственностью слова; скончался Нижегородским архиепископом, быв на чреде присутствования в св. Синоде, в С.-Петербурге, в 1850 году. Преосв. Христофор Еммаусский (3-го курса), из ректоров С.-Петербургской дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Архим. Тихон (Затёкин), А. В. Морохин Н. и А. е. в 1800-1917 гг. В 1813 г. еп. Моисей (Близнецов-Платонов ; 1811-1825) составил и разослал духовенству епархии инструкцию о проповедовании Слова Божия, согласно к-рой каждый образованный священник был обязан произносить не менее 12 проповедей в год. Инструкция еп. Моисея действовала до 1863 г. В 1816 г. в Преображенском кафедральном соборе (строился в 1632-1652) Нижегородского кремля из-за ветхости были прекращены богослужения. Еп. Моисей большое внимание уделял духовному образованию и просвещению, инициировал строительство нового здания Нижегородской ДС, открыл Арзамасское и Печерское духовные уч-ща. Спасо-Преображенский кафедральный собор в Нижегородском кремле. 1630–1634 гг. Фотография. Нач. XX в. Спасо-Преображенский кафедральный собор в Нижегородском кремле. 1630–1634 гг. Фотография. Нач. XX в. В 1818 г. начал работать Нижегородский комитет Российского библейского общества , вице-президентом к-рого стал еп. Моисей. По указанию архиерея нижегородский в честь Воздвижения Креста Господня женский монастырь был перенесен с берега Волги, где часто случались оползни, на новое место. Еп. Моисей освятил перенесенную обитель 17 авг. 1823 г. При еп. Мефодии (Орлове; 28 февр.- 19 окт. 1826) по указанию имп. Николая I Павловича началась подготовка к постройке нового кафедрального собора взамен обветшавшего Преображенского; для возведения собора был образован комитет. Еп. Афанасий (Протопопов 1826-1832; впосл. архиепископ) реконструировал архиерейской дом, устроил при нем Крестовую ц., завершил возведение семинарского корпуса, 26 мая 1830 г. заложил новый Преображенский собор в Нижегородском кремле. Еп. Амвросий Морев ; 1832-1835) 17 сент. 1834 г. освятил новопостроенный собор. Еп. Иоанн (Доброзраков ; 1835-1847; впосл. архиепископ), архиеп. Иаков (Вечерков ; 1847-1850; до 3 апр. 1849 епископ), еп. Иеремия (Соловьёв; 1851-1857) поддерживали иером. Макария (Миролюбова ; с 1853 игумен, с 1854 архимандрит, впосл. архиепископ) в его трудах по изучению б-к, архивов духовных учреждений, монастырей и храмов епархии. По поручению еп. Иеремии иером. Макарий объединил и дополнил свои исследования церковных памятников епархии, опубликовав труд «Памятники церковных древностей: Нижегородская губерния» (СПб., 1857).

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Позиция Филарета Московского и его сдержанность по отношению к государственной церковности оказали определенное влияние на архиереев, вторую, довольно многочисленную группу епископов XIX в. частично составляли именно те владыки, которые сделали выводы из его церковной политики. Это были епископы, умевшие держаться в рамках государственной церковности. Часть из них просто не оказывала открытого противления духу синодальной эпохи, другие же — особенно во время обер–прокурорства К. П. Победоносцева (1881–1905)  и позже, до 1917 г., — были убежденными проводниками этого духа. Они целиком посвящали себя административной деятельности, которая поглощала все их время и все их силы, так что не оставалось уже ни времени, ни возможностей для попечения о спасении собственной души. Связь между епископами этого типа и верующими их епархий была слабой и непрочной. Архиепископ Никанор Бровкович (1826–1890), сам не чуждый этому направлению, пожалуй, даже один из его представителей, повествует в своих «Биографических записках» о многих архиереях 50–70–х гг. и показывает, в какой атмосфере протекала их деятельность и как ненормальны были подчас отношения епископов не только к Синоду, но и к обществу и народу  . В этой группе архиереев мы найдем много замечательных проповедников, много превосходных администраторов, всех их и не перечислить — это увело бы нас слишком далеко в сторону от нашей темы. Более или менее успешной деятельности епископов чрезвычайно мешало практиковавшееся уже с середины XIX в., а позже, при обер–прокуроре Синода К. П. Победоносцеве, ставшее вполне целенаправленным, частое перемещение архиереев из епархии в епархию. Епископы по два–три года управляли епархией, а потом их переводили в другую, часто в противоположном конце России, где местные и национальные условия были совсем иными, чем на прежнем месте; из–за этого они не успевали завязывать тесных отношений с клиром и верующими, за краткий срок пребывания на кафедре им не удавалось предпринять и завершить каких–либо полезных мероприятий. «Записки» Никанора дают много примеров того, как вследствие этой системы управления, созданной Синодом и обер–прокурором, многие хорошие и полезные мероприятия отдельных епархиальных архиереев либо оставались незавершенными, либо вовсе сводились на нет. Не только во времена Победоносцева, но и раньше епископ, проявивший некоторую независимость или говоривший правду, как, например, Томский епископ Агапит (Воскресенский; 1834–1841; † 1854) или архиепископ Донской Иоанн (Доброзраков; 1847–1867; † 1872), вынужден был уходить на покой  . Особую известность приобрела судьба архиепископа Иркутского Иринея (Нестеровича; 1783–1864), который при Николае I стал жертвой государственного вмешательства в жизнь Церкви, вначале он даже был объявлен сумасшедшим, а остаток своей жизни провел на покое в монастыре  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Комиссии духовных училищ Архим. Поликарп Гойтанников, ректор С.-Петербургской Дух. Семинарии, 1822 г., за основательные сведения его во всех существенных частях христианского богословия, показанные частью при переводе священных книг на русское наречие, частью в богословских уроках, преподанных в здешней семинарии, частью во многих весьма полезных переводах его из писаний св. Отцов, помещенных в Христианском чтении, и частью в напечатанных им Словах, говоренных в разные времена, которые большей частью суть собственно богословского содержания. Профессор академии, протоиерей И. С. Кочетов, 1823 г., за сочинение под названием: Черты деятельного учения веры. (Отзывы преосв. Григория, архимандрита Поликарпа и протоиерея Г. П. Павского). Григория, епископа Ревельского, ректора академии. Архим. Иоанн Доброзраков, ректор С.-Петербургской семинарии, 1825 г., за сочинение: Delineatio hermeneuticae sacrae. (Отзывы архим. Поликарпа и протоиереев Г. П. Павского и И. С. Кочетова.) Докторов богословия, арх. Поликарпа и протоиереев: Павского и Кочетова. Архим. Иннокентий Борисов , 1828 г., за богословские уроки и напечатанные в Христианском чтении сочинения: 1) Жизнь св. священномученика Киприана, епископа Карфагенского; 2) Жизнь св. Апостола Павла и 3) Последние дни земной жизни Иисуса Христа Докторов богословия, арх. Иоанна и протоиереев: Г. П. Павского и И. С. Кочетова. Протоиерей В. Б. Бажанов, 1837 г., за изданные им поучительные Слова и Речи и за обширные и основательные сведения в предметах христианского богословия. Серафима, м. Новгор. и С.-Петербургского. Архим. Макарий Булгаков , инспектор академии, 1847 г., за обширные сведения в предметах богословия и за ученые труды – в особенности – за составленное им Введение в православное богословие. Антония, м. Новг. и С.-Петерб. и Иннокентия, архиеп. Херсонск. Макария, епископа Винницкого, ректора академии. Список почетных докторов богословия, получивших это звание за особенную любовь их к духовному просвещению и содействие успехам его, в 1854 г., украсился именем преосв. Никанора, митрополита Новгородского и С.-Петербургского. Конференция С.-Петербургской Духовной Академии, с утверждения и одобрения св. Синода, выразила этим свою признательность его высокопреосвященству, за покровительство духовному просвещению, при справедливом уважении к обширным познаниям архипастыря в предметах духовной учености. б) Окончательные испытания студентов. Обозрение академии и производство в ученые степени магистра и кандидата академии

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Позиция Филарета Московского и его сдержанность по отношению к государственной церковности оказали определенное влияние на архиереев, вторую, довольно многочисленную группу епископов XIX в. частично составляли именно те владыки, которые сделали выводы из его церковной политики. Это были епископы, умевшие держаться в рамках государственной церковности. Часть из них просто не оказывала открытого противления духу синодальной эпохи, другие же — особенно во время обер-прокурорства К. П. Победоносцева (1881–1905) [ 1222] и позже, до 1917 г.,— были убежденными проводниками этого духа. Они целиком посвящали себя административной деятельности, которая поглощала все их время и все их силы, так что не оставалось уже ни времени, ни возможностей для попечения о спасении собственной души. Связь между епископами этого типа и верующими их епархий была слабой и непрочной. Архиепископ Никанор Бровкович (1826–1890), сам не чуждый этому направлению, пожалуй, даже один из его представителей, повествует в своих «Биографических записках» о многих архиереях 50–70-х гг. и показывает, в какой атмосфере протекала их деятельность и как ненормальны были подчас отношения епископов не только к Синоду, но и к обществу и народу . В этой группе архиереев мы найдем много замечательных проповедников, много превосходных администраторов, всех их и не перечислить — это увело бы нас слишком далеко в сторону от нашей темы. Более или менее успешной деятельности епископов чрезвычайно мешало практиковавшееся уже с середины XIX в., а позже, при обер-прокуроре Синода К. П. Победоносцеве, ставшее вполне целенаправленным, частое перемещение архиереев из епархии в епархию. Епископы по два-три года управляли епархией, а потом их переводили в другую, часто в противоположном конце России, где местные и национальные условия были совсем иными, чем на прежнем месте; из-за этого они не успевали завязывать тесных отношений с клиром и верующими, за краткий срок пребывания на кафедре им не удавалось предпринять и завершить каких-либо полезных мероприятий. «Записки» Никанора дают много примеров того, как вследствие этой системы управления, созданной Синодом и обер-прокурором, многие хорошие и полезные мероприятия отдельных епархиальных архиереев либо оставались незавершенными, либо вовсе сводились на нет. Не только во времена Победоносцева, но и раньше епископ, проявивший некоторую независимость или говоривший правду, как, например, Томский епископ Агапит (Воскресенский; 1834–1841; † 1854) или архиепископ Донской Иоанн (Доброзраков; 1847–1867; † 1872), вынужден был уходить на покой . Особую известность приобрела судьба архиепископа Иркутского Иринея (Нестеровича; 1783–1864), который при Николае I стал жертвой государственного вмешательства в жизнь Церкви, вначале он даже был объявлен сумасшедшим, а остаток своей жизни провел на покое в монастыре .

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010