Скачать epub pdf Глава 7. Пост Раздел о посте тематически примыкает к разделам о милостыне и молитве. Мы вновь слышим критику лицемеров, делающих из поста средство для публичной демонстрации своей праведности: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6:16–18 ). В изложенном учении Иисус не оспаривает саму практику поста. Он выступает лишь против такого понимания поста, при котором акцент делался на внешние, бросавшиеся в глаза формы при игнорировании внутреннего содержания. В Ветхом Завете словом «пост» ( ôm) обозначалось полное воздержание от пищи и питья в течение одного светового дня – от рассвета до заката: именно такой смысл вкладывается в выражение поститься весь день до вечера ( Суд. 20:26 ). Пост мог длиться от одного дня до целой недели ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 12:16–20 ), а в исключительных случаях и больше. Посты бывали как общие, так и индивидуальные. В день очищения ( Лев. 16:29–31 ) и в некоторые другие дни пост был предписан всему народу израильскому. Постились в Знак покаяния ( Иоил. 1:14; 2:15–17 ) или траура ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ; Есф. 4:3 ); постились, чтобы предотвратить наказание Божие и другие беды ( Есф. 4:16 ; Иер. 36:9 ; Ион. 3:5–9 ); постились перед крупными сражениями ( Суд. 20:26 ; 1Цар. 7:16; 14:24 ; 2Пар. 20:3 ). Пост мог быть как общим, так и индивидуальным: Моисей постился сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ); царь Давид в знак покаяния постился семь дней ( 2Цар. 12:16–20 ); пророк Даниил постом сопровождал молитву ( Дан. 9:3 ). Помимо воздержания от пищи пост обычно сопровождался некоторыми другими внешними знаками: постившийся мог разодрать свои одежды, облачиться во вретище, спать во вретище и ходить с печальным видом ( 3Цар. 21:27 ), посыпать голову пеплом ( Неем. 9:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слава, честь и поклонение Единому Богу в Троице! При сем прошу вас искренне относиться ко мне просто; я не могу соответствовать тому, чем вы меня именуете, поэтому и надеюсь более не получать от вас мне налагаемых титулов; я нимало ничем не желаю оскорбить вас, а это есть долг моего сознания. Простите меня. Святой Ангел-хранитель да сохранит вас с матушкой Ангелиной от всякого смущения! От всего сердца желаю вам обеим, в действительное утверждение и укрепление спасительной жизни, удостоиться неосужденно принять Господа Иисуса Христа. Аминь. 10-го Мая, 1824 г. 68. К М.М. «Грех содеян – совесть мучит, пока покаянием не очистится. Берегись же греха, как яда змеиного, хотя во избежание угрызения совести. Все то грех есть, что делается словом, или делом, или помышлением, против святого и вечного закона Божиего и воли Его святой». Вот что, любя нас, объясняет нам Святитель Тихон: «Не говорящий Мне, Господи! Господи! войдет во царствие небесное: но творящий волю Отца Моего, Иже есть на небесах. Если не покаетесь, все также погибнете, Христос говорит: Отойдите от меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, Христос скажет на страшном суде не покаявшимся грешникам: и идут сии в муку вечную, праведники же в жизнь вечную. И ныне всякие наказания от Бога за грехи посылаются на людей. Как то: брани, кровопролития, трясение земли, глады, нашествия иноплеменных, междоусобные брани, болезни, немощи, скорби, печали и проч. Приблизитесь Богу и приблизится вам, очистите руки грешники, и исправите сердца двоедушные. Пострадайте и слезите, и плачьте: «смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак.4 ). Коль велика милость Господня, и очищение обращающимся к Нему! ( Сир.17 ). Не требуют здравые врача, но болящие: «не пришел призвать праведников, но грешников на покаяние, Христос говорит» ( Матф. 9 ). Не медли обратиться к Господу, и не отлагай день от дня ( Сир. 5 ): потому что сие откладывание бедственно, во 1-х, потому, что многих постигает внезапная смерть; как это всякому видно! внезапно изойдет гнев Его, и во время мести погибнешь; во 2-х, потому, что Бог хочет твоего обращения, и прощение обещает тебе, но завтрашнего дня, или далее не обещает (рассуждай сие грешник!); опять же всегда велит готовым быть к исходу: «и вы будьте готовы, так как в который час не думаете, Сын человеческий придет».» ( Лук. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Совершилось! Преступники очищены от грехов, находившиеся под клятвою получили благословение, пленники освобождены, связанные разрешены и отпущены на волю. Разрешающий все узы воскликнул это слово, и оно должно отозваться в наших сердцах. Ведь мы все чувствуем бремя грехов, с которым живем и движемся. Мы чувствуем узы, которые нас давят, и цепи, которые нас ранят. И ты, дорогое сердце, вероятно, уже узнало, что ты в рабстве у греха. Ты, быть может, уже вместе со св. Павлом восклицал: «У меня есть утешение в Законе Божием по внутреннему человеку. Но я нахожу и другой закон в членах моих, который противоборствует закону ума моего и делает меня пленником закона греховного, который в членах моих». Ты, быть может, не раз воздыхал с ним: «Бедный – я человек, кто меня избавит от тела этой смерти?» Посмотри, здесь Христос, Который сделал тебя свободным и хочет сохранить тебя в этой свободе. Здесь Иисус, Который может развязать твои узы и сбросить твои цепи. Иди к Нему только с верою, и ты получишь и узнаешь блаженную свободу чад Божиих. Совершилось! Это слово – слово сладкого и благого утешения. Между нами тысячи бедных грешников, которые втайне вызывают вместе с Давидом: «Господи, не накажи меня в гневе Твоем и не погуби меня в ярости Твоей!» и вместе с мытарем молятся: «Господи, будь милостив ко мне, грешному!» Бедное, опечаленное человеческое сердце, выслушай ответ на это, ответ твоего Спасителя: «Совершилось!» Ведь и твои долги уплачены, ведь и твои грехи прощены. Иисус и о тебе думал, когда Он восклицал: «Совершилось! Путь к престолу милосердия и для тебя открыт. Бог сделался также и твоим Другом и Отцом, а ты – Его возлюбленным сыном и наследником Его славы». Совершилось! Это слово есть также и слово благого утешения для тех, кто не устоял в минуты искушений. Мы очень часто узнаем, что грехи нам все-таки свойственны. И при дурной воле не проходит дня без промахов и падений. Мы легко могли бы воздерживать себя духом своего сердца, мы легко могли бы служить нашему Богу и Спасителю в истинной правде и святости. Но на деле мы все-таки познаем, что мы ежедневно и слишком много погрешаем. Это рождает в нас печаль и огорчение; мы с тревогой начинаем спрашивать себя, да одержим ли мы в конце концов победу над грехом и завладеем ли полем битвы? Благочестивая Ноеминь говорила некогда Руфи: «Подожди, дочь моя, доколе не узнаешь, чем кончится дело; ибо человек тот не останется в покое, не кончив сегодня дела» ( Руф. 3, 18 ). Она думала при этом о Воозе и том деле, которое от него зависело. Мы можем иметь еще более твердую и более для нас благоприятную веру в своего Спасителя. Он ведь помышлял и о нас, когда воскликнул: «Совершилось». «Поэтому успокойся, дорогое сердце, и узнай, куда склонится дело; ибо Муж этот не будет в покое, Он приведет дело к желанному концу! Ты можешь с полною уверенностью положиться на то, что это благое дело, которое Он для тебя начал, Он хочет и совершит, и совершит его прежде Своего великого и славного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

«Так в продолжение сорока дней, со дня Воскресения до дня, в который вознесся, являлся Господь Апостолам, которых избрал, показывая им Себя живым по страдании Своем, со многими верными доказательствами, говоря им о Царствии Божием и давая им, относительно его, повеления Духом Святым». В эти дни мы приветствовали друг друга пасхальным возгласом «Христос Воскресе!» для того, чтобы постоянно обновлять в своей памяти великое событие Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. В этом мы подражаем и ученикам Спасителя. Безусловно, слова эти идут из глубокой древности, хотя мы не знаем точно, такие слова они произносили при встрече или несколько иные, более пространные, но, несомненно, апостолы делились друг с другом рассказами о явлении воскресшего Христа, своими впечатлениями, чувствами. Кратко ли, пространно ли, но ученики благовествовали друг другу об этом великом чуде и торжестве своей веры. Вот как словами евангелистов говорит святитель Феофан о том, что было в день Вознесения: «В сей же день собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обетованного от Отца, о чем вы слышали от Меня. И се, Я пошлю вам обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь во граде Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше. Ибо Иоанн крестил водою, а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». «Несколько дней» сейчас мы понимаем как «два-три», но здесь имеется в виду несколько больший временной промежуток — десять дней. Под крещением Духом Святым нужно понимать не какое-то «второе крещение», о котором говорят сектанты, утверждающие, что есть крещение водою, а есть крещение Духом Святым, а то, что ученики Спасителя будут очищены, обновлены, освящены действием Святого Духа. Так иногда в Священном Писании, богослужебных текстах, рассуждениях святых отцов одинаково именуются и Сама Ипостась Духа Святого, и действие той благодати, которую Он приносит. Поэтому когда мы говорим «Дух Святой», то иногда подразумеваем собственно Третье Лицо Пресвятой Троицы, а иногда — благодать Божию, действие Духа Святого. Здесь Спаситель подтверждает то, что Он обещал ученикам еще в Своей беседе во время Тайной вечери, когда говорил, что пошлет им вместо Себя «иного Утешителя» (см. Ин.14:16 ).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

являются главными темами И. п. к. Иезекииль послан Богом к «мятежному дому», и, прежде чем начать пророческое служение, он должен съесть свиток, на к-ром было написано: «Плач, и стон, и горе» (Иез 2. 8-10). Т. о., он включен в число живших во все времена пророков, к-рые обличали грехи людей и «предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор» (Иер 28. 8). Описание Судного дня, содержащееся в 7-й гл. И. п. к., подробно изображает «конец» (  ) истории, когда Яхве представит Своему народу все сотворенные им мерзости и изольет на него Свой гнев. Неотвратимость этого дня и невозможность изменить прошлое, когда оно наступит, являются причинами плача, стона и горя, которые ожидают дом Израилев и о к-рых было написано на свитке. О судном дне как о конце времен Бог говорил Своему народу уже через прор. Амоса (Ам 8. 2), и в И. п. к. эта тема получает дальнейшее развитие. Наиболее полное пророчество грядущих наказаний Иезекииль обращает к Иерусалиму. Его жители уже испытали первые последствия божественного гнева во время событий 597 г. до Р. Х. и теперь находились в ожидании грядущей катастрофы - взятия и окончательного уничтожения города. И. п. к. противопоставляет тяжесть ожидающего Иерусалим наказания той высоте, на к-рую он был возведен Богом: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него - земли... произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам» (Иез 5. 5, 10). Олицетворением гнева Божия становится Его меч, «наостренный для заклания» (Иез 21. 15), «проникающий во внутренность жилищ» (Иез 21. 14) и несущий беспощадное наказание за грех всякому, кто, слышав пророчество, не обратился к Богу. Предстоящая осада, с неизбежными страданиями народа, образно представлена Иезекиилем в притче о кипящем котле, в к-ром выварились мясо и кости. Возвещая грядущий нелицеприятный суд, пророк оставляет народу надежду на очищение, говоря о том, что в раскаленном котле «расплавилась... нечистота его, и вся накипь... исчезла» (Иез 24. 1-14). О наказании народа и его последующем очищении через страдания говорится и в других местах И. п. к.: напр., в Иез 22. 17-22 Бог уподобляет Свой гнев огню в горниле, где плавят различные металлы.

http://pravenc.ru/text/293579.html

10 июня 1907 г. «При наступлении дня Пятидесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:1–4 ). История и смысл праздника. Пресвятая Троице, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бреннаго человека, достойно, насколько возможно, Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду; Твоего света неприступнаго, Твоей красоты! Вот чем я начинаю слово в великий день Пятидесятницы, или сошествия св. Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно – посильною хвалою Троице. А вы, братия и сестры, чада Церкви святой, соборной и Апостольской, со вниманием его послушайте. Предмет слова – высочайший, как превысок над всем созданием своим Господь Бог безначальный, троичный Лицами и единый в существе Своем. В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торжественно открылась св. Троица – Бог Отец, пославший Духа Святаго Апостолам, по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа, и Дух Святый, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали. Дух Святый просветил и возродил Апостолов и все собрание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякаго греха, от всякой страсти плоти и духа, освятились и утвердились непоколебимо в вере, надежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым; и сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во все концы мира и насадить веру в Него; ибо без веры никому невозможно спастись и начать новую жизнь; кто во Христе, тот – новая тварь ( 2Кор. 5:17 ). Чтобы осмыслить, как должно, настоящий праздник Пятидесятницы или чудеснаго сошествия Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

11 ст. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ст. ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Если так, если все погибнет, если все разрушится, то подумайте какими чистыми по жизни должно быть вам христианам. При этом апостол читателей своего послания утешает тем, что хотя земля и все, что на ней, разрушатся, но, согласно обетованию Божию, мы ожидаем нового неба и новой земли. 13 ст. Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Т. е. мир разрушенный, но не уничтоженный, явится в обновленном, очищенном, преображенном виде; на которых обитает правда, т. е. правда Божия; зла, греха там уже не будет, как мы их видим существующими в этом мире. 14 ст. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; т. е. ожидая пришествия Господня, разрушения мира и нового неба и новой земли, потщитесь, т. е. постарайтесь явиться пред Ним, т. е, пред Господом нашим Иисусом Христом, как пред нелицеприятным Судиею, неоскверненными и непорочными в мире, т. е. чистыми святыми по своей жизни. 15 ст. И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам. Называет ап. Павла братом возлюбленным, чтобы отклонить всякую тень подозрения о каких-либо иных отношениях между апостолами. 16 ст. как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Он говорит о том же во всех посланиях своих, о чем и я, т. е.: о втором пришествии Господа, о кончине мира и стоящих с ними в связи событиях и о наставлениях и увещаниях относительно твердости в вере, о постоянстве в добрых делах и пр. В которых, т.      е. в писаниях Павла, есть нечто неудобовразумительное, т. е. не в смысле невразумительности речи, а в смысле глубины учения ап. Павла, которая не всем доступна и что, особенно невежды и неутвержденные в истинах веры, превращают, т. е. искажают на погибель себе и другим и не только искажают послания Павла, но и вообще Св. Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

12; ср.: Лк 6. 23). Ап. Иаков пишет о «различных» И., в к-рые впадают верующие, не ограничивая эти испытания только страданиями. Испытания укрепляют веру, учат терпению, к-рое ведет душу к совершенству (Иак 1. 2-4). В Послании к Евреям цитируются слова псалма «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне» (Пс 94. 8) и говорится о том, что все посылаемые испытания нужно переносить без ропота (Евр 3. 7-19); в И. нужно уповать на Бога, по примеру Авраама, который, принося в жертву сына, верил, что Бог «силен и из мертвых воскресить» (Евр 11. 19). Если Сам основоположник веры, Христос, вместо радости терпел страдания и был во всем искушен (Евр 4. 15), то Он «может и искушаемым помочь» (Евр 2. 18). Христиане, следуя по стопам Господа, принимают участие в Его страданиях и как следствие - в святости Его (Евр 12. 10). В Евр 12. 5-11 речь идет о воспитательном значении И. Эту же роль И. отмечает ап. Петр, приводя классический образ очищения огнем золота (1 Петр 1. 7). В Первом послании Петра И. христиан рассматривается как часть Божественного промысла о Церкви и приобретает эсхатологический смысл: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь... Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Петр 4. 12-17). Орудием этого вселенского испытания является диавол, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5. 8). Христиане должны противостоять И. диавола с помощью «всеоружия Божия», т. е. веры, молитвы, праведной жизни (Еф 6. 11-17), и в особенности трезвения и бдительности (1 Фес 5. 6; 2 Тим 4. 5; 1 Петр 1. 13; 4. 7), потому что никто не знает «ни дня, ни часа», в к-рый придет Судия (Мф 25. 13), но очевидно, что конец близок (1 Петр 4. 7). Чем ближе Второе пришествие Христа, тем активнее силы зла. Сохранение верности Богу в последнем испытании, к-рое постигнет землю в конце времен,- центральная тема Откровения Иоанна Богослова: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас...

http://pravenc.ru/text/674970.html

12:39-40). Итак, первая помощь нам во Христе дана чрез закон Моисея; ибо закон, по гласу пророка, «в помощь даде» (Ис.8:20); но Моисей взял за хвост. Второе затем очищение во Христе было чрез святых пророков и чрез голос и посланничество Иоанна; ибо те говорили: «Омойтесь, очиститесь» (Ис.1:16), а этот призывал к крещению покаяния. А третье знамение, которое называется и последним, — смерть Христа, за которую последовала и вера. «Если, — сказано, — они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого» (Исх. 4:8). Видишь, Он очень ясно говорит, что вера последует не за первым знамением, то есть не за помощью от закона, и не за средним очищением, то есть очищением чрез святых пророков и Иоанна, но только за гласом последнего знамения; ибо таинство Христа не безгласно, но призывает всех по всей земле высоким и громким проповеданием (Притч. 9:3) к очищению водою и кровью и в животворение чрез приобщение святой плоти. Таким образом, служение закона состояло в предвозвещениях о Христе, а сам он не очень достаточен для того, чтобы спасти кого-либо. Я думаю, можно показать, что и это ясно высказывает Моисей в том же своем писании. Хотя Бог сказал ему: «Я буду с тобою» (Исх. 3:12), и предварительно убеждал его в этом чудотворениями, он умолял Его, говоря: «о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал...: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь...? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать» (Исх.4:10-13). Ибо закон немощен и не достаточно силен для того, чтобы спасти всю землю и изъять человека из власти диавола. Моисею не было неизвестно, что он косноязычен и слаб голосом, особенно когда с ним начал беседовать Бог и когда повелевал ему вести о Нем речь. Так, говорит Он, скажи сынам Израилевым: «Я есмь Сущий … Вот имя Мое на веки» (Исх.3:14-15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

17. Если всегда будешь помнить, что над всяким действием души или тела Бог стоит наблюдателем, то в своих молитвах и делах не согрешишь, а будешь живущим вместе с Богом. 18. Как приятно смотреть на море с суши, так приятно спасенному вспоминать о трудностях. Слово 53-е. О душе 1. Мф. 10, 39 : Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 2. 2Кор. 4, 16 : Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. 3. Сир. 10, 51; 37, 31 : Сын мой! В продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не всё полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. 4. Притч. 1, 18–19 : Разрушение мужей законопреступных зло… нечестием бо свою душу отъемлют. 5. Притч. 11, 25 : Душа благословенна всякая простая. 6. Свт. Василий Великий : Нужда тела – богатство души. Ибо когда первое богатеет, вторая беднеет. 7. В природе следует ценить прекрасное, а в душе – благое. 8. Никто не презрит свое дитя, собирающееся упасть в яму, и не бросит попавшее в несчастье; насколько же ужаснее оставить душу, попавшую во глубину зол, на погибель. 9. Свт. Григорий Богослов : «Что тебе хочется? – спрошу я свою душу. – Что для тебя больше и что меньше из ценимого смертными? Ищи ревностно только нечто светлое, и дам тебе». 10. Душой жертвуй Богу больше, чем способом молитвы. 11. Для меня убедительны слова мудрых, что всякая добрая и боголюбивая душа как скоро, по разрешении от сопряженного с ней тела, освободится отселе, приходит в состояние чувствовать и созерцать ожидающее ее благо, а по очищении или по отложении (или еще не знаю, как выразить) того, что ее омрачало, услаждается чудным каким-то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке, потому что избегла здешней жизни, как несносного узилища, и свергла с себя лежавшие на ней оковы, которыми крылья ума влеклись долу. Тогда она в видении как бы пожинает уготованное ей блаженство. 12. Свт. Иоанн Златоуст : Все двойное дал нам Бог по природе: два глаза, два уха, две руки, две ноги; если как-нибудь что-то из них повредим, то уменьшим вред посредством второго. Душу же Он дал одну. Если ее погубим, с чем будем жить?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010