После сего собрал он весь народ Израильский в Иерусалим, для празднования Пасхи, с точным исполнением всех обрядов, написанных в книге Моисеевой, так что от времен Самуила Пророка, ни одного раза не была столь свято празднуема Пасха. Сам Иосия наблюдал, чтобы жрецы и Левиты исполняли священный долг свой и чреду служения, во дни Пасхи и опресноков, и чтобы прежде освящены были все люди, он дал от себя для всесожжений тридцать тысяч овец и три тысячи волов. Старейшины, Первосвященник и жрецы подражали его примеру, обильным даянием жертв, и в течении целого дня до поздней ночи, священники закалали их для народа, с помощью Левитов, при пении псалмов Давидовых: Подобной Пасхи уже не было более в Иерусалиме, как и не восставало подобного благочестием Царя после Иосии, ибо Господь вспомнил все беззакония Царей Иудовых и отринул Иерусалим, избранное свое жилище. Тридцать лет царствовал уже Иосия, когда Фараон Нахао, Царь Египетский, пошел бранью на Царя Ассирийского; Иосия вооружился против Египтян. «Что мне и тебе Царь Иуды?» послал сказать ему Фараон, «не на тебя пошел я ратью, и со мной Бог, ибо по Его внушению начал я брань; отойди, чтобы я не поразил тебя;» но не послушал его Иосия и был поражен стрелой в битве. – Чувствуя приближение смерти, он велел служителям своим вынести себя из битвы, и они привезли его на колеснице в Иерусалим, где скончался и погребен был с предками. Весь Иерусалим и вся Иудея горько плакали о нем, и плач сей сохранился на веки, чрез Иеремию Пророка, который написал плачевную песнь. Народ поставил Царем сына Иосии, Иоахаза, который не последовал стезям благочестивого отца. Фараон лишил его престола и переселил в Египет, избрав вместо него другого сына Иосии, Елиакима, которого назвал Иоакимом, и обложил тяжелой данью все его царство. Но и сей новый Царь не подражал примеру родителя и навлек на себя гнев Божий. Правнуком Царя Езекии предполагают Пророка Софонию, который возвещал во дни Царя Иосии, о разрушении ветхого Иерусалима. Страшны его обличения и угрозы на город, и на окрестные народы, которым предрекал близость великого дня Господня, когда огнем ревности Его поядена будет вся земля. Но, посреди наступающих зол, он видел и обновление Иерусалима, и Господа, который рано обнаружит посреди него судьбы свои, и велит ожидать дня своего воскресения; тогда, после великого очищения земли, все будут призывать имя Господне и поработают ему под игом единым.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

17 И вот что следует сделать для того, кто стал ритуально нечист из–за такого прикосновения: взять немного пепла от очистительной жертвы и, положив его в сосуд, налить туда проточную воду. 18Кто–нибудь из ритуально чистых людей должен взять веточку иссопа, окунуть ее в эту воду и покропить на шатер и на всё, что ни есть там: на все сосуды и на людей в нем. И того надо окропить, кто прикоснулся к человеческим костям, к могиле или к убитому, или к умершему. 19Пусть чистый человек окропит нечистого, как должно, в третий и в седьмой дни; в седьмой день он завершит его очищение. А кропивший пусть выстирает одежды свои, омоется в воде и к вечеру тоже будет чист. 20Тот же, кто, став нечистым, пренебрег возможностью получить очищение, да будет исторгнут – не место ему в общине, ведь он осквернил Святилище Господне – на него не кропили водой очищающей, и остался он нечистым! 21Это установление для сынов Израилевых на все времена. Кропивший водой очищающей должен будет выстирать одежду свою, но всякий прикоснувшийся к воде очищающей нечист до вечера. 22Всё, к чему ни прикоснется нечистый, тоже станет нечистым; да и всякий прикоснувшийся к нему будет нечист до вечера» . Смерть Мариам 20 В первый месяц сорокового года со дня ухода из Египта вся община израильтян достигла пустыни Цин, и остановились они в Кадеше. Здесь умерла Мариам, и здесь же предана она была земле. Народ возроптал вновь 2 И так как на месте стоянки общины воды для нее не было вдоволь, люди объединились против Моисея и Аарона; 3стали они укорять Моисея: «Лучше бы и мы умерли, когда братья наши мертвыми пали перед Господом! 4Зачем привели вы всё собрание Господне в пустыню эту на погибель и людям, и скоту нашему? 5Зачем из Египта в места эти несчастные нас привели? И сеять здесь нельзя, не растут тут ни смоковница, ни виноград, ни деревья гранатовые. Даже воды для питья здесь нет». Ответ Моисея 6Покинув то собрание, Моисей и Аарон пришли ко входу в Шатер Откровения, где, сокрушаясь о происходящем, они пали ниц, и тут же слава Господня явилась им. 7Тогда сказал Господь Моисею: 8«Возьми посох свой и вместе с Аароном, братом твоим, собери весь народ; и дай повеление той скале, что у них перед глазами, воду из себя источать. Так ты из скалы добудешь для них воду и напоишь весь народ и скот его».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2Мак.2:9 . Поведано (в писании) и то: как (Соломон) имеющий мудрость принес жертву, освящения и совершения храма; 2Мак.2:10 . (поведано и то как Моисей молился Господу, и снисшел огонь с неба и потребил жертвенное: так и Соломон молился Господу, и сошедший огонь пожрал всесожжение; 2Мак.2:11 . (Еще:) и сказал Моисей: так как не потреблялась жертва о грехе, то истреблялась огнем, 2Мак.2:12 . (Еще:) Подобно и Соломон праздновал восемь дней [Писатель сей книги Маккавейской припоминает все это для оправдания празднования дня поставления кущей и огня. Смотри выше, гл. 1, ст. 18]. 2Мак.2:13 . Расказывалось и в записях и памятных книгах Неемии тоже самое, и еще: как он, строя книгохранилище, собрал книги о царях и пророках, и деяния Давида и письма царей о вкладах (в храм). 2Мак.2:14 . Так же и Иуда растерянное по причине войны, бывшей у нас, собрал все, и есть у нас. 2Мак.2:15 . И так, если все это нужно вам, то пришлите получателей для вас. 2Мак.2:16 . За тем, намереваясь праздновать очищение, мы написали вам о нем. Хорошо сделаете празднуя сии дни. 2Мак.2:17 . А Бог , сохранявший весь народ свой, и возвративший всем наследие его, и царство, и священство, и освящение, как обещал в законе, 2Мак.2:18 . надеемся на Бога, скоро нас помилует и соберет с поднебесной земли в сие святое место. Ибо он избавил нас от великих зол, и место сие очистил. 2Мак.2:19 . Деяния же Иуды Маккавея и братьев его, и очищение величайшаго святилища, и обновление жертвенника, 2Мак.2:20 . еще же и битвы с Антиохом Епифаном и сыном его Евпатором, 2Мак.2:21 . и бывшия неба явления тем, которые за иудейство подвизались любочестиво, так что, быв малочисленны, всей страны добывали добычу, и варваров множество прогоняли, 2Мак.2:22 . и пресловутое во всей вселенной святилище возстановили, и город освободили, и клонящиеся к разрушению законы поддержали, когда Господь со всем снисхождением своим стал милостив к ним: 2Мак.2:23 . все это, изложенное Иоанном Киринейским в пяти книгах, мы попытаемся сократить в одну книгу:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

XXV:34). К этому же, говорят они, относится и ежедневное прошение молитвы Господней: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. VI:12). Ибо тот творит, конечно, милость, кто прощает грех согрешившему пред ним. Сам Господь объяснил это, говоря: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. VI:14-15). Таким образом, слова апостола Иакова, что суд будет без милости для того, кто не творит милости, относятся и к этому роду милости. Между тем, говорят, Господь сказал: «Если и вы простите людям, простит и вам Отец ваш грехи ваши», не указывая, большие ли это грехи, или малые. Отсюда, полагают, даже и тем, которые до самого последнего дня своей жизни живут погибельно, ежедневно в силу этой молитвы прощаются все грехи их, каковы бы они ни были, как и сама эта молитва произносится ежедневно, лишь бы только они взяли за правило прощать от сердца всякий раз, когда просят у них милости те, которые повредили им каким-нибудь грехом. Когда я, с помощью Божией, отвечу на все (эти возражения), тогда и конец настоящей книге.    Прежде всего надо решить, почему Церковь отвергла разглагольствования людей, обещающих очищение или помилование дияволу, хотя бы и после великих и самых продолжительных мучений. Столь многие святые и сведущие в ветхих и новых священных книгах мужи нимало не завидовали тому, что те или иные, сколько бы их ни было, ангелы после таких или иных, как бы они ни были велики или малы, наказаний получат очищение и блаженство в небесном царстве. Но они видели, что не может быть пустым и бессильным божественный приговор, который Господь, как сам Он предсказал, произнесет на суде: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дияволу и ангелам его» (Мф. XXV:41), — приговор, показывающий, что дьявол и ангелы его будут гореть в вечном огне. Видели также, что не может быть бессильным и написанное в Апокалипсисе: «А диявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Апок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    П. Кажется, так.     К. Далее закон говорит, что «также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера... празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:27-32). Закон заповедал смирение и пост, принесение всесожжении, а равно и прекращение всякого дела, чрез пост изображая умерщвление плотских похотей, чрез всесожения же — принесение себя Богу в воню благоухания, не по частям, но всецело и всесовершенно; а чрез покой от дел и совершенное удаление от занятий закон превосходно назнаменует то, что нам не следует совершать уже ничего земного. Разве ты не думаешь, что те, которые достигли уже до скончания времен, которые памятуют об оной священной и последней трубе и имеют в мысли Судию, а посему и собирают в вышние сокровищницы богатство духовного плодоприношения своего, должны умерщвлять вожделения и являться высшими телесных страстей, даже более того, должны благоухать пред Богом добродетельным образом жизни и стараться далеко уходить и удаляться от суетных занятий? А это, полагаю, суть занятия мира сего и тягостное житейское попечение.     П. Думаю: как же иначе?     К. Что же? Разве победители страстей, умерщвляющие «земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть» (Кол. 3:5), не принесут себя в воню благоухания Богу и не будут в числе всесожжении, делая это как бы некоторым выкупом и умилостивлением за собственные души?     П. И очень.     К. Итак, день поста Законодатель наименовал днем умилостивления, и весьма правильно и законно, так как он умерщвляет плоть и ее похоти, благоухает же видами добродетели. А тот, кто не прекращает всякого дела мирского, непременно и во всяком случае подвергнется крайним бедствиям, что закон ясно показал, говоря, что не постящийся, не приносящий всесожжения и оскорбляющий закон о неделании потребится от народа своего. Называя же время этого праздника субботою суббот, он дозволяет думать, что оно есть время неделания из неделаний, то есть всесовершенное и в полной мере применяемое отложение от дел, но ясно, что дел, клонящихся к порочности и греху: ибо, если прекращается век сей, и едва не стареет время, то какое уже значение может иметь для нас вообще стремление к суетности? Не более ли, напротив, мы будем благоразумны, если останемся в приятнейшем Богу неделании и совсем будем удаляться от наших хлопот?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

А монахиня Сергия имела такой режим дня, что, я думаю, ни один подвижник так не трудился, так не молился, как она трудилась и молилась всю жизнь. Она вставала очень рано, долго читала молитвы, правило у нее было очень серьезное, а потом начинала лить свечи. Она ставила чайник с воском, расплавляла и лила, лила свечи. И у нее отдых состоял в том, что она лила свечи, а потом опять на молитву становилась. И вот так у нее проходила вся жизнь. Я эти свечи берегу. У меня остались свечи монахини Сергии, я их храню. Когда мне или кому – то еще тяжело -  я зажигаю эти свечи, которые изготовлены этой трудолюбивой женщиной. Она  совмещала в себе трудолюбие святой праведной Марфы и молитвенность святой праведной Марии. У праведного Лазаря Четырехдневного были две сестры: Марфа и Мария, а, вот, у матушки Сергии было совмещение этих добродетелей: трудолюбие Марфы и молитвенность Марии. Если кого – то интересует место ее захоронения, я узнаю более подробно и постараюсь в ближайшей из передач рассказать об этом. - Батюшка, вопрос чисто  женский. Я знаю, что некоторые священнослужители очень строго относятся к тому, когда женщина в критические дни приходит в храм. А некоторые говорят: вы можете приходить, только не прикасайтесь к иконам. Но вот у меня подросла дочь, которая мне говорит: мама, почитай книгу Левит. Там все четко описано. Если мы придерживаемся Ветхого Завета, то здесь та же самая история. Здесь стих 19,  а дальше она мне показала стих 28: «Когда она освободится от течения своего, она должна отсчитать себе семь дней и потом будет чиста». Батюшка, прокомментируйте пожалуйста, это. - Я прочитаю этот стих, на который вы ссылаетесь. Это 15 глава книги Левит, 19 стих: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-geenn...

В день очищения за грех народа приносили не одного козла, а двух козлов. Всесожжение от лица народа было обычное ( Лев.23:18 ; Чис.7:15; 28:11; 29:2 ). Центр всех церемоний дня очищения составляли церемонии тельца и двух козлов, так как кровью этих животных совершалось очищение от грехов. Церемонии эти начинались с того, что первосвященник брал тельца и приводил ко входу скинии. «И принесет (лучше, приведет) Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой». 165 В 16 гл. мы не находим подробных указаний, как совершалось приведение ко входу скинии тельца, предназначенного для очищения первосвященника и его дома. Но иудейское предание очень подробно говорит об этом приведении. По иудейскому преданию первосвященник брал тельца и ставил его передом на юг, а голову поворачивал на запад, по направлению к святому святых. 166 Затем он клал обе свои руки на голову тельца, и обративши лицо на запад, исповедовал грехи свои и своего дома, т. е. всего священства. Он говорил: «О, Господи! умоляю, я провинился, преступил (разум. закон), согрешил пред лицом Твоим, я и дом мой! О, Господи! умоляю, очисти провинности, преступления и грехи, то, в чем я провинился, что преступил и в чем согрешил пред лицом Твоим я и дом мой! Прости (очисти), как написано в законе Моисея, раба Твоего, где сказано: ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним». Все присутствовавшие на возглас первосвященника отвечали:«благословенно буди славное имя царства его во веки вечные». 167 Оставив тельца, первосвященник обращался к двум козлам. «И возьмет (Аарон) двух козлов, читаем в 16 гл., и поставит их пред лицом Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения () и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения () поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения» (, 710) 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

В самом деле, ведь могло быть так, что они среди огромной толпы в день праздника тайно ходили в Иерусалим, чтобы затем быстро возвратиться обратно, поскольку боялись жить там в другое время; таким образом, они и жизнь вели благоговейную, не выказывая небрежения к великому празднику, и не подвергали Отрока излишним опасностям. Но так как и о продолжительности царствования Архелая все молчат, то вполне возможно, что слова Луки об их ежегодном паломничестве в Иерусалим относятся к тому времени, когда Архелай был им уже не опасен. Если же в каком-либо повествовании говорится, что царствование Архелая было достаточно продолжительным, то сомневаться в этом нет никакой причины. То, что я сказал выше, достаточно показывает, что родители Отрока так боялись жить в Иерусалиме, что только по страху Божию не пропускали торжественного празднества, во время которого весьма легко могли скрыться; подобное случается довольно часто, когда выбрав удобное время люди приближаются к таким местам, в которых жить страшатся. Глава XI 24 . Отсюда разрешается и такой вопрос: «Когда Ирод старший, пораженный известием волхвов, был озабочен тем, что родился царь Иудейский, каким образом могли они по окончании дней очищения Матери Его безопасно идти с Ним в храм, чтобы совершить над Ним по Закону Господню то, о чем повествует Лука?» Действительно, что удивительного в том, что в течение одного дня Он мог скрыться от царя, занятого многими другими делами? А если это кажется неправдоподобным, поскольку сильно озабоченный Ирод ожидал, что сообщат ему волхвы относительно Дитяти, то, очевидно, Ирод заметил обман так много дней спустя, что только по окончании дней очищения Матери Его и после совершения над Дитятею в храме Иерусалимском обряда первородных, и даже после отшествия их в Египет ему пришло на ум искать души Дитяти и избить столь многих детей; так что если и это возбуждает сомнение, то я не стану говорить, сколькими заботами могло быть занято царское внимание в течение многих дней, отвлекая его от этого намерения или препятствуя исполнению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Деян.10:34–35 . «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13 ; Гал.3:28 ; Рим.10:12–14 . 2Пет.3:10 . «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30 , а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23 ; при елеопомазании – масло: Иак.5:14 ; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3 ; Мк.8:23 ; Ин.9:6:7 ; Мк.5:27–29 . Рим.10:13 . «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ). Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21 . Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17 ; Мк.8:34 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица провещать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7 ; Гал.6:9–10 . 1Кор.1:28–29 . «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17 ; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5 ; Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

( Евр.9:1-7 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 1 Итак, имел и первый Завет и свои богослужебные предписания и своё земное святилище.  2 Была устроена скиния. Первая часть её, в которой был светильник и стол с хлебами предложения, называлась «Святая».  3 А часть скинии, которая за второй завесой, называлась «Святая Святых».  4 В ней был золотой жертвенник для каждения и Ковчег Завета, со всех сторон окованный золотом. В ковчеге – золотой сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и скрижали Завета.  5 А над ковчегом – херувимы славы, осеняющие его крышку, место очищения. Но сейчас об этом не стоит говорить подробно. 6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники, чтобы совершать богослужение;  7 а во вторую – только один первосвященник, и только один раз в год, и непременно с кровью, которую он приносит за себя и за совершенные по неведению грехи всего народа. Церковное предание содержит рассказ о том, как Дева Мария, которой исполнилось всего три года, была введена в Иерусалимское святилище. Она поднялась по ступеням и взошла на паперть, где ее встретил первосвященник Захария и ввел во Святая Святых – в ту часть храма, где обитал Сам Господь Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника, да и то лишь один раз в году, когда был праздник Дня очищения. И вот Божией благодатью святилище Иерусалимского храма открывается Богоизбранной Отроковице, и Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую живую жертву – Бога и Человека Иисуса Христа. Это предание легло в основу двунадесятого праздника Введения во Храм. Событию Введения и посвящено наше сегодняшнее чтение Апостола, отрывок из Послания к Евреям, в котором предельно кратко описано ветхозаветное святилище, скиния первого Завета, о которой Господь сказал Моисею: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх.25:8 ). На первый взгляд не очень понятно, какое отношение имеет это чтение к празднику Введения.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010