Содержание Триоди состоит в кратком воспоминании благодеяний Божиих, явленных в сотворении и спасении мира. Она представляет, что человек, Богом созданный для блаженства, завистию змия нарушил заповедь Божию, данную для научения его послушанию и преданности воле Божией, в чем заключается наше блаженство, и утратил свое блаженство. Отверженный Богом, грешник водим был диаволом. По неизреченной любви к падшему человеку, Сын Божий снисшел на землю, сделался человеком и открыл ему Своим учением и примером новый путь к блаженству в вере в Бога, в смирении, посте, самоотвержении и других добродетелях и подвигах. Спаситель пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. По вознесении Своем ниспослал Он Духа Святого на Своих учеников и Апостолов. Руководимые Духом Божиим, они проповедали миру Спасителя Сыном Божиим и Богом совершенным, и от всех концов земли призвали членов в царство благодати и славы 210 . Таким образом содержание Триоди вкратце объемлет времена от сотворения мира до искупления его ходатайством Сына Божия. По неделям Четыредесятницы, заключающимся в Триоди, она разделяется на Великопостную и Цветную. Посему недели и в продолжение года можно разделить на три проследования, – на недели 1) Великопостной Триоди, 2) Цветной и 3) на недели вне Триоди. Недели Великопостной Триоди Как Господь по крещении Своем удалился в пустыню и там в уединении, посте и молитве провел 40 дней, так Православная Церковь вскоре после праздника Крещения своим Богослужением начинает приготовлять нас к подвигам великого поста, со времени проследования Великопостной Триоди. Триодь Великопостная содержит седмицы от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи, и начинается постоянно за 70 дней до этого великого и светлого праздника. Но как для празднования Пасхи положены 35 дней, в которые она попеременно бывает, то и начало Великопостной Триоди, завися от времени празднования Пасхи, бываетъ между числами 11 января и 15 февраля. Сверх недель великого поста Триодь великопостная заключает в себе и четыре предшествующие ему недели, назначенные Церковию для приготовления нас к подвигам св. Четыредесятницы – священными воспоминаниями, руководствующими к истинному покаянию, и постепенным водворением пощения, которое после сплошной или первой приготовительной к великому посту седмицы, на следующей начинается двумя постными днями, и увеличивается на неделе сырной или мясопустной 211 . Из приготовительных недель первая, т. е. неделя мытаря и фарисея, принадлежит кругу Триоди только воскресным днем, а прочие дни ее стоят вне Триоди: ибо она начинается и оканчивается воскресным днем. Следовательно полных приготовительных к Четыредесятнице седмиц три, и, по словам Симеона, епископа Солунского, установлены в честь Св. Троицы 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Частный пост в Ветхом Завете налагали на себя временно, при известных обстоятельствах, по особенному благоговению и добровольному усердию к Богу, и некоторые благочестивые люди и целые общества. Так, в несчастную междоусобную войну Израильтян с коленом Вениаминовым Израильтяне постились в Вефиле целый день ( Суд.20:26 ). По возвращении кивота Господня из плена иноплеменников, все Израильтяне, по совету Сумуила, постились также целый день ( 1Цар.7:6 ). По погребении Ионафана и Саула, падших на горе Гелвуе в несчастной битве с иноплеменниками, Израильтяне постились семь дней ( 1Цар.31:13 ). Царь Давид по случаю убиения Авенира постился целый день ( 2Цар.3:35 ), и прочие ( Пс.34:13; 8:24 , Лк.2:37 ). Пост сохраняли не только члены Церкви ветхозаветной, но даже и язычники, напр. Ниневитяне по внушению пророка Ионы ( Ин. 3 ). Подобно Церкви Божией ветхозаветной и Церковь христианская от самого начала своего освятила пост, который примером и учением Самого Совершителя веры – Иисуса Христа и св. Его учеников и Апостолов, вместе с прочими средствами ко спасению, положен в основание здания Церкви Божией. Иисус Христос сам постился 40 дней, и во время своей спасительной проповеди Евангелия заповедал: егда поститеся, не будите якоже лицемери. Ты же постяся, помажи главу твою, и лице твое умый ( Мф.6:16–17 ). Приидут дние, егда отъимется от них Жених, и тогда постятся ( Мф.9:15 ). Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом ( Мф.17:21 ). По примеру и наставлению Иисуса Христа Апостолы и ученики Его и сами также постились ( Деян.13:2; 14:23 . 2Кор.6:5; 11:27 ) и заповедали верующим посты ( 1Кор.7:5 ) 3 , которые Церковь Православная непрерывно доселе сохраняет 4 . Иисус Христос и Апостолы для Церкви Христианской указали собою образец и значение поста, заповедь и цель пощения и время поста. Образец и значение поста Высокий образец поста явлен нам Иисусом Христом и Апостолами; они постились сами и своим примером показали значение поста, который по указанию их в собственном смысле есть воздержание от пищи, согласно внушениям слова Божия и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Здесь же увидишь и то, как сами Апостолы, будто на крыльях, обтекали землю и море, как они, некогда боязливые и немудрые, вдруг сделались другими людьми, стали презирать богатство и славу, были недоступны ни гневу, ни зависти, и сделались решительно выше всего; (увидишь), что они имели великое единомыслие и что между ними никогда уже не было, как прежде, ни зависти. ни спора о первенстве, а напротив, в них водворилась всякая совершенная добродетель, и в особенности просияла любовь, о которой и (Христос) много заповедывал им, говоря: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.3:35 ). Все, что заключается в этой книге, достойно удивления, но и в особенности – то снисхождение Апостолов, которое внушил им Дух Святый, приготовляя их на служение слову о домостроительстве спасения. Поэтому-то, говоря столько о Христе, они не многое сказали о Божестве Его, а больше говорили о Его человечестве, страданиях, воскресении и вознесении. Теперь им прежде всего нужно было удостоверить в том, что Он пришел от Отца, так и Лука (в особенности доказывает), что Господь воскрес и вознесся, и отшел к Отцу» 428 . В другой своей беседе говорит Златоуст: «нужно сказать: почему отцы наши установили читать книгу Деяний в продолжение Пятидесятницы? В день креста (в Великую пятницу) мы читаем все относящееся к кресту, в Великую субботу мы опять читаем о том, как Господь наш умер плотию и был погребен; почему же Деяния Апостольския мы читаем не после Пятидесятницы, когда они и совершались и даже начались, но тотчас после креста и воскресения? Тотчас после креста нам возвещено воскресение Христово: свидетельство же воскресения составляют чудеса Апостольския, а повествование о чудесах Апостольских и содержится в книге Деяний Апостольских. Посему то, что особенно удостоверяет в воскресении Господнем, отцы и установили читать тотчас после креста и живоносного воскресения. Телесными очами ты не видал возставшаго Господа, но воскресшаго Его ты видишь очами веры. Телесными очами ты не видал Его возставшаго, но посредством чудес ты зришь Его воскресшаго из мертвых: повествование о чудесах руководствует тебя к созерцанию верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Евсевий, упоминая о священных бдениях древних христиан в Страстную седмицу, повествует, что однажды Наркисс, епископ Иерусалимский, живший в конце II и начале III века, во время бдения в один из дней Великой седмицы, по недостатку елея в кадилах, повелел наполнить их водою, которая по благословению от святителя, при влиянии в лампады, Божественною силою чудесно претворилась в елей 350 . Св. Епифаний, архиепископ Кипрский, живший в веке, говорит: «у нас во дни Страстной седмицы бывают возлежания на земле, омовения, удручения, сухоядение, молитвы, бдения и посты. Иные эту священную седмицу всю проводят без пищи, иные вкушают в некоторые только дни, а иные вечером» 351 . Св. Златоуст великую седмицу называет всенародным праздником, в который «все собираются для общественного Богослужения 352 , многие усугубляют свои благочестивые подвиги: иные увеличивают пощение, другие священныя бдения, иные творят обильнейшую милостыню, и таковым усердием к благим делам и сугубым благочестием свидетельствуют о великости благодеяний оказанных нам от Бога. Как в то время, когда Господь воскресил Лазаря, все бывшие в Иерусалиме, вышли в сретение Ему и свидетельствовали, что Он воскресил четверодневнаго, и это усердие встретивших Господа было доказательством чуда, Им совершеннаго: так и настоящее усердие к делам благочестия в великую седмицу служит свидетельством о великих делах, совершенных в нее Исусом Христом. Сегодня исходим мы во сретение Христу не из одного города и не из Иерусалима только, но отовсюду во всей вселенной исходят безчисленныя собрания верующих во сретение Иисусу, не с пальмовыми ветвями, но с добродетелию, милостынею, человеколюбием, постом, слезами, молитвами, бдениями и всяким благочестием» 353 . Посему кроме ежедневного участия в общественном Богослужении, кроме молитвенных бдений, поста и других подвигов благочестия, древние христиане в великую неделю страданий Господа, Своими спасительными страданиями явившего роду человеческому неизреченные благодеяния, старались быть особенно благотворительны и щедры к ближним нуждавшимся в помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

праведного Филарета Дни св. праотцев Дни св. отцов и матерей Дни св. самобратий Дни св. чудотворцев Дни св. прозорливых Дни св. блаженных Дни св. Мироточивых Дни св. приснопоминаемых Дни св. Новых или Новоявленных Праздники церковные и храмовые Храма Воскресения Христова Праздники гражданские Обновление Царьграда Дни нового лета Начало индикта День Нового года Дни царские Дни (викториальные) побед и избавлений от бедствий Предисловие к 6-му изданию При недостатке руководств, объясняющих установления различных богослужебных дней в Православной Кафолической Восточной Церкви, и при усердном желании многих знать знаменование, время, повод и цель установления священных дней, этот первый опыт изъяснения их, в шестой раз изданный, ясно показывает, что в нем нуждаются ищущие духовного назидания и просвещения. Говоря о днях богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви, сочинитель старался преимущественно о том, чтобы мысли ее о священных днях, содержащиеся в Священном Писании , в разных богослужебных книгах, в правилах Соборов и писаниях Св. отец, передать в связи и в том порядке, в каком она сообщает. Сторонние пособия употребляемы были только там, где они могли служить подтверждением или пояснением того, что предлагает Церковь . Протоиерей Григорий Дебольский Πολλο τς μν ορτς γουσι κα τ νματα ατν σασι. δ ποδσεις, δεν τχδησαν, γνουσιν. «Многие храняг праздники и названия их знают, а повода, по которому установлены они, не знают». Св. Иоанна Злат. беседа на Богоявление Начало, важность и разделение дней богослужения Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, кои все поведают ( Пс.18:2 ), – а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие, – и неисчислимыми для нас благодеяниями Промысла Божия и спасения, воспоминания коих составляют предмет богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Богослужение Страстной седмицы Приемля живое участие в страданиях Иисуса Христа, сообразуяся смерти Его ( Флп.3:10 ), св. Церковь в седмицу страданий и смерти Его облекается в темные одежды и действия свои согласует со своими печальными воспоминаниями. При Богослужении на Страстную седмицу Церковь особенно произносит благовестия Евангелистов. В первые три дня Страстной седмицы Церковь совершает одинаковое Богослужение – великое повечерие, утреню и литургии преждеосвященных даров. В целом своем составе Богослужение Страстной седмицы продолжительнее и торжественнее ежедневного великопостного Богослужения. Богослужением Страстной седмицы Церковь делает нас участниками крестного пути Христова и призывает нас особенно на подвиг духовного бодрствования сообразно с заповедью Господа: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и произнесенною Господом пред Его страданиями: да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими ( Лк.21:34 ). Побуждая нас в Страстную седмицу особенно к духовному бодрствованию и деланию добра со Спасителем, Церковь в великие дни этой седмицы произносит умилительную песнь: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши». В три первые дня седмицы Церковь постановила прочитывать при Богослужении всю Псалтырь, кроме 118 псалма, отнесенного к великой субботе, и сим чтением изображает нам живые ожидания древними Искупителя и вводит нас в сознание глубокого падения природы человеческой, чающей оправдания только свыше. Сопровождая Господа на вольные страдания и смерть, Церковь на утрени, на часах и литургии многократно произносит благовестия Евангелистов о Иисусе Христе, и сею радостною вестью и на крестном до пути Голгофы облегчает верующим следовать за Грядущим на вольную страсть. В первые три дня Страстной недели Церковь постановила благовествовать верующим среди храма на часах глаголы всех Евангелистов о жизни, учении и деяниях Господа, – начинать это благовестие с рождества Его по плоти и продолжать до вольных Его страданий и смерти 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Тогда ученики оставили бы Его, а ныне вся вселенная притекает к Нему, и не Петр только, но бесчисленное множество других и притом – что гораздо важнее примера Петрова – не видевшие Его предали за Него души свои, усечены были во главу и претерпели бесчисленныя мучения, чтобы умереть, сохранив веру в Него целою и непорочною. Видишь ли во всем этом ясное свидетельство воскресения, – в чудесах тогдашних и нынешних, – в расположении учеников тогдашних и нынешних, – в опасностях, коим всегда подвергались верующие» 429 . Сообразно также состоянию прославления Богочеловека, торжествуемому Церковью особенно во дни Пятидесятницы, во время ее читается на литургиях Евангелие от Иоанна; потому что в этом Евангелии, давшем Евангелисту имя Богослова, в особенной полноте и величии открываются Божественные свойства Бога Триипостасного и Богочеловека. Сообразно пятидесятидневному торжеству своему, Церковь на первом Вселенском Соборе постановила не преклонять колен во время молитвы при Богослужении в день Господень и во дни Пятидесятниц, внушая сим, что и мы воскресли со Христом и вышних искать должно 430 . «Вам надобно знать, братия, говорит св. Амвросий Медиоланский в слове своем в день Пятидесятницы: для чего в продолжение 50 дней у нас непрестанный праздник, в который мы не преклоняем колен в молитве, но как в день воскресный торжествуем весело? День воскресный для нас почтен и торжествен потому, что в этот день Спаситель, как восходящее солнце, рассеяв мраки ада, воссиял светом воскресения. Подобно воскресному дню, все 50 дней торжествуются и все они как бы воскресными почитаются» 431 . В некоторых местах всю Пятидесятницу разрешали от поста 432 . Святя Пятидесятницу, древне христиане должны были все это время проводить наиболее в делах благочестия и духовного веселия 433 . Древле в продолжение 50 дней Пятидесятницы запрещены были общественные зрелища, игры и увеселения 434 . Впрочем сии 50 дней не были и совершенным праздником, но как суббота отличается от прочих дней седмицы, так неделя Пятидесятницы от следующих за нею недель. Празднование 50 дней Пятидесятницы не требовало совершенного покоя от дел житейских, предписанного в воскресные дни и другие праздники. Совершение ее сохранилось в Православной Восточной Церкви неизменным доселе, и есть не что иное, как попразднство Пасхи, предпразднство, торжество и попразднство вознесения Господня и сошествия Св. Духа. Недели Цветной триоди или Пятидесятницы посвящены Церковью – каждая воспоминанию событий, совершившихся во время Пятидесятницы и непреложно свидетельствующих о Божественной славе Воскресшего, Вознесшегося на небеса и Ниспославшего Пресв. Духа на св. Своих учеников и Апостолов. Неделя Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает Климент Александрийский 76 . В III веке о празднике Р. X., как о бывшем прежде, упоминает св. Ипполит, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея 77 . Во время гонения христиан Диоклетианом в начале IV века, в 303 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были во храме в числе 20 000 78 . В том же веке, когда Церковь после гонений получила свободу вероисповедания и сделалась господствующею в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений св. Ефрема Сириянина, св. Василия Великого , Григория Богослова , св. Григория Нисского , св. Амвросия, Златоустого и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Св. Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии коего много старался державный ее сын 79 . В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535 году, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова 80 . В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей «Истории» говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле 81 . В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – св. Иоанн Дамаскин , Косма Маиумский и Герман, патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, коих имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события. Примеч. Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского богослужения, в некоторых местах ВостокаЦерквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января под общим именем Богоявления 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Причиной сего, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов св. Златоуста, который в одной из бесед своих в день Р. X. говорит: «Не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился» 83 . К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда бе Иисус яко лет тридесять ( Лк.3:23 ). Празднование Р. X. вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века 84 , в иных – до V 85 или даже до VI века 86 ; у армян продолжается доселе. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доселе в Прав. Церкви служит совершенное сходство в отправлении сих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков, различен только по предмету. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетелеством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Се благовествую вам, – Ангел глаголал вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людям: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове: и се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. И вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе. И сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша ( Лк.2:10–20 ). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивною вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, яко родися Спас, ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Троицы и охраняющим Церковь воинствующую, между коими Архистратиг Михаил есть и первый хвалитель Бога, и первый хранитель человеков ( Дан.10:13 ; Откр.12:7 ) 753 . Посему восьмой день ноября в просторечии по преимуществу называется Михайлов день, а Прав. Церковь называет этот день Собором св. Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, подражая в этом наименовании небесному собору Ангелов, неумолкно песнословящих Господа. «Сему и мы последующе, – говорит Пролог, – вси восхвалим сей праздник великаго Божия Архангела Михаила и с ним всех Ангелов Господних, посылаемых от Него на службу св. угодникам Его и всем верным, благая от Него просящим. Того ради собора день сей Собор св. Архангела Михаила нарицается» 754 . Древность и богослужение праздника Установление церковного Собора в честь небесного собора св. Ангелов относится к древним временам христианства. Ранее IV века и особенно в этом веке в честь Архангела Михаила воздвигаемы были храмы, в коих совершалось в честь его богослужение и празднование, напр. в Хонасе 755 и в главнейших городах Востока – в Никомидии, Антиохии и Византии, и некоторые места, ознаменованные явлением Архангела Михаила, назывались по имени его 756 . Установление настоящего праздника в честь св. Архангела Михаила и прочих бесплотных Сил приписывается иными Сильвестру – епископу Римскому IV века, а другими – Александрийскому патриарху Александру, также IV века 757 . Отсюда видно, что празднование Ангелам-хранителям было уже в IV веке в разных местах, и свидетельствует об общем благоговении древних христиан к св. Ангелам – славителям Господа и невидимым хранителям немощного человека. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VIII – Иоанн Дамаскин , в IX – Георгий Никомидийский , Студит, Византий и также Арсений Константинопольский, Киприан и Ефрем Карийский написали многие священные песни на день Собора в честь св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил. Месяц ноябрь избран для праздника св. Ангелам-богохвалителям и человекохранителям потому, что этот месяц есть девятый от марта, бывшего некогда началом года, и числом девятый соответствует девяти Ангельским чинам; а восьмой день месяца назначен в отношении ко второму Христову пришествию на землю, день коего от учителей церковных нарицается восьмым.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010