Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В V веке проследование Богослужения. сохраняемое доселе Восточною Православною Церковью в продолжение седмицы и целого года, изложено было по древнему чиноположению в книге Типикон, или в Церковном Уставе, великим подвижником Иерусалимской обители, преподобным Саввою Освященным, скончавшимся в 530 году 690 . В начале IX века преподобные Феофан и Иосиф, Григорий Синаит , священноинок Игнатий составили те каноны на дни седмицы, которые ныне в каждый день слышим в честь святых, коим посвящены дни седмицы 691 . Впрочем Богослужение седмичных дней много зависит от особенных воспоминаний, которые бывают в эти дни. Чем выше бывает празднество. тем более в нем закрывается Богослужение седмичного дня. В праздники малые оно слышится в прокимнах, канонах, тропарях, светильнах и особенно в отпустах 692 . Как в продолжение священного года Церкви Православной представляется круг Богослужения Господу и святым Его, так церковная седмица вкратце повторяет почти тот же круг служения Господу и святым Его. Только честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов Церковь не назначила в седмице особого дня Богослужения, не ограничивая времени почитания Пресвятыя, пречистыя, преблагословенныя и славныя Владычицы вашей Богородицы и Приснодевы Марии, Которая в продолжение седмицы ежедневно прославляется вкупе с Господом и со святыми. Посвящая дни седмицы Господу, пострадавшему, умершему и воскресшему, Ангелам и святым человекам, спасенным девою бесценной крови Его, и наконец заключая седмицу днем покоя, Церковь указует в ее кругу тайну искупления, запечатленного воскресением Христовым, и имеющего плодом своим многочисленный лик святых, наслаждающихся на небеси для праведных. Сообразно со священным назначением дней седмицы, Христианская Церковь каждому из них дала свое имя, заимствованное из Писания, – от наименования дней творения ( Быт.1 ). Первый день седмицы назвала она Воскресным или Неделею, вторый – Понедельником, т. е. днем по Неделе, или днем, следующим за Неделею, третий – Вторым днем по Неделе, средний – Средою или Середою, т. е. средним днем Недели, четвертый по неделе – Четвертком, пятый – Пятницею или Пятком, шестый – Субботою – Еврейским именем, значит покой. Название седмичных дней, употребляемое Православною Церковью, произошло в древние времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Архистратиг Михаил будет посещать место сие: проторжеся вода в пустыни ( Ис.35:6 ) Иерапольской и открылся источник, от которого св. Архангел невидимо подавал верующим исцеления, как некогда от купели Силоамской. Многие приходили к сему источнику, не только христиане, но и неверные, и мывшиеся и утолявшие жажду водою его исцелялись от недугов своих; многие приняли в нем Св. Крещение. Впоследствии при целебном источнике усердием одного эллина, дочери которого Господь разрешил язык водою от этого источника, создан был храм во имя св. Архистратига Михаила. При храме поселился муж по имени Архипп и прославился в целой стране своею святостию. Язычники по ненависти к вере Иисуса Христа, уничтожавшей ложных богов, решились разрушить храм, созданный при источнике во имя Архистратига Михаила, и погубить св. Архиппа, служившего в храме. Нсоднократно посрамленные в своих злых намерениях против святыни, они вознамерились затопить место, на котором воздвигнут храм Архистратигу. Св. Архипп молился о избавлении, и в то время, как поток пущен был из двух рек и с великою силою устремился к храму, Архистратиг чудесно остановил стремление воды рассевшеюся землею, и спас и храм от разрушения и св. Архиппа от потопления: отчего и произошло название места хонас (Χωνας – погружение). 2) На неаполитанской горе Гарган, близ города Сипонта, где явившийся Архистратиг в 493 году чудесно указал место для построения храма во имя его, и по сооружении этого храма подавал также в нем исцеления недужным; а когда неверные неаполитанцы приступили к Сипонту с враждебным намерением покорить и разграбить его, Архистратиг явился в видении епископу сего города и, ободрив устрашенных жителей, содействовал им своею помощью победить и изгнать врагов, которые после того, познав в этом событии всесильную руку Божию, обратились к вере Христовой. 3) Близ Горы Афонской, где святой Михаил спас от потопления одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить, дабы воспользоваться найденною им богатою сокровищницею с великим множеством золота.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В продолжение Пятидесятницы Церковь торжествует и благодарит Господа особенно за искупление и освящение мира от греха для вечного блаженства. Пятидесятница для Церкви есть торжество победы ее во Иисусе Христе над смертью и адом, как говорит Ап. Павел: где ти, смерте, жало; где ти, аде, победа! Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом ( 1Кор.15:55,57 ). О 50 праздничных днях Пятидесятницы упоминают писатели Церкви II века – Тертуллиан , который 50 дней Пятидесятницы называет днями Пасхи 424 , и св. Ириней, IV в. – св. Василий Великий и другие, и установление сих дней относят ко временам Апостолов 425 . По словам св. Василия Великого и Григория Богослова 426 , Пятьдесятница представляет образ будущего всеобщего воскресения мертвых и жизни вечноблаженной. «Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет семь недель св. Пятидесятницы, которая, начинаясь первым днем седмицы, первым же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием она подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь» 427 . Сообразно состоянию славы Богочеловека, преимущественно явленной во дни Пятидесятницы, Православная Церковь со времен Апостольских предлагает в эти дни на литургиях чтения из книги Деяний Апостольских и из Евангелия от Иоанна. Каким образом чтение Деяний Апостольских служит ко славе Спасителя воскресшего, сидящего одесную Отца и ниспославшего Св. Духа, – это во всей полноте объясняет св. Иоанн Златоуст . «Настоящая книга, действительно содержит в себе по преимуществу доказательства воскресения, говорит святитель. В ней можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелиях; истину, сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым. Христос сказал ученикам: всяк веруяй в Мя, дела, яже Аз тварю, и той сотворит и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ), и предсказал им, что они пред владыки и цари, ведени будут, что их будут бить на сборищах их ( Мф.10:17,18 ), что они подвергнутся жесточайшим мукам и над всем восторжествуют, и что Евангелие проповестся во всем мире ( Мф.24:14 ): – все это, равно как и еще многое другое, что Он говорил, обращаясь с учениками, представляется в книге исполнившимся со всею точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Все подданные Римской империи пошли вписываться – каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда, на свою родину, пошли и они. По прибытии в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, св. Пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения, остановились в вертепе и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ); и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши ecu во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди моя Израиля ( Мих.5:2 ; Мф.2:6 ; Ин.7:42 ). Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царство римского кесаря Августа, в лето от сотворения мира 5508 55 . «Под единым царством мирским были грады, и во едино владычество Божества уверовали языки: повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего, вписались в число верных» 56 . «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными» 57 . «При Августе кесаре написание прият родшийся Богочеловек, да вселенское безчиние исправит» 58 . Между тем не одни поля вифлеемские огласились славою лежащего в яслях Младенца, Иже сый сияние славы и образ ипостаси Бога ( Евр.1:3 ), но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек ( Флп.2:7 ). Перед рождением Его явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда, или, как говорит св. Златоуст, «некая невидимая сила» 61 , или, по мненио св. Димитрия Ростовского , – ангельская 62 . Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстал человек от Израиля пленить вся сыны Сифовы ( Чис.24:17 ). Слова сии, произнесенные прорицателем Валаамом около 1450 лет до Рождества Христова, относят к событию рождения Спасителя Ориген 63 , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Действительно богатые в великую неделю удаляли щедрую милостыню бедным; владельцы давали рабам своим отдохновение от трудов, и даже свободу, поступая по духу Апостольских правил, внушающих праздновать страстную неделю всем – рабам и свободным 354 . Цари в эту неделю прощали узников, если они виновны были не в уголовных преступлениях, места присутственные прекращали судопроизводство, считая неприличным на святые и великие дни страдания и смерти Господа производить дела осуждения и наказания. «Не мы только почитаем страстную седмицу, беседовал некогда св. Златоуст, но наши цари, даруя во время ее свободу от дел всем, находящимся в общественной службе, чтобы они во дни страстной недели, прекратив свои занятия, проводили сии дни в духовном служении Богу. Поэтому в страстную неделю запираются двери судилищ; да прекратится, говорят, всякое недоумение и всякий вид прения и наказания; да успокоятся руки служителей казни. Благодеяния Господа соделаны для всех: да будет же и от нас оказано хотя некоторое благодеяние рабам. Эта неделя почтена не только таким усердием и такою честью, но и другою не меньшею. Во время ее рассылаются царские грамоты для освобождения узников. Как Господь наш Своим сошествием во ад освободил одержимых смертью ( 1Пет.3:9 ), так исполнители воли Его на земле, по силам своим и подражая человеколюбию Господа, разрешают видимые узы, будучи не в силах разрешить духовных» 355 . Таким образом древние христиане, святя великую неделю страданий и смерти Господа, с благоговением приготовлялись «поклонитися и св. воскресению Его», подобно древним Израильтянам, которые пред Пасхою своею совершали обрядовое очищение ( Ин.11:55 ). Подражая первенствующей Церкви, и Церковь кафолическая Православная доселе проводит Великую страстную неделю с особенным благоговением. Вступая в подвиги страстной седмицы, Церковь взывает: «от ветвий и ваий, яко от Божественнаго праздника, в Божественный прешедше праздник, стецемся вернии к честному и спасительному таинству Христовых страстей, и Сего видим терпяща за нас страсть вольную» 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

По случаю этого чуда посвящен был имени Архангела храм, сооруженный на Афонской Горе неким Дохиаром, царедворцем болгарским, а золото, сохраненное вместе с жизнью отрока, употреблено на украшение нового храма 748 . В VIII веке св. Иоанн Дамаскин , в IX – Иосиф Студит и Византий написали многие песнопения на празднование св. Архангелу Михаилу в 6-й день сентября. В день воспоминания чудес св. Архистратига Михаила Церковь взывает к нему о предстательстве и заступлении верных и молит его, с прочими небесными Силами, оградить нас кровом крил невещественныя славы своея 749 . Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 8 (21) ноября Значение праздника Этот день есть главный из праздников в честь св. Ангелов. Он посвящен св. Архистратигу Михаилу – началовождю небесных Сил. Ибо Архангел Михаил в Писании называется Архистратиг силы Господни ( Нав.5:14 ). один от старейшин первых, князь великий ( Дан.10:13, 21, 12:1 ), Михаил и Ангели его ( Откр.12:7 ). По сказанию Предания, сатана, некогда светлейший из всех духов небесных, и от сего названный Люцифером или светоносным по преимуществу, впал в самолюбие, гордость и злобу, «ниспаде архангельския властп» и увлек за собою множество других духов. Тогда св. Архангел Михаил, как верный служитель Божий, «собрав архангельсие лики», не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, «рече: вонмем, и станем добре пред Сотворшим ны: и не помыслим на Сотворшаго ны. Тако ко всему Ангельскому собору глаголя, нача славити Пресвятую, Единосущную, Нераздельную Троицу Единаго Бога, торжественную согласно песнь поюще: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Таковое убо совокупление св. Ангелов наречеся собор Ангельский и выражает внимание, единомыслие, согласие, соединение, яко единокупно и едиеногласно славят Отца и Сына и Св. Духа» ( Откр.12:7–9 ) 750 . Михаил и Ангелы его, песнословящие Господа, суть и хранители человеков. Господь, приснопоклоняемый и славимый св. Ангелами, являя премудрость, благодать, могущество и величие Своего Божества в творении, управлении и искуплении мира, назначил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Пост начался из послушания и благоговения к Богу в первобытной ветхозаветной Церкви Божией. Принимая пост в смысле более пространном, можно сказать, что он начался от самого создания человека. Ибо Творец первоначально благословил ему употреблять в пищу древесные плоды и растения ( Быт.1:29 ). После потопа уже, при благословении нового бытия мира и обещаний от Бога не поразити более всякую плоть живущую, за дела человеческая, Бог благословил человеку употреблять в снедь и всякое движущееся, еже есть живо ( Быт.8:21; 9:3 ). Яснее начала поста указаны во дни Моисея, который, беседуя с Богом на горе Синае, четыредесять дней и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи ( Исх.34:28 ). Пост содержим был в ветхозаветной Церкви во все времена, и во дни Моисея и во времена Судей ( Суд.20:26 ) и царей ( 1Цар.7:6 ), и после плена Вавилонского ( 1Ездр.8:21 ). В Ветхом Завете пост был и чрезвычайный, и всенародный, и частный. Сорокадневный пост Моисея и Илии по непосредственному велению Божию можно назвать чрезвычайным. Всенародный пост был тот, который соблюдаем был всем народом Божиим по установлению закона ежегодно в определенные Богом и Церковию дни ( Зах. 8:19 ), в кои и доселе Иудеи постятся 2 , напр. в праздник очищения или умилостивления – в десятый день седьмого месяца Тисри, соответствующего сентябрю, – в такое время года, в которое поспевшие плоды земные, по-видимому, призывали народ не к посту, а к наслаждению. Сам Бог назвал день этого поста нарочитым, святым, и заповедал хранить его законно вечно, в роды родов ( Исх.30:10 , Чис.29:7 ). И будет сне вам законное вечное, – говорил Иегова об очищении: в месяц седьмый, в десятый день месяца покорите души ваша: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господом ( Лев.21:29–30 ). Этот пост продолжался сутки; с вечера девятого дня до вечера десятого весь народ обязан был воздерживаться от всякой пищи. Кроме того, всенародный пост был у Евреев в 10-й день десятого месяца (декабря) в память обложения Иерусалима при Седекии Навуходоносором ( Иер.39:1, 52:4 , 4Цар.25:1 ); в 9 день четвертого месяца Фаммуза (июня), в память завоевания Иерусалима и прекращения священных жертв ( Иер.39:2, 52:6–7 ); в 10 день пятого месяца Ава (июля), по причине сожжения храма и окончательного разрушения Иерусалима Навузарданом ( Иер.50 и 51); в 3 день седьмого месяца ради убиения Гедалии или Годолии ( 4Цар.25:25 , Иер. 41 ) и в 13 день 12 месяца, в память поста Есфири (9:30), и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Св. Церковь , ежедневно привнося Богу молитвы за вас и таким образом освящая каждый день, сим внушает, чтобы мы, святя первый день недели особенно, и прочие дни считали святыми и совсем не помышляли, что тот или другой день недели для вас счастливее или несчастнее. Св. Иоанн Златоуст , строго осуждая такой разбор дней, говорит: «не слышали ли Апостола глаголющаго: дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета. Боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас ( Гал.4:10–11 ). Крайне неблагоразумно от одного дня, если он посчастливится, ожидать счастия на целый год, и располагать жизнью своею не по собственному тщанию и желанию, но по течению дней, и не только не благоразумно, но и значит судить по действию диавола. Для тебя счастлив будет во всем год, если в первый день года и каждодневно будешь творить угодное Богу. Несчастлив или счастлив день бывает не по свойству своему, потому что день от дня ничем не разнится, но по нашему небрежению. Если делаешь доброе, и день будет для тебя счастлив; а ежели грешишь, будет зол и несчастлив. Если будешь помышлять о том, чтобы тебе ежедневно с охотою творить молитвы и милостыни, то будет счастлив для тебя целый год. Если же ты, не радя о добродетели, подчинишь все благоразумие свое началам месяцев и числам дней, то будешь неблагополучен. Итак диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах – дням. Если кто верит, что день есть счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким образом то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола, выбросить крушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой» 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Сими стихами начинается синаксарь на Триодь. Триодь или Триодион, с Греческого языка, значит Трипеснец. Так названа книга, содержащая чин Богослужения в продолжение 18 недель, – 10 недель до Пасхи и 8 по Пасхе; потому что в это время поются при Богослужении каноны и стихиры трехпесные. В IX веке Иосиф и Феодор – Студиты собрали вместе все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присовокупили много стихир и канонов собственного произведения; и тогда образовался церковнослужебный молитвенник, заключающий в себе около ста шестидесяти служб, больших и малых, начинающихся с недели Мытаря и Фарисея, и оканчивающихся Великою Субботою. Они же, вероятно, дали своему собранию и название Триоди, хотя Триодионы были известны еще прежде Студитов (около 200 лет). Никифор Каллист, писатель XIV века, объясняя значение Триоди в снаксаре на неделю о Мытаре и Фарисее, говорит: «в настоящий день с Богом начинаем Триодь, которую многие из святых и Богоносных песнопевцев – отец наших сложили прекрасно и как достойно движимые Св. Духом. Первый из всех придумал это, т. е. три песни, великий песнопевец, Косма 207 , для Великой и Святой Седмицы страстей Господа и Бога – Спаса нашего Иисуса Христа, воспев в этих песнях события страстей Седмицы и изложив наименование почти каждого дня сей Седмицы в акростихах 208 , думаю, во образ Святыя живоначальныя Троицы, и вероятно из подражания песни Ангельской, как можно заключить из стихов на Триодь 209 . По примеру его и прочие отцы, особенно же Феодор и Иосиф Студиты, сочинивши трехпесные каноны для прочих недель святыя Четыредесятницы, передали сначала своей Студийской обители, более и более сии песни распространяя и приспособляя. Поскольку первый день недельный, как воскресный, и начинает и заключает собою седмицу, будучи первым и осьмым и конечным, то во второй день (понедельник) положили первую песнь (канонов), а в третий (вторник) – вторую; в четвертый (в среду) – третию; в пятый (четверток) – четвертую; в шестый (пяток) – пятую, а в седьмый, т. е. в субботу, шестую и седьмую, а сверх того и прочие две (осьмую и девятую), которые поются и во все прочие дни. Триодь не собственно именуется, ибо не всегда имеет три песни, а предлагает также и полные каноны. Но я думаю, что имя Триодь взято в обширнейшем смысле, или от большого числа трипеснцев, или же от Великой Седмицы, на которую в первый раз составлены трипеснцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010