Иоанна. Сноски на другую литературу ставятся внизу под чертой. 15 Митр. Вениамин (Федченков) . Отец Иоанн Кронштадтский . СПб. Кронштадт, 2000. С. 952. Здесь же имеется краткая автобиография отца Иоанна, написанная им в 1888 г. (См. с. 250–252). Следует указать ещё один труд также современника св. Иоанна, хорошо знавшего его, редактора и издателя журнала „Кронштадтский маяк“ Н.И. Большакова († 1910) „Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского ». СПб, 1910. С. 856. (Репринт. СПб., 1995. Издательство „Царское Дело»). 16 Здесь и дальше цифры в скобках означают, перед двоеточием – часть (книгу) первого тома «Дневника», после двоеточия – страницы в ней по изданию Святой праведный Иоанн Кронштадтский Творения Дневник 1856–1858 Том I Книга первая. «Мысли при чтении священного Писания» Издательство «Отчий дом». Благотворительный фонд «Северная обитель». М., 2001. С. 612. И· «Дневник» 1856–1858 Том I. Книга вторая «Духовные опыты Наблюдения Советы». То же издательство М., 2002. С. 496. 18 Удивительное совпадение· эти строки пишутся мной в Петров пост. А может быть, это не совпадение, а присутствие Батюшки?! 19 Здесь и дальше (как и выше) в скобках указывается страница (или страницы) изучаемого творения святого праведного Иоанна Кронштадтского : Сергиев ИИ (Кронштадтский) Путь к Богу. Бесплатное приложение к журналу «Православно-Русское Слово» за 1905 год СПб., 1905 С. 300 (Репринтное издание Изд-во Л.С Яковлевой, 1994 г.) 21 Все цитаты приводятся по изданию: «Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева» СПб, 1892–1894,1897 гг. В семи томах. (Репринтное издание. Издательство Л.С. Яковлевой. СПб, 1993–1994 гг.). Первая цифра означает том; цифра (или цифры) после двоеточия – страницу (или страницы) данного тома. Так как 7-ой том состоит из шести книг с отдельной пагинацией, то том обозначается так· 7 А, 7 Б, 7 В, 7 Г, 7 Д, 7 Е 22 1. Краткое житие преподобного Иоанна Рыльского 7 Д: 71–75. 2. Что такое именины, или тезоименитство. 7Е · 58–61 23 Отдельное слово св. Иоанн посвящает раскрытию темы: «О необходимости и благотворности царского единодержавия, или самодержавия». (См, 7 А: 35–38)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Нет сомнения в том, что в публикуемых дневниках читатель — мирянин и священнослужитель — найдет самые убедительные и врачующие душу пастырские ответы на реальные и практические вопросы своей духовной жизни. И в этом непреходящая практическая ценность данного издания для нас, сегодняшних христиан, живущих в исключительно сложной духовной атмосфере, весьма напоминающей обстановку начала XX столетия — по разгулу культа плоти, потребительства, духа поклонения маммоне, духовной всеядности и продолжающегося — уже во всемирном масштабе — процесса апостасии. Молитвенно надеемся, что это многополезное издание со временем полностью выйдет в свет, — к нашему общему духовному вразумлению, во славу святой Православной Церкви и на благо спасения во Христе Иисусе, Господе нашем. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II От издателей В состав настоящего многотомного издания предполагается включить все известные на сегодняшний день в оригиналах личные дневники святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Большая часть дневников (за 1856–1894 гг.) хранится в Государственном архиве Российской Федерации (фонд 1067). Они представляют собой тетради довольно большого формата (20 х 32 см), количеством 26. Местонахождение рукописных дневников за 1895–1908 (первая половина) годы на сегодняшний день неизвестно. Последний, предсмертный дневник за вторую половину 1908 года хранится в Центральном Государственном историческом архиве г. Санкт–Петербурга (фонд 2219). Это тетрадь небольшого формата в кожаном переплете, вложенная в тканевый конверт с тремя сургучными печатями (печати Андреевского собора, Святейшего Синода и личная печать Высокопреосвященного Антония (Вадковского), архиепископа Санкт–Петербургского). Дневник был запечатан в 1911 году; в приложенной к нему расписке обер–прокурора говорится: «не вскрывать вплоть до особого распоряжения Святейшего Синода». Страницы дневниковых тетрадей заполнены автором с обеих сторон мелким трудночитаемым почерком, в тексте встречаются вставки и исправления и более поздние дополнения и пометы, вписанные карандашом (как правило, это заголовки типа «Священнику», «О молитве»; пометы вроде: «К сведению», «В поучение» и редкие дополнения, например: «Веруй всем сердцем, что грех оскорбителен для Всесвятого Бога» и т. п.); многие записи тщательно пронумерованы, а некоторые перечеркнуты (но не зачеркнуты) косой чертой. Вероятнее всего, уже во второй половине 1850–х годов отец Иоанн предполагал использовать их в своих будущих проповеднических трудах, а позднее и в печатных. И действительно, отдельные фрагменты из этих рукописных дневников (начиная с тетради 1861 года) были использованы им для составления книг «Моя жизнь во Христе», «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта», «Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой…» и других.

http://predanie.ru/book/203392-dnevnik-1...

1328 Паломнический приют, построенный о. Антонином в Иерихоне, использовался им для налаживания добрососедских и даже международных отношений. Ср. лишь некоторые из дневниковых записей разных лет: «30 марта 1880. Две просьбы м ра консула американского об Иерихоне; 28 мая. Просьба америк консула об Иерихонском ночлеге кому-то; 8 января 1881. Некий турист-американец с просьбою о помещении в нашем Иерихонском доме; 7 марта 1883. Испанский консул с К°, просящий позволения на своей грядущей Пасхе пожить у нас в Иерихонском приюте; 21 августа 1885. Дозволение о. Lieviny с К° погостить у нас в Иерихоне» (о. Льёвен де Гамм – бельгийский францисканец, историк Святой Земли). 1330 Сытов Иван Егорович – московский купец первой гильдии, крупный благотворитель, попечитель детских приютов. Унаследовав в нач. 1860-х годов канительное производство своего отца, Е. Я. Сытова, создал фабрику парчовых тканей, открыл в собственном доходном доме (Мясницкая, 22; здание сохранилось) магазин златошвейных изделий и церковной утвари. В доме располагались также известная типография А. Семена, печатавшая книги и периодику, и «Центральная контора объявлений» – первая рекламная фирма в Москве. Семеро сыновей Сытова продолжали бизнес отца до 1917 г. 1332 Пирогов Николай Иванович (13.11.1810–23.11.1881) – великий русский хирург, ученый, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Имп. Академии наук (1847). Руководитель Института практической анатомии Петербургской медико-хирургической академии (1841–1856). Основоположник военнополевой хирургии, участник Крымской (1853–1856), Франко-прусской (1870–1871) и Русско-турецкой (1877–1878) войн. Попечитель Одесского (1856–1858) и Киевского (1858–1861) учебных округов. В 1862–1866 годах руководил учебой посланных за границу (в Гейдельберг) молодых русских ученых. Во время Севастопольской обороны – руководитель Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, духовником которой был многолетний соратник о. Антонина иеромонах Вениамин (Лукьянов). 1338 Греч. θησαυρς ‘клад, сокровище’, νθρακες ‘уголь’. Примерный смысл Имеется в виду греческая поговорка ‘Как бы углем не оказалось сокровище’ (ср. Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. Т. VII. СПб., 1901. С. 281).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

С юности И. прекрасно владел франц., нем. и англ. языками, затем изучил греч., лат. и сир. языки. В Оптиной пуст. И. под рук. прп. Макария переводил и готовил к печати аскетическую литературу, в т. ч. сличал различные переводы и переложения «Лествицы» прп. Иоанна Синайского (М., 1862), «Душеполезных поучений и посланий» прп. аввы Дорофея Газского (М., 1856). При непосредственном участии И. были подготовлены и изданы труды «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников, на славянском наречии, гражданской печати» (М., 1852), «Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Феодора Исповедника, игумена обители Студийского, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1853), «Преподобного отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1854), «Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни, переведены с греческого на славянский старцем Паисием Величковским, с переложением на русский язык» (М., 1855) и «Преподобного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова, в русском переводе» (М., 1858). Осенью 1856 г. архим. Игнатий (Брянчанинов), готовившийся к святительскому служению, настойчиво предлагал И. стать наместником столичной Сергиевой пуст., а затем своим ближайшим помощником; оптинский иеромонах «колебался, принять ли это предложение, разлучающее его навсегда с воспитавшей его обителью и старцем» (Летопись скита. 2008. С. 392-393). В 1857 г. Оптину пуст. посетил Одесский еп. Поликарп (Радкевич) , собиравшийся возглавить возобновляемую Русскую духовную миссию в Иерусалиме и намеревавшийся призвать несколько иноков к служению на Св. земле. В сент. того же года И. выехал в С.-Петербург и 22 окт. того же года указом Синода назначен сотрудником Иерусалимской миссии. Вместе с И. в Иерусалим отправились и др. оптинские воспитанники - иером. Леонид (Кавелин) и Александр Яновский (впосл. иером. Христофор). Примечательно, что и на Св. Земле И. продолжал считать себя членом оптинского братства, в 1858 г. писал архим. Моисею (Путилову): «...не исключаю себя из числа чад ваших и считаю радости обители и моими радостями» (РГБ. Ф. 213. К. 95. Ед. хр. 41. Л. 19, 27 об.). Помня слова оптинского игум. Даниила (Александрова), произнесенные при основании храма св. Иоанна Предтечи в Оптинском скиту («Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!»), И. с особым благоговением посещал Иорданскую пустыню с остатками древних монастырей (РГБ. Ф. 213. К. 102. Ед. хр. 33. Л. 3 об.). В 1857-1861 гг. И. вел дневник - «Заметки о посещении Палестины» (Там же. К. 102. Ед. хр. 33).

http://pravenc.ru/text/1237739.html

244 (...статьею отца инспектора в «Богословском вестнике» и статьею в «Петербургских ведомостях»... – Речь идет о статье архимандрита Евдокима (Мещерского) «Иноки на службе ближним» (см. Примеч. к л. 25 об.) и о статье архимандрита Сергия (Тихомирова) «На службе ближним или на службе себе?» (см. Примеч. к л. 26 об.).) 246 (...о бунте в [Одесской] семинарии и о диком поступке, учиненном над ректором... кровь пролита. – беспорядки в Одесской ДС происходили в октябре–ноябре 1902 г. Были избиты ректор, инспектор, разгромлена учительская комната. Для усмирения семинаристов привлекли полицию. Семинарию закрыли. См.: Титлинов Б.В. Молодежь и революция. 1860–1905 гг. Л., 1925.С. 82. Ректор– Флоровский Василий Антонович (1858–03.03.1928) – протоиерей, ректор Одесской ДС (1900–1903), отец известного богослова протоиерея Георгия Флоровского . С 1905 г. настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора в Одессе. В январе 1920 г. эмигрировал в Болгарию.) 247 (Преосвященный – имеется в виду Иустин (Охотин Иоанн Яковлевич, 12.11.1823–25.05.1907) – архиепископ Херсонский и Одесский (1893–1905). Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 508.) 248 (Скончался вчера преосвященный Василий (Царевский), викарий Тверской. – Василий (Царевский Александр Александрович, 1848–27.11.1902) – епископ Старицкий, викарий Тверской епархии (1900), магистр богословия (1898). В тексте Дневника неточность: преосвященный Василий скончался не 28 ноября, а 27 ноября 1902 г. Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 565.) 249 (...Полиевкта, уволенного на покой. – Полиевкт (Пясковский Петр, 1817–07.04.1906) – епископ Рязанский и Зарайский. Родился в семье священника Могилевской губернии. Окончил Могилевскую ДС (1843), рукоположен во иерея. Овдовев, в 1847 г. был пострижен в монашество. Окончил СПбДА (1853), назначен смотрителем Великолуцкого ДУ и настоятелем Великолуцкого Троице-Сергиева монастыря. В 1856 г. магистр богословия. В 1860 г. возведен в сан архимандрита, настоятель Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Дневник 1856 г . заключает в себе 32 листа разной бумаги листового формата, написанных тем же почерком, как и дневники предыдущего года, и имеющих такие же исправления. Дневник довольно краток и представляет записи только под немногими числами месяцев. Содержание его – записки о выдающихся обстоятельствах петербургской жизни о. Порфирия за этот год. Особым интересом здесь отличаются заметки о сношениях нашего автора с великой княгиней Еленой Павловной, о графе Александре Петровиче Толстом, обер-прокуроре Св. Синода, и о злобе его на о. Порфирия. Кроме того здесь помещены две подлинных бумаги: одна от «с.-петербургского комитета для цензуры духовных книг» (от 3-го августа) об одобрении к печатанию. «Путешествия архимандрита Порфирия по Египту и в монастыри св. Антония великого и Павла Фивейского в 1850 году», а другое – «копия с (одобрительного) отзыва преосвящ. казанского Григория о рукописи «Вероучение, богослужение, чиноположение и каноника коптов», одобренной к напечатанию, а также и о статье «Наставления апостольские», признанной неприличной к напечатанию. Сверх того рукой о. Порфирия написан «Le nom des celestes Principautés» частью на французском, частью на русском языках, взятый, вероятно, из какой-нибудь французской книги. Дневник переписан в 1883 г., как видно из пометки карандашом на поле 45 страницы: «1883. 6-го авг.». За дневником (с стран. 68 или л. 28) следуют «Мои сновидения в 1858 году» на 12 листах, расположенный по некоторым дням десяти месяцев начиная с 23-го марта. Первое сновиденье записано под 20-м числом этого месяца; но потом оно зачеркнуто карандашом и на поле, против этого места, отмечено карандашом же: «Пропис. в другом месте», и действительно, оно записано в дневнике, под тем же числом (стр. 34); там же записаны и все другие сновидения этого года до вышеозначенного числа. Выделенный же особо сновидения написаны, судя по почерку, несколько раньше дневника. Отсюда ясно, что мысль о выделении заметок о снах явилась у нашего автора после начатия дневника; и если существовал черняк дневника этого года, то, несомненно, описание сновидений входили в состав дневника.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1245 Речь идет о развалинах базилики, воздвигнутой императрицей Евдокией в 440450-х гг. Вопреки позднейшему греческому преданию, локализующему место побиения камнями первомученика Стефана в долине Кедрона близ Гефсиманских ворот, описываемое Антонином археологическое открытие подтвердило древнюю традицию, утверждавшую, что церковь , построенная на месте его мученичества, была расположена за Дамасскими воротами (ныне доминиканский монастырь Сент-Этьен, на территории которого находится Французская Библейская Археологическая школа). Там же находились обретенные в 418 г. мощи Первомученика до их перенесения в Константинополь. 1247 Имеется в виду епископ Хрисанф (Ретивцев Владимир Николаевич; 1832–06.11.1883) – выдающийся церковный ученый и богослов. Родился в семье сельского священника в Бежецком уезде Тверской губернии. Окончил Бежецкое ДУ, Тверскую ДС (1852), МДА (1856). Магистр богословия (1857), доктор богословия (1878). Преподаватель Костромской ДС (1856), Казанской ДА (1858). Профессор СПбДА (1865). Ректор СПбДС (1869). Принял монашество (1857), архимандрит (1866). Епископ Астраханский и Енотаевский (1874), Нижегородский и Арзамасский (1877–1879). Умер на покое в Московском Донском монастыре. В библиотеке Антонина имелась книга Хрисанфа «Религии древнего мира в их отношении к христианству» (СПб., 1873. Т. 1), за которую автору была присвоена докторская степень. См.: Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 178. 1248 Архиепископ Димитрий (Муретов Климент Иванович; 11.02.1811–14.11.1883) – выдающийся церковный деятель и богослов, учитель о. Антонина в Киевской Духовной Академии. Родился в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона. Окончил Сапожковское ДУ, Рязанскую ДС (1831), Киевскую ДА со степенью магистра (1835). Оставлен в академии бакалавром. Профессор богословских наук (1837), инспектор (1838) и ректор КДА (1841). Принял монашество студентом (1834), архимандрит (1838). Епископ Тульский (1851), Херсонский (1857, с 1860 архиепископ). Затем архиепископ Ярославский (1874), Волынский (1876), вновь Херсонский и Одесский (1882).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

728 Палладий (Раев Павел Иванович, 1827–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Окончил КазДА (1852). 18.12.1866 г. хиротонисан во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской епархии. Епископ Вологодский (1869), епископ Тамбовский и Шацкий (1873), епископ Рязанский и Зарайский (1876, с 12.04.1881 г. – архиепископ); архиепископ Казанский и Свияжский (1882), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1887). Митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1892). Сергий (Ляпидевский) – митрополит Московский и Коломенский (см. примеч. к гл. V, л. 2 – ссылка 709). Иоанникий (Руднев Иван Максимович, 1826–1900) – митрополит Киевский и Галицкий. Окончил КДА со степенью магистра богословия (1849), оставлен в Академии бакалавром по Св. Писанию. 11.10.1849 г. пострижен в монашество, 6 ноября рукоположен во иеродиакона, 7 ноября – во иеромонаха. 21.12.1854 г. возведен в сан архимандрита. Инспектор КДА (1856). Ректор Киевской ДС (1858), ректор КДА (1859). Ректор СПбДА (1860–1863). 12.06.1861 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии. Епископ Саратовский и Царицынский (1864), епископ Нижегородский и Арзамасский (1873), с 1877 г. – возведен в сан архиепископа. Архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1877). Постоянный член Св. Синода (1881). Митрополит Московский и Коломенский (1882), митрополит Киевский и Галицкий (1891). Первенствующий член Св. Синода (1898). Антоний (Вадковский Александр Васильевич , 1846–1912) – архиепископ Финляндский. Окончил КазДА со степенью кандидата богословия (1870), был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре пастырского богословия и гомилетики. Магистр богословия, профессор (1871). 04.03.1883 г. пострижен в монашество, 06.03.1883 г. рукоположен во иеромонаха, 14.11.1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанне-Предтеченским монастырем. Инспектор КазДА (1884). Инспектор МДА, а затем инспектор СПбДА и профессор по кафедре Св. Писания Ветхого Завета (1885).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1848. Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (запись от 8 мая 1914 г.). 1849. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 172. 1850. Там же. С. 174. 1851. Обратим внимание на отсутствие упоминания о книге схимонаха Илариона»На горах Кавказа». 1852. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174. Полный текст определения 4136 см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 226- 232 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 70–73). 1853. Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (запись от 22 мая 1914 г.).«Ценою покоя», т. е. ценою ухода на покой. 1854. Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174–175. 1855. NiviereA. Le mouvement onomatodoxe. Une querelle theologique parmi les moines russes du Mont Athos (1907–1914). Memoire de D. E. A. Universite Paris IVSorbonne, 1985. P. 39. 1856. Узнав в 1918 г. от своих противников о полной форме Определения, Булатович писал:«Если бы эта оговорка не была бы от нас скрыта, то едва ли бы мы решились возвратиться к церковному общению». Епископ Василий (Зеленцов), впрочем, считает, что иеросхимонах Антоний (Булатович) знал полный текст Определения, но сам испросил у Саблера урезанный текст для представления своим соратникам. См.: Общая картина отношений. С. 197–198. 1857. Возвращение афонских иноков в Церковь (письмо в редакцию). — Утро России, 22.05.1914 116). То же в: Биржевые ведомости, 23.05.1914 14 165). 1858. Там же. Требование имяславцев о предоставлении им денег из капитала Пантелеимоновского и Андреевского монастырей вызвало резкую реакцию монаха Климента, доверенного Свято–Андреевского скита, направившего 30 мая 1914 года митрополиту Санкт–Петербургскому и Ладожскому Владимиру письмо с просьбой отказать имяславцам в удовлетворении их требования. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 244–246 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 32). На требование имяславцев о предоставлении им скита Пицунда отозвался в рапортах на имя епископа Сухумского Сергия и архиепископа Никона (Рождественского) настоятель этого скита архимандрит Иларион, категорически воспротивившийся притязаниям имяславцев. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 246–251 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 33. Л. 1–6).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Ф. Самарина («День», 1865, 825 …по поводу известной брошюры Гагарина…— Речь идет, по-видимому, о книге И. С. Гагарина «La Russie sera-t-elle catholique?» (Париж, 1856) в русском переводе — «О примирении русской церкви с Римом» (Париж, 1858). 826 Был я и в нигилистическом кагале, основанном И. С. Тургеневым…— Речь идет о библиотеке-читальне в Париже. См. примечание к письму 87. 827 Ренан, Эрнест-Жозеф (1823–1892) — французский историк религии и философ-идеалист. По своим политическим взглядам был открытым врагом демократии и Парижской Коммуны. 828 …снова на своем пепелище…— Лесков возвратился в Петербург из заграничной поездки 30 или 31 августа 1875 года. 829 Черкасский, Владимир Алексеевич, князь (1824–1878) — общественный деятель умеренно-либерального направления; был близок к славянофилам. 830 Что же касается планов П. К. Щебальского…— См. примечание к письму 94. 831 Берг, Николай Васильевич (1823–1884) — писатель, переводчик и публицист. В 1874–1877 годах — редактор «Варшавского дневника». 832 Тимашев, Александр Егорович (1818–1893) — с 1856 года начальник штаба корпуса жандармов и управляющий III отделением. 833 «Час» и «Дневник познанский» — польские газеты. 834 …об освобождении «Дневника»…— от предварительной цензуры. 835 Ходнев, Алексей Иванович (1818–1883) — химик, член Ученого комитета министерства народного просвещения; далее (см. также и в последующих письмах) речь идет о книге Щебальского, присланной им в Ученый комитет на одобрение и премию; очевидно, имеется в виду «Русская история для грамотного народа и для начальных училищ», выпуски II, III и IV, изданные в Варшаве в 1875–1878 годах (выпуск I, под заглавием «Начало Руси», вышел в СПб., 1862). 836 Менгден. — См. примечание к письму 92. 837 Корреспонденции Вам…— Очевидно, речь идет о сотрудничестве в газете, которую намеревался издавать в Варшаве Щебальский (см. также письма 97, 99). 838 …поспешить на помощь несчастному Панютину. — См. письмо 84. 839 …передовою статьею «Московских ведомостей»…— Речь идет о статье, помещенной в указанной газете 25 сентября и посвященной вопросам отношений Турции к Боснии и Герцеговине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010