Духонин отказался, заявив, что такие переговоры может вести только центральное правительство, но не командующий армией. После этого ему объявили, что его снимают с поста главнокомандующего, но он должен продолжать выполнять свои обязанности до прибытия нового главнокомандующего Н. В. Крыленко. 20 ноября в Ставку в Могилев прибыл Крыленко, который отдал приказ о своем вступлении в должность Главковерха и передал Духонину, что он будет отправлен в Петроград в распоряжение Совета Народных Комиссаров. Н. Н. Духонин был арестован и на автомобиле доставлен на железнодорожный вокзал, где его отвели в вагон Крыленко. Было сказано, что Духонина отправят в Петроград. Однако затем матросы, прибывшие с Крыленко, возбужденные известием об освобождении генералом из тюрьмы в Быхове руководителей корниловского мятежа (генерала Л. Г. Корнилова, А. И. Деникина и др.), потребовали, чтобы Духонин вышел из вагона. Когда Духонин вышел на площадку вагона, кто-то выстрелил ему в голову, а затем его добили штыками и прикладами. «Отправить в штаб Духонина» на сленге ЧК, ГПУ и НКВД означало «казнить». – Примечание. 539 49-е, 50-е, 51-е Деяния Собора (23,24,25 ноября (6, 7,8 декабря) 1917 г. Председатель архиепископ Арсений. Повестка дня: «Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении: “Об органах Высшего Церковного Управления”». Докладчик проф. И. И. Соколов (См. Деяния ... Т. 4 (2) С. 100–129, С. 130–160, 161–184). – Примечание. 540 Большая часть подвалов Зимнего дворца была приспособлена для хранения вин; при этом среди прочих винных хранилищ был «заповедный» погреб, где хранились коллекционные вина, выдержанные в течение нескольких десятков лет. После захвата Зимнего дворца большевиками стала известна тайна дворцовых подвалов. Слухи о винных складах поползли по городу, и караул дворца уже не в силах был остановить хлынувший туда поток любителей спиртного. В Петрограде начались винные погромы. Ленин призвал к борьбе с ними. 14 ноября, обсудив создавшееся положение, Военно-революционный комитет принял решение: караул в Зимнем сменить, выделить для охраны дворца группу надежных матросов, а винные склады замуровать, за две с небольшим недели вынуждены были несколько раз менять состав караула.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В этих условиях большевики в июле 1917 г. не представляли никакой реальной опасности для Царской Семьи. Таким образом, большевистская угроза Царской Семье в июле 1917 г., в устах Керенского есть ничто иное, как новый вариант старого жупела: Петроградского совета. Ясно, что не угроза большевистского восстания стала причиной отправки Царской Семьи в Тобольск. Но может быть А.Ф. Керенский стремился удалить Царскую Семью из неспокойного Петрограда в более спокойное место? Но если бы Керенский исходил из интересов Царской Семьи, он отправил бы ее в такое место, которое было бы связано с внешним миром путями сообщений. Таким местом, мог бы стать, например, Крым, куда просил его отправить Государь, и где находились уже Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна и другие члены Императорской фамилии. Керенский вначале обещал Императору отправить его с Семьёй именно в Ливадию, и Государь до последнего момента был в этом уверен. Но Керенский изменил свое решение и выбрал Тобольск, объясняя это тем, что «разрешение этого вопроса было целиком поручено мне» . Князь А.П. Щербатов писал по этому поводу: «Приютить Царскую Семью предлагали испанцы. Для этого можно было бы отправить Государя в Крым. Не участвовавшая в войне Испания легко могла бы прислать в Чёрном море корабль. Но Керенский сказал мне, что везти Царя через бурлившую Украину было опасно. Тут он явно лукавил. Моя семья покинула Петроград в конце июня 1917 г. и совершенно спокойно добралась до Симферополя, а оттуда в Ялту» . Таким образом, Керенский мог отправить Царскую Семью в Крым, но почему-то отправил её в Тобольск. В.Д. Набоков вспоминал, что решение отправить Царскую Семью в Крым «было обставлено очень конспиративно, - настолько, что, кажется, о ней даже не все члены Временного правительства были осведомлены» . 28 июля Николай II записал в свой дневник: «После завтрака узнали от гр. Бенкендорфа, что нас отправляют не в Крым, а на один из дальних губернских городов в трёх или четырёх днях пути на Восток! Но куда именно не говорят - даже комендант не знает. А мы-то все так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии!!» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

236 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От 1. Ст. 5. Д. 176. Л. 11. Протопресвитер Любимое в своем дневнике подробно описал дебаты в Синоде по поводу перевода Никодима. Так, например, обер-прокурор В. Н. Львов считал, что удаление Никодима, «пожалуй, лучше» даже для Владимира, «так как он человек прямой и честный, но страшно слабохарактерный и поддающийся чужим влияниям». Любимов Н, протопресвитер. Дневник... С. 78. 239 Там же. Л. об. Характерно название данных листовок: «Не сдавайся в плен», «Иди на войну как на лов Божий», Держи присягу до конца» и т. п. 240 Там же. Л. 16. В прессе даже писали, что вопрос о переводе Никодима «из личного… превратился в событие… имеющее крупное общественное значение». Киевлянин. 1917. 28 июня. 243 Письмо было написано членом совета протоиереем Липковским и «иже с ним» и предназначалось Ф. И. Мищенко, П. П. Кудрявцеву  и о. К. М. Агееву. К письму было приложено также послание В. Н. Львову. Данное двойное послание содержало странную просьбу: письмо обер-прокурору не вручать, а содержание довести «в вольной устной передаче». Судя по тому, что письмо отложилось как раз в фонде обер-прокурора, эта просьба не была исполнена. 247 Последние новости. Киев. 1917. 6 мая. В письме Львову секретарь Консистории Лузин опровергал эту информацию. По его словам, епархиальное руководство совсем не отрицает выборного начала. РГИА. Ф. 796. Оп. 86. Д. 48. Л. 60 об. 249 Подробнее о церковной ситуации на Украине см.: Зеньковский В., протопресвитер. Пять месяцев у власти: Воспоминания. М., 1995. 250 ЦГИА Украины. Ф. 711. Оп. 3. Д. 3872. Л. 19. В данном протесте сообщалось, что «украинцы не являются отдельной народностью. Это часть русского народа, жившая некоторое время отдельно... и поэтому выработавшая некоторые особенности своего быта и говора... В Малороссии всегда было сильное течение, отстаивающее особенности местного быта и языка... В это чистое по себе течение, овеянное поэзией Шевченко и своеобразной красотой местной природы... вносится струя, готовая замутить его и сообщить ему характер сепаратистского движения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Я убил собаку " (30, с.218). И князь не лжет, он действительно убил собаку из собственной псарни, чтобы скрыть следы человеческой крови или, наоборот, имитировать убийство Распутина во дворе собственного дома. Но проходит несколько лет, появляется дневник Пуришкевича, и в нем очевидное стремление " застолбить " определенную версию убийства, по которой на Григория Ефимовича напали именно христиане, представители высокородного дворянства и члены Императорской фамилии. Через три года после обнародования дневника Феликс Юсупов опубликовал свои мемуары под названием " Конец Распутина " , где в точности воспроизвел обстоятельства убийства, описанные уже Пуришкевичем, но полностью игнорировал материалы следствия, известные к тому времени по публикации прокурора Завадского. Следствие по делу об убийстве Григория Ефимовича Распутина длилось всего два с небольшим месяца, и было спешно прекращено 4 марта 1917 года. Тело мученика Григория было торопливо сожжено в ночь с 10-го на 11-е марта, на месте сожжения начертана на березе символичная надпись на немецком языке: " Hier ist der Hund begraben " ( " Здесь погребена собака " ) и далее " Тут сожжен труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года " (31, с.7). В журнале " Былое " за 1917 год, вышедшем вскоре после свержения Императора с Престола, опубликованы материалы следствия по делу об убийстве Григория Ефимовича Распутина, но лишь протоколы допросов Юсупова, домашних Григория Ефимовича, дворников, городовых, швейцаров. Судебно-медицинская экспертиза и заключения следователей в опубликованных материалах отсутствуют. В дальнейшем возвращение к этой теме в литературе и исторических исследованиях сводились к тому, чтобы уверить всех в истинности слов Пуришкевича с Юсуповым Свершившееся в ночь на 17 декабря 1916 года злодеяние явилось прообразом грядущего Екатеринбургского мученичества в ночь на 17 июля 1918 года. " О, это ужасное 17-е число, - писала Государыня из ссылки близким " . И правда, 17 октября 1907 года был дан злосчастный Манифест, 17 декабря 1916 года был умучен до смерти старец Григорий, 17 июля были злодейски убиты Государь Николай Второй и Его Семья.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Еще до царского отречения Временный комитет и Петроградский совет пришли к соглашению о создании Временного правительства и выборах в Учредительное собрание. Генералам это знать было пока не положено – они узнали об этом только через сутки, уже после отречения царя и отказа его брата от власти в пользу революционного правительства. Теперь дело было сделано: контрреволюция была предотвращена, и генералы сразу теряли свое значение в политических играх… Великие события становились следствием мелочных поступков. Не так много тогда было в России революционеров – но свершилось то, что потом определило мировые судьбы в ХХ веке. «Кругом измена, и трусость, и обман», – записал в дневник отрекшийся император. В основании многих сделанных в те дни шагов лежала та безответственность, которая в решающие моменты обычно и оборачивается трусостью. Прикрывавший трусость обман вел к измене общему делу – делу, освященному исторической традицией и связанному с решением важнейших национальных задач. Без крепкой власти победа стала невозможной. Генералы теряли свои армии, думские либералы – пророческий ореол, революционное правительство – народное доверие. Колоссальная степень свободы сразу обернулась вседозволенностью. Очень быстро стало ясно, что революция, свергшая «высокопоставленных изменников», сама оборачивается пораженчеством. Великая война, не доведенная до победы, окончилась великой катастрофой. Использованная литература: Айрапетов О.Р. Генералы, либералы и предприниматели: работа на фронт и революцию (1907–1917). М., 2003. Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 – весна 1917 г.). М., 2003. Куликов С.В. Бюрократическая элита Российской империи накануне падения старого порядка (1914–1917). Рязань, 2004. Николаев А.Б. Государственная Дума в Февральской революции. Очерки истории. Рязань, 2002. Рейтинг: 9.3 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Иван 12 марта 2012, 18:44 " Малые страны гибнут от оккупации их великими державами, а великие державы гибнут от растления народа этих держав "

http://pravoslavie.ru/51901.html

Мартынов. Из истории Балт. Суд. завода. «Красн. Лет.» 58– Мартынов. Главн. Земельн. Комитет. «Кр. Арх.», XIV. Мельгунов. Российская контрреволюция. Метод и выводы ген. Головина. 1938 г. Милицын. «Из моей тетради». «Арх. Р. Рев.», II. Милюков. История второй русской революции. Вып. Ш. 1923 г. Милюков. Россия на переломе, т. I. 1927 г. Мстиславский. Пять дней. 1922 г. Набоков. Временное Правительство. «Арх. Рус. Рев.», т. I. Наживин. Накануне. 1923 г. Накануне перемирия. «Кр. Архив», ХХШ. Накануне октябрьского переворота (Отчет о секрет, заседании комиссии Bp. Сов. Респ.). «Былое». 1918 г. 12. Невский. В октябре. «Кат. и Ссылка», т. 96– Невский. Историческ. заседание накануне окт. восстания. «Былое» 1918 г. 12. Никитин. Роковые годы. 1937 г. Niessel. Le triomphe des bolcheviks. 1940. Нольде. Набоков в 1917 г. «Арх. Рус. Рев.», VII. Noulans. Mon ambassade en Russie. I. 1933. Оберучев. В дни революции. 1919 г. Октябрь на фронте. «Красн. Арх.», XXIII. Октябрьские бюллетени Ц. К. «Пролет. Рев.», 4. Октябрьский переворот (воспоминания – заседание участников 7 ноября 1920 г.). «Прол. Рев.», 1922 г. 10. Октябрьская Революция перед судом американских сенаторов. 1927 г. «офиц.отчет «Овермэнской Комиссии»). Oldenbourg. Le coup d’Etat bolcheviste. Paris. 1929. Пальчинский. Последние часы Временного Правительства (дневник). «Кр. Арх.», 55. Пионтковский. Октябрьская революция. 1924 г. Пионтковский. ВРК в октябрьские дни. «Прол. Рев.», кн. 69. Подвойский. Красная гвардия в октябрьские дни. 1927 г. Подвойский. Военная организация РССДРИ. «Красн. Лет.», 1923 г. 8. Покровский. Большевики на фронте в октябре-ноябре 1917 г. «Кр. Новь». 1927 г. 11. Половцев. Дни затмения. 1927 г. Полянский. Разговор Ленина с Кронштадтом. «Прол. Рев.», 1922 г. 10. Попов. Октябрьский переворот. С предисловием Рожкова. 1918 г. Прокопович. Письмо в редакцию. «Руль. 18 августа 1922 г. Протоколы Цент. Ком. РСДРП (б). Сентябрь-октябрь 1917 г., «Прол. Рев.», кн. 69. Протоколы Петерб. Комитета. «Красн. Летопись», 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Синодальное училище церковного пения, с конца XIX в. центральное духовно-музыкальное учебное заведение России, находившееся в управлении Святейшего Синода (непосредственно прокурора Синодальной конторы в Москве). В основном сформировалось в 1860-х гг., получив статус низшего четырехклассного учебного заведения. С 1886 г. началось реформирование Синодального училища: оно стало давать мальчикам, поступавшим в хор в 7–8-летнем возрасте, образование по общим предметам, близкое гимназическому, по некоторым музыкальным предметам – к консерваторскому курсу; специальный цикл составляло изучение церковного пения и регентского дела. Ученики жили в Синодальном училище на полном пансионе, пели в хоре до «спадения с голоса», а окончив училище, становились профессиональными музыкантами; наиболее способные оставались при училище и хоре в качестве педагогов и регентов, некоторые получали консерваторский диплом. Среди педагогов Синодального училища – крупные специалисты по истории и теории русского церковного пения. В Синодальном училище обучалось одновременно около 70 человек. Здание Синодального училища на Большой Никитской улице (д. 11) было значительно перестроено и расширено; его большой зал служил не только для выступлений Синодального хора, но считался одним из самых совершенных по акустике концертных залов Москвы. При Синодальном училище была создана Научная библиотека русских церковно-певческих рукописей, которые присылались сюда со всей страны (впоследствии библиотека носила имя ее основателя – Смоленского; после 1917 г. собрание в основном перешло в Исторический музей). В марте 1918 г. Синодальное училище было преобразовано в высшее учебное заведение с переименованием в Государственную народную хоровую академию (с измененным учебным курсом), ее директором оставался Кастальский. В 1923 г. академия влилась в Московскую консерваторию как хоровой отдел. Зал Синодального училища открыт вновь как концертный в 1979 г., с середины 1980-х гг. носит название Рахманиновского зала. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Среда. 6-е декабря. Литургию служил в Патриаршей Крестовой церкви. Затем занимался с секретарем Собора В. П. Шеиным, приготовляясь к завтрашнему заседанию Собора. В двенадцать часов отправился на Петровку в фотографию, где члены Собора – новгородцы снимались 572 . Оттуда пешком же направился к Кремлю, а затем к арендатору Новгородских рядов С. К. Иванову, у которого и обедал. Семья Ивановых живет на Никольской, во дворе Славянского базара. Это место как раз сильно было обстреливаемо во время революции, следы чего и теперь видны. Они (муж и жена) много рассказывали об испытанных ими ужасах. В пять часов возвратился пешком домой. Погода – мягкая, с малым снегом. С девяти до половины одиннадцатого по обыкновению трапезовал с преосвященным Агафангелом с Патриархом во главе. Беседовали о многом. Патриарх – прекрасный и остроумный собеседник, причем часто и себя не щадит. Между прочим, характеризуя себя как Патриарха, он без всякой рисовки говорит о себе: «Я еще до выбора Патриарха говорил, что первым патриархом не должна быть какая-нибудь яркая личность, а посредственность. Так оно и случилось». Такое смирение прямо трогательно. Не всякий сможет так сказать. Гражданская война продолжается на юге. Казаки одолевают большевиков. Теперь и Украйна 573 выступила против большевиков, и тоже пока успешно. Что-нибудь нужно делать, а то разрушение державы Российской продолжается. Государство распалось на ряд уделов; пожар войны гражданской захватывает все новые и новые губернии. Быть может, на очереди оккупация иностранцами крупных центров для восстановления порядка. Мало того... Россия скоро окажется отрезанной от всех великих океанских путей (Владивосток уже занят японцами) 574 . У всех морских ворот очутится по иностранному сторожу. Она превратится в «замкнутое» государство в пределах прежней Московии. И такое трагическое положение для шестой части земного шара не угроза, но реальный факт, один из многих печальных результатов великой анархии 1917 года. Из Петрограда сообщают сенсационное известие, что там гласно обсуждается или подготовляется нашими, заключившими с Лениным и Бронштейном «перемирие», врагами попытка захватить Петроград при посредстве сотни тысяч германских и австрийских военнопленных, которые, «как всем известно, стекаются к столице и исподволь вооружаются; военнопленные немцы, офицеры и миряне, никем не возбраняемые, ежедневно собираются для каких-то таинственных совещаний в специальной штаб-квартире».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

285 Veto (лат.) – запрет. Наложение veto регламентировалось статьями 66, 67 Устава Собора: «66. Если правилодательное постановление Собора в течение трехдневного срока со времени поступления его на обсуждение Совещания будет в полном объеме или частях отвергнуто большинством трех четвертей голосов присутствующих в заседании Совещания епископов, с приведением к тому оснований, то таковое постановление снова вносится в общее собрание Собора, на котором вновь рассматривается. Новое соборное постановление передается в Совещание епископов. 67. Если и после сего постановление это будет отвергнуто в Совещании епископов, то оно не получает силы Соборного определения, о чем провозглашается в ближайшем заседании Собора» (Деяния... Т. 1. С. 43.). – Примечание. 286 Казанская духовная академия – духовное учебное заведение, основанное в 1723 г. в Казани как архиерейская элементарная школа, преобразованная в 1732 г. в семинарию по образцу Киевской духовной академии. В 1797 г. семинария была преобразована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени. Для пополнения образования воспитанники академии посещали университет, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в академии. В 1818 г. академия была закрыта. Открытие ее вновь последовало в 1842 г. (эта дата и определяла проведение юбилея), когда была осознана потребность в наличии высшего духовного учреждения, которое бы занималось подготовкой кадров для осуществления миссионерской деятельности среди местного населения. Строй академической жизни определялся уставом 1814 г., общим для всех духовных академий. Особенностью Казанской духовной академии было наличие еще и миссионерского отделения, на котором преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. В 1854–1855 гг. в Академии были открыты миссионерские отделения против раскола, мусульманства, буддизма. С 1855 г. при академии издавался журнал «Православный собеседник». По уставу 1884 г. в академии преподавалась группа предметов миссионерских, подразделяющаяся на отделы татарский и монгольский. После революции 1917 г. Казанская академия с трудом просуществовала до марта 1921 г., когда двадцать преподавателей Академии были арестованы за нарушение декрета об отделении Церкви от государства. И уже в ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт, коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В сущности, приняты положения Отдела. А между тем – сколько было речей, большею частью бесплодных. Да! Мы находимся еще в периоде говорения, а не делания. А что делается теперь по всей стране!? Учредительное собрание, на которое возложено столько упований, еще не открыто. А между тем членов его, по преимуществу кадетов, объявленных большевиками в качестве врагов русского народа, арестуют 555 . На юге идут бои между своими. Повсюду разбои, грабежи, убийства. В эти сумрачные и жестокие дни неотвязчиво пытает нас все одна и та же мысль. Погибла Россия или, быть может, ей еще не заказаны пути к спасению? Что такое мы? Неужели мы только навоз, годный для удобрения? Эта загадка невыносимо мучительна. Вместо трезвого творчества, вместо верных ударов по старому, обветшавшему ярму мы присутствуем при разгуле диких страстей, при не знающем пощады всеобщем погроме. Разиновщина и пугачевщина бледнеет пред событиями 1917 года, охватившими не один угол Империи, а всю Россию. С детства врезавшиеся нам в память главы «Капитанской дочки» теперь неотступно пытают нас своими жуткими образами. Пугачевские казни в Белогорской крепости седьмой главы пушкинской повести стали общерусским «бытовым явлением». Ежедневно читая о расправах над офицерами и генералами, разве не чудится нам исступленный крик жены русского офицера: «Не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Боже мой! Что же такое Россия? Где же тот великодержавный народ, который создал свою национальную культуру, внесшую в общечеловеческую сокровищницу творчества свой ценный вклад? Ведь он топчет свои национальные сокровища, мы с ужасом сторонимся его исступленного взора. Неужели этот взрыв диких страстей не схлынет? Неужели он не поймет окружающего его ужаса? Неужели не наступит час отрезвления? Да! Может быть и наступит, но будет уже поздно. Тело единой России будет добито раньше, чем пробьет этот час пробуждения. Победа Германии несет русскому народу великие бедствия... Одна должна быть молитва: “Господи, спаси нас, погибаем!”».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010