Апостол Павел в первом послании к Коринфянам, главе 13, в немногих словах дает описание свойств истинной христианской любви: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, Любовь не превозносится, не гордится, Не бесчинствует, Не ищет своего, Не раздражается, Не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Есть ли какие признаки, что христианин живет в своей религиозно-нравственной жизни именно по побуждениям любви? Да, есть: вот они в словах апостола Павла. Но есть еще один, на который указал Господь Иисус Христос ученикам в Своей прощальной беседе. Он, увещевая их пребывать в любви Его ( Ин. 15:11 ), обещает, что они будут иметь сильнейшее побуждение жить любовью – «радость совершенную» ( Ин. 15:11; 17:13 ). Значит, вот какой у христианской любви, как самого совершенного мотива к нравственной жизни, необходимый спутник и необманчивый признак – это духовная радость, которая составляет общее настроение живущего любовью христианина. «Всегда радуйтесь», – заповедует апостол ( Филип. 4:4 ; 1Фес. 5:16 ). Где нет такой радости, там нет и любви. Добродетель вообще носит в себе начало внутреннего удовлетворения и счастья, любви же это свойственно в высшей степени, как самой высшей добродетели ( Кол. 3:14 ). Любовь и радость нераздельно связаны между собой и носимая христианином в сердце духовная радость по взаимосвязи сообщает любви особую энергию и силу. Вот почему апостол Павел в перечислении духовных благодатных даров радость ставит непосредственно после любви ( Гал. 5:22 ), вот почему преисполнена такого духовного восторга 13-я глава его 1-го послания к Коринфянам. К оживлению любви (как главного и основного побуждения нравственной жизни) служат и высокие представления нашего ума о Боге, как Творце и Промыслителе, Спасителе и Освятителе нашем, Который по Своей любви извел весь мир из небытия в бытие, создал человека, – по Своей неизреченной любви спас род человеческий во Христе Иисусе. В этом сознании мы находим новые побуждения к исполнению закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Апостолы приняли Спасителя в корабль свой, ветер утих, и они поплыли спокойно; так точно, когда Господь с нами и сохраняет нас Своей благодатью, то всякая опасность для нас прекращается, и мы можем неуклонно и беспрепятственно идти к истинной цели своего назначения. Даже и тогда, когда настанет для нас последняя буря жизни, если наш Божественный Покровитель будет с нами, мы не убоимся зла, как царь-пророк исповедует о себе: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; (Пс. 20:4) Итак, если желаем, среди опасностей моря житейского, обрести безопасность, и, по окончании плавания, достигнуть блаженной вечности, то остережемся, чтобы своими грехами не огорчать Господа, своим своеволием не удаляться от Него, и из-за этого не лишиться Его благодати. Чему еще учит нас нынешнее евангельское событие? Оно учит, что и среди великих бед и опасностей мы отнюдь не должны предаваться отчаянию. Ночью, среди моря, на небольшом судне застает апостолов сильная буря: где и как искать спасения? Нет с ними Божественного их Учителя, Которого ветры и море слушаются (Мф. 8: 27). Он Сам бдит над возлюбленными Своими учениками; среди ужасов опасности вдруг является к ним, трепещущим от страха, и успокаивает их: дерзайте, это Я, не бойтесь! Так, братия, когда и нас среди плавания по волнующемуся морю жизни постигают беды и напасти, то мы никак не должны думать, что Господь совсем оставил нас, если только мы не отвратили Его от себя своим ожесточением во грехах и нераскаянностью. Среди всевозможных бедствий, самых тяжких испытаний, мы не должны впадать в безнадежное уныние или отчаяние, но с твердым упованием и молитвой должны обращаться к Господу и от Него ожидать помощи, Господь беспредельно благ и многомилостив; Он всегда готов явиться на помощь всем, призывающим Его с верой и особенно тогда, когда, по-видимому, не остается им никакой надежды спасения. Итак, бедствующие в этом мире, все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. (1 Петр. 5:7)! Обращайтесь к Господу все, находящиеся в большей или меньшей опасности жизни: Он спасет и вас, как спас учеников Своих на море во время бури. Обращайтесь ко Господу все падающие духом при виде множества грехов своих и боящиеся праведного Божьего гнева: Он, сделавшийся для всех нас искупительной жертвой, ниспошлет вам мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. (Филип. 4:7). Обращайтесь к Господу, страждущие различными болезнями: Он всемогущ и исцелит вашу болезнь, даже и такую, в которой не может помочь вам никакое искусство человеческое. Обращайтесь к Господу все в истинных нуждах своих, какого бы рода они не были: всем, с твердым упованием к Нему притекающим, Он подает несомненную помощь и спасение.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Благочестие или, как говорят, религия имеет место в сознательных и свободных действиях, желаниях человека, в которых человек может быть и скверным в очах Господа, и угодным Ему, и приближаться к Нему, и удалять Его от себя. Ст. 29. «Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». На эти слова постоянно ссылаются штундисты, осуждая православных за почитание св. изображений, или икон. Но нельзя говорить об иконах, что они «получают образ от вымысла человеческого». Разве это вымышлено, что Сын Божий воплотился, был видим в образе человека и образом обретеся, якоже человек ( Филип. 2:7 )? Разве это вымышлено, что Св. Дух явился телесным образом ( Лук. 3:22 )? Разве это вымышлено, что тайнозритель Иоанн видел Самого Бога Отца сидящим на престоле и подобным по виду камени иаспису и сардинови (Аппок. 4:3)? Итак, мы, устрояя и почитая иконы, не вымышляем, а созерцаем то, что по истине было. Как же, спросят нас, ап. Павел говорит, что Божество не подобно камени, а между тем ап. Иоанн созерцал Его подобным камени? Очевидно, что Павел разумеет бесконечное и непостижимое существо Божие, которое превыше всякого подобия, а Иоанн созерцал образ, в котором Господь благоволил ему явиться, чтобы быть видиму плотскими очами. Наши иконы суть воспроизведение тех образов, в которых Господь по благости Своей являлся подобным нам людям. Отвержение храмов, как мест особого благодатного присутствия Божия, икон, как воспроизведения тех образов, в которых Господь благоволил являться среди людей, есть в некотором смысле отвержение благости Божией: не надо де нам той благости Божией, по которой бесконечное Божество ограничивает себя пространством, чтобы наиболее приблизиться к нам (вездесущее столь же близко к нам, как и далеко от нас), или той благости, по которой Господь принимал видимые образы для того, чтобы быть зримым от людей. Гл. 19, ст. 2. Св. Павел спрашивал у некоторых учеников: приняли ли они Духа Святого? «Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

«Блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян. 20:35 ): такова сущность настоящей свободы в благотворении, составляющей второе, после всеобщности, необходимое свойство христианского милосердия. Никогда еще никто не проповедовал с такой настойчивостью о долге каждого христианина служить своему ближнему делами любви, как великий апостол языков – св. Павел ( 2Кор. 7:14; 8:9; 9:6 ), но никогда и никто еще не высказывал с такой силой принцип добровольности подаяния, как он. Нигде у него не встречается ни одного слова, которым бы вменялась в обязанность известная мера подаяния; напротив, везде он то и дело говорит о том, что совершенно доброй воле каждого, подает ли он что-нибудь и сколько именно. «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор. 9:7 : Ср. Филип. 4:10–18 ; Рим. 15:26–27 ; Евр. 10:34 ): вот девиз добровольной христианской благотворительности. Все здесь зависит от доброй воли, чтобы каждый имел усердие и благорасположение ( 2Кор. 8:11 ), чтобы милосердие творилось с радушием, чтобы «раздаватель раздавал в простоте» ( Рим. 12:8 ; 2Кор. 8: 2 ). Простота раздает охотно, потому что она не руководится сторонними соображениями, а просто и прямо имеет в виду одно дело любви и его цель. Апостол говорит о церквах Македонских, что «они отдали самих себя, во-первых, Господу» ( 2Кор. 8:5 ), и этим высказывает, что собственно придает милостыне ее истинное значение, именно то, что она не есть мертвая раздача подаяний, простое внешнее отречение от части своего имущества, а самопредание, добровольное принесение в жертву собственного личного интереса. Ап. Павел проявляет заботливость и о том, кому и как заведовать сборами подаяний. Он не один приносит их, а повелевает отрядить избранного от церквей для заведывания ими, чтобы никто не мог сказать о нем что-нибудь худое из-за этого обилия приношений и чтобы все производилось честно «не только пред Господом, но и пред людьми» ( 2Кор. 8:19–21 ), и это опять в связи с полной доброхотностью подаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Братия! и к нам говорит апостол Павел: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу. Никто не думай, что он уже достиг совершенства, имея некоторые дары от Господа. Никто не полагайся на земное благополучие, и не предавайся мечтам самодовольства, почитая себя как бы вполне счастливым и довольным, как бы воцарившимся в земной жизни. Внимая учению и примеру св. апостола Павла, будьте кротки и смиренны; будьте послушны заповедям Божиим; прежде всего ищите царствия Божия и правды его. Терпеливо переносите, ради Господа, всякие скорби и обиды от других. Помните и соблюдайте заповедь Господа: любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам натает и изгонящия вы, яко да будете сынове Отца вашего, иже на небесех ( Мф.3:13.14 ). По примеру св. Павла, забывая заднее, простирайтесь вперед; стремитесь к цели вышнего звания во Христе Иисусе ( Филип.3:13.14 ). О горнем всегда помышляйте, всячески умеряя и сокращая заботы о земном: Наше бо житие на небесех, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа ( Филим.3:20 ). Ему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Беседа 27. В день Нерукотворенного Образа Братие, надеяние таково имамы Христом к Богу; не яко довольна есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога ( 2Кор.3:4.5 ). Прежде предложенных слов, апостол Павел писал к Коринфянам: «неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам, или от вас? Вы наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками. Вы показываете собою, что вы–письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:13 ). Этими словами Апостол указывает на то обстоятельство, что Коринфяне им были обращены к вере в Иисуса Христа, и что настоящая их жизнь христианская пред всеми свидетельствует о том, что для них сделал Павел. В след за этим Апостол говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Братья и сестры, облечемся как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу ( Кол. 3:12–13 ). Подражая Господу и Его угоднику святому пророку Моисею, постараемся быть всегда готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость не только по отношению к начальству и властям, но и вообще ко всем человекам ( Тит. 3:1–2 ). Аминь. 2003 г. О гражданстве (Нед. 12 по Пятидесятнице. Суббота. Мф. зач. 90) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Наше жительство – на небесах» ( Филип. 3:20 )! – сказал апостол Павел. Но, как пояснили святые Отцы, такое жительство для нас, пока мы странствуем на земле, возможно лишь «по уму и по внутреннему человеку», 21 а по телу мы являемся гражданами того государства, в котором временно поселил нас Промысл Божий. И мы не можем забывать о том, что «если мы в Царство Божие призваны, то должны быть и гражданами этого царства, звания этого достойными». 22 Ведь вполне «можно быть слушателем Божественной мудрости и вместе своему гражданскому положению соответствовать». 23 В чем выражается это соответствие? Прежде всего, в повиновении существующим властям и постановляемым от них законам. Так апостол Петр наставляет нас, говоря: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Петр. 2:13–14 ). Начальство установлено Богом для того, чтобы ограждать общество от зла, давая простор благу. В этом смысле всякий начальник есть Божий слуга ( Рим. 13:4 ). И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим. 13:5–7 ). Обратим наше внимание, братья и сестры, на то, что у христиан есть своего рода долги, которые им следует отдавать сообразно с родом начальствующих. Когда у Христа Спасителя спросили: «Позволительно ли давать (σουναι) подать кесарю, или нет» ( Мф. 22:17 )? Он тут же исправил вопрошавших, сказав, что кесарево кесарю надо не давать, а отдавать (αποσουναι), ибо подать не добровольный дар, но законная обязанность, которую, как и всякую другую, каждый христианин должен исправно выполнять, заграждая уста невежеству безумных людей ( 1Петр. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Будьте внимательны и почтительны к тем людям, которые делают вам добро, которые трудятся для общего блага. Подражайте им, и оказывайте всякое возможное содействие, чтобы, таким образом, при содействии благодати Божией, ваши добродетели возрастали и умножались, и благоустройство семейное и общественное He нарушило, сохранялось и возвышалось, во славу подателя всех благ, Господа Бога. Помните страшное апостольское слово: «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят». Не дай Бог, чтобы кто либо из нас подвергся этому осуждению, отлучению от Христовой Церкви вне которой нет спасения! А чтобы не подвергаться опасности сего отлучения судом Божиим, для этого, братия, должны мы всегда помнить и размышлять о великих благодеяниях Господа Иисуса Христа, и все делать из любви к Нему, стараясь всегда исполнять Его заповеди; ибо так должна обнаруживаться наша любовь к Господу: имеяй заповеди моя и соблюдали их, той есть любяй Мя ( Ин.14:21 ), учит Господь Спаситель. Если так твердо и постоянно будете хранить святую православную веру; если будете всегда искренно повиноваться ей, не увлекаясь никакими лжеучениями, никакими соблазнами и обольщениями; если, при свете сей веры, будете всегда носить и питать в своих душах заповеданную Господом любовь к Богу и ближним, и что ни делаете, делать по этой любви: то и с вами пребудет навсегда благодать Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. Беседа 31. В день рождества Пресвятые Богородицы Братие, сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе ( Филип. 2:5 ). В предложенном ныне чтении из послания к Филиппийцам, апостол Павел учит нас смирению, терпению и взаимной любви, и в побуждение к сим добродетелям указывает на совершеннейший образец всех добродетелей, верою созерцаемый в Господе нашем Иисусе Христе. Апостол Павел писал к Филиппийцам: «Ничего не делайте по любопрению, или по тщеславью, но по смиренномудрью почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других ( Флп.2:3.4 ). Непосредственно за этим он говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В настоящий день, братия, Иисус Христос имел последний — славный вход в Иерусалим. Вход сей был весьма торжествен. Лишь только пронеслась молва, что Мессия — Христос идет в Иерусалим, тотчас многие из народа, говорят Евангелисты, вышли к Нему на встречу с пальмовыми ветвями, и одни постилали свои ризы пред Ним, другие резали ветви с дерев и бросали их по пути Его, a все сопровождали Его с радостью и громко восклицали: « Осанна! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Благословепно грядущее царство! Осанна в вышних !» (Мр. 11:8–10; Иоан. 12:12–15 ). Воспоминая ныне такой вход, Святая Церковь внушает нам, братия, чтобы и мы встречали Иисуса Христа по примеру сынов древнего Израиля. Для этого она вручает нам ваия (пальмовые ветви) и влагает в уста наши те радостные восклицания, с какими Иудейский народ встретил Спасителя. a один из древних пастырей Церкви говорит нам: «взяв пальмовыя ветви, пойдем и мы навстречу Господу нашему» (Сл. в нед. Ваий святого Прокла, архиеп. Царегр.). Но как скажут иные, можем мы выйти навстречу Иисусу Христу, когда Он давно уже вознесся на небо и не живет между нами. Нет, Он живет среди нас, потому что обещал пребывать с нами « во все дни до скончания века » (Мф. 28:20), и теперь находится « близко » от нас, как вы слышали в ныне читемом апостольском послании (Филип. 4:5). « Се, стою у двери и стучу », вещает Он Сам в откровении Тайновидца, « если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною » (Откр. 3:20). Значит, и ныне можем мы встретить и принять Его к себе по примеру Иудеев, только чувственные действия их нужно заменить духовными, потому что Господь посещает нас теперь не чувственно, a Своим духовно-благодатным наитием. Иудеи, встретившие Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим, как только услышали, что Он идет в сей город, тотчас вышли на встречу Ему. Поэтому и мы, братия, не должны оставаться в бездействии и равнодушно ожидать, когда Он придет к нам, но должны сами выходить навстречу Ему, должны стремиться к Нему мыслями, желаниями и всем нашим существом. Сын Божий очень желает иметь духовное общение с нами и поэтому, как мы сказали, стоит « близко, при дверях » сердец наших и стучит в них Своим словом, благодатью и разными обстоятельствами нашей жизни. Но, однако, Он не может войти в них, если мы не откроем их для Него, потому что, как благий и свободолюбивый (2 Кор. 3:17), ни в чем не поступает с нами насильно, но всего ждёт от нашей доброй воли, от нашего сердечного расположения. Поэтому Апостол говорит: « приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам » (Иак. 4:8).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В особенности сердце – как это принято и в нашем образе выражения, – служит у Ап.Павда седалищем чувства (аффекта) – этого непосредственнейшего обнаружения, основной функции внутренней жизни. Так, в нём находит выражение чувство печали Римл. 9.2 : «великая для меня печаль и непрестанное мученье сердцу моему». Равно также выражается в сердце и противоположное чувство – чувство радости Ефес. 5,19 : «исполняйтесь духом... поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ср. Кол. 3. 16 , Чувство утешения находит своё седалище здесь же Ефес. 6, 22 : «послал к вам, Тихика..., чтобы он утешил сердца ваши» ср. Кор. 2, – равно также и чувство мира Колос. 3. 15 : «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ср. Филип. 4, 7 . В сердце обитает и чувство любви 1Тим. 1, 5 : «цель увещевания есть любовь от чистого сердца». Римл. 10, 1 : «блаюволение» ( εδοκα) моего сердца» 1 (есди слово εδοκα здесь перевести «блоговоление» Ср. 2Сол. 3, 5 ). Предмет, любви тоже пребывает в сердце 2Кор. 7, 3 : «вы в сердцах наших», ср. Филипп. 1, 7, и остаётся в сердце вопреки пространственному отдалению Сол. 2, 17: «мы братие, были разлучены, с вами на короткое время лицом, а не сердцем». Радоствые аффекты расширяют сердце 2Кор. 6, 11 : «сердце наше расширено», – печальные чувства сжимают его 2Кор. 2,4 : «от великой скорби и стисненного сердца я писал вам». Также локализируется в сердце воля, близко стоящая к чувству, бесспорно тесно связанная с аффектами чувства 1Кор. 4,5 : Бог «обнаружит сердечные намерения». В Римл.1. 24 употреблено выражение «похоти сердец». Твёрдая, по одному направлению неуклонно стремящаяся воля обозначается, как «твердость«, »непреклонность сердца», – как «ожесточение», если направляется на зло Ефес. 4,18 : «были отчуждены от жизни Божией – по причине... ожесточения сердца их», между тем, о твёрдой воле, стремящейся к добру, говорится в 1Солун. 3,13 : «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне». В 2Сол. 2.17 сказано: «да утешит наши сердца и утвердит во всяком с.юве и деле благом».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

В притче Раздаятель талантов выражает ее так верному рабу: „добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Что это значит? Значит: войди, верный раб, в свободную, счастливую, преисполненную радостей жизнь вместе с господином твоим, т. е. в блаженное общение с Богом в здешней жизни и в вечное блаженство царства небесного. Что же? Такая ли обещается здесь награда, которая могла бы, как подкуп привлекать нас, грешных, к подвигам жизни христианской? Если бы это было так, то в притче Спасителя о званных на вечерю ( Лук. 14, 16 – 24 ) не были бы изображены грубые плотские люди, отрицающееся от звания Божия, которые говорят один за другим: один – землю купил и иду посмотреть ее; другой – купил пять пар волов и иду испытать их; третий – я женился и потому не могу придти, и все имей мя отреченна. Не произнес бы и Звавший на вечерю этого скорбного отзыва: „много званных, но мало избранных”. Также непонятны для людей плотских и те награды, которые называются в Слове Божием залогом и предвкушением славы или силы будущего века, по выражению апостола Павла ( Евр. 6, 4 – 5 ). Мир мног любящим закон Твой, говорит Псалмопевец ( Пс. 118. 165 ). Апостол Павел называет этот мир „превосходящим всякий ум» ( Филип. 4, 7 ). В видении, которого апостол Павел был удостоен, быв восхищен до третьего небесе, он слышал глаголы, для которых нет выражения на языке человеческом ( 2Кор. 12, 4 ); поэтому и блага, уготованные любящим Бога в царствии Божием, он называет недоступными ни для ока, ни для слуха, ни для сердца человеческого в настоящем нашем состоянии ( 1Кор. 2, 9 ). Об этих наградах сказано в Апокалипсисе: „побеждающему дано будет вкушать сокровенную манну и дан будет белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (2, 17). Эту таинственность духовных утешений прекрасно объяснил один древний христианский подвижник. На вопрос ученика: „скажи, отче, что ты чувствуешь, когда ты в восторге и молишься, и радуешься, и плачешь? – Сын мой, отвечал старец, можно ли объяснить вкус меда тому, кто его не пробовал, или свет солнца слепому от рождения? Вкуси и узнаешь, прозри и увидишь».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010