25:21), и могли не только достигнуть ворот внутреннего двора, но войти и внутрь его, и чтобы над нами пополнились следующие слова: насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут (Псал. 91:14). Ст. 8—11. И когда входит будет князь, то должен входит чрез притвор ворот и тем же путем выходить. А когда народ земли будет приходить пред лице Господне в праздники, то вошедший северными воротами для поклонения должен выходить воротами южными, а вошедший южными воротами должен выходить воротами северными. Он не должен возвращаться теми же воротами, какими вошел, а должен выходит противоположными. А князь должен (находиться) среди них, вместе с входящими входить и вместе с выходящими выходить. И в праздники (in nundinis) и торжественные дни (мучного) приношения (от него) должно быть по ефе на тельца и по ефе на овна, а мучного приношения на агнца должно быть столько, сколько найдет рука его, и по гину масла на каждую ефу. Это тот князь, о котором написано: и войдет князь чрез притвор ворот совне и чрез одни и теже ворота войдет и выйдет, ибо он обладает свободою выбора и имеет власть отдать жизнь свою и снова принять ее, и как приходя в нам, так возносясь на небеса, пользуется тою же свободою, свойственною его величию. Он не имеет нужды в праздниках и торжествах и не наблюдает никакого различия в днях, потому что всякое время для него служит празднеством. Но народ только в праздники и торжественные дни входит и выходит и не одним и тем же путем, но то одним, то другим. Ибо написано: а когда народ земли будет приходить пред лице Господа в праздники, то вошедший северными воротами для поклонения должен выходит южными воротами, а вошедший южными воротами должен выходит северными воротами. Он не должен возвращаться теми же воротами, какими вошел, а должен выходит противоположными. Это не только тем заповедуется, которые выходят из Содома и которым говорится: не озирайся вспять (Быт: 19, 17), и не только возлагающим руку на орало, которые не должны озираться назад, но и находящимся в дому Господнем повелевается, чтобы они не озирались назад, и не возвращались в бедным и немощным вещественным началам и чтобы, начав духом, не оканчивали плотию, но в области духа все более и более преуспевали и могли сказать с апостолом: задняя забывая, в предняя же простираяся (Филип.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

28:18). Этим уже были исполнены верно милости, обещанные Давиду (Исаии 55:3 сн. Деян. 13:34 ) и, таким образом, только теперь Христос является Царем-Давидом (Иезек. 34:23; 37:24,25) и притом, как уже не имеющий более увидеть тления ( Деян. 13:34 ) в смысле исполнения обещанных Давиду милостей – Царем вечным (Иезек. 37:25 сн. Исаии 9:7 и др.) и мирным (Исаии 9:6 или 5), как истинный сын Давида – Соломон (срав. еще Иезек. 37:25,26), также Евр. 7:2 ). Вполне же получил Он эту власть, воссев одесную престола величия на небесах ( Евр. 8:1  сн. 1:3), как сказал Ему Бог Отец: сиди, одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Псал. 109:1  сн. Евр. 1:13 ; срав. Мф. 22:44; Мар. 12:36 ; Луки 20:42–43 ; Деян. 2:34–35 ; 1Кор. 15:25 ; Евр. 10:13 ). Ибо теперь еще не все враги покорены Ему ( Евр. 2:8 ). Последний же враг истребится смерть ( 1Кор. 15:26 ) и для людей, как она над Ним уже потеряла свою силу (сн. Деян. 2:24 ). Тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем ( 1Кор. 15:28 ), т. е. тогда наступит вечное соцарствование Его Богу Отцу, уже не препятствуемое никакими враждебными силами и будет царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца ( Луки 1:33 ) 675 . Но это царствование Его неразрывно связано с Его областью, царством благодати и (затем) славы, таким же, как и Он – Царь, вечным. Уже быв на земле, Он обетовал: на камне исповедания имени Моего Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Следовательно, это есть то царство, о котором через прор. Даниила было предсказано, что оно будет существовать вечно (4:14). Так Бог превознес Его и даровал Ему Имя, выше всякого имени; дабы пред Именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Филип. 2:10–11 , срав. Исаии 45:23 и Рим. 14:11 ) В этом – осуществление вечной мысли божественной, дабы все небесное и земное соединить под главой – Христом ( Еф. 1:10  сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

29 . Соблюдать заповеди Божия: да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу вашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его (3 Дар. 8, 61). – Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять ( Иез. 36, 27 ). 30 . Жить во свете и истине: прийдите, и будем ходить во свете Господнем ( Ис. 2, 5 ). – Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте как чада света ( Ефес. 5, 8 ). – Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей ( Пс. 85, 11 ). – Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас, т. е, в апостолах ( Филип. 3, 17 ). 3. О самолюбии (Из творений св. Тихона задонского ). а) Понятие о самолюбии. «Когда человек любовь, Богу единому должную, обращает к себе, сие называется самолюбие, которое не что иное есть, как самого себя неумеренное любление». б) Признаки самолюбия. " Знак самолюбия, когда кто, оставивши волю Божию, свою исполняет... Знамение самолюбия есть, когда кто уклоняется от зла, не ради воли Божией, зла не хотящей, но, или ради страха человеческого, или для похвалы или из корысти... Знамение самолюбия есть, когда кто, имея дарование какое-либо: богатство, например, разум, здравие, приписывает оные своему тщанию и трудам, а не Богу... Знамение самолюбия есть, когда кто, в беде какой и несчастии находясь, не терпит, но ропщет. Ибо таковый волю свою воле Божией предпочитает, без которой ничто приключиться не может. Знак самолюбия есть, когда кто, что ни делает, ради прославления имени своего делает... Как боголюбие есть корень и источник всех благ мира, покоя, согласия: так самолюбие есть начало всех зол и бед на свете, как выше сказано...» в) Плоды самолюбия. «От самолюбия всякое в мире бедствие. От самолюбия – брани, от самолюбия толико проливается человеческой крови; толико остается вдов, плачущих о мужах своих, толико матерей – по сынех своих, толико детей – по отцах своих сетующих, толико сражающихся запустевает государств и градов, толико иждивается казны, толико делается беспокойствия, смятения, страха в обоих государствах!..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2/15 сентября 1901 г. В 9 30 Тихон проследовал из приходского дома в Богоявленскую часовню, куда на воскресную обедню пришли более 150 человек. «После Евангелия на Божественной литургии священник В. Александров, с благословения Владыки, сказал пространное поучительное слово на прочитанное о. иеродиаконом евангелие «о любви к Богу и ближнему» ( Мф. 22:35–40 ), а после «буди имя Господне» Архипастырь обратился к молящимся с словом привета и поучения. В своей проповеди Владыка остановил свое и слушателей внимание на некоторых местах апостольского чтения в неделю 15-ю и применил их к современным обстоятельствам. «По милости Божией, – говорил Владыка, – мы – служители и члены православной Церкви. Имея тот же дух, как написано: «я веровал и потому говорил», – и мы веруем, потому и говорим ( 2Кор. 4:13 ), проповедуем не по корыстолюбию, не по зависти и любопрению, а с добрым расположением ( Филип. 1:15 ), желая, дабы седящыи во тме и сени смертней 408 обрели Свет истинный в правосл. Церкви. Проповедуем, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом ( 2Кор. 4:2 ); не заманиваем к себе всякими обещаниями, не покупаем себе членов и последователей деньгами, как иногда клевещут на нас... Предлагаем только одну истину, – хочешь, прими ее, – и иные слушают гласа нашего и принимают ее, а для иных благовествование наше остается закрытым, ибо бог века сего ослепил их умы, дабы для них не воссиял истинный Свет Христов (ст. 3 – 4). И таковые еще воздвигают против нас всякие нарекания и возбуждают преследования и судебные иски... Однако, подобно Апостолу, мы не унываем и не отчаиваемся (ст. 8 – 9): верим, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит и нас и поставит пред Собою (ст. 14). Бог нам прибежище и сила: сами же мы по себе немощны и слабы, носим сокровище в хрупких глиняных сосудах, и преизбыточная сила, действующая в нас, принадлежит Богу, а не нам (ст. 7). В самом деле, как мы малочисленны в стране сей по сравнению с другими исповеданиями, как бедны и худосочны, если станем себя сравнивать с членами других церквей здесь! Однако мы не унываем, ибо смотрим не на временное и видимое, а на вечное – невидимое (16:18). Не бойся малое стадо, говорил Христос своим ученикам; Бог избирает не мудрое мира, а немощное и незнатное, дабы посрамить знатных, и сильных, и мудрых ( 1Кор. 1:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2: 16). 2. Кто же это – " Бог века сего " ? Последователи заблуждения Маркиона говорят, что это сказано только о Творце правосудном, а не благом: они утверждают, что есть другой какой-то Бог, правосудный только, без благости. Манихеи же, безумно желая ввести другого творца твари кроме истинного, говорят, что здесь говорится о диаволе, потому что Писание часто называет богом не по достоинству называемого, но по бессилию подчиненных его. Так оно и " мамону " называет господином ( κριον ); (Мф. 6: 24) и чрево – богом (Филип. 3: 19). Однако ни чрево по этому самому не бог, ни мамона – господь, но так названы они из-за тех, которые им подчиняют себя.  Мы же думаем, что это сказано и не о диаволе, но о Боге всяческих. И должно читать это место так: " Бог ослепил разумы неверных века сего " ( τν απιστων του αινος τοτου ετφλωσεν ο Θες τ νοματα ), потому что не будущий, а только настоящий век имеет неверных. Если же кто и так будет читать: " Бог века сего " ( ο Θες το αινος ττου ), то и такое чтение не представляет никакого затруднения, потому что не показывает еще, что Он – Бог только настоящего века. Он называется и Богом неба; однако не есть Бог одного только неба. Мы называем Его также и Богом настоящего дня; однако, говоря так, мы не ограничиваем власти Его только этим днем. Равным образом называется Он и Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова, и, однако, Он не есть Бог только их одних. Много и других подобных доказательств можно находить в Писании. Как же Он ослепил их? Не содействием к тому, – да не будет, – но оставлением и попущением. В Писании часто употребляются такие выражения. Так оно говорит: " предал их Бог превратному уму " (предаде их Бог в неискусен ум) (Рим. 1: 28). Так как язычники прежде сами не поверили и сделали себя недостойными познания таин Божиих, то и Бог уже потом оставил их. Что же другое надлежало бы с ними делать? Насильно влечь и открывать тайны не желающим знать их? Но они еще более презрели бы и отказались знать их. Потому-то (апостол) и присовокупил: " чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа " (во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы , – не для того, чтобы не веровали в Бога, но для того, чтобы неверующие, как неспособные, не видели внутренних таин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2:22), предавал Себя, как виновного, дабы за вас удовлетворить правде Отца Своего, как пророчествовал о сем Св. Давид: «чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс.68:5). Он видел ясно, кем и какое благоутробному Отцу Его было сделано оскорбление. Он видел, какое зло — вечная погибель, которой через грех подвергся весь род Адамов: все это Он видел и знал несравненно яснее и вернее всех сотворенных существ. И этой одной скорби достаточно бы было пресечь жизнь Спасителя мира, если бы человеческое естество Его не было укрепляемо силою Божественною. И среди таких-то ужаснейших страданий Сын Божий за живот мира предал наконец дух Свой Богу Отцу, «послушлив был Ему даже до смерти» (Филип.2:8).    Теперь скажи, Ставрофила, какого креста еще не доставало Спасителю мира? А все это понес Он ради тебя, чтобы ты, помышляя «о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников» (Евр.12:3), не ослабевала душою, но взирая на страдания Христа твоего, возбуждалась Его примером, говоря так: если Он столько претерпел, что же мне должно? «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук. 23:31). Глава 5. Должно нести крест по примеру Преблагословенной Девы Марии («Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лук. 2:35))    Слова Ангела пронзали сердце Ставрофилы, как острые стрелы: слезы струились из очей её. Пришедши в себя, она воззвала к Господу Иисусу Христу: «Благодарю Тебя, о Женише душ верных, что в жизни Своей ты явил нам образ несения всякого креста. Подай же мне силу идти стезею терпения и смирения, во след Тебя, Христа Господа моего. На сем пути какие бы ни встретили меня скорби, твердо уповаю, что с Твоею, Господи, помощью, я все сие пройду. Ибо теперь я знаю, что не уклонением от скорбей можно избавиться от них, а напротив должно заботиться о том, чтобы с терпением перенося оные, препобеждать их. И об этом только ныне желание и воздыхание моего сердца».    АНГЕЛ. Благо тебе, что ты благодарна к Господу твоему; ибо кто бывает благодарен за полученные благодеяния, тот удостаивается больших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

2, 4). Христианин не может любить обольщений мира и не может участвовать в темных делах его, потому что он – сын духовного света, озарившего ему вечную жизнь во Христе и сделавшего для него настоящую жизнь на земле лишь временным странствованием его к вечному царству на небе (1 Иоан. 2, 15-17; Ефес. 5, 8; Евр. 12, 22-24). В силу этого, свободный подражатель святой жизни И.Христа, он уж естественно должен являться здесь и добровольным участником в неповинных страданиях Христа, потому что он ведь только странник в мире, т.е. чужой для мира, и стало быть – мир не может любить его. Поэтому апостолы прямо говорили верующим, что им суждено страдать (1 Фессал. 3, 3; срав. Филип. 1, 29) и что избежать этой участи, оставаясь верными последователями Христа, они не могут. Ведь истина, конечно, не может не обличать заблуждения, и свет не может рассеивать сумрака ночи, а христианская вера есть именно истина и свет, и потому, внесенная в мир, она естественно может только обличать его о грехе, и о правде, и о суде, а уж никак не согласоваться с языческим обиходом человеческой жизни в мире (2 Кор. 6, 14-16). Поэтому если бы христианин, из желания приятно пожить на земле, вздумал бы разделить свою жизнь и мысль между Христом и Велиаром, то он, очевидно, не пошел бы по следам Христа и потому, считая себя христианином, он в действительности не был бы им. Апостол решительно предписывает " не сообщаться с тем, кто, называясь братом (т.е. братом по вере во Христа, значит – христианином), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником; с таковым даже и не есть вместе " (1 Кор. 5, 11); потому что он не только не брат по вере, а, напротив, прямой разрушитель святыни веры, так как своей порочной жизнью он явно попирает Сына Божия и Духа благодати оскорбляет (Евр. 10, 29). Значит, христианин не тот, кто верит во Христа и желает услаждаться грехом, а тот, кто по вере во Христа желает бороться со грехом, чтобы действительно победить в себе грех; так что не только призраки мирских наслаждений, но и прямые страдания за истину христианской веры не могут заставить его изменить своей вере (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

2:9). И дар Его невыразим: « благодарение Богу », говорит апостол, « за неизреченный дар Его » (2 Кор. 9:15). « И мир Божий, который превыше всякого ума » (Филип. 4:7). Что же ты говоришь? Судьбы Его непостижимы, пути Его неисследимы, мир превосходит всякий ум, дар невыразим, уготованное Богом любящим Его не приходило на сердце человеку, величие не имеет предела, разум без числа, все непостижимо, а сам Он постижим? Не крайняя ли это степень безумия? Удержи еретика; не дозволяй ему удалиться; спроси, что говорит Павел в словах: « от части знаем »? Может быть, он скажет, что Павел говорит здесь не о существе (Божьем), а о делах домостроительства. Тем лучше, если у него была речь и о делах домостроительства, то еще больше наша победа; ибо, если дела домостроительства Божья непостижимы, то гораздо больше — Он сам. А что здесь апостол говорит не о делах домостроительства, но о самом Боге, выслушай следующее. Сказав: « отчасти знаем, и отчасти пророчествуем », он присовокупил: « теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан » (1 Кор. 13:9, 12). От кого же он познан был: от Бога, или от дел домостроительства? Очевидно, от Бога; следовательно, Его он и « знает отчасти » . « Отчасти », сказал он не в том смысле, будто одну часть Его существа он знает, а другой не знает (Бог — существо простое), но он знает, что Бог существует, а того, что Он есть по существу, не знает; знает, что Он премудр, а насколько премудр, не знает; не не знает, что Он велик, а насколько велик, или каково величие его, этого не знает; знает, что Он везде присутствует, а как это, не знает; не не знает, что Он промышляет, содержит все и сохраняет в целости, но каким образом Он делает это, не знает. Посему он и сказал: « отчасти знаем, и отчасти пророчествуем ». 6. Но, если угодно, оставим Павла и пророков и взойдем на небеса, нет ли там кого–нибудь знающего, что есть Бог по существу. Конечно, хотя бы там и нашлись знающие, у них нет ничего общего с нами; ибо велико различие между ангелами и людьми; однако, чтобы ты сильнее убедился, что и там ни одна созданная сила не знает этого, послушаем ангелов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2. Наша добродетель становится постояннее. Кто думает, что со смертью все кончено для человека, тот не в состоянии преодолеть много трудностей и препятствий, соединенных с подвигами добродетели. У него не хватит для этого ни мужества, ни самообладания, ни усилия. Его добродетель есть дело обстоятельств, а не постоянного стремления, не борьбы, продолжающейся во всю жизнь. Он не дает себе никакого труда, чтобы господствовать над своими страстями и пожеланиями, исполнять тяжелые обязанности; потому что он живет только для этого мира, требования которого легко могут быть удовлетворены или даже вовсе оставлены без удовлетворения. Но кто верует в другую жизнь, убежден в своем бессмертии, тот знает, что он должен стремиться к совершенству в добродетели, отвергнуться самого себя, господствовать над своими похотями и из любви к добродетели все терпеть, все переносить. К такому постоянству в добродетели одушевляет его надежда на вечную жизнь. Он не чуждается “огненных искушений,” постигающих его в жизни, “но радуется, если страждет со Христом, да и в явлении славы Его возрадуется и восторжествует.” Как Иисус Христос путем страданий вошел в славу свою; так и христианин, по примеру своего Искупителя, мужественно и непреклонно ведет борьбу с искушениями и нападениями, со скорбями и бедствиями, радуясь обетованию: “ Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное ” (Мф. 5:10; 1 Петр. 3:14 ). Надежда на мздовоздаяние в будущей жизни укрепляет его в борьбе со грехом, дает ему дух и силу устоять во всех испытаниях, которым подвергается его добродетель, быть верным даже до смерти. 3. Наша добродетель делается смиренною. Самая совершенная человеческая добродетель не чужда недостатков. Дух бодр, но плоть немощна (Римл. 7:18–19 ). Как слабы были ученики до воскресения Иисуса Христа! Кто не знает самого себя, обманывается та счет своего нравственного состояния, тот считает себя уже достигшим совершенства, гордится своей воображаемой добродетелью и удаляется все далее и далее от цели совершенства. Этой цели не опускает из виду тот, кто верует в воскресшего Господа и утешается Его словами: “ Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ” (Иоан.11:25). Зная это, христианин не довольствуется тем, что сделано им для своего исправления и добродетели. Он чувствует себя недостойным обещанного блаженства и не ослабевает в своей ревности к истинному благочестию. Подобно апостолу Павлу он думает: “ Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ” (Филип. 3:13–14).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

2. Вем человека о Христе, прежде лет четыренадесяти: аще в теле, не вели: аще ли кроме тела, не вем: Бог весть: восхищена бывши таковаго до третияго небесе. «Знаю человека во Христе, который, назад тому четырнадцать лет, -(в теле ли, не знаю; вне ли тела, не знаю; Бог знает), -восхищен был до третьего неба. Связь речи ясно показывает, что это говорит Апостол о самом себе; потому что, в защиту себя от нареканий врагов своих, он говорит о своих достоинствах, а не о чужих. Это же подтверждает ниже и ст. 6: «таким человеком могу хвалиться»; «если захочу хвалиться, – не буду неразумен; потому что скажу истину». В последних словах истина раскрывается довольно ясно. Апостол как бы так говорит: если все это сказанное я прямо отнесу к самому себе; то нельзя будет назвать меня неразумным или обманщиком, потому что скажу истину, а не ложь. Обратимся к повествованию Апостола о видении. Знаю человека во Христе, т.е. человека, преданного Христу, или живущего во Христе, ходящего по заповедям Христовым. Так в другом месте Павел говорит о себе: живу не к тому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего мене и предавшего себе по мне ( Гал. 2:20 ); также: мне бо еже жити, Христос ( Филип. 1:21 ). «Который назад тому четырнадцать лет». По соображению времени написания этого послания со временем обращения Павла к вере во Христа, надобно полагать, что это было около семи или восьми лет после того, как Павел уверовал во Христа, и около того времени, как Павел и Варнава, по повелению Св. Духа, посланы были проповедывать Евангелие между язычниками ( Деян. 13:2–4 ). Может быть, угодно было Богу чрезвычайным видением и откровением укрепить Павла к совершению великих подвигов и преодолению великих трудностей, предстоявших ему на указанном поприще апостольского служения. Но смиренный Павел четырнадцать лет не говорил о чрезвычайном видении, и теперь только решился написать потому, что находил это нужным для пользы Коринфской церкви. «В теле ли, не знаю, вне ли тела, не знаю, Бог знает, – восхищен был до третьего неба». Если Апостол не знал, или не мог решительно сказать, в теле ли,

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010