Три политических статьи Тютчева, опубликованные по его собственной инициативе, также переизданы Русским архивом и позднее в его собрании сочинений ( Полное собрание сочинений , С-Петербург, 1913). Наиболее важная из этих статей, отвечающая нашим нынешним целям, озаглавленная «La Question Romaine», первоначально появилась в LaRevuedesdeuxmondes в 1849 году. Выразив надежду, что христианский мир может быть восстановлен, он завершает ее воспоминанием о сильном душевном волнении, вызванном посещением Рима Николаем I в 1846 году: «l’apparition de l’Empereur Orthodoxe revenu à Rome après plusieurs siècles d’absence» [появление православного Императора в Риме после многовекового отсутствия], ( Полное собрание сочинений , 363). Будет уместным привести свидетельства современников. Гоголь делится похожим впечатлением в письме к графу Александру П. Толстому от 2 января 1847 года: «Его повсюду в народе называли просто Imperatore , без прибавления: di Russia, так что иностранец мог подумать, что это был законный государь здешней земли» (Н.В. Гоголь, Полное собрание сочинений , Академия наук СССР, XIII, 24). Соловьев сам упоминает о прежней вере Тютчева в воссоединение Церквей «через соглашение Царя с папой», но впоследствии он отказался от этой идеи. См. статью «Поэзия Ф.И. Тютчева», Полное собрание сочинений , VII, 133 [ Op. cit . 1966. — Т. 7. — C. 133]. 12 La Russie et l’église universelle , 144; Английский перевод, 114 [ Ibid . 1969. — Т. 11. — C. 247]. 13 La Russie et l’église universelle , 143; Английский перевод, 113. Курсив мой [ Ibid . C. 246]. 14 Письма , I (1908), 36, 20 мая 1887, письмо 27. Курсив мой [ Loc. cit . 1908. — Т. I. — С. 36]. 15 Письма , II (1909), 253—254, к князю Дмитрию Цертелеву, сентябрь 1887, письмо 30 [ Op. cit . 1909. — Т. II. — C. 253—254]. Соловьев переводил Песни 7, 9 и 10, а также Четвертую Эклогу; см. Стихотворения , Теол., 1921, С. 194—196. 16 Письма , III, 154—155, к отцу П. Пирлингу, 7—9 августа 1887 [ Op. cit . 1911. — Т. III. — C. 154—155].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3038...

Учительская деятельности Христа даже возвышается над границами человеческой природы. По Оригену , Божественный Логос сделался человеком для людей и ангелом для ангелов 194 . Ангелам Он сообщил вечное евангелие, подобное Иоаннову. ( Откр. 14:6 ) 195 . Но особенно близкое отношение имеет Логос к Откровению, сообщённому людям. Ещё в глубокой древности Он являлся пророкам и патриархам в образе ангела и говорил с ними 196 . Явление же Его в образе человеческом в полноте времён положило несокрушимую печать божественного вдохновения и происхождения на письменные первоисточники Ветхого Завета 197 . Логос жил в Моисее и пророках 198 . Он составляет сосредоточие закона 199 . Как Логос называется праведностью, истиной, жизнью, так справедливо может быть назван законом 200 . Высшее место пророчества, сравнительно с законом, есть естественное последствие теснейшего единения Христа с человеческими органами божественного вдохновения. Посланный Отцом, Он просвещал пророков 201 и соделался высшей точкой всякого вообще пророческого вдохновения. В Нём иудеи имеют главу и венец всякого пророческого учреждения 202 . Просвещающее влияние Логоса однако возвышается над границами иудейства и посредствует спасению всех языческих народов 203 . Своим телесным явлением на земле Он устранил покрывало, лежавшее до сих пор на книгах закона и пророков, так как доказал их совершенную истину и боговдохновенность 204 . Дело Христа на земле не ограничивалось, впрочем, только подтверждением и разъяснением изложенных в наличных писаниях боговдохновенных истин. Вся Его земная жизнь, все Его действия, чудеса, проповедь имеют глубокое значение, так что ни одно слово из Его речей не может быть понимаемо в обыкновенном смысле 205 . Всё, что Он делал и чему учил, есть только символ того, что Он беспрерывно совершает для нашего спасения 206 . Как Христос имеет две стороны чувственно-воспринимаемую и духовную, сокровенную от телесных очей, так и дела и учение Его имеют не только простое, как бы на поверхности находящееся значение, легко понятное даже для необразованных, но заключают в себе глубокий, часто многоразличный смысл, высшие истины, вечные идеи, облечённые обыкновенно в притчи и образы, доступные только для совершенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Департамент гос. хозяйства и публичных зданий — 382, 422, 424, 499–500 Департамент уделов — 176, 177, 383, 425–428, 500 Державин, Гавриил Романович — „Кузнечик“ — 292 („Счастлив ты, златой кузнечик“), 471 Диев, Михаил Яковлевич — 429 Диканька, имение — 270, 464, 478 Директор Опекунского совета — 210, 441 Директорская ключница (лицо не выяснено) — 99 Дмитриев, Иван Иванович — 238–242, 247–248, 450, 451, 452 Днепр — 338 Доленга-Ходаковский (Dolga-Chodakowski), Зорыян — 284, 311 („толстые книги“), 467, 469, 477 Долинин, Аркадий Семенович — 435, 438 Дондуков-Корсаков, Михаил Александрович — 337 („попечитель“), 340, 350 („князю“), 364, 483, 489, 493, 494, 501 Дорогой, собака — 107, 115, 130, 411 Дубровное, имение — 399 „Дума о Федоре Безродном“ — 311, 477 Дурылин, Сергей Николаевич — 396, 400, 401, 406, 419, 431, 462 Дюканж (Ducange), Виктор — 204 Дюма (Dumas), Александр — 434 Дюрер (Dürer), Альбрехт — 156, 423 Дядьковский, Иустин Евдокимович — 237, 240, 246, 274, 451 Евгений Савойский — 109 Евлампий, фельдшер — 103, 410 Европа — 98 („за границу“), 153, 164, 171, 204, 290, 299, 376 „Европеец“ — 462, 463, 485 Егоров, Алексей Егорович — 428 Екатерина II — 177, 441 Екатерина Григорьевна — 199 Екатерининский институт — 194, 210, 432, 441 Екименко, управляющий имением — 70, 76, 89, 408 Емельян, священник — 265, 287, 462 Ермолов, Дмитрий Иванович — 176, 182 Жанен (Janin), Жюль — 366, 495 Житомир — 279, 335, 336, 339, 349, 482 Житомирская гимназия — 335, 349 Жуковский, Василий Андреевич — 47 („Собрание образцовых сочинений“), 48, 205–208, 214, 218, 291, 305, 309, 312, 322, 332, 336, 337, 369–370, 394, 431, 436, 439–441, 443, 444, 449, 452, 453, 460, 461, 480, 482 — „Баллады и повести“ 218, 443 — „Путешествие по Саксонии“ 341, 485 — „Сказка о царе Берендее“ 207, 440 — „Спящая царевна“ 207 („Начата другая“), 440 — „Сражение со змеем“ 217, 444 — „Стихотворения“ 349, 488 „Журнал Министерства народного просвещения“ — 296 („Журнал ваш“), 317 („Тему для статьи в журнал“), 318, 320, 321, 344, 348, 378, 420, 472, 473, 479, 480, 485

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Отсюда, весьма понятно, изложения чинов священнического погребения были разнообразны, как и других чинопоследований Православной Церкви, и из них образовалась в XV веке особая довольно объемистая книга под названием: ξοδιαστικ ν (ркп. Савв. библ. в Иерусал. 873). подобно тому, как и из чинов монашеского пострижения несколько раньше составилась книга: Ζχηματολ γιον. В упомянутом ξοδιαστικ ν мы находим чины погребения для всех иерархических степеней и лиц священного сана, как это ясно из следующего весьма любопытного начала: ε τις π σκοπος, πρεσβτερος, δικονος, λος το καταλ γου το ερατικο κδημ σει κ. τ. λ. чины эти заключают. 119 листов рукописи in quart., писанной в два столбца убористым мелким письмом. Такие чины, само собою понятно, не могли образоваться вдруг, и прошел, очевидно, довольно длинный промежуток времени между первыми зачатками данного чина и его настоящей полной редакцией. Что же касается частного чина погребения священников, ныне практикуемого, то он явился не в XVII столетии, как думает г. Красносельцев (стр. 194), а несколько раньше. Первые указания на эту редакцию чина священнического погребения мы находим в рукописях конца XV. а затем он прочно утвердился в богослужебной практике XVI в через старопечатные греческие издания евхология в Венеции в котором всегда помещался настоящий чин. В главе: «о чине пострижения черниц», мы остановимся лишь на вопросе о происхождении этого чина. «С XV в., по словам г. Красносельцева. в наших рукописных требниках, рядом с чином пострижения в великую схиму мужчин начал помещаться особый «чин пострижения черниц ангельского образа» (стр. 133). Но ни этот факт, ни категорическое заявление митрополита Киприана, что «пострижение чернцам и черницам едино есть» (стр. 139), ни заявление справщиков XVII в., что «такого чина ни в печатных ни в рукописных греческих богослужебных книгах» не имеется (стр. 140), «ни личные, наконец, наблюдения и сообщения других лиц относительно отсутствия этого чина в письменных памятниках греческой церкви (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Очень рад, что вы занялись ревностно писанием ваших записок. В «Современнике», в за 1847 г., был напечатан отрывок из записок Щепкина («Из записок артиста»). Записки остались неоконченными и изданы были после смерти Щепкина (1-е изд. в 1864 г., 2-е — в 1914 г., 3-е — в 1928 г.). 191. А. А. ИВАНОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано, с ошибочной датировкой (1844 г.), в «Современнике» 1858, стр. 145–146. Ответ Иванова от см. в «Известиях Азербайджанского университета» т. 4–5, Баку, 1925, стр. 45–46. Датируется 1847 годом по содержанию (написано после серьезной болезни Иванова, которую он перенес весной 1847 г.). Ваше письмо несколько темновато. Это письмо Иванова до нас не дошло. Если вы подумали о каком домашнем очаге, о семейном быте и женщине… Иванов был влюблен в гр. Марию Владимировну Апраксину и, вероятно, в письме к Гоголю намекнул на свое чувство (см. «Известия Азербайджанского университета», т. 4–5, стр. 40). Олсуфьев, Василий Дмитриевич (1796–1858) — позднее граф, состоял при дворе наследника, был в дружеских отношениях с Жуковским, Хомяковым, Погодиным и другими писателями и учеными. 192. С. М. СОЛЛОГУБ. Печатается по тексту «Русского Архива» (1902, стр. 736–737), где было впервые напечатано. Датируется 1847 годом на основании сообщения о рождении гр. Елизаветы Владимировны Соллогуб (род. 18 марта 1847 г.), по рассеянности названной Гоголем Александровной. Впоследствии — замужем за министром народного просвещения А. А. Сабуровым. Михаил Михайлович — Вьельгорский. Матвей Юрьевич — граф Вьельгорский (1778–1863), виолончелист-любитель, один из основателей «Русского музыкального общества». Владимир Александрович — Соллогуб. 193. А. П. ТОЛСТОМУ. Печатается по подлиннику ( ЦГЛА). Впервые напечатано в сборнике «В память С. А. Юрьева», стр. 257–258. Датировка уточнена на основании почтового штемпеля («Ostende 27 Jul 1847»). …без печальных приключений с девушками. Речь идет о молоденьких горничных гр. А. Г. Толстой, которых она возила с собой за границу. 194. С. П. ШЕВЫРЕВУ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Поэтому, не претендуя, подобно Ницше, на создание новых ценностей, Кант соглашается с одним из своих рецензентов, что в его этике дается не новый какой-либо принцип нравственности, а только новая формула его, – да и «кто бы решился вводить новое основоположение всякой нравственности и как бы в первый раз его открывать? Как будто бы до него мир не знал, что такое долг, или находился в постоянном заблуждении?» 193 . Поэтому же он не удаляется от общепризнанной морали в понятии о добре и зле; поэтому же под формулы его императива вполне может подойти евангельское учение о любви и справедливости; поэтому же находится в его системе место для ученья о Боге и бессмертии души. Вообще Кант столь близко стоит и к общепризнанной, и к христианской морали, что Фулье, с одной стороны, называет его мораль ничем иным, как последней «строго выдержанной формой морали традиционной» 194 , а с другой, «самой возвышенной и утонченной формою христианства» 195 . Источником понятий о добре и зле служит тот же практический разум, который является и источником морального закона. Под добром нужно понимать необходимый предмет способности желания, а под злом необходимый предмет способности отвращенья, и в том и другом случае основою определения служит принцип разума 196 . Обыкновенно думают, что понятием добра и зла определяется моральный закон, тогда как дело обстоит иначе: не понятие добра, как объекта, определяет и делает возможным моральный закон, а наоборот, моральный закон прежде всего определяет и делает возможным понятие добра, поскольку оно действительно заслуживает этого имени 197 . Когда нравственный закон определяет непосредственно волю, то соответствующий ему поступок есть нечто в самом себе доброе; воля же, которой максимы всегда соответствуют этому закону, есть безусловно и во всех отношениях доброе и высшее условие всякого добра 198 . Но такая воля есть святая воля. Эта святость воли служит первообразом, приближаться к которому до бесконечности – единственная задача всех разумных существ; ее постоянно и вполне справедливо ставит им пред глазами нравственный закон, который сам поэтому называется святым 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Георгий, великомученик 284. Германия 1. 2. 5. 7. 12. 30. 31. 32. 33. 146. 180. 181. 184. 185. 187. 188. 283. 285. Германская культура 30– 33. Германские: лагери для военнопленных 183; лазареты 183: подданные 257. 258. Германский: плен 178. 179. 180; посол 7. Германские; лечебные места 32; правительственные лица и учреждения 32. Германское: нашествие 131; посольство 33; правительство 185. 186. 187. Герман, патриарх 306. Голицын Николай Дмитриевич, князь 180. Гордеева Валентина Сергеевна 281. Горемыкина Александра Ивановна 58. Горненская иерусалимская обитель 218. 219; община 219. Греко-униатское исповедание 191. 192. Греко-униаты 192. 195. Греция 218. Грибановский – см. Анастасий. Гродненская епархия 150. Грузино-имеретинская Синодальная Контора 92. 304. Грузинский экзархат 326. Грузия 15. 225. 245. Гумилевский – см. Филипп. Дабич – см. Сергий. Датский Красный Крест 187. Двинский: сводныи 1 госпнталь 280; 4-й сводный полевой запасный госпиталь 280. Двинск 279. Дернов Александр Александрович, протопресвитер 45. Дечаны 221. Дикер А. С., ректор 305. Дильман, город 223. Димитриевская суббота 148. Димитрий (князь Абашидзе), архиепископ 309. Димитрий (Добросердов), епископ 281. Димитрий, митрополит Сербии 194. 227.229. Дмитровский епископ 308. Добросердов – см. Димитрий. Донской мопастырь в Москве 310. Дроздов – см. Филарет. Дубно, город 217. Евлогий (Георгиевский), архиепископ 194.199. 200. 202. 205. 210. 211. 213. 214. 2и5. 217. 281. 282. Евреи 168. Еврейская организация 168. Европа 194. 226. Европейская война 82. Егерский полкт, 291. Египет 218. Екатерина Великая, Императрица 196. Екатеринбургская епархия 309. Екатерин6ургский преосвященный 310. Екатеринославская Семинария 280. Елена Петровна, княгиня 144. Елеонская община 219. Елисавета Феодоровна, Великая Княгиня 95. 96. 132. 150. 281. Елисаветинский Комитет 120. Жиркевич Александр, генерал 280. Жукович Платон Николаевич, профессор 194. 206. Задонский святитель 279. Закавказье 88. Замысловский Георгий Георгиевичь, член Государственной Думы 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

183 Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков//Православный собеседник. 1882. Ч. 1. 2. С. 166–183; 3. С. 252–296; Ч. 2. 9. С. 346–373; Ч. 3. 10. С. 149–167; 12. С. 372–394; 1883. Ч. 2. 7/8. С. 345–374; Ч. 3. 10. С. 198–229; 12. С. 470–485. 184 Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков//ПС. 1882. Ч. 1. 2. С. 150. 189 Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. I. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств: с приложением греческих текстов. Казань, 1884. XVI+434+135+XXIV с. 193 Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 1: Τυπικ. Ч. 1: Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские типиконы. Киев, 1895. XX+CXLVII+912+XXV с.; Т. 2: Εχολγια. Киев, 1901. XII+1058+XXVII+32 с.; Т. 3 (первая половина). Ч. 2: Τυπικ. Петроград, 1917. VIII+768+IV с. 194 В виде отдельных статей разделы этого предисловия были частично опубликованы в «Трудах Киевской духовной академии» за 1895 г. 197 Подробнее о судьбе этой рукописи см.: Акентьев К.К. Следы дрезденского списка (A 104) Типика константинопольской св. Софии в архиве А.А. Дмитриевского . 18 с.//Сайт «Византинороссика: Санкт-Петербургское общество византино-славянских исследований». URL: (дата обращения: 04.04.2016); Он же. Дрезденский список Типика константинопольской св. Софии (Cod. Dresden A 104). Реконструкция текста по материалам архива А.А. Дмитриевского (в печати)//Там же. URL: (дата обращения: 04.04.2015). 203 Дмитриевский А.А. Что такое κανν τς ψαλμωδας, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного?//Руководство для сельских пастырей. 1889. 38. С. 69–73. 206 Записка секретаря ИППО А.А. Дмитриевского о научной деятельности [Православного палестинского] общества//Россия в Святой Земле: Документы и материалы. М., 2000. Т. 1. С. 350–356; Отношение Совета ИППО к управляющему подворьями общества в Палестине П.И. Ряжскому [май 1913 г.]//Там же. С. 680; Отношение Канцелярии ИППО управляющему подворьями общества в Иерусалиме П.И. Ряжскому декабря 1913 г.]//Там же. С. 685–686; Очерк жизни и деятельности архим. Леонида (Кавелина) , третьего начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, и его труды по изучению православного Востока/подг. текста: архим. Иннокентий (Просвирнин) , игум. Сергий (Данков), С.П. Аникина; предисл.: Н.Н. Лисовой //Там же. Т. 2. С. 379–543; то же в: БТ. Сб. 36. М., 2001. С. 57–175.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

61 Писание отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. II т., стр. 360. 63 Рукоп. XIII в. Патмосской библ. Синайской XIV в. Синайской Афоно–Кутлумушского монастыря лавры Аф. Афонского Москов. Синод, библ. и XV в. Афоно–Костамонидской А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 170, 194, 342, 357, 369, 494, Η. Ф. Красносельцев. Сведения, стр. 113. 64 См. выше. Ср. объяснение троекратного обхождения купели в чине крещения по Евхологию XVI в. Ватиканской библ. «веселие творят о спасении нашем». Красносельцев. Ibid., стр. 102. О подобном значении кругового движения достаточно ясно говорит также следующая фраза чина венчания по рукоп. Святогробской библ. XV в. «ποιοσιν γρους γ, Χορεοντες και ψλλοντες τροπρια» (Ibid., стр. 465), т.е. «Делают три круга, ликуя и поя тропари». «Χορεω» в значении «ликовать» между прочим в пасхальной песни: «Ликуй (Χρευε) ныне и веселися Сионе», и у отцов церкви (см. статью «Религиозный экстаз». Богословский Вестник. 1893 г. апрель, стр. 713–5). Как выражение ликования, радости, круговое движение и обозначается глаголом «Χορεω» в чине венчания по рук. Афоно–Ватопедской библ. 1468 г. – А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 422. 66 Рукоп. XIII в. лавры Афан. Афонского XV в. – Святогробской библ. Афоно–Пандокрагорской Синайской Патмосской XVI в. – Святогробской Синайской Афоно–Пантелеймоновской А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 184, 465, 488, 587, 652, 742, 796, 827. 71 Рукописи Синайской библ. XI–XII в. 1153 г. Патмосской Святогробской Константинопольской XV в. Синайской Патмосской XV–XVI в. А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 74, 100–1, 156, 465, 587, 664. 72 Рукоп. Синайской библ. X в. XIII в. 966, XIV в. XV в. Афоно–Ватопедской 1468 г, Ibid., стр. 31, 194, 215, 342, 405, 422. 73 Рукоп. XIV в. Ватопедской Афонской библ. XV в. – лавры Афанасия Афонского Ф. Афоно–Пандократовской библ. XVI в. Святогробской Синайской Афоно–Пантелеймоновской и 780, Афоно–Костамонидской Ibid., стр. 295, 442–3, 465, .прим. 6 742, 796, 827, 831, 856.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

муз. Сев. собр. л. 2. Кекелидзе К., прот . Литург. пам., 315. 1999 Ркп. Моск. Синод. библ. 328/383, л. 3. 2000 Ркп. Киев. Акад. Муз. Аа 194, с. 19. 2001 Устав сиречь Око церковное Единоверч. изд. М., 1898, л. 8 об. 2002 Такую цель в каждении притвора видит Вальсамон (XIII в.) в толков. на кан. 2 посл. св. Дионисия Александрийского к Василиду: το θυμιαν τους ν δντας ταφους κα αγους – «покадить находящиеся здесь гробы и святыни». Goat Εχολγιον , p. 23. 2003 c. 497 2004 Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в., л. 1. 2005 Кекелидзе К., прот . Литургич. пам., 315. 2006 Если же в храме присутствует архиерей, то и пред всенощной обычно делается возглас: «Владыко, благослови». 2007 Эти аналогии не позволяют видеть в возгласе молитвенное обращение к Богу. При таком смысле возгласа не было бы основания приурочивать его к одной лишь всенощной (самая длинная и трудная служба?); он нужен был бы и пред другими службами, и пред литургией не менее, чем пред всенощной. 2008 Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. Собр. 491/35, л. 2. 2009 Ркп. Моск. Син. библ. 328/383, л. 3 и др. 2010 Goar . Εχολγιον , ρ . 2. 2011 Кекелидзе К., прот . Литург. пам., 316. 2012 Напр. Киев. Акад. Муз. Аа 194, с. 19—20. 2013 Уст. сир. Око церк., л. 9. 2014 Кекелидзе К., прот . Лит. пам., 316. 2015 Goar . Εχολγιον , 2. 2016 Ркп. Моск. Син. библ. греч. 381, л. 1. 2017 Ркп. Киев. Акад. Муз. Аа 194, с. 20. Уст. сир. Око церк., л. 9. 2018 См. выше, с. 456. 2019 Симеон Солунский . О божественной молитве ( Περ τς θεας προσευχς ), гл. 309, по др. 274// Migne . Patrol. s. gr. t. 155. Писания отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолк. прав, богосл. Т. 2. 2020 Ркп. Венской имп. библ. 127/326/144 XIII в. Дмитриевский Α . Τυπικα , 867. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35, л. 119. Ркп. Моск. Син. библ. греч. 381, л. 132 об. 2021 См. выше, с. 457—458. Пасхальная утреня по древнейшим чинам ее начиналась без возгласа с пения тропаря. 2022 Чин освящения храма, от архиерея творимаго. М., 1891, л. 16. Чин архиерейскаго священнослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010