«Комедией безграмотности» назвал инцидент историк Андрей Ганжа, присутствовавший на презентации. На вопрос П.П. Толочко: читали ли они, устраивающие погром, его книгу, загодя объявленную «сепаратистской», гопники ответили отрицательно, но выразили полную уверенность в том, что таковой она и есть. Таким образом, понося «проклятое советское прошлое», потенциальные «младоевропейцы» действовали в худших традициях пресловутого «совка»: «не читал, но осуждаю». Здесь уместно вспомнить Рэя Бредберри с его знаменитой формулой: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их». Ну и, конечно же, Дитриха Бонхёффера, учёного-теолога: «Глупец всегда уверен в своей правоте» (вывод, напомним, был навеян ему наблюдениями за событиями в нацистской Германии, непосредственным свидетелем которых он был). Так что мнение Дитриха Карловича (кстати, сына знаменитого - вдвойне авторитетно. Правда, уходя, каждый из ультрас взял себе по экземпляру издания: «на сувенир», как было пояснено. Здесь невольно-ассоциативно мгновенно всплывает в памяти фраза из Стругацких: «зачем вам подорожняя, хамьё? Вы же неграмотны». Но во глубине души теплится и иное: а вдруг таки прочтут? Да, глядишь, и поумнеют. Ведь жизнь, согласно высказыванию Карла Крауса, «усилие, достойное лучшего применения». Гораздо лучшего, чем слепо бить горшки на чужих презентациях. Особенности национального историка Избитая фраза: «в особых представлениях не нуждается», как нельзя лучше применима к Петру Петровичу Толочко. Или всё же нуждается? Сделаем это на всякий случай. Он действительно один их старейших учёных Украины (21 февраля ему исполняется 79 лет, с чем сердечно мэтра и поздравляем, желая доброго здоровья и долгих творческих лет жизни). Он профессор, академик НАН Украины, без малого 30 лет бессменный директор Института археологии НАН Украины, почти столько же - ответственный редактор научного журнала «Археология», в 1993-1998 годах - вице-президент НАН Украины. Автор около четырёх сотен (!) научных работ, в том числе 25 монографий, среди которых памятны «Историческая топография древнего Киева», «Древний Киев», «Исторические портреты», «Летописи Киевской Руси», «Владимир Святой - Ярослав Мудрый», «От Руси к Украине» и другие, что логично расценивается, в одной из справок, как «весомый вклад в решение актуальных проблем истории восточных славян, Киевской Руси и украинского средневековья» (сочетание двух последних слов, правда, несколько режет слух - ибо средневековья собственно «украинского» никогда и не было; до возникновения Украины, как таковой, надлежало ещё потерпеть от времён Владимира Святого столетий этак девять, когда 9 января 1918 года самопровозглашённая УНР объявит о столь желанной её создателям «независимости», и «государственности»).

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/26/...

Что ж, Бонхёффер сполна оплатил свой путь следования за Учителем. Подобно большинству первых учеников Христа, в конце пути он принял мученическую смерть. Книги Бонхёффера — о долге, совести, о прощении, о терпении, о дисциплине перед лицом Христа. Жизнь Бонхёффера — замечательный пример практической демонстрации этих качеств, когда, преодолевая боль и страдания, нужно открывать людям свет Спасителя. И когда любовь к врагам должна быть не теоретическими выкладками, а настоящей реальной любовью. Читатель впервые сможет на русском языке познакомиться с богословским трудом Дитриха Бонхёффера «Следуя Христу». Его прекрасные письма из тюрьмы, помещенные в журнале «Вопросы философии» (1991), не могут в полной мере передать всей глубины и своеобразия сложных теологических концепций Бонхёффера 1 . Но, и это важно отметить, контрапункт его размышлении, его богословское кредо заключено в ясном понимании того, что христианство — это твой собственный, личный путь вослед Христу. Это твое личное, только от тебя зависящее служение и самопожертвование Христу. Это неподобострастное угождение Богу, это духовный акт, поднимающий человека с земли, приближающий его к Небесному Отцу, дающий ему свободу во Христе. Ты одни, и никто другой, в ответе перед Богом. Если ты нашел Бога, а Бог нашел тебя, если ты принял решение следовать за Христом, то ты принимаешь обязательство быть в ответе не перед людьми, но перед божественным и мученическим ликом Христа. Жизнь автора этой книги была наполнена пониманием этих обязательств. Вот несколько штрихов из биографии ученика Христа Дитриха Бонхёффера. Он родился в благополучной немецкой семье 4 февраля 1906 года: отец — врач, пять старших братьев и сестер, музыка, театр, с детства прививаемая любовь к природе. В семнадцать лет Бонхёффер говорит учителю и всему классу: «Хочу заниматься богословием!» Позднее он вспоминал: «Момент этот был поистине наполнен радостью. Стены класса отодвигались в бесконечность. Случилось что-то необыкновенное: я торжественно предстоял перед своим классом, а главное — перед своим Богом».

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

(Sächs. Weltchr. S. 178) 5. 237. [В связи с сообщением об избрании королем Лотаря 1653 автор излагает его родословную.] Некий благородный князь (vorste) по имени Эцерд (Ezerd) родил некоего Дитриха (Diterik), Дитрих родил Бернхарда (Bernarde), который был отцом Бенне (Веппе) 1654 , Бенне родил Дитриха, герцога (hertoge) и маркграфа 1655 , который был отцом Бернхарда; он родил маркграфа Бернхарда 1656 , который родил маркграфа Вильгельма (Willehelme) 1657 , и графа Конрада 1658 , и дочь Оду 1659 , и некоего Оттона (Otte), мать которого была из Руси (van Ruzen) 1660 . (...) Граф Конрад родил Гертруду, которую взял в жены Фридрих Баварский из Формбаха (Vorenbach) 1661 и родил от нее Хедвигу (Hadewige); ее взял [в жены] граф Гебхард из Зуплинбурга (Geveharde van Suplingeburch) 1662 , который родил графа Людера (Ludere), или Лотаря (Lotharius); потом он стал герцогом 1663 , а под конец – императором 1664 . (Sächs. Weltchr. S. 199) 6. 363. [Император 1665 победоносно воюет в Апулии, Сицилии и Калабрии 1666 .] Во времена этого же императора из Азии вышло войско [народа], который был от реки по имени Тан (Than) 1667 , и с большим войском напал на половцев (Valewen). Им пришла на помощь русь (Ruzen), и сразились с войском и потерпели поражение. Тогда было убито более ста тысяч половцев и руси 1668 . (Sächs. Weltchr. S. 243) 1636 См. 11, примеч. 320. Факт местонахождения на Руси мощей столь почитаемого святого стал в латинской Европе широко известен (ср. 17), что и повело в данном случае к недоразумению – замене Херсонеса, о котором говорится в «Мученичестве св. Климента», на Русь (скорее всего, в представлении хрониста Херсонес находился на Руси). Интересно, что у Эккехарда, на которого опирался здесь саксонский автор, о месте мученичества св. Климента Римского ничего не сказано. Таким образом, хронист имел случай проявить собственную эрудицию (ср. примеч. 1641). Уточнение «на Руси» есть только в редакциях А, В. 1637 В отличие от Климента, в отношени папы Евариста источники отмечают только сам факт мученичества, умалчивая о его обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний выставочный зал «Мученичество и прославление: рождение в смерти» говорит об аресте и последних годах жизни матери Марии в лагере Равенсбрюк. Фото со страницы Алексея Чекаля в Facebook – В этих залах, помимо фотографий матери Марии и ее близких, друзей и соратников, есть еще портреты и цитаты людей, с которыми она не была знакома, которые принадлежат другим конфессиям, – Симоны Вейль, Эдит Штайн, о. Джуссани, Дитриха Бонхеффера, Шарля де Фуко, Дороти Дэй. Как все они связаны? – Поскольку мы рассказывали о матери Марии в основном итальянцам и европейцам, нам хотелось ввести эту святую в европейский контекст, показать, что ее идеи, ее способ жизни – с одной стороны, яркий и оригинальный, а с другой стороны, у этих европейских христиан есть опыт такого же подхода к жизни, сходных ярких идей, которые как бы перекликаются друг с другом, как маяки перемигиваются. Поэтому мы для каждого раздела выставки нашли западную параллель: когда западные святые или подвижники того времени развивали идеи или делали жизненный выбор, схожий с тем, что было у матери Марии. Если говорить о монашестве в миру – это Шарль де Фуко, о мученичестве – это идеи протестантского пастора Дитриха Бонхеффера о добровольной смерти. Так же возникли католическая святая Эдит Штайн, Симона Вейль, которую называют «некрещеной святой», Дороти Дэй, создававшая свои «дома гостеприимства», похожие на общежития матери Марии. Целый раздел выставки мы посвятили РСХД, рассмотрев его в контексте движений на Западе – и тут было не обойтись без основателя «CeL» о. Луиджи Джуссани. Конечно, все посетители выставки хорошо знакомы с ним и с его наследием, и в этом контексте нам было легче рассказать о том, что и в православии в это время было такое же движение, созданное мирянами, – РСХД, и как оно действовало, какую роль сыграло в жизни матери Марии. – Подобная выставка – это маршрут между стендами с фотографиями и цитатами и рассказ экскурсовода. Нет ни интерактивных экранов, ни эффектного видео, не используются другие мультимедийные технологии, к которым так привыкли наши современники, особенно молодые. Как привлечь посетителей? На что вы рассчитывали в этом смысле?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Из года в год Бонхёффер неутомимо поддер­живал дух членов «Исповедующей церкви»; прене­брегая неудобствами и опасностью, он выступает с докладами, проповедями, руководит семинара­ми проповедников, рассылает многочисленные письма и заметки, в которых проясняет и форму­лирует сущность происходящего в Германии. В 1936 г. нацистские власти лишают его права на преподавание в университете, а затем и вовсе увольняют. И в 30-х гг. и в начале 40-х Бонхёффер не раз выезжал за границы Германии, однако упорно не соглашался эмигрировать. Он выбрал движение политического сопротивления на роди­не. 5 апреля 1943 г. Дитрих Бонхёффер был аре­стован по подозрению в участии в заговоре про­тив Гитлера. В заключении под следствием Бон­хёффер пробыл два года. Незадолго до окончания войны, 9 апреля 1945 г., он был повешен в концла­гере Флоссенбюрг. После войны стараниями друзей Дитриха Бон- хёффера, и прежде всего пастора Эберхарда Бетге, были собраны, прокомментированы и изданы не только книги Бонхёффера (в том числе его объ­емистая, написанная незадолго до ареста «Эти­ка»), но также его статьи, отдельные исследова­ния, лекции, доклады, проповеди, письма, стихи, биографические материалы. В 1958—1974 гг. вы­шло шеститомное собрание сочинений Бонхёффе­ра; десятками переизданий печатаются отдельные книги и брошюры; почти все они переведены не только на европейские языки, но и на японский, китайский, корейский и арабский; библиография трудов о Бонхёффере занимает десятки страниц. Одной из самых известных книг Дитриха Бон­хёффера стал сборник «Сопротивление и покор­ность» (первое издание: Mtinchen, 1951), составлен­ный Э. Бетге. Книга включает материал послед­них двух с лишним лет жизни Бонхёффера. Она открывается заметкой «Спустя десять лет», напи­санной на рубеже 1942—1943 гг., и продолжена письмами из заключения. Заметка «Спустя десять лет» была задумана как рождественский подарок ближайшим дру­зьям. «Уже тогда слышались предостережения, исходившие главным образом от Ханса фон До- наньи, что Главное имперское ведомство безопас­ности настаивает на аресте Бонхёффера и соби­рает материал для обвинения,— комментирует Бетге.— Это сочинение, спрятанное между чере­пицей и стропилами, пережило обыски и бомбеж­ки; оно свидетельствует о духе, которым руковод­ствовались тогда эти люди в своих делах, а позже и в своих страданиях» 3 .

http://predanie.ru/book/220780-soprotivl...

И вот тогда он написал эту книжку — «Почему и я христианин». Он написал ее в ответ брошюркам, которые назывались «Почему мы порвали с религией», «Почему мы …» и так далее. А он написал «Почему и я христианин». Но чудесна была эта маленькая буква «и». Он не говорил: «Почему я христианин? Я — Желудков, христианин!», но «Почему и я тоже, я — один из многих». Книга небольшая, была потом издана в ФРГ, сейчас многие пытаются как–то раздобыть ее, но, естественно, тираж мал и она вышла давно, я думаю, без его ведома . И в этой книге отец Сергий пытался создать свою модель. Скажу вам откровенно, что я не разделяю всех его воззрений. Но что меня поразило? Еще в 63–м году Желудков в одном из своих писем ко мне приводил с восторгом эпизод из жизни пастора Дитриха Бон–хёффера. Дитрих Бонхёффер был повешен за несколько недель до того, как союзники освободили Германию и пал нацизм. Он был участником заговора Канариса, был одним из самых активных антинацистских деятелей и влиятельнейшим богословом XX столетия. Это был совсем молодой человек, которому сорока еще не было. И он предпочел, вместо того чтобы ехать в Америку, читать там лекции по богословию, остаться и бороться — не только идейно, но бороться против нацизма практически! Так что он был осужден не невинно; его повесили как политического противника режима, как человека, который способствовал политическому заговору Канариса. Когда Бонхёффер сидел в тюрьме, в нацистских условиях (он был привилегированным заключенным), он писал своим родным письма, и они составили целую книгу, которая произвела огромное впечатление на западный мир и на богословов в частности. Он говорил: я попал впервые в компанию людей, которые совершенно далеки от моей веры, — там были коммунисты, там были вообще люди, чуждые ему. И он писал: «Я искал новый язык, новые слова, чтобы сказать им о главном — о евангельском, о вечном. Я тогда понял, что наш старый церковный язык годится только для нас, для узкого употребления, а для мира он недостаточен, мир вступил в другую культурную полосу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Sein Leben, seine Werke, seine Wissenschaft (in: Beitrage..., V, fasc. 5–6, Munster 1906), SS. 129 –130 : Similiter se habet in substantiis separatis, quae sunt intellectus per essentiam semper in actu, et in hoc consistit quaedam ebullitio talis substantiae in aliud extra in causando, sicut supra inductum est de Proclo... Dico autem actio et activa extenso nomine actionis pro quadam ebullitione habente modum actionis, sicut etiam in corporalibus dictum est, scilicet quod in eis est quaedam ebullitio, non tamen actio proprie, inquantum est intra substantiam talis corporis («Сходным образом оно [кипение] имеется в отделенных субстанциях, каковые суть по своей сущности умы, вечно пребывающие в акте. И в этом заключается некое излияние такой субстанции вовне, в иное, через причинение, как выше было выведено из Прокла... Я говорю „деятельность“ и „деятельный“, употребляя имя деятельности в расширенном смысле для обозначения некоего излияния, обладающего модусом деятельности, как было сказано и в отношении телесных вещей. А именно, что в них имеется некое кипение, однако не деятельность в собственном смысле, поскольку она пребывает внутри субстанции такого тела»). – Ср. ibidem, cap. 9, выражение «внутреннее переливание», употребленное Экхартом в том же самом контексте (см. выше, прим. 190 и 193; см. ниже, прим. 395). – Образ «кипения» встречается также у Бертольда из Моосбурга, который, возможно, был учеником Мейстера Дитриха. Отметим одно любопытное место из пролога к его обширному Комментарию на «Первоосновы теологии» Прокла, где Бертольд, в противоположность Дитриху и Экхарту, прилагает образ «кипения» к объекту «физического» познания, а именно, к бытию форм в материи, подлежащих вечному изменению (Codd. Oxf., Balliol 224 b , f. 4 vb et at. Lat. 2192, f. 3 va ): Forme autem in materia existentes continue tremunt, tanquam in eurippo, hoc est in ebullitione, sint. Eurippus enim ebullitio maris est sursum et deorsum vertens. Et ideo de eis nihil certum, nihil stabile concipi potest.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Ты не умрешь – этими словами пророк, обымающий в объятиях сво­их Бессмертного и Неизменного, буквально заставляет Его что-то делать дальше. Разоренная халдеями Иудея не совместима с тем, что Он не умрет! О, святое богоборчество! О, достойный потомок Иакова, стяжавшего имя Израиля – Богоборца. Боже, неужели не рассеется недоумение мое?... А хитрый древний змий проникает в рай доверившейся Богу душе и шеп­чет: «Да умер, умер Он!» Христианство подавало большие надежды, зародившись в Римской империи. Но прошли века, много веков. Зла в этом мире не стало мень­ше, много зла. И вот в XIX веке немецкий философ Фридрих Ницше дер­зко воскликнул: «Христианство не состоялось!» Считай, что Бог умер. Вместо Евангелия Ницше пишет свою книгу «Антихристианин». Вместо Христа он выдвинул свою идею сверхчеловека, находящегося по ту сто­рону добра и зла. Христианство вредноноснее любого из пороков, с кото­рым оно, вроде бы, борется. Адольф Гитлер и реализовывал собою ницшеанского сверхчеловека, по­пытавшись ступить по ту сторону добра и зла. Древний змий, дух сомнения проник в застенки гитлеровской тюрьмы в сердце участника движения Со­противления, протестантского теолога-подвижника Дитриха Бонхеффера. Из тюрьмы Бонхеффер пишет письма (1943–1944 гг.), в которых утвержда­ет, что в современном мире «Бог, как моральная, политическая, естественно­научная гипотеза, преодолен и отброшен». Мир стал совершеннолетним и не нуждается в идее Бога. Детство кончилось – Дед Мороз умер, а новогод­нее дарение подарков осталось. Мир вышел из своего детства, Бог преодолен в цивилизованном сознании, а евангельские добродетели остаются востребо­ванными. Бонхеффера казнили люди Германского сверхчеловека. Понимал ли страдалец-теолог, что его убивает тот, кто произрос на ниве «преодолен­ного Бога»?... Прошло два десятилетия, и вскормленные идеями Бонхеффе­ра, теологи возвестили миру: «Бог умер!» В 1960-е года возникает теология мертвого Бога. Г. Ваганян, Г. Кокс говорят, что изжила себя современная культурно-историческая концепция Бога. Т. Альтицер и другие говорят, что вообще нет Бога, в Которого уверовал Авраам, нет Бога христианской церк­ви, нет Бога, сотворившего небо и землю и любящего нас. Ни в Кого не надо верить. Бог умер, следует лишь бескорыстно служить людям, как учил Иисус из Назарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

– Ты так гнался за ним! Я думал, конвойный иван тебя пристрелит, да и всем нам не поздоровится… – Да, война сделала меня психом. Так вот, весь день этот мальчишка не выходил у меня из головы. Точнее, его глаза, такие синие. Знаешь, у моей старшей сестры есть сын Дитрих. Мой племянник и этот русский паренёк – как две капли. И глаза у Дитриха такие же синие… – Поэтому ты решил, что рейху конец? – уголки губ Вальтера чуть скривились. – Дитриху сейчас четырнадцать, он учится в школе. Магда – домохозяйка, а её муж Шульц работает на Крупповском металлургическом заводе, поэтому, как нужный специалист, избавлен от прогулки на фронт. Ответь, Вальтер, ты встречал что-то подобное у русских? Этот синеглазый паренёк уже работает – тянет провода связи, его мать наверняка вкалывает на заводе, а отец воюет. – Да, Фриц, русские мобилизовались лучше, чем мы, – Вальтер исподлобья глядел на высокого собеседника. – Но не забывай: под нами вся Европа! – А у них – дух. И мотивация у русских с самого начала совсем другая. Наше поражение началось 22 июня 1941 года! Но по-настоящему дошло до меня это только вчера! – Что ты говоришь?! Они не заметили, как повысили тон. Из темноты послышались недовольные вздохи и цоканье. Им пришлось замолчать; лишь красноречивые взгляды продолжали беззвучную полемику. Но вскоре Вальтер, не выдержав, продолжил. Фриц еле разобрал чуть слышные слова: – Что ты говоришь? У тебя короткая память. В 41-ом нам оставался лишь шаг до победы. Если б не проклятая распутица в октябре, мы бы взяли Москву. А потом русским помог генерал Мороз. Да и в 42-ом мы их гнали. Ленинград в блокаде. Северный Кавказ захватили. А Сталинград? Он же был почти в наших руках; оставалось последнее усилие, и мы бы перерезали Волгу. – И что дальше? – шепнул где-то под потолком Фриц. – Как что?! Наша победа! – прошипел снизу Вальтер. – Да неужели? Ты уверен? А что, русские обещали сдаться? Вальтер молчал, размышляя. Фриц продолжал: – Они не такие, как остальные. Пойми, правила на них не распространяются. Может, другая нация и сдалась бы… Но я тебе вот что скажу. Мы в Сталинграде один дом брали дольше, чем всю Францию. И про «последнее усилие» – всё бред. Захвати мы Москву и Ленинград, Сталинград и Баку – русские не сдались бы! Война не закончилась бы на этом, лишь растянулась. Мы отодвинули бы наше поражение… и только. Ещё, кажется, кайзер Вильгельм предупреждал не замышлять ничего против России!

http://azbyka.ru/fiction/tixij-okean-lis...

Петрович 3 декабря 2014, 23:26 Согласен с Дитрихом - заинтриговали. И пошел посмотрел вместе с дочкой. И второй раз согласился с мнением Дитриха после просмотра - статья предвзятая. Вы, Александр Попов, хотели бы видеть в голливудском фильме (!), как православный батюшка освящает ракету, главный герой, причастившись, отправляется к черной дыре, а его постаревшая дочка соборуется перед смертью? Не, на полном серьезе Вы рассчитываете на такое? У нас в России рассказы-то на православную тему далеко не у всех получаются такими, чтобы их даже сами православные читали. А в фильме люди жертвуют собой для спасения и близких и дальних. Жертвуя собой, спасают в шторм товарищей - а " ведь нет больше той любви... " . Летят на необитаемую планету, руководствуясь любовью, а не холодным расчетом. Причем, заметьте, не однополой любовью. Хороший фильм. Православным не повредит. Вот написал тут " Русский " : " Слава Богу я РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН!!! " Раз православный - значит должен быть трезвый ум. " Кто не против вас , то за вас " (Лк 9, 50) Русский 27 ноября 2014, 20:54 Зрелищный и УЖАСАЮЩЕ ПУСТОЙ и разрушающий психику фильм... Слава Богу я РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН!!! Антон Токовинин 27 ноября 2014, 00:51 Народ, ну вот что вы тут развели? Вот Малефисента - плохой фильм, где идет подмена понятий добра и зла, пропагандируется идея дуализма, антихристианская, к слову. А Интерстеллар меня поразил абсолютным отсутствием идеи как таковой - ее нет, есть только набор идей и игры в псевдонауку :) При этом всем, я с автором категорически не согласен. Отмечу, что статья написана плохо, структурирована на уровне школьного сочинения. Чересчур субъективная и навязывающая мнение автора. Так вот, здесь нет ключевой антихристианской идеи. Тут идеи как таковой нет вообще - есть лишь небольшая часть борьбы идей и понятий - например, между планом А и планом Б. Спиритизма тут тоже никакого нет. Мне понятна мысль автора, что " выстукивание " букв и знаков напоминает спиритические сеансы, но, все же, здесь это подается с точки зрения доп.измерений и околонаучного подхода - это же фантастика по жанру, не забывайте.

http://pravoslavie.ru/75201.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010