Мониторинг СМИ Спустя 80 лет один из главных храмов Челябинска возвращается Русской Православной Церкви Русской Православной Церкви возвращают имущество, изъятое у нее в годы Гражданской войны и репрессий 17.05.2010 11:15 ...Восьмое по счету покушение на жизнь императора Александра II свершилось 1 марта 1881 года. Народовольцы Андрей Желябов и Софья Перовская убили Царя-освободителя. Многие города Российской империи это печальное событие отметили строительством различных памятных знаков: часовен, молельных домов и т.д. Уездный город Оренбургской губернии Челябинск не остался в стороне от этого события. В 1881 году на бывшей окраине города была разбита площадь. Название Александровская (современное Алое Поле) было дано в память об императоре Александре II Освободителе. В 1906 году архиепископ Оренбургский и Тургайский Феодосий (Олтаржевский) направил прошение о разрешении на строительство храма в память об убиенном императоре Александре II, небесным покровителем которого считался выдающийся русский полководец — новгородский князь Александр Ярославович. В знак блистательных побед над шведами и Ливонским орденом в 1240 и 1242 годах князя прозвали Невским. За ратные подвиги Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью. Департамент по делам РПЦ Министерства внутренних дел Российской империи в 1906 году заказал выполнить в качестве мероприятия, посвященного 300-летию Дома Романовых на российском престоле (как раз в это время был опубликован манифест императора Николая II), проект церкви «в память в Бозе почившего императора Александра Второго» (это название проекта сохранилось в левом верхнем углу подлинного чертежа архитектора). Архитектором постройки согласился стать известный российский зодчий, академик, ректор Академии художеств Александр Померанцев. Пожертвование в размере 5 тысяч рублей (всего строительство храма обошлось в 60 тысяч рублей. — «Труд») от семьи Романовых внес лично император Николай II (внук убиенного Царя-освободителя). 4 декабря 1911 года храм был торжественно освящен викарным епископом Челябинска Дионисием (Сосновским) при огромном стечении верующих. Храм действовал 19 лет. А в 1930 году его постигла участь почти всех приходов Челябинска. Колокола сбросили на землю, богослужения запретили, а здание передали «для государственных служебных надобностей».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Чепур), еп. Измаильский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 19.12.1874, близ Херсона - 14.03.1933, Панчево, Сербия), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье военного. С раннего детства интересовался церковным пением и богослужением. По окончании с золотой медалью гимназии в 1892 г. поступил в КДА, где учился на одном курсе с М. Н. Скабаллановичем . В 1896 г. окончил КДА со степенью канд. богословия за соч. «Типикон Великой Константинопольской Церкви: Исторический очерк». В том же году пострижен в монашество, рукоположен во иерея и определен преподавателем в Новгородскую ДС. С кон. 1896 г. преподавал гомилетику и литургику в Александровской (Ардонской) ДС (Владикавказская епархия), в 1899 г. назначен инспектором Александровской ДС. С 1901 г. занимал должность инспектора Могилёвской ДС. В 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС. Из-за конфликта с профессорско-преподавательским составом семинарии в 1906 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. Двенадцати апостолов в Московском Кремле. В 1908 г. Московским и Коломенским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) Г. назначен ректором Вифанской ДС. 30 дек. 1909 г. по представлении Кишинёвского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) Г. определен и 17 янв. 1910 г. рукоположен во епископа Измаильского, 2-го викария Кишинёвской епархии. С 22 нояб. 1911 г. 1-й викарий Кишинёвской епархии с титулом «епископ Аккерманский». Активно занимался текущей епархиальной работой при частых отъездах правящих архиереев Серафима (Чичагова), Платона (Рождественского) , Анастасия (Грибановского) . Принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Г., к-рому было поручено временное управление Кишинёвской епархией, отказался исполнить канонически незаконное требование войти в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, вслед. чего он и Измаильский еп. Дионисий (Сосновский) были насильственно высланы из епархии. 20 июня 1918 г. Г. прибыл в Одессу. После доклада Патриарху св. Тихону об изгнании из Кишинёвской епархии получил назначение на Челябинскую и Троицкую кафедру, но в связи с военными действиями отбыть к месту назначения не смог. Осенью 1918 г. Киевским митр. Антонием (Храповицким) назначен руководителем пастырско-миссионерского уч-ща в Бизюковом Пропасном во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ре Херсонской епархии. Участвовал в работе Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе (19-24 мая 1919), на к-ром он был избран кандидатом в члены Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России .

http://pravenc.ru/text/161319.html

Архив Пн Глава Казахстанского митрополичьего округа представил пастве Уральской епархии нового архиерея — епископа Уральского и Атырауского Вианора 26 ноября 2023 г. 15:26 26 ноября 2023 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр прибыл в главный кафедральный город Уральской епархии  — Уральск. Глава Казахстанского митрополичьего округа доставил на землю Западного Казахстана ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы. В главном храме Уральской епархии — соборе в честь Архистратига Божия Михаила — митрополит Александр возглавил Божественную литургию. Главе Митрополичьего округа сослужили: архиепископ Антоний (Москаленко) ; епископ Чимкентский и Туркестанский Хрисанф ; епископ Талгарский Вениамин ; епископ Уральский и Атырауский Вианор ; настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев; настоятель Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Уральска архимандрит Феодосий (Курьянов); благочинный Уральского церковного округа архимандрит Дионисий (Козулев); руководитель информационного отдела Уральской епархии игумен Дорофей (Дильманаев); руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий); руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; иерей Иоанн Коноплев; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин; протодиакон Владимир Сыровацкий; диакон Иоанн Чуркин; диакон Богдан Бойко. Пел хор Михаило-Архангельского храма под управлением Л.В. Бондаревой. За богослужением молились настоятельница Покровского монастыря игумения Варвара (Морозова) с насельницами обители, президент общественного фонда «Апостол» Г.Г. Сосновский, прихожане храмов г. Уральска, паломники из окрестных населенных пунктов. За Литургией состоялось официальное вступление в управление епархией епископа Уральского и Атырауского Вианора. На Трисвятой песни владыка Вианор впервые осенил свою паству крестом и дикирием с традиционным архипастырским возгласом: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя». Его Высокопреосвященство вознес молитву об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы.

http://patriarchia.ru/db/text/6080350.ht...

Глава и архипастыри Казахстанского митрополичьего округа молитвенно почтили день памяти пророка Божия Илии 2 августа 2023 г. 16:20 2 августа 2023 года, в день празднования памяти святого пророка Божия Илии, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты. В этот день также исполнилось 40 лет иерейской хиротонии владыки Александра. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили  архиепископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , архиепископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , архиепископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Талдыкорганский Клавдиан , епископ Талгарский Вениамин , благочинный храмов Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев), духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), руководитель отдела по связям с общественностью Митрополичьего округа, ключарь Вознесенского собора протоиерей Александр Суворов, секретарь Уральской епархии архимандрит Дионисий (Козулев), секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), и.о. ректора Алма-Атинской духовной семинарии , руководитель информационно-издательского отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, руководители епархиальных отделов и комиссий в священном сане, настоятели и духовенство храмов Алма-Атинской епархии, священнослужители, прибывшие с гостями-архипастырями. На аналое в центре храма возлежала икона пророка Божия Илии — подарок митрополиту Александру от архипастырей Казахстанского митрополичьего округа к 40-летию священнической хиротонии. Песнопения исполняли мужской хор Алма-Атинской епархии под управлением игумена Филиппа (Моисеева) и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич. За богослужением молились: секретарь Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; настоятельница Свято-Троицкого Никольского монастыря города Ташкента игумения Екатерина (Мальгина); настоятельница Покровского женского монастыря города Уральска игумения Варвара (Морозова); президент общественного фонда «Апостол» Г.Г. Сосновский; сотрудники отделов и комиссий Митрополичьего округа; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; благотворители епархии и прихожане.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Челябинск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.159902; 61.402554 Россия, Челябинск Челябинск, Челябинская область Россия Симеоновский собор в Челябинске Челябинск — один из крупнейших городов России, административный центр Челябинской области. Челябинск расположен в центре материка Евразия, на восточном склоне Уральских гор, на реке Миасс (бассейн Оби), на 200 км южнее Екатеринбурга, в 1920 км к востоку от Москвы. Содержание История православия в Челябинске [ править править код ] До революции большая часть современной Челябинской области входила в состав Оренбургской губернии. Духовное окормление верующих, которые жили на этой территории, осуществляли оренбургские архиереи. Приходы Златоустовского уезда с 1865 года относились к Уфимской епархии. Север нынешней Челябинской области окормляли пермские, а с 1885 года екатеринбургские архипастыри. Строительство Транссиба существенно меняет жизнь Челябинска. Возрастает его экономическое значение. Население его существенно увеличивается, а значит, возникает необходимость его духовного окормления. В 1908 году в составе Оренбургской епархии было учреждено Челябинское викариатство. Первым викарным архиереем с титулом «епископ Челябинскоий» стал владыка Дионисий (Сосновский). Сначала он жил под Оренбургом в Успенском Макарьевском монастыре, однако 9 октября 1913 года Синод издал указ об изменении места его постоянного пребывания – им стал Челябинск. В 1914-1915 годах челябинскую викарную кафедру занимал священномученик епископ Сильвестр (Ольшевский), затем епископ Гавриил (Воеводин; 1915-1916), епископ Серафим (Александров; 1916-1918). В городе действовало Челябинское духовное училище и Челябинское епархиальное женское училище. Самостоятельная Челябинская епархия была учреждена 3 сентября 1918 года. Именно в этот день было принято постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Правящим архиереем назначался епископ Гавриил (Чепур), который получил титул Челябинского и Троицкого. Однако из-за гражданской войны он так и не добрался до Челябинска, а позднее эмигрировал в Югославию.

http://azbyka.ru/palomnik/Челябинск

Челябинская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Вознесения Господня (Магнитогорск) Челябинская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр: город Челябинск . Челябинская область — индустриально развитый регион Российской Федерации, расположенный на границе Европы и Азии, в южной части Уральских гор и прилегающей равнине. На севере граничит со Свердловской областью, на востоке — с Курганской, на юге — с Оренбургской, на западе — с Башкортостаном, на юго-востоке — с Казахстаном. Содержание Православие в Челябинской области [ править править код ] До революции большая часть современной Челябинской области входила в состав Оренбургской губернии. Духовное окормление верующих, которые жили на этой территории, осуществляли оренбургские архиереи. Приходы Златоустовского уезда с 1865 года относились к Уфимской епархии. Север нынешней Челябинской области окормляли пермские, а с 1885 года екатеринбургские архипастыри. Строительство Транссиба существенно меняет жизнь Челябинска. Возрастает его экономическое значение. Население его существенно увеличивается, а значит, возникает необходимость его духовного окормления. В 1908 году в составе Оренбургской епархии было учреждено Челябинское викариатство. Первым викарным архиереем с титулом «епископ Челябинскоий» стал владыка Дионисий (Сосновский). Сначала он жил под Оренбургом в Успенском Макарьевском монастыре, однако 9 октября 1913 года Синод издал указ об изменении места его постоянного пребывания – им стал Челябинск. В 1914-1915 годах челябинскую викарную кафедру занимал священномученик епископ Сильвестр (Ольшевский), затем епископ Гавриил (Воеводин; 1915-1916), епископ Серафим (Александров; 1916-1918). В городе действовало Челябинское духовное училище и Челябинское епархиальное женское училище. Самостоятельная Челябинская епархия была учреждена 3 сентября 1918 года. Именно в этот день было принято постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Правящим архиереем назначался епископ Гавриил (Чепур), который получил титул Челябинского и Троицкого. Однако из-за гражданской войны он так и не добрался до Челябинска, а позднее эмигрировал в Югославию.

http://azbyka.ru/palomnik/Челябинская_об...

Холмская Учреждена в 1250 году Холмская Кафедра из Угровска была перенесена в Холм Иоанн I , епископ (первый), упоминается † неизвест. Холмская и Бельская С 1330 года Григорий епископ, упоминается в 1328 –1332 , 1335 † неизвест. Иоанн II епископ, упоминается с 1330, в 1331,1347 † неизвест. Каллист епископ, упоминается в 1376 (1336) † неизвест. Сильвестр епископ, упоминается † неизвест. Иоасаф епископ, упоминается до 1414 † неизвест. Павел (Червенский) епископ, бывший еп. Перемышльский, упоминается † неизвест. Харитон (Угровецкий) епископ, рукоположен с 1414 (с 15.11.1415) Григорий епископ, упоминается в 1443 (1432 –1468 ) Сильвестр (Савва) епископ, упоминается в 1468 –1470 † неизвест. Дамиан епископ, упоминается † неизвест. Герасим (Босский-Окушкович Грицко) епископ, упоминается в 1476 –1477 † неизвест. Даниил епископ, упоминается † неизвест. Симеон (Бучан, Булгак) епископ, упоминается в 1490 и 1494 (1492) † неизвест. Кирилл епископ Луцкий и Острожский в 1495 временно управлял †18.01.1526 Филарет (Облазницкий) епископ, рукоположен с (27.10.) 1507 Иона (Сосновский) епископ, управлял с 20.10.1533, упоминается до 1545 † неизвест. Вассиан (Бака Василий) епископ, управлял с 5.04.1546 Феодосий (Лазовский) епископ, управлял епархией с 1.12.1552 по 1565 еп. Владимиро-Волынский Захария (Ильяшевич-Зенько), епископ, управлял с 8.03.1566 по 3.06.1577 отказался от кафедры в пользу сына Льва (Леонтия); † после 1577 Леонтий (Пельчицкий Левко Зенькович) епископ, управлял епархией с 20.06.1577 по 8.07.1585 рукоположен в 1580 епископ Туровский и Пинский Дионисий (Збируйский) епископ, рукоположен с 1586 по 8.10.1596 отпал в унию; † 1604 Епархия управлялась униатами до 1621 года. Паисий (Ипполитович-Черковский) епископ, рукоположен с января 1621 по 1633 сведен с кафедры; † 1634. последний православный иерарх Василий епископ, упоминается † неизвест. Дионисий (Балабан-Тукальский), епископ, рукоположен с 1650 по 1651 удален с кафедры, с 1655 еп. Луцкий Далее епархия отпала в унию, и православных владык на ней не было. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В нем были установлены мраморные мемориальные доски в честь ген.-майора С. Тучкова, а также прот. Феодора Молявинского (освятил храм в 1810), прот. Никиты Гризяна (настоятель в 1810-1813), прот. Иосифа Михайлова (настоятель в 1813-1840), прот. Петра Струковского (настоятель в 1840-1857) и прот. Иосифа Гризяна (настоятель с 1857). С янв. 1910 г. Крепостной мон-рь был местом пребывания епископов Измаильских, викариев Кишинёвской епархии. В 1910-1912 гг. отреставрированы Никольский и Успенский храмы, увеличена численность монахов. Инициатором возрождения обители стал архиеп. Кишинёвский и Хотинский сщмч. Серафим (Чичагов) , к-рый в докладах в Синод подчеркивал, что в условиях усиления в Юж. Бессарабии старообрядческого движения и прорумын. настроений, а также распространения сектантства именно Успенский мон-рь должен стать опорой рус. Православия и государственности в крае. При архиеп. Серафиме число братии возросло до 46 чел. В 1910-1913 гг. на территории обители построена архиерейская резиденция. Последний еп. Измаильский Дионисий (Сосновский) за отказ присоединиться к Румынской Православной Церкви депортирован властями Румынии в 1918 г. на территорию СССР, где был убит большевиками под Киевом. В 1924 г. в Н. И. м. была перенесена из г. Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский) резиденция епископа Четатя-Албского и Измаильского - главы новой епархии. Здесь был освящен зимний домовый Покровский храм, а также открыт епархиальный церковно-исторический музей, в организации к-рого принял участие крупнейший румын. историк Николае Йорга; в 1936 г. музею присвоен гос. статус. В 1935 г. по инициативе еп. Четатя-Албского и Измаильского Дионисия (Ерхана) при обители открыли приют для детей-сирот. Одновременно на той же территории действовал Крестовоздвиженский храм в статусе приходского, настоятелем в 1923-1945 гг. являлся клирик гагаузского происхождения свящ. Николай Чакир. В 1934 г. Ферапонтовский скит Н. И. м. был преобразован в жен. мон-рь, в котором постоянно проживали 12 насельниц.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

К 1910 г. общие доходы О. У. м. составили 24 579 р. 1 к. Обитель владела неприкосновенными капиталами «на помин души» в ценных бумагах на общую сумму 44 333 р. 83 к. ( Денисов Д. Н. 2017. С. 110). В мон-ре действовал свечной завод и велось крупное пекарное производство, обеспечивавшее просфорами все городские церкви. Росту доходов О. У. м. способствовало и близкое соседство с главным христ. кладбищем г. Оренбурга. На территории обители, в сев.-вост. углу, имелось также кладбище, где за особую плату хоронили именитых горожан. Здесь покоились оренбургские губернаторы Е. И. Зенгбуш (1823-1878), М. И. Астафьев (1821-1884), городской голова Н. В. Ладыгин († 1875), генералы Г. В. Карманов (1827-1906), С. И. Мясоедов (1827-1879), И. В. Чернов (1825-1902) и др. 4 апр. 1913 г. игум. Иннокентия скончалась, и 15 мая была избрана, а 27 июня утверждена в должности настоятельницы мон. Таисия (Смирнова; 1861-1930). 7 июля еп. Челябинский Дионисий (Сосновский) возвел ее в сан игумении. При игум. Таисии II во время первой мировой войны, 1 сент. 1914 г., открылся монастырский лазарет на 10 коек, а 16 окт. 1916 г. разместился и епархиальный лазарет на 30 коек. В сент. 1915 г. монастырь приютил в своих стенах 132 чел., которые бежали от герм. войск из зап. губерний страны. Для обеспечения неимущих заработком в О. У. м. была организована сапожная мастерская со школой, где обучались ремеслу 20 детей беженцев. В июле-сент. 1916 г. О. У. м. оборудовал в здании церковноприходской школы еще один лазарет - на 40 коек. Ежегодно из О. У. м. совершались крестные ходы: 6 янв. и 1 авг.- на колодец, в пятницу Пасхи - к часовне иконы Божией Матери «Живоносный Источник» у городского рынка, 15 авг.- вокруг обители и 12 сент.- в кафедральный Казанский собор. Каждое воскресенье после вечерни причт и сестры О. У. м. проводили катехизаторские внебогослужебные собеседования с прихожанами. В 1910 г. в О. У. м. проживала 481 насельница, в т. ч. 78 монахинь, к 1917 г.- 549 сестер, в т. ч. 112 монахинь. С 1918 г., после начала гражданской войны, в О.

http://pravenc.ru/text/2581507.html

Некоторые памяти, указанные в «Бабушкинских святцах», в других списках не встречаются – как например, памятей Леонида Устьнедум- ского и Иулиании Семигородской. Память преподобного Леонида Устьнедумского (17 июля) вписана в Друж. 736 на л. 68 и читается в основном тексте Друж. 131, л. 232. Постриженик Кожеозерского монастыря Леонид, которому еще в миру было явление Богоматери, повелевшей взять в Моржевской Николаевской пустыни образ Одигитрии и отнести ее на реку Лузу в Устюжском крае, поставил в указанном ему месте келью, затем воздвиг часовню и церковь и выкопал канал, названный им рекой Недумой. О прославлении старца Леонида (ум. 1654) сведений нет, чудесами прославлена икона Одигитрии, принесенная им в пустынь 256 . Память Иулиании Семигородской (17 августа) имеется в основном тексте Друж. 131, тогда как в Друж. 736 отсутствует, что еще раз свидетельствует о наличии у переписчика Друж. 131 источника, не совпадающего полностью с Друж. 736. Старица Иулиания была строительницей Семигородской пустыни, расположенной в 25 верстах от Сосновского Дионисиево-Глушицкого монастыря. Как повествует устное предание, пустынь была основана учениками Дионисия Глушицкого (ум. 1437) в XV в., но во время мора запустела. Старица Иулиания (Медведкова) по явлению ей святой иконы Успения, написанной, по преданию, самим преподобным Дионисием, отправилась на место, где находилась пустынь. Сохранившееся Сказание об Успенской иконе в Семигородском монастыре повествует о чудесах от явленной иконы 257 . Пустынь была бедной и вскоре потеряла самостоятельность – была вновь обращена в мужскую обитель и приписана к Глушицкому монастырю. Особым почитанием икона пользовалась в XIX веке – ее неоднократно носили в г. Кадников и даже в Вологду во время эпидемии холеры в 1831 и 1871 гг. Есть указание на день празднования Семигородной иконы и в Бабушкинских святцах. Однако память самой Иулиании в святцах, как правило, не встречается, нет упоминания о ней в «Описании о российских святых» и фиксация их в святцах Друж. 131 и 130 – едва ли не единственное своего рода свидетельство почитания ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010