Напротив того, шумная слава, заслуженная знаменитым Дидроном в его экскурсиях по христианскому Востоку, не сопровождалась строго научными работами по древностям Афона, которые наиболее его заняли: разные заметки и статьи по отдельным памятникам и вещам, живые, но слишком субъективно построенные на эстетической почве, описания Афона и его обителей, несколько рисунков с вещей и подкрашенных и прикрашенных снимков живописи Панселина 3 – вот и все, что было сделано для самой археологии Афона. Весь этот материал долго не являлся в западной науке с характером самостоятельных исследований и ради самого себя, но лишь с характером служебным и вспомогательным, дополняющим представления о средневековом Западе и его искусстве. Единственным исключением явилось и сыграло большую роль в деле пробуждения на Западе интересов к археологии христианского Востока издание Дидроном «Подлинника Дионисия Фурноаграфиота» с обширным историческим, но не критическим, комментарием. Но, должно сказать тут же, это издание, посвященное предполагаемому окончательному канону византийской иконографии, и столь популярное доселе, было результатом предвзятого взгляда на каноническую неизменяемость византийского искусства с древнейших времен и явилось наиболее вредным фактором в деле утверждения этого взгляда в прошлом веке. В самом деле, только живое научное движение может сообщить интерес предметам археологии, иначе она будет всегда составлять область бесплодного любительства, для которого роды памятников, время и место их происхождения, историческое значение каждого остаются безразличными. Не все ли равно, какой памятник привлечен к эстетической оценке, как образец для переработки, или издается, ради декоративного интереса, будь это эмаль XI века, или икона XVIII века: в данном случае важность его оценивается единственно по редкости, или по степени древности, но и то в силу совершенно второстепенных или чисто практических соображений, которые, видимо, упреждают теоретические взгляды. Решительная перемена в этом отношении последовала не более четверти века назад, когда стала устанавливаться история византийского искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Существует не мало попыток объяснить высокие эстетические достоинства византийской живописи, исходя из особых оптических свойств техники. Для византийского художника, осознающего преображающую силу Божественного света, освоение на практике процесса взаимодействия физического света и материи, его происхождения сквозь материю, становилось условием появления формы и проявления цвета в И. Прием в И. – это порядок, согласно которому на живописную поверхность наслаиваются различные красочные элементы: графические и живописные. Его наипростейшим, «сокращенным» вариантом была 3-слойная скоропись, в которой поверх основного цветового тона наносилась темная и светлая графическая разделка. Порядок работы средневекового художника можно реконструировать благодаря руководствам по технике живописи («Schedula diversarum atrium» пресв. Феофила, кон. XI – нач. XII в; «Il libro dell´arte o Trattato della pittura» Ченнино Ченнини, кон. XIV в.; «Ерминия» иером. Дионисия Фурноаграфиота, ок. 1730–1733, – несмотря на позднюю датировку, терминология «Ерминии» может быть применена для наиболее точного описания приемов византийской и древнерусской живописи). Схема работы иконописца, отвечающая средневековому живописному методу, содержит несколько последовательных этапов. В первую очередь на белой грунтованной доске художник делает «очерк изображения», нанося кистью жидкой черной (реже цветной) краской предварительный рисунок (в иконе в отличие от стенописи он редко дублировался процарапанной графьей). Затем он приступает к золочению фона, «сажая» на особый клей или лак золотые или серебряные, тонко выкованные листочки. Это было «сусальное» (по терминологии русских ювелиров) золото либо серебро. Оно отличалось от твореного (т.е. растертого в «твориле» вместе со связующим веществом) не только блестящей и гладкой фактурой, но и экономичностью. Золото на фонах икон полировалось, так что стыки «внахлест» приклеенных листиков не были видны. Под золото иконописец мог подкладывать особый цветной грунт – коричневый болюс, или оранжевый сурик, или желтую охру, но чаще процесс золочения в византийской и древнерусской иконе в этой технологии не нуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

Подлинник иконописный. С. 10). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота И. упомянут как «старец с небольшою бородою, говорит: бысть слово Господне глаголя: прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя (Иер 1. 4)» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 132. 7. С. 562); в разд. «Как изображаются праздники Богородичные» И. единственный описан без атрибута: «Указывает на Богородицу и говорит: аз тя видех, Отроковице Дево, новаго Израиля путеводящую по стуям жизни» (Там же. Ч. 3. § 10. «Свыше пророцы Тя предвозвестиша». С. 557); также И. упомянут в связи с изображением сцен ВЗ: «Прор. Иеремия ввергается в ров», «Прор. Иеремия извлекается изо рва Авимелехом», «Второе взятие Иерусалима» (Там же. Ч. 2. § 107-109. С. 549-550) - и НЗ: «Сошествие во ад», где по левую руку Христа стоят пророки Иона, Исаия, И. и прав. Авель (Там же. Ч. 3. § 97. С. 517-518), и «Притча о царе, сотворившем браки сыну», где И. ввергают в тинный ров (Там же. С. 526). Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 28; Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul, Wash., 1962. P. 60. Fig. 86. (DOS; 8); LCI. 1970. Bd. 2. Sp. 387-392; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. С. 103; Лазарев В. Н. Визант. и древнерус. искусство. М., 1978. С. 144, 146; он же. История визант. живописи. М., 1986; Belting H., Mango C., Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos at Istanbul. Wash., 1978. (DOS; 16); Gravgaard A.-M. Inscriptions of Old Testament Prophecies in Byzant. Churches. Copenhagen, 1979. P. 59-65; Popovich L. D. Compositional and Teological Concepts in Four Prophets Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321)//Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. T. 8/9. P. 290; eadem. Hitherto Unidentified prophets from Nova Pavlica//Zograf. Beograd, 1988.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Когда сделаешь рисунок святого, то сначала вызолоти венец его, потом отделай поле (фон) вот так: возьми белил и подбавь к ним лулаки [Кубовой краски] так мало, чтобы они пересиливали это вещество, или вместо лулаки употреби персидскую лазурь, либо венецийскую ярь и немного яичного желтка, и отделывай поле. А одежды рисуй какою хочешь краскою с малою примесью желтка; проклади их тонко, вырисуй и отсвети распущенным золотом, но сначала жидким, а потом наводи его ярче, там где падает свет, и просушив, искусно отполируй костью. Точно так же отделывай золотом и надписи святого и другие узоры на поле, и отполируй их, как сказано выше. Так работают московские живописцы. 50. Как писать по-критски Одежды отделывай так: положив темную прокладку, вырисуй их и отсвети раза два-три; наконец наведи самый сильный свет белилами. А лица пиши так: возьми темной охры, немного черной краски и очень мало белил, и этим составом проклади весь облик, обрисуй черты лица темно-коричневым колером, а на ресницы глаз и на зрачки наведи чисто черную краску. Потом возьми белил, мало охры, да киновари по расчету, дабы цвет тела был не желтый, а бело-красноватый, и наводи телесный колер; но смотри, отделывай им не все лицо до самых краев его, а только одну середину его, да и ту тонко. После сего наведи телесный колер побелее на выпуклости и придай силу теням тонким освещением этих выпуклостей посредством белил. Таким же способом наводи телесный колер на руки и ноги. А волосы святых, которые не стары, рисуй так: проклади их темно-коричневым колером, вырисуй черною краскою и освети составом прокладки, потом подбавь к этому составу немного телесного колера и пройди им по освещенным местам. Волосы же и бороды старцев на прокладке вырисуй сероватым колером и потом освети их тонко белилами. 51. Показание размеров человеческого тела Ученик мой! Знай, что естественный рост человека от чела до подошвы измеряется девятью лицами, или мерами. Сперва размерь голову, разделив ее на три части: в первой из них помести чело, во второй нос, а в третьей остальную часть лица, волосы же пиши за чертою сего лица, на меру носа; кроме сего от носа до конца бородки отмеряй три ровные части, из которых две составят бородку, а одна рот.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Когда хочешь сделать снимок с изображения, то поступай так. Если подлинник рисован с обеих сторон, то намажь бумагу невареным льняным маслом, и оставь ее в тени на один день для того, чтобы она пропиталась им, потом натирай ее отрубями, пока сойдет с нее масло, дабы пристали к ней краски, кои будешь накладывать, и дабы не замаслился подлинник; прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника; изготовь черную краску с малым количеством яичного желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробела, а самыми жидкими белилами означь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь нее видны все черты подлинника. А во избежание какой-либо порчи, смотри, накладывай белильные освещения тонко. Если же на задней стороне подлинника нет ни рисунка, ни пятен, то наложи на него непромасленую бумагу, приставь его против света, к окну, или к стеклу, или к оконной раме, и видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою. Снимок, сделанный таким способом, будет сходен с подлинником так же, как и первый. – А если подлинник писан масляными красками, то поступай так. В большую раковину положи черную краску и чесночный сок, тот самый, который употребляется для писания золотом, смешай их, и этим составом покрой на самом подлиннике главные черты святого, которого хочешь отподобить, на чем бы он ни был написан, на масляной бумаге, или на доске, или на стене, или на другом каком веществе. Потом смешай красную краску с чесночным соком и покрой ею светлые места лица или одежды. Если же хочешь, то изготовь и третью и четвертую краску, и обозначь ими все света, так чтобы краски отличались одни от других. Наконец намочи столько листов бумаги, сколько их требует величина подлинника, и проложи их сухою бумагою, дабы она из них вобрала в себя всю воду, и они остались бы чуть-чуть влажны. Потом наложи их на подлинник и тщательно прижимай ладонью, но берегись, как бы не сдвинуть их с места, и осторожно приподняв один край, посмотри, вышел ли отпечаток; если не вышел, то надавливай листы во второй раз тщательнее; и тогда отпечатанный снимок окажется сходным с подлинником. – Только знай и то, что если подлинник давно писан на стене или на доске, то требуется большее количество чесночного соку, а если он недавно писан на стене, или на масляной бумаге, или на доске, то требуется меньше соку и больше краски. Но наперед сделай опыт на малой бумаге, прижав ее к одной или к двум частям подлинника; и если отпечаток будет хорош, то наложи и остальные листы бумаги и нажми их; но смотри, без первоначального опыта не приступай к работе, дабы не трудиться тебе напрасно. 2. Как приготовить угли для рисовки

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Святой Севериан был повешен на стене с привязанным к ногам его камнем. Изображение: На стене укрепленного города два воина вешают святого; к ногам его привязан большой камень. 10. Святые мученицы Минодара, Митродора и Нимфодора засечены были прутьями. Изображение: Святые жены лежат на земле, обнаженные до пояса, головы их повязаны платками; три воина секут их прутьями. 11. Святые Диодор, Диомид и Дидим засечены были воловьими жилами. Изображение: Диодор, старец, Диомид и Дидим, юные, с едва показавшимися бородами, лежат на земле, изъязвленные с головы до ног; три палача секут их воловьими жилами. 12. Святой Автоном умерщвлен был палками и камнями. Изображение: Святой, в первых летах мужества, с круглою бородою, стоит на коленах, простерши руки к небу; четыре воина побивают его: одни камнями, другие палицами. 13. Святые Кронид, Макровий, Леонтий и Серапион потоплены были в море. Изображение: Среди моря с малого судна воины бросают святых в воду. Макровий, до половины свешенный за борт старец; Кронид диакон – юн, остальные – с проседью. 14. Святой Феоклес усечен был мечом. Изображение: Святой юный, без бороды, лежит на земле, обезглавленный; подле него стоит палач с мечом. 15. Святой Никита сожжен был огнем. Изображение: В горящем костре св. Никита, юный, с бородою едва показавшеюся, стоит, подняв глаза и руки к небу; два воина подкладывают в огонь дрова. 16. Святая Евфимия, отданная на съедение медведям и львам, предала дух свой Богу, быв невредима ими. Изображение: Среди львов и медведей св. Евфимия стоит на коленах, подняв глаза и руки к небу. 17. Св. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София усечены были мечом. Изображение: На горах видны дома и подле них святые мученицы: две лежат на земле обезглавленные, а две на коленах преклоняют головы свои под меч палача. 18. Святые София и Ирина усечены были мечом. Изображение: Обе жены лежат обезглавленные, их палач влагает в ножны меч свой. 19. Святые Трофим и Доримедонт были усечены мечом, а Савватий убит палками. Изображение: Трофим, юный, с едва показавшеюся бородою, лежит обезглавленный; Доримедонт, без бороды, стоит на коленах; руки его связаны назад; палач усекает его в выю; а Савватий лежит навзничь, изъязвленный от головы до ног; подле него видны два воина с палками; один бьет его, а другой поднял палку. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

изображается так:Христос сидит на престоле, как царь, и благословляет. Его окружают ангелы. Пред Ним стоит человек на коленах и говорит: потерпи на мне, и вся ти воздам. Позади сего человека диаволы держат многие исписанные хартии. В другом отделении картины тот же человек ведет другого в темницу и говорит ему: отдаждь ми, имже еси должен. В третьем отделении Христос сидит на престоле, а два ангела, взирая на Него, показывают перстом на этого человека. В четвертом отделении пред Христом диаволы связывают цепями этого же человека и влекут его в ад. 11. Притча о нанятых делателях. Подобно есть царствие небесное человеку и проч... (Матф. 20, 1–16) изображается так: Христос стоит; позади Его ветхозаветные праведники разделены на четыре сонма. В первом сонме Энох приносит жертву, Ной смотрит на радугу, с ними молятся другие старцы; над ними написано: первого часа делатели. Во втором сонме Авраам приносит в жертву сына своего; Исаак благословляет Иакова; Иаков благословляет двенадцать сынов своих; над ними написано: третьего часа делатели. В третьем сонме Моисей держит скрижали и поучает народ Божий; подле него стоит Аарон и другие праведники; над ними написано: восьмого часа делатели. В четвертом сонме изображаются пророки: иные побиваемые камнями, другие перепиленные, иные биемые; над ними написано: девятого часа делатели. А пред Христом стоят апостолы и разные племена и поклоняются Ему; над ними написано: одиннадцатого часа делатели. В другом отделении картины Христос сидит в раю, окруженный множеством ангелов и всеми ликами святых; близ Него сидят апостолы, а праведный Энох с сонмом своим говорит Христу, указывая на апостолов: сии последние единый час делали, и равных нам сотворил еси их, понесшим тяготу дне и вар. Христос отвечает ему с кротостью; друже, не обижу тебе, не по пенязю ли совещал еси со Мною? возьми твое и иди. 12. Притча о двух сынах. Человек некий име два сына и проч. (Матф, 21, 28–31) изображается так: стоит Христос. По одну сторону Его видны иудеи, фарисеи и книжники, не смотрящие на Него и не принимающие учения Его, а по другую мытари, блудницы и язычники, поклоняющиеся Ему. 13. Притча о делателях убийцах. Человек некий бе домовит и проч. (Марк. 21, 33–45)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

В небе Пресвятая сидит на престоле с младенцем, и на Нее взирает лик преподобных, стоящих на земле. 15. Весь бе в нижних На небе Христос, сияющий чистейшим светом, окружен ликами ангелов, а под небом Он же благословляет обеими руками апостолов и людей, стоящих по обе стороны Его. 16. Всякое естество ангельское Христос сидит на престоле и благословляет; над Ним отверсто небо, и все лики ангелов в удивлении нисходят оттуда к Нему и восходят от Него. 17. Ветия многовещанныя Пресвятая сидит на престоле с Младенцем. По обе стороны Ее стоят мужи и старцы, одни в наглавиях, повитых у чела платками, другие в повязках из платков и удивляются. У ног их на земле лежат книги их, раскрытые и закрытые. 18. Спасти хотя мир Рисуются небо с солнцем, луною и звездами и исходящие из него два ангела, а под небом – горы, испещренные деревами и цветами, и на них селения. Наконец, Христос, идущий с апостолами, которые следуют за Ним, изумленные, и разговаривают между собою. 19. Стена еси девам В доме Пресвятая стоит и держит на руках Господа, яко младенца. На Нее взирают многие девы (три коронованные ошуюю). 20. Пение всякое побеждается В небе Христос сидит на престоле и благословляет. Вокруг Его стоят ангелы. А внизу святители и преподобные держат раскрытые книги и свитки. Среди них престол, и на нем сосуд с курящимся фимиамом. 21. Светоприимную свещу Пресвятая стоит на облаке и держит (у груди) Господа, яко младенца. Вокруг Нее блистает великий свет и лучи струятся на землю. Тут же, в темной пещере, люди стоят на коленах и взирают на Пресвятую. 22. Благодать дати восхотев Среди горниц стоит Христос и руками своими раздирает хартию с письменами еврейскими, в конце которой написано: рукописание Адама. По обе стороны Его на коленах стоят мужи и старцы. 23. Поюще твое рождество В храмине Пресвятая сидит на престоле и держит на руках Господа, яко младенца. Пред Нею стоят архиереи и священники, держащие, кто Евангелие, кто кадильницу, а позади них певцы, одни в скиадах на голове, другие в высоких и белых клобуках. Они поют. Среди них стоят диаконы и сказывают стихиры, держа развернутые хартии. 24. О всепетая Мати

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Ее погибель посланники заранее предсказали Ибрахиму (XV 60) и Л. (XXIX 33). Мусульманские экзегеты, вероятно, опирались на агадические предания, согласно к-рым она была наказана за то, что нечестием уподобилась др. жителям города, а также за то, что при появлении у Л. посланцев побежала к соседям за солью, чтобы т. о. выдать их приход. Д. Кюнстлингер, сравнив положительные характеристики Л. в христ. традиции с его отрицательным изображением в агадической лит-ре, пришел к выводу, что образ Л. в Коране имеет христ. корни. В испытавшем же исламское влияние евр. трактате IX в. «Пирке де-Рабби Элиезер» Л. представлен как положительный персонаж. В ислам. лит-ре о пророках и в памятниках тафсира история Л. была расширена гл. обр. за счет библейского материала и его иудейских и христ. толкований. Мусульм. экзегеты высказывали мнение, что одна из дочерей Л. была матерью пророка Айюба (Иова). Особое внимание толкователи уделяли дочери Л. Зугар, по имени к-рой получили название один из городов и Мёртвое м. Имя Лут, соотнесенное в араб. языке с корнем   (приклеиваться, прилепляться), дало производную группу слов, означающих гомосексуальность (     - содомия). Лит.: K ü nstlinger D. Christliche Herkunft der kura  nischen Lo  t-Legende//Rocznik Orjentalistyczny. Lwów, 1929/1930. T. 7. P. 281-295; Heller B., [Vajda G.]. Lu  t//EI. 1986. Vol. 5. P. 832-833; Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 68-71; Фролов Д. В. Семантика мотива камня в Коране//Семантика образа в литературах Востока. М., 1998. С. 102-120; Busse H. Lot//Encyclopaedia of the Qur " a  n. Leiden, 2003. Vol. 3. P. 231-233; Гайнутдинова А. Р. Истории пророков в Коране. М., 2009. С. 159-171. С. А. Моисеева Иконография В «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) упоминание о Л. встречается в связи с историей Авраама, к-рый, «победив царя Ходоллогомора [очевидно, Кедорлаомера] и союзников его, освобождает племянника своего Лота» (Быт 14. 14-16). Посреди батальной сцены, где «воины преследуют воинов и царей и поражают их», представлен вооруженный Авраам, к-рый держит за руку Л., «а позади видны кони, овцы и волы» (Ерминия ДФ. Ч. 2. 28. С. 55). Историю истребления Содома и Гоморры «Ерминия» предписывает изображать следующим образом: «Три ангела смотрят вниз с облаков, из коих дождем льется пламень. Внизу горят разрушенные дома, и в них лежат мертвые люди. А вдали Лот и две дочери его бегут по горе: позади их Лотова жена, белая как соль, озирается назад» (Там же. 31. С. 56). Рус. иконописный подлинник сводной редакции (XVIII в.) С. Т. Большакова упоминает Л. в части «Подлинник святым праотцем, как их писать», отражая сложившуюся к кон. XVI в. традицию размещения икон в рус. высоких иконостасах праотеческого ряда; имя Л. в подлиннике приведено между именами праотцев Иакова и Сифа; он «сед, власы малы, брада велика седа, что Григория Нисского, верх риза празелень, испод багор, в свитке пишет «Изведе мя Господь из Содому и спасе мя»» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 10).

http://pravenc.ru/text/2110743.html

Фараон сидит на престоле, окруженный воинами. Пред ним Иосиф сидит на золотой колеснице, которую везут два коня. Впереди один человек трубит, а позади идут воины с копьями и разные люди. 41. Иосифу поклоняются братья его В чертоге Иосиф, молодой, сидит на престоле, как царь. Пред ним стоят на коленях десять братьев его. А внутри подле чертога видны кони и ослы, навьюченные мешками ( Быт. 42 ). 42. Иосиф открывается братьям своим В чертоге Иосиф целует своих братьев. А вне чертога те же братья стоят печальные подле вьючных животных; воины развязывают мешки, поверженные на землю, а один из них из мешка Вениаминова вынимает серебряную чашу ( Быт. 45 ). 43. Иосиф встречает отца своего Иакова и братьев своих Подле укрепленного города видны воины на конях и вельможи, а пред ними конь с золотым седлом и золотой уздою; его держат два воина в золотой одежде. Впереди них спешившийся Иосиф целует отца своего Иакова, за которым стоят братья его, женщины с детьми на колесницах и вьючные животные. 44. Иаков благословляет детей Иосифа, прообразуя крест Господень Иаков сидит на постели. Пред ним стоят справа Манассия, а слева Ефрем. На головах их Иаков держит руки свои крестообразно, правую на Ефреме, а левую на Манассии. Иосиф стоит позади их и удивляется ( Быт. 48 ). 45. Иаков благословляет двенадцать сынов своих Иаков сидит на постели, и простирая руки благословляет детей своих, которые стоят пред ним на коленах. 46. Дочь фараона находит Моисея в корзинке Среди гор течет река; у берега ее стоит корзинка; тут же царская дочь сидит на седалище; с правой и левой стороны ее две девицы держат покрывало сзади нее, а третья девица перед нею открывает корзинку и вынимает из нее младенца (Исх., гл. 2). 47. Моисей, пася овец, видит горящую купину Моисей развязывает свои сандалии. Около него стоят овцы. Перед ним горит купина. Среди нее видна Богоматерь с младенцем, как бы под сводом. С одной стороны купины ангел смотрит на Моисея, а с другой тот же Моисей стоит простерши одну руку, и в другой держа жезл ( Исх. 3 ). 48. Моисей возвещает евреям освобождение их

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010