Петр и Феврония Муромские Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. Святые мученики Гурий, Самон и Авив Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284–305) и Максимиане (305–311) в городе Едессе были схвачены два друга, христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям. Мученики все переносили с твердостью и молитвой. Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили. Христиане погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311–324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.

http://azbyka.ru/semya/svjatye-pokrovite...

Через полтора года апостол Павел отправился в Сирию. Вместе с ним отправились святые Акила и Прискилла. В Ефесе апостол Павел оставил их для проповеди слова Божия ефесянам, а сам отбыл в Иерусалим. Известно влияние святых Акилы и Прискиллы на одного из известных вероучителей того времени, Аполлоса, впоследствии ставшего апостолом от семидесяти. Аполлос во многом верно учил о Христе, но знал только Иоанново крещение. Святые Акила и Прискилла разъяснили ему учение Христа Спасителя. После смерти императора Клавдия святые Акила и Прискилла вернулись в Рим, но пробыли там недолго. Апостол Павел назначил святого Акилу епископом в Асию. Святые Акила и Прискилла усердно трудились, проповедуя слово Божие не только в Асии, но и в Ираклии, и Ахаии. Проповеди святых Акилы и Прискиллы постоянно сопутствовала молитвенная помощь апостола Павла. О его постоянной памяти о своих учениках известно по при ветствиям в апостольских Посланиях. Так, в Послании к Римлянам апостол Павел писал: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все Церкви из язычников, и домашнюю их церковь » ( Рим.16:3–4 ). Святые Акила и Прискилла приняли смерть от язычников. Мощи святых находятся в Риме. Святые мученики Кирик и Иулитта пострадали за Христа около 305 года в царствование римского императора Диоклитиана (284–305). Они жили в г. Иконии Ликаонийской области (Малая Азия). Святая Иулитта происходила из рода римских императоров, была христианкой. Рано овдовев, святая Иулитта одна воспитывала маленького сына Кирика. Когда в Ликаонийской области началось воздвигнутое императором Диоклитианом гонение на христиан, святая Иулитта оставила свой дом и вместе с трехлетним сыном и двумя верными служанками отправилась странствовать. Скрывая свое происхождение, она, как странница и нищая, пришла в сирийский город Селевкию, но и там язычники жестоко мучили христиан. Тогда святая Иулитта отправилась в киликийский город Тарс и поселилась там среди бедняков. Однако в скором времени ее узнали и вместе со святым Кириком отвели на суд к гонителю христиан игемону (правителю) Александру. Святая Иулитта, укрепленная Господом, исповедала себя христианкой. У нее отняли ребенка и стали жестоко избивать. Святой Кирик, видя мучения матери, рыдал и вырывался из рук державших его язычников. Игемон взял святого Кирика на руки и стал его утешать, но мальчик еще более взволновался и стал громко восклицать: «Я христианин, пусти меня к матери». Тогда разгневанный игемон бросил его с высоты своего помоста на каменные ступени. Святой Кирик покатился по ним и, обагрив их своей кровью, мученически скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память святого мученика Панхария 284 году римская империя разделилась на восточную и западную. Первою управлял Диоклитиан и жил в Ниикомидии, а второю — Максимиан, имевший своею резиденциею Рим. Оба царствовали с 284 до 305 года. ( < < back) или Узипеты обитали в западной Германии на правом берегу реки Рейна на север и на юг от притока этой реки. Город Вилапат на картах не означен, но думают, что он носил название Виллы. ( < < back) назарянин употреблено здесь в смысле христианина, последователя Христа, Которого иудеи называли этим именем, потому что большую часть Своей земной жизни Он провел в Назарете. ( < < back) главный дворецкий при дворе римских императоров. ( < < back) е., христианскую. Христиан в насмешку называли галилеянами. ( < < back) народных зрелищ в Риме был цирк. Здесь происходили состязания бойцов между собою и со зверями. Здесь же во время гонений отдавали христиан на растерзание диким зверям. ( < < back) кончина святого Панхария последовала около 302 г. ( < < back) Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия была ночь под великую пятницу. ( < < back) Страдание святой мученицы Фотины Фотина — та самая жена самарянка, с которой беседовал Господь у колодезя. Рассказ о беседе Спасителя о женою Самарянкою находится в Евангелии Иоанна, 4:5 ст. и далее. ( < < back) Нерон царствовал в Риме с 54 до 68 года. Бывшее при нем гонение на христиан началось с 65 года и продолжалось до 68 года, когда это государь самоубийством положил конец кровопролитию. В это гонение пострадали в Риме святые Апостолы Петр и Павел. ( < < back) древний приморский город на севере Африки, основанный финикиянами и бывший знаменитой в древности их колонией. Разрушенный в 146 году до Р. Х., восстановлен был при первых римских императорах, достиг высокой степени процветания и отличался в первые века христианства сильным развитием языческого греко-римского культа, отчего долгое время в нем держались суеверия, чародейства и, так называемые магические искусства. Ныне на его месте находится город Тунис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

название филистимского города Иавнеи, между Экроном и морем; ныне — это большое село с наименованием Иевна. юго-восточная береговая страна Малой Азии. было в 309 году. Память святого Маруфа епископа и святых мучеников, пострадавших в Мартирополе Тагрит, или по греч. Мартиропол, до времен Юстиниана принадлежал к греческой империи и был пограничным ее городом с Персидскою империею. царь Uздerepд I царствовал с 399 по 420 г. оставил после себя довольно много сочинений на сирском языке, которые доселе не все изданы. Особенно заслуживают известности: 1) неизданный его Толкование на Евангелие; 2) История мучеников Персидских; 3) Левни Маруфы; 4) Литургия, его и 5) 73 правила Собора Никейского с описанием деяний сего собора. Мощи святого Маруфа были впоследствии перенесены в Египет и положены в скитском монастыре Богоматери. Страдание святого великомученика Феодора Тирона Максимианом здесь разумеется Максимиан Галерий, зять императора Диоклитиана (284–306), соправитель его на Востоке, и после — его преемник (305–311). Максимин Дака был соправителем Максимиана Галерия, которому он доводился племянником. От своего дяди он получил во владение Сирию и Египет с титулом цезаря. Царствовал почти одновременно с Галерием (305–313). Тирон  — слово римское, значит: новобранец, воин новый. Препозит  — слово латинское, значит начальник. Амасия  — сильно укрепленный город в Понте, по обоим берегам Ириса, бывшая столица понтийских царей. Понт  — северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся по берегу Черного моря или Понта Эвксинского, как это море называлось в древности. Таким образом, Понтийская область от моря получила свое название. Второго Лица Святой Троицы Словом заимствовано у Евангелиста Иоанна Богослова. Свое Евангелие евангелист Иоанн начинает, вдохновенными строками о Боге-Слове, прежде век бывшем с Богом Отцом, — Слове, «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:1–3). разумеется языческая богиня Цибела, дочь неба (Урана) и земли (Геи); она почиталась как великая матерь богов, так как греческая мифология считала ее матерью олимпийских богов с Зевсом во главе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ианнуарий Беневентский, Путеольский, сщмч. Описания иконы Ианнуарий Беневентский, Путеольский, сщмч. - житие Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики Прокул, Соссий, Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион приняли мученическую смерть за Христа около 305 года, во время гонения императора Диоклитиана (284 - 305). Святителя Ианнуария схватили и привели на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею. За твердое исповедание христианской веры святителя бросили в раскаленную печь. Но, подобно вавилонским отрокам, он вышел оттуда невредимым. Тогда по приказу Тимофея его растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости. Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеола вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Сессий и Прокул, и два мирянина - святые Евтихий и Акутион. На следующее утро всех мучеников выве[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Сщмч. Ианнуарий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 6303.jpg:   Размер: 425x1200, 0.51 MPix, 121 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (140) , (0) . Описание: [Константинополь. 985.] Сщмч. Ианнуарий и с ним пострадавшие. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 6304.jpg:   Размер: 1200x821, 0.99 MPix, 197 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (131) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 20 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 6305.jpg:   Размер: 310x1194, 0.37 MPix, 67 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (126) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1863

Акафист святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, небесным покровителям брака 29 сентября, 2008. Редакция " Правмира " Прославляя святых мучеников в акафисте, Святая Церковь обращается к ним: «Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака небеснии покровителие». Житие святых мучеников Гурия, Самона и Авива Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284305) и Максимиане (305 — 311) в городе Едессе были схвачены два друга: христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу. Мученики всё переносили с твердостью и молитвой ко Господу, которую записал один из свидетелей их мучений: «Господи Боже мой, без Его же воли ниже птица едина падет в сеть. Ты, Иже Давидово сердце в скорби распространил еси, Иже пророка Даниила крепчайше львов показал еси, отроком же Авраамлим победительми мучителя и пламени быти даровал еси. Ты и ныне, Господи, ведый немощь естества нашего, виждь брань, восставшую на нас. Тщится бо враг отторгнуть от Тебе дело десницы Твоей и лишить (нас) сущей у Тебя Славы. Но Ты, благосердым Твоим оком призрев на нас, соблюди в нас неугасаемый светильник Твоих Заповедей. Твоим же светом исправь стопы наши, и сподобн нас наслаждаться блаженства Твоего, яко благословен еси во веки веков». Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили (+ 299 — 306). Христиане погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311 — 324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам вошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу (+ 322). Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.

http://pravmir.ru/akafist-svyatym-muchen...

Святой принял мученическую кончину во времена императора Диоклетиана. Священномученик Артемон родился в первой половине III-ro века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12 лет. За усердие к Божественным службам, Сисиний, епископ Кизический возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28 лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды. Там они разбили и сожгли идолов. Затем святитель Сисиний и святой Артемон собрали паству в церкви и горячо убеждали христиан оставаться твердыми в вере и не страшиться угроз мучителей. Прибыв в Лаодикию, Патрикий устроил пятидневные торжества в честь языческих богов, а затем направился в капище Артемиды для принесения жертвы. Он узнал, кто разрушил капище, и с отрядом воинов направился к церкви, где молились христиане. Не дойдя до церкви, Патрикий почувствовал внезапный озноб, а затем жар, так что его пришлось, еле живого, внести в первый находившийся на пути дом. «Христиане прокляли меня, и это их Бог мучит меня», — сказал он приближенным. Мольбы Патрикия к идолам не облегчили его страданий. Он послал гонца к святителю Сисинию и просил его помощи, обещая в благодарность сделать золотую статую епископа. Святитель ответил: «Золото твое да будет с тобою, а если хочешь исцелиться, уверуй во Христа». Патрикий испугался смерти и объявил, что верует во Христа. По молитве святителя Сисиния болезнь оставила его. Но совершившееся чудо не изменило закоснелой души язычника. Хотя он не тронул святителя Сисиння, однако отправился выполнять императорский указ к другим христианам в город Кесарию. По пути он встретил старца, за которым шли попарно шесть диких ослов и два оленя. Это был священник Артемон.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский , родился в сирийском городе Самосате. В 12-летнем возрасте он остался сиротой. Лукиан роздал имущество нищим, а сам пошел в город Эдессу к исповеднику Макарию, под руководством которого прилежно читал Священное Писание и учился подвижнической жизни. За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером. В Антиохии святой Лукиан открыл школу, где собрал множество учеников и наставлял их книжной премудрости. Святой Лукиан занимался учеными трудами, исправлял текст Священного Писания , испорченный переписчиками и еретиками (Исправленный им полный греческий текст Библии во время его исповеднического подвига был спрятан в стене и найден при святом Константине Великом .) В гонение Диоклитиана (284–305) святой был схвачен по доносу еретиков и отправлен в никомидийскую темницу, где находился в течение 9 лет. Он укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти, и сам мужественно претерпевал страдания. От многих страшных пыток и голода святой Лукиан скончался в темнице. Перед смертью , желая причаститься Христовых Таин на праздник Богоявления, прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Тело святого мученика было брошено в море, но через 30 дней дельфины вынесли его на берег. Верующие с честью похоронили многострадальное тело святого Лукиана. Святитель Иоанн, епископ Суздальский Святитель Иоанн, епископ Суздальский , с юности возлюбил иноческую жизнь и поступил в один из монастырей города Суздаля. Смиренный и добродетельный монах, он Промыслом Божиим в 1350 году был поставлен первым епископом Суздаля и Нижнего Новгорода. Высокий сан не стал помехой святителю Иоанну в любви и сострадании к бедным и больным людям. Для недужных он строил богадельни, за бедняков заступался пред князьями. Известен святитель и как проповедник Евангелия среди языческой мордвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В течение тридцати лет святой смиренно совершал служение Богу. Блаженная кончина святого князя последовала около 1390 года. После смерти на его теле обнаружили золотую цепь и перстень – знаки княжеского достоинства, и тяжелые железные вериги – свидетельство подвига спасения, а также небольшую рукопись, на которой рукой благоверного князя было написано: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое и дом, и прочее». Благоверного князя-пономаря погребли при храме, в котором он спасался. На том месте впоследствии возник монастырь. Вскоре началось его почитание наряду с другими Переславскими святыми. Празднование памяти святого Андрея совершалось 27 октября, в день преставления, одновременно был написан его образ и составлена служба. Святые мощи благоверного князя Андрея были обретены в 1539 году преподобным Даниилом Переславским († 1540), по благословению митрополита Московского Иоасафа (1539–1541), и прославились источением многочисленных исцелений. В 1749 году указом Святейшего Синода было окончательно утверждено празднование благоверному князю Андрею. Преподобный Нестор Некнижный Преподобный Нестор Некнижный , именуемый так в отличие от преподобного Нестора Летописца , подвизался в Дальних пещерах. Память его совершается 27 октября, вероятно, ради тезоименитства с мучеником Нестором Солунским (306). Имя преподобного Нестора Некнижного упоминается в общей службе преподобным Дальних пещер: «Слово Божие, вразумляющее челодень века, не книжныя мудрости научи тя, Несторе святе, но вышния; еюже зрел еси при молитвах Ангелы, и кончину свою предвидел еси, тоя и нас причастники сотвори молим тя, память твою почитающе». Память его совершается также в Соборе отцов Дальних пещер 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. 28-й день Святая великомученица Параскева Святая великомученица Параскева пострадала в начале IV века при Диоклитиане (284–305). Благочестивые родители святой Параскевы жили в III веке в г. Икония (Малая Азия).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феврония Сирская, прмц. Описания иконы Феврония Сирская, прмц. - житие Преподобномученица Феврония дева пострадала в царствование Диоклитиана (284 - 305). Она воспитывалась в монастыре в городе Сиваполе (Ассирийская область). Настоятельницей обители была игумения Вриенна, тетка святой Февронии. Игумения, заботясь о спасении святой Февронии, назначила ей более строгий образ жизни, чем остальным инокиням. По уставу обители по пятницам сестры оставляли свои послушания и весь день проводили в молитве и чтении Священного Писания. Обычно игумения поручала чтение святой Февронии. Слава о ее благочестивой жизни распространилась по городу. Знатная молодая вдова Иерия, язычница, стала посещать святую Февронию. Под влиянием ее наставлений и молитв она приняла святое Крещение и привела к Христовой вере своих родителей и родственников. Диоклитиан направил в Ассирию для истребления христиан отряд воинов во главе с Лисимахом, Селином и Примем. Селин, дядя Лисимаха, отличался жестокостью в отношении христиан, а Лисимах был расположен к ним, так как его мать стар[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Прмц. Феврония. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 10592.jpg:   Размер: 381x1200, 0.46 MPix, 97 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Июнь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10593.jpg:   Размер: 348x1200, 0.42 MPix, 101 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (130) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 25 июнь (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10594.jpg:   Размер: 333x1200, 0.4 MPix, 83 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (116) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3035

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010